Введение. 3
1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. 4
1.1 Виды налоговых правонарушений и условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. 4
1.2 Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений: экономическая (финансовая), административная, уголовная. 10
1.3 Налоговые санкции. 16
2. Практическая часть. 17
Задача 1. 17
Задача 2. 19
Задача 3. 21
Задача 4. 23
Задача 5. 25
Задача 6. 27
Задача 7. 29
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 35
Введение
Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.
С переходом российской экономики к рыночным отношениям налоги – основной фактор экономического роста, становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики, чем и обусловливается актуальность данной темы.
Целью выполнения данной контрольной работы является изучение налогового законодательства Российской Федерации и механизмы исчисления ведущих налогов.
Задачи выполнения контрольной работы:
1. изучение видов налоговых правонарушений и условий привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
2. изучение видов ответственности за совершение налоговых правонарушений: экономической (финансовой), административной, уголовной;
3. изучение налоговых санкций;
4. выполнение практической части контрольной работы.
1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
1.1 Виды налоговых правонарушений и условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений
Налоговым правонарушением признается виновно содеянное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность.
Вида налоговых правонарушений:
1. нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
2. уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
3. нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.
Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
4. непредставление налоговой декларации.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи 119, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
5. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза или более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств. Материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
5. неуплата или неполная уплата сумм налога.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
6. невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога.
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
7. несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
8. непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым Кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
9. ответственность свидетеля.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере тысячи рублей.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.
10. отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
11. неправомерное несоообщение сведений налоговому органу.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения описаны в статье 108 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом.
Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
К обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, относятся:
· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийных бедствий или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказательства;
· совершение деяния, содержащего признаки нарушения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщиком физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Данное обстоятельство доказывается путем предоставления в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение;
· выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым или другим уполно моченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.
Наличие перечисленных обстоятельств исключает привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Однако отсутствие вины освобождает налогоплательщика только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку она не является мерой налоговой ответственности, а представляет собой компенсацию убытков государства вследствие несвоевременного поступления налоговых платежей в бюджеты или в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, Налоговым кодексом предусматриваются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность плательщика за совершение налогового правонарушения. В частности, обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
-совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
-совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
-иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.
1.2 Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений: экономическая (финансовая), административная, уголовная
Нарушения законодательства о налогах и сборах могут служить основаниями для привлечения физического либо юридического лица к различным видам правовой ответственности. Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения. Финансовая ответственность выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции.
Финансовые санкции - это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений. Кроме того, финансовые санкции применяются при несоблюдении порядка ведения кассовых операций в РФ предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, правил применения контрольно-кассовых машин и в других случаях.
Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.
Под административной ответственностью как вида юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия. Следовательно, объективную сторону состава административного правонарушения составляют действия, которые привели к нарушению указанного законодательства. Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в Налоговом кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях РСФСР, Законе «О налоговых органах Российской Федерации», а также в других законодательных и нормативных актах.
Административные штрафы налагаются:
- на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Штраф взимается в размере от двух до пяти минимальных месячных размеров оплаты труда (ММРОТ), а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, в размере от пяти до десяти ММРОТ;
- на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или в ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных. Штраф взимается в размере от двух до пяти ММРОТ, за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания в размере от пяти до десяти ММРОТ;
- на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не выполняющих установленные требования налоговых органов и их должностных лиц. К ним относятся: непредставление документов, касающихся хозяйственной деятельности предприятия и необходимых для правильного налогообложения; отказ в устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах; отказ в допуске должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; налогоплательщик не приостановил операции по расчетным и другим его счетам, находящихся в учреждениях банков. Штраф при невыполнении указанных требований взимается в размере от 2,5 до 5 ММРОТ;
- за необеспечение маркировки марками установленного образца при производстве подакцизных товаров штраф взимается в размере 100 ММРОТ.
Меры административной ответственности применяются к должностным лицам организаций-налогоплательщиков независимо от применения налоговых санкций за аналогичное налоговое правонарушение к самим организациям. К административной ответственности могут быть привлечены как граждане России, так и находящиеся на территории России иностранные граждане или лица без гражданства. Это руководители иностранных предприятий или российских организаций, принадлежащих иностранным инвесторам, которые являются иностранными гражданами.
Порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности определяется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.
Впервые уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах была введена в 1992 г., когда в УК РСФСР ввели две статьи (166-2 и 166-3). В настоящее время УК РФ содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за налоговые правонарушения, а именно ст. 198, 199 и 194, а также ст. 171, 172, 173,174 и др., но они связаны с нарушениями налогового законодательства в опосредованной форме. Уголовная ответственность, в том числе и за нарушения законодательства о налогах и сборах, характеризуется следующими специфическими чертами:
- субъектами уголовной ответственности являются только граждане;
- уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке;
- уголовная ответственность вытекает из норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права;
- она применяется за наиболее опасные общественные деяния преступления.
Статья 198 УК РФ устанавливает ответственность физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) за уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды в крупных или особо крупных размерах:
- путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной;
- путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах;
- каким-либо иным способом.
Данное деяние, совершенное в крупных размерах, под которыми понимаются суммы неуплаченного налога, превышающие 200 ММРОТ, влечет за собой:
- наложение штрафа в размере от 200 до 700 ММРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев;
- либо арест на срок от 4 до 6 месяцев;
- либо лишение свободы на срок до 2 лет.
То же деяние, совершенное в особо крупных размерах, под которым понимаются суммы неуплаченного налога, превышающие 500 ММРОТ, или лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные данной статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ или ранее действующими ст. 166-2, наказывается: штрафом в размере от 500 до 1000 ММРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до одного года; либо лишением свободы на срок до 5 лет.
Статья 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций, совершенное в крупных размерах путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, за что наказываются:
- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
- либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;
- либо лишением свободы на срок до 4 лет.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору; лицом ранее судимым за аналогичные преступления (то есть по данной статье или статьям 194 и 198 УК РФ); неоднократно; в особо крупных размерах наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. В данном случае под крупными размерами понимаются суммы неуплаченного налога, превышающие 1000, а под особо крупными 5000 ММРОТ.
Статья 194 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, наказываются наложением штрафа в размере от 200 до 700 ММРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, совершенное:
- группой лиц по предварительному сговору;
- лицом, ранее судимым за аналогичные преступления (то есть по данной статье или статьям 198 и (или) 198 УК РФ);
- неоднократно;
- в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере в размере от 500 до 1000 ММРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 1000 ММРОТ, а в особо крупном размере 3000 ММРОТ.
1.3 Налоговые санкции
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового Кодекса за совершение налогового правонарушения.
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
2. Практическая часть
Задача 1.
Рассчитайте налог на доходы физических лиц (НДФЛ), если налогоплательщик в прошедшем году имел следующие доходы:
Доходы, полученные налогоплательщиком (руб.)
Доход |
|
Заработная плата |
83 930 |
Государственная пенсия |
29 940 |
Товар в счет выплаты заработной платы на предприятии |
11 940 |
Подарок от предприятия |
2 440 |
Благотворительную помощь от российского благотворительного фонда, утверждаемую Правительством РФ |
19 940 |
Проценты по вкладу в банке в иностранной валюте на сумму вклада 2000$. Курс доллара на дату признания дохода 28.00 руб. за доллар. Проценты начисляются в конце года по ставке |
11% |
Решение:
Государственная пенсия не является объектом налогообложения на основании пп.2 п.1 статьи 217 НК РФ.
Не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные как подарок от организации (пп. 28 п.1 статьи 217 НК РФ).
Объектом налогообложения будет являться сумма 440 руб.
Благотворительная помощь от российского благотворительного фонда, утверждаемая Правительством РФ не является объектом налогообложения согласно пп.8 п. 1 статьи 217 НК РФ
Не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиком по вкладам в банках, находящимся на территории Российской Федерации, если установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте.
К налогообложению предъявлена сумма (2000 $ х 28.00) х (11 – 9) = 1120 руб.
Налоговая база = (83 930 + 11 940 + 440 + 1120) х 13% = 12 666 руб.
Условия задачи не позволяют применить стандартные налоговые вычеты в размере 400 рублей.
Задача 2.
В июне прошедшего года супруги приобрели квартиру у физического лица в общую долевую собственность. В договоре купли-продажи квартиры в качестве покупателей указаны оба супруга. По договору купли продажи доли распределены между мужем и женой следующим образом: 60% и 40%. Каждый из супругов оплатил квартиру пропорционально принадлежащей ему доли.
