Содержание

Введение. 3

1. Природа и состав функций менеджмента. 4

1.1. Понятие функций менеджмента. 4

1.2. Классификация функций менеджмента. 5

1.3. Функциональное разделение труда  в процессе управления на предприятии и его характеристика. 7

2. Основные функции менеджмента на примере ЗАО «Техстройсервис». 12

2.1. Краткая характеристика ЗАО «Техстройсервис». 12

2.2. Основные функции менеджмента ЗАО «Техстройсервис». 16

2.3. Характеристика распределения функций управления по уровнях  и звеньям аппарата управления ЗАО «Техстройсервис». 20

2.4. Мои предложения по рационализации функций менеджмента ЗАО «Техстройсервис». 23

Заключение. 34

Список литературы.. 36

Приложения. 39

Введение

   Управление в условиях рынка получило название менеджмента.  Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удов­летворение потребностей рынка, на постоянное повы­шение эффективности производства (получение опти­мальных результатов с наименьшими затратами), на сво­боду в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в за­висимости от состояния рынка.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои произ­водственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут опре­делять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента на предприятии.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.     рассмотреть теоретические  основы  функций менеджмента

2.     рассмотреть практические аспекты функций менеджмента на примере ЗАО «Техстройсервис».

В качестве объекта исследования в работе  выступает организация ЗАО «Техстройсервис».

В качестве предмета исследования в работе выступают функции менеджмента.

Анализ проводился на основании данных отчетности предприятия.

Практическая значимость работы заключается в  возможности рассмотрения недостатков существующей структуры и  ее оптимизации.

1. Природа и состав функций менеджмента

1.1. Понятие функций менеджмента

В литературе по управлению до сих пор недостаточно разработана классификация функций управления по четко определенным признакам. Так называемый функциональный подход к управлению обычно представляется как логическая серия этапов, которые может выбирать руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно, т.к. они обычно частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию или где одна функция заканчивается, а другая начинается[1].

Надо отметить также, что хотя функции выполняются всеми руководителями, они выполняются неодинаково руководителями разного ранга. Следует также заметить, что руководители независимо от ранга редко выполняют все функции во всей полноте. Другими словами руководитель выполняет только часть функции планирования, часть функции организации и т.д. Поэтому очень важно понять соотношение основных элементов каждой функции в процессе управления.

Таким образом, категория функций управления является одной из фундаментальных в теории управления.

Функции управления - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению. Автором развернутой классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управляющего воздействия: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

1.2. Классификация функций менеджмента

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах[2]:

 - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся[3]:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;

- организация работ по стандартизации;

- учет и отчетность;

- экономический анализ;

- техническая подготовка производства;

- организация производства;

- управление технологическими процессами;

- оперативное управление производством;

- метрологическое обеспечение;

- технологический контроль и испытания;

- сбыт продукции;

- организация работы с кадрами;

- организация труда и заработной платы;

- материально-техническое снабжение;

- капитальное строительство;

Рис. 1.1. Классификация функций менеджмента на предприятии[4]

1.3. Функциональное разделение труда  в процессе управления на предприятии и его характеристика

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи[5]:

- линейные (административное подчинение), - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная; - функциональная; - линейно-функциональная; - матричная; - дивизиональная; - множественная.

         Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.

Функциональная (классическая) структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12.. Схема многолинейной (функциональной) структуры управления

Таблица 1.1

Преимущества и недостатки функциональной структуры управления[6]

Преимущества

Недостатки

1)    Высокий профессиональный уровень подготовки решений;

1)    Сложность подготовки и согласования решений;

2)    Быстрая коммуникация;  

2)    Отсутствие единого руководства;

3)    Разгрузка высшего руководства;

3)    Дублирование распоряжений и коммуникаций;

4)    Профессиональная специализация руководителя.

4)    Сложность отсутствия контроля;

5)    Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

5)    Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Рассмотрим некоторые основные понятия в функциональной структуре управления[7].

Звено управления – это самостоятельное подразделение, выполняющее определенную функцию управления (планирование, организация, координация, мотивация, контроль), ее часть или совокупность нескольких функций.

Ступень управления – это уровень управления, единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление акционерным обществом, нефтегазодобывающим управлением, цехом, участком и др.)

Организационную структуру управления предприятием можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение намеченных целей.

Формы построения аппарата управления предприятий различны. Они зависят от их размеров, специализации, характера производственного процесса.

Построение аппарата управления базируется на принципах:

·              иерархичности – выделения определенных ступеней управления, для которых создается свой аппарата управления;

·              специализация отдельных звеньев;

·              приближения органов оперативного управления непосредственно к производству.

