Содержание

1 Теоретическая часть. Системный и ситуационный подходы в менеджменте. 3

1.1 Системный подход в менеджменте. 3

1.2 Ситуационный подход в менеджменте. 7

2 Практическая часть. 8

Задание 1. 8

Задание 2. 10

Задание 3. 13

Список литературы.. 16

1 Теоретическая часть. Системный и ситуационный подходы в менеджменте

1.1 Системный подход в менеджменте

В настоящее время нет един­ства в определении понятия «система».

В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система - это элементы и связи (отношения) между ними. Например, основопо­ложник теории систем Людвиг фон Берталанфи[1] определял систему как комплекс взаимодействующих элементов или как совокупность элементов, находящихся в определенных отноше­ниях друг с другом и со средой. А. Холл[2]  определяет систему как множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками. Ведутся дискуссии, какой термин- «от­ношение» или «связь» - лучше употреблять.

Позднее в определениях системы появляется понятие цели. Так, в «Философском словаре» система определяется как «сово­купность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой определенным образом и образующих некоторое целост­ное единство».

Таким образом, в зависимости от количества учитываемых факторов и степени абстрактности определение понятия «систе­ма» можно представить в следующей символьной форме. Каждое определение обозначим буквой D (от лат. definitions) и поряд­ковым номером, совпадающим с количеством учитываемых в определении факторов.

D1. Система есть нечто целое:

S=A(1, 0).

Это определение выражает факт существования и целост­ность. Двоичное суждение А(1,0) отображает наличие или отсут­ствие этих качеств.

D2. Система есть организованное множество (Темников Ф. Е.):

S=(орг, M),

где орг - оператор организации; М - множество[3].

D3. Система есть множество вещей, свойств и отношений (Уемов А. И.):

S=({m}.{n}.{r]),

где m - вещи, n - свойства, r - отношения.

D4. Система есть множество элементов, образующих струк­туру и обеспечивающих определенное поведение в условиях окру­жающей среды:

S=(, ST, BE, Е),

где  - элементы, ST - структура, BE - поведение, Е - среда.

D5. Система есть множество входов, множество выходов, множество состояний, характеризуемых оператором переходов и оператором выходов:

S=(X, Y, Z, H, G),

где Х - входы, Y - выходы, Z - состояния, Н - оператор пе­реходов, G - оператор выходов. Это определение учитывает все основные компоненты, рассматриваемые в автоматике.

D6. Это шестичленное определение, как и последующие, труд­но сформулировать в словах. Оно соответствует уровню биоси­стем и учитывает генетическое (родовое) начало GN, условия существования KD, обменные явления MB, развитие EV, функци­онирование FC и репродукцию (воспроизведения) RP:

S=(GN, KD, MB, EV, FC, RP).

D7. Это определение оперирует понятиями модели F, связи SC, пересчета R, самообучения FL, самоорганизации FO, прово­димости связей СО и возбуждения моделей JN:

S=(F, SC, R, FL, FO, CO, JN).

Данное определение удобно при нейрокибернетических исследо­ваниях.

D8. Если определение D5 дополнить фактором времени и фун­кциональными связями, то получим определение системы, кото­рым обычно оперируют в теории автоматического управления:

S=(T, X, Y, Z, 1V, 23),

где T - время, Х - входы, Y - выходы, Z - состояния, 1 - класс операторов на выходе, V - значения операторов на выхо­де, 2 - функциональная связь в уравнении y(t2)=[x(t1), z(t1), t2], 3 - функциональная связь в уравнении z(t2)=[x(t1), z(t1), t2].

D9. Для организационных систем удобно в определении систе­мы учитывать следующее:

S=(PL, RO, RJ, EX, PR, DT, SV, RD, EF),

где PL - цели и планы, RO - внешние ресурсы, RJ - внутрен­ние ресурсы, EX - исполнители, PR - процесс, DT- помехи, SV - контроль, RD - управление, EF - эффект.

Последовательность определений можно продолжить до DN (N=9, 10, 11, ...), в котором учитывалось бы такое количество элементов, связей и действий в реальной системе, которое необ­ходимо для решаемой задачи, для достижения поставленной цели. В качестве «рабочего» определения понятия системы в ли­тературе по теории систем часто рассматривается следующее: система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целост­ность, единство.

