Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 7
1.1.Классификация налогов, уплачиваемых предприятием.. 7
1.2. Региональные и местные налоги, уплачиваемые предприятием.. 17
1.2.1. Налог на имущество предприятий. 17
1.2.2.Налог на рекламу. 18
1.2.3.Транспортный налог. 20
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Современная налоговая система РФ базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.
Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости существенного реформирования налоговой системы.
При разработке новой налоговой системы использованы накопленный отечественный опыт и практика зарубежных стран.
Налоговая система РФ регулируется высшим законом страны — Конституцией РФ, к компетенции которой относятся общие вопросы налогообложения. Правовое ее оформление обеспечил пакет налоговых законов: «Об основах налоговой системы РФ» (от 27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации», от 21 марта 1991 года N 943-1, Налоговый Кодекс РФ ч.1 от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ и Налоговый Кодекс РФ ч. 2 от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ.
Структура и принципы построения налоговой системы отражают в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран. В настоящее время на территории России собирается свыше сотни установленных налогов и сборов. Такая множественность хотя и позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции, но приводит к увеличению расходов по их взиманию и создает условия для уклонения от уплаты налогов.
Налоговая система призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Действующая налоговая система РФ характеризуется следующими чертами:
• правовой основой (а не на подзаконных актах, как было раньше), большей стабильностью (хотя и не в отношении всех налогов); пронизывает все экономические отношения, связанные о распределением и перераспределением дохода. Введение и отмена всех налогов и сборов осуществляются только органами государственной власти;
• едиными принципами, единым механизмом исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ по налогам и сборам;
• введением новых налогов (НДС, налога на имущество предприятий) и существенных изменений в порядке исчисления налоговых льгот и базы ранее действовавших налогов;
• устанавливаемыми законодательством четкой последовательностью при оплате налогов и налоговым календарем. Так, юридические лица обязаны в первую очередь уплачивать федеральные налоги в федеральный бюджет, а затем — местные налоги и сборы;
• равными требованиями к налогоплательщикам и созданием равных условий для использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их представления, невмешательства в право использования средств;
• сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное обложение в отечественной экономической практике полностью отрицалось;
• обложением прежде всего юридических лиц, а не физических, что отличает российскую налоговую систему от налоговых систем развитых зарубежных стран. Обязательна постановка всех юридических лиц на учет в налоговых органах (включая освобожденных от уплаты налогов), а также индивидуальных предпринимателей. Банки лишены права открывать им расчетные счета без получения справок о постановке на учет в налоговых органах;
• весьма жестким санкциями за нарушение налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности;
• возможностью получения для налогоплательщиков по их просьбе отсрочек и рассрочек уплаты в бюджет налогов и сборов в пределах текущего года, а также сумм финансовых санкций (если их уплата грозит банкротству) на срок шесть месяцев.
В данной курсовой работе мы рассмотрим порядок расчёта и уплаты налогов на примере ООО «Антарктика».
Общество с ограниченной ответственностью «Антарктика» создано в соответствии с законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Учредителями общества являются физические лица – граждане России.
Для обеспечения деятельности общества за счёт учредителей образуется уставный фонд в размере 15 тысяч рублей.
Общество вправе от своего имени заключать договора, приобретать имущество, имущественные и иные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже, третейском суде.
Общество имеет печать и бланки со своим наименованием и самостоятельный баланс. Общество руководствуется в своей деятельности законодательством России, Учредительным договором и Уставом.
Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Общество является многопрофильным предприятие и осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:
- регулярное производство ПЭТ упаковки и её реализация;
- оптовая и мелкооптовая торговля
- торгово-закупочная, комерческо-посредническая деятельность в соответствии с действующим законодательством;
- производство и реализация товаров народного потребления
- информационно-консультационные услуги.
Имущество Общества формируется за счёт учредителей, полученных доходов и других законных источников и принадлежит его учредителям на праве общей долевой собственности.
Для производства ПЭТ бутылок общество имеет миницех германского производства. Основными покупателями продукции являются организации, занимающиеся производством минеральной воды, пива и других напитков.
