Содержание

                                                                                                                   Стр.

Введение……………………………………………..……………………………3

1.     Гражданство в Российской Федерации: понятие и принципы

1.1.         Эволюция института гражданства в России……………………………..6

1.2.         Понятие гражданства…………………….……………..………..………..6

1.3.         Принципы российского гражданства……………………………………12

2.     Приобретение и прекращение российского гражданства

2.1.         Основания приобретения гражданства: виды и особенности…………17

2.2.         Прекращение гражданства Российской Федерации…………………....25

Заключение………………………………………………………………….29

Библиографический список………………………………………...32

ВВЕДЕНИЕ

Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности; то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защиту его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание гражданства получает всё большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство всё более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 01 июля 2002 года.

Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соответствующих законах.

Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.

В настоящий момент гражданство как связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделёнными взаимной ответственностью.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что постоянное непрерывное совершенствование законодательства порождает необходимость изучения проблем, связанных с развитием важнейшего института государства – института гражданства.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между человеком и государством.

Предметом исследования служит анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы гражданства в Российской Федерации.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общих понятий института, принципов, выявление особенностей оснований приобретения и прекращения российского гражданства. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть эволюцию института гражданства в России;

- раскрыть понятие гражданства;

- выявить принципы российского гражданства;

- изучить виды и особенности оснований приобретения гражданства;

- рассмотреть способы прекращения гражданства Российской Федерации.

В настоящее время проблемами института гражданства занимаются многие авторы, такие, как: М.В. Баглай, Е.И. Темнов, В.В. Таболин и другие. Их труды положены в основу написания данной курсовой работы.

Научной новизной данного исследования является то, что институт гражданства – с одной стороны, уже не новая категория, а с другой стороны – возникает необходимость её исследования в связи с совершенствованием законодательства.

При выборе методов исследования следует руководствоваться поставленными задачами. В данном случае наиболее подходящими и адекватно отражающими освещаемые вопросы служат: сравнительно-правовой, исторический и логический, методы анализа и синтеза.

Структура настоящей работы обусловлена поставленной целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, имеющих по три и два параграфа соответственно, заключения, библиографического списка.

 

1.     Гражданство в Российской Федерации:

понятие и принципы

1.1.          Эволюция института гражданства в России

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия  «гражданин России». Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:

- природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей,

- инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года  не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным  Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе по решению суда.

Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года  закрепил ряд новых положений. Теперь  гражданами  СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.

В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой Конституции Закон  о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия  принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом,  по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах  гражданства.

Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве.

Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.

1.2. Понятие гражданства Российской Федерации      

Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся  в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Из этого определения исходят главные черты, характеризующие гражданство.

Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства, образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства  лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом  оформлении отношений гражданства.

Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.

Действующая Конституция РФ расширила число норм, регулирующих гражданство, причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст.6 Конституции).

Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами, подтверждающими это его гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

1.3. Принципы российского гражданства

     

Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской Федерации» установили общие основы отношений гражданства:

- гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности;

- гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения;

- гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его;

- гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства;

- гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства. Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством;

- гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся  российским гражданином;

- граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства;

- впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.

Конституция и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие: гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется а Конституции (ст. 6).

Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как приём. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства. Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. В ст. 12 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является её гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.

Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.

Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. А такие основания появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на жену и т.д. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.

Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к её гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Это принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявлении лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования супруга гражданству другого супруга. В равной мере брак, заключенный гражданином России с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства  без надлежащей процедуры.

Гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами, Федерация гарантирует защиту и покровительство. Это принцип закреплен в Конституции (ст. 61) и в законе о гражданстве. В ст. 7 Закона предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы её гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания. Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за её пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит ответственности по законам своей страны.

Законом о гражданстве вводится такой институт как почетное гражданство. Почетное гражданство может предоставлено лицу, не являющемуся гражданином РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом  РФ.

2.     ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

2.1.         Основания приобретения гражданства: виды и особенности

Статья 11 Закона о гражданстве устанавливает, что оно приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления  в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным данным законом.

Главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: “права крови”, т.е. с учетом гражданства родителей, и “права почвы”, т.е. в зависимости от места рождения.

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является её гражданином независимо от места рождения.

