Содержание

Введение. 3

Глава 1. Экономические циклы и их роль в условиях рыночной экономики  5

1.1. Понятие экономического цикла, его динамика и виды циклов. 5

1.2. Кейнсеанская модель экономического цикла. 12

1.3. Монетаристская теория цикла. 13

Глава 2. Антициклическая политика. 15

2.1. Содержание и основные направления антициклической политики. 15

2.2. Государственное регулирование экономического роста как приоритет антициклической политики. 21

2.3. Особенности антициклического государственного регулирования в РФ.. 25

Заключение. 30

Список литературы.. 32

Введение

Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника, или крах.

Экономический цикл охватывает всевозможные стороны жизни общества. Он проникает всюду - в производство, строительство, занятость, доход, на фондовую биржу, и в политику. Даже такие неэкономические явления как рождаемость и браки ощущают на себе всю полноту кризиса.

Экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики. Так, например, более всего от спада страдают рабочие и отрасли промышленности, выпускающие средства производства, потребительские товары длительного пользования, строительство. Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад.

Со времен X. Кларка, впервые предположившего не случайность наступления кризисов в экономике Англии, многие экономисты пытались объяснить природу и общие закономерности экономического цикла. Предлагались самые различные теории, начиная от колебаний солнечной активности, воздействовавшей на экономику, заканчивая современной теорией реальных циклов (нобелевская премия 2004г.).

Но ни одна из теорий не признается экономистами как единственно верная. У каждой из теорий есть свои изъяны, своя «ахиллесова пята». До сих пор истоки и закономерности цикличности развития экономики волнуют умы экономистов. До сих пор строятся новые теории и ломаются копья. Как известно, там, где нет единства мнений всегда есть почва для исследований. А теория экономической динамики, в которую входит теория экономических циклов, наверное самый спорный из разделов макроэкономики. Столь многочисленные дебаты по данной теме подчеркивают исключительную важность знания закономерности циклического развития экономики. Возможность предсказать наступление кризиса или бума, дает соответственно возможность снизить негативные факторы кризиса, либо максимизировать положительные эффект роста. Особенно важной указанная возможность представляется для экономической деятельности в нашей стране, переживающей глубокий структурный кризис начиная с 1989г. и не менее глубокий финансовый кризис(1998-1999гг). В свете этих событий, власти вынуждены ограничивать реформаторскую деятельность с целью сохранения стабильности в стране. То есть циклические явления имеют чрезвычайную важность для макроэкономической политики государства. Все выше сказанное определяет актуальность данной работы.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности экономических циклов в динамике экономического развития.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.           Рассмотреть понятие экономического цикла, его динамику и виды циклов;

2.           Раскрыть особенности кейнсеанской модели экономического цикла;

3.           Охарактеризовать монетаристскую теорию цикла;

4.           Рассмотреть содержание и основные направления антициклической политики государства;

5.           Раскрыть особенности государственного регулирования экономического роста как приоритета антициклической политики;

6.           Описать особенности антициклического государственного регулирования в Российской Федерации.

Глава 1. Экономические циклы и их роль в условиях рыночной экономики

1.1. Понятие экономического цикла, его динамика и виды циклов

Прежде всего, необходимо определиться, что же такое экономический цикл, из каких фаз он состоит, а так же, какие виды экономических циклов выделяют экономисты. Этим вопросам посвящен данный параграф.

Экономические циклы — постоянно повторяющиеся колебания экономической активности.

Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыноч­ной экономики, в течение которого происходит увеличение объ­ема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, деп­рессия, оживление и, наконец, снова его рост (рис. 1). /1, с. 487/

 

На данном графике крайние точки развития рыночной эконо­мики характеризуют экономический бум и кризис. Подъем, эко­номики начинается с фазы оживления, восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных догово­ров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения безработицы, роста потреби­тельского спроса. Затем начинается чистый рост, который харак­теризует постоянное, нарастающее увеличение объема производ­ства товаров и услуг, высшая точка этого подъема характеризует­ся как бум. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает.

Рецессия (сокращение) – состояние экономики, когда валовой национальный продукт при неуклонном снижении становится меньше, что свидетельствует о спаде производства или замедлении темпов его развития.

Кризис рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, со­кращения деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то опреде­ленный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он воз­никает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стреми­тельным падением цен, банкротством банков, остановкой пред­приятий (фирм), ростом процента и безработицы. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста в эко­номической литературе называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад ры­ночной экономики. Низшая точка этого спада есть кризис.

Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую (“очис­тительную”) функцию. Во время кризиса возникают побудитель­ные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис — важнейший элемент механизма саморегу­лирования рыночной системы хозяйства.

За спадом следует период депрессии (стагнация), который ха­рактеризуется застойным состоянием рыночной экономики, сла­бым спросом на потребительские товары и услуги, значительной нагрузкой предприятий, массовой безработицей, снижением уров­ня жизни населения. В этот период происходит приспособление хозяйства к новым условиям и потребностям экономики.

Характерной особенностью циклического развития является то, что это в первую очередь развитие, а не колебания вокруг некой постоянной(потенциальной) величины. Цикличность означает развитие по спирали, а не по замкнутому кругу. Этот механизм прогрессивного движения в самых разных его формах. В экономической литературе особо подчеркивается, что циклические колебания происходят около траектории долгосрочного роста (векового тренда), что отображено на рис.2.

 

Видовая характеристика циклов очень обширна. Ученые выделяют более 1400 видов циклов. Однако наиболее популярная и оправданная, с нашей точки зрения, является классификация по критерию продолжительности:

-             “Циклы запасов” или малые циклы - длится 3-4 года.

-             “Циклы строительства” или средние циклы - длится 7-15 лет.

-             “Длинные волны” - длятся 45-60 лет. /4, с.510/

Малые циклы связаны с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке. При формировании устойчивого дефицита изменяются отраслевые пропорции, создается новая структура народного хозяйства путем перегруппировки внутри сложившихся производительных сил. Материальной основой малых циклов является массовое обновление товаров длительного пользования.

Средние (промышленные) циклы связаны с изменением спроса на оборудование и сооружения, а сам спрос, его величина и направление зависят, в свою очередь, от внедрения новых технических и технологических достижений, которое осуществляется обычно за 7-15 лет (за это время новый уровень экономического равновесия системы образуется через механизм перелива капитала с последующим инвестированием). Материальной основой средних циклов является массовое обновление основного капитала, в результате чего производство совершенствуется. Однако на каком-то этапе дальнейшее совершенствование производства становится невозможным, на смену старой технической системе приходит иная, совершенствование которой происходит за несколько средних циклов. Эта техническая система также исчерпывает себя, и наступает новый технологический способ производства, протяженность которого соответствует большому экономическому циклу (длинной волне).

Современной общественной науке известны более 1380 типов цикличности. В экономической теории известно несколько типов экономических циклов, которые называют волнами:

-             циклы Н.Д. Кондратьева (50-60 лет) – «длинные волны»;

-             циклы С. Кузнеца (18-25 лет);

-             циклы К. Жугляра (10 лет);

-             циклы Дж. Китчина (2 года 4 месяца)./5, с. 336/

Краткосрочные циклы принято называть циклами Китчина, посвятившего этой проблеме свою работу в 1923 году. Китчин связывал продолжительность цикла, которую он принимал равной трем годам и четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако, в настоящее время подобное объяснение причин краткосрочного цикла может удовлетворить очень немногих.

Большинство современных экономистов, поддерживающих идею существования краткосрочных экономических циклов, склонно рассматривать их лишь как неотъемлемую часть общей циклической системы, основу которой составляют среднесрочные экономические циклы, получившие название циклов Жугляра, по имени французского экономиста, исследовавшего экономические колебания во второй половине XIX века.

Клемент Жугляр рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита.

Кризис - основную фазу цикла - Жугляр оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса.

Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет.

Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

Следует упомянуть и о так называемых строительных циклах, или циклах С. Кузнеца (американского экономиста). С. Кузнец считал, что колебательные процессы (длительность цикла 15-20 лет) связаны с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений.

Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н. Д. Кондратьеву. Его исследования охватывают развитие Англии, Франции и США за период 100 – 150 лет. Он обобщил материалы с конца ХVIII в. по таким показателям, как средний уровень товарных цен, процент на капитал, номинальная заработная плата, оборот внешней торговли, добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца. В результате исследований он выделил следующие большие циклы (50-60 лет):

-             I цикл с 1787 по 1814г.- повышательная волна, с 1814-1851г. – понижательная волна;

-             II цикл с 1844 по 1875г. - повышательная волна, с 1870 по 1896г.- понижательная волна;

-             III цикл с 1896 по 1920г. – повышательная волна./2, с. 271/

Наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами существуют большие экономические циклы. Большие экономические циклы не могут быть объяснены случайными причинами. Кондратьев объяснял существование больших экономических циклов тем, что длительность функционирования различных созданных хозяйственных благ неодинакова, Равным образом для их создания требуется различное время и различные средства. Как правило, наиболее длительный период функционирования имеют мосты, дороги, здания и другая инфраструктура. Они же требуют и наибольшего времени и наибольших аккумулированных капиталов для их создания. Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная причина их лежит в механизме накопления, аккумуляции и рассеяния капитала, достаточного для создания новых элементов инфраструктуры. Однако действие этой основной причины усиливается действием вторичных факторов.

Начало подъема («повышающая волна») совпадает с моментом, когда накопление достигает такого состояния, при котором становиться возможным рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производственных фондов. Подъем сопровождается осложнениями, вызываемыми промышленным кризисом среднесрочного цикла.

Понижение темпа экономической жизни («понижающая волна»), вызванное накапливающейся совокупностью экономических факторов отрицательного характера, в свою очередь обусловливает усиление поисков в области создания совершенной техники и сосредоточение капитала в руках промышленно-финансовых групп. Все это создает предпосылки для нового подъема, и он повторяется вновь, хотя и на новой ступени развития производительных сил.

В соответствии с концепцией Кондратьева, начало подъема в новом большом экономическом цикле приходилось на середину 40-х годов, а следующего - на середину 90-х годов.

Цикличность как форма движения рыночной экономики проявляется в непрерывных колебаниях деловой активности, взлётах и падениях рыночной конъюктуры, чередовании преимущественно экстенсивного (фаза подъёма) и преимущественно интенсивного (после кризиса) типов экономического роста. Эпицентр циклического движения – экономический кризис, в котором обозначается предел и в то же время обнаруживается импульс роста экономики. Кризис, таким образом, при всех его разрушительных проявлениях выполняет стимулирующую, «очистительную» функцию, давая начало преимущественно интенсивному типу экономического роста, служит важнейшим элементом саморегулирования рыночной экономики.

Глубинным процессом, влияющим на длительность и глубину циклических колебаний, является движение инвестиций. Кризис образует исходную базу для новых массовых капиталовложений. Во-первых, потому, что он, обесценивая основной капитал, создаёт тем самым условия для обновления производственного аппарата. Во-вторых, он понуждает к тому, чтобы такое обновление происходило на новой технической базе, позволяющей издержки производства и восстановить докризисный, а затем обеспечить и более высокий уровень прибыли. Расчищая путь для массовых инвестиций на новом техническом уровне, кризис «толкает» экономику к переходу в новую, превосходящую прежнюю, фазу.

Кризис, таким образом, завершает период оборота большинства индивидуальных капиталов и даёт начало новому циклу оборота. Осуществляется не только замена, но и обновление основного капитала. Моральный износ техники и динамика научно-технического прогресса таковы, что делают это обновление несинхронным применительно к масштабам всей экономики. Дополнительную неравномерность придаёт массовому обновлению основного капитала изменчивость конъектуры. Поэтому реальный циклический процесс предстаёт сложным явлением, обусловливаемым связанными между собою факторами – оборотом основного капитала, научно-техническим прогрессом, динамикой конъюнктуры. Соответственно для понимания данного цикла и должны изучаться все эти факторы в их конкретных значениях и динамике.

Итак, экономический цикл – периодически повторяющееся отклонение основных экономических показателей страны от равновесных значений. Экономический рост достигается путем цикличных колебаний. Каждый цикл имеет фазы подъема, спада, кризиса, стагнации, оживления и снова подъема. Каждый цикл имеет также точку бума(пиковое значение произведенного продукта). Выделяют 3 основных вида цикла по критерию продолжительности: малые(краткосрочные), средние(среднесрочные) и длинные волны(долгосрочные). Все эти волны взаимосвязаны и накладываясь изменяют друг друга.

