Содержание

1. Основные критерии психического здоровья........................................ 3

2.     Психика – функция головного мозга человека. Труды И.М.Сеченова  6

3. Законы.................................................................................................... 8

3.1. Закон избыточности системных элементов при минимуме числа

        вариантов организации................................................................. 8

3.2. Принцип торможения развития..................................................... 9

Литература............................................................................................... 13

1. Основные критерии психического здоровья

Психическое здоровьесостояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную усло­виям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъ­ективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции — внешним раздражите­лям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрело­сти эмоциональной, волевой и позна­вательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отноше­ниях; способность самоуправления поведением, разумного планирова­ния жизненных целей и поддер­жания активности в их достижении.

Данное определение психического здоровья вполне согласуется с определением здоровья, которое сформулировано экспертами Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). «Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

Понятие саногенного личностного потенциала. В широко распространенном определении здоровья (определение ВОЗ), в качестве родового понятия взято понятие состояния. Здоровье – это здоровое состояние. Как  и любое состояние, оно выступает основой для следующего по времени состояния. Понятно, что здоровое состояние возникнет с наибольшей вероятностью, если предыдущим состоянием является здоровое состояние. При отсутствии негативных внутренних и внешних факторов, препятствующих нормальному функционированию психики и организма,  здоровое состояние сохраняется[1].

Но не только отсутствие негативных внутренних и внешних факторов позволяет оставаться в здоровом состоянии. Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к расстройству. В человеке есть силы, противодействующие негативным факторам.

Важно подчеркнуть различие между состоянием и комплексом причин, обусловливающих возникновение состояния. Нельзя упускать из вида, что любое состояние обусловлено не только предшествующим состоянием, но и многими другими факторами. Для здорового состояния такими факторами выступает целый ряд свойств личности, индивидные особенности, образ жизни, отношение к окружающему и многое другое. От расстройств и болезней охраняет не только здоровье, как предшествующее состояние, но и некоторый базис — определенный склад личностных черт, система отношений личности, приобретенный спонтанно и в ходе обучения опыт саморегуляции, опыт преодоления трудностей и другие особенности личности.

Если не различать здоровье (как состояние) и факторы его поддерживающие, то возникает ненужное смешение описаний. По этим причинам мы считаем необходимым использовать понятие саногенного потенциала личности — потенциала, создающего основу для возникновения и сохранения здоровья.  Саногенный потенциал личности — понятие собирательно, оно охватывает все те силы, которые поддерживают здоровое состояние.

О саногенном потенциале можно говорить при наличии соответствующих качеств личности (в последующих главах книги они будут детально рассмотрены) и их достаточной выраженности.  Множество качеств, которые укрепляют здоровье, поддерживают устойчивость личности, являются базисом для успешного протекания всех процессов человеческого бытия. Это протективные качества личности. При сниженном развитии необходимых качеств их роль, иногда, может выполняться другими качествами, т.е. компенсаторно. Ограничивают потенциал повреждающие качества. Если они мало выражены или отсутствуют, то потенциал здоровья возрастает.

Саногенный потенциал личности образуют многие составляющие, но к числу главных следует отнести гармонию личности, ее психологическую устойчивость и субъективное благополучие. Личность гармонична, если основные жизненные процессы ее бытия протекают достаточно динамично, продуктивно и согласованно. К таковым процессам мы относим: функционирование, самоуправление (включая саморегуляцию), развитие и адаптация. Гармония невозможна без социальных связей, которые делают возможным протекание жизненных процессов личности.

Психологическая устойчивость проявляется в нескольких аспектах: в стойкостиспособности противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации; в уравновешенности — соразмерности силы реагирования и активности поведения силе раздражителя, значению события; в  сопротивляемости — способности к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора[2].

