Содержание

Вопрос 2. Предмет и метод административного права. 3

Вопрос 12. Система органов исполнительной власти. 5

Вопрос 22. Понятие и виды административно-правовых норм.. 10

Вопрос 32. Управление железнодорожным транспортом. Транспортный устав железных дорог РФ.. 13

Список литературы.. 18

Вопрос 2. Предмет и метод административного права

Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. А именно отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в сфере исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ.

Таким образом, административное право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе государственного управления.[1]

Предметом изучения административного права является широкий круг общественных отношений, возникающих, либо складывающихся в процессе управления хозяйственной деятельностью, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью.

Для правильного понимания предмета административного права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств.

Во-первых, в центре внимания административного права находятся те отношения, которые непосредственно возникают в государственно-управленческой деятельности. Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами.

Во-вторых, административное право регулирует те отношения, которые регулируются, как правило, государственно-властными полномочиями (ими наделены специальные органы - органы исполнительной власти).

В-третьих, сфера государственного управления и управленческие отношения настолько многозначны, что охватывают все основные сферы жизни (экономическую, социально-культурную, административно-политическую). Они могут возникать между:

- вышестоящими и нижестоящими органами;

- между несоподчиненными субъектами исполнительной власти;

- между государственными органами и органами местного самоуправления;

- между субъектами исполнительной власти и негосударственными предприятиями;

- между субъектами исполнительной власти и гражданами и т.д.

Таким образом, при определении предмета административного права необходимо учитывать:

- сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;

- наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

- практическую реализацию ими полномочий, предоставленных им для осуществления государственно-управленческой деятельности.

Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов, применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования.

При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.

Можно заключить, что главными признаками метода административного правового регулирования являются:

а) определение  юридического положения сторон;

б) определение оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

в) определение прав и обязанностей субъектов административных правоотношений;

г) способы защиты субъектов правоотношений.

Еще одной особенностью метода административно-правового регулирования в последнее время становится внедрение в систему администрирования демократических начал. Субъекты и объекты административных правоотношений имеют строго  определенные права и обязанности: властвующий не имеет возможности делать все, что ему захочется, ссылаясь при этом на государственное благо; подчиненному в свою очередь не требуется - в силу имеющихся у него прав - беспрекословно подчиняться любому приказу начальника.

Вопрос 12. Система органов исполнительной власти

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная власть между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Она обусловлена федеративным устройством государства и состоит из Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений определено соответствующими нормативными актами.

Глава 4 Конституции посвящена определению правового положения Президента Российской Федерации.

Согласно Конституции, Президент является главой государства. Как глава государства Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.[2]

Хотя формально Президент не является главой исполнительной власти, он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно – через Правительства, либо путем назначения на должности или освобождения от должностей, а так же издание своих нормативных и распорядительных актов. Поэтому есть определенные основания отнести Президента Российской Федерации к числу должностных лиц исполнительной власти.

Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация, которая формируется в соответствие с п. «и» ст. 83 Конституции. Положение об Администрации Президента утверждено Указом от 2 октября 1996 года. Администрация создает условия для реализации Президентом функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятие мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определение основных направлений внутренней и внешней политике, решение кадровых вопросов и обеспечение реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны. Его правовое положение определено главой 6 Конституции и Федеральным конституционным законом 1997 г. «О Правительстве РФ».

Правительство является коллегиальным органов, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В январе 1994 года была проведена, а в 1996 и в 1997 годах продолжена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности, сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не вмешивались в управление сферами не отнесенными Конституцией к ведению Федерации. Некоторые государственные комитеты были преобразованы в министерства, и наоборот.

Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или же отклоняется  Президентом.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений  образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

Правительство руководит работой Федеральных министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность Федеральных министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с Конституцией, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента.

Федеральные министерства и иные Федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Министерство РФ – Федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных Федеральными законами, Указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных Федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (Федеральный министр).

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России – Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, Федеральную комиссию возглавляют соответственно председатель государственного комитета РФ, председатель федеральной комиссии России.

Федеральная служба России, Российское агентство, федеральный надзор России – Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор), Российское агентство – генеральный директор, федеральный надзор России – начальник. Конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утвержденной Президентом. Создание Федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Положение о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, Федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президентом, а о других органах исполнительной власти – Правительством.

Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти определена рядом указов Президента: «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» и др.

Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производятся с соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон.

Что касается органов исполнительной власти субъектов федерации, то они, согласно Конституции, образуются самими субъектами федерации – республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство, другие субъекты федерации – уставы и законодательства.

Субъекты федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти. До принятия таких актов эти органы руководствуются соответствующими федеральными актами.

В системе органов исполнительной власти субъектов федерации нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций.

Наряду с системой органов исполнительной власти в РФ существуют различные представительства, дополняющие эту систему.

Представитель главы государства является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его поручению.

Полномочный представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.

Основные задачи полномочного представителя: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействии с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и общественными организациями.

Полномочные представители также призваны эффективно защищать общегосударственные интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению РФ.

Вопрос 22. Понятие и виды административно-правовых норм

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.[3]

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

В административно-правовой форме содержится правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является «кирпичиком» конкретного административного правового акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.).

