1. Экономический анализ как специальная отрасль экономических знаний и вид практической деятельности.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, целью которой является обоснование принятых разделов бизнес-плана, оценку выполнения принятых плановых заданий, выявление факторов, повлиявших на результаты деятельности организации. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами является комплексность, использование его результатов на уровне отдельных служб предприятия. Экономический анализ – это одна из функций управления производством. Основные задачи анализа: 1) повышение научной обоснованности бизнес-плана; 2) исследование выполнения планов и нормативов; 3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; 4) контроль за выявлением и использованием внутренних резервов; 5) обоснование оптимальности управленческих решений; 6) соблюдение принципов коммерческого расчета. Полезность экономического анализа состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса.    

2. Анализ и синтез как общенаучные методы познания: их роль и особенности применения в оценке экономической деятельности организации.

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ с греческого означает разделяй, расчленяй. Анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или инструмента на составные его части для изучения их как частей целого. Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат. Анализ не может дать полного представления об изучаемом процессе или явлении без синтеза. Синтез выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи. Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Надо различать общетеоретический экономический анализ, который изучает основные методологические и методические основы анализа экономических явлений и процессов на макроуровне, и конкретно экономический анализ на микроуровне, т.е. анализ финансовой и хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий различных отраслей.

3. Общеэкономический и конкретно-экономический анализ. Научные школы экономического анализа.

Нужно отличать общеэкономический анализ который изучает экономические  явления и процессы на макроуровне (на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей) и конкретно-экономический анализ на микроуровне, который применяется для изучения отдельных предприятий. Общеэкономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов 19в, а конкретно-экономический анализ как наука выделился сравнительно недавно. Становление конкретно-экономического анализа обусловлено общими требованиями и условиями: 1) возник с развитием производительных сил, с расширением масштаба производства; 2) связан с развитием экономической науки вообще. Экономический анализ формируется в результате разделения общественных наук (б/у, финансовая статистика). Школы: 1) Школа эмпирических прагматиков – работали в области анализа кредитоспособности предприятия, этот аспект они считали наиболее важным, предлагали анализ с использованием показателей, характеризующих оборотные средства, собственный оборотный капитал. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности. 2) Школа статистического финансового анализа – основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, со значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать. 3) Школа мультивариантных аналитиков – базируется на связи коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности компании. 4) Школа аналитиков занятых прогнозированием возможностей банкротства компании – делают упор на финансовую устойчивость компании, предпочитают перспективный анализ ретроспективному. Ценность бухгалтерской отчетности определяют ее способностью обеспечивать предсказуемость возможного банкротства. 5) Школа участников фондового рынка – ценность бухгалтерской отчетности считают в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в те или иные ценные бумаги.

4. Хозяйственные процессы как предметна область проведения экономического анализа.

Процесс - причинно-обусловленное течение событий, смена явлений, состояний объекта в соответствии с намеченной целью и результатом. Результаты экономических процессов планируется и прогнозируется на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического  формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом экономического анализа, а объектами. Предметом экономического анализа являются причины образования и измерения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятия позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности можно быстро просчитать, как изменятся основные результаты хозяйственной деятельности за счет того или иного фактора, произвести обоснование любого управленческого решения, рассчитать, как изменится сумма прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой устойчивости. Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

5. Принципы экономического анализа и научные подходы их реализации.

Принципы анализа – это основные положения, которые лежат в основе экономического анализа. Анализ – есть разложение на основные части. Основные принципы: 1. Учет соответствия проявлений экономической жизни в политике проводимой гос-вом, нельзя рассматривать результаты хозяйствующих субъектов в отрыве от проводимой правительством социальной, международной политики. 2. Научность – экономический анализ должен базироваться на положениях диалектической теории познанания, учитывать требования законов развития производства, использовать современные методы экономического исследования 3. Комплексность – экономический анализ должен охватывать все звенья, стороны деятельности предприятия и изучать все причинно-следственные связи в экономике хозяйствующего субъекта. 4.Системность - каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. 5. Объективность, конкретность, точность – должен базироваться на достоверной информации, а выводы должны обосновываться на точных аналитических расчетах 6. Действенность - активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявлять недостатки и упущения в работе предприятия, при этом информируя руководство предприятия 7. Оперативность - в целях быстрой реализации управленческих решений. 9.Эффективность - затраты на проведение экономического анализа должны давать многократный эффект.

