Содержание
Введение. 3
1. Теоретический аспект аудита учета МПЗ. 5
1.1. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие учет МПЗ 5
1.2. Источники информации для аудита материально-производственных запасов 7
1.3. Методика проведения аудита учета МПЗ. 8
2. Проведение аудита учета материалов на предприятии ООО «Летто». 21
2.1. Краткая характеристика ООО «Летто». 21
2.2. Ошибки, выявленные в ходе аудита учета МПЗ на ООО «Летто». 23
Заключение. 33
Список литературы.. 34
Введение
Материально-производственные запасы относятся к оборотным средствам однократного использования. Затраты материальных ресурсов на предприятии занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции. Поэтому усиление контроля за их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.
Рациональное использование сырья и материалов во многом определяется постановкой бухгалтерского учета и организации аналитических работ, что в условиях рыночной экономики требуется особого осмысления.
Так, от того, на сколько правильно мы учитываем материально-производственные запасы при их отпуске, например, в производство будет зависеть правильность учета затрат на производство, а значит и правильность формирования себестоимости продукции. Это в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование финансовых результатов работы предприятия, его прибыли.
Аудит учета материально-производственных запасов играет огромную роль, так как в ходе аудита выявляются случаи нерационального использования материалов в производстве, проверяется правильность учета материалов, на основании данных полученных в ходе аудит, принимаются конкретные управленческие решения и меры по устранению отклонений для достижения положительных результатов.
В связи с приближением учета к международным стандартам, роль и значение аудита материалов и сырья трудно переоценить, а обсуждение актуальных проблем учета весьма своевременно. Этот факт придает большое значение аудиту и анализу сырья и материалов и позволяет сделать вывод об актуальности и необходимости изучения и исследования данной темы в настоящее время [26, с. 5-7].
Цель данной курсовой работы: изучить аудит умёта материально-производственных запасов.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели работы:
- описание основных нормативных документов, регулирующих учет материально-производственных запасов;
- выявление источников информации аудита материально-производственных запасов;
- изучение методики аудита материально-производственных запасов;
- характеристика исследуемого предприятия ООО «Летто»;
- проведение аудита материалов по существу на примере ООО «Летто»;
- формирование основных выводов по результатам проделанной работы.
1. Теоретический аспект аудита учета МПЗ
1.1. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие учет МПЗ
В табл. 1.1. представлены основные законодательные и нормативные документы, составляющие нормативно-правовое обеспечение аудита материально-производственных запасов и на основании которых должен вестись учет.
Таблица 1.1.
Нормативно-правовое обеспечение аудита бухгалтерской отчётности
№ п/п |
Полное наименование документа |
Сокращенное наименование документа |
1. |
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 02.07.2005) |
Гражданской кодекс РФ |
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 21.03.2005) (с изм, и доп., вступившими в силу с 01.06.2005) |
||
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 02.12.2004) |
||
2. |
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) (с изм, и доп., вступившими в силу с 01.01.2005) |
Налоговый кодекс РФ |
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19ю07.2000) (ред. от 06.06.2005, с изм. От 01.07.2005) |
||
3. |
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О бухгалтерском учёте" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм, и доп., вступившими в силу с 01.01.2004) |
Закон "О бухгалтерском учёте" |
Продолжение табл. 1.1.
4. |
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.03.2000, с изм. 23.08.2000) "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации" |
Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ |
5. |
Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ5/01» |
ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» |
6. |
Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» |
«Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, приспособлений, оборудования, одежды» |
7. |
Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» |
«Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ» |
8. |
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. |
План счетов |
9. |
Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. |
Положение № 552 «О составе затрат по производству и реализации продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» |
10. |
Письмо Минфина РФ от 16.11.2004 № 07-05-14/298 «О бухгалтерском учете отпуска материально-производственных запасов и способах их оценки» |
Письмо Минфина «О бухгалтерском учете отпуска МПЗ и способах их оценки» |
Этими документами, представленными в табл. 1.1., должны руководствоваться бухгалтерские службы экономических субъектов при учете материально-производственных запасов [12, с. 37-43].
1.2. Источники информации для аудита материально-производственных запасов
Документы необходимые для проведения аудита:
·приказ по учетной политике;
·приказ о назначении материально-ответственных лиц;
·письменные договора о материальной ответственности;
·приказы на увольнение и перемещение материально - ответственных лиц;
·список лиц, имеющих право подписи первичных документов на движение материалов;
·образцы подписей лиц, имеющих право подписи первичных документов на движение материалов;
·материалы инвентаризации;
·сличительные ведомости по инвентаризации материалов;
·унифицированные первичные документы по учету материалов;
·регистры бухгалтерского и налогового учета;
·иные документы необходимые для проведения аудита [13. с. 37-43].
