Содержание
1. Раскройте содержание модели ломаного спроса на продукцию олигополистического предприятия. Объясните теоретическое значение этой модели. 3
2. Объясните отличие циклической, естественной, фрикционной и структурной безработицы. Приведите примеры. 7
Задача 1. 11
Задача 2. 12
Тесты.. 12
Список литературы.. 17
1. Раскройте содержание модели ломаного спроса на продукцию олигополистического предприятия. Объясните теоретическое значение этой модели.
В условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются игнорировать конкурентов и действовать, как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками [4, с. 256].
В реальной действительности могут одновременно встречаться все эти три варианта рыночного поведения. Поскольку руководство фирмы должно постоянно принимать множество решений, оно практически не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каждое свое действие. Поэтому по многим тактическим вопросам, касающимся второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно.
С другой стороны, при выработке стратегических решений фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с соперниками. Задача экономической теории – изучить правила рационального выбора, привлекая аппарат теории игр. Каждый «игрок» ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновременно ограничить свободу выбора у конкурентов. В поисках «простого» пути фирмы-соперники могут вступить в прямой сговор, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т. д. Последний случай наиболее опасен для общества и, как правило, запрещается нормами антимонопольного законодательства [4, с. 256].
Первый вариант сводится к совершенной конкуренции, третий – в предельном случае – к чистой монополии. Он может быть изучен как с учетом теории игр, так и без нее. Обычно изучение олигополистического ценообразования начинается с анализа кривой спроса [4, с. 256].
В случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п.
Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других монополистов. поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на ее продукцию сократится значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен (рисунок 1) [1, с. 172].
Рисунок 1
Графически кривая спроса фирмы-олигополиста имеет оригинальный характер «ломанной кривой». (Идея «ломанной кривой» принадлежит американскому экономисту П. Суизи, описавшему ее в 40-х гг. XX в.) [1, с. 172].
Из графика видно (рисунок 1), что каждой фирме в условиях олигополистической структуры рынка кривая спроса DD1 (по отношению к точке Е, т. е. уровню установившейся цены P0) представляется в сторону повышения цены очень эластичной (пологой) – отрезок ED1. В сторону же понижения цены – неэластичной (более крутой) – отрезок. Другими словами, в точке Е, установившейся отраслевой цены кривая спроса фирмы-олигополиста имеет перегиб, обусловливающий устойчивость отраслевой цены [1, с. 172].
Эта устойчивость, или жесткость олигопольной цены (на уровне Р0) будет понятнее, если внимательно рассмотреть кривую предельного дохода олигополии. Оригинальному характеру «ломанной кривой» спроса соответствует своеобразная конфигурация кривой предельного дохода олигополии, состоящая из трех отрезков: MR, AB, MR1. особенно интересен отрезок АВ, представленный в виде вертикальной линии.
Как уже отмечалось выше, существуют различия в эластичности спроса на продукцию олигополии в сторону повышения (выше Р0) и в сторону понижения цены (ниже Р0). Эти различия и приводят к тому, что кривая предельного дохода имеет разрыв, представленный вертикальным отрезком АВ. В пределах этого отрезка, т. е. между точками А и В, кривая предельных издержек может смещаться и вверх, и вниз, но это не повлияет на уровень сложившейся олигопольной цены Р0: пересечение вертикального отрезка предельного дохода и кривой МС все время будет происходить на одном и том же уровне (Р0) и неизменном объеме выпуска продукции (Q0) [1, с. 173].
Допустим, на отраслевом рынке конкурируют три (I,II и III) фирмы Рассмотрим реакцию фирм II и III на поведение фирмы I. Возможны две ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает.
В случае, если фирма I повышает цены выше P0 (рисунок 2-а), ее спрос изображается кривой D1, выше линии P0A. Конкуренты (фирмы II и III) не будут за ней следовать, и их цены либо останутся неизменными, либо вырастут в гораздо меньшей пропорции, как показывает кривая D выше линии P0A. При понижении фирмой I цены ниже P0 фирмы II, III будут следовать за ней, что показывает кривая D1 ниже линии P0A. В результате возникает ломанная кривая спроса D2AD1, высокоэластичная выше уровня текущей цены P0 и малоэластичная ниже ее (рисунок 2-б). Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоят как бы из двух участков – MR2 выше точки B и MR1 ниже точки C.
Рисунок 2. – Ломанная кривая спроса
Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Дело в том, что в известных пределах любое повышение ухудшает ситуацию. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут переманить прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены.
