Содержание
1. Приведите классификацию рыночных структур. Рассмотрите определяющие признаки монополии, олигополии, монополистической конкуренции, совершенной конкуренции. Используйте примеры. 4
2. Что такое деньги, как они эволюционировали? В чем преимущество перехода от товарных денег к кредитным (фидуциарным) деньгам? Возможны ли ситуации возврата к товарным деньгам?. 9
Задача 1. 14
Задача 2. 15
Тесты.. 17
Список литературы.. 21
1. Приведите классификацию рыночных структур. Рассмотрите определяющие признаки монополии, олигополии, монополистической конкуренции, совершенной конкуренции. Используйте примеры.
Согласно «Экономиксу», рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов.[1] При этом рынки принимают самые разные формы.
Что же касается структуры рынка, то о ней можно сказать следующее: рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.
Рыночная структура указывает на число покупателей и продавцов, на их доли в общем, количестве покупаемого или реализуемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта, появление же других фирм невозможно. В случае совершенной конкуренции существует много фирм, причем каждая с маленькой рыночной долей, и возможен свободный вход в отрасль. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями. Предельные случаи, тем не менее, дают материал для понимания многих проблем, что полезно для уяснения промежуточных вариантов. Анализ данных, относящихся к рыночной структуре, используется, чтобы определять вероятность того, могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров.
Рассмотрим подробнее каждый элемент структуры рынка.
Монополия
Рынку данного типа присущи следующие признаки: единственный продавец; тип товара уникален – нет близких заменителей; контроль над ценой; вступление в отрасль заблокировано.
Чистая монополия – это когда одна фирма является единственным продавцом уникального товара, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей.
Естественная монополия – это отрасль, где товар может быть произведён одной фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его производило несколько фирм. Легальная монополия – это фирма, обладающая патентами или лицензиями, которые устанавливает барьеры, для входа в отрасль других фирм, тем самым предотвращающая конкуренцию.
Существует некоторые барьеры для входа в отрасль: действие эффекта масштаба производства; финансовые барьеры; контроль над ресурсами; наличие лицензии или патента; прямое вмешательство государства; нечестная конкуренция.
Олигополия
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в США доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих фотографические оборудование и принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.
Олигополии присущи следующие признаки:
- всего несколько фирм снабжают весь рынок (продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным);
- по крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями (следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке);
- фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость (продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры).
Монополистическая конкуренция
Признаки монополистической конкуренции:
- относительно большое число фирм;
- товар, которым они торгуют дифференцирован;
- дифференцирование по качеству продукта;
- дифференцирование по сервису;
- размещение фирмы продавца;
- основной упор на не ценовую конкуренцию;
- лёгкое вступление в отрасль.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Покупатели, например, будут готовы уплатить высокую цену за туфли, произведенные одним продавцов, если они полагают, что эти туфли более удобны. Таким же образом некоторые потребители готовы платить повышенные цены за одежду, произведенную одним модельером, потому что им нравится ее покрой или качество отделки. Ярким примером здесь может быть рынок одежды зарубежных производителей (такие марки как “Nike”, “Reebok”, “Adidas” и пр.), которые стремятся как можно больше захватить рынок спортивной одежды предлагая свой стильный дизайн.[2]
Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. Например, если отдельный производитель туфель, чтобы продать больше, товара, сокращает свою цену на 20% за пару обуви, то, вероятно, что прирост в объеме его продаж происходит за счет многих, а не нескольких продавцов. Как следствие, маловероятно, что какой-то отдельный конкурент понесет достаточно значительные потери своей доли на рынке, из-за уменьшения продажной цены любой другой фирмой. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку решение первой фирмы изменить цену не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыль. Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.
На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был бы при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.
Совершенная конкуренция
Основные признаки совершенной конкуренции:
- большое число независимо действующих продавцов;
- стандартизированный товар;
- отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца;
- свободный вход и выход из отрасли;
- отсутствие не ценовой конкуренции.
Это рынок, где множество фирм продают товар и ни одна фирма, не обладает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товара.
Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путём изменения объема производства. Цена навязана фирме – производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономика обычно в характерной чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объёмы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.
Примером в данном случае могут быть пивоваренные заводы, которые так распространены ввиду растущего спроса на пиво. Выход на рынок не так уж затруднен как при условиях монополии.