Аудиторские процедуры:
·инспектирование (проверка записей, документов);
·пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов);
·наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами); инвентаризация (проверка сохранности материалов) [16, с. 43-49].
1.3. Методика проведения аудита учета МПЗ
Цель аудита материально-производственных запасов - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о МПЗ, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
Для достижения цели аудитору необходимо:
·оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица;
·определить методы проверки;
·разработать программу аудиторских процедур по существу [18, с. 35-39].
Для разработки эффективного подхода к аудиту МПЗ на стадии планирования проводится предварительная оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита.
Практика показывает, что далеко не всегда аудиторские проверки МПЗ сопровождаются оценкой систему внутреннего контроля, что заведомо снижает их результативность. Это приводит, в частности, к увеличению затрат времени, так как своевременно не созданные предпосылки для обоснования выборочного способа проверки повышают вероятность искажений в оценке аудиторского риска. Адекватная оценка системы внутреннего контроля позволяет качественно и более доказательно сформировать выводы аудитора в Письменной информации аудитора руководству экономического субъекта и в аналитической части аудиторского заключения.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен проверить наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики и схемы документооборота, провести экспертизу применяемой формы учета, проверить наличие регистров бухгалтерского и налогового учета, установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.
Оценив систему внутреннего контроля, аудитор должен спланировать характер, масштабы и сроки проведения аудиторских процедур в отношении основных средств.
С помощью аудиторских процедур осуществляется проверка достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. При обнаружении нарушений аудитор определяет их характер и суть, а также уровень существенности.
При этом аудитор описывает аудиторские процедуры или методы обнаружения нарушений, порядок построения аудиторской выборки при ее применении, т.е. обосновывает достаточность аудиторских доказательств.
По результатам проведенных аудиторских процедур аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета.
Если аудитор осуществляет аудиторскую проверку организации впервые, то он должен получить доказательства того, что:
·начальные сальдо по счетам учета МПЗ не содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность проверяемого периода;
·остатки по счетам учета МПЗ на начало текущего периода правильно перенесены из предыдущего периода (за исключением случаев изменения начального сальдо в результате переоценки);
·учетная политика организации в отношении оценки МПЗ применялась последовательно от периода к периоду.
Если это не первая аудиторская проверка организации данным аудитором, ему необходимо убедиться в том, что остатки по счетам учета МПЗ на начало отчетного периода соответствуют остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец отчетного периода.
Если организация провела переоценку МПЗ и их балансовая стоимость на начало отчетного периода изменена, аудитору необходимо убедиться в правильности отражения в отчетности переоцененной стоимости МПЗ.
Объем выборки для проверки сальдо по счету учета МПЗ и операций с ними определяют на основе оценки аудиторских рисков, проведенной на стадии планирования аудита. В ходе проверки при уточнении оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска объем выборки может быть изменен.
Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются:
·наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
·размещение запасов по секциям складов, а внутри них по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
·оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
·применение централизованной доставки МПЗ со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
·организация, там, где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя МПЗ;
·определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
·установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске МПЗ в подразделения организации);
·установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
·определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о МПЗ ответственности; увольнение и перемещение МПЗ ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
·определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
·наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
Также необходимо проверить выполняются ли основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов:
·сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
·учет количества и оценка запасов;
·оперативность (своевременность) учета запасов;
·достоверность;
·соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
·соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.
Основное внимание аудитор уделяет качеству проведения и оформлению результатов инвентаризаций МПЗ, для чего проверяет соблюдение сроков подведения их итогов, оценивает качество подготовки инвентаризационных описей.
Аудитор должен изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить правильность отражения этих результатов в учете.
При этом необходимо убедиться в соблюдении положений по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок и сроки проведения инвентаризаций.
Аудитору также необходимо выяснить, анализируются ли результаты инвентаризации руководством, принимаются ли соответствующие меры, если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостачи.
В ходе аудиторской проверки аудитор может наблюдать за процессом проведения инвентаризации (если период проведения аудита совпал с фактическими сроками проведения инвентаризации).
В ходе аудиторской проверки аудитор может провести выборочный контрольный осмотр материалов, изучить, имеются ли в наличии материалы, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также длительно не используемое имущество.