По окончании года каждый из супругов подал заявление в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, к которой приложили необходимые документы.
Имущественный налоговый вычет предоставляется впервые.
Исходные данные для решения задачи (тыс. руб.)
Расходы и доходы |
|
1. Стоимость квартиры |
1895 |
2. В прошедшем году супруги получили доходы, облагаемые по ставке 13% |
|
Муж |
399 |
Жена |
295 |
Определите размер, и на какой срок растянется выплата имущественного налогового вычета для обоих супругов, если предположить, что доходы будут сохраняться одинаковыми на весь период предоставления имущественного вычета.
Решение:
Налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
Общий размер имущественного вычета не может превышать 1000000 рублей, без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесет на последующие налоговые периоды до полного его использования (ст. 220 НК РФ).
Доля мужа = 1895 х 60% = 1137 тыс. руб.
Доля жены 1895 х 40% = 758 тыс. руб.
За прошедший год с мужа удержан налог на доходы физических лиц в размере 399 тыс. руб. х 13% = 51,87 тыс. руб.
С жены – 295 тыс. руб. х 13% = 38,35 тыс. руб.
Соответственно для мужа срок предоставления имущественного налогового вычета составит 19,3 года (1000 тыс. руб. / 51,87 тыс. руб.), для жены – 19,8 лет (758 тыс. руб. / 38,35 тыс. руб.)
Задача 3.
Рассчитайте налог на доходы физического лица, если налогоплательщик в прошедшем году получил доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%, и произвел следующие расходы:
Исходные данные для решения задачи (тыс. руб.)
Операция |
|
1. Получил доходы |
395 |
2. Перечислил: |
|
а) детскому дому |
175 |
б) на содержание спортивной команды |
35 |
Решение:
Налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов:
- в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде (ст. 219 Налогового Кодекса Российской Федерации).
395 тыс. руб. х 25 % = 98,75 тыс. руб.
Социальный налоговый вычет может быть предоставлен с суммы дохода в 98,75 тыс. руб., а именно - 12,84 тыс. руб. (98,75 тыс. руб. х 13%).
Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
Задача 4.
Рассчитайте единый социальный налог (ЕСН) по предприятию за отчетный период, в том числе за отчетный квартал. ЕСН необходимо рассчитать в разрезе по фондам. Для расчета соответствующего варианта контрольной работы необходимо все данные задачи увеличить на сумму, равную номеру варианта, умноженному на коэффициент 100.
Исходные данные для решения задачи (руб.)
№ п/п |
Список сотрудников |
Год рождения |
Начисленная заработная плата за 9 месяцев |
|||
1 полугодие |
Июль |
Август |
Сентябрь |
|||
1 |
Иванова М.П. |
1954 |
248600 |
17600 |
29100 |
28600 |
2 |
Петров С.И. |
1947 |
102600 |
13600 |
13100 |
12600 |
3 |
Сидоров М.А. |
1954 |
49100 |
16400 |
26600 |
26300 |
4 |
Смирнова М.И. |
1983 |
228100 |
19600 |
24100 |
23100 |
5 |
Пальвинова И.П. |
1965 |
124600 |
13600 |
25100 |
24100 |
6 |
Птичкин И.П. |
1981 |
101100 |
12100 |
11600 |
11100 |
7 |
Сидоркина Н.М. |
1967 |
110600 |
13600 |
12600 |
13100 |
8 |
Орлов А.И. |
1980 |
254600 |
19100 |
29600 |
29300 |
9 |
Петухов И.П. |
1973 |
90600 |
15100 |
