Внешнеторговый оборот РФ, структура, характерные черты (на примере свердловской области)
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Развитие внешнеэкономической деятельности Свердловской области. 4
2.1. Принципы внешнеэкономической стратегии Свердловской области.......................... 4
2.2. Направления развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области 10
2. Структура и характерные черты внешнеторгового оборота Свердловской области.............................................................................................................. 15
2.1. Анализ внешнеторгового оборота Свердловской области............................................ 15
2.2. Внешнеторговый оборот в страны СНГ......................................................................... 21
2.3. Внешнеторговый оборот в страны Европы.................................................................... 22
Заключение...................................................................................................... 27
Список использованной литературы........................................................... 30
Введение
Развитие внешнеэкономических связей Свердловской области приобретает в современных условиях исключительно актуальное значение. Значимость этой сферы как фактора стабилизации и удовлетворения первоочередных нужд социально-экономического комплекса области многократно возросла в начале 90-х годов на фоне глубокого экономического кризиса, сопровождающегося сужением внутреннего спроса и растущим дефицитом платежного баланса.
В настоящее время предприятия внешнеэкономического комплекса производят более 20 % валового внутреннего продукта Свердловской области.
Одновременно дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности выступает в качестве важного элемента долгосрочной экономической стратегии правительства области, направленной на решение задач модернизации, структурной перестройки и создания конкурентоспособной региональной экономики.
Поэтому закономерно, что развитие внешнеэкономического комплекса Свердловской области должно стать одним из приоритетных направлений структурной перестройки и технологической модернизации хозяйственного комплекса региона.
Цель работы: описать внешнеторговый оборот РФ, структуру, характерные черты на примере Свердловской области.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. обозначить принципы внешнеэкономической стратегии Свердловской области;
2. обозначить направления развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области%
3. провести анализ структуры и обозначить характерные черты внешнеторгового оборота Свердловской области.
1. Развитие внешнеэкономической деятельности Свердловской области
2.1. Принципы внешнеэкономической стратегии Свердловской области
Средний Урал располагает достаточными стимулами к саморазвитию: богатая сырьевая база, диверсифицированная промышленность, мощная наука, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, емкий внутренний рынок, выгодное геополитическое положение “моста” между Европой и Азией создают основу для устойчивого экономического роста. Внешнеэкономическая деятельность должна активизировать, а не подменять этот потенциал.
Свердловская область по ряду экономических показателей (уровень производительности труда, доля новых технологий, материально-вещественная структура хозяйственного комплекса) пока еще существенно отстает от территориально-экономических систем мировой экономики. Поэтому расширение внешнеэкономических связей, сопровождающееся усилением конкурентных отношений должно опираться на продуманную структурную и промышленную политику при оптимальном сочетании мер либерализации и протекционизма на каждом этапе их развития[1].
Необходимо различать предпринимательские, региональные и федеральные приоритеты развития ВЭД. Они могут совпадать, но могут и противоречить друг другу. Поэтому важно найти оптимальный баланс интересов всех субъектов ВЭД.
Развитие внешнеэкономической деятельности не должно сопровождаться ослаблением позиций региона в системе международных конкурентных связей. Оно предполагает разработку и принятие адекватных мер по обеспечению экономической безопасности как в материально-техническом, так и в социальном плане.
Реализация выдвинутых принципов предполагает расширение содержания всех основных направлений развития ВЭД – экспорта, импорта, иностранных и собственных зарубежных инвестиций. Применительно к специфике Свердловской области расширение этих направлений должно производиться с акцетированием следующих моментов:
Экспорт: реализация на внешнем рынке товаров, имеющих международные технико-экономические преимущества; расширение масштабов регионального производства и обеспечение занятости в хозяйственном комплексе Свердловской области; формирование валютных ресурсов, необходимых для обеспечения импортных поставок, накопления резервов и обслуживания международных обязательств Свердловской области; создание предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона.
Импорт: насыщение регионального рынка продуктами, не производящимися на территории области, либо производящимися в недостаточном количестве (продовольствие, сырье для предприятий цветной металлургии и т.п.); обеспечение Свердловской области товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегического значения, производство которых нужно поддерживать при любых условиях); модернизация производственного и технологического потенциала предприятий Свердловской области; обогащение предложения на региональном рынке и формирование конкурентной среды для внутренних производителей; обеспечение на основе взаимности благоприятных условий для экспорта предприятий Свердловской области.
Иностранные капиталовложения: расширение масштабов регионального накопления и проведение опережающей (по сравнению с другими регионами) реконструкции и модернизации производственной базы хозяйственного комплекса Свердловской области; создание предпосылок для переплетения отечественного и зарубежного капитала с целью укрепления позиций предприятий региона на внешних рынках и развития импортозамещающих производств; привнесение передовой технологии и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему Свердловской области.
Собственные капиталовложения за рубежом: продвижение продукции с высокой степенью переработки на внешние рынки, развитие инфраструктуры зарубежной поддержки экспорта; развитие зарубежных производств для гарантированного обеспечения регионального рынка необходимыми товарами и услугами или для извлечения прибыли; формирование устойчивых кооперационных связей для общего укрепления позиций Свердловской области в системе мировой экономики; участие региона в конверсии задолженности зарубежных государств в инвестиции.
Обеспечение экономической безопасности: создание системы защиты регионального рынка от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры (циклов производства, общих структурных сдвигов и т.п.); диверсификация внешних рынков для стабилизации экспорта предприятий Свердловской области; обеспечение гарантированного снабжения области необходимыми импортными товарами; сохранение производства (возможностей быстрого наращивания производства) ряда важнейших товаров стратегического значения (технологий аналогичного значения), невзирая на импортную конкуренцию; дипломатическое обеспечение благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности предприятий Свердловской области.