При проведении аудита, с целью получения аудиторских доказательств о сохранности материалов, аудитор может случайным образом выбрать определенное количество материалов и затем проверить, отражены ли они в бухгалтерском учете организации. Необходима также обратная процедура: выбрать по данным бухгалтерского учета определенное количество материалов и удостовериться в том, что они имеются в наличии.
Если инвентаризация МПЗ в организации не проводилась в течение последних нескольких лет, аудитор может потребовать ее проведения с целью снижения аудиторского риска. В случае, если аудируемое лицо не проведет инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, аудитор может подготовить аудиторское заключение отличающееся от безусловно положительного.
При проверке результатов инвентаризации МПЗ необходимо иметь ввиду, что проведение инвентаризации обязательно:
·при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
·перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров и материалов проводится в период их наименьших остатков;
·при смене материально-ответственных лиц;
·при выявлении фактов хищения, злоупотреблении или порчи имущества;
·в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
·при реорганизации или ликвидации организации;
·в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Бухгалтерская служба организации обязана:
·осуществлять контроль за своевременностью и полнотой проведения инвентаризаций;
·требовать сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу;
·следить за своевременным завершением инвентаризаций и документальным оформлением их результатов;
·отражать на счетах бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.
Выполняя процедуру оценки организации учета и сохранности материалов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
·В организации обеспечен контроль за сохранностью материалов, предусмотренный положениями нормативных актов?
·Организация применяет унифицированные формы первичных учетных документов по учету материалов?
·В организации выполняются основные требования к бухгалтерскому учету материалов, предусмотренные нормативными актами?
·Порядок и сроки проведения инвентаризации материалов соответствует положениям нормативных актов? [19, с. 205-211].
При аудите документального оформления и учета операций по поступлению материалов серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, которыми оформлено приобретение права собственности на материалы.
От результатов выполнения перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости и отражения операций в бухгалтерском учете.
В ходе проверки аудитор должен убедиться в правильности оформления документов, подтверждающих рыночную стоимость принимаемых к учету материалов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.
При этом необходимо обратить внимание на соответствие периода получения документа и даты принятия материалов к учету. Если по договору дарения получены материалы, не имеющее аналогов, то рыночная стоимость может быть определена только по результатам экспертизы, проведенной независимым оценщиком. При этом необходимо проверить копии документов, подтверждающих уровень квалификации и независимость оценщика.
В ходе аудиторских процедур может обнаружиться, что в отчетности организации отражены материалы, право собственности на которые не подтверждено должным образом. В этой ситуации аудитор должен рассмотреть вопрос о правомерности включения данных о таких материалах в отчетность, оценить масштабы выявленных нарушений и определить, каким образом они влияют на достоверность финансовой отчетности организации и аудиторское заключение.
Ограничения прав распоряжения материалами возникают в большинстве случаев в связи с договорами залога и выявляются аудитором обычно в ходе аудиторской проверки задолженности по кредитам и займам (перекрестные аудиторские процедуры).
Определенные ограничения на такие права могут содержаться и в договорах покупки материалов с отсрочкой платежа и выявляются в процессе анализа условий соответствующих договоров при выборочной проверке операций по поступлению материалов за отчетный период.
Установив существование ограничений прав собственности организации на материалы, аудитор должен также убедиться в том, что существенная информация о таких ограничениях раскрыта в финансовой отчетности.
Оценку материалов аудитор проверяет посредством анализа первичных документов, подтверждающих стоимость материалов при их приобретении или создании (накладных и счетов-фактур поставщиков, других документов, подтверждающих расходы по приобретению материалов).
Анализируя правильность оценки поступивших материалов, аудитор одновременно проверяет полноту отражения в бухгалтерском учете кредиторской задолженности за приобретенные материалы (перекрестная аудиторская процедура).
При аудите данных операций необходимо обратить особое внимание правильности формирования первоначальной стоимости материалов, в частности правильность включения в первоначальную стоимость: затрат на приобретение и изготовление материалов; суммовых разниц для целей бухгалтерского учета и налогообложения; сумм НДС уплаченных при их приобретении; процентов за пользование заемными средствами для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
При проверке бухгалтерского и налогового учета операций по приобретению материалов, стоимость которых согласно условиям договора с поставщиком выражена в условных единицах, необходимо обратить внимание на правильность установления даты, на которую применяется курс условной денежной единицы и правильность пересчета иностранной валюты в рубли.
При проверке бухгалтерского и налогового учета операций по приобретению материалов за счет полученных займов и кредитов, необходимо обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости материалов для целей бухгалтерского и налогового учета.
