Содержание
1. Эколого-экономическое значение платы.. 3
2. Плата за землю, ее формы и порядок взимания. 8
3. Плата за недра, лес, воду: экономическое назначение, формы и порядок взимания 11
Список использованной литературы.. 18
1. Эколого-экономическое значение платы
В период становления рыночных отношений важным инструментом, стимулирующим природоохранную деятельность государства, региона, предприятия, является комплексная система платежей за природопользование и налогообложение. Эта довольно сложная система включает не только платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, но и платежи за выбытие природных ресурсов, в результате физического и морального износа, всевозможные налоги с прибыли предприятий за производство экологически опасной продукции, штрафы и другие экономические меры за нарушение правил и норм рационального природопользования.
В общую совокупность перечисленных видов платежей включается также суммарная величина льгот по налогообложению прибыли предприятий. Нельзя говорить о том, что платежная система за пользование природными ресурсами возникла в период развертывания перестроечного механизма. Отдельные виды платежей за природные ресурсы уже имеют давнюю историю своего существования. Проблема заключается в том, что до настоящего времени в природоохранной практике существовал так называемый фрагментный подход к образованию платежей за природные ресурсы. Потребителям платно отпускались отдельные компоненты природных ресурсов (леса, воды, земли), выбывающие из сельскохозяйственного оборота. В геологоразведочных подразделениях в бюджеты отчислялись огромные суммы на проведение геологоразведочных работ. Однако научно обоснованной системы платежей за природопользование не существовало из-за отсутствия единого подхода к их формированию. Существовавшие платежи были представлены мизерными величинами и не могли стимулировать рациональное использование природных ресурсов.
Важной стороной этой проблемы является то, что платежи за природные ресурсы должны носить рентный характер, определяющий богатство собственников природных ресурсов. Опыт зарубежных стран в этом плане свидетельствует о систематическом совершенствовании механизма дифференциальной ренты, правовых инструментов его регулирования. Важным моментом современной рыночной экономики является вхождение в современную практику отработанного механизма платы за природные ресурсы, основные положения которого законодательно закреплены в России. В числе главных документов этого направления является закон «О собственности в РСФСР».
Основные положения этого закона предусматривают целый ряд функций, главные из которых связаны со стимулированием и рациональным использованием природных ресурсов, изъятием дифференциальной ренты, и на основе этого выравниванием возможностей предприятий, функционирующих в неодинаковых природно-географических условиях. На основе утвержденной системы платежей за природные ресурсы предприятия не только обязаны оплатить воспроизводство их, но и затраты на их хозяйственное освоение. Эта система платежей при четком ее использовании должна регулировать весь ход функционирования природно-ресурсного потенциала территории в интересах проживающего здесь населения и трудовых ресурсов. В то же время их особенности в том, что оказывается возможным регулирование распределения природных ресурсов территории межу конкурирующими пользователями.
В конечном счете можно констатировать, что все платежи являются базой для формирования стабильного финансового бюджета природоохранного назначения. Сюда же присоединяются все виды компенсационных платежей, направленных на возмещение ущерба владельцу природных ресурсов при их изъятии из сферы функционирования.
Система платежей, действующая в настоящее время в рамках России, включает плату за воду, полезные ископаемые, землю и лес, причем плата за каждый компонент природных ресурсов имеет свои особенности. Эти виды оплаты, к сожалению, функционируют лишь несколько лет, и вряд ли можно ожидать за эти годы каких-либо разительных успехов в этом деле.
