СОДЕРЖАНИЕ

 

Задание 1. 3

Задание 2. 9

Задание 3. 12

Список литературы.. 15

Задание 1.

1. Дать определение «понятия». Охарактеризовать его содержание и объем. Привести пример понятия с указанием объема, определить его содержание.

Понятие является  одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.

Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.

Основными логическими приемами формирования понятий  являются:

1)    Анализ;

2)    Синтез;

3)    Сравнение;

4)    Абстрагирование;

5)    Обобщение.

Понятия формируются на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов. Признаки – то, в  чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Свойства и отношения являются признаками.

Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар или мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам (мед сладкий, а полынь горькая).

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много.

Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом существенных, в единое целое.

Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, то есть  разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.

1)    Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение, разбор) – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Анализ применяется как внутри какой – либо одной научной теории, так и в качестве междисциплинарного познавательного приема;

2)    Синтез (от греч.  synthesis – соединение , сочетание, составление) –  мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа;

3)    Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам;

4)    Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в  выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных;

5)    Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.

Понятия делятся на следующие виды. По объему на:  1) единичные и общие; 2) собирательные и несобирательные; По содержанию на:  3) конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительные и соотносительные.

    1) Единичные и общие:

Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным; понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим.

    2) Собирательные и несобирательные:

    Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем; оно относится ко всей совокупности элементов.

     Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому элементу, называется несобирательным.

    В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

    3) Конкретные и абстрактные:

    Понятие, в котором мыслится предмет или множество предметов как нечто самостоятельное существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

    Различие между  конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

    4) Положительные и отрицательные: 

    Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются  положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются   отрицательными.

    5) Безотносительные и соотносительные:

    Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. «Адвокат», «государство», «место жительства» и т. д.  Соотносительные  содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. «Родители» (по отношению к понятию «дети»). «Начальник» - «подчиненный».

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях.

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «иголка», «романс» и «кирпич»), остальные называются сравнимыми.

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

                           Типы совместимости:

1)    равнозначность (тождество);

2)    перекрещивание;

3)    подчинение (отношение рода и вида, субординации).

Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера)[1], где каждый круг обозначает объем понятия. Если понятие единичное, то оно также изображается кругом. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

        1) Равнозначными понятиями называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают, то есть в них мыслится или одноэлементный класс, или один  и тот же класс предметов, состоящий  более чем из одного элемента.

    Пример равнозначных понятий: «Л. Н. Толстой», «автор романа «Война и мир».

         2) Перекрещивающиеся  понятия, объемы которых частично совпадают, то есть  содержат общие элементы, находящиеся в отношении перекрещивания.

Примеры: «спортсмен» и  «студент», «юрист» и «сибиряк». Они изображаются пересекающимися кругами. В закрытой части двух кругов мыслятся студенты, являющиеся спортсменами.

          3) Отношения подчинения (субординации) характеризуются тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношения вида и рода. А – подчиняющее понятие («суд»),  В – подчиненное понятие («городской суд»). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов – краевые, областные, районные. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия «суд».

Содержание понятия – тот набор признаков, который мы держим за данным понятием. Некоторые понятия имеют четко фиксированное содержание.

Объем понятия - тот класс объектов, который выделяется данным понятием. Между содержанием и объемом существует обратная зависимость.

Понятие – «спортсмен».   Данное понятие – объемное, то есть это человек, занимающийся спортом. Содержание: волейболист, сильный, ловкий, хоккеист и др.

2. Дать логическую характеристику (по объему и содержанию) следующих понятий:

1.     бесславие – общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.

2.     труд – общее, конкретное, безотносительное, положительное,  несобирательное.

3.     Произвести логическую операцию ограничения и обобщения понятий:

1.     Пушкин

2.     город

Ограничение – логическая операция  перехода  от родового  понятия к видовому.  При ограничении мы переходим от понятия с большим  объемом к понятию с меньшим  объемом.

Пушкин – Пушкин Александр Сергеевич

Город – город федерального значения Москва

 Обобщение - логическая операция, обратная  ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем  отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. При обобщении  мы переходим от понятия с меньшим  объемом к понятию с большим объемом.

Пушкин – мужчина

Город – населенный пункт

4. Изобразить графически соотношение понятий:

1.     Женщина, Мария, врач, мать

2.     Цветок, роза, стебель, растение, корень

1.

 

2.

Если рассматривать понятие «роза» не только как цветок.

Задание 2.

1.     Простое суждение, его состав и виды. Дайте определение каждого вида суждения. Приведите примеры.

Простые суждения – суждения, которые имеют в своем составе лишь одну S-P связку.

Суждения делятся по качеству и количеству:

По качеству делятся на основании связки. Если связка «+», то суждение относится к утвердительным. Если связка «-», то к отрицательным[2].

По количеству основывается на объеме субъекта.

Если субъект единичное понятие, значит суждение – единичное. Если мы говорим о некоторой части субъекта, то такие суждения частные. Если говорим о всех субъектах, то такие суждения – общие.  На практике чаще всего применяется объединенная классификация категорических суждений по качеству и количеству.

Следующее деление суждений проводится по характеру предиката. Здесь имеются три подразделения.

Если в предикате (Р) отображаются свойства (признаки) предмета, которые могут иметься (или отсутствовать) у субъекта (S), такое суждение называется атрибутивным или сужде­нием свойства («золото — драгоценный металл»; «золо­то не подвергается коррозии»).

Если в суждении фиксируется существование или несущест­вование предмета, о котором идет речь (S), такие суждения именуются экзистенциальными или суждениями существования («суще­ствует планета Земля»; «привидений не существует»).

