Содержание
1 Теоретическая часть. Системный и ситуационный подходы в менеджменте. 3
1.1 Системный подход в менеджменте. 3
1.2 Ситуационный подход в менеджменте. 7
2 Практическая часть. 8
Задание 1. 8
Задание 2. 10
Задание 3. 13
Список литературы.. 16
1 Теоретическая часть. Системный и ситуационный подходы в менеджменте
1.1 Системный подход в менеджменте
В настоящее время нет единства в определении понятия «система».
В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система - это элементы и связи (отношения) между ними. Например, основоположник теории систем Людвиг фон Берталанфи[1] определял систему как комплекс взаимодействующих элементов или как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой. А. Холл[2] определяет систему как множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками. Ведутся дискуссии, какой термин- «отношение» или «связь» - лучше употреблять.
Позднее в определениях системы появляется понятие цели. Так, в «Философском словаре» система определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой определенным образом и образующих некоторое целостное единство».
Таким образом, в зависимости от количества учитываемых факторов и степени абстрактности определение понятия «система» можно представить в следующей символьной форме. Каждое определение обозначим буквой D (от лат. definitions) и порядковым номером, совпадающим с количеством учитываемых в определении факторов.
D1. Система есть нечто целое:
S=A(1, 0).
Это определение выражает факт существования и целостность. Двоичное суждение А(1,0) отображает наличие или отсутствие этих качеств.
D2. Система есть организованное множество (Темников Ф. Е.):
S=(орг, M),
где орг - оператор организации; М - множество[3].
D3. Система есть множество вещей, свойств и отношений (Уемов А. И.):
S=({m}.{n}.{r]),
где m - вещи, n - свойства, r - отношения.
D4. Система есть множество элементов, образующих структуру и обеспечивающих определенное поведение в условиях окружающей среды:
S=(, ST, BE, Е),
где - элементы, ST - структура, BE - поведение, Е - среда.
D5. Система есть множество входов, множество выходов, множество состояний, характеризуемых оператором переходов и оператором выходов:
S=(X, Y, Z, H, G),
где Х - входы, Y - выходы, Z - состояния, Н - оператор переходов, G - оператор выходов. Это определение учитывает все основные компоненты, рассматриваемые в автоматике.
D6. Это шестичленное определение, как и последующие, трудно сформулировать в словах. Оно соответствует уровню биосистем и учитывает генетическое (родовое) начало GN, условия существования KD, обменные явления MB, развитие EV, функционирование FC и репродукцию (воспроизведения) RP:
S=(GN, KD, MB, EV, FC, RP).
D7. Это определение оперирует понятиями модели F, связи SC, пересчета R, самообучения FL, самоорганизации FO, проводимости связей СО и возбуждения моделей JN:
S=(F, SC, R, FL, FO, CO, JN).
Данное определение удобно при нейрокибернетических исследованиях.
D8. Если определение D5 дополнить фактором времени и функциональными связями, то получим определение системы, которым обычно оперируют в теории автоматического управления:
S=(T, X, Y, Z, 1V, 23),
где T - время, Х - входы, Y - выходы, Z - состояния, 1 - класс операторов на выходе, V - значения операторов на выходе, 2 - функциональная связь в уравнении y(t2)=[x(t1), z(t1), t2], 3 - функциональная связь в уравнении z(t2)=[x(t1), z(t1), t2].
D9. Для организационных систем удобно в определении системы учитывать следующее:
S=(PL, RO, RJ, EX, PR, DT, SV, RD, EF),
где PL - цели и планы, RO - внешние ресурсы, RJ - внутренние ресурсы, EX - исполнители, PR - процесс, DT- помехи, SV - контроль, RD - управление, EF - эффект.
Последовательность определений можно продолжить до DN (N=9, 10, 11, ...), в котором учитывалось бы такое количество элементов, связей и действий в реальной системе, которое необходимо для решаемой задачи, для достижения поставленной цели. В качестве «рабочего» определения понятия системы в литературе по теории систем часто рассматривается следующее: система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
Системы разделяются на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбрать разные принципы классификации. При этом систему можно охарактеризовать одним или несколькими признаками.