Этапы развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области
В связи с переходным характером экономики Российской Федерации и ее регионов стратегия развития ВЭД Свердловской области должна разрабатываться с учетом этапности этого процесса. Конкретно в реконструкции и развитии внешнеэкономического комплекса Среднего Урала могут быть выделены следующие периоды:
Этап стабилизации внешнеэкономического комплекса и упорядочения ВЭС Свердловской области. Содержание данного этапа - определение структурных и промышленных приоритетов внешнеэкономической деятельности, на базе которых уточняются механизмы регулирования ВЭД, системы стимулирования промышленного экспорта и основные направления привлечения иностранных инвестиций. На этом этапе проводится четкое разграничение полномочий Федерации и Свердловской области в сфере ВЭС, формируются механизмы управления основными направлениями внешнеэкономической деятельности. Дорабатывается правовая база, формируется единая система внешнеэкономической информации, утверждается методологическая и нормативная база определения приоритетов ВЭД Свердловской области. На основе анализа деятельности крупнейших предприятий - экспортеров разрабатывается региональная программа развития экспорта. Определяется уровень импортозависимости Свердловской области и формируются эффективные механизмы осуществления импортных поставок. На основе активизации дипломатических усилий, взаимодействия с зарубежными торговыми представительствами Российской Федерации и маркетинговых исследований уточняется оптимальная географическая структура ВЭС области и обеспечиваются благоприятные условия для деятельности предприятий региона на внешних рынках. Формируется механизм взаиморасчетов со странами СНГ с отработкой его курсовых, неторговых и кредитных аспектов. Определяются пути привлечения иностранных инвестиций под ответственность, риск и обеспечение предприятий и Правительства Свердловской области.
Задачи первого этапа ориентированы на сохранение темпов роста экспортного производства, увеличение внешнеторгового оборота за счет расширения прямых импортных поставок при одновременном создании основ для реконструкции и модернизации внешнеэкономического комплекса Свердловской области.
Этап оптимизации структуры внешнеэкономического комплекса Свердловской области. Содержание данного этапа - реконструкция и перепрофилирование предприятий и отраслей - субъектов ВЭС в соответствии с приоритетами интеграции области в мировую экономику. Определяющим здесь является формирование и модернизация конкурентоспособной базы экспорта, способной обеспечить необходимый объем импортных поставок. Для этого используются механизмы стимулирования экспорта с акцентом на индустриализацию (целевые экспортные кредиты, гарантийное обеспечение коммерческих экспортных кредитов, сделок и инвестиций, региональная система страхования участников ВЭС от политических и коммерческих рисков). На макроуровне начинается крупномасштабное финансирование экспортного сектора Свердловской области по выбранным приоритетам.
С использованием механизмов экономической дипломатии формируется отлаженная территориально-географическая структура ВЭС региона, обеспечивающая улучшение режима доступа предприятий Среднего Урала на зарубежные рынки на основе баланса экспортных и импортных поставок.
Стабилизируется структура импорта, расширяются кооперационные связи между предприятиями региона и зарубежными производителями импортной продукции.
Отлаживается механизм взаиморасчетов между предприятиями области и их партнерами в странах СНГ. Усиливаются процессы перелива и переплетения капиталов, формируются транснациональные хозяйственные объединения, обеспечивающие устойчивое функционирование импортозависимых предприятий Свердловской области.
Решение задач второго этапа позволит реконструировать ключевые элементы внешнеэкономического комплекса в соответствии с выбранными приоритетами развития внешнеэкономической деятельности региона, расширить общий объем экспорта с увеличением в нем доли высокотехнологичной продукции, обеспечить повышение эффективности экспортно-импортных операций и иных форм международного экономического сотрудничества. На этой основе формируется устойчивая географическая структура ВЭС, что позволит завершить переход от разовых экспортно-импортных операций к долговременным формам внешнеэкономического сотрудничества.
Этап унификации условий деятельности предприятий Свердловской области на внутреннем и внешнем рынках. Содержание данного этапа - воссоздание целостных экономических структур, то есть доведение структурных преобразований до всех звеньев хозяйственного комплекса региона, включая самые малые предприятия и дальнейшее функционирование экономической системы Среднего Урала в соответствии с общими закономерностями развития мировой экономики. После изменения функций импортного тарифа (от фискальных к структурообразующим) решающими критериями развития экспортных, импортных и кооперационных связей становятся сравнительные издержки, цены и качество товаров и услуг. Одним из основных направлений развития ВЭД становится масштабный экспорт капитала с целью расширения позиций региона на рынках стран - партнеров Свердловской области. На базе транснациональных корпораций достигается необходимый уровень развития импортозамещающих производств.
Результатом реализации задач третьего этапа станет расширение границ внешнеэкономического комплекса Свердловской области, переплетение внешнеэкономических и внутренних хозяйственных взаимосвязей и ослабление специфики внешнеэкономической деятельности.
Временное разграничение данных этапов во многом носит условный характер, в реальности, они будут сосуществовать и развиваться параллельно. Тем не менее, каждый период преобразования внешнеэкономического комплекса Свердловской области будет характеризоваться преобладанием присущих ему закономерностей, что должно быть учтено при определении направления развития ВЭД региона.
