Содержание

Введение. 3

Характер в развитии личностных качеств человека. 4

Признаки и структура характера. 5

Типология характера. 7

Формирование характера. 10

Заключение. 20

Литература. 21

Введение

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. В современных условиях все больше и больше в обществе появляется асоциальных людей. При своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть реальная возможность изменить ситуацию в лучшую сторону. Поэтому актуальным является детальный анализ характера как психологического явления и этапов его формирования.

Проблемой работы тот факт, что при недостаточном исследовании явления характера невозможно будет в дальнейшем вносить какие-то коррективы в воспитательный процесс.

Следовательно, объектом работы является характер как психологическое явление, а предметом – процесс его формирования.

Цель работы – анализ характера как психологического явления, анализ его принципа, структуры, типологий, анализ его формирования.

Гипотетически, при своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть возможность повлиять на формирование характера человека.

Задачи работы – изучение научной литературы по теме, изучение признаков и структуры характера, процессов, влияющих на его формирование.

Характер в развитии личностных качеств человека.

Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, "нрав" человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Х. человека выступает в качестве основы его поведения.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. Индивидуальные особенности, образующие Х., относятся в первую очередь к воле и эмоциям, но в известной мере и к уму. Проявления Х. - комплексны и в ряде случаев практически не поддаются классификации по волевым, эмоциональным или интеллектуальным процессам. Становление Х. происходит в условиях включения личности в различные социальные группы (в семье, среди друзей и т.д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твёрдость, в другом - скрытность, конформизм, слабохарактерность. В группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности формирования и закрепления позитивных черт Х. Х. всегда многогранен. В Х. могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, а связаны воедино. Структурность Х. обнаруживается в зависимости между отдельными его чертами. Среди черт Х. некоторые выступают как основные, задающие особую направленность его проявлениям. Например, в жизни встречаются более цельные Х. и более противоречивые. Цельность Х. не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью. Некоторые черты Х. определяются направленностью личности, совместимы с определёнными моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им. Проявляясь в действиях и поступках, Х. оказывается зависимым как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении осн. жизненных целей, от самооценки и от общественного мнения и др. Важнейший момент в формировании Х. - то, как человек относится к окружающим и к самому себе. У одних людей на первый план выступает себялюбие и эгоцентризм, у других - подчинение собственных интересов интересам семейным, дружеским, групповым. Х. проявляется и в отношении человека к делу. В Х. заложена своеобразная программа типичного поведения человека в определённых обстоятельствах. Вариативность черт Х. проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты Х. достигает предельных величин, возникает акцентуация характера. Х., как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и, прежде всего, от типа нервной системы. Черты темперамента и Х. образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий индивидуальность человека. Х. - достояние личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность. Опираясь на проявления социально ценных свойств Х. воспитуемого, родители и педагоги стремятся развить и упрочить эти свойства, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами. Знание Х. учащегося - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе [3, с. 78].

Признаки и структура характера.

Отличительные признаки характера:

1. Черты характера связаны с мотивами личности.

2. Характер определяет не форму, а содержание деятельности.

3. Характер выражает мотивы:

• По отношению к различным ситуациям.

• По времени.

4. Характер формируется прижизненно.

5. Это социально-нравственное содержание черт характера.

6. Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).

Российские психологи выделяют следующую структуру характера:

1. Основная система отношения (отношения к вещам, к людям, к труду, к себе).

2. Второстепенная система отношений (отношения к природе, к искусству, к собственности, к праву и т.д.).

Структура характера по Кателу:

1. Замкнутость, общительность.

2. Интеллект.

3. Сила «Я» (эмоционально волевые проявления: выдержка, вдумчивость).

4. Доминантность, подчиненность.

5. Беспечность, осмотрительность.

6. Совестливость, приспосабливаемость.

7. Смелость, трусость.

8. Сензитивность, жестокосердость.

9. Подозрительность, доверчивость.

10. Мечтательность, практичность.

11. Хитрость (злобность), добродушие.

12. Виноватость, уверенность.

13. Радикализм, консерватизм.

14. Целенаправленность, не целенаправленность.

15. Расслабленность, энергетическая напряженность.

16. Привязанность, чувство удовлетворения [2, с. 45].

Типология характера.