Системы классифицируются следующим образом:
· по виду отображаемого объекта - технические, биологические и др.;
· по виду научного направления - математические, физические, химические и т. п.;
· по виду формализованного аппарата представления системы — детерминированные и стохастические;
· по типу целеустремленности - открытые и закрытые;
· по сложности структуры и поведения - простые и сложные;
· по степени организованности - хорошо организованные, плохо организованные (диффузные), самоорганизующиеся системы.
1.2 Ситуационный подход в менеджменте
Центральный момент ситуационного подхода - ситуация. Ситуация — это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя указанный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации[4].
Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем, например, сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.
Хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован исследованиями, недавние результаты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут фактически быть вычленены. Установление этих основных переменных, в особенности в области лидерства и поведения организационных структур и количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление. В данном учебнике менеджмент рассматривается с точки зрения ситуационного подхода, так как он представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную для того, чтобы сделать менеджмент эффективным.
2 Практическая часть
Задание 1
Распределите нижеприведенные позиции по 3-ем группам методов управления:
1. выполнение государственных заказов;
2. материальное поощрение;
3. социальная помощь;
4. планирование;
5. составление должностных инструкций;
6. экономико-математическое моделирование;
7. кредитование;
8. контроль за исполнением приказов;
9. ценообразование;
10. разрешение конфликтов;
11. подбор и оценка персонала;
12. налогообложение;
13. финансовый учет;
14. проектирование организационной структуры;
15. экономическое соревнование;
16. предоставление социальных гарантий;
17. линейное программирование;
18. критика;
19. экономический анализ;
20. принятие управленческих решений;
21. социальное развитие персонала;
22. управление запасами;
23. моральное поощрение;
24. страхование;
25. разработка положений о структурных подразделениях.
Задание выполняется в форме таблицы 1:
Методы управления
Организационно-административные |
Экономические |
Социально-психологические |
материальное поощрение |
выполнение государственных заказов |
социальная помощь |
составление должностных инструкций |
планирование |
разрешение конфликтов |
кредитование |
экономико-математическое моделирование |
экономическое соревнование |
контроль за исполнением приказов |
ценообразование |
предоставление социальных гарантий |
подбор и оценка персонала |
налогообложение |
критика |
принятие управленческих решений |
финансовый учет |
социальное развитие персонала |
управление запасами |
проектирование организационной структуры |
моральное поощрение |
разработка положений о структурных подразделениях |
линейное программирование |
страхование |
экономический анализ |
Задание 2
На основании данных о структурных подразделениях и управляющих должностях построить организационную структуру предприятия (представить в виде схемы) и определить ее тип. Указать преимущества и недостатки построенной организационной структуры.
Схема организационной структуры предприятия
Тип построенной организационной структуры предприятия - линейно – функциональный.
Недостатки линейно-функционального типа:
Негибкость к приспособлению к изменяющейся ситуации на рынке.
1. Нестойкость управления, позволяющая в отдельных случаях доминировать субъективным фактором управления.
2. Методы управления могут быть ближе к авторитарным, что понижает инициативу и творчество подчиненных.
3. Возможен перегруз высшего менеджмента ответственностью.
4. Разногласие между линейным и функциональными служащими.
5. В больших организациях цепь команд сверху вниз может быть длинной.
Достоинства линейно-функционального типа:
1. Формирует ответственность, исполнительность, нацеленность на результат.
2. Устанавливает обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий.
3. Обеспечивает оперативный процесс принятия решения.
4. Стимулирует деловую и профессиональную специализацию.
5. Улучшает координацию в функциональной области.
6. Уменьшает дублирование усилий и потребление ресурсов в функциональных областях.
7. Содействует эффективному производству стандартных товаров.
8. Ориентирована на ценовую конкуренцию.
9.Возможность поддержания необходимой дисциплины.
Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.