Мировой и отечественный интерес заслуживает формирование лицензий на право пользования теми или иными компонентами природно-ресурсного потенциала. В развитых странах мира, а в период функционирования рыночной экономики и в России, все лицензии предоставляются путем осуществления и проведения различного рода конкурсов и аукционов. Конкурсная система обычно признает победителем того участника ее, который полностью отвечает условиям конкурса и предоставил наиболее приемлемые с экономической точки зрения и полностью соответствующие требованиям охраны окружающей природной среды технические решения. Что касается аукционной системы формирования лицензии, то существуют особые правила и нормы для победителей. В качестве последнего выступает соискатель, заявивший наибольшую плату за получение права на пользование природными ресурсами. Специфична система лицензирования разработок месторождений радиоактивных руд и питьевых подземных вод. Лицензии этого характера обычно формируются только на основе тщательно проводимых конкурсов с участием квалифицированных специалистов и заинтересованной научной и рядовой общественности территории.
Обычно лицензирование является сложным процессом, и его формирование и статус ограничиваются определенными временными интервалами. В мировой и отечественной практике лицензии, связанные с геологическом изучением природно-ресурсного потенциала, выдаются на срок не более пяти лет, а для целей иного характера – не более двадцати лет. В реальной практике при совмещении геологического исследования природных ресурсов и комплексном их изученном обосновании лицензии могут выдаваться на период не более двадцати пяти лет. При проведении работ различного проектного характера и различного рода отработок месторождений полезных ископаемых период действия лицензий может быть продлен по инициативе заинтересованных заказчиков, предпринимателей, представителей глобальных фирм.
Особый характер и довольно своеобразный смысл имеют лицензии, связанные со строительством и эксплуатацией всевозможных строительных сооружений и специально охраняемых объектов. В зависимости от учета всех негативных и положительных факторов лицензии этого направления могут выдаваться на неограниченный срок.
Содержательные сущности любой лицензии международного и отечественного образца в какой-то степени согласуются друг с другом, иногда имеют какие-либо отклонения, а в целом они характеризуются целым рядом строго обязательных признаков. В качестве таковых выступают следующие основные информационные сведения, а именно: уровень добычи минерального сырья; условия выполнения согласно законодательству России, стандартам, нормам и правилам требований по охране недр и окружающей природной среды; количество, виды, состав направляющихся в недра отходов промышленно-производственной деятельности и индустриальных сточных вод.
Своеобразные показатели и признаки фиксируются при разрешенных лицензиях, связанных с захоронением вредных веществ, отходов и сбросом сточных вод. В качестве таковых в обязательном порядке регламентируются максимально возможные объемы при сбросе сточных вод, величина захоронения и уровень определенной концентрации вредных веществ. При этом учету подвергаются также факторы, связанные с активизацией неблагоприятных геологических явлений, а также особенности негативного воздействия в зоне влияния эксплуатации сооружений на водопользование, на экологические условия и факторы, непосредственно воздействующие на весь ход эксплуатации инженерных объектов и сооружений.
Особыми учитываемыми признаками являются также формирование специальных временных квот, воздействующих на вероятное уменьшение поверхностных водных ресурсов и снижение водоносного грунтового уровня в результате действия проектируемого водозабора.
Все эти дополнительные условия и факторы обычно обсуждаются и согласовываются заинтересованными соискателями и представителями с центральными геологическими службами России, правительственными учреждениями по менеджменту, рациональному использованию водного природно-ресурсного потенциала, администрацией санитарного и горного надзора и экологических служб верхнего и нижнего иерархического уровня.
Все заинтересованные представители в лице предприятий и их подразделений при этом стоят перед проблемой платежей за пользование отдельными компонентами природно-ресурсного потенциала. В совокупную величину этих денежных расходов входят плата за право пользования недрами, всевозможные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой структурной базы, затраты, связанные с использованием акваторий и шельфовых участков океанов и морей, а также весь комплекс затрат. Формирующийся в рамках земельных участков и специально отведенных территорий.
Сначала определяются стартовые величины платежей за право пользования природно-охранными объектами и зонами. Они в основном устанавливаются специальными геологическими подразделениями России согласуются с экономическими службами Правительства. Фундаментом так называемого стартового платежа является рентная оценка месторождения полезных ископаемых или земельных территорий, отведенных для подразделений добывающей промышленности. Эта оценка определяется с учетом качества месторождений природных ископаемых, предполагаемого совокупного эффекта от их рационального использования и целого ряда экономико-географических нюансов.