22100 |
29600 |
10 |
Клюшкин С.В. |
1966 |
105600 |
13100 |
11100 |
11600 |
Решение:
Расчет ЕСН за 3 квартал |
||||||
№ п/п |
ФИО |
ФОТ |
ФБ |
ФСС |
ФФОМС |
ТФОМС |
20% |
3,20% |
0,80% |
2% |
|||
1 |
Иванова М.П. |
248600 |
49720 |
7955,2 |
1988,8 |
4972 |
2 |
Петров С.И. |
102600 |
20520 |
3283,2 |
820,8 |
2052 |
3 |
Сидоров М.А. |
49100 |
9820 |
1571,2 |
392,8 |
982 |
4 |
Смирнова М.И. |
228100 |
45620 |
7299,2 |
1824,8 |
4562 |
5 |
Пальвинова И.П. |
124600 |
24920 |
3987,2 |
996,8 |
2492 |
6 |
Птичкин И.П. |
101100 |
20220 |
3235,2 |
808,8 |
2022 |
7 |
Сидоркина Н.М. |
110600 |
22120 |
3539,2 |
884,8 |
2212 |
8 |
Орлов А.И. |
254600 |
50920 |
8147,2 |
2036,8 |
5092 |
9 |
Петухов И.П. |
90600 |
18120 |
2899,2 |
724,8 |
1812 |
10 |
Клюшкин С.В. |
105600 |
21120 |
3379,2 |
844,8 |
2112 |
|
ИТОГО: |
1415500 |
283100 |
45296 |
11324 |
28310 |
Расчет ЕСН за 9 месяцев |
|||||||||
№ п/п |
ФИО |
ФОТ за 1 пол |
ФОТ за 3 кв |
ФОТ за 9 мес |
ФБ |
ФСС |
ФФОМС |
ТФОМС |
|
20% |
3,20% |
0,80% |
2% |
||||||
1 |
Иванова М.П. |
248600 |
75300 |
323900 |
59468,1 |
9442,9 |
2459,5 |
5819,5 |
|
2 |
Петров С.И. |
102600 |
39300 |
141900 |
28380 |
4540,8 |
1135,2 |
2838 |
|
3 |
Сидоров М.А. |
49100 |
69300 |
118400 |
23680 |
3788,8 |
947,2 |
2368 |
|
4 |
Смирнова М.И. |
228100 |
66800 |
294900 |
57177,1 |
9123,9 |
2314,5 |
5674,5 |
|
5 |
Пальвинова И.П. |
124600 |
62800 |
187400 |
37480 |
5996,8 |
1499,2 |
3748 |
|
6 |
Птичкин И.П. |
101100 |
34800 |
135900 |
27180 |
4348,8 |
1087,2 |
2718 |
|
7 |
Сидоркина Н.М. |
110600 |
39300 |
149900 |
29980 |
4796,8 |
1199,2 |
2998 |
|
8 |
Орлов А.И. |
254600 |
78000 |
332600 |
60155,4 |
9538,6 |
2503 |
5863 |
|
9 |
Петухов И.П. |
90600 |
66800 |
157400 |
31480 |
5036,8 |
1259,2 |
3148 |
|
10 |
Клюшкин С.В. |
105600 |
35800 |
141400 |
28280 |
4524,8 |
1131,2 |
2828 |
|
|
ИТОГО: |
1415500 |
568200 |
1983700 |
383260,6 |
61139 |
15535,4 |
38003 |
Задача 5.
Рассчитайте сумму транспортного налога предприятия за текущий год, если по состоянию на 01.01 на балансе предприятия числилось 5 автомобилей, мощность их двигателей равна, представлена в таблице.
Исходные данные для решения задачи (л.с.)
Автомобиль |
|
1 |
89 |
2 |
120 |
3 |
185 |
4 |
230 |
5 |
340 |
Автомобиль «1» предприятие продало и сняло с учета в ГИБДД в феврале, автомобиль «3» в ноябре, автомобиль «5» в декабре текущего года. Автомобилем «2» и автомобилем «4» предприятие пользовалось вест текущий год.
Ставки по транспортному налогу в регионе не отличаются от ставок, установленных НК РФ.
Решение:
Сумма налога, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (ст. 362 НК РФ).
Автомобиль |
Л.с. |
Ставка |
Кол-во месяцев эксплуатации |
Сумма налога(гр.2хгр.3)/12хгр.4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
89 |
5 |
2 |
74,17 |
2 |
120 |
8 |
12 |
960 |
3 |
185 |
10 |
11 |
1695,83 |
4 |
230 |
13 |
12 |
2990 |
5 |
340 |
17 |
12 |
5780 |
Итого: |
11500 |
Задача 6.
По указанным данным рассчитайте сумму авансового платежа по налогу на имущество организации за 1-квартал текущего года. Стоимость имущества предприятия на первое число каждого месяца отчетного периода представлена в таблице.