2.2. Направления развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области
При определении направлений развития внешнеэкономического комплекса Свердловской области в стратегическом плане следует стремиться к индустриализации экспорта и к повышению в нем доли услуг. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе следует считаться с известной инерционностью экономики региона и с острой международной конкуренцией на рынках промышленных товаров. Поэтому основой экспорта Среднего Урала на эту перспективу останутся товары с относительно невысокой степенью переработки и совершенствование структуры региональной внешнеэкономической деятельностью необходимо осуществлять на базе уже имеющегося экспортного потенциала. С учетом этого в качестве основных направлений реконструкции внешнеэкономического комплекса выделяются следующие:
Определение профиля международной специализации Свердловской области.
В условиях ужесточающейся конкуренции на мировом рынке успешная стратегия внешнеэкономической деятельности может быть сформирована лишь на основе определения перспективных направлений специализации региона в изменившихся экономических условиях. В частности, речь идет об определении приоритетов развития экспортного комплекса Свердловской области, секторов экономики, ориентированных преимущественно на внутренний рынок и доли рынка потребительских и промышленных товаров, которая может быть сформирована за счет импорта. Решение этой задачи позволит сконцентрировать имеющиеся и привлекаемые ресурсы на ключевых направлениях развития хозяйственного комплекса Свердловской области, в том числе - его внешнеэкономической составляющей и обеспечит устойчивое и эффективное развитие экономической системы региона в структуре мирохозяйственных связей. В свою очередь для этого необходимо: определить экономическую эффективность экспорта продукции, производимой предприятиями внешнеэкономического комплекса по отраслям, товарным группам и отдельным товарам и услугам; сформировать прогноз изменения мировой конъюнктуры на основные группы товаров, экспортируемых предприятиями Свердловской области; определить экономическую эффективность использования импорта при формировании различных секторов регионального рынка; разработать методику комплексной оценки влияния расширения экспорта и импорта продукции по отраслям, товарным группам, отдельным товарам и услугам на состояние и перспективы развития всего хозяйственного комплекса Свердловской области.
Определение перспективных направлений использования внешнеэкономического фактора для стабилизации, реконструкции и развития хозяйственного комплекса Среднего Урала.
Усиливающееся обособление внешнеэкономического комплекса региона приводит к определенному ухудшению ситуации во многих перспективных отраслях специализации Свердловской области. Для преодоления данной тенденции необходима разработка механизма, обеспечивающего за счет возможностей ВЭД расширение рынков сбыта предприятий, ориентированных преимущественно на внутренний рынок, реконструкцию производственных фондов этих предприятий и повышение конкурентоспособности производимой ими продукции. Поставленная задача может быть решена как в ходе диверсификации и изменения структуры экспортного комплекса, так и в процессе развития импортозамещающих производств - в том числе - с участием зарубежных партнеров. В первом случае речь идет о повышении степени переработки экспортируемой продукции путем кооперации с другими (неэкспортоориентированными) предприятиями Свердловской области, во-втором – о создании условий, способствующих размещению производства конкурентоспособной продукции на территории региона. Для реализации указанных решений необходимо: проведение анализа основных технологических цепочек переработки продукции, экспортируемой предприятиями Свердловской области. Определение возможностей использования промышленного потенциала области для повышения степени переработки экспортируемой продукции и расчет экономической эффективности такого повышения для каждого участка технологической цепи; определение организационно-финансовых механизмов кооперации предприятий внешнеэкономического комплекса с другими предприятиями Свердловской области, обеспечивающих сохранение и повышение экономической эффективности экспорта при увеличении степени переработки экспортируемой продукции; анализ состояния и динамики изменений внешних рынков сбыта продукции, производимой (которая может быть произведена) предприятиями Свердловской области. Определение возможных объемов экспорта соответствующей продукции; исследование структуры регионального рынка импортной продукции применительно к основным товарным группам и отдельным товарам. Оценка конкурентоспособности аналогов, производимых предприятиями Свердловской области; определение возможностей использования производственного потенциала предприятий Свердловской области при установлении кооперационных связей с фирмами - производителями импортной продукции, наличествующей на региональном рынке; разработка и реализация системы мер экономического, юридического и организационного характера, направленных на активизацию участия предприятий региона в формировании экспорта и в развитии импортозамещающих производств.
Формирование территориально-географических приоритетов ВЭД Свердловской области.
Выбор приоритетов развития ВЭС должен быть осознанным и учитывать как экономическую (конкурентоспособность, выгодность, платежеспособность, хозяйственную взаимодополняемость и т.п.), так и геополитическую (потенциал партнера, наличие общих границ, интересов, сходных этнических групп, транспортная составляющая и т.п.) сторону дела. Анализ соответствующих факторов позволяет определить следующие направления развития географической структуры ВЭС Свердловской области:
в условиях сохранения в ближайшей и среднесрочной перспективе сырьевой направленности экспорта Свердловской области и усиливающейся потребности в импорте высоких технологий целесообразно укреплять связи Среднего Урала с США и странами Западной Европы (Нидерланды, Германия, Швейцария, Великобритания, Италия Швеция), в совокупности формирующих около 50 % экспортного рынка региона и чуть менее 25 % - рынка импортной продукции;
даже с учетом необходимости отказа от планово-административного наследия в товарообороте области со странами СНГ и обеспечения эквивалентности такой торговли рынок стран Ближнего Зарубежья должен оставаться одним из приоритетных, в том числе – в связи с его восприимчивостью к экспортной продукции предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области. Особую значимость здесь приобретает расширение внешнеэкономических связей с Казахстаном, Украиной, Узбекистаном, Таджикистаном, Белоруссией, в совокупности формирующих около 20% экспортного рынка региона и более 40% - импортного рынка. Но при расширении ВЭС с этой группой стран необходимо преодолеть отрицательный баланс внешнеторгового оборота со странами - поставщиками продовольствия (Казахстан и Украина);
при решении задачи оптимизации структуры потребительского импорта путем его перемещения из стран Европы на более дешевые рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона особую значимость приобретают внешнеторговые отношения Свердловской области с Китаем, Тайванем, Японией и Кореей, в настоящее время обеспечивающих около 20% экспортного товарооборота региона и менее 5% импортного товарооборота. Перспективным является расширение внешнеэкономических связей и с другими странами этого региона - Индией, Сингапуром, Таиландом, Малайзией;
даже при акцентированной ориентации стран Восточной Европы на сотрудничество с ЕС необходимо стремиться к сохранению всего положительного, что было накоплено во взаимоотношениях с ними за годы деятельности СЭВ. В первую очередь это относится к укреплению кооперационных связей с Венгрией, Словакией, Монголией, Болгарией, Чехией, Словенией. В настоящее время доля этих стран составляет лишь 3% экспортного и около 7% импортного товарооборота Свердловской области, что свидетельствует о наличии значительного потенциала ВЭС с этой группой стран. Для их расширения целесообразно активизировать инвестиционную политику области в ее внешнеэкономическом аспекте, в первую очередь - по отношению к местным предприятиям, ориентированным на рынок Свердловской области;
необходимость увеличения доли товаров с высокой степенью переработки в общей структуре экспорта Свердловской области обуславливает целесообразность расширения сотрудничества с развивающимися странами Африки и Латинской Америки. Сегодня объем товарооборота с этими странами крайне низок, а его основу составляет тот же экспорт ресурсов. Необходимо использовать возможности реализации на рынках этих стран продукции промышленного экспорта региона, в первую очередь - на рынках капитального строительства.