1.СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Классификация налогов, уплачиваемых предприятием
Налогом признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответствующие внебюджетные фонды.
1. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и имущества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.
Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.
2. По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).
Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, «например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. Основное деление налогов: в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги, региональные налоги — налоги субъектов РФ, местные налоги [1].
Федеральные налоги (размер их ставок, объекты обложения, плательщики и льготы, а также порядок зачисления их в бюджет) — это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Основными федеральными налогами являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и др.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из самых важных налогов в современной налоговой системе России.
В настоящее время НДС регулируется Налоговым кодексом [1].
Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, включая предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Не платят НДС частные предприятия, не являющиеся юридическими лицами, а также малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения [4].
Официально по закону налог взимается с предпринимателя, но в действительности его плательщиком (носителем) становится конечный потребитель, который оплачивает его при покупке в цене товара.
Объектом НДС выступают обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги. При реализации товаров учитываются товары собственного производства и приобретенные на стороне, при выполнении работ — объемы строительно-монтажных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических и других работ; при реализации услуг — выручка, полученная от оказания услуг предприятиями связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также рекламных, инновационных. В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, полученные предприятиями, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе финансовая помощь от других предприятий, пополнение фондов спецназначения, авансовые платежи, штрафы, пени, полученные за нарушение договора поставки товаров и т. п.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК и др.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации ряда продовольственных товаров, товаров для детей, печатной продукции, медицинских товаров и др.
Налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ [1].
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Финансовый результат деятельности предприятия (организаций) выражается в форме прибыли или убытка. Для государства с переходной экономикой процесс формирования конечного финансового результата сопряжен со многими проблемами. Резкие колебания цен, непредвиденные изменения в составе поставщиков и покупателей продукции, инфляционные влияния и многие другие негативные факторы не позволяют предприятиям спрогнозировать сколько-нибудь стабильные темпы прироста реализации продукции (работ, услуг). Все вышеназванные факторы приводят к резкому росту затрат, относимых на издержки производства и обращения, которые, безусловно, самым непосредственным образом влияют на конечный финансовый результат деятельности предприятий.
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, организаций, полученная в рублях и иностранной валюте. Она включает три компонента:
1) прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
2) прибыль (убыток) от реализации основных фондов (включая земельные участки) и другого имущества;
3) доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);
4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества и др.
Налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 настоящей статьи) в размере 24 процентов. При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 Налогового Кодекса.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Этот налог носит регрессивный или прогрессивный характер.
Предлагаемая в гл. 23 части второй Налогового кодекса РФ концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13 процентов при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышенные ставки налога на доходы физических лиц, связанные с приростом их капитала [1].
МНС России утвердило формы следующих налоговых документов:
1. налоговых деклараций;
2. формы учета доходов;
3. формы сведений о доходах физических лиц, передаваемых в налоговые органы налоговыми агентами;
4. формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога, которую налоговые агенты выдают по требованию налогоплательщика.
Состав налогоплательщиков определен статьей 207 НК РФ. Уплачивать налог на доходы физических лиц должны:
— физические лица — налоговые резиденты РФ;
— физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников на территории России.
Согласно первой части НК РФ (статья 11) налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году.
Согласно статье 209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный:
— от источников в России и за ее пределами -для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
— от источников в России — для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.
Налогом на доходы физических лиц облагаются следующие виды выплат (ст. 208):
— дивиденды и проценты, которые выплачиваются налогоплательщику российской или иностранной организацией;
— страховые выплаты при наступлении страхового случая, которые выплачиваются российской или иностранной страховой компанией. Исключение составляют выплаты по договорам обязательного медицинского страхования, а также по договорам добровольного страхования жизни, здоровья и некоторым другим договорам;
— доходы, полученные от предоставления в аренду, а также иного использования имущества;
— доходы от реализации имущества, а также прав требования к российской или иностранной организации;
— вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей;
— пенсии, пособия и стипендии, выплачиваемые в соответствии с действующим российским законодательством или законодательством иностранных государств.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях и т.д.