1.2. Кейнсеанская модель экономического цикла

Значительное место в экономической науке в области объяснения и смягчения циклических колебаний принадлежит Дж. Кейнсу. После великой депрессии — тяжелейшего экономического кризиса 1929-1933 гг. — обнаружилась неспособность господствующего неоклассического направления предложить глобальные антикризисные решения, и тогда с теорией регулируемого капитализма выступил Дж. Кейнс. Кейнсианская теория цикла не только соединила в себе ряд предшествующих концепций, но и оказалась в центре новой макроэкономической теории, призванной объяснить механизм капиталистического хозяйствования в целом, причины его отклонений от состояния равновесия, а также дать рецепты для государственного вмешательства в процесс воспроизводства. Эта теория рассматривает цикл как результат взаимодействия между движением национального дохода (НД), потребления и накопления капитала, формирующегося динамикой эффективного спроса, определяемой, в свою очередь, функциями потребления и инвестиций. Указанное взаимодействие рассматривается с точки зрения устойчивых связей, характеризующихся коэффициентами мультипликатора (зависимость прироста НД от прироста инвестиций) и акселератора (зависимость инвестиций от прироста НД). Таким образом, важнейшая причина циклического развития, по Дж. Кейнсу, — инвестиционный импульс./9, с.154/

Кейнсианская теория цикла послужила основой государственной антициклической политики, рассчитанной на расширение совокупного спроса в периоды кризисов и его ограничение в периоды подъемов. Главными инструментами антициклического регулирования в соответствии с этой теорией являются бюджетная и кредитно-денежная политика, хотя их эффективность объективно ограничена (ростом инфляции, денежного предложения) и не может устранить внутренние причины циклического развития экономики. И действительно, кризис 70-х гг., резко усилив темпы инфляции и поставив под сомнение кейнсианские методы антикризисного регулирования, положил начало серьезному кризису этой теории. /14, с. 201/

1.3. Монетаристская теория цикла

На смену теории цикла Дж. Кейнса пришла монетарная теория цикла М. Фридмена, согласно которой причина цикличности экономического развития и связанных с этим кризисов, инфляции, безработицы — неправильная денежная политика государства, проявляющаяся в несоответствии денежной массы в обращении темпам роста ВНП, отсюда — необходимость строгого регулирования государством денежной массы, предусматривающего ее рост на уровне 3-5 % в год. Теория М. Фридмена основана на тех же постулатах, что и Дж. Кейнса./2, с.156/

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к нео­классическому направлению. Он рассматривает явления хозяйст­венной жизни преимущественно под углом зрения процессов, про­текающих в сфере денежного обращения Термин "монетаризм" был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обыч­но он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской — Н.Т.), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы

Первоначально монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названиями некоторых работ видных предста­вителей монетаристской теории (книга Г. Джонсона "Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция") Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономичес­кой политики лидер монетаристов Милтон Фридмен (род. 1912) и его сторонники разработали монетарную теорию определения уров­ня национального дохода и теорию цикла. Последовавший за этим рост влияния и популярности монетаризма, особенно в США и Ве­ликобритании, где он был принят в качестве основной теории при разработке экономической политики, связан с обострением инфля­ционных процессов и их воздействием на состояние экономики.

За более чем три десятилетия существования монетаризм расши­рил свое влияние, претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, спо­собной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представи­телями как кредитно-денежная политика, специально направлен­ная на контроль роста денежной массы.

Значительное влияние на формирование монетаристской тео­рии оказали американские экономисты 20-40-х годов Г. Саймонс, И. Фишер, Ф. Найт и др. Они придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы. Именно поэтому одной из заслуг монетаристов ряд запад­ных исследователей считает "реабилитацию" денег в системе эко­номических категорий. Определенную респектабельность монетаризму придают ссылки на А. Смита и основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д. Юма, Р. Кантилона, Г. Тортона.

Монетаристкую теорию цикла наиболее полно изложили Р. Хоутри и Хайек. Для монетаристов цикл – это чисто денежное явление. То есть они считают, что циклы имеют денежную природу. Во время экспансии наблюдается увеличение спроса, т. е. увеличение денежной массы в обращении и скорости обращения денег. Результатом же уменьшения денежной массы и скорости обращения денег является недостаточный совокупный спрос и соответсвенно падение производства и занятости. Таким образом, монетаристы полагают, что цикл – это уменьшенная копия инфляции и дефляции. Они утверждают, что экономические колебания не могут быть вызваны неденежными факторами – если бы удалось стабилизировать денежное обращение, то цикла не было бы, но этого не происходит, т. к. денежной система присуща нестабильность.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быст­ром росте денежной массы также быстро растет номинальный до­ход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так и на объем производства (в рамках ограничен­ного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант коли­чественной теории денег выполняет функцию управления денеж­ным спросом, а через него — и хозяйственными процессами. Основы­ваясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модель экономическо­го цикла, в которой определяющую роль играют изменения денеж­ной массы.

