№ заказа |
677.9 |
Вариант, тема |
Вариант 20- административыне правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. |
Дисциплина |
Административное право |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Введение. 3
Глава 1: Общие основания привлечения к административной ответственности. 5
1.1. Понятие административной ответственности. 5
1.2. Структура (состав) правонарушения. 6
Глава 2: Виды административных правонарушений посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. 11
Глава 3. Санкции, применяемые за совершившим административные правонарушения посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. 19
Заключение: 22
Библиография: 23
Введение.
Актуальность написания данной работы выражается я в том, что общественный порядок и общественная безопасность являются одними из главных средств гарантирующих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и иных прав, законных интересов граждан, обеспечение общественного спокойствия, условий для нормальной деятельности организаций.
Общественный порядок это сложное многогранное общественное явление
Термин общественный порядок является одним из самых распространенных терминов, употребляемых как в законодательстве, так и в юридической литературе. Конституция, КоАП РФ содержат статьи об общественном порядке, однако законодательное определение этого понятия отсутствует, не сложилось одного мнения ни в литературе, ни на практике.
Общественный порядок (в широком смысле)- есть совокупность общественных отношений, складывающихся в государстве, как общественное учреждение.
Общественный порядок( в узком смысле)- в настоящее время, в административно- правовой литературе имеются две концепции:
Первая концепция, согласно которой- общественный порядок, это урегулированное нормами морали, правилами общежития, и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом, в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану здоровья, чести, достоинства и иных прав граждан, укрепление достояния, обеспечение спокойствия, создание условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Другая концепция трактует, что общественный порядок есть урегулированная нормами права и иными социальными нормами, система общественных отношений установление, развитие и охрана которых обеспечивает поддержку общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Представители данной концепции рассматривают общественную безопасность как часть общественного порядка, тогда как представители первой концепции рассматривают общественную безопасность как самостоятельную категорию общественного порядка, общее в данных концепциях можно выделить задачи обеспечивающие поддержание общественного порядка.
Выделяют следующие средства регулирования общественного порядка: правовые и социальные нормы, обычай, правила общежития и иные. Большое значение в регулирование общественного порядка занимают правовые нормы, которые устанавливают правила поведения в общественных местах. Причем эти нормы содержатся в указах, постановлениях Правительства, законах субъектов РФ, органов местного самоуправления. Общественный порядок также урегулирован нормами внеправового характера.
Цель написания данной работы- раскрыть характер административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Объектом нашего исследования является административное право Российской Федерации.
Предмет исследования- административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Глава 1: Общие основания привлечения к административной ответственности.
1.1. Понятие административной ответственности.
Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности, под которой понимаются неблагоприятные последствия для лица, совершившего правонарушение. В то же время не следует отождествлять ответственность с наказанием, ибо наказание есть лишь одна из мер государственного принуждения наряду с юрисдикционными действиями компетентных органов.
В самом общем понимании основанием привлечения деликтоспособного лица к юридической ответственности является совершение последним правонарушения.
Для привлечения виновного лица к ответственности существует ряд условий: существование нормы права, состава правонарушения, отсутствие оснований для освобождения от ответственности, наличие правоприменительного акта и государственного принуждения.
Порядок возложения юридической ответственности регулируется нормами процессуального права. Административная ответственность налагается судами, органами исполнительной власти в лице их должностных лиц.
К характерным особенностям административной ответственности можно отнести следующее:
– административная ответственность налагается за административные правонарушения;
– она всегда является следствием противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица;
– по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частно-правовых интересов.
В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание. Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.
Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения. [1]
1.2. Структура (состав) правонарушения.
Правонарушение имеет сложное строение, структуру. Оно состоит из четырех элементов – субъекта, субъективной стороны, объекта и объективной стороны. При отсутствии хотя бы одного из них деяние меняет свое качество и может быть чем угодно, но не правонарушением. Это положение является общепризнанным в юридической литературе и правоприминительной деятельности.
Правонарушение предстает как внешнее выражение свободной воли правонарушителя, желающего удовлетворять свои интересы и потребности путем нарушения действующего права и, соответственно, охраняемых им интересов других лиц. Правонарушение, как и любой акт осознанного человеческого поведения, является единым. Каждый из названных четырех элементов структуры правонарушения имеет самостоятельное значение лишь в качестве элемента правонарушения и вне него сам по себе не существует.
Субъектом правонарушения, как уже говорилось ранее, выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования. Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В Российской Федерации названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.
Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Для признания противоправного деяния правонарушением, как уже говорилось ранее, необходимо наличие вины, т.е. осознание субъектом общественной опасности своего деяния. Вина характеризует также психическое отношение субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного деяния и выражается в двух формах – умысле или легкомысленность.
Умысел характеризует крайнюю форму негативного отношения правонарушителя к обществу, государству, правам других лиц. Деяние признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало вредоносный, общественно-опасный характер своего действия (1), предвидело его вредные последствия (2) и желало либо сознательно допускало наступление этих последствий (3).
Значительная часть правонарушений может совершаться только умышленно. Например, нельзя осуществить по неосторожности, грабеж, разбой или изнасилование. Однако имеются и правонарушения, совершаемые без целей причинить кому-либо вред. Лицо действует так, что причиняет его вопреки своим желаниям и воле. Такая вина правонарушителя называется легкомысленностью. При этом выделяют две формы легкомысленности: небрежность и самонадеянность.
Небрежность выражается в том, что лицо не предвидеть возможности наступления общественно-опасных последствий своего действия или бездействия хотя оно должно было и могло их предвидеть.
При самонадеянности лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно надеется их предотвратить.
В гражданском праве допускается возможность привлечения к ответственности и без вины. В таком порядке возмещают вред юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих – использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, осуществлением строительной и иной связанной с нею деятельности и др. Однако, ответственность владельца источника повышенной опасности за случай, независимо от его вины, не колеблет общего принципа вины как необходимого элемента гражданского правонарушения. Ибо основанием возмещение вреда владельцем источника повышенной опасности за случай выступает не правонарушение, а иные юридические факты.
Следует учитывать, что вина не исчерпывает всего содержания психического отношения правонарушителя к противоправному деянию и его результатам. Законодатель нередко называет и другие психические явления в качестве субъективной стороны правонарушения. Так, в УК РФ называются мотивы преступления (корысть, личная заинтересованность), цели преступления (устранение с рынка других субъектов экономической деятельности, оказание влияния на результаты конкурсов или соревнований). Названные и иные аспекты психического состояния правонарушителя учитываются при квалификации правонарушения, при определении меры наказания. Однако для признания противоправного деяния правонарушением необходимо установление только вины.
Реализация воли правонарушителя посредством совершения им конкретных действий приводит к определенным изменениям в реальной действительности. Поэтому необходимым элементом правонарушения является объект, т.е. социальная сфера, которая испытывает негативное воздействие противоправных деяний. Такой сферой в теории права признаются общественные отношения. Объект правонарушения, таким образом, означает сферу общественных отношений, урегулированных нормами права.
При совершении правонарушений общественные отношения, которые предусматриваются нормами права, не возникают. Наоборот, в обществе возникают отношения, которые противоречат воле законодателя, интересам личности, общества и государства и создают в обществе атмосферу недоверия к праву, затрудняют реализацию прав и свобод граждан, дестабилизируют правопорядок.
В качестве объекта правонарушения не могут выступать животные, вещи или иные блага. Они являются объектом другого правового явления – правоотношений. Их участники вступают в правовые связи для удовлетворения своих интересов в определенных моральных и духовных благах.
Правонарушение также может совершаться в целях удовлетворения потребностей правонарушителя в материальном или духовном благе. Однако такие действия, осуществляемые вопреки действующему праву, не порождают тех результатов, к которым стремится правонарушитель. Незаконными действиями нельзя приобрести право собственности на вещь или животное. Правонарушитель владеет ими неправомерно, поскольку нарушил право собственника и основанные на этом праве абсолютные правоотношения. Поэтому объектом противоправных действий признаются общественные отношения, охраняемые правом, а не сами вещи, животные и иные блага, по поводу которых люди вступают в конкретные отношения.
Вредоносное воздействие на объект правоотношения оказывают действия правонарушителя, которые составляют четвертый элемент правонарушения – его объективную сторону.
Противоправное действие как акт волевого поведения деликтоспособного лица может выражаться в форме активного действия (грабеж, выход на работу в нетрезвом состоянии, нарушение правил дорожного движения) или же бездействия (халатность, невыход на работу, утеря паспорта). Бездействие считается противоправным в случаях, когда обязанность активного действия вытекает из договора, из предыдущих действий лица, из профессиональной или служебной обязанности.
Противоправное деяние в абсолютном большинстве случаев представляет собой акт самого правонарушителя. Однако в крайне редких случаях оно может быть совершено действиями других лиц. Преступления, совершенные под физическим принуждением, рассматриваются как действия самого преступника. Лицо, действовавшее под принуждением, выступает в качестве орудия преступления, а не его субъекта.