При проверке бухгалтерского и налогового учета операций по приобретению материалов по импорту необходимо обратить внимание на правильность: формирования первоначальной стоимости приобретенных материалов; пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операций в иностранной валюте.
Также необходимо проверить соответствует ли метод оценки материалов учетной политике предприятия и действующим нормативным актам.
Методика отражения операций выбытия материалов в бухгалтерском учете зависит от вида выбытия.
При продаже организацией материалов физическим и юридическим лицам, цена продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния. Исчисление и уплата налогов к цене продаваемых (передаваемых) материалов осуществляется организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При продаже материалов, в бухгалтерском учете производятся записи:
Дебет счета 91 Кредит счета 10 - списана стоимость проданных материалов;
Дебет счета 62 Кредит счета 91 - отражена сумма выручки от продажи материалов;
Дебет счета 91 Кредит счета 68 - на сумму НДС и налога с продаж;
Дебет счета 51 Кредит счета 62 - поступила выручка от продажи материалов.
По мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство.
Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.
При этом оформляются бухгалтерские проводки:
Дебет счета 20 Кредит счета 10 - на сумму стоимости материалов, отпущенных в основное производство;
Дебет счета 23 Кредит счета 10 - на сумму стоимости материалов, отпущенных во вспомогательные производства;
Дебет счета 25 Кредит счета 10 - на сумму стоимости материалов, использованных при осуществлении общехозяйственных (цеховых) расходов;
Дебет счета 26 Кредит счета 10 - на сумму стоимости материалов, отпущенных для управленческих нужд.
При безвозмездной передаче материалов, в бухгалтерском учете производятся записи:
Дебет счета 91 Кредит счета 10 - списана стоимость переданных материалов;
Дебет счета 91 Кредит счета 68 - на сумму НДС по переданным материалам;
Дебет счета 99 Кредит счета 91 - отражен убыток от передачи материалов.
В бухгалтерском учете сумму убытка отражают как операционный расход.
Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей не учитываются для целей налогообложения прибыли [14, с. 302-358].
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, информация о наличии и движении инвестиций в уставные капиталы других организаций должна отражаться на счете 58 "Финансовые вложения".
Если стоимость материалов, согласованная учредителями, больше его остаточной стоимости, то в бухгалтерском учете сумму превышения отражают в составе операционных доходов. В налоговом учете эту сумму в состав доходов не включают (п.1 ст.277 НК РФ).
Если стоимость материалов, согласованная учредителями, меньше его остаточной стоимости, то в бухгалтерском учете сумму убытка отражают в составе операционных расходов.
Налогооблагаемую прибыль такой убыток не уменьшает.
Обратите внимание: передача имущества в уставный капитал другой фирмы не является реализацией и, следовательно, НДС не облагается.
При выбытии материалов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, в бухгалтерском учете производятся записи:
Дебет счета 58 субсчет 1 "Паи и акции" Кредит счета 91 - договорная стоимость переданных материалов;
Дебет счета 91 Кредит счета 10 - на фактическую стоимость переданных материалов.
Согласно п.125 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально ответственных лиц.
Комиссией осуществляются следующие функции:
а) непосредственный осмотр материалов;
б) установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);
в) выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;
г) определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;
д) составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);
е) представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
ж) проведение совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например, моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.);
з) осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.
При списании материалов их фактическая себестоимость (сумма стоимости материалов по учетным ценам и доля отклонений или ТЗР, связанная с их приобретением) относится в дебет счета "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Недостача запасов и их порча списывается со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат на производство или (и) на расходы на продажу; сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации, на увеличение расходов у некоммерческой организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей.
Остающиеся от списания материальных ценностей отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.
2. Проведение аудита учета материалов на предприятии ООО «Летто»
2.1. Краткая характеристика ООО «Летто»
Информационной базой для выполнения данной работы явилось торговое предприятие «Летто».
Данная фирма представляет собой общество с ограниченной ответственностью (ООО) по виду организационно-правовой формы собственности.
Предприятие является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, штамп, бланк, товарный знак.
Инспекция МНС России по г. Хабаровску в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц» 10.01.2000 г. внесла запись в единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица и выдала Обществу свидетельство.
В соответствии с положениями части первой Налогового кодекса РФ Инспекция МНС России по г. Хабаровску подтвердила постановку Общества на налоговый учет по месту нахождения на территории Российской Федерации 10.01.2000 г. с присвоением идентификационного номера налогоплательщика.