Основными элементами монетаристской теории экономического цикла являются следующие: модернизированный вариант количест­венной теории денег, концепция номинального дохода, передаточный механизм, разработанный с целью иллюстрации воздействия денег на хозяйственные процессы.

Глава 2. Антициклическая политика

2.1. Содержание и основные направления антициклической политики

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых дает свой рецепт к достижению данной цели. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

-             кейнсианский

-             классический

-             теория рациональных ожиданий

-             неоклассический синтез

-             новая кейнсианская теория

-             теория реального экономического цикла. /1, с. 495/

Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса. Каким же образом советуют кейнсианцы управлять совокупным спросом. Основными направлениями макроэкономической политики кейнсианцы считают фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим вкратце их сущность.

Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:

-             снижение ставки налога;

-             увеличение расходов государства;

-             применение обоих методов одновременно.

Если же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять следующие меры:

-             увеличение ставки налога

-             сокращение расходов

-             применение обоих методов одновременно

Данные меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается располагаемый доход и, соответственно, потребительские расходы, а также увеличиваются расходы государства; увеличение же потребительских и государственных расходов приводит к многократному увеличению совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к многократному сокращению совокупного спроса. В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей.

Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:

-             Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика

-             Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.

-             Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время как на изменение ставки налогов много времени не уходит.

-             Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.

Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

-             операции на открытом рынке

-             изменение резервной нормы

-             изменение учетной ставки

При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:

-             покупка ценных бумаг

-             снижение резервной нормы

-             снижение учетной ставки

В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.

Если же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги:

-             продажа ценных бумаг

-             повышение резервной нормы

-             повышение учетной ставки

Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.

Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:

1.           Ослабление контроля за предложением денег;

2.           Циклическая ассиметрия;

3.           Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применение кредитно-денежной политики;

4.           Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики./8, с. 409./

Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.

Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства почти всех стран проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социокультурных, экономических и других особенностей.

2.2. Государственное регулирование экономического роста как приоритет антициклической политики

История развития человеческого общества наглядно свидетель­ствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая сте­пень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким ре­зультатам развития общественного производства.

Графически динамика объема производства в масштабе общес­тва рыночной экономики за длительный период может быть пред­ставлена в виде возрастающей прямой (рис. 3).

Рис. 3. Графическое изображение экономического роста рыночной

экономики в целом за длительный период

На графике по горизонтальной оси откладывается время (t), по вертикали — объем производства (Q). Возрастающая прямая ОА свидетельствует о постоянном экономическом росте и развитии рыночной экономики в целом.

Под экономическим ростом принято понимать увеличение объ­емов товаров и услуг, созданных за определенный период.

Экономический рост — центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике (изменению) судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ре­сурсов. Экономический рост можно исчислить двумя способами:

1) либо подсчитав общий рост ВНП;

2) либо определив рост ВНП на душу населения. Но такой подсчет не дает полного представления об экономи­ческом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершен­ствование продукта и факторов производства. /5, с. 350/

Экономический рост определяется множеством факторов, важ­нейшими из которых являются факторы спроса, предложения и распределения.

К факторам спроса относятся такие, которые повышают сово­купный спрос общества на производимую продукцию (заработ­ная плата, налоговая политика государства, склонность населе­ния к сбережению) и этим стимулируют ее рост.

К факторам предложения относятся количество и качество при­родных ресурсов (земля, полезные ископаемые, климат и др.), трудоспособного населения, наличие капитала, уровень техноло­гии и т. д. Зависимость экономического роста от этих факторов прямая.

К факторам распределения относят именно распределение при­родных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое долж­но быть организовано таким образом, чтобы в большей степени способствовать экономическому росту (приросту продукции, улуч­шению ее качества и совершенствованию производства).

Постоянный экономический рост в рыночной экономике име­ет ряд существенных недостатков (инфляция, безработица и др.), в том числе цикличность. Дело в том, что развитие рыночной эко­номики происходит волнообразно, или циклично. В разные годы производство может возрастать большими или меньшими темпа­ми, а в ряде случаев (например, сейчас в России) развитие эко­номики может иметь отрицательный знак, что означает падение производства. Поэтому динамику развития рыночной экономики точнее отражает волнообразная линия (рис. 4), где каждая волна характеризует целый цикл этого развития.