Системы разделяются на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбрать разные принци­пы классификации. При этом систему можно охарактеризовать одним или несколькими признаками.

Системы классифицируются следующим образом:

·        по виду отображаемого объекта - технические, биоло­гические и др.;

·        по виду научного направления - математические, физи­ческие, химические и т. п.;

·        по виду формализованного аппарата представления системы — детерминированные и стохастические;

·        по типу целеустремленности - открытые и закрытые;

·        по сложности структуры и поведения - простые и сложные;

·        по степени организованности - хорошо организован­ные, плохо организованные (диффузные), самоорганизующиеся системы.

1.2 Ситуационный подход в менеджменте

Центральный момент ситуационного подхода - ситуация. Ситуация — это конкретный набор обстоятельств, которые силь­но влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуацион­ный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышле­ния». Используя указанный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации[4].

Ситуационный подход не является простым набором пред­писываемых руководств, это скорее способ мышления об орга­низационных проблемах и их решениях. В нем, например, со­хранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достиже­ния целей организации, инвариантны.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пы­тается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.

Хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован исследованиями, недавние резуль­таты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут фактически быть вычленены. Установление этих основ­ных переменных, в особенности в области лидерства и поведе­ния организационных структур и количественных оценок, яви­лось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управ­ление. В данном учебнике менеджмент рассматривается с точки зрения ситуационного подхода, так как он представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработан­ную для того, чтобы сделать менеджмент эффективным.

2 Практическая часть

Задание 1

            Распределите нижеприведенные позиции по 3-ем группам методов управления:

1.     выполнение государственных заказов;

2.     материальное поощрение;

3.     социальная помощь;

4.     планирование;

5.     составление должностных инструкций;

6.     экономико-математическое моделирование;

7.     кредитование;

8.     контроль за исполнением приказов;

9.     ценообразование;

10.            разрешение конфликтов;

11.            подбор и оценка персонала;

12.            налогообложение;

13.            финансовый учет;

14.           проектирование организационной структуры;

15.            экономическое соревнование;

16.           предоставление социальных гарантий;

17.            линейное программирование;

18.            критика;

19.            экономический анализ;

20.            принятие управленческих решений;

21.           социальное развитие персонала;

22.            управление запасами;

23.            моральное поощрение;

24.            страхование;

25.            разработка положений о структурных подразделениях.

Задание выполняется в форме таблицы 1:

Методы управления

Организационно-административные

Экономические

Социально-психологические

материальное поощрение

выполнение государственных заказов

социальная помощь

составление должностных инструкций

планирование

разрешение конфликтов

кредитование

экономико-математическое моделирование

экономическое соревнование

контроль за исполнением приказов

ценообразование

предоставление социальных гарантий

подбор и оценка персонала

налогообложение

критика

принятие управленческих решений

финансовый учет

социальное развитие персонала

управление запасами

проектирование организационной структуры

моральное поощрение

разработка положений о структурных подразделениях

линейное программирование

страхование

экономический анализ

Задание 2

На основании данных о структурных подразделениях и управляющих должностях построить организационную структуру предприятия (представить в виде схемы) и определить ее тип. Указать преимущества и недостатки построенной  организационной структуры.

 

 

            Схема организационной структуры предприятия

Тип построенной организационной структуры предприятия - линейно – функциональный.

Недостатки линейно-функционального типа:

Негибкость к приспособлению к изменяющейся ситуации на рынке.

1. Нестойкость управления, позволяющая в отдельных случаях доминировать субъективным фактором управления.

2. Методы управления могут быть ближе к авторитарным, что понижает инициативу и творчество подчиненных.

3. Возможен перегруз высшего менеджмента  ответственностью.

4. Разногласие между линейным и функциональными служащими.

5. В больших организациях цепь команд сверху вниз может быть длинной.

Достоинства линейно-функционального типа:

 1. Формирует ответственность, исполнительность, нацеленность на результат.

 2.   Устанавливает обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий.                                     

3.  Обеспечивает оперативный процесс принятия решения.

4.  Стимулирует деловую и профессиональную специализацию.

5. Улучшает координацию в функциональной области.

