Содержание

Введение. 3

1. Экономический потенциал. Социально-экономическая модель. 4

2. Формирование хозяйственного механизма ЕС.. 5

3. Основные тенденции и перспективы развития. Европейское экономическое пространство. 8

4. Экономический подъем в 90-х годах. 14

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и экономические отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.

90-е годы прошлого столетия ознаменовались рядом событий, значение которых трудно переоценить, - распадом Советского Союза, развалом мировой социалистической системы, переориентацией европейских постсоциалистических стран на западноевропейский вектор развития. На повестке дня расширение Европейского Союза (ЕС), который уже сегодня является основной экономической и политической силой на континенте.

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, образованная в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно – технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности производные от прав и обязанностей государств.

Цель работы – рассмотрение особенностей деятельности Европейского союза.

1. Экономический потенциал. Социально-экономическая модель

Западная Европа в совершенно разной степени обеспечена важнейшими факторами производства. Природными ресурсами она довольно бедна, заметно уступая здесь ряду других регионов и стран мира. Так, если выявленные запасы минерального сырья России оцениваются в 30-40 трлн. долл., США – 8-8,5, Китая – 6-6,5, то Западной Европы – лишь 0,5 трлн. долл. Из трёх «центров силы» ещё меньшими запасами обладает лишь Япония (0,1 трлн. долл.).

Ограниченность собственной минерально-сырьевой базы предопределяет большую зависимость западноевропейского региона от внешнего мира в этой области. Европейский Союз импортирует более 2/5 энергоносителей и около ¾ других видов сырья, потребляемого в его хозяйстве.

В то же время Евросоюз в достатке или даже в избытке обеспечен другими факторами производства – рабочей силой соответствующей квалификации, денежными капиталами. Явный избыток имеется прежде всего на рынке труда, ибо норма безработицы (отношение числа официально зарегистрированных безработных к численности самодеятельного населения) составляет в отдельных западноевропейских странах, как правило, 10 – 12%, что создаёт известную социальную напряжённость в обществе.[1]

По показателям производительности труда Евросоюз в целом уступает США и Японии, хотя за последние 10 – 15 лет ему удалось несколько сократить это отставание (на 3 – 5 процентных пункта). Всё же в 2003 г. ВВП на душу населения ЕС (рассчитанный по ППС валют) составил 70,2% от уровня США и 82,6% - Японии. Вместе с тем следует иметь в виду, что такие различия складываются во многом вследствие сравнительно низкого уровня производительности труда в менее развитых странах – членах ЕС – Греции, Португалии, Испании и Ирландии. Наиболее развитые западноевропейские страны по этому показателю гораздо меньше удалены от США (Швейцария даже примерно на одном уровне) и стоят практически вровень с Японией.

Более низкая производительность труда и эффективность производства в странах ЕС во многом обусловлена её отставанием от двух других «центров силы» в области развития НИОКР и особенно инновационного процесса (последнее во многом обусловлено сравнительной слабостью рискового капитала). Правда, имевший место в 50 – 60-е гг. глубокий, качественный отрыв США от Западной Европы в технологической сфере (technological gap) в принципе преодолён, однако полный паритет между ними до сих пор не достигнут.

Европейский Союз никак не уступает США и Японии по технологическому уровню традиционных базовых отраслей (металлургия, машиностроение и металлообработка и т. д.), а в химической промышленности является явным лидером (в первую очередь Германия). Вместе с тем ЕС всё ещё отстаёт от них в таких новейших областях, как микроэлектроника, робототехника, биотехнология, новые материалы и оптическая электроника. Региональный экспорт высокотехнологичной продукции развивается в основном за счёт ФРГ.

Западная Европа принимает активные усилия для решения указанной проблемы путём развития более тесного сотрудничества стран региона, особенно на базе программ развития НИОКР Европейского союза. После вступления в действие в 1994 г. Маастрихтского договора эти усилия приобрели новый импульс. Поэтому можно ожидать дальнейшего сближения между тремя «центрами силы» по уровню развития НИОКР, инновационного процесса и технологий, в том числе в отмеченных выше новейших наукоёмких отраслях.[2]

2. Формирование хозяйственного механизма ЕС

В советской науке господствовало одностороннее представление о западноевропейской интеграции как о процессе, вызванным главным образом интернационализацией производства. Но и в 1946 г., и пятью годами позже, в 1951-м, когда в Париже был подписан Договор о создании первого из сообществ – ЕОУС, интенсивность хозяйственных связей в Европе была ниже, чем в 20-х годах, и на много ниже, чем в СССР накануне распада. Первые мощные импульсы, положившие начало интеграционным процессам в Западной Европе, носили международно-политический и социальный характер. В их основе лежало стремление избавить Европу от войн и социальных катаклизмов, преодолеть идеологию национализма и тоталитаризма.