Понижение цен в условиях олигополии так же может не привести к желательному росту объемов продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К тому же понижение цены чревато демпинговой ценовой войной.
Рассмотренная модель хорошо объясняет лишь негибкость цен, но не позволяет определить первоначальный уровень цен, но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм их роста. Последнее легче объяснить олигополистов.
В условиях стабильного уровня цен в отрасли олигополии предпочитают вести между собой неценовую конкуренцию, стремясь избежать разрушительных потерь при «ценовой войне». Ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью цен. Эта фиксированность цены связана с проблемой согласования рыночной политики нескольких фирм в отрасли [1, с. 173].
В условиях олигополии у фирм возникает дополнительная цель, или некая «сверхзадача». Это максимизация совокупной прибыли в масштабах олигополии. Ведь в результате согласованного поведения группа в целом и каждый ее участник могут получить больше, чем при независимых действиях. Олигополисты ограничивают конкуренцию, исключая такие рискованные формы борьбы, как открытая ценовая конкуренция [1, с. 174].
2. Объясните отличие циклической, естественной, фрикционной и структурной безработицы. Приведите примеры.
В каждой экономической системе имеется определенное число людей, не желающих работать при установившейся ставке зарплаты, находящихся в состоянии выбора наилучшего места работы или подготовки к трудоустройству. Они образуют естественную безработицу, которая является неизбежным следствием свободного выбора места и времени работы [3, с. 380].
В каждый данный момент времени трудоспособное население оказывается разделенным на три группы [3, с. 380]:
а) работающие (занятые);
б) не работающие, но ищущие работу (безработные);
в) не работающие и не ищущие работу.
Люди постоянно переходят из одной группы в другую. Часть людей меняет работу, практически не прерывая своей трудовой деятельности. Другие не могут реализовать это мгновенно, поэтому вынуждены прерывать работу. часть людей не желает больше трудиться, переходят в группу неработающих, не ищущих работу и т.д.
В то же время у части добровольно неработающих может появиться желание устроиться на работу. При этом кому-то потребуется время для поиска подходящей работы, кому-то нудна переквалификация и т.д.
Таким образом, переход от состояния занятости к состоянию безработицы и наоборот весьма многоплановом и динамичен.
Понятие фрикционной безработицы используется для обозначения кратких периодов незанятости, необходимых для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Как правило, эти непродолжительные периоды безработицы являются добровольными. Данный тип безработицы объединяет людей, которые либо являются незанятыми в связи с переходом с одного места службы на другое, либо уже нашли работу и в течение недели предполагают приступить к деятельности на другом месте, а так же работников тех отраслей, где временные увольнения являются обычным явлением, причем это не сказывается на уровне их годового дохода (например, строительные рабочие).
Экономисты полагают, что некоторый уровень фрикционной безработицы является неизбежным, поскольку не вся информация о состоянии рынка труда доступна, и издержки, связанные с поиском нового места работы, зачастую достигают высокого уровня [2, с. 12].
Фрикционная безработица связана с региональными, профессиональными и возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, уход за детьми и т.д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе, она неустранима в демократической государстве, где нет принудительного труда и режима прописки [1, с.242].
Термин «структурная безработица» служит для обозначения ситуации, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов, имея зачастую лишь призрачные надежды найти место, соответствующее его квалификации. Столь продолжительные периоды незанятости отчасти объясняются структурными сдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. В частности, безработице данного типа особенно подвержены такие социальные группы населения как молодежь в возрасте до 20 лет и представители некоторых национальных меньшинств [2, с. 12].
Структурная безработица тесно связанна с особенностями развития отдельных регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться ее нехваткой в других; структурные кризисы и структурная перестройка экономики увеличивают масштабы этой формы безработицы [1, с. 242].
Структурная безработица – это не просто проблема отсутствия работы. Некоторые виды деятельности, такие как работа санитара в больнице, работа в кафе быстрого обслуживания или мытье машины, доступны почти всегда и не требуют особой квалификации. Но люди, оказавшиеся безработными вследствие структурных сдвигов, не задерживаются долго на таких рабочих местах, надеясь найти работу, более соответствующую их прежнему роду деятельности. Но даже краткие периоды деятельности на таких местах имеют тенденция формировать стиль работы, весьма отличный от эталонного. Это делает многих структурных безработных привлекательными с точки зрения их потенциальных нанимателей.
Циклическая безработица определяется изменениями экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъемов и увеличивается в периоды кризисов [1, с. 243].
