Содержание

Изложить содержание основных норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. Показать новые моменты, неизвестные Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и Пактам о правах человека от 16 декабря 1966 г.___________ 3

Список источников и литературы_______________________________ 9

Изложить содержание основных норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. Показать новые моменты, неизвестные Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и Пактам о правах человека от 16 декабря 1966 г.

Запрет и противодействие дискриминации в отношении женщин были заложены уже в самых первых международных документах в области прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., отмечается, что она должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства. Не являясь договором, Всеобщая декларация прав человека, тем не менее, стала одним из основных источников не только международного, но и национального права, моделью, которая широко используется многими странами в их конституциях. Статья 2 Декларации гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На базе этой статьи Декларации в последующие 50 лет развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство.

Следующим этапом было одновременное принятие в 1966 г. двух пактов: Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. В развитие положения, закрепленного Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в т. ч. и по признаку пола.

Помимо ряда законодательных актов общего характера, затрагивающих положение женщин, ООН приняла и ряд специализированных документов, направленных на регламентацию именно этой категории субъектов права. Так, в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция устанавливает общие принципы и меры достижения равных прав для женщин во всем мире. Согласно ст. 29 Конвенции, любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, не решенный путем переговоров, передается по просьбе одной из сторон на арбитражное разбирательство. Если в течение шести месяцев с момента подачи заявления сторонам не удалось прийти к согласию относительно организации арбитражного разбирательства, любая из сторон может передать данный спор в Международный Суд путем подачи заявления в соответствии со статусом Суда.

Государства-участники настоящей Конвенции,

учитывая, что Устав Организации Объединенных Наций вновь утвердил веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин,

учитывая, что Всеобщая декларация прав человека1 подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола,

учитывая, что на государства—участники Международных пактов о правах человека2 возлагается обязанность обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами,

принимая во внимание международные конвенции, заключенные под эгидой Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений в целях содействия равноправию мужчин и женщин,

учитывая также резолюции, декларации и рекомендации, принятые Организацией Объединенных Наций и специализированными учреждениями в целях содействия равноправию мужчин и женщин,

будучи озабочены, однако, тем, что, несмотря на эти различные документы, по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин,

напоминая, что дискриминация женщин нарушает причины равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества,

будучи озабочены тем, что в условиях нищеты женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства, а также к другим потребностям,

будучи убеждены, что установление нового международного экономического порядка, основанного на равенстве и справедливости, будет значительно способствовать обеспечению равенства между мужчинами и женщинами,

подчеркивая, что ликвидация апартеида, всех форм расизма, расовой дискриминации, колониализма, неоколониализма, агрессии, иностранной оккупации и господства и вмешательства во внутренние дела государств является необходимой для полного осуществления прав мужчин и женщин,

подтверждая, что укрепление международного мира и безопасности, ослабление международной напряженности, взаимное сотрудничество между всеми государствами независимо от их социальных и экономических систем, всеобщее и полное разоружение, и в особенности ядерное разоружение под строгим и эффективным международным контролем, утверждение принципов справедливости, равенства и взаимной выгоды в отношениях между странами и осуществление права народов, находящихся под иностранным и колониальным господством и иностранной оккупацией, на самоопределение и независимость, а также уважение национального суверенитета и территориальной целостности государств будут содействовать социальному прогрессу и развитию, и, как следствие этого, будут способствовать достижению полного равенства между мужчинами и женщинами,

будучи убеждены в том, что полное развитие стран, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях,

учитывая значение вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, до сих пор не получившего полного признания, социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и в воспитании детей и сознавая, что роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации, поскольку воспитание детей требует совместной ответственности мужчин и женщин и всего общества в целом,

памятуя о том, что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье,

преисполненные решимости осуществить принципы, провозглашенные в Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин, и для этой цели принять меры, необходимые для ликвидации такой дискриминации во всех ее формах и проявлениях,

Согласно Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Дискриминация в отношении женщин – любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое ослабляет или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

B результате предпринимаемых ею усилий, направленных на улучшение положения женщин, был принят ряд деклараций и конвенций, центральным и наиболее всеобъемлющим документом среди которых является Конвенция o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция занимает важное место в ряду международных договоров в области прав человека, фокусируя внимание на проблемах прав человека, с которыми сталкивается женская половина человечества.

Свое духовное начало Конвенция берет в целях Организации Объединенных Наций: утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин. B этом документе разъясняется значение равенства и пути его достижения. B силу этого Конвенция представляет собой не только международный билль прав женщин, но и программу действий государств-участников в целях обеспечения гарантий осуществления этих прав.

В преамбуле Конвенции недвусмысленно признается, что "по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин ", и подчеркивается, что такая дискриминация "нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства". Согласно определению, содержащемуся в Статье 1, под дискриминацией понимается "любое различие, исключение или ограничение по признаку пола (...) в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".

Конвенция со всей определенностью утверждает принцип равенства, включая в себя обращенное к государствам-участникам требование принимать "все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, c тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами". (Статья 3) B 14 последующих статьях конкретизируется, что необходимо делать в интересах обеспечения равенства.

C позиции Конвенции выделяются три охватываемых ею аспекта положения женщин. Пристальное внимание уделяется гражданским правам и правовому статусу женщин. Кроме того, и в отличие от других договоров по правам человека, в Конвенции затрагивается также аспект воспроизводства населения и воздействия культурных факторов на отношения между полами. 2 Широчайшее внимание уделяется вопросу правового положения женщин.

Интерес к основным правам на участие в политической жизни не угасает со времени принятия Конвенции о политических правах женщин в 1952 году. C учетом этого ее положения воспроизводятся в Статье 7 рассматриваемого документа, в соответствии c которой женщинам гарантируются права голосовать, занимать государственные посты и осуществлять государственные функции.

Сюда же относится предоставляемая женщинам возможность на равных правах представлять свою страну на международном уровне (Статья 8). Положения Конвенции o гражданстве замужней женщины, принятой в 1957 году, находят отражение в Статье 9, в которой предусматривается сохранение женщинами своего гражданства независимо от их семейного положения.

Тем самым Конвенция обращает внимание на тот факт, что зачастую правовой статус женщины увязывается c ее состоянием в браке, в результате чего она ставится в зависимость от гражданства мужа, скорее чем остается полноправной личностью. B Статьях 10, 11 и 13, соответственно, утверждаются права женщин на отсутствие дискриминации в областях образования, занятости и экономической и социальной жизни.

Список источников и литературы

1.       Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.)

2.     Доклад о соблюдении прав женщин в РФ // Сб. докладов о положении с правами человека в РФ за 1999 г. М., 2000. С. 239.

3.     Ответ Мурманской областной Думы от 9 июля 2002 г. № 01-28/870Д за подписью и. о. председателя Мурманской областной Думы О. Н. Алексеева.