В случае разного гражданства родителей или безгражданства одного из них, Закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства.

Так, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, то ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, если только один из них состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения решается письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если оно родился на её территории либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Принцип “права почвы” применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является её гражданином.

Этот же принцип действует в отношении родившихся на территории России детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории РФ от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

Таким основанием, как прием в гражданство (натурализация) может воспользоваться каждое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России.

Обычным условием постоянного проживания в России для иностранных граждан и лиц без гражданства является срок в пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством.

Для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Решение вопроса о приеме в гражданство РФ не зависит от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство посредством сокращения установленных для проживания сроков, вплоть до полного снятия этих требования.

Вместе с тем предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ.

Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15 Закона).

В первые послевоенные годы (1946-47гг.) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство и проживающих на территории различных стран.

Гражданство РФ может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации).

Такая форма применяется при изменении государственной границы РФ и по другим основаниям, предусмотренными международными договорами РФ.

Проживающим на таких территориях лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. Условия этого, порядок и сроки определяются международным договором РФ. Обычно такой выбор в соответствующих случаях связывается с переселением лиц, избравших иное гражданство.

2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства; иные основания, предусмотренные Законом о гражданстве.

Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в её составе.

Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его прекращения. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции.

Действующий закон определил две группы оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано.

Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин проживает или намеревается проживать в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи.

Кроме того, препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.

Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ (ст. 22).

Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после того, как оно было принято.

Основанием прекращения гражданства РФ является также оптация в случаях, когда гражданин России при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

Специальную главу (гл. 5) Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется с их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопросы о гражданстве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, об опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется её гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого родителя российское гражданство ребенка прекращается, но только при том условии, что он не останется лицом без гражданства.

На аналогичных подходах основывается норма Закона  о гражданстве детей при усыновлении.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей  и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении данной курсовой работы необходимо подвести некоторые итоги проведенного исследования. Прежде всего, в рамках первой главы было сформулировано само понятие Конституции как Основного Закона страны, выражающего волю господствующего класса или всего общества и закрепляющего основы общественного и государственного строя,  права и свободы человека и гражданина.  Были представлены различные в мировой конституционно-правовой практике  взгляды на содержание Конституции и  ее сущности. Определены основные юридические свойства Конституции: в верховенстве конституции, ее высшей юридической силе, особой охране Конституции, особом порядке ее принятия и пересмотра Конституции, внесения  в нее поправок. В частности, в данной главе подчеркивается, что основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая влияние друг на друга. То есть они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему  и выражают качественную определенность содержания Конституции.

Во второй главе приводятся особенности принятия новой конституции, нормы, которые коренным образом изменили её содержание в виду продолжающегося процесса перестройки основ государственного устройства России и общества в целом..

Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжи­тельности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, со­циальными, политическими и другими факторами. На конституцион­ном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованность. Конечно, далеко не всё можно было предусмотреть на этапе подготови­тельной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодатель­ство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практи­ка в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обнов­ление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся си­туации, чётче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие но­вовведения.

Как уже отмечалось, в Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава конституции "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего её основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативные акты:

1.                 Конституция РФ. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 64 с.

2.                Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // Российская газета. 1997. № 245

3.                Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». – М.: ИНФРА-М, 2003 – 50 с.

4.                Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» // Российская газета. 2003. № 6

5.                Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. ст. 2253

6.                Федеральный закон от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Парламентская газета. 2002. № 242-243

7.                Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 2000. № 152

8.                Федеральный закон от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 28. ст. 3466

9.                Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 г. N 2-П по делу о толковании статей 103 (часть 3),  105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1995. N 16. ст. 1451

II. Научная литература:

10.           Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. – 816 с.

11.           Гайков В.Т. и др. Юридический словарь. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002. – 384 с.

12.           Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Изд-во «Право и закон», 1997. – 208 с.

13.           Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – 520 с.

14.           Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. – М.: Изд-во «Известия», 1985. – 743 с.

15.           Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1996. – 584 с.

16.            Лазарев В.В. и др. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 592 с.

17.           Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2002 – 230 с.

18.           Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. Учебник. - М.: Юрист, 1994. – 154 с.

19.           Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. – М.: Изд-во «ЮБЕК», 1996. – 524 с.

20.            Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996. – 112 с.