6. Предмет, объекты, цель и задачи экономического анализа.

Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, которая имеет свой предмет, целевую направленность, объект исследований, метод и методику, способы и приемы выполнения анализа. Экономический анализ – это одна из функций управления производством. Предметом анализа является одна из функций управления, которая отражает технологию процесса принятия решений и цель которой – обеспечение управленческих решений аналитической информацией. Объектом анализа может быть как предприятие в целом, так и его отдельные подразделения, службы. Цель: достижение max результатов при min затратах ресурсов. Основные задачи анализа: 1) повышение научной обоснованности бизнес-плана; 2) исследование выполнения планов и нормативов; 3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; 4) контроль за выявлением и использованием внутренних резервов; 5) обоснование оптимальности управленческих решений; 6) соблюдение принципов коммерческого расчета.  

7. Классификация видов экономического анализа, ее обусловленность задачами управления.

Экономический анализ классифицируется по признакам: 1. по отраслевым: отраслевой и межотраслевой. 2. по временному признаку: предварительный (перспективный, прогнозный) – до совершения, и последующий (ретроспективный) – по данным прошлого анализа. 3. по типу совершения операций: оперативный (ситуационный) и итоговый (результативный) – за отчетный период времени, оба изучают деятельность предприятия по отчетным данным за соответствующий период. 4. по пространственному признаку: внутрихозяйственный – только предприятие и его отделы, и межхозяйственный – сравнивает результаты деятельности двух и более предприятия. 5. по объекту управления: технико-экономический – изучает взаимодействие технических и экономических объектов, их влияние на экономические результаты, и финансово-экономический – изучает финансовые результаты деятельности, выполнение финансового плана, эффективность использования ресурсов, и аудиторские – нужны для оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия, и маркетинговый – изучает внешнюю среду предприятия, рынки сырья и сбыта готовой продукции. 6. по методике изучения объектов: сопоставимый (сравнительный) – отчетный план, и диагностический – выявляет отклонения, и факторный – выявляет влияние факторов на прирост, и маржинальный – оценка управленческих решений на основании взаимосвязи между объемами продаж и прибыли, и экономико-математический – выбор оптимального варианта решения, и функционально-стоимостной – выявляет и предупреждает лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов. 7. по субъектам: внутренний и внешний. 8. по охвату изучаемого объекта: сплошной и выборочный. 9. по содержанию программы: комплексный и тематический.

8. Традиционные методы экономического анализа.

К традиционным методам экономического анализа относятся 1. Логико-экономические: это, во-первых, использование абсолютных, относительных и средних величин, во-вторых, приемы сравнения, группировки, индексный метод, метод цепных подстановок, балансовый метод, в-третьих, метод абсолютных и относительных разниц, метод долевого участия, в-четвертых, коэффициентный, графический, табличный, интегральный методы. Метод сравнения: сопоставление однородных объектов для выявления сходства или различия между ними. Существует несколько форма сравнения: с прошлым, с конкурентом, между собой, с планом, со средним, с лучшим. Виды анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый. Метод группировки:способ деления изучаемой совокупности на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Группировки делятся на типологические (выявление определнных типов явлений), структурные (внутреннее строение) и аналитические (по любому признаку). Балансовый метод: применяется для изучения соотношения двух групп взамосвязанных и уравновешанных экономических показателей, итоги которых должны быть между собой равны. Способ табличного отражения: результаты экономического анализа излагаются в виде таблиц (простых, групповых, комбинированных). Графический метод: дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно увидеть закономерности. 2. Экономико-математические методы: стохастический факторный анализ, корреляционный, дисперсионный, прогнозные методы, методы оптимального программирования, теория игр, приемы финансовой математики. 3. Эвристические методы: контрольные вопросы, тесты, аналогии, экспертные оценки.  