Существуют различные виды административно-правовых норм. Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты – совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

-             закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

-             определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

-             устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

-             регулирующие административно-процессуальную деятельность;

-             обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

-             определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Те группы административно-правовых норм, которые определяют права, обязанности и ответственность участников регулируемых ими отношений, принято называть материальными – например, статьи многочисленных положений о субъектах государственного управления. Административно-правовые нормы, которые определяют порядок (процедуру) реализации норм материального права, называются процессуальными.

По форме выражения административно-правовые нормы бывают обязывающими, запрещающими, уполномочивающими (дозволительными), стимулирующими (поощрительными) и рекомендательными.

Важное значение имеет деление административно-правовых норм по порядку действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, т.е. начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

Как и любая другая норма права, административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения. Например, ст.13 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В данном случае достижение указанного возраста дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности.[4]

Диспозиция – центральная часть административно-правовой нормы – определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции административно-правовой нормы указываются неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила.

Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса. Исполнение – это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах, В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных и процессуальных норм. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. «д» ст. 83 Конституции.

Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечивает исполнение требований действующего российского законодательства, а также защиту прав и законных интересов участников регулируемых общественных отношений.

Вопрос 32. Управление железнодорожным транспортом. Транспортный устав железных дорог РФ

Систему управления на железнодорожном транспорте можно рассматривать с различных позиций. Здесь выделяется лишь организационная структура управления и специфика командования эксплуатационной работой, точнее движением поездов.

К категории технических можно отнести главные управления: локомотивного хозяйства, вагонного хозяйства; пути; электрификации и электроснабжения; сигнализации, связи и вычислительной техники и др. Эксплуатацией ведают: Главное управление перевозок; Главное управление контейнерных перевозок и коммерческой работы; Главное пассажирское управление и другие. Последнюю категорию представляют главные управления: по безопасности движения, экономическое, научно-техническое, материально-технического снабжения, кадров и учебных заведений, а также управление статистики и др.[5]

Второй ступенью в организационной структуре железнодорожного транспорта являются управления железных дорог.

Каждое управление дороги, возглавляемое начальником, имеет аппарат из специальных отраслевых служб и отделов, в основном соответствующих управлениям и отделам МПС.

Третью ступень составляют отделения железных дорог, возглавляемые начальниками и включающие аппарат, состоящий из отделов, соответствующих основным оперативным службам управления дороги.

Четвертую ступень составляют линейные подразделения, а именно: станции всех категорий, локомотивные депо, вагонные депо, дистанции пути, участки электроснабжения, дистанции сигнализации и связи и др.

Важнейшие принципиальные руководящие указания сверху вниз и связанная с ними информация снизу вверх проходит по основным каналам управления: министр – начальник железной дороги – начальник отделения железной дороги – начальник структурной единицы. Оперативно-техническое руководство и вся связанная с ним информация проходит по вспомогательным каналам: от Управления МПС к соответствующей службе управления дороги, от службы к отделу в отделении дороги и от отдела к начальнику структурной единицы или непосредственного к соответствующему ее цеху.

Такой порядок командования повышает его оперативность и разгружает начальников высших ступеней от многочисленных специфических вопросов.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон № 18-ФЗ 10.01.2003 г.) принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года, одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года. Опубликован в Парламентской газете № 11-12 от 18.01.2003 г.

Кроме того, 7 июля 2003 года был принят Федеральный закон N 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».[6]

Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Основное содержание данного устава следующее:

Глава I. Общие положения (ст. 1 - ст. 8).

Глава II. Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа (ст. 9 - ст. 49)

Глава III. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа (ст. 50 - ст. 55)

Глава IV. Железнодорожные пути необщего пользования (ст. 55 - ст. 64)

Глава V. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 65 - ст. 79)

Глава VI. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа (ст. 80 - ст. 93)

Глава VII. Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров (ст. 94 - ст. 118)

Глава VIII. Акты, претензии, иски (ст. 119 - ст. 126)

Глава IX. Заключительные и переходные положения (ст. 127 - ст. 130)

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации. В указанных правилах определяются предметы, перевозка которых в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа запрещена.

Порядок перевозки почтовых отправлений и порядок включения почтовых вагонов в поезда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи. Основные условия организации и осуществления специальных и воинских железнодорожных перевозок определяются Уставом.

Особенности организации, осуществления воинских железнодорожных перевозок и порядок их оплаты регулируются Уставом воинских железнодорожных перевозок, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами.

Пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Список литературы

1.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 27.09.2005) от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.     Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от  10.01.2003  № 18-ФЗ (ред. от 07.07.2003). – Справочная система Гарант.

3.     Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 года N 651 (ред. от 06.07.99). – Справочная система Гарант.

4.     Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года N 314. – Справочная система Гарант.

5.     Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 16 октября 2001 года N 1230. – Справочная система Гарант.

6.     Указ Президента Российской Федерации «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и  территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 2 июля 2005 года N 773. – Справочная система Гарант.

7.     Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.

8.     Административное право. / Учебник. Под ред. Д.Н. Бахрах, Изд. – М.:  БЕК, 2004.

9.     Воронин А.Г, Лапин В.А., Широков А.Н. Основы административного права. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004.

10.           Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2004.

11.           Писарев А. Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2004.


[1] Административное право. / Учебник. Под ред. Д.Н. Бахрах, Изд. – М.:  БЕК, 2004. – с. 19.

[2] Воронин А.Г, Лапин В.А., Широков А.Н. Основы административного права. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004. – с. 57.

[3] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – с. 86.

[4] Писарев А. Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2004. – с. 72.

[5] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 216.

[6] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 105.