Суждение, в котором отображается отношение двух предметов (свойств, качеств) по величине, последова­тельности, положению в пространстве, интенсивности качеств и т. п., называется релятивным или суждением отношений («Обь длиннее Волги»; «Василий — брат Алексея»). Формула такого суждения аRЬ, где а — предшествующий член отношения, Ь — последующий член отношения, а R — отношение между ними.

Дальнейшие подразделения касаются только атрибутив­ных суждений.

По характеру связи отображаемых предметов и их свойств атрибутивные суждения делятся на категориче­ские, разделительные и условные (гипотетические).

В категорических суждениях свойства (признаки) пред­метов имеются (или не имеются) у субъекта (S) всегда, независимо от условий и обстоятельств («воробей — пти­ца»; «дельфин — не рыба»).

Разделительное, дизъюнктивное суждение отображает некоторый набор свойств, одно из которых обязательно имеется в данный момент у предмета (S) («вода может находить­ся либо в твердом, либо в жидком, либо в газообразном состоянии»).

Условное или гипотетическое суждение указывает на то, что при нали­чии определенных условий у предмета (S) обнаружатся некоторые свойства (признаки) («если железный стер­жень нагреть, его длина увеличится»).

Отношения между простыми суждениями обычно  рассматриваются с помощью мнемонической  схемы, называемой  логическим квадратом[3].

          Его вершины символизируют простые категорические суждения – A, E, I, O.

 А – Е – контрарность, I – О – субконтрарность, А – I, Е – О – подчинитель.,  А – О, I – Е – контрдикторность.

2.     Определить какие из пословиц  и поговорок содержат суждение, а какие являются просто высказываниями. Почему?

Суждение – это форма мысли, в которой об объекте мысли что-то утверждается или отрицается. Побудительное предложение обычно не рассматривается как суждение, в нем ничего не отрицается и ничего не утверждается (2,3).

1.     Дерево дорого плодами, а человек - делами.  – суждение

2.     Чужими руками крапиву не дергай. – высказывание

3.     Глядите не на человека, а на его дела. – высказывание

3.     Определить вид простого логического суждения через распределенность его терминов. Указать субъект и предикат.

А) Береза поглощает углекислоту. – общеутвердительное А. S – береза; поглотитель углекислоты – Р.

Б) Некоторые растения не являются деревьями. – частноотрицательное О. S – растения; деревья – Р.

В) Кое-кто из студентов работает. – частноутвердительное I. S – студенты;  работающие – Р.

Г) Ломоносов – выдающийся ученый России. – общеутвердительное А. S -  Ломоносов; выдающийся ученый России – Р.

Д) Копирующий чужие подписи совершает преступления. - общеутвердительное А. S -  копирующий чужие подписи; совершает преступления – Р.

Е) Некоторые химические элементы – не металлы. частноотрицательное О. S –химические элементы; металлы – Р.

Ж) Чугун не является химическим элементом. – общеотрицательное  Е. S – чугун; химический элемент – Р.

Задание 3.

1. Охарактеризовать простой категорический силлогизм и его структуру. Привести пример.

       Широко распространенным видом дедуктивных умозаключений является простой категорический силлогизм, состоящий из трех категорических суждений.

    Все предприниматели (М) держат деньги в банке (Р)

           Мой сосед (S) не предприниматель (М)

_______________________________________

       Следовательно, он не держит деньги в банке

                                   S – Р

Фигура силлогизма – его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.

    Это I фигура силлогизма.  Схемы силлогистических умозаключений, отличающиеся качественно-количественными характеристиками входящих в их состав суждений, называются модусами силлогизма. I фигура имеет правильные модусы: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО.

    Заключение делается по I фигуре с меньшей отрицательной посылкой. Заключение не следует с необходимостью из этих посылок. АЕЕ – модус силлогизма. Суждение не верно.

2.Проверить правильность выводов.

а) Береза поглощает углекислоту, так как береза – растение, а все растения поглощают углекислоту.

б) Все металлы – химические элементы. Чугун металл. Следовательно, чугун – химический элемент.

в) Все рыбы дышат жабрами, кашалот не дышит жабрами. Значит кашалот не рыба.

г) Березы растут в нашем лесу.  Это дерево береза. Следовательно, это дерево растет в нашем лесу.

 

а) Так как береза (S)– растение (М),

а все растения (М) поглощают углекислоту (Р).

___________________________

Береза поглощает углекислоту S-Р

4-я фигура. ААА. Вывод неверен

б) Все металлы (М)– химические элементы (Р).

Чугун (S) металл (М).

___________________________

Следовательно, чугун – химический элемент.

S-Р

1 фигура Модус ААА. Вывод верен.

в) Все рыбы (Р) дышат жабрами (М)

кашалот (S) не дышит жабрами (M).

_______________________

S-Р Значит кашалот не рыба.

2-ая фигура. Модус АЕЕ. Вывод верен.

г) Березы (М) растут в нашем лесу (Р). 

Это дерево (S) береза (М).

____________________________

Следовательно, это дерево растет в нашем лесу.

S-Р

1 фигура ААА. Вывод верен.

Список литературы

1.     Берков В. Ф.,: Учебное пособие для вузов. – Минск: Тетра Системс, 1997, - 416 с.

2.     Войшвилло Е. К. Понятия как форма мышления. М., 1989. 321 с.

3.     Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. 416 с.

4.     Гладкий А. В. Введение в современную логику. – М., 2001. 192 с.

5.     Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.

6.     Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

7.     Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004. – 504 с.


[1] Леонард Эйлер (1707 – 1781) – крупный математик, физик, астроном

[2] Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. С. 49.

[3] Там же. С. 50.