Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли................................. 5

1.1 Основные аспекты внешней торговли...................................................... 5

1.2 Особенности внешней торговли России................................................... 9

1.3 Регулирование внешнеторговой политики............................................. 16

Глава 2 Анализ внешнеторговых отношений России.................................. 26

2.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России..... 26

2.2 Современные направления внешнеторговой политики России............ 30

Заключение.................................................................................................... 41

Список использованной литературы............................................................ 43

Приложения................................................................................................... 44

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику

Внешнеторговая политика – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России.

Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:

-    раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;

-    определить виды политики;

-    проанализировать регулирование внешнеторговой политики;

-    охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли

1.1 Основные аспекты внешней торговли

Внешняя торговля характеризуется объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.

В экспорт (импорт) включаются товары, вывоз (ввоз) которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны, в том числе:

-    немонетарное золото и серебро, которое не выступает в качестве платежного средства;

-    товары, поставляемые в счет взносов в Фонд технической помощи ООН, в качестве даров, безвозмездной помощи и т.п.;

-    товары военного назначения;

-    электрическая энергия, вода, поставки товаров по трубопроводам (нефть, газ);

-    бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы, проданные для иностранных судов, самолетов и грузовых автомобилей и соответственно купленные для отечественных судов, самолетов и грузовых автомобилей за границей;

-    реэкспортные товары с завозом в страну;

-    улов рыбы и других морских продуктов, проданных (купленных в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессии-договора, заключенного государством на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных угодий и т.п.);

-    ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении (учитываются по их коммерческой стоимости);

-    товары, вывезенные (ввезенные) с целью их переработки;

-    товары, купленные по контрактам организаций данной страны, осуществляющих экспортно-импортные операции, для потребления организациями за границей и, соответственно, товары, проданные по контрактам для потребления иностранными организациями в стране;

Не включаются в экспорт (импорт):

-    монетарное золото;

-    ценные бумаги, банкноты и монеты, находящиеся в обращении;

-    транзит иностранных товаров через территорию страны;

-    реэкспортные товары без завоза в страну;

-    товары, вывозимые и соответственно ввозимые временно, временный вывоз и ввоз животных для участия на скачках, бегах и т.д.;

-    улов рыбы и других морских продуктов, который был произведен в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий);

-    личный багаж пассажиров, предметы (служебные и личные), предназначенные для посольств, дипломатических миссий, консульств, торгпредств и других организаций за границей;

-    транспортные средства и оборудование, отправляемые для ремонта и возвращаемые после ремонта;

-    товары, изготовленные для экспорта, но проданные отечественным организациям на имеющиеся у них собственные валютные средства;

-    услуги материального и нематериального характера;

-    товары, продаваемые (покупаемые) внутри страны совместными предприятиями и организациями;[1]

Учет экспорта и импорта товаров при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках ведется:

-    по экспорту - по дате разрешения на выпуск через границу, проставленной на штемпеле грузовой таможенной декларации территориальной таможней;

-    по импорту - по дате разрешения таможни на грузовой таможенной декларации на выпуск груза для внутреннего потребления;

-    датой экспорта или импорта товаров, поставляемых трубопроводным транспортом, а также электроэнергии принимается дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничных или иных контрольно-распределительных пунктах трубопровода или электропровода;

-    товары, приобретенные за границей и сданные своим организациям для потребления на месте, засчитываются в импорт по моменту перехода права собственности, оформленного приемо-сдаточным актом;

-    товары, отправленные и полученные на консигнацию, а также на арендованные склады, ярмарки, выставки и в демонстрационные залы, засчитываются в экспорт или импорт после их продажи или закупки;

-    при отправках товаров по почте - по дате почтовой квитанции.

Учет экспорта и импорта товаров производится:

-    экспортируемых - по ценам ФОБ или франко-граница страны экспортера;

-    импортируемых - по ценам СИФ или франко-граница страны импортера;

ФОБ (свободно на борту) - условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

СИФ (стоимость, страхование, фрахт) - условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара (до границы страны импортера).

Поставка товаров может осуществляться без оплаты. В подобных случаях оценка экспорта (импорта) товаров осуществляется по ценам товаров на рынках соответствующих стран или по ценам на одноименные товары, по которым осуществляются экспортно-импортные операции на коммерческой основе.