Структура управления предприятием формируется сверху вниз. Последовательность действий следующая: осуществляется деление предприятия по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям его деятельности à устанавливаются соотношения полномочий различных должностейà определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и распределение их среди конкретных лиц.

Для выполнения отдельных функций управления каждая ступень имеет ряд звеньев, число которых зависит от уровня управления, объема и характера работ по выполнению той или иной функции.

Существует 3 уровней управления: нижний (производственный процесс), средний (оперативное управление производством) и верхний (технико-экономическое планирование, оперативное управление, бухучет, организацию труда, совершенствование и др.)[8].

2. Основные функции менеджмента на примере ЗАО «Техстройсервис»

2.1. Краткая характеристика ЗАО «Техстройсервис»

В качестве объекта исследования в данной работе выступает строительная организация Закрытое акционерное общество «Техстройсервис», которое было основано и зарегистрировано в Хабаровской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

Местонахождение общества: г. Хабаровск , ул. Ленина -124

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в строительных товарах и услугах.

Как прописано в Уставе, ЗАО «Техстройсервис» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности - возведение зданий и сооружений из кирпича, производство кирпичной кладки.

Уставной капитал организации составляет 90000 рублей. Акционерами являются два юридических и восемь физических лиц, каждый из которых располагает 100 акциями номинальной стоимостью 900 рублей каждая.

Финансовое положение ЗАО «Техстройсервис» на сегодняшний день является неустойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

Для того, чтобы оценить деятельность предприятия  нужно провести анализ технико-экономических показателей по данным отчетности предприятия. Это позволит сделать предварительный вывод о результатах работы предприятия.

Анализ основных показателей деятельности ЗАО «Техстройсервис» проводится на основании данных финансовой отчетности предприятии яза 2003-2005 годы (приложения 1 -4)

В таблице 2.1 отражены основные технико- экономические показатели деятельности ЗАО  «Техстройсервис».

Таблица 2.1

Основные технико- экономические показатели деятельности ЗАО «Техстройсервис» в 2003-2005 годах

№ п/п

Показатель

Единица измерения

Годы

Изменение

2003

2004

2005

абсолютное

относительное

2004 к 2003 году

2005 к 2004 году

2004 к 2003 году

2005 к 2004 году

1

Выручка от реализации

руб.

205467,00

235149,00

304325,00

29682,00

69176,00

114,45

129,42

2

Себестоимость

руб.

156900,00

160539,00

168383,00

3639,00

7844,00

102,32

104,89

3

Прибыль от реализации услуг

руб.

15670,00

25982,00

65044,00

10312,00

39062,00

165,81

250,34

4

Прибыль балансовая

руб.

9460,00

16202,00

53965,00

6742,00

37763,00

171,27

333,08

5

Уровень затрат

%

76,36

68,27

55,33

-8,09

-12,94

89,40

81,04

6

Среднегодовая стоимость основных фондов

руб.

141034

134616

154807

-6417,50

20191,00

95,45

115,00

7

рентабельность

%

4,60

6,89

17,73

2,29

10,84

149,65

257,36

8

Фондоотдача

0,69

0,57

0,51

-0,11

-0,06

83,40

88,86

9

среднесписочная численность

Чел

890,00

950,00

1020,00

60,00

70,00

106,74

107,37

10

Выработка на одного работника

руб.

230,86

247,53

298,36

16,66

50,83

107,22

120,54

11

Средняя зарплата на одного работника

руб.

33,56

32,76

57,73

-0,80

24,97

97,61

176,21

         Результаты  таблицы 2.1 более наглядно отражены на рисунке 2.1.

Рис. 1. Динамика основных технико- экономических показателей деятельности  ЗАО «Техстройсервис»

         Как видно из таблицы 2.1 и рисунка 2.1:

1)    выручка от реализации в 2004 году выросла с 205467 до 235149 руб.  по сравнению с 2003 годом и с 235149 до 304325 руб. в 2005 году по сравнению с 2004 годом;

2)    себестоимость услуг выросла с  156900 до 160539 руб. в 2004 году и с 150639  до 168383 руб. в 2005 году по сравнению с 2004 годом

3)    прибыль балансовая выросла  с 9460 до 16202 руб. в 2004 году  и с 16202 до 53965 руб. в 2005 году

4)    прибыль от  реализации услуг  в 2004 году выросла с 15670 до 25982 руб.  и  выросла с 25982 до 65044 руб. в  2005 году.

Рост показателей прибыли является положительной тенденцией и свидетельствует о расширении деятельности организации и  росте объемов услуг.

Рис. 2.2. Динамика уровня затрат ЗАО «Техстройсервис» в 2003-2005 годах

Как видно из рисунка 2.2, в 2004 году уровень затрат организации  упал с  76,36 % до 68,27 %. А в 2005 году произошло падение уровня затрат  до 55,33 %.