Именно поэтому одним из ключевых пунктов философии западноевропейской интеграции являлось твердое убеждение в том, что она может успешно развиваться лишь на базе демократии, приоритета прав и свобод личности, добровольного и равноправного участия государств, решивших вместе строить свое сообщество, мерой последовательности ЕС в реализации этих принципов может служить тот факт, что оно длительное время отказывало в приеме Испании, Португалии и Греции и приняло их только после того, как там пали авторитарные и диктаторские режимы.

Следующим основополагающим элементом философии интеграции было признание неизбежности и возрастающей роли хозяйственной взаимосвязи государств, убежденность в том, что открытая экономика и экономическая интеграция в конечном счете более выгодны, чем протекционизм и автаркия.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

 Стихийная открытость, распахнутость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

Самый примечательный принцип интеграционной стратегии ЕС – нетрадиционный взгляд на роль противоречий, сопровождающих интеграционный процесс. Дело не только в открытом признании их неизбежности. Труднее, но и важнее осознать, что противоречия и даже кризисы являются не только тормозом интеграции, но и стимулом к ее развитию. Они служат не только поводом к тому, чтобы разбежаться по углам, скажем, по «национальным квартирам», сколько импульсом, приводящим в движение весь интеллектуальный и социально-политический потенциал участников для преодоления возникающих барьеров.

Действия ЕС определяются общими елями интеграции. Но в повседневной практике они в немалой мере определяются здравым смыслом, логикой прагматизма.

Что касается ЕС, то теория интеграции – а в них недостатка не было – служили лишь общим ориентиром, но никак не руководством в повседневной жизни. На практике ЕС продвигалось вперед в тех случаях, когда оно определяя приоритетные области и конкретные программы действий, исходило из самых насущных потребностей участников.[3]

3. Основные тенденции и перспективы развития. Европейское экономическое пространство

Среди тенденций экономического развития Западной Европы на ближайшие 15-20 лет следует выделить, во-первых, развитие интеграционных процессов в регионе вширь и вглубь. Эти процессы, безусловно, приведут к укреплению позиций за­падноевропейского «центра силы» в мировом хозяйстве. Особую роль в этом сыграет переход большинства стран - членов ЕС в 1999-2002 гг. к единой валюте - евро.

Во-вторых, интеграция способствует быстрой регионали­зации хозяйственной жизни в Западной Европе. В ходе ее скла­дываются прочные субрегиональные хозяйственные комплексы, например, по осям Баден-Вюртемберг - Бавария - Западная Ав­стрия - Северная Италия или Север Бельгии и Нидерландов - Гамбург - Северная Европа. Связи по этим осям играют для их участников уже нередко гораздо большую роль, чей взаимодей­ствие с другими регионами своих стран.

По прогнозам, до 2015-2020 гг. ВВП Западной Европы будет расти умеренными темпами, скорее всего в пределах 2,5-3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответ­ствующих показателей двух других «центров силы». При таких темпах экономического роста нынешняя острота проблемы заня­тости и безработицы сохранится или даже несколько увеличится. Численность занятых в Западной Европе, составившая в 1997 г. около 136 млн человек, к 2015 г. возрастет не более чем на 1-2 млн человек. Поскольку можно ожидать гораздо большего роста само­деятельного населения региона, в основном за счет притока ра­бочей силы из третьих стран, на пути которого весьма затрудни­тельно будет поставить непроницаемые «шлюзы» и барьеры, про­блема безработицы, видимо, ляжет еще более тяжелым бременем на социальную и финансовую системы Старого Света.

В таких условиях, вероятно, не худшим вариантом для Запад­ной Европы было бы поддержание в среднем нынешнего уровня жизни, ибо его заметное увеличение представляется весьма проблематичным. Об этом не раз заявляли ведущие западноевропей­ские политики, в частности бывший председатель Комиссии ЕС Ж. Делор. Заметный рост уровня жизни возможен лишь в странах, которые вступят в ЕС в среднесрочной перспективе.