Областной комитет государственной статистики Госкомстата России информационным письмом от 21.01.2000 г. № 30-598 сообщил о включении Общества в состав Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и его идентификации по общероссийским классификаторам.
Филиал Фонда социального страхования РФ 28.01.2000 г. выдал Обществу Страховое свидетельство о регистрации юридического лица в качестве страхователя по месту нахождения. Одновременно вручил Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где определил размер страховых взносов в 0,5 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. 18.01.2000 г. выдало Обществу Извещение о регистрации его в качестве страхователя-организации по месту нахождения с датой уплаты страховых взносов 20 числа каждого месяца.
Предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам учредителя, учредитель не отвечает по обязательствам предприятия.
Права и обязанности юридического лица предприятие приобретает с момента его государственной регистрации.
Местонахождение предприятия: г. Хабаровск, ул. Мира, дом 28.
Область деятельности ООО «Летто» включает в себя несколько аспектов, поскольку фирма является многопрофильной: это прежде всего торговля и различные виды услуг.
Соответственно, ассортиментный профиль также не однороден по своему содержанию: в сфере торговли его составляет летняя и зимняя одежда, фурнитура; в сфере услуг это пошив и ремонт одежды.
Формы продажи, осуществляемые данным предприятием, включают опт, мелкий опт и розницу и предполагают как наличную, так и безналичную форму оплаты.
Режим работы ООО «Летто»: с 9.00 до 20.00 часов ежедневно кроме субботы, воскресенья, с одним часом на обеденный перерыв.
Предприятия ООО «Летто» располагается в помещении, снятом в субаренду.
Под начальством директора фирмы находятся в общей сложности около 50 работников. В прямом подчинении у директора находятся главный бухгалтер, водитель, менеджер по торговле.
Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, ведет статистическую отчетность и несет ответственность за их достоверность в соответствии с действующим законодательством.
Ревизия и проверка деятельности предприятия осуществляется учредителем и соответствующими уполномоченными органами.
Предприятие имеет один склад для хранения запасов товаров и продуктов, четыре торговых точки для реализации продукции.
2.2. Ошибки, выявленные в ходе аудита учета МПЗ на ООО «Летто»
Осуществлена выборочная проверка учета производственных запасов. Выборка была репрезентативной (представительной) с использованием метода случайного отбора. Объем выборки при проверке составил не менее 25%.
Целью аудита операций сохранности и учета производственных запасов является установление соответствия применяемых Обществом правил и методик бухгалтерского учета действующему законодательству РФ для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности за 2004 год во всех существенных аспектах [22, с. 3-4].
Аудит осуществлялся по следующим направлениям:
· аудит правильности оформления материалов инвентаризации производственных запасов и отражения результатов инвентаризации в учете;
· аудит правильности определения и списания на затраты стоимости израсходованных материально-производственных запасов;
· аудит проведения мероприятий по расчету предельного норматива уровня расхода материально-производственных запасов на 1 рубль объема реализации продукции (работ, услуг), а также факторного анализа фактических отклонений от него;
· аудит правильности синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов;
· аудит соответствия используемых Обществом способов оценки по отдельным группам материальных ценностей при их выбытии способам, предусмотренным учетной политикой;
· аудит правильности списания отклонений фактических расходов по приобретению материальных ценностей от их учетной цены (при использовании счетов 15 и 16);
· аудит правильности списания торговой наценки, относящейся к проданным товарам.
Кроме того, в ходе аудиторской проверки оценивались эффективность системы внутреннего контроля сохранности и учета производственных запасов, правильность оценки материалов в учете, правильность применения первичных учетных документов по учету материалов и др.
Проверка проведена на основании следующих документов, предоставленных Обществом:
· бухгалтерской отчетности;
· Учетной политики;
· оборотных ведомостей;
· карточек складского учета;
· договоров, счетов-фактур;
· накладных;
· приходных ордеров;
· книги покупок и книги продаж;
· документов по результатам инвентаризации;
· договоров с материально-ответственными лицами и др. [23, с. 37-46].
В ходе аудиторской проверки полноты и правильности отражения материально-производственных запасов по строке 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» формы № 1 «Бухгалтерский баланс» по состоянию на 01.01.05 во всех существенных аспектах отмечено следующее.
1. В соответствии с данными регистров синтетического и аналитического учета Общества остаток материально-производственных запасов по состоянию на 01.01.05 составил 6 661,44 тыс. руб., что тождественно данным, отраженным по строке «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» формы № 1 «Бухгалтерский баланс».