Структурная и циклическая безработица определяют ее естественный уровень. Другими словами, сумма фрикционной и структурной безработицы равняется естественной безработице. Но почему используется термин «естественная»? Очевидно, что такие формы безработицы, как фрикционная и структурная, не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость – это отсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы [1, с. 243].
Методы сокращения циклической безработицы – это прежде всего методы стимулирования деловой активности в периоды кризисного спада, т.е. методы стимулирования бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики.
Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагоприятные периоды экономического развития. Общее число безработных обоих типов называют естественным уровнем безработицы. Этот термин можно определить как уровень безработицы, соответствующий ситуации макроэкономического равновесия [2, с. 13].
В экономических реалиях сегодняшнего дня норма безработицы не всегда остается на уровне своего естественного значения. В процессе развития экономическая система проходит этапы расширения (экспансии) и сжатия (рецессия). Одновременно изменяется и уровень безработицы. В результате мощного подъема экономической активности норма безработицы может упасть ниже своего естественного. В такие периоды ситуация на рынке труда становится настолько напряженной, что продолжительность среднего периода безработицы уменьшится по сравнению с нормальным значением, сократив численность «фрикционных безработных». Находят работу даже многие из тех, кто составляет наименее гибкую часть «структурных безработных.
Напротив, в периоды спада деловой активности норма безработицы превышает свой естественный уровень. Тогда даже наиболее добросовестные рабочие, имеющие квалификацию высшего уровня могут быть уволенными. Продолжительность их среднего срока незанятости выходит за границы того интервала, в пределах которого безработица считается фрикционной [2, с. 13].
Задача 1
Даны функции спроса и предложения на рынке:
q=20-p; q=-4+2p
а) Определить параметры равновесия рынка.
б) Найти ставку налога на товар (в руб. за единицу товара), максимизирующую налоговые поступления в бюджет. Плательщики налога – покупатели.
Решение задачи:
а) функция спроса q=20-p
функция предложения q=-4+2p
Уравняем их 20 – p = - 4+2p и решим уравнение, в итоге получим
q = 12
p = 8
б) r= ставка налога на товар (в руб. за единицу товара), максимизирующая налоговые поступления в бюджет.
q=20-p(1+r)
r[0,+)
1) если r=1
20-2p=-4+2p
p=24\4=6
q=24*0,4\24*01=4
2) если r=2
20-4=-4+2p
p=24\16=4
q=4
16\*3=48
3) если r=3
20-3p=-4+2p
p=24\5=4,8
q=-4+9,6=5,6
r= 3 за единицу товара
Задача 2
Допустим, номинальный курс рубля по отношению к доллару вырос в течение месяца с 31,2 до 31, 9 руб.\долл., темп инфляции в этот месяце в России составила 4%, а в США – 0,5%. определить темп изменения реального курса рубля. Какая из двух валют реально обесценилась?
Решение задачи:
Темп изменения реального курса рубля 31.9/31.2 = 1.022
Отношения инфляции 1.04/1.005 = 1.034 – реально обесценился рубль.
Тесты
1. «Взаимозависимость» олигополистов означает, что каждое предприятие:
а) должно учитывать реакцию своих конкурентов при определении своей стратегии поведения на рынке;
б) действует в условиях абсолютно эластичного спроса на свою продукцию;
в) производит товар, идентичный товарам конкурентов;
г) производит товар схожий, но не идентичный товарам конкурентов.
Ответы на тесты:
Утверждение а) должно учитывать реакцию своих конкурентов при определении своей стратегии поведения на рынке – фирма должна иметь схему ответных действий на реакцию конкурентов;
Остальные утверждения не верны по следующим причинам:
Утверждение б) действует в условиях абсолютно эластичного спроса на свою продукцию – эластичный спрос предполагает наличие конкуренции;
Утверждение в) производит товар, идентичный товарам конкурентов – идентификация является показателем, регулирующим спрос на него;
Утверждение г) производит товар схожий, но не идентичный товарам конкурентов – используется при определении уровня конкуренции.
2. Улучшение технологии производства при прочих равных условиях:
а) повышает равновесную цену на рынке;
б) сдвигает кривую равновесия влево;
в) сдвигает кривую спроса вправо;
г) сдвигает кривую предложения вправо.
Ответы на тесты:
Главный фактор, воздействующий на предложение – издержки производства. Поэтому, если улучшается технология, то верно утверждение г) сдвигается кривая предложения вправо вниз.
