Содержание

Введение. 3

1. Понятие, цели, задачи бизнес-плана (бизнес-проекта) 4

2. Сущность бизнес-плана как самостоятельного вида деятельности предприятия и его отличия от других видов планов. 6

3. Типовая форма разработки бизнес-плана. 7

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Разработка бизнес-планов стала одной из наиболее удачных и распространенных форм планирования в рыночной экономике.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Причем, чем тщательнее он будет составлен, тем больше времени уйдет на его подготовку, но тем меньше ненужных затрат понесет предприниматель в будущем.

В современных экономических условиях актуальным является овладение навыками бизнес-планирования для поставленных целей любого хозяйствующего субъекта.

Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы бизнес – планирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·                   выявить основную сущность бизнес-планирования;

·                   исследовать функции бизнес-плана и определить его ценность;

·                   охарактеризовать структуру бизнес-плана.

1. Понятие, цели, задачи бизнес-плана (бизнес-проекта)

Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1].

Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.

При составлении бизнес-плана даются ответы на вопросы:

·        Так ли уж хороша идея?

·        На кого рассчитан новый продукт, услуга?

·        Найдет ли этот продукт, услуга своего покупателя?

·        С кем придется конкурировать?

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, предприниматель сможет еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.

Важнейшей составной частью бизнес-плана является ресурсное обеспечение проекта. Этот раздел должен содержать сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для проведения в жизнь предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов. В широком смысле слова ресурсное обеспечение охватывает:

·        материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, помещения, оборудование, аппаратура, средства транспорта и связи);

·        трудовые ресурсы (работники всех категорий);

·        финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капиталовложения, кредиты, валюта, ценные бумаги);

·        информационные ресурсы (статистическая, научно - техническая и др. информация).

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

- уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

- доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

- выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

2. Сущность бизнес-плана как самостоятельного вида деятельности предприятия и его отличия от других видов планов.

В зависимости от целей можно выделить три вида бизнес-планов[2]:

— бизнес-план – форма;

— бизнес-план – сущность;

— бизнес-план – понимание.

Бизнес-план – форма призван осуществить представление бизнеса для инвесто­ров, акционеров или руководства. Он составляется в соответствии с требованиями партне­ров или участников бизнеса.

Бизнес-план – сущность необходим при отражении процессов, происходящих на предприятии, и прогнозировании последствий вводимых изменений. Он отражает содержание бизнес-процесса с целью выявления всех особенностей, возможностей и угроз и помогает принимать решение.

Бизнес-план понимание составляется для анализа и изучения новой идеи, предполага­ющей развитие и изменение предприятия. Он направлен на понимание как уже происходящих, так и планируемых процессов, и наиболее полное представление результа­тов новых идей.

Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности (такую задачу решит бизнес-план сущность). Потенциальные инвесторы (те, кто предоставляют капитал) прак­тически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных про­ектов, а поэтому необходимо предоставить им информацию о фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом (бизнес-план фор­ма).

3. Типовая форма разработки бизнес-плана

Резюме.

Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Этот раздел важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.

Резюме должно быть написано предельно ясно, просто и лаконично, оно должно содержать минимум специальных терминов. Предполагается, что документ читает не имеющий специальных знаний инвестор, собирающийся вложить средства в проект. При этом, его интересуют, прежде всего, два вопроса: что он получит в результате успешной реализации проекта и каков риск потери денег?

Резюме содержит следующие сведения[3]:

·        что именно предполагается сделать (суть проекта);

·        за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);

·        чем данный вид продукции или услуг лучше других;

·        основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.

Обеспечение конкурентоспособности.

Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, посвященного описанию товаров или услуг, для производства которых задумывается проект. Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствует о том, что наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности.