2. В ходе аудита правильности оформления материалов инвентаризации производственных запасов и отражения результатов инвентаризации в учете отмечено следующее.
2.1. Годовая инвентаризация материально-производственных запасов проведена в Обществе по состоянию на 31.12.04 в соответствии с Приказом Генерального директора от 20.11.04 № 33.
Инвентаризация проведена путем сопоставления фактического наличия производственных запасов с данными бухгалтерского учета и оформлена инвентаризационными описями по форме № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей».
2.2. По результатам инвентаризации излишков и/или недостач материально-производственных запасов не выявлено. Фактическое наличие материально-производственных запасов согласно данным инвентаризации соответствует данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и по состоянию на 31.12.04 составляет 6 661,44 тыс. руб.
2.3. При проверке форм № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» отмечено отсутствие некоторых реквизитов, например, инвентарных номеров и номеров паспортов, характерных для материально-производственных запасов.
Указанное нарушение не оказало влияния на достоверность результатов инвентаризации материально-производственных запасов.
2.4. В ходе аудита результатов инвентаризации материально-производственных запасов сделан вывод о том, что материально-производственные запасы в полном объеме отражены в соответствующих инвентаризационных описях.
3. В ходе аудиторской проверки положений Приказа «Об учетной политике на 2004 год», регламентирующих порядок организации и ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов, и их соответствия действующему законодательству отмечено следующее.
3.1. В Приказе «Об Учетной политике на 2004 год» не установлено понятие материально-производственных запасов.
Аудиторы рекомендуют Обществу отразить понятие материально-производственных запасов в Приказе «Об учетной политике на 2005 год» следующим образом: «материально-производственные запасы представляют собой активы, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. К материально-производственным запасам не относятся активы, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев».
3.2. В Приказе «Об Учетной политике на 2004 год» установлено, что «отражение в учете процесса приобретения и заготовления материально производственных запасов (далее – МПЗ) ведется с применением счета 10 и счета 15. На счете 15 отражаются транспортно-заготовительные работы (далее – ТЗР), которые распределяются пропорционально МПЗ, переданным в производство».
Установленный порядок не искажает фактическую себестоимость МПЗ, но противоречит Инструкции по применению плана счетов № 94н в части использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Обращаем внимание, что счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначается для выявления разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной по фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, и предполагает использование счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», не отраженного Приказом «Об учетной политике на 2004 год» и не применяемого Обществом в аудируемом периоде времени.
Следует отметить, что в соответствии с требованиями п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ транспортно – заготовительные расходы могут учитываться тремя способами:
- увеличивать стоимость купленных материалов;
- отражаться на счете 10 «Материалы», субсчете «Транспортно-заготовительные расходы»;
- отражаться на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Третий способ отражения ТЗР могут применять только те организации, которые приходуют материалы по учетным ценам, которые организация может установить самостоятельно. За учетную цену могут быть принята: цена поставщика, фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или года, планово-расчетная цена, средняя цена аналогичных материалов. При этом порядок определения учетной цены материалов должен быть закреплен в учетной политике.
При использовании этого метода бухгалтер должен отразить ТЗР по оприходованным материалам записью:
Дт 15 - Кт 60 = учтены ТЗР по оприходованным материалам.
В конце каждого месяца общую сумму ТЗР по материалам списывают проводкой:
Дт 16 - Кт 15 = списана сумма ТЗР по материалам.
В дальнейшем сумму ТЗР по израсходованным материалам списывают на счета по учету расходов записью:
Дт 20 (23, 25, 26, 29) - Кт 16 = списана сумма ТЗР по израсходованным материалам.
В ходе проверки было выявлено, что фактически Общество использует второй способ учета, а счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется неправомерно, то есть как счет 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы». При этом на счете 15 Общество формирует расходы, связанные с заготовкой и доставкой материально-производственных запасов до места их использования (транспортные расходы) с последующим списанием этих расходов пропорционально материально-производственным запасам, переданным в производство, на счета учета производственных затрат.
Рекомендую Обществу с целью соблюдения требований действующего законодательства закрепить в Учетной политике на 2005 год способ отражения в бухгалтерском учете наличия и движения транспортных расходов на отдельном, открытом к счету 10 «Материалы», субсчете «Транспортные расходы».
Указанное обстоятельство не оказало существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.05.
4. Аудит правильности определения и списания на затраты стоимости израсходованных материальных ценностей показал, что в течение проверяемого периода списание в производство запасов осуществлялось в соответствии с положениями Учетной политики Общества и требованиями действующего законодательства.
