Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Спор о нравственном смысле или оправдание теории естественного права    4

Идея свободы П.И. Новгородцева__________________________________ 7

Заключение____________________________________________________ 10

Список литературы____________________________________________ 11

Введение

Большой вклад в формирование и развитие отечественной философии внес выдающийся русский мыслитель Павел Иванович Новгородцев (1866 –1924 гг.).

Он родился в 1866 г. в г. Бахмуте, на Украине, среднее образование получил в Екатеринославской гимназии. С 1884 по 1888 гг. Новгородцев учился в Московском университете, сначала на физико-математическом, а затем на юридическом факультете. По окончании курса он был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию, совмещая научную деятельность с преподаванием истории философии права. С 1890 по 1899 гг. Новгородцев находился в научной командировке за границей. Живя то в Берлине, то в Париже, молодой ученый вел исследовательскую работу, готовился к защите диссертации.

В 1887 г. он успешно защитил магистерскую диссертацию «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», а в 1902 г. – докторскую диссертацию «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». Содержание этой диссертации, опубликованное в виде отдельной книги, вызвало полемику среди русских философов и правоведов.[1]

Спор о нравственном смысле или оправдание теории естественного права

Павел Иванович Новгородцев (1866-1924 гг.) известен в отечественной и зарубежной литературе как видный философ права, государствовед, теоретик неолиберализма, родоначальник концепции возрожденного естественного права в России.

"Нормы естественного права неизменны и всеобщи так же, как социальный идеал, и так же недосягаемы для реализации в жизни. Естественное право подготавливает организационные структуры для самых разнообразных форм человеческого общежития, в идеале оно стремится стать неким порядком, который будет соблюдаться не в силу боязни наказания, а просто в силу понимания его необходимости и разумности"[2].

Этический момент в естественно-правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка существующего положения с точки зрения нравственного долженствования. Новгородцев считал основным вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических установлений. Человек видит в праве установление, зависящее от личной воли и в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая сторона понятия естественного права, согласно Новгородцеву, выражается в протесте нравственного сознания против недостатков действующего правопорядка. Вывод Новгородцева заключался в констатации двух существенных моментов естественно-правовой идеи: нравственной оценки положительных учреждений и стремления к философскому исследованию основ права. Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рассуждал ученый, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкретных условиях Новгородцев стремился органически соединить с этической теорией Канта. Результат не мог бы быть иным, чем идея естественного права с изменяющимся содержанием, выражающая идею прогресса в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нравственности, основанных на признании ценности и достоинства личности всех времен и народов. Иными словами, если "право – минимум нравственности" (как утверждали Еллинек, В. Соловьев и др.), то этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для разных исторических возможностей и объективных условий. По всей логике рассуждений Новгородцева сущность концепции естественного права с изменяющимся содержанием сводилась к проблеме перехода человечества от "должного, но не всегда возможного", к "должному, всегда осуществимому и потому обязательному".

По учению Новгородцева, главным ориентиром общественного идеала во все времена должна быть признана нравственная ценность отдельной личности. Он настоятельно требовал (следуя Канту), чтобы человек с его правами и свободами всегда рассматривался как цель, а не как средство.

Новгородцев провозгласил и обосновал понятие "права на достойное человеческое существование". Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. "В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права". Новгородцев считал необходимым "обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно". Подобная задача относится прежде всего к экономически слабым лицам (экономическая зависимость от недостатка средств, от неблагоприятно сложившихся обстоятельств и др.). Новгородцев стоял на позиции признания формального и фактического обеспечения свободы индивидов правом: цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи – забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал Новгородцев, должно взять на себя государство.

"Сущность естественного права заключается прежде всего в стремлении к наиболее адекватному согласованию начал свободы и солидарности, к утверждению порядка, при котором индивидуальная свобода не будет находиться в противоречии с необходимой для общества солидарностью, общественная упорядоченность не будет осуществляться за счёт ограничения индивидуальной свободы"[3].

Идея свободы П.И. Новгородцева

Новгородцев справедливо считается одним из представителей философии либерализма и демократизма на русской почве. Он был видным сторонником идеи правового государства, истоки которого усматривал еще в учениях западноевропейских мыслителей XVII –XVIII вв. В основе философско-правового учения Новгородцева лежит идея свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности. Не вера в земной рай на основе «возможности рационального устроения и упрощения жизни»[4], который оказывается недостижимым общественным идеалом, а вера в человеческое достоинство и нравственное долженствование личности составляет основу его концепции права.