Рис. 2.3. Динамика показателей рентабельности  ЗАО «Техстройсервис» в 2003-2005 годах

Как видно из рисунка 2.3, в 2004 году в организации значение  рентабельности возросло   с 4,6 % до 6,89 %, что может быть связано с падением значения прибыли. В 2005 году значение рентабельности снова выросло до 17,73 %, что является положительной тенденцией в деятельности организации.

Рис.2.4. Динамика показателей  деятельности  ЗАО «Техстройсервис» в 2003-2005 годах

Как видно из рисунка 2.4, в 2004 году произошло:

1)    рост выработки на одного рабочего с 200,86 до 247,59 руб.

2)    падение  средней заработной платы  с 33,56 до 32,76 руб.

В 2005 году произошло:

1) рост выработки с 247,59 до 298,36 руб.

2) рост средней заработной платы  с 32,76 до 57,73 руб.

         Таким образом, в целом по ЗАО «Техстройсервис» можно сделать вывод, что в 2004 году положение организации улучшилось, как и в 2005 году.

2.2. Основные функции менеджмента ЗАО «Техстройсервис»

К основным функциям управления в ЗАО «Техстройсервис» относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Рассмотрим эти функции более подробно[9].

ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗАО «ТЕХСТРОЙСЕРВИС»

Процесс стратегического планирования  в ЗАО «Техстройсервис» является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.

Стратегическое планирование  в ЗАО «Техстройсервис» - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации.

Стратегическое планирование  в ЗАО «Техстройсервис» включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности[10]:

1) Распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, имеющегося в организации.

2) Адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями.

3) Внутренняя координация работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации.

4) Осознание организационных стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.

Важным этапом при планировании  в ЗАО «Техстройсервис» является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженный в числовой форме и направленный на достижение определенных целей.

Эффективным методом управления в ЗАО «Техстройсервис» является метод управления по целям.

Он состоит из четырех этапов:

1) Формулировка четких и кратких целей.

2) Разработка наилучших планов достижения этих целей.

3) Контроль, анализ и оценка результатов работы.

4) Корректировка результатов в соответствии с запланированными.

ОРГАНИЗАЦИЯ  в ЗАО «ТЕХСТРОЙСЕРВИС»

Решение о выборе организационной структуры принимается высшим руководством организации ЗАО «Техстройсервис». Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации ЗАО «Техстройсервис»  считается такая структура, которая позволяет оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегия организации всегда должна определять организационную структуру, а не наоборот.

Процесс выбора организационной структуры в ЗАО «Техстройсервис»  состоит из трех этапов[11]:

- деление организации на укрупненные блоки по горизонтали, в соответствии с осуществляемыми направлениями деятельности; - установление соотношения полномочий должностей; - определение должностных обязанностей и поручение их выполнения конкретным лицам.

Важную роль играет степень централизации организационной структуры. В централизованной организации все функции управления сосредоточены у высшего руководства ЗАО «Техстройсервис». Преимуществом этой структуры является высокая степень контроля и координации деятельности организации. В децентрализованной организации некоторая часть управленческих функций передается своим филиалам, управлениям и т.д. Эту структуру применяют тогда, когда внешняя среда характеризуется сильной конкуренцией, динамичными рынками и быстро меняющейся технологией.

МОТИВАЦИЯ В ЗАО «ТЕХСТРОЙСЕРВИС»

Для более эффективной работы персонала в организации ЗАО «Техстройсервис» обязательна его мотивация.

Мотивация представляет процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.

Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности. Потребность - это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Для побуждения работника к действию, менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице), и внутреннее (чувство успеха). Процессуальные теории мотивации основаны на элементах психологии в поведении людей.

КОНТРОЛЬ В ЗАО «ТЕХСТРОЙСЕРВИС»

Контроль в ЗАО «Техстройсервис»  представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей. Контроль можно разделить на: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль[12].

В целом, контроль состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если достигнуты результаты, отличающиеся от установленных стандартов.

Предварительный контроль  в ЗАО «Техстройсервис»  осуществляется до начала работы организации. Он используется в трех отраслях: в области человеческих ресурсов (подбор кадров); материальных ресурсов (выбор поставщиков сырья); финансовых ресурсов (формирование бюджета фирмы).

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности организации, и предполагает регулярную проверку подчиненного персонала, а так же обсуждение возникающих проблем. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и верхним управленческим эшелоном фирмы для обеспечения ее успешной деятельности.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает информацию руководителю фирмы для более оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач.