Выделенные территориально-географические приоритеты развития ВЭС могут быть реализованы только при стимулировании их освоения на уровне предприятий. Инструментами такого стимулирования могут стать экспортные кредиты и гарантии, налоговые льготы, широкий обмен внешнеэкономической информацией, формирование механизма взаиморасчетов со странами с неконвертируемой валютой.
2. Структура и характерные черты внешнеторгового оборота Свердловской области
2.1. Анализ внешнеторгового оборота Свердловской области
Объем внешнеторгового оборота Свердловской области в 2003 г. составил 4,27 млрд долларов США. В 2003 г. было организовано 18 визитов за рубеж правительственных делегаций Свердловской области. Товарооборот Свердловской области со странами СНГ увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. почти на 20 %.
Внешнеторговый оборот Свердловской области без учета официально нерегистрируемого экспорта (импорта) в январе-июне 2004 г. составил в текущих ценах 2882,1 млн. долларов США и по сравнению с январем-июнем 2003 г. увеличился на 41%, в том числе экспорт – 2264,6 млн. долларов, на 40,1%, импорт – 617,5 млн. долларов, на 44,3%, соответственно. Сальдо торгового баланса сложилось положительное, 1647,1 млн. долларов (в январе-марте 2003 г. – положительное, 1188,5 млн. долларов).
Доля экспорта во внешнеторговом обороте в январе-июне 2004 г. составила 78,6%, импорта – 21,4%.
Таблица 1
Внешнеторговый оборот со странами вне СНГ и государствами-участниками СНГ в январе-июне 2004 г.
Внешнеторговый оборот |
В том числе |
|||||
экспорт |
импорт |
|||||
млн. долларов США |
в % к январю- июню 2003г. |
млн. долларов США |
в % к январю- июню 2003г. |
млн. долларов США |
в % к январю- июню 2003г. |
|
Всего |
2882,1 |
141,0 |
2264,6 |
140,1 |
617,5 |
144,3 |
Страны вне СНГ |
2371,7 |
137,7 |
2015,0 |
140,5 |
356,7 |
124,2 |
Государства-участники СНГ |
510,4 |
158,2 |
249,6 |
137,2 |
260,8 |
185,4 |
Внешнеторговый оборот в июне 2004 г. составил 610,1 млн. долларов США, в том числе экспорт – 483,2 млн. долларов, импорт – 126,9 млн. долларов. К уровню июня 2003 г. внешнеторговый оборот вырос на 58,7 %, в том числе экспорт – на 72,7%, импорт – на 21,2%.
Рис. 1 Динамика экспорта и импорта (в % к декабрю 2001г.)
Основные торговые партнеры Свердловской области традиционны. Это – США, Тайвань, Нидерланды, Индия, Турция, Германия, на которые приходится более 60% всех экспортных операций, и Германия, Китай, Польша, США. Турция, Италия – около 40% импорта.