Содержательная сущность совокупных платежей, их объемов и предпосылок определяются по каждому объекту, представленному к лицензированию. Однако весь ход и порядок проведения этих интересных и довольно своеобразных мероприятий связан с конкурсной и аукционной системой. Наряду с общими условиями проведения таких конкурсов и аукционов допускаются довольно уникальные исключения, они связаны с заменой денежных ресурсов, поставками производимой промышленной продукции. При всех равных обстоятельствах и условиях авторитетные геологические учреждения России в случае необходимости могут ходатайствовать о досрочном прекращении, временном приостановлении или временном ограничении пользования отдельными природно-ресурсными компонентами. В качестве таковых наиболее реальных предпосылок выступают интенсивно сформировавшаяся угроза жизнедеятельности трудовых ресурсов, занятого контингента в ограниченной зоне проведения специальных работ, а также случаи систематического нарушения владельцами лицензии общепринятых правил пользования природно-ресурсным потенциалом и т. д.
В условиях систематического функционирования в условиях рыночной экономики все лицензодержатели должны руководствоваться общепринятыми нормами и правилами, связанными с охраной недр, воздуха, земель, лесов и других природоохранных объектов. Рекультивацию выбывших земельных территорий должны осуществлять лицензодержатели с таким расчетом, чтобы вся эта нарушенная территория могла быть в ближайшее время пригодной для дальнейшего ее использования.
Основное назначение платы проявляется в установлении рационального природопользования.[1]
2. Плата за землю, ее формы и порядок взимания
Плата за землю взимается за землевладения, бессрочное (постоянное) и временное пользование земельными участками и их аренду.
На земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог.
Платежи за землю поступают на отдельные бюджетные счета сельских, поселковых, городских, районных администраций, на территории которых находятся земельные участки. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет.
Платежи за землю направляются исключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земли, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователей на эти цели, а также на погашение ссуд выданных под указанные мероприятия.
От платы за землю полностью освобождаются:
- заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
- предприятия, граждане, занимающиеся традиционным промыслом в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и ремеслами в местах их традиционного бытования;
- предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой и др.
Льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога предоставляются:
- инвалидам и их объединениям;
- участникам ВОВ;
- малообеспеченным гражданам;
- благотворительным организациям;
- лесохозяйственным предприятиям, выполняющим работы по лесовосстановлению, лесоразведению, выращиванию, охране и защите лесов за счет государственного бюджета.
Впервые средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах были установлены Законом РФ «О плате за землю» в 1991 г. (таблица 1).[2]
Средние размеры земельного налога за пашни для Дальневосточного региона приведены в таблице 2.
Таблица 1. Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах (руб. на кв. м)
Экономический район |
Численность населения (тыс. чел.) |
|||||||
0-20 |
20-50 |
50-100 |
100-250 |
250-500 |
500-1000 |
1000-3000 |
Более 3000 |
|
Северный |
0,5 |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
1,5 |
- |
- |
- |
Северо-Западный |
0,9 |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
- |
- |
3,5 |
Центральный |
1,0 |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
2,0 |
- |
- |
4,5 |
Волго-Вятский |
0,8 |
1,3 |
1,6 |
1,7 |
1,9 |
2,2 |
2,5 |
- |
Центрально-Черноземный |
0,9 |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
1,9 |
2,2 |
- |
- |
Поволжский |
0,9 |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
1,9 |
2,2 |
2,5 |
- |
Северо-Кавказский |
0,8 |
1,3 |
-1 ,5 |
1,6 |
1,8 |
2,1 |
2,4 |
- |
Уральский |
0,7 |
1,7 |
1,4 |
1,5 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
- |
Западно-Сибирский |
0,6 |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
1,9 |
2,1 |
- |
Восточно-Сибирский |
0,5 |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
1,5 |
1,8 |
- |
- |
Дальневосточный |
0,6 |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
1,9 |
- |
- |
Таблица 2. Средние размеры земельного налога за пашни в Дальневосточном регионе[3]
Территории |
Земельный налог на 1 га площади (руб.) |
Республика Саха (Якутия) |
775 |
Приморский край |
1455 |
Хабаровский край |
1125 |
Амурская область |
890 |
Камчатская область |
720 |
Сахалинская область |
1360 |
ЕАО |
890 |
Корякский автономный округ |
- |
Чукотский автономный округ |
- |
Магаданская область |
665 |
В редакции закона РФ «О плате за землю» от 9 августа 1994 г. эти средние ставки были увеличены в 50 раз, затем в 1995 г. были увеличены еще в 2 раза для городских земель и в 1,5 раза для сельскохозяйственных земель, в 1996 г. еще увеличены в 1,5 раза и в 1997 г. – в два раза, с 1 сентября в 1998 г. – в четыре раза.