Для целей международной сопоставимости рекомендуется максимально широко, наряду со специфической единицей измерения, использовать весовые единицы измерения. Это дает возможность при существенных различиях в единицах измерения, используемых в различных странах по одним и тем же товарам, получать единообразную количественную информацию.

Товары, для измерения количества которых принимаются меры веса, учитываются по весу нетто.

В качестве классификатора товаров, обращающихся во внешней торговле, применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности построена на базе шестизначной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и восьмизначной комбинированной номенклатуры Европейского Экономического Сообщества (КН ЕС), являющейся детализированной номенклатурой ГС для стран ЕС.

К операциям, учитываемым отдельно, относится внешнеэкономическая деятельность по экспорту и импорту услуг, как материального, так и нематериального характера, включая услуги по разработке технической документации и другие инженерно-технические работы (услуги), относящиеся к комплектному оборудованию и строительной продукции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ сбор, разработку и публикацию данных по внешней торговле осуществляет, как и во многих странах мира, Государственный таможенный комитет России на основе сведений, содержащихся в грузовых таможенных декларациях (ГТД). Грузовые таможенные декларации представляются всеми участниками внешнеэкономических связей, имеются некоторые исключения для физических лиц, которые сводятся к следующему: не составляются грузовые таможенные декларации на ввозимые физическими лицами товары стоимостью до 10 тыс. долларов и весом до 200 кг, но при этом товары стоимостью до 1 тыс. долларов и весом до 50 кг считаются личным имуществом, а остальная часть товарного массива в пределах указанной нормы считается ввезенной (вывезенной) для некоммерческих целей с заполнением на нее таможенного приходного ордера и уплатой таможенной пошлины. Но этот товарный массив ГТК не включает в данные по внешней торговле.

Другим немаловажным аспектом в разработке данных по внешней торговле является невключение в итоги таможенной статистики сведений об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенной границы (бункерное топливо) и товары, приобретенный российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах.

1.2 Особенности внешней торговли России

В 2009 году внешнеэкономический комплекс оставался динамичным сектором национального хозяйства, стимулирующим рост российской экономики и обеспечивающим решение важных социально-экономических задач.

Активная экспортная деятельность российских компаний стимулировала промышленный рост, в первую очередь в топливно-энергетической отрасли, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В общем, объеме реализации продукции промышленности (с учетом расходов на транспортировку и торговой наценки) поставки на экспорт занимают порядка 30%.

За счет импорта обеспечивалась значительная часть внутреннего спроса в инвестиционных и потребительских товарах.

Развитие внешнеторгового оборота России в 2009 году характеризовалось в основном положительными тенденциями - благоприятная конъюнктура на мировом рынке важнейших товаров российского сырьевого экспорта, повышение внутреннего платежного спроса, рост инвестиций и реальных доходов населения продолжали оказывать влияние на увеличение внешнеторгового оборота.

По данным таможенной статистики в январе 2009 года внешнеторговый оборот России составил 47,5 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2008 года увеличился на 51,9%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 40,8 млрд. долларов США (рост на 54,9%), со странами СНГ - 6,7 млрд. долларов США (рост на 36,2%).

Сальдо торгового баланса в январе 2009 года сложилось положительное и составило 19,9 млрд. долларов США против 11,5 млрд. долларов США в январе 2008 года.

Экспорт России в январе 2009 года составил 33,7 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличился на 57,7%. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 29,2 млрд. долларов США (рост по сравнению с январем 2008 года на 59,4%), в страны СНГ - 4,5 млрд. долларов США (рост на 47,3%).

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2009 года составил 75,1% от всего объема экспорта в эти страны (в январе 2008 года - 71,2%), металлов и изделий из них - 11,8% (14,3%), продукции химической промышленности - 4,9% (5,5%), машин и оборудования - 2,0% (1,8%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 2,4% (3,0%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 1,2% (1,1%).