Во втором разделе бизнес-плана содержатся такие сведения как:

·        какие потребности может удовлетворить данный товар или вид услуг;

·        каковы особенности товара, чем он отличается от других, уже существующих;

·        насколько долго этот товар будет новинкой на рынке;

·        какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этого товара;

·        образец товара, а если это возможно, то эскиз, фотография, рисунок, макет;

·        предложения по сервисному послепродажному обслуживанию;

·        оценка цены;

·        оценка затрат;

·        оценка прибыли на единицу товара

Выбирая товар, который собирается производить предприятие, следует исходить, прежде всего, из определенной потребности в этом товаре. Товар должен обязательно отличаться от уже существующих. Самые минимальные отличия, которые могут быть, - это более низкая цена и сбыт товара на еще не охваченной конкурентами территории. Почти все виды предпринимательской деятельности являются лицензированными государством. Расходы на приобретение лицензии должны быть включены в затраты.

Наличие сервисного послепродажного обслуживания должно быть продумано. С одной стороны, это делает проект более дорогим и сложным. С другой – для завоевания такого конкурентного преимущества, как репутация фирмы, необходимо, чтобы покупатель не оказался один на один со сложным в техническом отношении изделием; он должен всегда знать, что ему помогут в затруднительной ситуации.

Оценка рынка сбыта

         Первый этап оценки рынка – это оценка потенциальной его емкости, т. е. Определение общей стоимости аналогичных товаров, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень дохода потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции и т. п.

Второй этап – оценка доли рынка, которую может охватить данное предприятие. Таким образом, оценивается максимально возможный объем реализации. В результате определяется примерное количество покупателей , на которое можно рассчитывать в течение месяца.

Третий этап оценки рынка сбыта – прогноз объема продаж и примерной цены, по которой покупатели могут приобретать товар. В данном разделе рассматриваются такие данные:[4]

·        на какой сегмент рынка рассчитана данная продукция;

·        с какой частотой осуществляются покупки;

·        каким потребностям отвечает данная продукция;

·        какова степень устойчивости данной потребности на прогнозируемый период времени;

·        существует ли сезонность спроса на продукцию.

Необходимо прогноз изменения этих данных на весь период планирования, как правило, на три года.

Сведения о конкурентах

О конкурентах полезно знать следующее:[5]

·        Какие фирмы производят аналогичную продукцию; каковы их объемы продаж;

·        качество их продукции, основные технические характеристики;

·        цены, ценовая политика;

·        система снабжения и сбыта.

При оценке конкурентов необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам производимой ими продукции. Недостатки могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения. Обычно принять использовать два направления конкурентной борьбы: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Однако, в конечном итоге, ориентиром должны служить потребности клиента. Направления конкурентной борьбы должны быть продуманы на стадии планирования, поскольку такие вопросы должны быть проработаны заранее.

План маркетинга

К основным элементам плана маркетинга относятся:

·        схема распространения товара;

·        ценообразование;

·        реклама;

·        методы стимулирования продаж;

·        организация послепродажного обслуживания;

·        формирование общественного мнения о фирме и товарах.

Полный план маркетинга – это отдельный, очень важный документ. В бизнес-плане его рекомендуется изложить в сжатом виде, не вдаваясь в детали.

Схема распространения товара – это ответ на вопрос: как будет продаваться товар? Диапазон ответов здесь обширный. Соответственно, велика разница в затратах. Самым дорогим решением является создание собственных фирменных магазинов, самым дешевым – продажа со склада готовой продукции оптовым покупателям.

Особо следует остановиться на ценообразовании. Установление цены на новый товар – задача непростая. При принятии решения учитываются многие факторы. Однако, надо знать, что цена товара меняется в процессе его жизненного цикла.

Политика ценообразования зависит от цели, которую ставит перед собой предприятие: захват рынка, быстрое получение прибыли или обеспечение стабильности производства.

Стратегия маркетинга предусматривает формирование положительной репутации фирмы и ее товаров у общественности. Этому направлению деятельности, называемому «паблик рилейшнз», уделяется большое внимание. В бизнес-плане можно предусмотреть такие мероприятия. Паблик рилейшнз не является прямой рекламой товара, однако положительный образ предприятия в конечном итоге, так же как и реклама, способствует увеличению объемов продаж.