2. Что такое деньги, как они эволюционировали? В чем преимущество перехода от товарных денег к кредитным (фидуциарным) деньгам? Возможны ли ситуации возврата к товарным деньгам?
В первоначальном периоде существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство. Производимая продукция предназначалась для собственного потребления. Постепенно происходила специализация людей на изготовление определённых видов продукции. Излишки стали использоваться для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Хозяйствующие субъекты начали производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена на другие товары или для реализации. Для непосредственного обмена товара на товар нужна потребность продавца именно в том товаре, который предлагается другой стороной. Следовательно, обмен товарами может происходить при наличии нужных товаров у обеих сторон, вступающих в сделку. Это условие существенно ограничивает возможности товарообмена. Надо учесть, что при обмене должно соблюдаться требование эквивалентности стоимости товаров, участвующих в обмене, что также ограничивает обмен. В связи с развитием рыночных отношений, требовалось установление всеобщего эквивалента не создающего трудностей в его обращении. Если таковым товаром был скот, то его надо кормить, охранять от хищников, перегонять и т. п. Если эту функцию выполняли зерно, меха, то их могли испортить моль, долгоносики и т. п. А если такую функцию выполняли малоценные товары, то требовались большие усилия на то, чтобы их носить. Таким образом, благодаря "естественному отбору" роль денег сначала перешла к черным металлам (в Вавилоне эквивалентом первоначально было железо), затем к цветным (деньги Древнего Рима – медь), а позднее и к благородным металлам. При этом серебро и золото длительное время выполняли эту функцию одновременно, что называли "биметаллизмом", то есть когда два металла выполняли функции денег.
В некоторых странах деньгами служили продукты, получаемые от возделываемых культур. Так в Древней Мексике, Никарагуа, Гондурасе в качестве мелких денег употреблялись бобы какао. В некоторых областях Перу и Боливии ту же роль играл перец, в других областях Америки - листья табака, в Монголии - кирпичный чай. Знаменитый путешественник Пржевальский платил за барана 12-15 кирпичей, за верблюда 120-150 кирпичей. В Африке у многих племен деньгами служила бутылка рома, а в Сибири до сих пор "денежной единицей" является бутылка водки. У многих народов единицей ценности и платежа был раб: тропическая Африка, Новая Гвинея, Древняя Русь.
Многие народности в качестве денег использовали металлические бруски и пластины известного веса, порошка (золотого). Железные пластины были в употреблении в Спарте, у древних бритов, в Сенегале (Африка). Медные т-образные пластинки шириной 4-5 см, оловянные, хлопчатобумажные полоски были деньгами в Древней Мексике.
Фараоны Египта брали подать с Сирии серебряными кольцами и железными кирпичами. Вообще кольца как деньги были распространены и в Средней и Северной Европе еще в доисторическую эпоху. Да, женщины всегда оказывали огромное влияние на развитие общества.
Вавилоняне изобрели точные меры и весы, разделение на дюжины и шестидесятые, они использовали металлы как весовую ценность.
Финикийцы были древнейшими посредниками в деле обмена металлов. Различные металлы они добывали по всему миру.
В целом, однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность, высокая ценность благородных металлов привели к тому, что они стали выполнять функцию всеобщего эквивалента и, тем самым, превратились в деньги. Золото и серебро использовали в качестве денег в Египте и Вавилоне за 3-4 тысячи лет до нашей эры, и эти "деньги" существовали в форме пластинок, при приобретении товара от которых отрезали маленькие кусочки. В Египте, спустя несколько тысячелетий (за 12 веков до нашей эры), деньги имели вид золотых колец, вес которых обозначался наложением штемпеля. Возможно, что первоначально это были просто украшения из драгоценных металлов – на пальцы, руки, ноги, шеи, которые порой использовались как средство платежа.
Слово "монета" обязана своим появлением древним римлянам, использовавшим Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Спустя некоторое время, все места, где изготавливались монеты, стали называть "монета". Английский вариант этого слова "минт", французский – "моне"; от этого слова и произошло английское слово "many" – деньги, не говоря уже о русском варианте...
Сами монеты впервые появились в Лидии и Древней Греции в VIII-VII веке до нашей эры. Появляясь в развитых государствах, монеты быстро распространялись и в соседних варварских племенах, потом все далее и далее. В Древней Руси имели хождение римские и греческие золотые монеты, но об этом я более подробно расскажу в главе 2.2.1, где описываю возникновение металлических денег на Руси. Для того чтобы яснее представить себе картину распространения монет, рассмотрим их зарождение в двух следующих странах: Греции и Риме.