В январе 2009 года экспорт нефти сырой составил 17,8 млн. тонн, что на 1,0% выше уровня поставок января 2008 года. Средняя контрактная цена на нефть сырую в январе 2009 года составила 636,7 долл. США/т, что на 68,1% выше чем в январе 2008 года. В январе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья:

-    нефтепродуктов на 6,4%, в том числе мазута - на 20,1%,

-    газа природного - на 31,7%,

-    угля каменного - на 42,4%,

-    кокса и полукокса - в 2,5 раза.

-    Снизились физические объемы экспорта:

-    бензина автомобильного - на 24,7%,

-    керосина, топлива реактивного - на 67,2%,

-    дизельного топлива - на 3,5%.

В экспорте товаров металлургической промышленности произошел рост физических объемов вывоза ферросплавов на 18,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 11,6%, никеля необработанного - на 45,8%, алюминия необработанного - в 2,0 раза; снизились физические объемы экспорта чугуна на 41,7% по сравнению с январем 2008 года, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 3,3%, меди рафинированной - на 8,1%.

Среди товаров химической промышленности в январе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года наблюдался рост экспорта (физические объемы) метанола на 5,2%, удобрений - на 6,9%, пластмассы и изделий из нее - на 51,4%.

Среди продукции машиностроительной промышленности в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года наблюдался рост экспорта (физические объемы) средств наземного транспорта: автомобилей легковых - в 12,2 раза, автомобилей грузовых - в 2,6 раза.

В январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года наблюдается рост физических объемов экспорта товаров лесопромышленного комплекса практически по всем основным товарным позициям. Так экспорт необработанных лесоматериалов возрос на 5,1%, пиломатериалов - на 7,1%, фанеры - на 2,4%, целлюлозы древесной - на 17,3%, бумаги газетной - на 32,1%.

В экспорте продовольствия и с/х сырья в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года наблюдался рост поставок пшеницы на 69,9%, молока и сливок - в 3,7 раза; в то же время произошло снижение поставок ячменя - на 92,4%, ржи на 68,1%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2009 года доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 45,8% от всего объема экспорта в эти страны (в январе прошлого года - 52,6%), машин и оборудования - 18,9% (14,5%), металлов и изделий из них - 12,2% (12,1%), продукции химической промышленности - 9,2% (7,5%), продовольствия и сельскохозяйственного сырья - 6,0% (5,4%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 4,5% (4,1%).

В январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года физические объемы поставок нефти сырой снизились на 25,8%, при росте средней контрактной цены на 56,4%. По сравнению с январем 2008 года возрос экспорт (физические объемы):

-    угля каменного - на 1,8%,

-    нефтепродуктов - на 11,6%, в том числе бензина автомобильного - на 20,1%, дизельного топлива - в 2,0 раза,

-    электроэнергии - на 42,1%.

-    В то же время снизились физические объемы экспорта:

-    керосина, топлива реактивного - на 53,0%,

-    мазута - на 76,1%,

-    газа природного - на 44,7%,

-    кокса и полукокса - на 42,1%.

По сравнению с январем 2008 года стоимостные объемы экспорта машин и оборудования выросли на 61,7%, а их удельный вес в общих объемах экспорта в страны СНГ увеличился на 4,4 процентных пункта.

Среди товаров металлургической промышленности в январе 2009 года наблюдается рост экспорта в страны СНГ практически по всем основным товарным позициям. Так экспорт (физические объемы) чугуна возрос на 41,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 52,0%, проката плоского - на 78,3%, меди - на 16,3%.

Стоимостной объем экспорта продукции химической промышленности по сравнению с январем 2008 возрос на 52,5%. Экспорт удобрений возрос в физическом выражении в 2 раза, в стоимостном в 3,9 раз.

В экспорте продовольствия и с/х сырья в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года наблюдается рост поставок (физические объемы) масла подсолнечного, сафлорового или хлопкового на 79,2%, мяса птицы - в 4,7 раза, молока и сливок сгущенного - на 58,5%, сыров и творога - на 24,5%.

Стоимостной объем экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий по сравнению с январем 2008 года возрос на 36,6%. Экспорт (физические объемы) необработанных лесоматериалов возрос на 65,9%, пиломатериалов - на 8,3%, целлюлозы древесной - на 13,8%, бумаги газетной - на 7,6%.