Рис. 4. График колебательной экономической динамики

Если брать более короткие промежутки времени, то динамика развития рыночной экономики с учетом различных периодов (100, 50, 8—10 лет) может быть представлена другим, более точным графиком рис. 4).

Рис. 3. Динамика развития экономики в различные периоды

В экономической литературе такой ход развития называется общим термином «экономические флюктуации». Слово «флюк­туация» латинского происхождения, в переводе означает «коле­бание».

Таким образом, цикличность — это форма движения национальной экономикой мирового хозяйства в целом, предполагаю­щая смену революционных и эволюционных стадий развития эко­номики, экономического прогресса.

Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функци­онирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существен­но повлиять на ход экономического цикла, меняя характер эко­номической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжи­тельность фаз цикла и соотношение между ними. Государствен­ное регулирование направлено на смягчение циклических коле­баний, поэтому оно носит антициклический характер. Важней­шими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюд­жетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъ­ема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейше­му удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвести­ции.

Таким образом, современный механизм самонастройки рыноч­ной экономики через циклические кризисы изменяется под вли­янием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регули­рования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответст­вии официально провозглашенных целей государственной поли тики фактическим результатам регулирования экономики (вмес­то роста экономики — его падение, вместо полной занятости — массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность го­сударства стала дополнительным фактором неустойчивости эко­номики.

Кризис государственного регулирования экономического раз­вития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государствен­ного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направлен­ность государственной политики сменилась антиинфляционной.

Инфляция является неотъемлемой чертой современного эко­номического цикла. Она взаимодействует с циклическим движе­нием экономики и меняет механизм цикла. Это изменение ха­рактеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисно­му сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствитель­ности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капи­тал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособ­ного спроса населения путем сокращения производства при со­хранении высоких цен. Государство же помогает крупным фир­мам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современ­ных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в це­нообразовании: повышательной, связанной с деятельностью круп­ного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, со­временный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.

Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия.

Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уров­нем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к об­нищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не мо­жет не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.

2.3. Особенности антициклического государственного регулирования в РФ

К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецедентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам.

Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации. К середине 1995 года закончился первый этап приватизации: ваучерная приватизация.

Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная, то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами. Вполне логично, что механизм государственного антициклического регулирования еще не сложился. Здесь существуют лишь некоторые крайности, которых надо опасаться. Это, с одной стороны, полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии, и, с другой стороны, преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы. Пока государственное антициклическое регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций. Однако механизм государственного антициклического регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной антициклической политике.

 Государственная антициклическая политика нынешнего российского руководства до 2004 года прошла три основных этапа:

1) остановка развала экономики, прохождение поворотной точки от обвального спада производства к оживлению;

2) экономический рост. Приоритеты государственной антициклической политики на этом этапе – структурная перестройка экономики в пользу потребительского сектора и ресурсосбережения, проводимая преимущественно на основе использования наличных, недостаточно прогрессивных технологий инвестиционной сферы ;

3) на третьем этапе экономика России переходит к широкомасштабному освоению высокотехнологических производств. /4, с. 523/

В кредитно - денежной политике своей основной задачей правительство поставило борьбу с инфляцией. Для этого правительство с января 1995 года прекратило использовать прямые кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением некоторых пунктов. Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде краткосрочных займов с последующим сокращением их количества и сведением в конечном итоге к нулю. Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках. Для контроля за ростом денежной массы предполагается установить предельные размеры чистых внутренних активов кредитно - денежных органов, а также предельные размеры чистых требований денежно - кредитных органов к федеральному и расширенному правительству (т.е. объединенному федеральному правительству и органам местного управления, а также государственным внебюджетным фондам)

Большую роль в России в системе антициклической политики государство играет и в регулировании цен на некоторые группы товаров. На федеральном уровне регулируются цены на газ, отчасти на нефть и нефтепродукты, электроэнергию, тарифы железнодорожного транспорта и некоторые другие товары. Значительно регулирование цен местной администрацией (от 3 до 50 групп товаров в зависимости от региона подвергаются ценовому регулированию).