9. Методика экономического анализа, ее основные составляющие.

Методикой экономического анализа является совокупность специальных приемов, применяемых для обработки экономической информации. Различают общую и частную методику. Общая методика – предполагает важность ее использования в любых отраслях анализа. Общая методика содержит три основных элемента: 1) способы обработки экономической информации, 2) рабочий этап экономического анализа, 3) последовательность полного экономического анализа. Частная методика – используется применительно к хозяйственным процессам, происходящим в отдельных отраслях. Методика содержит методологические советы по исполнению аналитических исследований. Методика включает: 1) задачи и формулировка цели, объекты, систему показателей для исследования. 2) советы по последовательности и периодичности проведения экономического анализа. 3) описание способов исследования изучаемых объектов. 4) источники данных, на основе которых проводится экономический анализ. 5) указания по организации экономического анализа. 6) технические средства для аналитической обработки информации. 7) характеристика документов при оформлении результатов. 8) пользователи результатов экономического анализа.

10. Информационное обеспечение и организация проведения анализа.

Экономический анализ базируется на системе информации, которая должна отвечать следующим требованиям: 1) объективное отражение процессов производства, обращения, распределения, потребления и использования ресурсов. 2) обеспечение единства данных, поступающих из разных источников бухгалтерского учета, оперативного и статистического учетов. 3) не допускать дублирования в первичной информации. 4) обеспечить оперативное поступление информации. 5) в максимальной степени применять автоматизированный способ сбора и обработки данных. Источники данных делятся на: во-первых, плановые – все виды планов предприятия, оперативные материалы и сметы; во-вторых, учетные – данные документов бух учета, оперативного и статистического учета, отчетности и первичности документации; в-третьих, внеучетные – официальные нормативные документы (законы, указы), техническая и технологическая документация, хозяйственно-правовые документы (договора, соглашения), аудиторских и других проверок. Одним из наиболее трудоемких и ответственных этапов является подготовка информации для осуществления экономического анализа: 1) проверка информации на доброкачественность, 2) сопоставимость различных показателей, для этого их приводят к сопоставимому виду – используют одни и те же единицы измерения, 3) оформление результатов в виде справок, заключений, пояснительных записок, в форме таблиц, диаграмм, схем , рисунков.

11. Аналитическая информация: порядок формирования и ее пользователи.

Пользователи могут быть внешними и внутренними. Внешние делятся на заинтересованных лиц – это существующие и потенциальные собственники, кредиторы, поставщики, покупатели, служащие, и не заинтересованных лиц – это аудиторские службы, налоговые органы, биржа. Внутренние пользователи – это руководство предприятия, менеджеры соответствующих уровней. Четыре группы аналитической информации: 1) официальная нормативно-справочная информация (законы, положения, указы президента); 2) учетная информация (бухгалтерские реестры); 3) внеучетная информация (какие пришли материалы, какого качества, в каком количестве, данные о производительности труда); 4) деловая информация (результаты переговоров, результаты рейтинговых оценок). По функциям в процессе управления информация может быть: нормативная, плановая, информация оперативного учета, информация бухгалтерского учета, информация статистического учета, конструктивная, технологическая, проектная. Одним из наиболее трудоемких и ответственных этапов является подготовка информации для осуществления экономического анализа: 1) проверка информации на доброкачественность 2) сопоставимость различных показателей, для этого их приводят к сопоставимому виду - используют одни и те же единицы измерения 3)оформление результатов в виде справок, заключений, пояснительных записок, в форме таблиц, диаграмм, схем, рисунков.

12. Система показателей в анализе и оценке деятельности хозяйствующих субъектов.