Таблица 2
Основные торговые партнеры Свердловской области в 1 полугодии 2004 года
Основные торговые партнеры |
Экспорт, млн. долларов США |
Удельный вес в общем объеме экспорта, в % |
Импорт, млн. долларов США |
Удельный вес в общем объеме импорта, в % |
Всего |
2264,6 |
100 |
617,5 |
100 |
из них страны вне СНГ |
||||
Великобритания |
78,2 |
3,5 |
5,0 |
0,8 |
Германия |
106,6 |
4,7 |
81,2 |
13,2 |
Египет |
34,4 |
1,5 |
- |
- |
Индия |
200,2 |
8,8 |
1,4 |
0,2 |
Иран |
48,9 |
2,2 |
0,2 |
0,0 |
Италия |
22,4 |
1,0 |
16,6 |
2,7 |
Китай |
78,6 |
3,5 |
51,2 |
8,3 |
Литва |
16,8 |
0,7 |
0,4 |
0,1 |
Нидерланды |
306,6 |
13,5 |
5,8 |
0,9 |
Польша |
8,9 |
0,4 |
51,0 |
8,3 |
Республика Корея |
32,1 |
1,4 |
7,7 |
1,3 |
США |
370,7 |
16,4 |
26,6 |
4,3 |
Тайвань |
318,4 |
14,1 |
2,0 |
0,3 |
Турция |
108,5 |
4,8 |
16,2 |
2,6 |
Финляндия |
12,9 |
0,6 |
11,5 |
1,9 |
Франция |
11,0 |
0,5 |
13,1 |
2,1 |
Справочно: Чехия |
8,3 |
0,4 |
4,6 |
0,7 |
Швейцария |
67,8 |
3,0 |
4,8 |
0,8 |
Эстония |
33,7 |
1,5 |
0,1 |
0,1 |
Япония |
32,1 |
1,4 |
9,8 |
1,6 |
Государства-участники СНГ |
||||
Азербайджан |
12,6 |
0,5 |
0,4 |
0,1 |
Армения |
1,3 |
0,1 |
0,2 |
0,0 |
Грузия |
2,0 |
0,1 |
2,1 |
0,3 |
Казахстан |
133,2 |
5,9 |
156,1 |
25,3 |
Киргизия |
3,6 |
0,2 |
6,6 |
1,1 |
Молдова |
1,6 |
0,1 |
1,2 |
0,2 |
Таджикистан |
8,2 |
0,4 |
1,2 |
0,2 |
Туркмения |
10,9 |
0,5 |
0,2 |
0,0 |
Узбекистан |
16,8 |
0,7 |
9,5 |
1,5 |
Украина |
59,5 |
2,6 |
83,2 |
13,5 |
Таблица 3
Товарная структура экспорта и импорта в государства-участники СНГ и страны вне СНГ в январе-июне 2004 г. представлена в таблице:
в % к объему экспорта (импорта)
Статьи товарной структуры |
Все страны |
В том числе: |
||||
экспорт |
импорт |
страны вне СНГ |
государства-участники СНГ |
|||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
|||
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
продовольственные товары и сырье для их производства |
0,1 |
4,4 |
0,0 |
2,9 |
1,0 |
6,3 |
минеральные продукты |
2,9 |
23,3 |
2,5 |
4,2 |
5,5 |
49,7 |
продукция химической промышленности, каучук |
21,4 |
9,7 |
20,7 |
14,5 |
26,7 |
3,1 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,0 |
0,4 |
0,0 |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
древесина и целлюлозно- бумажные изделия |
2,2 |
3,6 |
1,7 |
5,0 |
6,8 |
1,7 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
0,1 |
5,4 |
0,0 |
7,1 |
0,5 |
2,9 |
Металлы и изделия из них |
56,0 |
5,5 |
58,4 |
4,2 |
37,4 |
7,4 |
Продукция машиностроения |
12,0 |
44,8 |
11,2 |
57,2 |
18,2 |
27,9 |
другие товары |
5,3 |
2,9 |
5,5 |
4,2 |
3,9 |
1,0 |
Внешнеторговый оборот Свердловской области, достигший в 2004 г. уровня 6,4 млд. долларов, превышает внешнеторговый оборот России с некоторыми государствами.
Основной акцент в развитии внешнеэкономических связей в прошлом году был поставлен на укреплении международного авторитета области, на поиске новых партнеров и расширении рынков сбыта продукции свердловских предприятий, а также на привлечении современных зарубежных промышленных технологий и инвестиций.
По данным Уральского таможенного управления крупнейшими участниками внешнеэкономической деятельности Свердловской области являются АООТ "Уралэлектромедь", ОАО "Сухоложский завод "Вторцветмет", ООО "ВИЗ-Сталь" К наиболее крупным экспортерам относятся предприятия: ОАО "Ураласбест"; ЗАО "Фанком"; ЗАО "Ормет". Доля 40 крупнейших экспортеров составляет 98% перечисляемых платежей. Общая стоимость экспортных поставок составила более $1,6 млрд.
Крупнейшими импортерами являются ОАО "Калина"; ОАО "Свердловэнерго", ГУП "Уральский электрохимический комбинат", ОАО "СУАЛ" (Сибирско-Уральская Алюминиевая компания), ЗАО "Искра-Урател", ОАО "Полевской криолитовый завод", ОАО "Среднеуральский медеплавильный завод" доля которых составляет 75% перечисляемых платежей.