План производства.

Шестой раздел бизнес-плана – план производства – необходим только для тех проектов, в которых предусматривается производство какой-либо продукции. Данные разделы должны быть обоснованы на длительную перспективу – два – три года, для крупных проектов – на четыре – пять лет. Раздел включает следующую информацию:[6]

·        где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;

·        какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;

·        какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;

·        возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;

·        какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;

·        схема производственных потоков, включая точки контроля качества.

Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство, на основе которых осуществляется оценка издержек и их динамика по годам.

Организационный план.

Содержание этого раздела посвящено организации производства и кадрам. В частности важно решить следующие кадровые вопросы:

·        какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;

·        заработная плата, условия труда и условия найма на работу;

·        способы привлечения специалистов.

Юридический план.

Этот раздел посвящен правовым аспектам предприятия. В разделе указываются форма собственности и правовой статус предприятия, обосновываются причины выбора той или иной формы.

В зависимости от выбора формы организации предприятия оговариваются вопросы, связанные с распределением акционерного капитала, порядком выплаты дивидендов и т.п. Необходимо учесть как выбор формы предприятия может отразиться на системе налогообложения, распределении прибыли и ответственности учредителей.

Оценка риска и страхование.

В девятом разделе бизнес-плана требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.

Выводом по этому разделу является перечень страховых договоров и суммарная стоимость страховой защиты.

Финансовый план.

Финансовый план предприятия составляется в форме баланса доходов и расходов, в котором сопоставляются доходы предприятия и его расходы на основную деятельность, по капитальным вложениям, на увеличение собственных оборотных средств, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и на другие нужды предприятия.

В финансовом плане также устанавливаются направления использования излишков доходов по сравнению с расходами и определяются источники покрытия плановых расходов в случае недостатка доходов.

Баланс доходов и расходов состоит из четырех основных подразделов:

-         доходы и поступления;

-         расходы и отчисления;

-         кредитные взаимоотношения;

-         взаимоотношения предприятия с бюджетом.

Доходы и поступления предприятия в основном складываются:[7]

-         из чистого дохода в виде прибыли от реализации основной продукции и услуг и прочей продукции;

-         поступления средств из внутренних источников предприятия (амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, отчисления от себестоимости продукции на НИР и другие цели);

-         поступление средств из внешних источников (кредиты банков, средства вышестоящих организаций в порядке перераспределения прибыли и др.).

Расходы и отчисления предприятия складываются из собственных затрат предприятия и платежей в госбюджет и предусматривают следующие статьи:

-         капитальные вложения;

-         затраты на капитальный ремонт;

-         прирост собственных оборотных средств;

-         отчисления в фонды экономического стимулирования, резервные и иные;

-         операционные расходы;

-         расходы по хозяйственному содержанию зданий;

-         прочие расходы и отчисления.

Финансовые разделы бизнес-плана включают разработку следующих типовых документов:

-         прогноз финансовых результатов;

-         потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;

-         модель дисконтированных денежных потоков;

-         точку безубыточности (порог рентабельности).

Заключение

Практика показала, что при планировании своей деятельности предприятия имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без системного планирования.

Поэтому всякий бизнесмен, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:

·        определить пути и способы достижения поставленных целей;

·        максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

·        предотвратить ошибочные действия;

·        отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;

·        доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;

·        определить потребность в капитале и денежных средствах;

·        своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

·        объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

·        обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

Список литературы

1.     Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000. – с. 5.

2.     Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003. – с. 98

3.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 147

4.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003. – с.5

5.     Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, с.317.

 

 

 

 


[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003. с. 35

[2] Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000. – с. 5.

[3] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, с.317.

[4] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 147

[5] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, с.320

[6] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, с.323

[7] Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003. – с. 98