Противоправные деяния всегда понимаются как выраженные вовне какие-либо акты поведения человека. Внутренний мир, его мысли, чувства, переживания, не проявившиеся в конкретном поведении, для государства не существуют. Объективная сторона правонарушений может состоять только из противоправных действий.
Однако для признания ряда правонарушений помимо противоправности деяния требуется наличие материального или морального вреда, либо причинение вреда здоровью человека, окружающей природе, животному или растительному миру.
В каждом правонарушении, где требуется наступление вреда, необходимо также наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом. Такая связь означает, что вредоносные последствия с объективной необходимостью порождены именно данным деянием, а не какими-то его отдаленными последствиями.
Санкция, как и норма права в целом, представляет собой результат правотворческой деятельности государственного органа, тогда как правонарушение – акт деятельности гражданина и иных лиц. Бесспорно, без соответствующей нормы права и ее санкций, правонарушение не может существовать, но это обстоятельство не означает того, что в конкретное деяние человека или организации нужно включать нечто чуждое, не присущее ему, стоящее над ним. Иначе нарушается один из основных принципов научного познания, требующий рассматривать предметы, явления такими, какими они существуют реально, без приписывания не присущих им качеств и элементов.
Глава 2: Виды административных правонарушений посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Составы правонарушений посягающие на общественный порядок и общественную безопасность регламентированы в главе 20 КоАП РФ которые можно объединить в определенные группы.
Рассмотрим их более подробно.
Первая группа правонарушений посягающие на общественный порядок и общественную безопасность затрагивают общие сферы жизнедеятельности общества. К этой группе относятся следующие составы:
1. Мелкое хулиганство- нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка[2]
Объектом правонарушении рассматриваемых в данной работе является тот, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.
Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.
С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность.
Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции - нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами «или другие действия».
Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.
Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.
Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет, вменяемое (см. ст.2.3. и 2.8. КоАП).
С субъективной стороны мелкое хулиганство обычно характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что наступит в результате их совершения, и желает этого. Бывает также, что нарушитель не желает такого результата, но сознательно его допускает. В таком случае имеет место мелкое хулиганство, совершенное с косвенным умыслом.[3].
Следующий состав - нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Данный состав правонарушения квалифицирован на три вида: Это: нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования(ч.1.); нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ч.2); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды(ч.3)[4]
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации уличных шествий и демонстраций.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ, выражается как в действии, так и в бездействии, заключающемся в нарушении норм, устанавливающих порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, необходимо квалифицировать как правонарушение непредставление уведомления о проведении массовой акции, или предоставление такого уведомления с нарушением установленных сроков, или составление уведомления с нарушением требований к форме его составления и т.д.
Субъектами правонарушения, могут являться организаторы любой из вышеперечисленных массовых акций.
Субъективная сторона данного правонарушения, может характеризоваться виной в форме умысла или неосторожности.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 статьи20.2. КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, понимается противоправное действие либо бездействие, заключающееся в нарушении норм, устанавливающих порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, правонарушением является проведение массовой акции с нарушением нормального функционирования различных объектов, или проведение акции, если уведомление не было принято, или непрекращение подготовки акции после того, как она была объявлена незаконной и т.д.
Следует учитывать, что порядок проведения вышеназванных акций не распространяется на собрания, митинги и т.д. трудовых коллективов и общественных объединений.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, могут являться организаторы и участники любой из вышеперечисленных массовых акций.
С субъективной стороны правонарушение, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.20.2., являются общественный порядок и общественная безопасность при организации либо проведении несанкционированного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ.
Проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций и других несанкционированных общественных мероприятий на территории ядерной установки или пункта хранения и в их санитарно-защитных зонах запрещается. Не допускаются организация и проведение митингов, демонстраций, пикетирования, блокирования транспортных коммуникаций и других общественных мероприятий за пределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, а также забастовок, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населению, окружающей среде, здоровью, правам и законным интересам других лиц.
Под объективной стороной правонарушения, может пониматься противоправное действие по организации или проведению несанкционированной общественной акции (собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также по активному участию в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются организаторы и участники (граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста).
Правонарушение, предусмотренное ч.3 данной статьи, может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Следующий состав административного правонарушения- организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности (ст.20.2.1. КоАП РФ).