Система показателей оценки деятельности организации – это упорядочное множество, в котором каждый показатель дает качественную или количественную характеристику определенной стороны деятельности хозяйствующего субъекта и взаимосвязан с другими показателями. Классификация показателей: 1) По содержанию: количественные (V, численность рабочих) и качественные – показывают существенные особенности, свойства изучаемых объектов (рентабельность). Изменение количественных показателей всегда приводит к изменению качественных и наоборот. 2) По степени синтеза: обобщающие – дают обобщающую, результативную характеристику сложных экономических явлений (средняя годовая выработка), частные - отражают отдельные стороны явления (затрата рабочего времени на производство единицы продукции) и вспомогательные. 3) По видам: абсолютные бывают натуральными, условно-натуральными и стоимостными; относительные бывают коэффициенты и индексы. 4) При изучении причинно-следственных отношений: факторные - определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины; результативные - результат воздействия причин, выступает в качестве объекта исследования. 5) По способу формирования: нормативные (цены), плановые, учетные (данные б/у), отчетные (данные бухгалтерской отчетности), аналитические (оценочные) - исчисляются в ходе самого экономического анализа.

13. Управленческий и финансовый анализ, взаимосвязь и основные различия между ними.

Разделение экономического анализа на финансовый и управленческий обуславливается тем, что бухгалтерский учет на предприятии разделяется на бухгалтерский финансовый учет и управленческий учет. Финансовый анализ основывается на данных только публичной бухгалтерской отчетности (используется ограниченная часть информации о деятельности предприятия, не раскрываются все стороны деятельности предприятия), имеет характерный внешний анализ. Особенности внешнего финансового анализа: 1) множественность субъектов, 2) разнообразие целей и интересов субъектов, 3) наличие типовых методик стандарта учета и отчетности, 4) ограничение задач, 5) максимальная открытость результатов. Управленческий анализ делится на внутрихозяйственное производство и внутрихозяйственный финансовый анализ. При проведении внутрихозяйственного финансового анализа используются данные финансовой отчетности, нормативная и плановая информация. Управленческий анализ является наиболее полным видом анализа, позволяет проводить комплексный экономический анализ, оценивать эффективность деятельности предприятия в целом. Особенности управленческого анализа: 1) ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия, 2) использование всех источников информации, 3) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

14. Классификация факторов в экономическом анализе.

С точки зрения воздействия на результаты хозяйственной деятельности: 1) основные – оказывают решающие воздействие на результативный показатель, и второстепенные – не оказывают воздействие. 2) внутренние – зависят от деятельности данного предприятия, и внешние (инфляция, время поставки сырья) – не зависят от деятельности. 3) объективные – не зависят от воли и желания людей (стихийные бедствия) и субъективные – зависят. 4) общие – действуют во всех отраслях, и специфические – действуют в условиях отдельной отрасли или предприятия. 5) постоянные – оказывают влияние непрерывно, и переменные – периодически (освоение новой техники, видов продукции). 6) экстенсивные – связанные с количественным приростом результативного показателя (увеличение объема производства за счет увеличения объема кол-ва рабочих), и интенсивный – характеризует степень усилия, напряженности труда в процессе производства (повышение уровня производительности труда). При измерении влияния факторов на результаты: 1) сложные - состоят из нескольких элементов (производительность труда), простые (элементные) – неразложимые 2) прямые – средне годовое кол-во рабочих; косвенные - кол-во отработанных дней одним рабочим, 3)измеримые (можно измерить в количественном, стоимостном и других выражениях) и неизмеримые.

15. Методы измерения влияния факторов на изменение результативного показателя.