С политической точки зрения переход на единую валюту, во-первых, демонстрирует жителям этих стран зримый признак европейского единства. Во-вторых, передаёт важнейший рычаг регулирования хозяйственной активности в руки Европейского центрального банка, не подчиняющегося национальным правительствам. В-третьих, порождает и укрепляет единство национальных политических элит, поставивших свою судьбу в зависимость от этого сверхмасштабного эксперимента. Наконец, в-четвёртых, совершившийся переход к евро практически исключает возможность выхода стран-участниц из зоны этой общеевропейской валюты.

С образованием ЕЭС торговые и инвестиционные потоки превратили европейский континент в единое целое. В 1950 – 1987 гг. доля экспорта в валовом национальном продукте выросла во Франции в 2,8 раза, в странах Бенилюкса – в 4 раза, Италии – в 4,7, Австрии – в 5, в Германии – в 5,3 раза. При этом, если в 1958 г. торговля внутри ЕЭС составляла лишь 36% товарооборота европейских стран, то к 1992 г. она достигла 60% и сегодня находится на уровне 62,4% в импорте и 62,9% в экспорте стран ЕС. Экономическая интеграция приносила и приносит европейским странам ощутимые выгоды; так, за 1992 – 1994 гг. только благодаря оговоренным в Маастрихтском договоре мерам ВНП европейских стран вырос более чем на 1,5%, инфляция снизилась на 1 – 2 в годовом исчислении, внутриевропейская торговля выросла на 30, а интенсивность перетока капиталов между входящими в Союз странами – на 25%.

Говоря о дилеммах европейской интеграции, остановимся на тех, что ставят в повестку дня принципиально новые вопросы, касающиеся возможных путей дальнейшего развития европейского общества.

Во-первых, в ходе европейской интеграции возникает ряд политических по своей природе проблем, выходящих, однако, далеко за рамки повседневной политики. Уже сегодня идея европейского единства вступает в противоречие с концепцией национального государства, безраздельно господствовавшей в Европе на протяжении последних столетий. С одной стороны, оказывается, что история не знала примеров образования федераций, поглощавших национальные государства с долгой собственной историей. С другой стороны, на протяжении веков именно государства-нации (nation-state), или национальные государства, были единственной известной формой воплощения демократического гражданского общества. Следовательно, Европейский союз в нынешнем его виде не воспринимается как социальная структура, адекватная демократическому устройству, но и превращение его в федеративное сверхгосударство встречает сопротивление существующих государственных систем.

Во-вторых, не менее существенны и экономические дилеммы. Наблюдаемый сегодня этап интеграции характеризуется опасной разделённостью хозяйственных функций, которые в национальном государстве были традиционно объединены. В самом деле, с одной стороны, в современной Европе существуют наднациональные правоустанавливающие субъекты, которые регулируют вопросы торговли, инвестиций, а также рынок труда и капитала. С другой, подобные институты не могут быть достаточно эффективными, если они лишены возможности устанавливать налоговый режим и перераспределять ресурсы через бюджетную систему. Между тем европейские страны, допустив прямое воздействие Европейского центрального банка на свои экономические системы и тем самым на свои компании и граждан, пока не готовы передать в ведение наднациональных институтов вопросы налоговой и бюджетной политики.

Можно уверенно утверждать, что Европейский союз представляет собой уникальное наднациональное экономическое образование, обеспечивающее оптимальное функционирование национальных хозяйственных систем в условиях унифицированного законодательства и единой кредитно-денежной политики и предполагающее в ближайшем будущем формирование крупнейшей в мире единой региональной экономики.

Между тем как в политическом, так и в экономическом аспектах становление и развитие Европейского союза порождает много новых вопросов и ставит перед его инициаторами множество проблем, решение которых может и должно стать важным вкладом обновленной и объединённой Европы в копилку социально-политического опыта XXI в.

Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе в результате расширения ЕС соответствует его интере­сам. Это положение не подвергается сомнениям и фактически яв­ляется общепризнанным. Расширяясь на Восток, Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% - население. ЕС превращаете ся в одни из крупнейших в мире рынков.

Экспертами отмечается, что модернизация экономики стран ЦВЕ может создать и поддерживать определенную занятость в секторе высоких технологий в странах-членах Европейского Союза. Расширение обещает и укрепление экологической безопас­ности на континенте. По оценкам специалистов, за счет присоединения к ЕС стран ЦВЕ возможна динамизация темпов его эко­номического роста в пределах 0,1-1,0% ВВП в год в течение 2005-2010 гг.