Субъективное благополучие — центральный момент саморегуляции, ее эмоциональных механизмов. С одной стороны, субъективное благополучие обусловлено совершенством гармонии личности и ее психологической устойчивости. А с другой стороны, ослабление субъективного благополучия приводит к истощению энергетического источника функционирования и развития, снижению защитных сил личности и организма. По этим причинам отсутствие переживаний благополучия выступает ранним диагностическим признаком будущих расстройств.

Здоровье (общее, не только психическое) человека в значительной степени определяется саногенным личностным потенциалом, но это не единственная детерминанта здоровья. Разумеется, здоровье зависит от множества других факторов, которых мы не касаемся, поскольку они являются предметом  общей гигиены.

2.    Психика – функция головного мозга человека. Труды И.М.Сеченова

Выдающиеся работы И.М. Сече­нова, заложившие основы экспериментальной физиологии в нашей стра­не, имели вместе с тем огромное влияние на последующее развитие физиологии центральной нервной системы во всем мире. Недаром, оцени­вая вклад И.М. Сеченова в эту область физиологии, И. П. Павлов писал: "Одно только беспристрастие заставляет нас признать, что Иван Михайлович заложил поистине краеугольные камни в учение о механиз­ме центральной нервной системы... ".

Первым из этих краеугольных камней были опубликованные в 1863 г. в журнале "Медицинский вестник" сообщения "Исследование центров, задерживающих отраженные движения в мозгу лягушки" и "Прибавле­ние к учению о нервных центрах, задерживающих отраженные движе­ния", открывшие наличие в центральной нервной системе специального тормозящего (задерживающего) процесса. Прекрасной характеристикой значения этого открытия являются слова И. П. Павлова, считавшего его "первой победой русской мысли в области физиологии, первой самостоя­тельной, оригинальной работой, сразу внесшей важный материал в физиологию".

Установленный И.М. Сеченовым факт сразу же привлек к себе внимание крупнейших физиологов Европы; он был полностью подтверж­ден, и в результате в ряде лабораторий начались исследования, повто­ряющие опыты Сеченова и развивающие дальше его идею.

Пять лет спустя появилось новое научное сообщение И.М. Сеченова, ставшее вторым краеугольным камнем в дальнейшем развитии нейро­физиологии. Оно называлось "Об электрическом и химическом раздраже­нии чувствующих спинномозговых нервов лягушки". Основной вывод работ о том, что нервные центры могут "суммировать чувствительные, поодиночке недействительные раздражения... до импульса, дающего дви­жение, если эти раздражения достаточно часто следуют друг за другом", дал исследователям "возможность измерять никем не початое свойство нервных центров, суммировать отдельные возбуждающие толчки"[3].

Это открытие также сразу получило общее признание; рядом исследо­вателей было установлено, что явления суммации характерны для всех отделов мозга и играют важнейшую роль в его рефлекторной деятель­ности.

Третьим фундаментальным открытием И.М. Сеченова было обнару­жение в деятельности центральной нервной системы явления последей­ствия. Оно состояло в том, что, пока сильная тетанизация продолжается, движения угнетены, а как только раздражение прекращается, движения проявляются в усиленной степени. Более подробное описание последействия было дано И.М. Сеченовым в 1882 г. в "Гальванических явлениях на продолговатом мозгу лягушки". В этой работе он показал, что основа такого последействия – возникновение усиленной электрической актив­ности мозга.

Последействие, или "рефлекс Сеченова", также вскоре стало предме­том широкого изучения в ведущих лабораториях мира, нередко, нужно отметить, без упоминания о месте и времени его открытия.