Налоговая ставка налога на доходы физических лиц, уплачиваемых устанавливается в размере 13 процентов.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Единый социальный налог (взнос) — это новый налог , который заменил уплачиваемые до 1 января 2001 года страховые взносы в государственные внебюджетные фонды( Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь [3].
В соответствии с Налоговым кодексом единый социальный налог должны уплачивать:
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, — организации, индивидуальные предприниматели, родовые общины малочисленных народов Севера, крестьянские (фермерские) хозяйства и физические лица;
2) лица, получающие доход от предпринимательской деятельности, — индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских хозяйств), адвокаты.
Первые исчисляют налог от суммы всех выплат в пользу наемных работников, вторые — от суммы дохода, полученного от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанные с его извлечением. Согласно пункту 3 статьи 235 НК РФ, индивидуальные предприниматели и адвокаты не уплачивают единый социальный налог в части, зачисляемой в Фонд социального страхования.
Таким образом, все те организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые платили страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, с 1 января 2001 года являются плательщиками единого социального налога.
Объектом налогообложения признаются:
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
— вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
— выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 000 рублей в расчете на одного работника за календарей месяц.
Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Порядок определения налоговой базы по единому социальному налогу приведен в статье 237 НК РФ. В соответствии с данной статьей она(налоговая база) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды [1].
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
1.2. Региональные и местные налоги, уплачиваемые предприятием
1.2.1. Налог на имущество предприятий
Налог на имущество предприятий, являясь важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации, все же не играет значительной роли в формировании доходной части соответствующих бюджетов. В перспективе роль имущественных налогов должна повыситься. Основное достоинство имущественных налогов заключается стабильности налогооблагаемой базы, ее независимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В настоящее время взимание данного налога регулирует Федеральный закон РФ .№ 36-ФЗ от 22.02.1999 и Инструкция Госналогслужбы РФ № 33 от 07.08.1998 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий», в ред. с учетом изменений и дополнений по состоянию на 15.11.2000 г.).
Плательщики налога на имущество Плательщиками налога на имущество являются:
• предприятия, организации и учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;
• филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
• иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ.
Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости [11, c. 12].
Для предприятий, осуществляющих какие-либо работы в рамках договора о совместной деятельности, установлен особый порядок налогообложения имущества, как объединенного, так и созданного либо приобретенного в результате этой деятельности.
На территории Хабаровского края на данный момент установлена ставка налога на имущество в размере 2%, с 1 января 2004 года она будет составлять 2,2%.
1.2.2.Налог на рекламу
Налог на рекламу устанавливается на территории города Хабаровска на основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.
Объектом налогообложения и налогооблагаемой базой налога на рекламу являются фактически произведенные расходы по изготовлению, содержанию и распространению рекламы (без учета НДС и налога с продаж), в т.ч. спонсорство.
Под спонсорством понимается осуществление рекламодателем (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность спонсируемого в случае распространения им рекламы о спонсоре, его товарах, работах, услугах, идеях, начинаниях [12, c. 10].
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор - рекламодателем.
Стоимость рекламных работ и услуг, оплаченных в иностранной валюте, для исчисления налога на рекламу пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения хозяйственной операции.
Ставка налога на рекламу устанавливается в размере 5 процентов от фактически произведенных расходов по изготовлению, содержанию и распространению рекламы.
Налоговым периодом по налогу на рекламу является месяц.
Налогоплательщики уплачивают налог ежемесячно в виде платежа в бюджет города до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Сумма налога за истекший месяц, подлежащая уплате в бюджет, определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из налогооблагаемой базы и налоговой ставки.
Налогоплательщики представляют ежемесячно налоговым органам по месту налогового учета налоговые декларации сумм налога по форме, утвержденной Хабаровской городской Думой.
В целях правильности определения сумм налога на рекламу плательщики обязаны вести обособленный учет фактических расходов по изготовлению, содержанию и распространению рекламы.
Суммы платежей по налогу на рекламу организациями относятся на финансовый результат.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, отражают сумму налога на рекламу в общем, составе расходов, исключаемых при исчислении подоходного налога.