Выделяют два типа характера:

I. Гармоничные. Развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное).

II. Дисгармоничные. Выделяют множество типов дисгармоничных характеров [5, с. 114]:

1. Гипертимный. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В отношениях с другими людьми проявляется недостаток чувства дистанции, стремление к лидерству. Субъекты с таким характером почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус, хорошее самочувствие, нередко хороший вид. Они склонны к чревоугодию и другим радостям жизни. Завышенная самооценка сочетается у них с веселостью, легкомыслием (поверхностные люди), деловитостью, изобретательностью, энергичностью, инициативностью. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликта. Для данных лиц характерны вспышки гнева, раздражения (особенно когда встречают противодействие или терпят неудачу). Эти люди склонны к аморальным поступкам. Они тяжело переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

2. Гипотивный (дистемический). Этот тип противоположен гипертимному. Для этого субъекта характерна серьезность, подавленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий, заниженная самооценка, неверие в будущее и низкая контактность. Данные лица домоседы, индивидуалисты. Они добросовестны, ценят друзей, обладают обостренным чувством справедливости и замедленностью мышления.

3. Циклоидный. Характеризуется сменой гипертимных и гипотивных состояний.

4. Демонстративный (истероидный). Для него характерна живость, подвижность, легкость в установлении контактов. Данный тип склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленных на приукрашивание своей персоны. Также он склонен к авантюризму, артистизму и позерству. Этот субъект стремится к лидерству, испытывает потребность в признании, постоянном внимании к своей персоне. Он жаждет власти, похвалы (перспектива остаться незамеченным гнетет его). Рассматриваемый тип отличается высокой приспособляемостью и склонностью к интригам. Его беспредельный эгоцентризм, гипертрофированная самооценка и патологическая способность к вытеснению сочетаются со способностью увлечь других людей неординарностью мышления и поступков.

5. Застревающий. Характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям. Часто страдает от мнимой несправедливости. Насторожен и недоверчив. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, мстителен. Он заносчив, честолюбив и самонадеян, в связи с чем часто бывает инициатором конфликтов. Данный тип имеет склонность к аффектам и чрезвычайно ригиден.

6. Педантичный. Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. Не конфликтен, но сильно реагирует на любое нарушение порядка. На службе бюрократичен, аккуратен, пунктуален, добросовестен. Данный субъект любит чистоту и порядок во всем. Он склонен жестко следовать плану, усидчив, не тороплив. Во взаимоотношениях уступчив.

7. Возбудимый (эпилептоидный). Данный тип недостаточно управляем. Для него характерно ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмливость, гневливость. В связи с этим, данный субъект склонен к хамству, брани, конфликтам, в которых выступает провоцирующей стороной. Он раздражителен, вспыльчив. Отличается замедленностью реакции, тяжеловесностью поступков. Никакой труд для него не привлекателен. Подобные люди равнодушны к будущему, живут настоящим, пытаясь извлечь максимум выгоды и развлечений. Для достижения своих целей они готовы подчиняться более сильному.

8. Тревожно-мнительный. Для него характерна низкая контактность и настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, охотное подчинение опеке старших. У этого типа рано формируется чувство долга, ответственности, высокие морально-этические требования. Данного субъекта также характеризует испытываемое им чувство неполноценности, обидчивость, чувственность и неумение постоять за себя. Он дружелюбен, самокритичен, исполнителен, беззащитен. Такие люди служат, как правило, «козлами отпущения» и становятся объектами шуток.

9. Экзальтированный. Способен восторгаться, восхищаться. Для него характерна улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Причины для этого могут быть ничтожны. Эти люди легко переходят к отчаянию. Они контактны, словоохотливы, влюбчивы. В конфликтах чаще активны. Альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус. В силу экзальтированности могут быть паникерами.

10. Самодостаточный (шизоидный, аутентичный). Для него характерен аутизм, отгороженность от окружающего мира. Их поступки и чувства подчиняются внутренним влияниям, поэтому могут казаться другим ненормальными, необъяснимыми. В жизни этих людей считают чудаками. В облике и манере поведения они своеобразны, индивидуальны, неуклюжи и неловки. Мышление также оригинально и своеобразно. Оно находится во власти сформированных схем и рассуждений. Жизненный опыт мало влияет на формирование этих личностей. Они не контактны, не способны чувствовать других людей, равнодушны. Их поступки могут показаться жестокими и бестактными, но объяснить эти поступки можно неумением понять другого человека, а не желанием причинить ему боль.

Формирование характера

Каково происхождение свойств характера? Чем объяснить, что не существует двух людей в мире с одинаковым характером?

Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие   тем, что люди и характер неодинаковы от природы по своим наследствен­ным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отлича­ют их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действи­тельности, однако, наследственные свойства   организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяют­ся же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями [2, с. 46].

Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении однояйцевых (гомозиготных), близ­нецов. Как уже неоднократно подчеркивалось, наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положе­нию, материальному и культурному уровню. По свойствам темпе­рамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степе­ни. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наслед­ственных свойствах организма у людей, развивавшихся и воспи­тывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лжи­выми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми — люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой — условно-рефлекторными функциональными состояниями, образу­ющимися благодаря определенной системе внешних воздействий.

Каждое свойство характера об условлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приоб­ретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспе­ченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство — все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на об­разование индивидуальных свойств характера.

В условиях весьма сложной опосредствованной   зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах — отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, на­оборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперни­чества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в мно­годетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разни­цей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличлостные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются за­метные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.

Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложив­шиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труд­нее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, неко­торые американские психологи утверждают, что свойства лично­сти предопределены на всю жизнь отношениями, которые сло­жились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и не­удовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в боль­шой степени зависят также от степени сознательности тех отно­шений личности, которыми эти свойства определяются. Наиболее сознательны те отношения личности к окружающей действи­тельности, которые складываются на основе идейной направ­ленности человека, ва основе коммунистического мировоззрения. Поэтому активным и устойчивым свойство характера становится также тогда, когда оно мотивировано коммунистическими соз­нательными взглядами и убеждениями.

Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеж­дениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Источник силы и стойкости харак­тера советских людей, так поразивших мир в годы гражданской и Великой Отечественной войн — в коммунистическом мировоззре­нии. Поэтому юношеский возраст, когда становление сознатель­ных взглядов и убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.

Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в со­вершенно различных индивидуальных действиях. Например, доб­росовестное коммунистическое отношение к труду у одного чело­века выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой с таким же добросовестным коммунистическим отношени­ем к труду работает размеренно, спокойно.

В каких именно индивидуально-своеобразных способах дей­ствия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные усло­вия и обусловленные ими социально-типичные отношения лично­сти определяют совершенно разные индивидуально-своеобраз­ные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуаль­ные качественные особенности психики возможны при различ­ном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывисты­ми или плавными в движениях могут быть люди и добросовест­ные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качествен­ные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.

Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеет и темперамент Взаимосвязь характера и тем­перамента определяется физиологической основой того и друго­го. Мы видели, что тип нервной системы влияет на индивиду­ально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа тем­перамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темпера­мента определенные характерные способы действия могут воз­никать и прекращаться быстро или медленно, легко или с тру­дом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуж­дениях. Так, было показано, что при наличии стремления к об­щению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими пережи­ваниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сан­гвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протека­нии внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера.

Роль типа темперамента сказывается еще и иначе. Мы ви­дели, что свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию определенной си­стемы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характе­ра, например пассивно-оборонительных или агрессивных. Соот­ветственно этому и свойства темперамента могут благоприят­ствовать или противодействовать развитию определенной систе­мы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных условиях меланхолику легче стать трусом, чем холерику. Но при благоприятных условиях, наоборот, холерику легче стать храб­рым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость или трусость, как и другие черты характера.

Социальные условия развития и воспитания и их взаимоотношение с наследственными индивидуальными особенностями психики определяют свойства характера не прямо и непосредственно, а через посред­ство деятельности. В зависимости от действий и поступков чело­века при одних и тех же социальных условиях и наследственных особенностях возникают разные свойства характера. С наиболь­шей очевидностью это обнаруживается при изучении развития и формирования характера у гомозиготных близнецов, воспиты­вающихся в родной семье.

В исследованиях обнаружено, что гомозиготные близнецы, воспитывающиеся в родной семье, гораздо более отличаются друг от друга по характеру, чем в том случае, если они были взяты на воспитание в разные семьи. Объясняется это тем, что когда близнецы растут вместе, то постоянное общение порой с необхо­димостью требует от них различных поступков. Если один из них проявляет инициативу, то второй принужден следовать за ним. Если один из них помогает другому, то другой принимает эту помощь. Именно это различие в действиях и поступках близне­цов порождает у них разные свойства характера. Между тем если близнецы воспитываются в разных семьях, они не зависят друг от друга в своих действиях и поступках. Благодаря одинако­вости наследственных задатков они склонны в одинаковых об­стоятельствах совершать одинаковые поступки. Поэтому у них обнаруживается большее сходство в свойствах характера. Сле­довательно, различия в характере гомозиготных близнецов формируются в зависимости от различия в их действиях и поступках.