Поведение сотрудников в ЗАО «Техстройсервис», ориентированное на наличие контроля, дает более эффективные результаты. Однако, при этом обязательно должны действовать механизмы награждения и наказания. В то же время необходимо избегать чрезмерного контроля, который может раздражать сотрудников и персонал. Эффективный контроль должен иметь стратегический характер, отражать общие приоритеты фирмы и поддерживать деятельность организации. Конечная цель контроля - это не только возможность выявить проблему, но и успешно решить задачи, поставленные перед организацией. Контроль должен быть своевременным и гибким. Простота и эффективность контроля, и его экономичность являются весьма актуальными. Наличие информационно-управленческой системы в организации способствует повышению эффективности контроля и планирования деятельности фирмы. Информационно-управленческая система должна содержать информацию о прошлом, настоящем и будущем организации. Эта информация позволяет руководству фирмы принимать оптимальные решения.

2.3. Характеристика распределения функций управления по уровнях  и звеньям аппарата управления ЗАО «Техстройсервис»

Функциональная структура ЗАО «Техстройсервис» представлена на рисунке 2.5 (приложение 5).

Распределение обязанностей в рамках разработанной организационной структуры осуществляется в соответствии с существующими в организации должностными инструкциями, в которых определены права и обязанности каждого работника в рамках предоставленных ему полномочий, а также ответственность в соответствии с возложенными правами и обязанностями[13]. Ниже рассмотрены основные права и обязанности по нескольким должностям в ЗАО «Техстройсервис».

Генеральный директор руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью строительной организации, несет ответственность  за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия и финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Он организует работу и направляет деятельность структурных подразделений на развитие и совершенствование производства. Должностная инструкция генерального директора представлена  в приложении 6.

Директор по производству (главный инженер) определяет техническую политику и направление технического развития предприятия, обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, рациональное использование ресурсов. Он обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства и технической документации, технической эксплуатации и ремонт оборудования

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за использованием материальный, трудовых  и финансовых ресурсов сохранностью имущества предприятия. В обязанности главного бухгалтера входит обеспечение рациональной системы документооборота, применение прогрессивных форм и методов ведения учета. Главный бухгалтер обеспечивает составление бухгалтерской отчетности и предоставление ее в соответствующий орган.  Должностная инструкция главного бухгалтера представлена в приложении 7.

Бухгалтер занимается учетом затрат и себестоимости, выявлением источников образования потерь и расходов. Он осуществляет начисление и перечисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Также в его обязанности входит учет материалов основных средств и МБП.

Директор по материально техническому снабжению и комплектации материалов организует обеспечение строительной организации всеми необходимыми для ее производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование. Разрабатывает планы материально технического обеспечения, создает необходимые производственные запасы на основе определения потребности материальных ресурсов, организует работу складского хозяйства.

Начальник планово -экономического отдела руководит работой по экономическому планированию, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения ресурсов. Руководит проведением комплексного экономического анализа деятельности строительной организации и разработкой мероприятий по эффективному использованию ресурсов, выявлению и использованию резервов производства.

Ведущий экономист проводит работу по осуществлению экономической деятельности строительной организации, направленной на повышение эффективности и рентабельности предприятия, производства, достижение высоких результатов при оптимальном использовании ресурсов. Он разрабатывает проекты бизнес-планов, выполняет расчеты по затратам.

Главный энергетик организует технически правильную  эксплуатацию и ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства энергией, паром, водой, контроль за расходованием энергетических ресурсов, соблюдение режима экономии.

Прораб осуществляет производственно хозяйственную деятельность участка, обеспечивает выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнение строительно-монтажных работ по количественным и качественным показателям с соблюдением проекта производства работ и нормативной документацией в определенной технологической последовательности.  

Мастер руководит работой на своем участке производства, обеспечивает выполнение заданий по объему производства, повышение производительности труда, снижение затрат на единицу продукции. Он обеспечивает максимальное использование производственных мощностей, полной загрузки и правильной эксплуатации оборудования, производительной работы всех рабочих бригады на протяжении всей смены.

Таким образом, существующая в настоящее время  на предприятии организационная структура является неоптимальной и нерациональной, что является , в свою очередь, мощным фактором, способствующим ухудшению финансового состояния организации и перспектив ее дальнейшего развития. На сегодняшний день руководству следует серьезно задуматься над вопросам совершенствования организационной структуры.

2.4. Мои предложения по рационализации функций менеджмента ЗАО «Техстройсервис»

Таблица классификации функций   ЗАО «Техстройсервис» строится с учетом основных принципов формулирования функций предприятия: точности, абстрактности, лаконизма, количественной характеристики, полноты выявления функций.

Таблица 2.2

Формулировка и классификация функций  ЗАО «Техстройсервис»[14]

Наименование функции

Вид функции

Затраты на выполнение функции в год, руб.