1.2.3.Транспортный налог
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога установлены непосредственно главой 28 "Транспортный налог" части второй Налогового Кодекса.
Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право, на определение которых им прямо предоставлено Кодексом, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 части второй Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности по налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 357 Налогового Кодекса налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы
Налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу, мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах.
Таблица 1. Ставка транспортного налога.
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка (в рублях) |
1 |
2 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
8 |
выше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
10 |
выше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
20 |
выше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
35 |
выше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
80 |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
25 |
выше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
35 |
выше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
40 |
выше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
42 |
выше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
45 |
От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков: учреждения интернатского типа, детские дома, дома ребенка, учреждения здравоохранения, органы милиции и общественной безопасности, финансируемые из краевого и местных бюджетов, - в части специального автотранспорта, органы государственной власти и др[7].
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
Для расчёта налогов с бухгалтерского учёта ООО «Антарктика» были взяты следующие данные:
1. Доходы за год:
1.1 выручка от реализации продукции - 2,3 млн. руб. без НДС
1.2 доходы от сдачи гаражей в аренду - 54 тыс. руб. (наличными)
1.3 полученные штрафы - 28 тыс. руб. с НДС
3. Расходы в 4 квартале:
3.1 материальные расходы - 630 тыс. руб. с НДС
3.2 расходы на оплату труда - 215 тыс. руб.
3.3 на аренду офиса - 22 тыс. руб. без НДС
3.4 на рекламу - 53 тыс. руб. с НДС
3.5 на представительские цели - 33 тыс. руб. (без НДС и налогов с продаж)
3.6 на переподготовку кадров - 14 тыс. руб. (наличными)
3.7 на уплату штрафов - 13 тыс. руб. с НДС
4. Разовые расходы:
4.1 на приобретение автомобиля - 155 тыс. руб. с НДС ( в 10 месяце)
4.2 материальный ущерб от пожара - 430 тыс. руб. ( в декабре)
5. Имущество предприятия на начало года:
5.1 здания и сооружения - 3,3 млн. руб.
5.2 оборудование - 1,3 млн. руб.
5.3 автомобили ГАЗ-33021 - 2 шт. (110 тыс. руб./за единицу)
5.4 нематериальные активы - 55 тыс. руб.
5.5 материальные запасы - 11 % к материальным расходам без НДС
Определение доходов предприятия
Доходы предприятия складываются из доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационных доходов.
Дсум = ДР + ВРД,
где ДР - доход от реализации - выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав;
ВРД - внереализационные доходы. К ним относятся суммы полученных штрафов, доходы от сдачи в аренду гаражей, сумма дивидендов по ценным бумагам (акциям) других предприятий.
Определение расходов предприятия
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Рсум = РР + ВРР
где РР - расходы, связанные с производством и реализацией (себестоимость продукции);
ВРР - внереализационные расходы. В них включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией (сумма штрафов за нарушение договорных обязательств и потери от пожара).
Расходы, связанные с производством и реализацией
1. Материальные расходы
2. Расходы на оплату труда
3. Амортизация
Амортизация - перенос стоимости имущества по мере его износа на производимый продукт в целях возмещения стоимости и накопления денежных средств для последующего его полного восстановления.
Расчет амортизации ведется с помощью линейного метода.
а) здания и сооружения
Норма амортизации равна 5 % в год.
б) оборудование
Норма амортизации 10 % в год.
в) амортизация грузовых автомобилей ГАЗ-33021 «Газель»
Норма амортизации 20 % в год.
г) амортизация нематериальных активов
Норма амортизации 10 % в год.
4. Прочие расходы
4.1 Суммы налогов и сборов
Единый социальный налог
Принимаем, что налоговая база по каждому работнику не превышает 100000 руб. Следовательно, налоговая ставка составляет 35,6 % от суммы средств на оплату труда.
Льгот по налогу предприятие не имеет.
Налог на имущество
Объектом налогообложения является среднегодовая стоимость имущества в денежном выражении, находящегося на балансе предприятия.