Большое значение в системе антициклической политики имеют государственные заказы и закупки. Государство закупает около 30% ВВП. Цены при закупках у сельского хозяйства устанавливаются в контрактах. Государством осуществляется согласование закупок по определенному перечню товаров для обеспечения выполнения государственных обязательств. Велики размеры государственного заказа на нефть и нефтепродукты для экспортных целей. Так велики размеры государственных закупок из-за боязни закупки крупных партий сельскохозяйственной продукции или других товаров местными предпринимателями, поэтому государство само осуществляет перераспределение продукции между регионами.

В налогово-бюджетной политике также уже определены основные антициклические механизмы воздействия. Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет обязательных отчислений предприятий, кроме пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования. Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства.

 Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово-бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита. С этой целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита. Также предпринимаются усилия по повышению собираемости налогов. Проводится политика уменьшения количества категорий, подвергаемых льготному налогообложению.

Наращиваются усилия по расширению неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы профинансировать таким образом значительную часть общей суммы дефицита бюджета

Здесь приоритет отдается таким направлениям, как развитие региональных рынков государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок, привлечение дополнительных сбережений населения, выпуск государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций.

Планируются и проводятся также и другие антициклические меры, имеющие своей целью установление сбалансированности экономики средствами государственной экономической политики. Здесь можно выделить следующие меры : выпуск правил государственных закупок и заявок на участие в них на конкурентной основе, создание нового налогового кодекса РФ, изменяющего акценты при налогообложении.

В области политики валютного курса и международных резервов также намечаются к осуществлению некоторые меры. Это прежде всего развитие и совершенствование функционирования рынка иностранной валюты при сохранении принципов системы единого валютного курса.

В области платежного баланса и отношений с кредиторами принимаются меры по стимулированию экспорта, соответствующие усилиям по интеграции страны в систему международной торговли через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Таким образом, антициклическая политика Правительства Российской Федерации включаем комплекс разнообразных мер по сдерживанию негативного влияния экономических циклов.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы была рассмотрена сущность экономических циклов и антициклической политики государства.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

1.           Рассмотреть понятие экономического цикла, его динамику и виды циклов;

2.           Раскрыть особенности кейнсеанской модели экономического цикла;

3.           Охарактеризовать монетаристскую теорию цикла;

4.           Рассмотреть содержание и основные направления антициклической политики государства;

5.           Раскрыть особенности государственного регулирования экономического роста как приоритета антициклической политики;

6.           Описать особенности антициклического государственного регулирования в Российской Федерации.

Итак, проблема цикличности экономики за более чем вековую историю её существования стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спады и рецессии в хозяйственной жизни страны.

Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям людей, что не может не беспокоить цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории

Опираясь на переосмысленное наследие, современные исследователи формируют новую теорию циклической динамики, с помощью которых можно объяснить волнообразные колебания экономики, обусловленные последовательным замещением доминирующих в ней технологических укладов и связанных с ними этапов технико-экономического развития. Изучение периодических колебаний социально-экономического развития показало их прямую зависимость от научно-технического прогресса и инновационной деятельности, которые формируют предпосылки для возникновения экономических циклов.

Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, цикличность выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Список литературы

1.           Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебное пособие – Москва, Юрайт, 2001.

2.           История экономических учений: учебное пособие под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой– М.: ИНФРА-М, 2002.

3.           Курс экономической теории: учебник под ред. М. Н. Чепурина – Киров: «АСА», 2002.

4.           Курс экономической теории: учебное пособие под ред. А. В. Сидоровича– М. Издательство «Дело и Сервис», 2004.

5.           Линдерт. П.Х. Современная экономическая теория – М.: Прогресс, 2002.

6.           Макконелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс: принципы, проблемы и политика 13-ое изд. – М.: ИНФРА-М, 2001,

7.           П. Самуэльсон Экономика: учебное пособие – М. НПО «АЛГОН», 1997.

8.           Рыночная экономика. Учебник. Под ред. Архатова С.Н. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2004.

9.           Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2004. 

10.      Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: учебник – издательство «Дело», 1997.

11.      Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Иванченко и др. – М.: Проспект, 2005.

12.      Экономическая теория: Учебник / Под ред. Афанасьевой С.В. – СПб.: Питер, 2003.

13.      Экономическая теория: учебник под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича – М. ИНФРА-М, 2003.

14.      Ядгаров Я. С. История экономических учений: учебник – Москва, ИНФРА-М, 2003.