1. Метод цепных подстановок – может быть использован в моделях всех типов. Суть этого способа состоит в том, что для измерения влияния одного из факторов его базовое (плановое) значение заменяется на фактическое, при этом остаются неизменными значения всех других факторов. Алгоритм метода цепных подстановок: в1)Мет цепных подстанов - использ во всех типах де-терминир факторн моделях, опред влиян отдельн ф-ров на ∆ велич результ пок-ля путем постеп замены базисн велич кажд факторн пок-ля на фактич велич в отч пер. Сопостав-е результатив пок-лей до и после замены ана-лизир пок-ля дает возмож-ть рассчитать его влиян на ∆ результ пок-ля. Примен элиминирование, позволяющ устранить влиян всех др ф-ров, кроме 1-го, влиян котор измер-ся в даный момент y0=a0*b0*c0. последоват под-становки: y1=a1*b0*c0, y2=a1*b1*c0, y3=a1*b1*c1=y1; ∆ya=y1-y0, ∆yb=y2-y1, ∆yc=y3-y2  алгебраич ∑ влиян всех ф-ров обязат-но д.б.= общ приросту (сниж) резуль-татив пок-ля: y1-y0 = ∆ya+ ∆yb + ∆yc Послед-ть расче-та: ∆колич пок-лей должно проводиться раньше,чем качеств. 2)Спос абс разниц – примен в мультиплик и смеш моделях, когда исход даные уже содерж абс откл по факторн пок-ям. Велич влиян ф-ров рассчит умнож-ем абс прироста исслед фактора на базисн (план) велич ф-ров, котор наход слева от него в модели. ВП=КР*Д*П*СВ, где Д - кол-во отработ дн 1 раб за год, П – сред продолжит раб.дня, СВ – ср.час выработ 3)Индексн метод – основан на относит пок-лях, выраж отнош ур-ня даного явлен к его ур-ню в прош время или к ур-ню аналогич явлен, принятому в кач-ве базы. Инд исчисл сопоставлением изуч вел с базисной.

Индивид инд – выраж соотнош непосредствено соизме-ряем вел. Групповые(агрегатн)инд - хар-ют соотнош слож явл, помаг выявит влиян различ ф-ров на ∆ ур-ня результатив пок-лей в мультипликат и кратных модел. Если обобщ пок-ль это произвед колич и кач пок-лей ф-ра, то при опред влиян колич фактора кач-ный пок-ль фиксир на базис ур-не, а при опред влиян кач ф-ра – колич пок-ль фиксир на ур-не отч года. Инд вал прод Iвп=КРф*ГВф/КРпл*ГВпл, инд.числ.раб Iкр=КРф*ГВпл/КРпл*ГВпл, инд.ср.год.выработки: Iгв=КРф*ГВф/КРф*ГВпл  Iвп=Iкр*Iгв. 4)Интегральн. метод – использ в мультип, кратных и смеш. моделях, рез-ты не завис от места положения ф-ров в модели, а доп прирост результ пок-ля, котор образ от взаимод ф-ров, раскладыв м/д ними пропорц-но изолированому их возд-ю на результ пок-ли. y=a*b   ∆ya=∆ab0+1/2∆a*∆b ∆yb=∆ba0+1/2∆a*∆b 5)Способ долевого участия (пропорц делен прироста) – примен в аддитив и кратн моделях, в котор влиян факт-в выраж в относит пок-лях. Рассчит коэфф-т долевого участия (Кд) –отношен прироста результ пок-ля к ∑ ∆ факторн пок-лей. Влиян факт-в на результ пок-ль опред-ся умнож ∑ ∆ отдельн факт-в на коэфф-т долевого участия. y=x1+x2+x3, ∆y=∆x1+∆x2+∆x3,

Кд=∆y (%) / (∆x1+∆x2+∆x3)

∆yx1=x1*Кд      ∆yx2=x2*Кд .

 

16. Методы комплексных оценок уровня экстенсивности использования ресурсов организации.

Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности экономического развития выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов. Показателями экстенсивного развития являются количественные показатели использования ресурсов: численность работающих, величина израсходованных предметов труда, величина амортизации, объем основных производственных средств и авансированных оборотных средств (активов). Оборачиваемость основных средств в годах равна Стоимость средств/амортизацию. Обратный коэффициент оборачиваемости равен амортизация/стоимость средств.