СИ = Сзд + Собор + Савт + Снма + Смз
где СИ - стоимость имущества;
Сзд - стоимость зданий и сооружений;
Собор - стоимость оборудования;
Савт - стоимость автомобилей;
Снма - стоимость нематериальных активов;
Смз - величина материальных запасов.
Среднегодовое значение стоимости имущества определяется по формуле:
СИгод = (0,5*СИ1.01+СИ1.04+СИ1.07+СИ1.10+0,5*СИ1.01*)/4
где СИ1.01 , СИ1.04 , СИ1.07 , СИ1.10 ,СИ1.01* - стоимость имущества на 1.01, 1.04, 1.07, 1.10 и на 1.01 следующего года, соответственно.
СИ1кв = (0,5*СИ1.01+0,5СИ1.04)/4
Ставка налога на имущество - 2 %.
Налог с владельцев транспортных средств
Для грузовых автомобилей с двигателями мощностью от 100 до 150 л.с. установлена ставка налога в размере 35 руб. за 1 л.с..
Налог на рекламу
Ставка налога 5 % от суммы расходов на рекламу без НДС.
4.2 Расходы на аренду офиса
4.3 Представительские расходы
При формировании фактической себестоимости эти расходы учитываются в полном объеме. Представительские расходы заданы без учета НДС, 40 % этих расходов производят путем наличных расчетов (без оформления счета-фактуры). В соответствии со ст.170 главы 21 НК РФ сумма НДС не может быть принята к зачету по расчетам НДС с бюджетом, а должна быть отнесена на затраты по производству и реализации продукции.
4.4 Расходы на подготовку и переподготовку кадров
4.5 Расходы на рекламу
Расчет НДС
НДС в бюджет = НДС в доходах - НДС в расходах
Расчет прибыли
Валовая прибыль представляет собой разницу между доходами (нетто) и расходами (нетто).
Налоговая база определяется путем корректировки прибыли:
1. вычесть сумму доходов по ценным бумагам - дивидендов, так как эти доходы облагаются налогом отдельно по ставке 6% у плательщика дивидендов;
2. уменьшить доходы от операций по реализации амортизируемого имущества. Так как сумма доходов от продажи была учтена при расчете совокупного дохода, то при расчете из прибыли следует вычесть остаточную стоимость проданного имущества.
3. представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный месяц.
При наличии превышения фактических представительских расходов над нормативными налогооблагаемая прибыль увеличивается на это значение.
Расчет налога на прибыль
Ставка налога - 24%.
Расчет чистой прибыли
Чистая прибыль = Валовая прибыль - Налогооблагаемая прибыль
За счет чистой прибыли приобретают грузовой автомобиль, поэтому ее необходимо уменьшить на стоимость автомобиля с НДС.
Определение налоговой нагрузки на предприятие
НН = Нсум /Дбр * 100%
где Нсум - сумма всех налоговых платежей;
Дбр - суммарный доход (брутто) предприятия.
Определение доходов предприятия в 2003 году
Доходы от реализации
Выручка от реализации продукции - 2300000 руб. без НДС
НДС = 20%
Сумма НДС = 2300000*0,2 = 460000 руб.
Выручка с НДС = 2300000+460000 =2760000 руб.
Внереализационные доходы
¨ Доходы от сдачи гаражей в аренду - 54000 руб. наличными
НДС = 20%
Сумма НДС = 54000*0,2 = 10800 руб.
Сумма налога с продаж = (54000+10800)*0,05 = 3240 руб.
Общая сумма доходов от аренды с учетом НДС и налога с продаж = 54000+10800+3240 = 68040 руб.
¨ Полученные штрафы - 28000 руб. с НДС
НДС = 16,67 %
Сумма НДС = 28000*0,1667 = 4668 руб.
Выручка без НДС = 28000-4668 = 23332 руб.
Суммарные доходы
Доходы брутто с учетом НДС и налога с продаж = 2760000+68040+28000 = 2856040 руб.
Доходы нетто без учета НДС и налога с продаж = 2300000+54000+23332 = 2337332 руб.