3. Плата за недра, лес, воду: экономическое назначение, формы и порядок взимания
Пользование недрами является платным. Платежи взимаются с пользователей недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.
Система платежей при пользовании недрами включает в себя:
- платежи за право пользования недрами;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- акцизный сбор;
- платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю, плату за геологическую информацию, и могут получать скидку с платежей за истощение недр.
Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Российской Федерации:
- собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
- пользователи недр, ведущие региональные геолого-географические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без нарушений целостности недр;
- пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов.
В целях стимулирования освоения месторождений, находящихся в сложных горно-геологических условиях или содержащих труднообогатительные руды, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей или получить отсрочки от уплаты этих платежей. Кроме этого органы представительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет соответствующего бюджета Федерации.
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию лицензии. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами.
Платежи за пользование недрами включают в себя платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых их добычу и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых зависят от экономико-географических условий, размера участка недр или месторождения, вида полезного ископаемого, продолжительности работ и иных факторов. Они взимаются в формах разового (бонуса), а также последующих регулярных платежей (роялти) после начала добычи. Размер разового платежа за право промышленного использования обычно составляет 0,5-1,% от стоимости полезного ископаемого в недрах или 10% от ежегодных регулярных платежей. Минимальная величина ставки платежа за поиски и оценку месторождений полезных ископаемых установлена в размере 1% договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная – 2%. При разведке месторождений полезных ископаемых размер ставки этих платежей варьирует от 3 до 5%. При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза. Платежи за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-географических, горно-технических и экономических условий освоения и степени риска на основе утвержденных предельных уровней регулярных платежей (табл. 3). Размер регулярных платежей включается в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяется как доля от себестоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами грн6ных работ. Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в том случае, если это использование осуществляется по самостоятельной лицензии в размере 25-50% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.
Таблица 3. Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых[4]
Виды полезных ископаемых |
Проценты от стоимости добытого минерального сырья |
Нефть, конденсат, природный газ |
6-16 |
Уголь, прочие сланцы и торф |
1-6 |
Черные металлы (железо, марганец, хром, ванадий) |
1-5 |
Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинку, олово, никель, кобальт, молибден, ртуть, сурьма, цирконий и т. д.) |
2-6 |
Рассеянные элементы |
4-6 |
Благородные металлы (золото, серебро, платиноиды) |
2-4 |
Алмазы и драгоценные камни |
4-8 |
Камнесамоцветное и пьезооптическое сырье |
4-6 |
Радиоактивное сырье |
2-6 |
Горнохимическое сырье (апатит, фосфор, поваренные и калийные соли, сера, барит, йод, бром, борные соли и т. д.) |
1-5 |
Горнорудное и нерудное сырье (асбест, графит, магнезит, брусит, известняки, каолины, кварц, тальк, цеолиты, слюда, краски и т. п.) |
2-5 |
Полезные пресные воды |
2-8 |
Нерудные строительные материалы (цементное сырье, облицовочные и строительные камни, пески, глины кирпичные и т. п.) |
2-4 |
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата – при аренде участков лесного фонда.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования – за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Арендная плата определяется на основе ставки лесных податей.