Исходные данные для решения задачи
Бухгалтерский счет |
Остатки по данным бухгалтерского учета (руб.) |
|||
01.01 |
01.02 |
01.03 |
01.04 |
|
01 |
318545 |
317406 |
297407 |
296007 |
02 |
173868 |
181605 |
168908 |
175304 |
Решение:
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (ст. 375 НК РФ).
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (ст. 376 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год(ст. 379 НК РФ).
Налоговая ставка 2,2 процента.
Бухгалтерский счет |
Остатки по данным бухгалтерского учета (руб.) |
|||
01.01 |
01.02 |
01.03 |
01.04 |
|
01 |
318545 |
317406 |
297407 |
296007 |
02 |
173868 |
181605 |
168908 |
175304 |
Остаточная стоимость |
144677 |
135801 |
128499 |
120703 |
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период = (144677 + 135801 + 128499 + 120703) / 4 = 132420 руб.
Сумма налога за 1 квартал = 132 420 руб. х 2,2% = 2913 руб.
Задача 7.
Рассчитайте НДС, подлежащий уплате в бюджет, и налог на прибыль организации за 1-квартал текущего года.
Хозяйственные операции, проведенные в налоговом учете 1-квартала текущего года предприятия, представлены в таблице.
Исходные данные для решения задачи (тыс. руб.)
Операции |
|
1. Поступили доходы от реализации продукции: |
|
а) на сумму, кроме того НДС 18% |
1560 |
б) на сумму, кроме того НДС 10% |
2060 |
в) доход не облагаемы НДС |
460 |
г) от реализации продукции на экспорт |
1760 |
д) доход от реализации продукции, в том числе НДС |
1300 |
е) доход от перепродажи товаров, в том числе НДС 18% |
900 |
2. Поступила предоплата от покупателя: |
|
а) на продукцию в сумме, облагаемую НДС по ставке 18% |
296 |
б) на продукцию в сумме, облагаемую НДС по ставке 10% |
115 |
в) руб. от иностранного покупателя |
560 |
3. Прочие поступления на расчетный счет: |
|
а) кредит банка в сумме |
16 |
б) штрафы (неустойки) за нарушение условий хозяйственных договоров от покупателей |
36 |
в) возврат предоплаты, произведенной поставщику сырья |
66 |
г) проценты за предоставление отсрочки платежа на 60 дней в сумме |
7,6 |
д) проценты за предоставление товарного кредита на сумму 80 тыс. руб. при ставке рефинансирования ЦБ РФ – 14%. |
21 |
4. Отпустило продукцию в счет предоплаты, поступившей в предыдущем отчетном периоде |
450 |
5. Оплатило за оприходованные материалы, в том числе НДС 18% |
237 |
Полученные материалы израсходованы на: |
|
а) производственные нужды |
95% |
б) нужды не производственного характера |
5% |
6. Оплатило подписку на 2 полугодие текущего года в сумме, в т.ч. НДС 10% |
77 |
7. Приобрело сырья на сумму, в том числе НДС 18% |
356 |
Кроме того: |
|
а) оплатило сырье в сумме |
300 |
б) выдало собственный вексель в счет оплаты номинальной стоимости |
50 |
в) имеет кредиторскую задолженность за сырье в сумме |
6 |
8. Перечислило за аренду помещения с 01.01 по 30.06 текущего года, в том числе НДС 18% |
297 |
9. Получило и оплатило услуги, связанные с производством и реализацией продукции в сумме, в том числе НДС 18% |
150,8 |
10. Перечислило авансовых платежей по налогу на прибыль в 1 квартале текущего года |
75 |
В том числе по бюджетам в соответствии с действующим законодательством |
|
11. По состоянию на 01.01 текущего года предприятие имело на своем балансе амортизируемого имущества по остаточной стоимости на сумму |
1700 |
С ежемесячным начислением амортизации |
21 |
12. На ремонт и обслуживание основных средств, выполняемых сторонними организациями и признаваемых для целей налогообложения, потрачено, в том числе НДС 18% |
296 |
13. На производство продукции израсходованы материалы на сумму |
390 |
14. Начислена заработная плата сотрудникам в сумме, кроме того единый социальный налог 26% |
366 |
15. На услуги сторонних организаций и плату за аренду помещений израсходовано, в том числе НДС 18% |
414 |
16. Учетная стоимость реализованных покупных товаров |
380 |
Решение:
1. Расчет НДС
№ операции |
Сумма, тыс. руб |
Ставка |
Сумма НДС |
1а |
1560 |
18 |
280,8 |
1б |
2060 |
10 |
20,6 |
1д |
1300 |
18/118 |
198,3 |
1е |
900 |
18/118 |
137,3 |
2а |
296 |
18/118 |
45,2 |
2б |
115 |
10/110 |
10,4 |
3д |
1,4* |
18/118 |
0,2 |
4 |
450 |
18/118 |
68,6 |
ИТОГО: |
761,4 |
* Согласно пп.3 п.1 ст.162 налоговая сумма увеличивается на суммы процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента.