глагол

существительное

дополнение

Получать

информацию

от внешних и внутренних источников

О

50 000

Проверять

информация

Из источников

В

6 000

Уточнять

информация

Из источников

В

6 000

Получать

информация

По отчетности, СМИ, нормативным актам

В

10 000

Запрашивать

отдел

Получателя информации

В

11 000

Акционировать

организация

Соответствие законодательству

В

40 000

Составлять

реестр

По списку

В

10 000

Подготавливать

собрание

По списку

В

10 000

Работать

документы

По учредительным

О

10 000

Выявлять

тенденции

На финансовых рынках

О

55 000

Размещать

Ценные бумаги

На биржах, в банке, среди акционеров

О

30 000

Управлять

Портфель ЦБ

По объемам

О

20 000

Подготовка

обоснование

По оборотным средствам

В

45 000

Оценка

проект

Инвестиции

О

40 000

Вкладывать

вложения

Оборотные средства

О

12 000

Разработать

план

Движение денежных средств

О

10 000

Учитывать

движение

По денежным средствам

В

80 000

Анализировать

анализ

По денежным потокам

О

25 000

Выдавать

информация

руководству

О

35 000

Оформлять

результаты

По документообороту

В

45 000

ИТОГО

610 000

:

О – основная функция,

В – вспомогательная функция

Функциональная диаграмма и таблица классификации функций  ЗАО «Техстройсервис» позволяет в дальнейшем системно подойти к классификации и формированию состава конкретных функций системы управления.

В результате анализа исходных данных выявлено, что на осуществление функций управления составляют 610 000 руб. в год. Наиболее дорогой функцией является  функция «Планово-аналитическое обеспечение деятельности» - 115 000 руб. в год. Высокая стоимость выполнения этих функций связана с привлечением специалистов, получающих высокую зарплату, использование компьютерной техники, приобретение автоматизированных программ, обслуживание техники и т.п.

Проверка целесообразности высоких затрат на выполнение этой функции осуществляется в результате анализа качества их выполнения и функционально-стоимостной диаграммы, для чего необходимо определить значимость выполняемых функций. Значимость функций определяется экспертной группой, состоящей из работников аппарата управления и начальника отдела. Степень значимости функции рассчитывается в баллах, для чего используется метод расстановки приоритетом, результаты сводятся в таблицу 2.3.

Таблица 2.3

Результаты попарного сравнения функций

Функция

1

2

3

4

5

6

7

1

1,0

0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

0,5

2

0,5

1,0

1,0

0,5

1,0

0,5

0,5

3

1,5

1,0

1,0

0,5

1,0

0,5

0,5

4

1,5

0,5

0,5

1,0

1,5

1,5

0,5

5

1,5

1,0

1,0

1,5

1,5

0,5

1,0

6

1,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

1,0

7

0,5

0,5

0,5

0,5

1,0

1,0

1,0

Условные обозначения функций:

1.     Получать информацию от внутренних и внешних источников

2.     Акционировать организацию

3.     Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках

4.     Бюджетирование

5.     Подготовка обоснований инвестиционных решений

6.     Планово-аналитическое обеспечение деятельности

7.     Выдавать информацию по финансовой деятельности

Значимость основных функций определяется с использованием метода расстановки приоритетов. При решении задач с помощью этого метода группу объектов располагают в ряд по возрастанию или убыванию степени выраженности какого-либо признака. Предполагается, что числовая мера степени выраженности признака неизвестного для всех, или, по крайней мере, для нескольких объектов, и преодоление этой неизвестности обычными формальными методами либо невозможно, либо требует значительных затрат труда и времени.

В задаче расстановки приоритетов в качестве метода высказывания суждений экспертами принят метод парных сравнений с целью выявить предпочтения экспертов «в чистом виде». Результат попарного сравнения наиболее точно отражает субъективное предпочтение, ибо на выбор здесь налагаются наименьшие ограничения, и метод не навязывает эксперту априорных условий.

В основе математического аппарата метода лежит так называемая задача о лидере, где рассматривается проблема определения результатов некоторого спортивного состязания.

Для описания процедуры ранжирования исследуемых объектов методом расстановки приоритетов они обозначаются через Х1, Х2,…Хn (1/1), где n – количество исследуемых объектов. Затем формируется матрица А = aij (1/2), где

aij = 0,5, если Xi < Xj

aij = 1.0, если Xi = Xj

aij = 1,5, если Xi > Xj

Здесь:

 Xi > Xj означает, что i-й объект более предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект;

Xi = Xj означает, i-й и j-й объекты равнозначны по анализируемому признаку;

Xi < Xj означает, что i-й объект менее предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект.

Вводится понятие интегрированная оценка порядка k объекта Xi. Интегрированная оценка нулевого порядка объекта Xi обозначается Pi(0) и рассчитывается по формуле:

Pi(0) = å aij                            (1).

