СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1. 3
Задание 2. 9
Задание 3. 12
Список литературы.. 15
Задание 1.
1. Дать определение «понятия». Охарактеризовать его содержание и объем. Привести пример понятия с указанием объема, определить его содержание.
Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.
Основными логическими приемами формирования понятий являются:
1) Анализ;
2) Синтез;
3) Сравнение;
4) Абстрагирование;
5) Обобщение.
Понятия формируются на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов. Признаки – то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Свойства и отношения являются признаками.
Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар или мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам (мед сладкий, а полынь горькая).
Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много.
Этому служит сравнение, сопоставление предметов.
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом существенных, в единое целое.
Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, то есть разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.
1) Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение, разбор) – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Анализ применяется как внутри какой – либо одной научной теории, так и в качестве междисциплинарного познавательного приема;
2) Синтез (от греч. synthesis – соединение , сочетание, составление) – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа;
3) Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам;
4) Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных;
5) Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.
Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.
Понятия делятся на следующие виды. По объему на: 1) единичные и общие; 2) собирательные и несобирательные; По содержанию на: 3) конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительные и соотносительные.
1) Единичные и общие:
Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным; понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим.
2) Собирательные и несобирательные:
Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем; оно относится ко всей совокупности элементов.
Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому элементу, называется несобирательным.
В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.
3) Конкретные и абстрактные:
Понятие, в котором мыслится предмет или множество предметов как нечто самостоятельное существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.
4) Положительные и отрицательные:
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.
5) Безотносительные и соотносительные:
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. «Адвокат», «государство», «место жительства» и т. д. Соотносительные содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. «Родители» (по отношению к понятию «дети»). «Начальник» - «подчиненный».
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях.
Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «иголка», «романс» и «кирпич»), остальные называются сравнимыми.
Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).
Типы совместимости:
1) равнозначность (тождество);
2) перекрещивание;
3) подчинение (отношение рода и вида, субординации).
Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера)[1], где каждый круг обозначает объем понятия. Если понятие единичное, то оно также изображается кругом. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.
1) Равнозначными понятиями называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают, то есть в них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента.
Пример равнозначных понятий: «Л. Н. Толстой», «автор романа «Война и мир».
2) Перекрещивающиеся понятия, объемы которых частично совпадают, то есть содержат общие элементы, находящиеся в отношении перекрещивания.
Примеры: «спортсмен» и «студент», «юрист» и «сибиряк». Они изображаются пересекающимися кругами. В закрытой части двух кругов мыслятся студенты, являющиеся спортсменами.
3) Отношения подчинения (субординации) характеризуются тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношения вида и рода. А – подчиняющее понятие («суд»), В – подчиненное понятие («городской суд»). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов – краевые, областные, районные. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия «суд».
Содержание понятия – тот набор признаков, который мы держим за данным понятием. Некоторые понятия имеют четко фиксированное содержание.
Объем понятия - тот класс объектов, который выделяется данным понятием. Между содержанием и объемом существует обратная зависимость.
Понятие – «спортсмен». Данное понятие – объемное, то есть это человек, занимающийся спортом. Содержание: волейболист, сильный, ловкий, хоккеист и др.
2. Дать логическую характеристику (по объему и содержанию) следующих понятий:
1. бесславие – общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
2. труд – общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
3. Произвести логическую операцию ограничения и обобщения понятий:
1. Пушкин
2. город
Ограничение – логическая операция перехода от родового понятия к видовому. При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом.
Пушкин – Пушкин Александр Сергеевич
Город – город федерального значения Москва
Обобщение - логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Пушкин – мужчина
Город – населенный пункт
4. Изобразить графически соотношение понятий:
1. Женщина, Мария, врач, мать
2. Цветок, роза, стебель, растение, корень
1.
2.
Если рассматривать понятие «роза» не только как цветок.
Задание 2.
1. Простое суждение, его состав и виды. Дайте определение каждого вида суждения. Приведите примеры.
Простые суждения – суждения, которые имеют в своем составе лишь одну S-P связку.
Суждения делятся по качеству и количеству:
По качеству делятся на основании связки. Если связка «+», то суждение относится к утвердительным. Если связка «-», то к отрицательным[2].
По количеству основывается на объеме субъекта.
Если субъект единичное понятие, значит суждение – единичное. Если мы говорим о некоторой части субъекта, то такие суждения частные. Если говорим о всех субъектах, то такие суждения – общие. На практике чаще всего применяется объединенная классификация категорических суждений по качеству и количеству.
Следующее деление суждений проводится по характеру предиката. Здесь имеются три подразделения.
Если в предикате (Р) отображаются свойства (признаки) предмета, которые могут иметься (или отсутствовать) у субъекта (S), такое суждение называется атрибутивным или суждением свойства («золото — драгоценный металл»; «золото не подвергается коррозии»).
Если в суждении фиксируется существование или несуществование предмета, о котором идет речь (S), такие суждения именуются экзистенциальными или суждениями существования («существует планета Земля»; «привидений не существует»).
Суждение, в котором отображается отношение двух предметов (свойств, качеств) по величине, последовательности, положению в пространстве, интенсивности качеств и т. п., называется релятивным или суждением отношений («Обь длиннее Волги»; «Василий — брат Алексея»). Формула такого суждения аRЬ, где а — предшествующий член отношения, Ь — последующий член отношения, а R — отношение между ними.