Правовое государство, считает Новгородцев, имеет «задачу простую и ясную» – достижение равенства и свободы, которые являются «основами справедливой жизни». Трудность решения этой задачи заключается в том, что государство, возлагающее на себя «благородную миссию общественного служения, встречается с необходимостью реформ, которые лишь частично осуществимы немедленно» и которые «необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении».

Русский мыслитель разработал учение об антиномичности интересов личности и государства. По его мнению, не может быть абсолютно гармоничного слияния интересов индивида и общества в целом. «Гармония личности с обществом, – писал философ, – возможна лишь в том умопостигаемом царстве свободы, где безусловная и всепроникающая солидарность сочетается с бесконечностью различий. В условиях исторической жизни такой гармонии нет и быть не может»[5].

Всякое общество, считал Новгородцев, по своей природе конфликтно. В основе социального конфликта лежит многообразие прав и обязанностей личности. На этой основе возникают столкновения индивидов и общества. Одни из них разрешаются примирением, другие же не могут решаться компромиссно. Поскольку личность неизбежно стремится выделиться из общества, разрешение одних конфликтов порождает другие.

Таким образом, между идеалом и личностью всегда существует разрыв. Являясь носителями естественно-правовой идеи, индивиды постоянно конфликтуют с действующим законом, стремятся встать в оппозицию к государственной власти. Именно такое несоответствие в конце XIX – начале XX вв. породило кризис европейского правосознания, который глубоко затронул классическую теорию правового государства и демократические институты западной цивилизации. В результате возникло неразрешимое противоречие между свободой и демократией. Основу этого конфликта Новгородцев усматривал в метафизической природе личности, ее вечной неудовлетворенностью существующим правовым и политическим порядком и стремлением к абсолютной свободе. Одновременная ориентация личности на равенство и свободу, определяет существование двух борющихся тенденций современной культуры: уравнительно-нивелирующей и освободительно-индивидуализирующей. Являясь продуктом культуры и творчества индивидов, государство полностью воспринимает их противоречия, что, в свою очередь, предопределяет противоречивость его взаимоотношений с личностью[6].

Неосуществимость совершенного общественного порядка в условиях земного бытия Новгородцев обосновывает, апеллируя к интересам конкретных индивидуумов. По его мнению, идеал земного общества необходимо строить, имея в виду «свободу бесконечного развития личности, а не гармонию законченного совершенства». В разумно устроенном правовом государстве, полагал философ, можно добиться определенного сочетания интересов личности и общества в соответствии с принципами естественного права и требованиями категорического императива.

Заключение

Важным компонентом творчества Новгородцева была его критика утопического сознания. Большое внимание мыслитель уделял исследованию социалистических и анархических теорий русской интеллигенции, которые он считал наиболее влиятельными формами социально-политического утопизма. «...Идейные источники утопического сознания русской интеллигенции, – писал философ, – восходят... к тем социалистическим и анархическим учениям, которые в европейской мысли XIX в. представляют собой самый яркий пример рационалистического утопизма и безрелигиозного отщепенства»[7]. Утверждая, что право представляет собой только «идеологическую надстройку», социалистические учения тем самым уничтожают его всякое нормативное значение.

Новгородцев считал марксизм несостоятельным, как с научной, так и практической точки зрения. В своей книге «Об общественном идеале» философ показывает, что марксистская доктрина основана на разрушении самой идеи государственности. По его мнению, социализм Маркса, – это смесь абсолютного коллективизма, рационалистического утопизма и экономического материализма. «Высказывая взгляд на будущее нереформистского социализма, – прозорливо писал Новгородцев, – мы должны с не оставляющей сомнения резкостью подчеркнуть, что историческое осуществление социалистических начал явится вместе с тем и полным крушением марксизма». Он отмечал несовместимость идей марксистского социализма с реальным положением дел в обществе.

Список литературы

1.     Трубецкой Е. Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. СПб., 2001.

2.     Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. – М.: Юристъ, 1995.

3.     Новгородцев П.Н. Нравственный идеализм в философии права. К вопросу о возрождении естественного права. – Спб., 1902. – Кн. 2.

4.     Новгородцев П. И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины: Сб. статей о русской революции. М., 1990.

5.     Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.


[1] Трубецкой Е. Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. СПб., 2001. С. 501 –516.

[2] Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. – М.: Юристъ, 1995. – С. 328.

[3] Новгородцев П.Н. Нравственный идеализм в философии права. К вопросу о возрождении естественного права. – Спб., 1902. – Кн. 2. – С. 286.

[4] Новгородцев П. И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины: Сб. статей о русской революции. М., 1990. С. 218

[5] Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 25

[6] См.: Жуков В. Н. Новгородцев Павел Иванович. С. 328 –32

[7] Новгородцев П. И. О путях и задачах русской интеллигенции. С. 209 –210