Так как по условию задачи не задан период времени на который был предоставлен товарный кредит, будем считать его 90 дней.
((21 – 14) х 80 000)/ 365 х 90 дн = 1380,8 руб.
НДС к возмещению
№ операции |
Сумма |
Ставка |
Сумма НДС |
4 |
450 |
18/118 |
68,6 |
5 |
227,5* |
18/118 |
34,7 |
7а |
300 |
18/118 |
45,8 |
8 |
148,5** |
18/118 |
22,6 |
9 |
150,8 |
18/118 |
23 |
ИТОГО: |
194,7 |
* 237 х 96% = 227,5 тыс. руб.
** (297 : 6) х 3 = 148,5 тыс. руб.
НДС к уплате = 761,4 – 194,7 = 566,7 тыс. руб.
2. Расчет налога на прибыль
Доходы от реализации:
1560 (1а) + 2060 (1б) + 460 (1в) + 1760 (1г) + 1101,7 (1д) + 762,7 (1е) + 381,4 (4) = 8085,8
Расходы:
Прямые:
63 (11 -амортизация) + 200,9 (5а - материалы) + 390 (13 – материалы) + 366 (зарплата + ЕСН) = 1019,9 тыс. руб.
Косвенные:
250,8 (12 – ремонт ОС) + 350,8 (15 – услуги и аренда) = 601,6 тыс. руб.
380 тыс. руб. – (16 - учетная стоимость реализованных покупных товаров)
Итого расходов: 2001,5 тыс. руб.
Внереализационные расходы:
36 (3б) + 7,6 (3г) + 1,2 (3д) = 44,8
Итого прибыль: 8085,8 – 2001,5 + 44,8 = 6129,1 тыс. руб.
Ставка налога 24%
Сумма исчисленного налога на прибыль: 1471 тыс. руб., в т.ч.
В Федеральный бюджет (6,5%) – 398,4 тыс. руб.
В бюджет субъекта Российской Федерации (17,5%) – 1072,6 тыс. руб.
Сумма начисленных авансовых платежей – 75 тыс. руб.. в т.ч.
В Федеральный бюджет (6,5%) – 20,3 тыс. руб.
В бюджет субъекта Российской Федерации (17,5%) – 54,7 тыс. руб.
Сумма налога к доплате – 1396 тыс. руб., в т.ч.
В Федеральный бюджет – 378,1 тыс. руб.
В бюджет субъекта Российской Федерации (17,5%) – 1017,9 тыс. руб.
Заключение
В ходе выполнения контрольной работы было изучено налоговое законодательство Российской Федерации, основные виды налогов, механизмы исчисления ведущих налогов, налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Подробно изучены виды налоговых правонарушений, виды ответственности за совершение налоговых правонарушений, и применяемые налоговые санкции.
Для выполнения практической части контрольной работы детальному изучению подверглись следующие главы Налогового Кодекса – глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог», глава 25 «Налог на прибыль организаций», глава 28 «Транспортный налог», глава 30 «Налог на имущество организаций», глава 21 «Налог на добавленную стоимость».
В ходе выполнения работы, а именно для решения задач были применены знания полученные в ходе изучения выше названных глав Налогового Кодекса Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2004. – 492 с. – (Б-ка российского законодательства).
2. Авдеев В. Ю. Глава 25 Налогового кодекса РФ. Налоговый и бухгалтерский учет: сходства и различия. -–М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2003. – 176 с.
3. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2003. – 480 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»)
4. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А., Петухова Р.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. – 368 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
5. Кожинов В.Я. Налоговый учет: Пособие для бухгалтера. – М.: КНОРУС, 2004. – 656 с.
6. Положения по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 176 с.