6. Уменьшает дублирование усилий и потребление ресурсов в функциональных областях.

7. Содействует эффективному производству стандартных товаров.

8. Ориентирована на ценовую конкуренцию.

9.Возможность поддержания необходимой дисциплины.

Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.

Задание 3

     На основе исходных данных рассчитать показатели эффективности управленческой деятельности организации за базисный и отчетный период, а также их абсолютное и относительное отклонение:

1.   экономическую результативность управленческой деятельности (коэффициент результативности управленческой деятельности);

2.   уровень рентабельности производства и реализации продукции (коэффициент рентабельности производства);

3.   эффективность использования материальных запасов по стоимости реализованной продукции (коэффициент эффективности использования резервов);

4.   рентабельность продукции (коэффициент продукции (коэффициент рентабельности).

Исходные данные:

Показатель

Базисный год

Отчетный год

1. Годовой доход (Д), тыс. руб.

52830

56420

2. Издержки на производство и реализацию (Ипр), тыс. руб.

43560

45600

3. Чистый доход (Дч), тыс. руб.

7400

9500

4. Объем реализованной продукции (РП), тыс. руб.

48600

50200

5. Стоимость материальных запасов (Смз), тыс. руб.

28450

31630

6. Годовые производственные издержки (Ип), тыс. руб.

38650

40280

Формулы для расчета:

1. Коэффициент результативности управленческой деятельности:

Кэд = Д/Ипр, где

Д – годовой доход, тыс. руб.;

Ипр – издержки на производство и реализацию, тыс. руб.

2. Коэффициент рентабельности производства:

Крп = Дп/РП, где

Дч – чистый доход, тыс. руб.

РП – объем реализованной продукции, тыс. руб.

3. Коэффициент эффективности использования резервов:

Кэир = РП/Смз, где

РП – объем реализованной продукции, тыс. руб.;

Смз – стоимость материальных запасов.

4. Коэффициент рентабельности:

Кр = Д/Ип, где

Д – годовой доход, тыс. руб.;

Ип – годовые производственные издержки, тыс. руб.

Расчеты и результаты анализ представить в виде таблицы. После таблицы сделать вывод по каждому показателю.

Расчетная таблица:

№п/п

Показатель

Формула для расчета

Базисный год

Отчетный год

Отклонение

Абсолютное

Относительное

1

2

3

4

5

6(гр.5-гр.4)

7(гр.5/гр.4*100%)

1

Коэффициент результативности управленческой деятельности

Кэд = Д/Ипр

Кэд = 52830/43560 = 1,21

Кэд = 56420/45600 = 1,24

0,03

102,48

2

Коэффициент рентабельности производства

Крп = Дп/РП

Крп = 7400/48600 = 0,15

Крп = 9500/50200 = 0,19

0,04

126,67

3

Коэффициент эффективности использования резервов

Кэир = РП/Смз

Кэир = 48600/28450 = 1,71

Кэир = 50200/31630 = 1,59

-0,12

92,98

4

Коэффициент рентабельности

Кр = Д/Ип

Кр = 52830/38650 = 1,37

Кр = 56420/40280 = 1,40

0,03

102,19

Выводы:

1.                               Коэффициент результативности управленческой деятельности  в отчетном году повысился относительно базового года на 2, 48%;

2.                               Коэффициент рентабельности производства в отчетном году повысился относительно базового года 26,67%;

3.                               Коэффициент эффективности использования резервов в отчетном году снизился относительно базового года на 7,02%;

4.                               Коэффициент рентабельности в отчетном году повысился относительно отчетного года на 2,19%.

Список литературы

1.     Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 1996.- 160 с.

2.     Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор// Исследование по общей теории систем. – М.: Прогресс, 1969

3.     Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .

4.     Киланд Д, Кинг В. Системный анализ и целевое управление. – М.: Советское радио, 2001.

5.     Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.

6.     Моисеева Н.К., Карпунин М.Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. – М: Высшая школа, 2003.

7.     Перегудов Ф.И., Тарасеко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 2004.


[1] Кричесвкий А.И. Системный анализ: Учебно- метод комплекс. - Новосибирск, 2003

[2] Перегудов Ф.И., Тарасеко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989

[3] Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 1999.- 321 с.

[4] Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с