К данной группе административных правонарушений относятся так же пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения
Следующая группа правонарушений связана с общественной безопасностью, к которым относятся следующие составы правонарушений:
1. Нарушение требований пожарной безопасности, которое включают в себя нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ; те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима; нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий; выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия; несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.
2. Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа).
3. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые включает в себя невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения; Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст.20.6 КоАп РФ).
4. Нарушение правил гражданской обороны (ст.20.7).
Объектом данных составов правонарушений является так же общественный порядок и общественная безопасность. Субъектом данных составов правонарушений являются граждане, должностные лица и юридические лица Субъективная сторона данных правонарушении выражается виной в форме умысла или неосторожности.
Следующая группа правонарушений посягающие на общественный порядок и общественную безопасность связаны с особым предметом их совершения- оружия.
К данным составам правонарушений относятся следующие:
1. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему, которое включает в себя три квалифицирующих вида. Это: нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему; нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами -
нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.
2. Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (за исключением прицелов для охоты), порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Незаконные изготовление, продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел.
4.Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет, как гражданами, так и должностными лицами, ответственными за хранение и использование оружия, сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение -
5.Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему
6. Стрельба из оружия в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил -
7. Нарушение правил сертификации при производстве и обороте оружия и патронов к нему -
8. Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии
Объектом данных составов правонарушений является так же общественный порядок и общественная безопасность. Субъектом данных составов правонарушений являются в зависимости от состава правонарушения граждане, должностные лица и юридические лица Субъективная сторона данных правонарушении выражается виной в форме умысла или неосторожности
Глава 20 КоАП РФ содержит и другие составы правонарушений посягающие на общественный порядок и общественную безопасность затрагивающие ту или иную сферу жизнедеятельности.
Например, статья 20.16 КоАП – предусматривает ответственность за незаконную частную детективную или охранную деятельность, статья 20.17. КоАП за нарушение пропускного режима охраняемого объекта, статья 20.19. за нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) и т.д.
Глава 3. Санкции, применяемые за совершившим административные правонарушения посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Весь перечень административных наказаний указан в ст. 3.2 КоАП РФ, является жестко регламентированным и расширенному толкованию не подлежит. То есть, нельзя придумать никакого другого наказания кроме указанных в данной статье:
1. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме;
2. Административный штраф является денежным взысканием;
3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмет административного правонарушения – подразумевает под собой передачу бывшему собственнику врученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета; назначается только судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию;
4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей; назначается только судьей;
5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу; назначается только судьей (лишение специального права в виде права управления транспортным средством);
6. Административный арест – заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а в особых случаях до 30 суток; назначается только судьей;
7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ;
8. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица право занимать руководящей должности на определенный срок от 6 месяцев до 3 лет; назначается судьей.
В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, в выше перечисленных пунктах 1-4.
Административные наказания, в выше перечисленных в пунктах 3-8, устанавливаются только КоАП РФ.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Два и более одних и тех же либо разных основных административных наказаний за одно административное правонарушение не применяется.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Данные наказания могут быть применены как в качестве самостоятельных основных наказаний, так и в качестве дополнительного наказания вместе с основным наказанием, указанным в ст. 3.3 ч.1 КоАП РФ.
Процессуальные нормы, регулирующие процедуру привлечения гражданина к административной ответственности, закреплены в разделах III, IV, V КоАП РФ.
Таким образом, административная ответственность как вид юридической
ответственности выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившего административное правонарушение.
Заключение:
Главным основанием привлечения к административной ответственности в сфере нарушения общественного порядка и общественной безопасности является конкретное правонарушение в с, то есть такое деяние (действие или бездействие), которое законодательством, а в ряде случаев - другими нормативными правовыми актами признано как вредное и/или запрещенное.
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, и общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности.
Большинство составов административных проступков в сфере нарушения общественного порядка и общественной безопасности можно назвать “формальными”: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственное отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.
Основанием административной ответственности сфере нарушения общественного порядка и общественной безопасности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.
Библиография:
1. КоАП РФ// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002.
3. Административное право Российской Федерации, под ред. Н.Ю. Хаманева, М.2005г.
4. Административное право, под ред. Л.Л. Попова, М.2004г.
5. Административное право, под ред. Д.Н. Бахраха, М.2002г.
[1]Административное право, под ред. Д.Н. Бахраха, М.2002г. С.542
[2] Ст.20.1. КоАП РФ// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
[3] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002. С.583
[4] Ст.20.2. КоАП РФ// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1