5. При проверке правильности применения первичных документов по учету материалов отмечено, что для оформления хозяйственных операций и для внутренней бухгалтерской отчетности в Обществе применяются типовые формы первичных документов, а также формы документов, разработанные и утвержденные в рамках Учетной политики. Однако следует отметить, что документооборот в Обществе не ориентирован на использование в полной мере всех унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ № 71а.
Приход материалов оформляется унифицированной формой первичной документации – приходным ордером (форма № М-4).
При выбытии материалов составляются следующие документы:
· приказ на отгрузку готовой продукции (утвержден учетной политикой Общества);
· накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);
· требование-накладная на внутреннее перемещение (форма № М-11).
В ходе проверки были выявлены факты оформления операций по учету материалов первичными документами, в которых не заполнены обязательные реквизиты.
Например, в проверяемом периоде на отпуск материалов со склада в цех выписывались требования и внутренние накладные неунифицированной формы без номера и даты.
Напоминаем Обществу, что первичные документы должны соответствовать требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, которым определен порядок оформления первичных документов и перечень обязательных реквизитов.
Рекомендую Обществу при оформлении первичной документации соблюдать требования действующего законодательства РФ.
6. При проверке организации работы складского хозяйства отмечено, что прием материалов производится материально-ответственным лицом по количеству и качеству, одновременно они сличаются с данными сопроводительных документов. Все материальные ценности хранятся на специальных стеллажах, в ячейках, что обеспечивает их сохранность и позволяет материально - ответственным лицам быстро ориентироваться при нахождении необходимой позиции. Согласно специальным отраслевым таблицам на каждый новый вид поступающих материальных ресурсов бухгалтером материальной группы разрабатывается номенклатурный номер, который заменяет номенклатуру-ценник. В номенклатурном номере указывается сорт, размер, марка, профиль материала.
В ходе проверки организации работы складского хозяйства отмечено следующее:
· складское хозяйство Общества ведется с использованием таких документов, как: книги прихода, карточки учета материалов, требования на внутреннее перемещение материалов, договоры о материальной ответственности;
· по порядковому номеру заведенной на материал карточки учета присваивается номенклатурный номер;
· материально-ответственные лица назначаются приказом руководителя. В нем же оговаривается круг лиц, которым дано право затребовать материалы и разрешать их отпуск со склада. Со всеми материально-ответственными лицами заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
· прием материалов на склад производится по количеству и качеству, одновременно они сличаются с данными сопроводительных документов;
· расход материалов со склада осуществляется на основании требования, выписанного подразделением, которое нуждается в том или ином материале. Отпуск материалов со склада одного цеха на склад другого цеха оформляется накладной.
7. В ходе проверки соответствия используемых Обществом способов оценки по отдельным группам материальных ценностей при их выбытии способам, предусмотренным Учетной политикой, отмечено, что их оценка производится по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) в соответствии с п. 4 Учетной политики Общества.
8. При проверке правильности ведения синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов отмечено следующее.
8.1. На счете 10.1 «Сырье и материалы» учитываются все виды товарно-материальных ценностей, поступившие на основной склад Общества. Данный субсчет используется как транзитный, на котором ведется аналитика по видам и местам хранения.
Движение материальных ценностей в бухгалтерском учете Общества на данном субсчете отражается следующим образом:
Дт 10.1 «Сырье и материалы» - Кт 60,71 = оприходованы ТМЦ на основной (транзитный) склад;
Дт 10.1 «Сырье и материалы» (по местам хранения) – Кт 10.1 «Сырье и материалы» = распределены ТМЦ по местам хранения;
Дт 10.2, 10.3, 10.4 и т. д. – Кт 10.1 «Сырье и материалы» (по местам хранения) = отпущены материалы с основного склада ТМЦ на склады по местам хранения (запчасти, топливо, покупные п/фабрикаты и комплектующие и т. д.).
Таким образом, субсчета к счету 10 «Материалы» «загромождаются» излишне произведенными бухгалтерскими записями, что ведет к нарушению правильности организации учета по классификационным группам и в результате чего материалы, относящиеся к одной группе, учитываются на разных субсчетах.
Например, специальная одежда, подлежащая учету на счете 10.10 «Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации» учитывается на счете 10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», бумага формата А4 и А3 учитывается не на счете 10.1 «Сырье и материалы», а на счете 10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие», стремянка учитывается не на счете 10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», а на счете 10.5 «Запасные части».