Импорт России в январе 2009 года составил 13,7 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2008 года вырос на 39,5%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 11,6 млрд. долларов США (рост на 44,5%), из стран СНГ - 2,1 млрд. долларов США (рост на 17,6%).

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля машин и оборудования составила 52,9% (в январе 2008 года - 49,6%), продовольственных товаров и сырья для их производства - 14,7% (18,3%), продукции химической промышленности - 13,8% (14,1%), металлов и изделий из них - 5,2% (5,9%), текстиля и обуви - 5,2% (4,3%).

Рост импорта из стран дальнего зарубежья наблюдается по всем основным укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт машиностроительной продукции увеличился по сравнению с январем 2008 года на 54,1%. Доля механического оборудования в импорте продукции машиностроения в январе 2009 года составила 33,6%, электрического оборудования - 23,7%, средств наземного транспорта - 35,5%. Физический объем импортных поставок легковых автомобилей по сравнению с январем 2008 года увеличился на 50,5%, грузовых автомобилей - на 10,5%.

Стоимостной объем импортных поставок продовольствия и с/х сырья в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года увеличился на 16,2%.

По сравнению с январем 2008 года увеличился физический объем поставок:

-    говядины на 3,8%;

-    свинины на 8,6%;

-    мяса птицы на 14,0%

-    рыбы свежей и мороженой на 12,2%

-    молока и сливок несгущенных 40,3%

-    сыров и творога на 5,1%

-    цитрусовых плодов на 12,2%

-    ячменя в 4,2 раза.

Среди поставок продукции химической промышленности в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года увеличились поставки (физические объемы) парфюмерно-косметических средств на 12,7%, пластмассы и изделий из нее - на 11,3%, медикаментов на 43,1%.

Импорт одежды по сравнению с январем 2008 года увеличился в физическом выражении в 1,8 раза, в стоимостном - в 1,84 раза; обуви - в 2,2 раза и 2,0 раза соответственно.

В импорте из стран СНГ выросли закупки (физические объемы) сыров и творога - на 20,7%, пшеницы - на 6,3%, угля каменного - на 33,1%, пластмассы и изделий из них - на 19,4%, текстиля и обуви - на 26,9%. Снизились поставки (физические объемы) древесины и изделий из нее - на 3,2%, черных металлов - на 22,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 5,1%, труб - на 36,6%, автомобилей легковых - на 16,0%, автомобилей грузовых - на 58,0%. В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский Союз. На его долю в январе 2009 года приходилось 55,2% российского товарооборота (в январе 2008 года - 53,7%). На страны СНГ в январе 2009 года приходилось 14,0% российского товарооборота (в январе 2008 года - 15,7%), на страны ЕврАзЭС - 8,3% (8,4%), на страны АТЭС - 18,8% (17,2%).

Основными торговыми партнерами России в январе 2009 года среди стран дальнего зарубежья являлись Нидерланды, товарооборот с которыми составил 4,5 млрд. долларов США (158,5% к январю 2008 года), Германия - 4,4 млрд. долл. США (148,0%), Италия - 4,2 млрд. долл. США (156,6%), Китай - 3,7 млрд. долл. США (169,8%), Турция - 2,2 млрд. долл. США (161,4%), Польша - 1,9 млрд. долл. США (172,1%), Япония - 1,6 млрд. долл. США (168,6%), Франция - 1,4 млрд. долл. США (190,6%), Финляндия - 1,4 млрд. долл. США (178,9%), Соединенное королевство - 1,3 млрд. долл. США (155,5%).

Итак, товарная структура отечественной внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой её внешней торговли в фактических ценах, составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции - примерно 2%. В российском импорте - непомерно высока для страны, в которой 11% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве, доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (примерно 1/5).

1.3 Регулирование внешнеторговой политики

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин[2].

Таможенная пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим направлениям.

По направлению движения товара пошлины бывают:

импортные - наиболее часто встречаются, применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных и политических целей.

экспортные - препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки, применяются значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях.

транзитные - применяются очень редко.

По способу установления пошлины бывают:

адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от цены товара. Оценка стоимости импортных товаров производится в соответствии с Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%).

специфические - устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения;

комбинированные (смешанные) - устанавливаются двумя способами, отмеченными выше.

Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Дискриминационные пошлины. Их уровень выше ставок первой колонки. Среди них моно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые пошлины.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин и устанавливаются с целью противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

Согласно положениям ГАТТ/ВТО демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Номинальная стоимость - это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения.[3]

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические фрукты в Европе). Они не могут расти безгранично, т.к доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Поэтому, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для защиты национальной промышленности от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное их применение моет привести к застою в производстве, т.к. из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, т.к они способствуют демпингу и экспорту капитала.

Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:

Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;

Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие, которых зачастую приводит именно к этому результату.

Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:

Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.

Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).

Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.

Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.

Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.

Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.

Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т. ч. качества и безопасности.

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.

Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Например, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.

Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. "Добровольность" в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. Объем экспорта устанавливается по отдельным видам товара на определенный период. К началу 90-х гг. около 10% импорта промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о "добровольном" ограничении экспорта.

Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.

Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.

Основными видами лицензий являются:

а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;

б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.

Политика той или иной страны в области ценообразования может быть направлена на поддержание внутренних цен на относительно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенсационные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внутренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, которые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сборов их величина зависит от внутренней цены, т.е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае компенсационный сбор - функцией внутренней цены. Почти автоматическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.

Импортные депозиты - это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете - к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты применяются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта. Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые технические требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества.[4]

К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, г. е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.

Государство может устанавливать валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом "обхода" являются клиринговые соглашения, встречная торговля.

Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:

выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;

возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;

финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.:

косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:

налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);

государственное кредитование (государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т.д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США - экспортно-импортный банк, в Великобритании - Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.

Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.

Субсидии являются таким же существенным элементом протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются для защиты отечественной продукции на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем секторе экономики, то экспортные субсидии - на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих с импортом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость выпуска экспортной продукции превышает доход от экспортных продаж. Кроме того, поскольку при предоставлении экспортных субсидий увеличивается отток товаров с внутреннего рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требуются для финансирования экспортных субсидий. В то же время экспортные субсидии способствуют стабилизации внутреннего рынка и могут улучшить положение страны в международной торговле.

Глава 2 Анализ внешнеторговых отношений России

2.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России

Одна тенденция - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:[5]

-    масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;

-    организационно-технологический - качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;

-    научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

-    социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

-    политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР.

Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля.

Внешнеторговый баланс - разница экспорта и импорта товаров. Если экспорт превышает импорт, то образуется положительное сальдо внешнеторгового баланса или внешнеторговый профицит. Если импорт превышает экспорт, то возникает отрицательное сальдо внешнеторгового баланса или внешнеторговый дефицит. В России экспорт традиционно превышает импорт за счет масштабных экспортных поставок газа, нефти и металлов. Соответственно, сальдо торгового баланса РФ сильно зависимо от мировых цен на данные сырьевые группы товаров.

Внешнеторговый оборот - сумма стоимостей экспорта и импорта того или иного государства либо группы стран за определенный период времени, например, за год, квартал, месяц.

Оценка внешнеторгового оборота имеет чрезвычайно важное значение в статистике внешней торговли, поскольку на ее базе рассчитываются средние цены, сальдо торгового баланса, эффективность внешней торговли в целом, коэффициент эластичности и т.п. Внешнеторговый дефицит рассчитывается в текущих ценах рынка, в т. ч. в ценах соответствующих лет, а также в постоянных ценах, которые, в свою очередь, позволяют в ходе анализа динамики внешнеторгового оборота и его структуры нейтрализовать влияние колебания цен.

Для финансовой оценки состояния внешней торговли России большой интерес представляет анализ ее балансирования по группам стран и по отдельным государствам. Возьмем, к примеру, российские торговые связи с определенными объединениями стран.

Сделаем необходимое уточнение странового состава каждой из указанных групп.

Так, членами СНГ являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Участниками Европейского Союза (ЕС) в настоящее время считаются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.

В группу стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) входят: страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, Турция, США и Япония.

Членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) являются: Алжир, Ливия, Ирак, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Нигерия, Габон, Иран, Индонезия, Венесуэла и Эквадор.

К странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) относятся: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Югославия.