Одним из важнейших моментов в истории развития денег является возникновение бумажных денег, так как их появление – это ничто иное, как начало демонетизации.
Неограниченный выпуск бумажных денег, в отличие от золотых или серебряных монет, которые сами по себе являются деньгами, а не денежными знаками, приводит к их обесцениванию. Поэтому выпуск должен быть ограничен количеством полноценных денег, необходимых для обращения в данный период, другими словами, количеством золотого запаса, которые они замещают в обращении. Эмиссия бумажных денег определяется не потребностью товарного обращения, а дефицитностью госбюджета. Но сколько бы бумажных денег не выпустило государство, они буду представлять только то количество полноценных денег, которые они замещают в обращении. В этом заключается сущность инфляции, то есть уменьшения покупательной способности бумажных денег.[3]
Кроме денег выпускаемых государством, которые были описаны выше, еще существуют и деньги выпускаемые банками, так называемые кредитные деньги. Они делятся на три группы: вексель, банкнота и чек. Из них раньше всего появляется вексель (в XII веке) и первоначально используется как средство расчета между купцами, два других создаются позднее банками в качестве кредитных орудий.
Вексель - это письменное абстрактное и бесспорное обязательство заемщика об уплате определенной суммы кредитору по истечении указанного в нем срока. Векселя бывают простые и переводные. Простой вексель - письменное обязательство, выданное должником кредитору об уплате по истечении срока. Переводной вексель - письменное обязательство, выданное должником кредитору об уплате по истечении срока кредитору или тому, кому он скажет. Кредитор может использовать вексель следующим образом:
- получить деньги по истечении срока платежа;
- учесть вексель в банке получив при этом его сумму за вычетом учетного процента;
- использовать как средство платежа при покупке товаров, при условии, если поставщик согласен принять вексель в качестве платежа.
Появившись позже, банкнота перенимает роль векселя, но является векселем эмиссионного банка. Банкнота отличается от векселя, поскольку не выпускаются только для какой-то конкретной сделки, и в отличие от векселя, банкнота является бессрочным обязательством банка.
И, наконец, чек. Чек – это письменный приказ владельца текущего счета в банке о выплате указанной суммы определенному лицу, или кому лицо прикажет, или предъявителю чека. Используется как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В отличие от векселя, он является бессрочным обязательством. Для того, чтобы чек имел силу законного долгового обязательства, он должен иметь:
- указание на того, кто имеет право получить эти деньги;
- сумму платежа цифрами и прописью;
- название и местонахождение банка;
- подпись чекодателя.
Преимущество кредитно-бумажных денег сегодня видно на практике - товары идеально приравниваются не к золоту, а к кредитно-бумажным деньгам, связь которых с золотом разорвана, поскольку прекращен их свободный размен на драгоценный металл. Кредитно-бумажные деньги теперь выполняют роль золота, выступая всеобщим эквивалентом. В то же время использование знаков стоимости в качестве денег придает им некоторые товарные черты: они покупаются и продаются, обмениваются на товар, но деньги лишены главного свойства товара - собственной стоимости. Кредитно-бумажные деньги выполняют роль измерителя стоимости.
Золото, в свою очередь, осталось общепринятым материальным носителем стоимости. Отрыв денег от золота - признание того факта, что деньги всегда есть какая-то особая вещь.
Итак, с учетом всего вышеизложенного можно дать следующее определение денег: это особый товар или иной общепризнанный материальный носитель, выполняющий роль всеобщего эквивалента в процессе обмена товаров на рынке.
Задача 1
Пусть средние издержки конкурентного предприятия описываются уравнении АС=42+200/q + q2 (руб). Определить оптимальный уровень производства предприятия, если р=150 руб. Чему равна при это прибыль предприятия или его убыток?
Решение:
А) Если мы будем производить q = 100 шт. то наши средние издержки будут выглядеть следующим образом:
АС = 42 + 200/100 + 100*100 = 10044 руб.
В таком случае величина выручки будет больше чем АС, значит компания скорее всего останется на рынке возникнет еще более сильная конкуренция и цена на товар будет падать. Прибыль будет равна В – АС = 15000 – 10044 = 4956 руб.