Итак, в имеющихся предпосылках развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области наличествует ряд факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и эффективное функционирование внешнеэкономического комплекса региона. К их числу относятся: стихийный характер формирования внешнеэкономических связей, обуславливающий их соответствие исторически сложившейся затратной структуре хозяйственного комплекса Свердловской области; недостаточная конкурентоспособность продукции с высокой степенью переработки; свертывание традиционных производственных и внешнеторговых связей со странами СНГ и Восточной Европы; опережающий рост внутренних цен на основные сырьевые ресурсы по сравнению с увеличением цен на изделия обрабатывающей промышленности и уровнем мировых цен; стабилизация валютного курса рубля, снижающая экономическую эффективность экспортных поставок предприятий Свердловской области; высокая степень износа производственных фондов предприятий внешнеэкономического комплекса Свердловской области и ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов этих предприятий; отсутствие развитых систем сертификации и контроля качества экспортной продукции предприятий региона, обуславливающее снижение валового объема валютной выручки; усиление протекционистских мер в ряде зарубежных государств, затрудняющих деятельность экспортоориентированных предприятий Свердловской области на перспективных рынках; переориентация импорта на удовлетворение текущих потребностей региона, ухудшающая конкурентную ситуацию для действующих на территории области предприятий аналогичного профиля и снижающая суммарную эффективность внешнеэкономической деятельности; возрастание объема импортных поставок, осуществляемых при посредничестве других регионов, снижающее образующийся на территории области доход от импортной деятельности и препятствующее развитию в регионе импортозамещающих производств; низкий международный рейтинг надежности России для кредитов и инвестиций, затрудняющий использование зарубежных финансовых ресурсов для реконструкции и развития внешнеэкономического комплекса Свердловской области; отсутствие нормативно-правовой базы для перехода от простых товарообменных операций к развитым формам международного сотрудничества; недостаточная координация деятельности предприятий и организаций, участвующих в формировании инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
С учетом всех основных факторов, определяющих состояние и перспективы развития внешнеэкономического комплекса Свердловской области очевидна необходимость формирования долгосрочной внешнеэкономической стратегии, ориентированной на достижение следующих целей: динамичное и сбалансированное развитие внешнеэкономических связей, ориентированное на превращение их в фактор ускорения процессов реконструкции и развития хозяйственного комплекса Свердловской области, в устойчивый источник роста регионального валового продукта, на переход к более высоким формам международного сотрудничества - научно-технической и производственной кооперации, обмену услугами, переплетению капиталов и др.; радикальное улучшение структуры и пропорций внешнеэкономического обмена на основе формирования нового профиля международной специализации региона, обеспечивающего максимизацию макроэкономического эффекта, увеличение удельного веса в экспорте трудо- и наукоемких изделий и услуг, привлечения в страну передовых технологий и иностранного капитала; достижение уровня валютных поступлений, обеспечивающего устойчивое обслуживание импорта товаров и услуг, необходимого для насыщения регионального рынка; обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для устойчивого и эффективного вхождения Свердловской области в структуру мирохозяйственных связей.
При реализации общих целевых ориентиров решающее значение имеет выбор внешнеэкономических приоритетов, которые максимально содействовали бы решению ключевых задач экономики региона на текущем и последующих этапах ее развития. Иными словами, необходима последовательная политика формирования профиля международной специализации Свердловской области, рассчитанная на использование возможностей мирового разделения труда как для оптимального удовлетворения потребностей региона, так и для селективного развития экспортных производств. Основой формирования такой политики является выбор оптимальной стратегии развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области.
В 2004 г. Свердловской областью было заключено одно международное соглашение: между областным правительством и Республикой Таджикистан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В настоящее время ведется работа по подготовке соглашений со Словенией, Италией, Германией, Азербайджаном.
12 % всего внешнеторгового оборота области занимали в 2004 г. США. Объем товарооборота с этим государством составил $748,2 млн.
Общий же внешнеторговый оборот Свердловской области в 2004 году составил $6,2 млрд. В структуре экспорта преобладали металлы и изделия их них, машины и оборудование, продукция химической промышленности.
За I квартал 2005 г. внешнеторговый оборот Свердловской области без учета официально нерегистрируемого экспорта и импорта составил в текущих ценах $ 1092,3 млн., и по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. увеличился на 34,7%, в том числе экспорт составил $898,1 млн. (на 37,3 больше, чем в прошлом году), импорт - $ 194,2 млн. (на 37,3% больше). Сальдо торгового баланса сложилось положительное - $ 703,9 млн.
Внешнеторговый оборот Свердловской области со странами вне СНГ составил в текущих ценах $ 927,9 млн. и увеличился на 38,1%, в том числе экспорт - $ 818,4 млн. (на 37% больше), импорт - $ 109,5 млн. (на 47% больше). Внешнеторговый оборот Свердловской области с государствами-участниками СНГ составил $ 164,4 млн. (вырос на 18,1%), в том числе экспорт - $ 79,7 млн. (увеличился на 10,2%), импорт - $ 84,7 млн. (увеличился на 26,6%). количества проверяемых торговых точек[2].
2.2. Внешнеторговый оборот в страны СНГ
Сотрудничество со странами СНГ определено Правительством Свердловской области как приоритетное направление работы исполнительных органов государственной власти. На страны содружества, которые являются важным потребителем производимой в области высокотехнологичной продукции, преимущественно машиностроительного профиля, приходится более 12% экспорта. В то же время из данного региона поступает около 30% импорта области, в первую очередь энергетические ресурсы и сельскохозяйственные товары. За 2003 год товарооборот со странами СНГ увеличился по сравнению с 2002 г. на 17,2% и составил 495,8 млн.долл. Экспорт увеличился на 22,1%, импорт - на 11,6%, положительное сальдо товарооборота увеличилось на 87,6% и составило 59,3 млн.долл. на текущий момент у Свердловской области со странами СНГ сформирована договорная база из 44 документов о сотрудничестве.
2.3. Внешнеторговый оборот в страны Европы
Ведущие торговые партнеры Свердловской области:
• Германия. Сотрудничество с Германией развивается достаточно динамично. За 2003 год взаимный товарооборот составил 202,7 млн.долл., что на 82,6 % выше уровня предыдущего года.
• Италия. Взаимоотношения с этой страной развиваются стабильно и плодотворно. В 2003 году взаимный товарооборот составил 60 млн.долл. Основу для взаимоотношений определяют соглашения о сотрудничестве с областями Пьемонт и Лигурия.
• Великобритания. Объемы внешней торговли Свердловской области с Великобританией в прошедшем году составили 246,4 млн.долл, что в 1,6 раза выше предыдущего года. Британские инвесторы создали в Свердловской области 32 совместных предприятия и лидируют по объему инвестиций. Контакты с Великобританией в 2003 году развивались поступательно во многом благодаря активной позиции генерального консульства этой страны в Екатеринбурге.