Интегрированная оценка нулевого порядка представляет собой начальное приближение (итерацию) к окончательной оценке. Последующие итерации рассчитываются по формуле, называемой основным уравнением метода расстановки приоритетов:

Pнi (K + 1) = å aij Pjн (К)                        (2)

Где Pjн (К) – нормированная интегрированная оценка I-го объекта порядка k, рассчитываемая по формуле:

                                                Pi (K)

Pjн (К) =  å  Pi (K)                            (3)

Итерационный расчет оценок превышается после того, как для наперед заданного достаточно малого числа выполняется неравенство:

Pjн (К) - Pjн (К - 1) £ х, I = 1,2, … n                           (4)

Ранжирования вполне достаточно, если значение Х будет выбираться в диапазоне 0,01 – 0,001

Основное уравнение метода расстановки приоритетов в матричном виде следующее:

РН (К + 1) = А * РН                       (5)

Таблица 2.4

Расчет значимости функций

Функция

1

2

3

4

5

6

7

Р(о)

Рн(о)

Р(1)

Рн(1)

Р(2)

Рн(2)

1

1,0

0,5

0,5

1,0

0,5

0,5

0,5

4,5

0,100

0,550

0,096

0,548

0,096

2

0,5

1,0

0,5

0,5

1,0

0,5

1,0

5,0

0,111

0,667

0,112

0,665

0,112

3

1,5

1,0

1,0

1,0

1,5

0,5

1,5

8,0

0,178

1,600

0,176

1,598

0,176

4

1,5

0,5

0,5

1,0

0,5

0,5

1,5

6,0

0,133

0,933

0,135

0,931

0,135

5

1,5

1,0

1,0

1,5

1,5

1,0

1,5

9,0

0,200

1,982

0,197

1,980

0,197

6

1,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

1,5

7,5

0,167

1,417

0,169

1,415

0,169

7

0,5

0,5

0,5

0,5

1,0

1,0

1,0

5,0

0,111

0,791

0,115

0,789

0,115

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

45,0

1,000

7,940

1,000

7,926

1,000

На заключительной стадии анализа, после выделения излишних функций, для наглядного сопоставления степени значимости функций с затратами на их осуществление, строится функционально – стоимостная диаграмма. На этой диаграмме по горизонтальной оси располагаются функции в соответствии с их рангом, вычисленным методом расстановки приоритетов, а по вертикальной – значимость и затраты на осуществление функций (см. рис. 2.6).

Значимость функций, ед.

0,197

 

0,176

 

 

0,169

 

 

 

 

 

 

0,135

 

 

 

 

 

 

 

 

0,115

 

 

 

 

 

0,112

 

 

 

 

 

 

0,096

5

3

6

4

7

2

1

Затраты на осуществление функций, т.руб.в год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

70

 

 

 

 

72

 

 

91

97

 

105

 

 

115

Рис. 2.6. Функционально-стоимостная диаграмма основных функций

управления ЗАО «Техстройсервис»

Построенная диаграмма позволяет визуально выделить затраты, которые не сбалансированы со значимостью соответствующих функций. В рассмотренной диаграмме затраты на функцию «Подготовка обоснований инвестиционных решений» (5) и «Выдавать информацию по финансовой деятельности» (7) гораздо выше, чем их значимость, в то время как значимость функции «Планово-аналитическое обеспечение деятельности» (6)  и «Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках» (3) выше, но затраты ниже. Поэтому следует пересмотреть статьи расходов по отмеченным функциям.

При анализе также целесообразно учитывать уровень качества осуществления функций. Данная процедура необходима для сопоставления реального качества осуществления функций и затрат на их выполнение. Исходной информацией являются данные по предприятию и нормативная литература.

Сводная таблица показателей качества функций управления основных функций  управления ЗАО «Техстройсервис»  приведена в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Сводная таблица показателей качества функций управления ЗАО «Техстройсервис»

 

Основная функция

Показатель,

Получать

Акционировать

Оценка и

Бюджети-

Подготовка

Планово-

Выдавать

коэффициент

информацию

организацию

выявление

рование

обоснований

аналитич.

информацию

 

 

 

тенденций

 

инв.проектов

обеспечен.

 

Использование

 

 

 

 

 

 

 

технических средств

0,51

0,25

0,25

0,74

0,89

0,92

0,71

Организация рабочих

 

 

 

 

 

 

 

мест

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

Нормирование труда

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

Регламентация

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

функций

 

 

 

 

 

 

 

Дублирование

0,50

0,15

0,50

0,50

0,50

0,64

0,25

функций

 

 

 

 

 

 

 

Использование

0,72

0,80

0,94

0,90

1,00

1,00

0,91

рабочего времени

 

 

 

 

 

 

 

Уровень качества

0,64

0,56

0,63

0,70

0,73

0,76

0,66

функций

 

 

 

 

 

 

 

Для удобства оценки и анализа основных функций, значимости и затрат на осуществление функций, а также уровень качества их выполнения, целесообразно свести в таблицу (см. таблицу 2.6).