Где В – выручка (150 шт. * 100 руб/шт)
Б) При цене 150 руб за шт. и количестве 200 шт. АС = 42 + 200/200 + 40000 = 40043 руб. В данном случае АС >> Выручки, значит можно предположить, что компания будет вынуждена уйти с рынка. Убыток компании составит: 40043 руб. – 30000 руб. = 10043 руб.
В) Третий вариант – предлагается производить 149 штук изделий.
В данном случае АС = 42 + 200/149 + 149*149 = 42 + 1,34 + 22201 = 22244,34 руб. При Выручке = 149 шт. * 150 руб/шт =22350 руб.
Отсюда видно, что оптимальным вариантом будет являться вариант В) т.к. при данном объеме производства для того чтобы предприятие находилось в т.н. точке безубыточности и не покидало рынок существенным будет фактор нахождения предприятия в точке безубыточности (прибыль равна нулю, а переменные и постоянные издержки покрываются выручкой), что позволит снижать цену в условиях конкуренции.[4]
Но если предприятие стремится максимизировать прибыль, то в данном случае оптимальным будет вариант А).
Задача 2
Пусть в экономике производится один продукт и второй год принимается за базисный
год |
1 |
2 баз |
3 |
4 |
5 отч |
Продукт (ед.) |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
Цена (руб. / ед) |
2 |
3 |
5 |
7 |
9 |
Определить реальный и номинальный ВВП пятого года. Чему равен дефлятор ВВП пятого года?
Решение:
Согласно определению ВВП – рыночная стоимость производства всех товаров и услуг в течение года в определенном государстве. Но ведь рынок подвержен такому воздействию как инфляция и дефляция. В таком случае экономисты ввели понятие реального ВВП и номинального ВВП. Номинальный ВВП не включает в себя показатели инфляции и поэтому считается, что данный показатель не объективно отражает ситуацию в стране.
Для наглядности расчетов имеет смысл составить таблицу.
Таблица 1. Расчет реального и номинального ВВП
Год |
Продукт (ед) |
Цена (руб/ед) |
Индекс цен (год 2 = 100) |
Номинальный ВВП (руб) |
Реальный ВВП (руб) |
1 |
3 |
2 |
66,6 |
6 |
9, |
2 |
4 |
3 |
100 |
12 |
12 |
3 |
6 |
5 |
166,6 |
30 |
18,07 |
4 |
7 |
7 |
233,3 |
49 |
21 |
5 |
8 |
9 |
300 |
72 |
24 |
Теперь поясним расчеты в колонках с 4 по 6-ю.
Сначала нам необходимо подсчитать индекс цен, чтобы установить ценовое изменение. Индекс цен = (Средний уровень цен данного года/Средний уровень цен базисного года) * 100
По условиям задачи, базисным признается второй год. Значит Индекс цен за 2-й год = 100.
За 2-й = 2/3*100=66,6
За 3-й = 5/3*100=166,6
За 4-й = 7/3*100=233,3
За 5-й = 9/3*100=300
Для расчета номинального ВВП нам необходимо просто перемножить количество произведенной продукции за год на цену установленную на эту продукцию. Номин. ВВП = Продукт * Цена = 3*2 = 6 – номинальный ВВП за 1-год.
Чтобы рассчитать реальный ВВП воспользуемся формулой:
Реальный ВВП = Номинальный ВВП/Индекс цен (в сотых долях)
Реальный ВВП (1год) = 6/ 0,666 = 9
За 2-й = 12/1=12
За 3-й = 30/1,66=18,07
За 4-й = 49/2,33=21
За 5-й = 72/3=24
Дефлятор ВВП 5- года = Номинальный ВВП (5 года)/ Реальный ВВП (5 года) = 72/24 = 3
Тесты
1. Если X и Y - взаимодополняющие товары, рост цены Х при прочих равных условиях:
а) приведет в росту продаж Х;
б) не изменит ни цену, ни объема продаж У;
в) не сократит объем продаж У;
г) не увеличит объема продаж У;
д) вызовет рост цен У.
Ответ: г) потому что, если Х и У – взаимодополняющие товары, рост цены Х в любом случае не увеличит объем продаж У, т.к. из определения взаимодополняющих товаров известно, что уменьшение (увеличение) цены на один из товаров ведет к увеличению (уменьшению) спроса на другой.
Остальные ответы а), в), б) д) не могут быт верны, потому что противоречат определению взаимодополняющих товаров.
2. Теория потребительского выбора предполагает, что потребители стремятся максимизировать:
а) разницу между общей и предельной полезностью;
б) общую полезность;
в) среднюю полезность;
г) предельную полезность.