У гомозиготных близнецов различие действий и поступков зависит от случайных обстоятельств. Поэтому и различия в ха­рактере гомозиготных близнецов, воспитывавшихся в родной семье, весьма незначительны. Но если взять детей вообще, то различия в условиях их развития и воспитания бесконечно раз­нообразны. Различны общественные условия школы, класса, семьи, друзья и товарищи, история жизни. Поэтому так же беско­нечно разнообразны действия и поступки детей и порождаемые ими различия в характере.

Таким образом, развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков.

Своеобразие активной деятельности ребенка определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность — сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения детей в игре. Уже в старшем дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения и дидактические за­нятия. В школе формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной деятельности, а затем — все в боль­шей степени и в труде на пришкольном участке, и в учебных мастерских, в общественной деятельности пионерской и комсо­мольской организаций. Наконец, у взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании харак­тера.

Роль активной деятельности в формировании характера за­ключается в том, что именно в ней образуются те индивидуаль­но-своеобразные способы действия, в которых выражается харак­тер. Но для того чтобы примененные человеком действия в про­цессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автома­тизмами. Автоматизм способов действия — необходимое следст­вие физиологической основы характера — условнорефлекторного функционального состояния, связанного с образованием опреде­ленного динамического стереотипа. Благодаря этому в крити­ческих условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возника­ют без предварительного размышления и без колебаний. Человек бросается в воду, чтобы спасти утопающего, подвергает себя смертельному риску, чтобы предотвратить аварию.

Как образуются такие автоматизмы способов действия? Мож­но наблюдать несколько различных психологических механизмов таких автоматизмов. Одни из них — привычки. Трудолюбие как черта характера невозможно без привычки к труду. Чистоплот­ность невозможна без соответствующих привычек поведе­ния. Привычки образуются в результате многократного по­вторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важ­нейших условий формирования свойств характера — это повтор­ное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках.

Однако привычки только тогда становятся основой опреде­ленных свойств характера, если они образуются и проявляются при соответствующем сознательном отношении личности. Так, систематически заставляя ребенка работать, наказывая его каж­дый раз, когда он не выполнит работы, можно воспитать у него привычку к труду. Но если труд для ребенка тягостен, если труд не доставляет ребенку радости, если он не видит смысла в труде, то, несмотря на привычку к труду, мы не сможем воспитать у ре­бенка трудолюбия как черты характера.

Другой источник автоматизмов способов действия — подражание. Значение подражания в формировании характера в большой степени объясняется влиянием выразительных действий и дви­жений на эмоциональные переживания человека. Гораздо труднее испытывать озлобленность и недоброжелатель­ство к людям, когда приветливо им улыбаешься. И наоборот, гораздо труднее испытывать симпатию и доброжелательство, ес­ли грубо и неприветливо разговариваешь с ними. Поэтому если ребенок путем внешнего подражания перенимает жесты, выра­жение лица, интонации голоса доброго, отзывчивого человека, ес­ли благодаря подражанию такие выразительные движения и жесты становятся привычными, то тем самым изменяется внутренний строй переживаний, определяющих действия человека. Но именно потому, что на основе чисто внешнего подражания образуются только автоматизмы действия, подражание не может играть главной и решающей роли в развитии и воспитании харак­тера. Подражание только тогда становится условием развития свойств характера, когда оно мотивировано определенным отно­шением личности к вызывающему подражание образцу поведе­ния. Хорошо известно, какие значительные изменения происходят в развитии характера благодаря подражанию любимому учите­лю, или кому-либо из старших, или литературному герою, или историческому деятелю. Так, в развитии характера Николая Островского большое значение имело сознательное подражание Оводу — герою романа Войнич.

Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая, как показано выше,   выступает   в качестве  целост­ного психического состояния, предрасполагающего к определен­ному направлению деятельности. Это предрасположение прояв­ляется автоматически, помимо сознания. Если установка возни­кает после нескольких повторных ситуаций, она  называется фиксированной.

В отличие от привычек установка — это готовность не только к определенным движениям и действиям, но и к определенным образам восприятия, памяти и воображения, к определенным по­нятиям и мыслям, к определенным эмоциональным и волевым реакциям.