Все три отмеченных выше фундаментальных нервных явления, откры­тых Сеченовым, – суммация возбуждений, торможение и последействие – были оценены самим И.М. Сеченовым как основа всех форм мозговой деятельности. Это величайшее обобщение, сделанное на заре развития экспериментальных исследований мозга, действительно представляет собой гениальный взлет человеческой мысли. Величие этого взлета становится тем очевиднее, чем больше времени отделяет нас от момента его свершения и чем обширнее и глубже становятся наши зна­ния о клеточных механизмах мозговой активности. Несмотря на прогресс в понимании самых сокровенных явлений, происходящих в нервных клет­ках при их деятельности, говоря об этих явлениях в общих чертах, мы можем лишь присоединиться к тому, что сформулировано почти 150 лет тому назад И.М. Сеченовым. Именно процессы суммации подпороговых возбуждений и торможение, отличающееся более значительной длитель­ностью, чем распространяющийся импульс, – основные механизмы всех форм рефлекторной деятельности; других элементарных процессов в моз­ге не обнаружено. Конечно, представления о природе этих основных меха­низмов прошли сложный и нередко противоречивый путь развития, одна­ко это не поколебало исходного положения о них как о фундаменте мозговой активности. Если проследить развитие представлений о природе основных нерв­ных процессов со времени И.М. Сеченова до наших дней, то можно убедиться в удивительном предвидении, позволившем ученому предуга­дать истину задолго до появления точных методов анализа деятельности нервных клеток[4].

3. Законы

3.1. Закон избыточности системных элементов при минимуме числа вариантов организации

Закон избыточности частей системы предусматривает, что приблизительно 20% функций, элементов и связей системы выполняют около 80% работы. При создании работоспособной системы нужно учитывать, что для выполнения какой-либо работы, кроме основных элементов и связей (выполняющих главную функцию), необходимо еще приблизительно 80% вспомогательных, причем они, как правило, выполняют только 20% основной работы. Учитывая это, следует предусмотреть "лишний" расход вещества, энергии и информации (приблизительно 20% на обеспечение главной функции и 80% основных и вспомогательных).

Избыточность может быть функциональная и структурная.

Функциональная избыточность определяется тем, что для обеспечения работоспособности системы, помимо главной функции, необходимо выполнять еще основные и вспомогательные функции.

Структурная избыточность определяется необходимостью введения дополнительных элементов и связей, кроме рабочего органа[5].

3.2. Принцип торможения развития

Если для Вебера открытие тормозящего влияния блуждающего нерва на мышцу было только физиологическим феноменом, то для Сеченова это открытие пролило свет на совершенно другую область, относящуюся к высшим психическим свойствам человеческой личности. Одним из самых высших свойств издавна принято считать "силу воли наиболее резким признаком которой является умение человека "парализовать внешние проявления своей психической деятельности", сдерживать себя, ставить барьер нежелательным импульсам. Эта реальная способность, необъяснимая в пределах механистического взгляда, использовалась обычно как один из аргументов в пользу принципиального различия между непроизвольными и произвольными движениями.

В те годы в вопросе о воле "психологическая проблема сознательного действия человека непосредственно сталкивалась с актуальнейшими практическими вопросами морали, криминалистики, воспитания и, таким образом, включалась в контекст споров на важнейшие общественно-политические темы". Сеченову не были безразличны эти споры. Он отправился в Париж полный стремлений укрепить естественнонаучный взгляд на человека. Для него гипотеза о материальном нервном субстрате, обусловливающем активность личности, – в частности, способность задерживать движения, – была единственно приемлемым подходом к проблеме воли. Он искал этот субстрат, так как был непоколебимо убежден в его существовании, и поиски увенчались успехом.

"Предположение о тормозящем влиянии одной части нервной системы на другую,– отмечал Ч. Шеррингтон, – высказал еще Гиппократ, но как рабочий физиологический тезис оно стало принятой доктриной только после Сеченова в 1863 г."

Исследование головного мозга и исследование рефлексов представляли в физиологии два самостоятельных направления, в каждом из которых применялись свои методические приемы. Головной мозг изучался путем перерезок, проколов, химического, термического, электрического раздражения. Это и были те физико-химические "выстрелы" в тончайший мозговой механизм, о которых говорил Людвиг.

Техника раздражения тканей электрическим током являлась в ту пору крайне несовершенной, и если применительно к нервным и мышечным волокнам она дала важные результаты, породив новый раздел физиологии, то для проникновения в мозг требовались более тонкие средства, изобретенные впоследствии.