Покажем эту зависимость на примере моделирования фондоемкости

, где N – выручка от реализации продукции; F – среднегодовая стоимость ОПФ; А – величина амортизации, предназначенной для полного восстановления ОПФ. Каждый синтетический показатель использования ресурсов – это в свою очередь сумма действий более мелких факторов 2-го и следующих порядков. Например, производительность труда зависит от экстенсивной величины – количества рабочего времени и от интенсивной величины – от нагрузки за рабочее время и производительности силы труда, определяемой организационно-техническими и другими (природными и социальными) условиями производства.

17. Методы комплексных оценок интенсивности использования ресурсов организации.

Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности экономического развития выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов. Показатели интенсивного развития – это качественные показатели использования ресурсов: производительность труда (трудоемкость), материалоотдача (материалоемкость), фондоотдача, количество оборотов оборотных средств или коэффициент закрепления оборотных средств.

, где F – стоимость средств, N – выручка от продаж в стоимостном выражении. Оборачиваемость основных средств в годах равна Стоимость средств/амортизацию. Обратный коэффициент оборачиваемости равен амортизация/стоимость средств.

Покажем эту зависимость на примере моделирования фондоемкости

, где N – выручка от реализации продукции; F – среднегодовая стоимость ОПФ; А – величина амортизации, предназначенной для полного восстановления ОПФ. Каждый синтетический показатель использования ресурсов – это в свою очередь сумма действий более мелких факторов 2-го и следующих порядков. Например, производительность труда зависит от экстенсивной величины – количества рабочего времени и от интенсивной величины – от нагрузки за рабочее время и производительности силы труда, определяемой организационно-техническими и другими (природными и социальными) условиями производства.

 

18. Маржинальный анализ, показатели и методика его проведения.

В основе маржинального анализа лежит поведение затрат, т.е. маржинальный анализ предназначен для анализа затрат, расчета прибыли, установления цен на производимую продукцию. Затраты бывают: 1) переменные, т.е. которые изменяются пропорционально уровню деловой активности; 2) постоянные, т.е. которые не меняются (амортизация, оплата коммунальных услуг). Маржинальный анализ – соотношение между затратами, объемами продаж и прибылью. Дальше схема из телефона. Т – точка безубыточности объема реализованной продукции, Дм – маржинальный доход, Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализованной продукции, Дс - ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, П - прибыль, Н – постоянные затраты, Рn – переменные затраты, ВР - выручка от реализованной продукции, К - кол-во продан продукции в натуральную единицу,V - удельные переменные затраты, Р – цена единицы продукции Дм=П+Н=ВР-Рn, формула для расчета точки Т в денежном измерении: Т/Н=В/Дм => Т=ВР*Н / Дм, или

Т=Н / (Дм / ВР)=Р/Ду. В натуральных единицах: Т=К*Н / Дм

Дс=Дм / К=>Дм=К*Дс 

Т=К*Н / Дм=К*Н / Дс*К=Н/Дс,

Дс=Р-V => Т=Н / Дс=Н / (Р-V)

Зона безопасности: ЗБ=(ВР-Т) / ВР * 100%.

Безубыточность V продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. Оптимальным считается тот план, который позволит снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточность V продаж и увеличить зону безопасности.

19. Рейтинговая оценка результатов деятельности организации: методы и методика.

Метод расстояний определяет, насколько объект отличается от образца, с которым сравниваем (виртуальное предприятие, эталон). Его показателями являются лучшие из показателей, рассматриваемых на предприятии. Вначале определяют коэффициенты по каждому показателю-эталону с max уровнем  (х i,j / хmax). Эталон – тот, который номер один по ранжированию. Затем рассчитывается сумма квадратов полученных коэффициентов. Если есть возможность учесть сравнительную значимость индикаторов, то каждый квадрат умножается на соответствующий весовой коэффициент значимости (х i,j / хmax)2*КЗ. Из суммы квадратов извлекается квадратный корень – рейтинговая оценка (Ri). Лучшее предприятие то, у которого рейтинговая оценка минимальная.