Зависимость происхождения свойств характера от образова­ния установки выяснена в исследованиях советского психолога В. Г. Норакидзе. Он установил, что определенным свойствам характера соответствуют качественные особенности установки, проявляющиеся при лабораторном испытании зрительного, осязательного и двигательного восприятия величины, формы, тя­жести и т. п. Так, у людей с целостным, гармоническим харак­тером фиксированная установка образуется быстро. Наоборот, у людей с неустойчивым и противоречивым характером, дейст­вия и поступки которых импульсивны и зависят от случайной обстановки, фиксированная установка часто вовсе не образуется или проявляется лишь один-два раза и быстро исчезает. Обра­зование установок, так же как и других автоматизмов, только тогда приводит к возникновению свойств характера, когда оно связано с определенным сознательным отношением личности. Образование установок происходит иначе, чем образование при­вычек. Установки возникают не только после предшествовавших неоднократных повторений какой-либо деятельности, но и в ре­зультате один раз пережитой ситуации, сопровождавшейся силь­ными и глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому изменения в характере нередко вызываются резкими изменения­ми жизненных условий и происходят сразу путем перелома.

В связи с этим особое значение в происхождении свойств характера приобретают конфликтные ситуации. В исследованиях  было установлено, какие глубокие, длительные и устойчивые измене­ния характера происходят благодаря   конфлик­там, пережитым в детстве, например когда при переходе в дру­гую школу резко изменяется отношение к ребенку или когда он сталкивается с противоположными требованиями, предъявляемы­ми, с одной стороны, семьей, а с другой — школой. Характер не только яснее всего обнаруживается в трудных, критических об­стоятельствах, но и формируется в них.

Свойства характера развиваются и воспитываются не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни человека. Так, в одном из исследований показано, что в возрасте от 25 до 55 лет 73 процента опрошенных людей замечали изменения в своем характере. В юношеском возрасте и у взрослых людей решающую роль при этом играет поступок, совершаемый в критиче­ских обстоятельствах. Так, изучались изменения характера, про­исходившие в результате тяжелого потрясения. При совершенно одинаковых внешних обстоятельствах, например наступлении инвалидности, перенесенной тяжелой несправедливости, у раз­ных людей наблюдались изменения характера в совершенно про­тивоположном направлении. Одни в таких обстоятельствах озлоблялись, замыкались, опускались на более низкий мораль­ный уровень. Другие, наоборот, становились мягче, отзывчивее, повышался уровень их активности и расширялись интересы.

Эти различия зависели от того, какой выход из конфликтной ситуации находил человек, на какой поступок он решался: на поступок, отчуждающий его от людей и коллектива, или, наобо­рот, служащий на пользу людям и коллективу, сближающий с ними.

Разумеется, поступок человека в критических обстоятельствах, прежде всего, зависит от всего предшествующего развития и воспитания. Однако даже при наиболее благоприятных усло­виях развития и воспитания в зависимости от бесконечного мно­гообразия сочетаний внешних и внутренних условий один и тот же человек может решиться на существенно различные поступки.

Формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяже­нии всей своей жизни. Воспитание характера невозможно без самовоспитания [5, с. 67].

Заключение

Анализ литературы показал, что:

·        Черты характера связаны с мотивами личности.

·        Характер определяет не форму, а содержание деятельности.

·        Характер формируется прижизненно.

·        Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).

По типам характер делится на гармоничный и дисгармоничный. В первом случае развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное). Во втором же наблюдаются девиации в поведении людей.

Исходя из этого можно сказать, что характер формируется неравномерно в течение жизни человека. На ранних стадиях развития человека на формирование характера можно оказать большее влияние, чем на поздних. Но, как факт, это влияние может быть уместным и на взрослого человека. И при том, что формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяже­нии всей своей жизни, актуально в дальнейшем исследовать проблему самовоспитания человека в процессе формирования характера.

Литература

1.     Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн; Пер. с англ. Поле Е.В. - М.: Компания ПАНИ, 1996.- 319 с.

2.     Бурно М.Е. О характерах людей. /М.Е. Бурно. - М.:, 2003.- 105 с.

3.     Бороздина Л.В. Психология характера: Ист. очерк: Учебник /Л.В. Бороздина. - М.: Изд-во МГУ, 1997-Ч. 1. - 218 с.

4.     Психология и психоанализ характера: Хрестоматия /[Ред.-сост. Райгородский Д.Я.]. - Самара: Бахрах, 1997.- 639 с.

5.     Семенов В.Д. Психология характера. – М.: Мысль, 2004. – 347 с.