Минимальные ставки платы за древесину, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Не взимается плата за древесину заготовляемую при рубке промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет.
Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования.
Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.
Лесные подати не взимаются за древесину заготовленную лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при произведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования.
При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату.
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участия лесного фонда.
От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены специальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп, пенсионеры, проживающие в сельской местности, лица пострадавшие от стихийных бедствий, вынужденные переселенцы, крестьянские (фермерские) хозяйства, представители коренных малочисленных народов.
Объемы лесопользования для собственных нужд устанавливаются в соответствии с нормативами утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации – шестьдесят процентов.
В субъектах Российской Федерации в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего бюджета Российской Федерации.
Часть указанных средств, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.
Лесные подати и арендная плата, за исключением части платежей, указанной в части первой настоящей статьи, поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
Пользование водными объектами является платным, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством.
Порядок установления и взимания платы, связанным с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются Федеральным законом №71-ФЗ от 06.05.98 «О плате за пользование водными объектами», а конкретные размеры платежей устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает:
- плату за осуществление забора воды из водных объектов;
- плату за использование акватории водных объектов для лесоплава, для добычи полезных ископаемых, организационной рекреации, размещение плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
- плату за осуществление сброса сточных вод в водные объекты.
Не взимается плата при заборе воды для ликвидации стихийных бедствий, для рыбоводства и воспроизводства водно-биологических ресурсов, проведения государственного мониторинга водных объектов, для санитарных, экологических и судоходных пропусков, строительства осушительных систем на участках низовых болот и т. д.
Платежной базой в зависимости от вида пользования являются: объем воды, забранной из водного объекта; объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Ставки платы за пользование водными объектами установлены в следующих размерах:
- для плательщиков, осуществляющих забор воды из поверхностных объектов, - 30,0 – 176 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной в пределах установленных лимитов;
- для плательщиков, осуществляющих забор воды из территориального моря и внутренних морских вод, - 08, - 3,3 руб. за одну тысячу кубических метров воды;
- для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций – 0,5 – 5,0 руб. за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии;
- для плательщиков, осуществляющих сплав леса, - 320,0 – 665,0 руб. . за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой без применения судовой тяги, за каждые 100 км;
- для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых и строительных работ, - 1,3 – 7,3 рубля за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов;
- для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод, сбрасываемых в пределах установленных лимитов.
Максимальные и минимальные ставки платы по бассейнам рек, морям и экологическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.[5]
Список использованной литературы
1. Водный кодекс Российской Федерации. – М.: Норма, 2004.
2. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003.
3. Земельный кодекс Российской Федерации. – М.: Норма, 2004.
4. Лесной кодекс Российской Федерации. – М.: Норма, 2003.
5. Папенов К.В. Экономика и природопользование. – М.: МГУ, 2004.
6. Пыльнева Т.Г. Природопользование. – М.: Финансы, 2004.
7. Российская Федерация. Федеральный Закон «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2385-1
8. Российская Федерация. Федеральный Закон «О плате за землю» от 1991 г.
9. Фролов Н.М. Природопользование. Природные ресурсы и природопользование в Российской Федерации. – М.: Логос, 2004.
[1] Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003. – С. 194
[2] Российская Федерация. Федеральный Закон «О плате за землю» от 1991 г.
[3] Фролов Н.М. Природопользование. Природные ресурсы и природопользование в Российской Федерации. – М.: Логос, 2004. – С. 271
[4] Пыльнева Т.Г. Природопользование. – М.: Финансы, 2004. – С. 215
[5] Папенов К.В. Экономика и природопользование. – М.: МГУ, 2004. – С. 275