Задание 3
На основе исходных данных рассчитать показатели эффективности управленческой деятельности организации за базисный и отчетный период, а также их абсолютное и относительное отклонение:
1. экономическую результативность управленческой деятельности (коэффициент результативности управленческой деятельности);
2. уровень рентабельности производства и реализации продукции (коэффициент рентабельности производства);
3. эффективность использования материальных запасов по стоимости реализованной продукции (коэффициент эффективности использования резервов);
4. рентабельность продукции (коэффициент продукции (коэффициент рентабельности).
Исходные данные:
Показатель |
Базисный год |
Отчетный год |
1. Годовой доход (Д), тыс. руб. |
52830 |
56420 |
2. Издержки на производство и реализацию (Ипр), тыс. руб. |
43560 |
45600 |
3. Чистый доход (Дч), тыс. руб. |
7400 |
9500 |
4. Объем реализованной продукции (РП), тыс. руб. |
48600 |
50200 |
5. Стоимость материальных запасов (Смз), тыс. руб. |
28450 |
31630 |
6. Годовые производственные издержки (Ип), тыс. руб. |
38650 |
40280 |
Формулы для расчета:
1. Коэффициент результативности управленческой деятельности:
Кэд = Д/Ипр, где
Д – годовой доход, тыс. руб.;
Ипр – издержки на производство и реализацию, тыс. руб.
2. Коэффициент рентабельности производства:
Крп = Дп/РП, где
Дч – чистый доход, тыс. руб.
РП – объем реализованной продукции, тыс. руб.
3. Коэффициент эффективности использования резервов:
Кэир = РП/Смз, где
РП – объем реализованной продукции, тыс. руб.;
Смз – стоимость материальных запасов.
4. Коэффициент рентабельности:
Кр = Д/Ип, где
Д – годовой доход, тыс. руб.;
Ип – годовые производственные издержки, тыс. руб.
Расчеты и результаты анализ представить в виде таблицы. После таблицы сделать вывод по каждому показателю.
Расчетная таблица:
№п/п |
Показатель |
Формула для расчета |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонение |
|
Абсолютное |
Относительное |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6(гр.5-гр.4) |
7(гр.5/гр.4*100%) |
1 |
Коэффициент результативности управленческой деятельности |
Кэд = Д/Ипр |
Кэд = 52830/43560 = 1,21 |
Кэд = 56420/45600 = 1,24 |
0,03 |
102,48 |
2 |
Коэффициент рентабельности производства |
Крп = Дп/РП |
Крп = 7400/48600 = 0,15 |
Крп = 9500/50200 = 0,19 |
0,04 |
126,67 |
3 |
Коэффициент эффективности использования резервов |
Кэир = РП/Смз |
Кэир = 48600/28450 = 1,71 |
Кэир = 50200/31630 = 1,59 |
-0,12 |
92,98 |
4 |
Коэффициент рентабельности |
Кр = Д/Ип |
Кр = 52830/38650 = 1,37 |
Кр = 56420/40280 = 1,40 |
0,03 |
102,19 |
Выводы:
1. Коэффициент результативности управленческой деятельности в отчетном году повысился относительно базового года на 2, 48%;
2. Коэффициент рентабельности производства в отчетном году повысился относительно базового года 26,67%;
3. Коэффициент эффективности использования резервов в отчетном году снизился относительно базового года на 7,02%;
4. Коэффициент рентабельности в отчетном году повысился относительно отчетного года на 2,19%.
Список литературы
1. Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 1996.- 160 с.
2. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор// Исследование по общей теории систем. – М.: Прогресс, 1969
3. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .
4. Киланд Д, Кинг В. Системный анализ и целевое управление. – М.: Советское радио, 2001.
5. Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.
6. Моисеева Н.К., Карпунин М.Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. – М: Высшая школа, 2003.
7. Перегудов Ф.И., Тарасеко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 2004.
[1] Кричесвкий А.И. Системный анализ: Учебно- метод комплекс. - Новосибирск, 2003
[2] Перегудов Ф.И., Тарасеко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989
[3] Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 1999.- 321 с.
[4] Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с