Остальные утверждения не верны по следующим причинам:
Утверждение а) повышает равновесную цену на рынке – она меняется при одновременном изменении спроса и предложения;
Утверждение б) сдвигает кривую равновесия влево - только при одновременном изменении спроса;
Утверждение в) сдвигает кривую спроса вправо – при изменении предложения.
3. Когда потребитель оптимизирует свое благосостояние:
а) средняя полезность расходуемого им каждого рубля одинакова;
б) общая полезность каждого продукта максимизируется;
в) общая полезность не может быть увеличена за счет перераспределения расходов на товары;
г) предельная полезность последней единицы каждого покупаемого товара равна нулю.
Ответы на тесты:
Утверждение в) общая полезность не может быть увеличена за счет перераспределения расходов на товары, то есть достигается потребительское равновесие – MU1\P1=MU2\P2=…=MUn\Pn;
Остальные утверждения не верны по следующим причинам:
Утверждение а) средняя полезность расходуемого им каждого рубля одинакова - расширяются отдельные виды потребления;
Утверждение б) общая полезность каждого продукта максимизируется, а предельная полезность убывает;
Утверждение г) предельная полезность последней единицы каждого покупаемого товара равна нулю – закон убывающей предельной полезности.
4. Циклическая безработица возникает в результате:
а) структурных и технологических изменений национального производства;
б) падения совокупного спроса;
в) неблагоприятных демографических процессов;
г) превышения импорта над экспортом.
Ответы на тесты:
Утверждение а) Циклическая безработица определяется изменениями экономической конъюнктуры, то есть обусловлена структурными и технологическими изменениями национального производства. Она снижается во время циклических подъемов и увеличивается в периоды кризисов.
Остальные утверждения не верны по следующим причинам:
Утверждение б) Падений совокупного спроса может быть обусловлено падением уровня дохода населения, появлением товаров-заменителей и т.п.
Утверждение в) Неблагоприятные демографические процессы влияют на уровень структурной безработицы.
Утверждение г) превышения импорта над экспортом свидетельствует о низком уровне собственного производства в рамках государства.
5. Денежный агрегат М2 включает в себя:
а) наличные деньги у населения и в банковской сфере, текущие и срочные вклады;
б) наличные деньги, депозиты, депозитные сертификаты, государственные облигации;
в) наличные деньги в обращении, вклады до востребования, срочные и сберегательные депозиты;
г) бумажные и металлические деньги, акции и облигации.
Ответы на тесты:
Утверждение а) М2 - наличные деньги у населения и в банковской сфере, текущие и срочные вклады;
Остальные утверждения не верны по следующим причинам:
М1 это деньги в узком смысле слова и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а так же деньги на текущих счетах в банках.
К денежному параметру М2 относятся наличные деньги, трансакционные депозиты, депозитные счета денежного рынка, сберегательные вклады и срочные вклады малого размера, взаимные фонды денежного рынка, соглашения об обратном выкупе
Утверждение б) наличные деньги – М1, депозиты, депозитные сертификаты, государственные облигации – М2.
Утверждение в) наличные деньги в обращении, вклады до востребования, срочные и сберегательные депозиты – это М1
Утверждение г) бумажные и металлические деньги – это М1, акции и облигации – это М2.
6. Денежная экспансия (рост денежной массы):
а) непосредственно влияет на объем ВНД;
б) оказывает опосредованное влияние на ВНД через изменение процентной ставки и компонентов совокупного спроса, чувствительных к процентной ставке;
в) оказывает влияние на ВНД только в долгосрочной перспективе;
г) оказывает влияние на ВНД в краткосрочном периоде только в том случае, когда процентная ставка не реагирует на изменение денежной массы.
Ответы на тесты:
Рост денежной массы, реально не обеспеченной продукцией - б) оказывает опосредованное влияние на ВНД через изменение процентной ставки и компонентов совокупного спроса, чувствительных к процентной ставке;
Остальные утверждения не верны по следующим причинам:
Утверждение а) непосредственно влияет на объем ВНД – реальная стоимость продукции не изменится;
Утверждение в) оказывает влияние на ВНД только в долгосрочной перспективе – рост денежной массы вызывает инфляцию;
Утверждение г) оказывает влияние на ВНД в краткосрочном периоде только в том случае, когда процентная ставка не реагирует на изменение денежной массы, а она реагирует – растет.
Список литературы
1. Линдерт. П.Х. Основы экономической теории. – М.: Прогресс, 2002.
2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.
4. Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000.
5. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2004.
6. Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003.