В группу стран Прибалтики включаются: Латвия, Литва и Эстония.

По данным таможенной статистике за прошедшие пять лет сальдо торгового баланса оставалось положительным. В 2006 году сальдо торгового баланса составляло 118,4 млрд. долларов США. Сумма экспорта в данном году составляла 243,8 млрд. долларов США, а сумма импорта - 125,4 млрд. долларов США. Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса в 2006 году составляло 106,7 млрд. долларов США; со странами СНГ сальдо торгового баланса было равно 11,7 млрд. долларов США. В 2007 году данные статистические показатели значительно выросли по сравнению с 2006 годом. Сальдо торгового баланса в 2007 году уже составляло 139,2 млрд. долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья сальдо составляло 120,4 млрд. долларов США, со странами СНГ данный показатель уже равен 18,8 млрд. долларов США. В 2009 году показатели внешней торговли по сравнению с 2008 годом несколько сократились. Так, в 2009 году сальдо торгового баланса составляла 132,1 млрд. долларов США, что на 7,1 млрд. долларов ниже, чем в 2008 году. Сальдо России со странами дальнего зарубежья составляло 110,3 млрд. долларов США, со странами СНГ - 21,9 млрд. долларов США.

В январе 2010г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 30,0 млрд. долларов США (59,8% к январю 2009г), в том числе экспорт - 19,7 млрд. долларов (57,0%), импорт - 10,3 млрд. долларов (65,9%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 9,4 млрд. долларов США (в январе 2009г. - 18,9 млрд. долларов).

http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/Image2280.gif

Рис. 1. Динамика экспорта и импорта РФ

2.2 Современные направления внешнеторговой политики России

Современное состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.

Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

Обеспечение активного участия России в международном разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.

Реализация стратегии внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.

Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.

Второе - использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целью:

• модернизации и расширения производственного аппарата России;

• сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;

• исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;

• обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;

• рационального использования природных ресурсов страны.

Третье - определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.

Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.

Преобразования в экономике страны. Исходным и основным элементом реализации внешнеторговой стратегии является создание рыночного механизма функционирования как экономики в целом, так и механизма внешнеторговой деятельности, который позволяет добиться высокой эффективности на макро - и микроуровне и вызывает у хозяйствующих субъектов способность к быстрой реакции на внутренние и внешние экономические процессы и готовность к решительным действиям. Все это повлечет за собой повышение роли рынка, товарно-денежных отношений, демонополизацию, полную самостоятельность производителей. Такой механизм должен стать результатом проводимых в России реформ.

Развитие импорта. Без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

Таким образом, с одной стороны, во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию без импорта товаров, а с другой - полагаться только на внутреннюю конкуренцию - значит ограничивать воздействие на экономику стимулов развития научно-технического прогресса, связанных с мировым рынком.

Для Российской Федерации импорт - это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового оператора, так и относительно всех сфер экономики России.

Импортная политика должна быть ориентирована только на решение долгосрочных задач, способствовать ускоренному развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного производства товаров, то есть приобретаемое оборудование и приборы должны быть последних поколений. Отдавая приоритет импорту оборудования и технологиям для развития и модернизации отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса при сокращении импорта общетехнического оборудования, Россия имеет возможность преодолеть сложившуюся нерациональную зависимость этих отраслей экономики от внешних рынков, обеспечить их технико-экономическую неуязвимость, в частности продовольственную зависимость, постепенное сокращение закупок продуктов питания. Что касается импорта непродовольственных товаров народного потребления, то спрос на них в основном должна удовлетворять отечественная промышленность. Импорт данной группы товаров должен использоваться в основном для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.

Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной деятельности в условиях полной ответственности производителей за принимаемые ими решения.

Селективная роль импорта не заканчивается на этапе реализации стратегии внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики Российской Федерации. По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.

Экспортная специализация страны. Определение экспортной специализации страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии внешнеторговой деятельности.

Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом определенных действий государства на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной деятельности производителей.

Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство не должно пассивно воспринимать самоопределение формирования структуры экспортной специализации, а с другой - она не может быть исключительно результатом действий, предпринятых самостоятельно производителями.