Таблица 2.6

Сводная таблица основных функций управления ЗАО «Техстройсервис»

№№

Наименование функции

Среднее

Ранг

Затраты на

Уровень

п/п

 

значение

функции

Функцию в

Качества

 

 

функции

 

Год

Функции

1

  Получать информацию от внутренних и внешних источников

4,5

6-7

72

0,64

2

 Акционировать организацию

5,0

5

70

0,56

3

 Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках

8,0

2

105

0,63

4

 Бюджетирование

6,0

4

60

0,70

5

  Подготовка обоснований инвестиционных решений

9,0

1

97

0,73

6

 Планово-аналитическое обеспечение деятельности

7,5

3

115

0,76

7

 Выдавать информацию по финансовой деятельности

5,0

6-7

91

0,66

Диаграмма, приведенная на рис. 2.7 позволяет визуально выделить затраты, которые не сбалансированы с уровнем качества осуществляемых функций.

Значимость функций, ед.

0,197

 

0,176

 

 

0,169

 

 

 

 

 

 

0,135

 

 

 

 

 

 

 

 

0,115

 

 

 

 

 

0,112

 

 

 

 

 

 

0,096

5

3

6

4

7

2

1

Уровень качества

 

 

 

 

 

0,56

 

 

0,63

 

 

 

 

 

 

 

 

0,64

 

 

 

0,66

 

 

0,70

0,73

 

0,76

Рис. 2.7. Диаграмма соответствия уровня качества и затрат на осуществление

основных функций менеджмента ЗАО «Техстройсервис»

В данном случае качество   выполнения функции «Подготовка обоснований инвестиционных решений» (5)не соответствует значимости, его можно считать заниженным.

Таким образом, финансово-стоимостной анализ управленческих функций  выявил несоответствие качества выполняемых функций их затратам, из чего следует, что необходимо привести в соответствие исполнение функций с их значимостью и качеством. Для чего перераспределить затраты на выполнение функций в соответствии со значимостью. Также необходимо перераспределить заработную плату, снизить расходы на канцелярские расходы, объединить  исполнение двух функций «Акционировать организацию» (2) и «Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках» (3) в одной должности, сократив, таким образом, численность  на 1 человека.

После проведения усовершенствования функциональных обязанностей  ЗАО «Техстройсервис» будет наглядно построить функционально-стоимостную диаграмму основных функций после проведения управленческого финансово-стоимостного анализа (см. рис. 2.8).

После окончания проведения всех преобразовании в ЗАО «Техстройсервис» необходимо составить отчет о результатах управленческого финансово-стоимостного анализа (см. таблицу 2.7)

Значимость функций, ед.

0,197

 

0,176

 

 

0,169

 

 

 

 

 

 

0,135

 

 

 

 

 

 

 

 

0,115

 

 

 

 

 

0,112

 

 

 

 

 

 

0,096

5

3

6

4

7

2

1

Затраты на осуществл. Функций, т.руб. в год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

70

 

 

 

 

 

95

 

100

107

Рис. 2.8. Функционально-стоимостная диаграмма основных функций после проведения управленческого финансово-стоимостного анализа

Таблица 2.7

Отчет о результатах управленческого ФСА  в  ЗАО «Техстройсервис»

№№

Наименование функции

Вид

Затраты на выполнение

п/п

 

функции

функции в год, руб.

 

 

 

до ФСА

после ФСА

1

  Получать информацию от внутренних и внешних источников

В

72 000

40 000

2

 Акционировать организацию

О

70 000

45 000

3

 Оценка и выявление тенденций на финансовых рынках

В

105 000

100 000

5

  Подготовка обоснований инвестиционных решений

В

97 000

107 000

6

 Планово-аналитическое обеспечение деятельности

О

115 000

95 000

7

 Выдавать информацию по финансовой деятельности

О

91 000

60 000

ИТОГО

 

610 000

517 000

Таким образом, проведенный управленческий финансово-стоимостной анализ  позволил сократить затраты на выполнение функций управления в целом на 93 000 руб. в год или на 15%.

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем  несколько общих выводов по работе.

Функции управления - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

 - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает строительная организация Закрытое акционерное общество «Техстройсервис», которое было основано и зарегистрировано в Хабаровской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

К основным функциям управления в ЗАО «Техстройсервис» относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Рассмотрим эти функции более подробно.