Ответ (б): теория потребительского выбора предполагает, что потребители стремятся максимизировать общую полезность. Т.к. потребительское равновесие — ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого. Если человек потребляет 2 вида товаров то общая полезность может возрастать, в то время как предельная полезность одного продукта падать, поэтому не верен ответ г). Поэтому потребителю имеет смысл увеличивать общую, а не предельную полезность какого либо одного товара.
Ответы а) и в) не подходят, т.к. в этом случае будет противоречие с теорией потребительского выбора.
3. Когда предприятие – монополистический конкурент находится в долгосрочном равновесии, то:
а) производство осуществляется при минимальных средних издержках;
б) цена устанавливается на уровне средних издержек;
в) нормальная прибыль отсутствует и Р = МС.
г) экономическая прибыль отсутствует и Р = МС.
Ответ (б): цена установится на уровне средних издержек. Объем выпуска максимизирующий прибыль монополиста, определяется точной пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек. Однако предельных доход конкурирующей монополии не будет равен цене (Р > MR=MC), в то время как предельный доход конкурирующей фирмы равен цене (Р=MR=MC). Отсюда следует, что ответы в) и г) не верны.
Когда предприятие – монополистический конкурент находится в долгосрочном равновесии, то производство не может осуществляется при минимальных средних издержках, поэтому ответ а) не верен.
4. Если при прочих условиях национальный доход в странах – импортерах российских товаров вырастет, то описывающая российскую экономику:
а) кривая AD переместится влево;
б) кривая AD переместится вправо;
в) кривая AS переместится влево;
г) кривая AS переместится вправо.
Ответ (г): кривая предложения AS сместится вправо, (г) т.к. с увеличением спроса на импортируемые товары внутри другой страны увеличится цена на экспортируемые товары внутри России.
В остальных случаях а), б), в) сдвиг кривой предложения или спроса не связан с ростом национального дохода в странах-импортерах.
5. Официальная статистика безработицы:
а) учитывает людей, получающих пособия по безработице, как занятых;
б) не учитывает людей, выбывших из состава рабочей силы, как безработных;
в) не учитывает фрикционную безработицу при расчете показателя уровня безработицы;
г) рассматривает рабочих, занятых неполный рабочий день, как безработных.
Ответ (б): официальная статистика безработицы не учитывает людей выбывших из состава рабочей силы, как безработных, т.к. выбывшие из состава рабочей силы не безработные.
Ответ а) не верен, т.к. люди, получающие пособия по безработице не учитываются как занятые.
Ответ в) не верен, т.к. официальная статистика безработицы учитывает фрикционную безработицу при расчете показателя уровня безработицы.
Ответ г) не верен, т.к. рабочие, занятые неполный рабочий день не являются безработными.
6. Согласно кейнсианской функции потребления:
а) предельная склонность к потреблению может превышать 1;
б) предельная склонность к сбережению может превышать 1;
в) средняя склонность к сбережению не зависит от располагаемого дохода;
г) средняя склонность к потреблению падает при росте располагаемого дохода;
д) потребительский спрос растет при росте процентной ставки.
Ответ (г): т.к. средняя склонность к потреблению выражается отношением: Потребление/Уровень производства и дохода.
Ответ: а) и б) неверно, т.к. MPS + MPC = 1.
в) неверно, т.к. APS = потребление / доход, следовательно, зависит от располагаемого дохода.
д) неверно, т.к это точка зрения классиков.
Список литературы
1. Бретт Майкл. Как читать финансовую информацию. Простое объяснение того, как работают деньги/ Пер ред. В.В. Иванова.- М.: Изд-во Проспект, 2004.- 464 с.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М, 2002.- XXXVI.- С. 46.
3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ.- СПб: Питер, 2002.- С. 51.
4. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.
5. Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000.
6. Финансы предприятий: Учебник для вузов/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. Проф. Н.В. Колчиной.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юнити-Дана, 2003. – 447 с.
7. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2004.
[1] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М, 2002.- XXXVI.- С. 46.
[2] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М, 2002.- XXXVI.- С. 47.
[3] Эмиссия (лат. emissio) - выпуск. Эмиссионный, выпускной, относящийся к выпуску ценных бумаг. [В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка]
[4] Финансы предприятий: Учебник для вузов/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. Проф. Н.В. Колчиной.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юнити-Дана, 2003. – С. 60.