Дальнейшие подразделения касаются только атрибутивных суждений.
По характеру связи отображаемых предметов и их свойств атрибутивные суждения делятся на категорические, разделительные и условные (гипотетические).
В категорических суждениях свойства (признаки) предметов имеются (или не имеются) у субъекта (S) всегда, независимо от условий и обстоятельств («воробей — птица»; «дельфин — не рыба»).
Разделительное, дизъюнктивное суждение отображает некоторый набор свойств, одно из которых обязательно имеется в данный момент у предмета (S) («вода может находиться либо в твердом, либо в жидком, либо в газообразном состоянии»).
Условное или гипотетическое суждение указывает на то, что при наличии определенных условий у предмета (S) обнаружатся некоторые свойства (признаки) («если железный стержень нагреть, его длина увеличится»).
Отношения между простыми суждениями обычно рассматриваются с помощью мнемонической схемы, называемой логическим квадратом[3].
Его вершины символизируют простые категорические суждения – A, E, I, O.
А – Е – контрарность, I – О – субконтрарность, А – I, Е – О – подчинитель., А – О, I – Е – контрдикторность.
2. Определить какие из пословиц и поговорок содержат суждение, а какие являются просто высказываниями. Почему?
Суждение – это форма мысли, в которой об объекте мысли что-то утверждается или отрицается. Побудительное предложение обычно не рассматривается как суждение, в нем ничего не отрицается и ничего не утверждается (2,3).
1. Дерево дорого плодами, а человек - делами. – суждение
2. Чужими руками крапиву не дергай. – высказывание
3. Глядите не на человека, а на его дела. – высказывание
3. Определить вид простого логического суждения через распределенность его терминов. Указать субъект и предикат.
А) Береза поглощает углекислоту. – общеутвердительное А. S – береза; поглотитель углекислоты – Р.
Б) Некоторые растения не являются деревьями. – частноотрицательное О. S – растения; деревья – Р.
В) Кое-кто из студентов работает. – частноутвердительное I. S – студенты; работающие – Р.
Г) Ломоносов – выдающийся ученый России. – общеутвердительное А. S - Ломоносов; выдающийся ученый России – Р.
Д) Копирующий чужие подписи совершает преступления. - общеутвердительное А. S - копирующий чужие подписи; совершает преступления – Р.
Е) Некоторые химические элементы – не металлы. частноотрицательное О. S –химические элементы; металлы – Р.
Ж) Чугун не является химическим элементом. – общеотрицательное Е. S – чугун; химический элемент – Р.
Задание 3.
1. Охарактеризовать простой категорический силлогизм и его структуру. Привести пример.
Широко распространенным видом дедуктивных умозаключений является простой категорический силлогизм, состоящий из трех категорических суждений.
Все предприниматели (М) держат деньги в банке (Р)
Мой сосед (S) не предприниматель (М)
_______________________________________
Следовательно, он не держит деньги в банке
S – Р
Фигура силлогизма – его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
Это I фигура силлогизма. Схемы силлогистических умозаключений, отличающиеся качественно-количественными характеристиками входящих в их состав суждений, называются модусами силлогизма. I фигура имеет правильные модусы: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО.
Заключение делается по I фигуре с меньшей отрицательной посылкой. Заключение не следует с необходимостью из этих посылок. АЕЕ – модус силлогизма. Суждение не верно.
2.Проверить правильность выводов.
а) Береза поглощает углекислоту, так как береза – растение, а все растения поглощают углекислоту.
б) Все металлы – химические элементы. Чугун металл. Следовательно, чугун – химический элемент.
в) Все рыбы дышат жабрами, кашалот не дышит жабрами. Значит кашалот не рыба.
г) Березы растут в нашем лесу. Это дерево береза. Следовательно, это дерево растет в нашем лесу.
а) Так как береза (S)– растение (М),
а все растения (М) поглощают углекислоту (Р).
___________________________
Береза поглощает углекислоту S-Р
4-я фигура. ААА. Вывод неверен
б) Все металлы (М)– химические элементы (Р).
Чугун (S) металл (М).
___________________________
Следовательно, чугун – химический элемент.
S-Р
1 фигура Модус ААА. Вывод верен.
в) Все рыбы (Р) дышат жабрами (М)
кашалот (S) не дышит жабрами (M).
_______________________
S-Р Значит кашалот не рыба.
2-ая фигура. Модус АЕЕ. Вывод верен.
г) Березы (М) растут в нашем лесу (Р).
Это дерево (S) береза (М).
____________________________
Следовательно, это дерево растет в нашем лесу.
S-Р
1 фигура ААА. Вывод верен.
Список литературы
1. Берков В. Ф.,: Учебное пособие для вузов. – Минск: Тетра Системс, 1997, - 416 с.
2. Войшвилло Е. К. Понятия как форма мышления. М., 1989. 321 с.
3. Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. 416 с.
4. Гладкий А. В. Введение в современную логику. – М., 2001. 192 с.
5. Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.
6. Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
7. Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004. – 504 с.
[1] Леонард Эйлер (1707 – 1781) – крупный математик, физик, астроном
[2] Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. С. 49.
[3] Там же. С. 50.