• Франция. На территории Свердловской области зарегистрировано 8 организаций с инвестициями французских компаний, все совместные предприятия расположены на территории г. Екатеринбурга. По итогам 2003 г. внешнеторговый оборот с Францией составил 59,13 млн.долл. США, что на 10% больше показателей 2002 г.
• Нидерланды. Один из ведущих торговых партнеров области - Нидерланды. Внешнеторговый оборот за 2003 год составил 236 млн.долл.
• Чехия. Объем внешнеторгового оборота вырос на 21,3% по сравнению с 2002 годом. Общее количество предприятий с чешскими инвестициями - 6.
США и Канада. На долю этих стран приходится более 20% внешнеторгового оборота области. На Среднем Урале зарегистрировано 70 предприятий с инвестициями США, а также 22 представительства американских и канадских компаний. Доля товарооборота с США и Канадой составляет 20,4% от общего товарооборота области.
Азия и Африка. Ведущие торговые партнеры области – Китай, Вьетнам, Япония, Египет, Индия (занимает 2-е место по объему товарооборота). Причем внешнеэкономические связи между Свердловской областью и Японией сохраняют гуманитарно-образовательный характер (основные формы сотрудничества - проведение семинаров, симпозиумов, консультаций, стажировок). Работа с Китаем ведется по нескольким направлениям, в их числе: установление прямых региональных связей, открытие Генерального консульства КНР в г.Екатеринбурге, создание условий для налаживания прямых связей между предприятиями.
Страны Латинской Америки. Учитывая, что рынок латиноамериканских стран недостаточно изучен в отношении сбыта продукции предприятиями Свердловской области, а также с целью совершенствования взаимодействия предпринимательских структур и хозяйствующих субъектов Свердловской области и регионов латиноамериканских стран, в качестве первоочередных мер определены следующие: развитие межрегиональных связей, содействие установлению контактов, консультационная и информационно-рекламная деятельность, участие в международных выставках, осуществление академических обменов между образовательными учреждениями Свердловской области и стран Латинской Америки.
В целом, в Свердловской области была продолжена работа по развитию сети иностранных представительств, сообщили в департаменте информации губернатора Свердловской области. Открыты консульство Болгарии, торгпредства Украины и Венгрии. Продолжается подготовка к созданию генеральных консульств Китая и Германии, представительства итальянской области Лигурия.
В 2004 г. основные усилия Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области сосредоточатся на обеспечении благоприятных условий для притока иностранных инвестиций, что позволит провести технологическое перевооружение предприятий, заложенное в стратегически значимой схеме развития и размещения производительных сил. Ведется подготовка к проведению выставок, основной из которых станет выставка вооружения и военной техники под Нижним Тагилом[3].
Внешнеторговый оборот в зоне деятельности Уральского таможенного управления за десять месяцев 2005 года составил $18,6 млрд США, что на 42,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Уральского таможенного управления, на страны дальнего зарубежья пришлось 74,3% от общего объема товарооборота ($13,83 млрд США), а на страны СНГ - 25,7% ($4,78 млрд США). Импорт составил 17,3% от внешнего товарооборота ($3,22 млрд США), соответственно, на экспортные поставки пришлось 82,7% от всего товарооборота ($15,38 млрд США). Более 3,5 тыс юридических лиц осуществляли внешнеэкономические операции, что превышает показатель 2004 года за эти же месяцы на 5,8%. Таможенными органами УрФО было оформлено 155,2 тысяч грузовых таможенных деклараций, это на 10,6% больше чем в соответствующем периоде 2004 года.
Грузооборот в регионе деятельности УТУ за отчетный период увеличился на 11,7% по сравнению с январем-октябрем 2004 года и составил 57,3 млн тонн. Весовой объем импорта составил 44,5% от грузооборота (25,5 млн тонн), соответственно, объем экспорта составил 55,5% от всего грузооборота (31,8 млн тонн).
Ведущее место во внешней торговле в зоне деятельности Уральского таможенного управления в январе-октябре 2005 года занимали: Украина (12,3% от общего товарооборота), Казахстан (11,2%), Кипр (9,1%), Нидерланды (7,8%), Германия (6,0%), Польша (5,9%), США (5,6%), Китай (5,6%), Тайвань (3,8%), Чешская республика (3,8%), Турция (2,9%), Иран (2,5%).
Положительное сальдо внешней торговли за этот период составило 12,16 миллиардов долларов США. По сравнению с 10 месяцами 2004 года сальдо увеличилось на 76,2%, за счет увеличения объемов импорта на 4,5% и увеличения объемов экспорта на 54,1%.
Экспорт в зоне деятельности УТУ в январе-октябре 2005 года составил 15,4 миллиардов долларов США. На страны дальнего зарубежья пришлось 79,5% от стоимостного объема экспорта ($12,3 млрд США), а на страны СНГ -20,5% ($3,2 млрд.США). По сравнению с соответствующим периодом 2004 года стоимостной объем экспорта вырос на 54,1% за счет увеличения поставок в страны дальнего зарубежья на 51,1% и в страны СНГ на 67,0%.
Весовой объем экспорта за 10 месяцев составил 31,8 млн тонн, при этом на страны дальнего зарубежья пришлось 74,7% от весового объема экспорта (23,8 млн тонн), а на страны СНГ - 25,3% (8,1 млн тонн). По сравнению с аналогичным периодом 2004 года весовой объем экспорта вырос на 35,6% за счет увеличения поставок в страны дальнего зарубежья на 35,3% и в страны СНГ на 36,3%.
Импорт в регионе ответственности Уральского таможенного управления за 10 месяцев 2005 года составил $3,2 млрд США. На страны дальнего зарубежья пришлось 49,7% от стоимостного объема импорта ($1,6 млрд США), а на страны СНГ 50,3%. По сравнению с соответствующим периодом 2004 года стоимостной объем импорта вырос на 4,5% за счет увеличения поставок из стран дальнего зарубежья на 9,6%, хотя и из стран СНГ на 0,2%.