НДС в доходах = 460000+10800+4668 = 475468 руб.
Налог с продаж в доходах = 3240 руб.
Определение расходов предприятия
1. Материальные расходы - 630000 руб. с НДС
НДС = 16,67 %
Сумма НДС = 630000*0,1667 = 105021 руб.
Материальные расходы нетто = 630000-105021 = 524979 руб.
2. Расходы на оплату труда
ФОТ = 215000 руб.
3. Амортизация
а) здания и сооружения
Азд = 3300000*0,05/4 = 41250 руб.
б) оборудование
Аобор = 1300000*0,1/4 = 32500 руб.
в) амортизация грузовых автомобилей ГАЗ-33021 «Газель»
Агр авт = (2*110000)*0,2/4 = 11000 руб.
г) амортизация нематериальных активов
Анма = 55000*0,1/4 = 1375 руб.
Сумма амортизационных отчислений = 86125 руб.
4. Прочие расходы
4.1 Суммы налогов и сборов
4.2 Расходы на аренду
4.3 Представительские расходы
4.4 Расходы на подготовку и переподготовку кадров
4.5 Расходы на рекламу.
4.1.1 Единый социальный налог
Сумма налога = 215000*0,356 = 76540 руб.
4.1.2 Налог на имущество
СИ1.01 = 3300000+1300000+220000+55000+524979*0,11 = 4932748 руб.
СИ1.01* зд = 3300000-41250-41250-41250-41250 = 3135000 руб.
СИ1.01* обор = 1300000-32500-32733-29200-27200 = 1178367руб.
СИ1.01* гр авт = 220000-11000-11000-11000-15305 = 171695 руб.
СИ1.01* нма = 55000-1375-1375-1375-1375 = 49500 руб.
СИ1.01*мз = 698747*0,11 = 76862 руб.
СИ за год = (4932748*0,5+4788875+4609039+4534567+0,5*4611424)/4 = 4676142 руб.
Сумма налога за год = 93523-70916 = 23273 руб.
4.1.3 Налог с владельцев транспортных средств
Сумма налога = 110*35*2 = 3850 руб.
4.1.5 Налог на рекламу
Расходы на рекламу - 53000 руб. с НДС
НДС = 16,67 %
Сумма НДС = 53000*0,1667 = 8835 руб.
Сумма налога на рекламу = (53000-8835)*0,05 = 2208 руб.
4.2 Расходы на аренду офиса
Расходы на аренду офиса - 22000 руб. без НДС
НДС = 20 %
Сумма НДС = 22000*0,2 = 4400 руб.
Расходы с НДС = 22000+4400 = 26400 руб.
4.3 Представительские расходы
33000 руб. без НДС и налогов с продаж
¨ Наличный расчет 33000*0,4 = 13200 руб.
НДС = 20 %
Сумма НДС = 13200*0,2 = 2640 руб.
Сумма налога с продаж = (13200+2640)*0,05 = 792 руб.
¨ Безналичный расчет 33000*0,6 = 19800 руб.
Сумма НДС = 19800*0,2 = 3960 руб.
Затраты на представительские цели брутто (с учетом НДС и налога с продаж) = 13200 + +2640+792+19800+3960 = 40392 руб.
Затраты на представительские цели нетто (без НДС по безналичному расчету, но с учетом НДС по наличному расчету и налогом с продаж) = 13200+2640+792+19800 = 36432 руб.
4.4 Расходы на подготовку и переподготовку кадров
14000 руб. наличными
НДС = 20%
Сумма НДС = 14000*0,2 = 2800 руб.
Сумма налога с продаж = (14000+2800)*0,05 = 840 руб.
Затраты брутто, нетто = 14000+2800+840 = 17640 руб.
4.5 Расходы на рекламу
53000 руб. с НДС
Сумма НДС = 53000*0,1667 = 8835 руб.
Расходы без НДС = 53000-8835 = 44165 руб.
Всего прочие затраты брутто =
76540+24304+1980+23000+2208+26400+40392+17640+ +53000 = 265464 руб.