В соответствии с требованиями Инструкции по применению плана счетов № 94н в бухгалтерском учете для каждой классификационной группы к счету 10 «Материалы» открываются соответствующие субсчета:
10.1 «Сырье и материалы»;
10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10.3 «Топливо» и т. д.
Следует отметить, что Рабочий план счетов Общества составлен в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов № 94н. Однако применяемый способ учета нарушает Рабочий план счетов и требования действующего законодательства.
Рекомендую Обществу синтетический и аналитический учет материалов вести на соответствующих субсчетах, предусмотренных Рабочим планом счетов, в соответствии с классификацией материалов предусмотренной действующим законодательством.
Указанное нарушение не оказало существенного влияния на достоверность бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.05, но подлежит обязательному исправлению.
По нашему мнению, за исключением влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных выше, бухгалтерская отчетность Общества с ограниченной ответственностью «Летто» отражает достоверно во всех существенных отношениях результаты финансово-хозяйственной деятельности и финансовое положение на 31 декабря 2004 года [24, с. 2-5].
Заключение
В данной курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся аудита учета материалов предприятия.
Была предложена методика аудита учета материалов.
Была представлена характеристика ООО «Летто», это предприятие является торговым предприятием.
В работе изложены основные ошибки, выявленные при проведении аудита материалов в ООО «Летто».
По результатам проведения аудита учета материалов за исключением влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в пункте 2.2., бухгалтерская отчетность Общества с ограниченной ответственностью «Летто» отражает достоверно во всех существенных отношениях результаты финансово-хозяйственной деятельности и финансовое положение на 31 декабря 2004 года.
По результатам выше изложенного считаю цель работы, указанную во введении, достигнутой.
Список литературы
1. Федеральный Закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2004) «Об аудиторской деятельности»;
2.
О бухгалтерском учете:
Федеральный закон Российской Федерации № 129-ФЗ от 21 ноября
3. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 16.04.2005) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
4. Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации: Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.98 г. №34-н, с изменениями, утвержденными приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107н и 24.03.2000 №31 н.
5. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ5/01»э
6. Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды».
7. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
8. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
9. Письмо Минфина РФ от 16.11.2004 № 07-05-14/298 «О бухгалтерском учете отпуска материально-производственных запасов и способах их оценки».
10.
Письмо Минфина РФ от 07.02.2005 № 07-03-01/93
«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам
при проведении аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций за
11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации по его применению: Утвержден приказом Минфина РФ от 3 1.10.2000 г. №94н.
12. Александров О.А. Методические основы управленческого аудита в современных условиях хозяйствования // Экономический анализ.- 2005.- № 12.- с. 37-43.
13. Аманжолова Б., Наумова А. Планирование аудита с применением аналитических процедур // Аудиторские ведомости.- 2004.- № 8.- с. 42-56.
14. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учёт: Учеб. пособие.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.- 960 с.
15. Волков К.В., Попов Е.В. Стандарты аудита на основе принципов реинжиниринга // Менеджмент в России и за рубежом.- 2003.- № 3.- С. 46-52.
16. Газарян А.В., Соболева Г.В. Планирование аудита годовой отчётности // Бухгалтерский учёт.- 2005.- № 7.- с. 43-49.
17. Гутцай Е.М. Некоторые вопросы создания аудиторских стандартов // Бухгалтерский учёт.- 2003.- № 9.- с. 69-70.
18. Миронова О.А. Аудит: теория и методология: Учеб. пособие / Под ред. О.А. Мироновой, М.А. Азарской.- М.: Омега-Л, 2005.- 105 с.
19. Нитецкий В.В., Зайнетдинов Ф.В., Суглобов А.Е. Практикум аудита в организациях: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2002.- 456 с.
20. О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности // аудиторские ведомости.- 2003.- № 9.- С. 48-82.
21. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учеб. пособие.- М.: Экономистъ, 2003.- 158 с.
22. Рекомендации аудиторским организациям при проведении аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций за 2004 год // Финансовая газета.- 2005.- № 9.- с. 3-4.
23. Рекомендации по сбору аудиторских доказательств // Аудит и налогообложение.- 2004.- № 6.- С. 37-46.
24. Руднев В. Новые стандарты аудита // Аудит и налогообложение.- 2002.- № 11.- С. 2-5.
25. Чая В.Т. Контроль качества аудита // Бухгалтерский учёт.- 2004.- № 8.- с. 54-55.
26. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов аудита: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 160 с.: ил.
27. Шидловская М.С. Финансовый контроль и аудит: Учеб. пособие.- Мн.: Высшая школа, 2001.- 495 с.