Несмотря на все сказанное выше, пет, однако, однозначного ответ на вопрос, является ли реализация проекта расширения на Восток в целом "шансом" или угрозой для Европейского Союза. Ведь присоединение новых членов существенно осложняет функционирование Европейского Союза, Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда в состав ЕС вхо­дило всего шесть государств, функционировала с большим на­пряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности организации мо­жет попросту парализовать ее работу.

Анализ источников формирования бюджета ЕС и основных направлений его использования свидетельствует о том, что еще до начала расширения на Восток ЕС должен завершить ради­кальную реформу бюджетной, региональной и аграрной полити­ки.

Переговоры по вопросам институциональных реформ, непо­средственно затрагивающим интересы стран-претендентов на при­соединение, начать!. Предлагаемые изменения касаются числа дей­ствующих в ЕС комиссий, увеличения числа вопросов, при реше­нии которых требуется не единогласие, а квалифицированное большинство. Разрабатываются проекты переоценки "веса голо­сов" стран-членов, что наталкивается на серьезные конфликты ин­тересов между различными странами - получателями и основными плательщиками в бюджет ЕС, старыми и новыми членами.

Одна из наиболее трудно решаемых задач на этапе присоеди­нения -адаптация сельского хозяйства стран ЦВЕ к европейским стандартам. Осознавая это, страны-кандидаты, бесспорно, наде­ялись на получение значительных финансовых ресурсов от ЕС. Однако Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) Европей­ского Союза уже сегодня поглощает 50% его бюджета. Действу­ющая в ЕС система поддержки сельского хозяйства давно при­знается неэффективной и ведущей к значительному перепроиз­водству в рамках Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на внешних рынках по ценам. существенно ниже себестоимости. Очевидны направления необ­ходимых изменений, в частности, существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако попытки рефор­мирования ЕСП на протяжении 2000-2002 гг. оказывались безус­пешными в виду жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В результате возобладало мнение, согласно которому никаких реформ, предшествующих решениям или соглашениям ВС с ВТО по вопросам регулирования сельского хозяйства, быть не может.

Таким образом, будущая модель поддержки сельского хозяй­ства в рамках ЕС остается неопределенной. В этой ситуации Союз не намерен, да и практически не может, оказывать какой-либо прямой финансовой помощи странам ЦВЕ, тем более не­возможно расширение ЕСП на десять стран-кандидатов из ЦВЕ в полном объеме.

Присоединение к Союзу новых членов из Центральной и Вос­точной Европы ставит под сомнение возможность проведения по­литики солидарности в том объеме и тех формах, в которых она проводилась в ЕС в 90-е годы. А это - один из краеугольных кам­ней всей политики европейской интеграции. Ее инструментами яв­ляются так называемые, структурные фонды и фонд сплочения, формируемые путем жесткого закрепления за ними определенно­го процента бюджета ЕС (1,27% совокупного ВВП стран-членов).

Среди структурных фондов:

Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйст­ва, неразрывно связанный с общей сельскохозяйственной поли­тикой ЕС;

Социальный фонд, финансирующий переквалификацию тру­дящихся, особенно в регионах и отраслях с высоким уровнем без­работицы, а также профессиональное обучение молодежи;

Фонд регионального развития, ориентированный на содей­ствие районам, отставшим в своем развитии или пораженным структурным кризисом в промышленности;

Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд сплочения), созданный в соответствии с Мааст­рихтским договором и целиком ориентированный на развитие четырех стран с наименьшими показателями производства вало­вого продукта на душу населения - Греции. Ирландии. Испании и Португалии.

За счет ресурсов структурных фондов в 90-е годы оказыва­лась поддержка районам-получателям, в которых проживало 178 млн человек, т.е. более половины граждан ЕС. Очевидно, что страны-претенденты самостоятельно не в силах преодолеть в обозримом будущем свое отставание от стран ЕС ни в разви­тии, ни в зрелости рынков, ни в структуре хозяйства. А это зна­чит, что Европейский Союз еще долго будет иметь дело с госу­дарствами клиентского типа, активно претендующими на регу­лярное перераспределение в их пользу ресурсов ЕС. Число тех, кто по современным стандартам ЕС может претендовать на по­мощь из его бюджета, после расширения Союза может возрасти со 185 млн. до 291 млн. человек.