НДС в прочих затратах = 4400+8835+3960 = 17195 руб.
Всего прочие затраты нетто =
76540+24304+1980+23000+2208+22000+36432+17640+44165 = 248269 руб.
Внереализационные расходы
На уплату штрафов - 13000 руб. с НДС
Сумма НДС = 13000*0,1667 = 2167 руб.
Расходы без НДС = 13000-2167 = 10833 руб.
Суммарные расходы предприятия
Расходы брутто = 1196589+13000 = 1209589 руб.
НДС в расходах = 122216+2167 = 124383 руб.
Расходы нетто = 1074373+10833 = 1085206 руб.
Расчет НДС
НДС в бюджет = НДС в доходах - НДС в расходах
НДС в бюджет = 475468-124383 = 351085 руб.
Расчет прибыли
Валовая прибыль = 2377332-1085206 = 1292126 руб.
Нормативный ФОТ = 215000*0,04 = 8600 руб.
Превышение фактических затрат на представительские цели над нормативными = 36432-8600 = 27832 руб.
Налогооблагаемая прибыль = 1292126+27832 = 1319958 руб.
Сумма налога на прибыль = 1319958*0,24 = 316790 руб.
Чистая прибыль = 1292126-1319958 = 975336 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России проблема совершенствования налоговой системы — одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссий.
В российской экономике используется налоговая система, введенная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на неизбежно возникающие при этом вопросы. Соответствует ли эта система условиям перехода к рыночным отношениям? Учитывает ли она реальную экономическую ситуацию, в которой проводятся рыночные преобразования? Выполняет ли она заданные ей функции?
Положительно ответить на эти вопросы можно только, обладая известной долей оптимизма. Анализ чисто фискальной стороны действия налоговой системы подтверждает лишь факт переноса тяжести налогового бремени на косвенные налоги, которыми облагаются средства, расходуемые на потребление. Но опять-таки надо быть большим оптимистом, чтобы даже с точки зрения чисто фискальной сути налогов говорить об идеальности действующей налоговой системы: ведь она не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства и конверсией военной промышленности. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. Вместе с тем, весьма спорно утверждение, что действующая налоговая система не препятствует развитию предпринимательства, что налоговое бремя не очень велико и не приводит к чрезмерному изъятию средств государством. И потому важным представляется изучение опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок налогов, количества и качества налоговых льгот, совершенствование налогооблагаемой базы.
При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской налоговой системы, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.
Сегодня налицо явно неравномерное распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. Что имеется в виду? В принципе, налоговая система построена так, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Однако весь упор в работе налоговой службы делается на тех налогоплательщиках, которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основаниях. Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную налоговую нагрузку, а другие — или минимальную, или вообще не платят налогов.
Говоря о налоговом бремени в России, зачастую сравнивают величину ставок основных видов налогов с установленными ставками аналогичных налогов в западных странах. Действительно, ставки НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц в России находятся на уровне ставок, действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня, существующего в отдельных странах. Но, к сожалению, такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положения дел, поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе. В России она более широкая, вследствие чего существенно большей оказывается и величина уплачиваемых налогов. Поэтому важно изучить опыт зарубежных стран применительно к обоснованному определению налогооблагаемой базы, а также налоговому администрированию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2005г. № 107-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (ред. от 92.01.2000 г.).
3. Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога. Приказ МНС РФ от 5 июля 2005 г. N БГ-3-05/344
4. Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации". Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447
5. Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729
6. Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Приказ МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177
7. Брызгалин А.В. Организационные принципы Российской налоговой системы // Финансы. 1998. № 3.
8. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. М.: БЕК, 2000.
9. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: Вятка, 1999.
10. Логинов В., Новицкий Н. Совершенствование финансово-налоговой системы // Экономист. 1998. № 2. С. 61-67.
11. Налоговая система России / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2004.
12. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского. – СПб, ПИТЕР, 2004.
13. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
14. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6.
15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Экономика, Техлит, 2001.
16. Хрипгинин В.Ф. Налоговый кодекс развивает эффективные направления налоговой реформы // Финансы. 1998. № 3.