20. Приемы моделирования исходных факторных систем: удлинение, расширение, сокращение.

Моделирование - один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ объекта исследованиия). Сущность моделирования - взаимосвязь исследуемого показателя с факторным в форме математического уравнения. Существует 4 типа факторных моделей: 1) аддативная – результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму показателей факторов y=x1+x2+…+x n. , 2) мультипликативная – формализованная модель, в которой результативный показатель – это произведение показателей факторов y=x1*x2*…*x , 3) кратная – когда результативный показатель это частное показателя факторов y=x1/x2 , 4) смешанные или комбинированные модели y=(a+b)/c или y=a*b/c . Для преобразования формализованной модели существует ряд приемов моделирования: удлинение, расширение, сокращение, расчленение. Удлинение (для кратных моделей): удлинение числителя путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей затраты на себестоимость/выручку от продаж = (зарплата + материалы + амортизация)/выручку от продаж. Расширение – умножение числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей у = а/в = а*с/в*с  . Формула Дюпона: рентабельность активов = рентабельность продаж умножить на коэффициент оборачиваемости активов. Сокращение – деление числителя и знаменателя на одно и тоже число.

21. Приемы финансового оценивания: настоящая и будущая стоимость денег.

Понятие временной стоимости денег является основным элементом финансового менеджмента, используется для оценки инвестиционных проектов, осуществления операций на рынке ценных бумаг. Деньги имеют временную стоимость - это проявляется в их обесценивании с течением времени под воздействием инфляции и при вложении в обращение. Денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении сегодня стоят больше, чем те же ресурсы, но полученные через некоторый промежуток времени. Стоимость денег определяется величиной упущенной возможности получить доход в случае наилучшего варианта их размещения. Основными методами расчета денежных потоков является метод дисконтирования и метод наращивания. Метод наращивания – это процесс увеличения первоначальной стоимости в результате начисления процентов. Используя этот метод можно определить величину денежного потока через некоторый период времени, т.е. ее будущую стоимость. Метод дисконтирования – это метод нахождения величины денежной суммы в некоторый начальный момент времени по ее известному или предполагаемому значению в будущем исходя из заданной процентной ставки. Метод применяется для определения современной или текущей стоимости денежной суммы, получение или выплаты которой планируются в будущем. Расчет будущей стоимости денег производится с помощью простых и сложных процентов. Схема простых процентов предполагает, что база начисления процентов остается неизменной.

 , где будущая стоимость; первоначальная или настоящая стоимость денежных средств; t – период времени, в течение которого оцениваются денежные средства; i – процентная ставка. В случае сложных процентов годовой доход начисляется не с исходной величины капитала, а с общей суммы, которая включает ранее начисленные и невостребованные инвесторами проценты. Происходит капитализация процентов по мере их начисления. Формула сложных процентов - . В случае начисления процентов менее одного года: , где m – число раз начисления процентов в году.

22. Способы оценки корреляционных зависимостей в экономическом анализе.

Корреляционный анализ – это метод установления связи и измерение ее тесноты между наблюдениями, которые случайны и выбраны из совокупности. Корреляционная связь – это такая статистическая связь, при которой различным значениям одной переменной соответствуют различные средние значения другой. Теснота связи определяется коэффициентом корреляции. Корреляционная зависимость может быть парной и множественной (многофакторной). В случае парной корреляции коэффициент корреляции рассчитывается так:

 

Коэффициент корреляции принимает значения от -1 до 1, чем ближе его значение к 0, тем связь слабее. Для определения зависимости между переменными используется метод регрессии, когда зависимость представляют в математическом виде, например в виде линейного уравнения: y=a+bx, где a – постоянная величина, не зависимая от изменения фактора; b – отражение среднего изменения результативного показателя вслед за изменением величины фактора. Корреляционный анализ отвечает на вопрос: существует ли связь между анализируемыми признаками, а регрессионный анализ дает формализованное выражение этой связи.