Вступление в Союз стран ЦВЕ автоматически существенно понизит показатель совокупного ВНП на душу населения, следовательно, целый ряд районов - нынешних получателей помощи потеряют статус наиболее бедных, так как их показатель превысит 75% от среднего по ЕС уровня. Все вступающие автоматически будут пополнять число стран-получателей ввиду своей отсталости. Такое усиление гетерогенности пространства ЕС - вызов завоеваниям Союза и прежде всего вызов его социально-экономическому сплочению, так как осуществление полноценного приема новых членов ущемляет интересы как основных cтран-получателей структурных фондов, так и главных плательщиков в общин бюджет ЕС.

Присоединение к ЕС огромного и крайне неоднородного в социально-экономическом отношении региона Центральной и Восточной Европы может в конечном итоге стать опасным для Европейского Союза. Ведь любое замедление темпов экономи­ческого роста, значительное ухудшение конкурентных позиций ЦВЕ в ЕС может вызвать разочарование населения этих стран от участия в ЕС. Тогда регион, без сомнения, будет предъявлять постоянные претензии своим западным соседям, обращать на себя внимание путем бойкотирования на высшем уровне принятия важных решений, вынуждая содействовать решению своих проб­лем, и, следовательно, может стать тормозом дальнейшего поли­тического и экономического углубления интеграции.[4]

4. Экономический подъем в 90-х годах

Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, общественными деятелями и мыслителями, среди которых В.Гюго, И.Кант и др.

Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года. В апреле этого года был подписан договор об европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это бала своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отчет возникновения начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по автономной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Процесс развития ЕС можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (конец 50-х – начало 70-х годов) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Второй этап (середина 70-х – середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам – членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеэкономических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на еще более низком экономическом уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х годов) – этап дальнейшего расширения состава сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около ¾. В новых странах участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем, именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).

В Единого европейского акта подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – создание Европейского Союза – объединения, которое представляет политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением Единого европейского акта явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕС составили бы единый хозяйственный организм.

С принятием Единого европейского акта усилились интеграционные процессы стран – членов сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны – члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап (середина 90-х годов – начало ХХI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 года было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский союз с числом стран – участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого процесса. Значительные проблемы возникли и возникают в процессе осуществления аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.[5]

Заключение

Рассмотрев историю Европейского Союза с момента его создания и поняв принципы, необходимо отметить, что Европейский союз представляет собой определённую систему, которая основана как на договорных, так и на юридических нормах.

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к возникновению международного права и созданию ЕС. Главное место занимают государства, каждое из которых обладает суверенитетом. Государства путём соглашений между собой создают нормы международного права и образуют различные межправительственные организации. Именно от государств зависит стабильное функционирование международной системы в целом. Поскольку государства с созданной организацией обладают реальной силой, то они сами и через созданную организацию обеспечивают соблюдение и выполнение международных обязательств. Через созданное Сообщество регулируются:    политические, экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие созданного Европейского союза даёт определённые гарантии в решении международных конфликтов, т.к. их нормы определяют нормы поведения государств в отношениях между собой. Создание ЕС основано, прежде всего, на основе свободного согласования и волей суверенных государств. Выражение своего согласия на создание Союза является заключение конкретных международных договоров.

Таким образом, в нашей работе были рассмотрены особенности деятельности Европейского союза и перспективы развития.

Список литературы

1.                     Авдокушин Е. Международные экономические отношения. - М.: ОМЕГА-Л, 2004.

2.                     Гутник В., Подколзина И.. Евроленд: экономическое развитие новой группировки//Мировая экономика и международные отношения, 2004, №8. – С. 34-37

3.                     Мировая экономика./Под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК, 2004.

4.                     Островская Е., Подколзина И., Щедрин А.. Европейский союз//Мировая экономика и международные отношения,2003, №8. – С. 31-34

5.                     Фадеева Т.. Федеральная модель Европейского союза: концепции и практика//Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 6. – С. 27-30


[1] Мировая экономика./Под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК, 2004. – С. 219

[2] Островская Е., Подколзина И., Щедрин А.. Европейский союз//Мировая экономика и международные отношения,2003, №8. – С. 31-34

[3] Авдокушин Е. Международные экономические отношения. - М.: ОМЕГА-Л, 2004. – С. 274

[4] Гутник В., Подколзина И.. Евроленд: экономическое развитие новой группировки//Мировая экономика и международные отношения, 2004, №8. – С. 34-37

[5] Фадеева Т.. Федеральная модель Европейского союза: концепции и практика//Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 6. – С. 27-30