При этом роль государства в развитии экспорта должна заключаться в постоянном поиске и выявлении производств, выделяемых мировым и внутренним рынками, и оказании им различных видов услуг и помощи.

Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку отсталых производств, а на структурную перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей для себя выгодой.

Создавая необходимые условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе - зерно), производство потребительских товаров.

Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом рынке, и их целесообразнее ориентировать на увеличение экспортной продукции. Для России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной программе развития экспорта, который в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере.

В связи с этим для достижения поставленных целей государство должно способствовать развитию менее экономически выгодного экспорта отдельных сфер экономики. К числу таких отраслей на данном этапе развития экономики можно отнести заготовительную и производственную деятельность агропромышленного сектора; стимулирование данных сфер даст им в перспективе реальную возможность пробиться на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, а государству - расширить ассортимент экспортной продукции. При этом, безусловно, стимулируемая сфера должна иметь собственные реальные шансы выхода на мировой рынок.

Определение структуры экспортной специализации является результатом длительного процесса, выражающегося в нарастающем эффекте всей стратегии внешнеторговой деятельности, а не является результатом единовременного решения, принимаемого в начале реализации. Экспортная специализация страны станет итогом определенных действий государства, основу которого составят результаты самостоятельной хозяйственной деятельности производственных единиц.

Географический аспект. В период реализации стратегии внешнеторговой деятельности должен быть решен и географический аспект. России целесообразнее отдать приоритет странам ближнего зарубежья, так как существует реальная возможность более глубокой интеграции в рамках Содружества. На это нацелена Концепция экономического развития Содружества Независимых Государств, которая, по существу, является долгосрочной программой совместных действий по экономическому союзу. Реализация ее позволит получить значительный эффект от использования объединенных возможностей, укрепить технико-экономическую неуязвимость членов СНГ от промышленно развитых стран.

Образование взаимовыгодного общего рынка обеспечит углубленное взаимодействие между национальными экономиками стран ближнего зарубежья на основе свободного перемещения товаров между странами в результате непосредственных договоренностей между их производителями и потребителями. Создание условий для сотрудничества на хозяйственном уровне субъектов внешнеторговой деятельности позволит им эффективнее решать такие задачи, как "чем торговать" и "как торговать".

Особая роль в обеспечении взаимодействия национальных рынков и формирования на этой основе общего рынка должна быть отведена определению и введению в странах ближнего зарубежья единых норм и стандартов, соответствующих мировому уровню.

По поводу формирования общего рынка стран СНГ среди специалистов еще нет единства, можно выделить следующие основные направления его развития:

• постепенное изменение процесса координации хозяйственных планов и режима товарооборота в направлении более широкого использования стоимостного обмена;

• расширение поставок на прямых связях;

• прямое взаимодействие национальных оптовых рынков стран-членов СНГ;

• развитие приграничной торговли.

Соответствующие изменения должны претерпеть и основные элементы механизма торгово-экономического сотрудничества, приобретающие черты, свойственные рыночным отношениям:

• в совместной деятельности центр тяжести должен сместиться к использованию экономических методов управления интеграцией;

• в сфере ценообразования должно произойти сближение контрактных цен, применяемых во взаимной торговле стран - членов СНГ, с мировыми ценами;

• в валютной и кредитно-финансовой сферах должны быть созданы условия для формирования валютного союза стран Содружества, основанного на взаимной обратимости национальных валют и их обратимости в свободно конвертируемые валюты.

Общий рынок стран ближнего зарубежья не обособляется от мирового рынка, формируется с учетом всемирного разделения труда. Вместе с тем экономическая интеграция должна уметь себя защитить. Степень защиты в случаях сильной иностранной конкуренции не должна быть больше, чем она имеет место в наиболее промышленно развитых странах мира.

Реализация стратегии. Стратегия внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики страны может быть реализована поэтапно.

На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия-экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта.

На протяжении этого этапа реализации стратегии продолжается в основном пассивное подчинение экспортной деятельности России мировому рынку. Выход на мировой рынок - один из главных критериев оценки эффективности экспорта производственного предприятия.

На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном сохранении общей поддержки всего эффективного экспорта и определение направлений импортной специализации страны.