23. Экономико-математические методы в экономическом анализе.

Эти методы состоят из приемов стохастического анализа и приемов оптимизации показателей. Приемы стохастического анализа – корреляция для исследования связи количественных характеристик – способы корреляционного анализа: парная, ранговая, каноническая, частная, множественная корреляция; регрессионный анализ; дисперсионный анализ; компонентный анализ; современный многомерный факторный анализ и т.д. Стохастические связи между различными явлениями - когда результативный признак испытывает влияние не только рассматриваемых независимых факторов, но и подвергает влиянию ряды случайных факторов. Например: повышение труда рабочих дает разный прирост производительности труда на разных предприятиях. При изучении стохастической взаимосвязи учитывают наличие и количественную оценку соотношений, форму связи результативных и факторных признаков, ее аналитическое выражение с помощью корреляционного и регрессионного анализа. Приемы оптимизации показателей – математическое программирование: линейное, блочное, нелинейное, динамическое; исследование операций; теория игр, теория массового обслуживания; сетевые методы планирования и управления, теория управления запасами и т.д.

24. Системный и комплексный подходы к бизнес - анализу и поиску неиспользованный возможностей.

Комплексный экономический анализ – это всестороннее изучение деятельности предприятия с целью объективной оценки его результатов и дальнейшего его развития и совершенствования. Особенности: 1) системный подход к изучению деятельности предприятия – хозяйственную деятельность рассматривают как систему, состоящую из трёх взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. В результате производственного процесса ресурсы соединяются и становятся готовой продукцией. Цель работы предприятия - получение max прибыли при min затратах ресурсов, т.е обеспечен рентабельности производства. Системный подход обеспечивает изучение всех факторов, влияющих на ↑ рентабельности производства 2) использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия 3) изучение факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности предприятия 4) выявление влияния факторов на показатели. Комплексная оценка хозяйственной деятельности – это характеристика деятельности предприятия, полученная в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства. Наиболее распространяемым  методом является метод многомерного сравнительного анализа - обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятия; формируется матрица исходных данных. В каждой графе определяется max элемент, который принимается за один. Затем создается матрица стандартизированных коэффициентов xij по алгоритму (формула 1).

Резерв - возможность развития производства относительно достигнутого уровня на основе использования достижения научно-технологического прогресса. Использование комплексного и системного подхода к поиску и изучению резервов позволяет более полно выявить резервы и избежать их повторного счета. Резерв будет комплексным тогда, когда он обеспечен всеми необходимыми ресурсами в стоимостной оценке и по натурально-вещественному составу.

формула 1.

25. Методы анализа данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Финансовый анализ – система способов исследования хозяйственных процессов о финансовом положении предприятия и финансовых результатах его деятельности, по данным бухгалтерской отчетности и других видов информации. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности включает: 1) анализ имущественного положения предприятия и оценка эффективности использования активов предприятия 2) анализ источников финансирования хозяйственной деятельности 3) анализ рентабельности собственного и заемного капитала 4) анализ и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости 5) анализ финансовых результатов деятельности предприятия и оценка эффективности их использования. Методы и приемы - структурный, структурно-динамический, трендовый, межхозяйственный, коэффициентный, факторный анализ с использованием методов цепных подстановок, интегральный, корреляционный, регрессионный, способ долевого участия, дисконтирование, моделирование. Используются следующие основные коэффициенты: 1) коэффициент соотношения собственного капитала и активов – СК/А; 2) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолжности – N / ДЗ (N-выручка от продаж); 3) соотношение заемного и собственного капитала – ЗК / СК; 4) коэффициент рентабельности активов 5) коэффициент текущей ликвидности. Используются данные ф.№1 «Бух.баланс», ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках», ф.№3 «Отчет об изменениях капитала», ф.№4 «Отчет о движении денежных средств», ф.№5 «Приложение к бух. балансу», ф.№6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».