Весовой объем импорта в отчетном периоде составил 25,5 миллионов тонн, при этом на страны дальнего зарубежья пришлось 2,5% от весового объема импорта (640,3 тыс тонн), а на страны СНГ - 97,5% (24,8 млн тонн).
Анализ внешней торговли в зоне деятельности Уральского таможенного управления за 10 месяцев 2005 года показал, что по сравнению с аналогичным периодом 2004 года значительно увеличились стоимостной объем (на 54%) и весовой объем (на 35,6%), при этом стоимостной объем импорта вырос всего на 4,5%, а весовой объем импорта сократился на 8,5%. Увеличение стоимостных и весовых объемов экспорта обусловлено существенным ростом экспортных поставок за счет благоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей. Увеличение стоимостных показателей импорта при снижении физических объемов свидетельствуют о росте цен на товары импорта.
Заключение
В условиях продолжающейся децентрализации ВЭД и либерализации условий ее осуществления действующие раннее механизмы ее регулирования (лицензирование, квотирование и т.п.) оказываются неэффективными. Вместе с тем, решение задач оптимизации внешнеэкономического комплекса региона и использования его потенциала для ускорения процессов реконструкции и развития производственного потенциала Свердловской области требует усиления координации деятельности субъектов ВЭД на основе эффективной реализации ее приоритетов. Поэтому необходима реконструкция раннее действующего механизма управления внешнеэкономическим комплексом региона с целью его адаптации к изменившимся экономическим условиям. Основными направлениями такой реконструкции станут:
- оптимизация инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Свердловской области. На основе выявления избыточных и недостающих функций организаций, действующих в сфере регулирования ВЭД, анализа структуры их взаимосвязей, определения складывающихся здесь противоречий необходимо разработать систему мер, направленных на формирование целостного механизма управления ВЭД при главенствующей роли региональных органов власти;
- усиление экономических рычагов управления деятельностью субъектов ВЭД. Перспективным направлением здесь может стать использование имущественных прав, связанных с остающимися в государственной собственности пакетами акций предприятий-экспортеров;
- управление инвестициями, направляемыми на реконструкцию внешнеэкономического комплекса. Формой такого управления может стать предоставление гарантий инвесторам, участвующим в реализации приоритетных для Свердловской области проектов и программ;
- включение в международные соглашения, заключаемые органами власти Свердловской области положений, предусматривающих предоставление льгот и преференций субъектам ВЭД каждой из сторон, действующим в соответствии с утвержденными программами внешнеэкономического сотрудничества.
Реализация стратегии развития ВЭД Свердловской области предполагает осуществление следующих мероприятий:
В соответствии с Федеральной программой развития экспорта разработать Программу развития экспортного комплекса Свердловской области, ориентированную на формирование оптимального профиля международной специализации региона в структуре микрохозяйственных связей.
Ежегодная разработка и представление в Областную Думу одновременно с проектом областного бюджета региональной программы развития внешнеэкономической деятельности, включающей перечень мер стимулирования ВЭД и определяющей объем бюджетных средств, направляемых на эти цели.
Проведение систематической работы по изучению и анализу структуры внешнеэкономической деятельности, изменения ее эффективности на уровне региона и отдельных предприятий, конъюнктуры мирового рынка и изменения торгово-политической ситуации для уточнения отраслевых и географических приоритетов развития ВЭД региона в процессе реализации региональной программы.
Проведение постоянного анализа внешнеэкономической деятельности предприятий Свердловской области для своевременного устранения проблем и препятствий в развитии их деятельности посредством использования управленческого потенциала региональных органов власти.
Согласование мер, затрагивающих сферу ВЭД, с целями и задачами настоящей Концепции, при необходимости проведение экспертизы проектов областных законов и нормативных актов с точки зрения их влияния на условия развития внешнеэкономической деятельности.
Формирование единой системы внешнеэкономической информации, функционирующей во взаимодействии с федеральными и зарубежными информационными центрами аналогичного профиля.
Активное использование мер экономической дипломатии для создания благоприятных условий внешнеэкономической деятельности предприятий Свердловской области и защиты их интересов за рубежом.
Широкое привлечение всех заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности к проведению совместных мероприятий по развитию ВЭС Свердловской области.
Список использованной литературы
1. Большаков А.Е. Повышение отдачи потенциала региона от внешнеэкономической деятельности (На примере Свердловской области ) : Дис. ... канд. экон. Наук.– Екатеринбург, 1998
2. Итоги внешнеэкономической деятельности Свердловской области //http://hghltd.yandex.com
3. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области на период до 2005 года Утверждена постановлением Правительства Свердловской области № 299-п от 16.04.96 г.
4. Свердловская область: внешнеторговый оборот за I квартал 2005 года составил $ 1092,3 млн. //ИА "Альянс Медиа" по материалам REGIONS.RU – http://www.rusimpex.ru/Content/News/look_news.php3?urlext=2004_01_13.txt
[1] Концепция развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области на период до 2005 года Утверждена постановлением Правительства Свердловской области № 299-п от 16.04.96 г.
[2] Свердловская область: внешнеторговый оборот за I квартал 2005 года составил $ 1092,3 млн. //ИА "Альянс Медиа" по материалам REGIONS.RU – http://www.rusimpex.ru/Content/News/look_news.php3?urlext=2004_01_13.txt
[3] Итоги внешнеэкономической деятельности Свердловской области //http://hghltd.yandex.com