Распределение обязанностей в рамках разработанной организационной структуры осуществляется в соответствии с существующими в организации должностными инструкциями, в которых определены права и обязанности каждого работника в рамках предоставленных ему полномочий, а также ответственность в соответствии с возложенными правами и обязанностями. Ниже рассмотрены основные права и обязанности по нескольким должностям в ЗАО «Техстройсервис».

Список литературы

1.     Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 2003.- 160 с.

2.     Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов . -  М.: Экономика, 2000. – 236с.

3.     Владимирова И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - № 3-5. - С.91

4.     Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Из-во МГУ, 2004. - 252 с.

5.     Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 480 с.

6.     Гибкость организационных форм.// Журнал для акционеров. -  2001. -  № 11. - С. 6 – 12.

7.     Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .

8.     Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. прогнозирование- планирование. Теория экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2004. – 400 с.

9.     Дойл П. Менеджмент: стратегия и тактика/ под ред. Ю.Н. Кантуревского. – СПб.: Питер,1999. – 560с.

10.           Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 2003.- 286 с.

11.           Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 2000.- 245 с.

12.           Кунц Г., С. О'Доннел. Управление - системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том1,2. -  М.: Филин, 2003. – 567 с.

13.           Менеджмент организации: современные технологии  / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2003.- 480 с.

14.           Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 432 с.

15.           Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.

16.           Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.

17.           Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособ.- Казань, 2004. – 67 с.

18.           Морозов Ю.П., Гаврилов А.И. Стратегический менеджмент. Учебник для ВУЗов. – М.: Юнити, 2003. -  472 с.

19.           Новицкий Н.В. Менеджмент организации. Учебное пособие. – М.: Дело, 2000 -  376 с.

20.           Новый Гражданский Кодекс РФ, Часть 1, краткий научно-проектный комментарий. Отв. редакторы Ганеев В.Н., Зинченко С.А., Лукъянцев А.А., — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 448 с.

21.           Основы теории оптимального управления: Учеб. Пособие для экон. вузов  /  В.Ф.Кротов, Б.А.Лагома, С.М.Лобанов и др.  Под ред В.Ф.Кротова.  -  М.: Высш.шк., 2000. – 267 с.

22.           Основы управления персоналом: учеб. для вузов/ Б.М. Генкин, Г.А. Кононова, В.И. Кочетков и др.; под ред. Б.М. Генкина.- М.: Высшая школа, 2003.- 383 с

23.           Пономарев А.Я. Введение в административный и экономический менеджмент . – СПб, 2004. – 287 с..

24.           Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 2003.- 321 с.

25.           Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/ К.А. Волкова, И.П. Дежкина и др.–М.: ЗАО издательство «Экономика», НОРМА, 2003.–526 с.

26.           Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - №5. – С. 18

27.           Румянцева З. П. Современный менеджмент (курс кафедры теории организации и управления ГАУ) // Российский экономический журнал. -  2003. - № 4. – С.37-50

28.           Теория и практика управления персоналом: учеб. пособие/ Авт.-преп. Г.В. Щокин.- К.: МАУП, 2003.-256 с.

29.           Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2003.- 412 с.

30.           Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 2003. – 506 с.

31.           Управление по результатам: Пер. с финск./ Общ. ред. Лейманна Я.А. - М.: Издательская группа "Прогресс", 2003. – 340 с.

Приложения


[1] Владимирова И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - № 3-5. - С.91

[2] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – С. 255

[3] Дойл П. Менеджмент: стратегия и тактика/ под ред. Ю.Н. Кантуревского. – СПб.: Питер,1999. –С. 278

[4] Менеджмент организации: современные технологии  / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2003.- С. 355

[5] Новицкий Н.В. Менеджмент организации. Учебное пособие. – М.: Дело, 2000 -  С. 211

[6] Основы управления персоналом: учеб. для вузов/ Б.М. Генкин, Г.А. Кононова, В.И. Кочетков и др.; под ред. Б.М. Генкина.- М.: Высшая школа, 2003.- С. 289

[7] Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/ К.А. Волкова, И.П. Дежкина и др.–М.: ЗАО издательство «Экономика», НОРМА, 2003. – С. 211

[8] Румянцева З. П. Современный менеджмент (курс кафедры теории организации и управления ГАУ) // Российский экономический журнал. -  2003. - № 4. – С.37-50

[9] Основы теории оптимального управления: Учеб. Пособие для экон. вузов  /  В.Ф.Кротов, Б.А.Лагома, С.М.Лобанов и др.  Под ред В.Ф.Кротова.  -  М.: Высш.шк., 2000. – С. 190

[10] Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 287

[11] Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- С. 276

[12] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. . - 277-

[13] Кунц Г., С. О'Доннел. Управление - системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том1,2. -  М.: Филин, 2003. – С.422

[14] Морозов Ю.П., Гаврилов А.И. Стратегический менеджмент. Учебник для ВУЗов. – М.: Юнити, 2003. – С. 352