Независимо от изучения головного мозга велось исследование рефлексов. Для измерения силы (легкости возникновения) рефлексов у лягушки физиолог Л. Тюрк разработал простой и удобный способ. Лягушечья лапка опускалась в слабый раствор кислоты, и с помощью метронома определялось время, протекавшее от раздражения до двигательного ответа. Этот метод Сеченов соединил с методом непосредственного воздействия на мозг, различные отделы которого перерезались с целью определить, откуда именно исходят предполагаемые тормозные влияния.

В качестве раздражителя поперечных разрезов различных частей головного и спинного мозга использовался электрический ток. Надежного эффекта получить не удалось, тогда И.М. Сеченов прибегнул к химическому агенту – поваренной соли, приложение кристалликов которой к некоторым участкам (зрительным буграм и продолговатому мозгу) задерживало рефлекторную реакцию.

Свои опыты Сеченов продемонстрировал в Берлине и Вене в том же 1862 г, Брюкке и Людвигу, благодаря чему факт был признан в Германии. Опубликованные опыты вызвали интерес у физиологов всех стран. Указанный центр в таламической области стали называть "Сеченовским центром".

Статья, в которой описывалось открытие центрального торможения, появилась в первых трех номерах "Медицинского вестника" за 1863 г. Она была прислана из Парижа и датирована 17 декабря 1862 г. Статья начиналась следующими строками: "Существование центров, задерживающих отраженные движения, в мозгу лягушки было доказано до сих пор лишь вполовину". Стало быть, автор исходил из того, что гипотеза о существовании задерживающих центров уже знакома физиологам. В ее пользу говорил давно замеченный факт усиления рефлексов после обезглавливания лягушки, давший повод предположить, что в удаленной части нервной системы находятся механизмы, ослабляющие или задерживающие рефлекторные движения. Такое доказательство, однако, являлось не прямым, а косвенным. Кроме того, как дальше будет показано, усиление движений после обезглавливания могло быть объяснено и другим путем, без обращения к гипотезе о специальных центрах.

"Самая же сущность этих механизмов и образ их действия остались тем не менее совершенной загадкой", – подчеркивал Сеченов, завершая свою статью. Одно для него являлось несомненным: эти механизмы должны включаться благодаря тем же центростремительным путям, которые служат начальным звеном всех рефлекторных актов. В эксперименте раздражались сами центры, а не ведущие к ним с периферии пути. Поэтому результаты экспериментов сами по себе не опровергали утверждения, что противодействие внешнему, выраженное в задержке реакции, исходит из глубин организма, является спонтанным. Сеченову же важно было доказать, что центральное торможение, подобно любому другому рефлекторному эффекту, вызывается влиянием извне. Он принимает существование в нервах "нитей особого рода, которых возбуждение, распространяясь на мозг, вызывало бы в нем особенное состояние, выражающееся угнетением рефлекторной деятельности".

Литература

1.     Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991.

2.     Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – М.: Высшая школа, 1988.

3.     Ноздрачев А.Д., Пастухов В.А., Гениальный взмах физиологической мысли.//VIVOS VOCO. 1999, №11.

4.     Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд-во АН СССР, 1961.

5.     Черниговский В.Н. Проблема физиологии сенсорных систем в трудах Сеченова.//Иван Михайлович Сеченов (К 150 летию со дня рождения) – М.:Наука, 1980.


[1] Черниговский В.Н. Проблема физиологии сенсорных систем в трудах Сеченова.//Иван Михайлович Сеченов (К 150 летию со дня рождения) – М.:Наука, 1980, стр. 103

[2] Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991, стр. 64

[3] Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд-во АН СССР, 1961, стр. 86

[4] Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – М.: Высшая школа, 1988, стр. 38

[5] Ноздрачев А.Д., Пастухов В.А., Гениальный взмах физиологической мысли.//VIVOS VOCO. 1999, №11, стр. 46