В течение третьего этапа должны быть реализованы следующие направления:

• расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации;

• исключение с помощью импорта наиболее неэффективных сфер отечественного производства;

• продолжение действий, направленных на стимулирование всего эффективного экспорта.

На данном этапе экономика Российской Федерации начинает работать под воздействием международного разделения труда, ее комплексное развитие постепенно переходит в селективное, или приоритетное, развитие определенных отраслей.

Данный этап должен завершиться созданием условий для открытой экономики.

Четвертый этап стратегии внешнеторговой деятельности - это эффект, на который направлено ее последовательное осуществление.

Доминантой открытой экономики является расширение функций внешнеторгового обмена продукцией в материально-вещественной форме в процессе социально-экономического развития страны. Внешнеторговая деятельность выполняет в ней свою основную задачу - повышение национального дохода. При этом почти все отрасли производственной деятельности постоянно сталкиваются с конкуренцией на мировых рынках. Это становится возможным благодаря производству основной части продукции не только для внутристранового рынка, но и для экспорта при одновременном разрешении конкурирующего импорта в определенных пропорциях.

Экспорт и импорт на четвертом этапе реализации внешнеторговой стратегии носят специализированный характер. Существующая разница между объемом экспорта и объемом импортных потребностей настолько высока, что практически не существует проблемы внешнего платежеспособного спроса - основного барьера внешнеторгового обмена.

Весь этот период можно рассматривать как переходный к превращению России в ближайшем будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.

Достижение этих рубежей возможно не только в результате радикального совершенствования механизма внешнеторгового комплекса страны в целом, но и деятельности всех хозяйствующих субъектов, занимающихся международным бизнесом, обеспечивающим обмен продукцией в материально-вещественной форме, независимо от форм собственности.

Изложенная стратегия должна стать основой для разработки Концепции внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации.

Заключение

В данной работе определены основные понятия внешнеторговой политики, определены ее виды, механизмы регулирования.

В курсовой работе проанализирована внешнеторговая политика России на современном этапе рассмотрены тенденции и факторы развития внешнеторговой политики внешнеторговый обмен,

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.

Факторы торгово-политического характера - унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие - формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

Список использованной литературы

1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2007.

2. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007 3. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2005.

4. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2005. С.271

5. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2006

6. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С.28-41

7. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2006

8. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007

9. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2006

10. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2007

11. Супян В.Б. Экономика США. - СПб.: Питер, 2005

12. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2003

13. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.

14. http://www.giac.ru

Приложение 1

Виды таможенных пошлин

По способу взимания

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара.

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров

Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.

По объекту обложения

Импортные

Экспортные

Транзитные

По характеру

Сезонные - Могут вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев.

Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:

а) если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;

б) если действительно был факт демпинга.

Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.

По происхождению

Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма.

Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух - или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в течение срока действия договора или соглашения.

Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.

По способу вычисления

Номинальные

Эффективные

--

По типам ставок

Постоянные

Переменные

--

Приложение 2

Административные меры нетарифного регулирования.

1. Количественные

2. Скрытые методы

3. Финансовые

Квотирование (контингентирование)

экспортная квота

Технические барьеры

соблюдение нац. стандартов качества

Субсидирование

прямая субсидия

импортная квота

требования к упаковке

косвенная

индивидуальная квота

санитарно-гигиенич. нормы

внутренняя

глобальная квота

требования к рекламе

экспортная

Лицензирование

разовая лицензия

Внутренние налоги

прямые

Демпинг

спорадический

генеральная

косвенные

преднамерен

глобальная

Политика в рамках государственных закупок

постоянный

автоматическая лицензия

обратный

взаимный

"Добровольное" ограничение экспорта

Требование о содержании местного компонента

Экспортное кредитование

субс. кредиты экспортерам

гос. кредиты импортерам

страхование эксп. рисков

Приложение 3

Финансовые меры нетарифного регулирования

Финансовые меры:

1. Сборы

дополнительные сборы

внутренние (уравнительные) налоги и сборы

пограничные налоги и сборы

скользящие сборы

импортные депозиты

2. Налоги

3. Пошлины


[1] Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2006

[2] Воронин В. П., Кондакова Г. В., Подмолодина И. М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007

[3] Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007

[4] Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2006

[5] Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С.28-41