Содержание
1. Теоретическая часть.. 3
1.1. Финансовый анализ. 3
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции. 6
1.3. Концепция предпринимательского риска. Пятифакторная модель Альтмана. 10
1.4. Капитал и его виды.. 18
2. Практическая часть.. 21
2.1. Краткая характеристика ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз" 21
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз". 23
Список литературы... 28
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................................
1. Теоретическая часть
1.1. Финансовый анализ
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчётов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчёты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчёты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твёрдо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
Введение нового плана счетов бухгалтерского учёта, приведение форм бухгалтерского учёта, приведение форм бухгалтерской отчётности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнёра, определение степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Основным (в ряде случаев единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнёра является бухгалтерская отчётность, которая стала публичной. Отчётность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учёта и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнёрами – пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчётности, используя данные производственного учёта в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей бухгалтерской отчётности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчётности. Это – аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
В определённых случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчётность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (денные производственного и финансового учёта).
Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:
1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
2) анализ финансового состояния предприятия;
3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Основной целью финансового анализа являются получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчётах с кредиторами и дебиторами.
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также и от задач субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информацией.
Цели анализа достигаются в результате решения определённого взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учётом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором в конечном счёте является объём и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчётность предприятия – это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятии учётных процедур.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчётов – это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Основными функциями финансового анализа являются:
· объективная оценка финансового состояния объекта анализа;
· выявление факторов и причин достигнутого состояния;
· подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
· выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Результаты финансового анализа способствуют росту информированности администрации предприятия и других пользователей экономической информации (субъектов анализа) о состоянии интересующих объектов [7, с. 177-180].
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции
Конкурентоспособность промышленной продукции зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы [4,с. 148].
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление промышленной продукции. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости промышленной продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации промышленных товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного промышленного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную промышленную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия промышленного товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства промышленный товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению [10, с. 59].
Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность промышленной продукции. Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность промышленных товаров.
В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой промышленной продукции.
Под конкурентоспособностью промышленного товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов [9, с. 258].
Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств промышленной продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.
Оценка конкурентоспособности промышленной продукции начинается с определения цели исследования:
- если необходимо определить положение данного промышленного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
- если целью исследования является оценка перспектив сбыта промышленного товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой промышленной продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
- рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков промышленной продукции;
- анализируются направления развития аналогичных разработок;
- рассматриваются сферы возможного использования промышленной продукции;
- анализируется круг постоянных покупателей.
Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается промышленная продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.
При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая промышленный товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности [8,с . 158].
Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности промышленной продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество промышленной продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой промышленной продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой промышленной продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности промышленной продукции для решения рыночных задач [1, с. 140].
Однако факт высокой конкурентоспособности самого промышленного изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
1.3. Концепция предпринимательского риска. Пятифакторная модель Альтмана
Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть предпринимательским. Выясним истоки и причины такого риска и формы его проявления для того, чтобы далее уяснить методы оценки риска и способы его предотвращения.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.
В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется “сверху” в приказном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.
Конечно, жесткая система централизованных установок и предписаний сковывала инициативу, подавляла интерес и творческое начало. Но она вносила явную или по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”.
Хотя и не с полной уверенностью, но можно было предвидеть объемы производства, поставок, продаж, цены и соответственно прибыль, доходы. Словом, действовать в заданных условиях.
Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.
За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.
При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.
Следовательно, хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска.
При таком подходе в рыночной экономике можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.
Из сказанного следует первое правило поведения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.
К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.
Отмечу, что теория предпринимательского риска лишь частично сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска.
Значит, в рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.
Отмечу, что имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке и где методы определения степени риска отработаны и теоретически, и практически. Это прежде всего страхование имущества, здоровья и жизни, а также лотерейное и игорное дело.
Понятно, что в данном случае речь идет об узких, крайне специфических видах предпринимательской деятельности. Применяемые по отношению к таким видам деятельности методы оценки риска обычно не удается использовать в других областях и сферах предпринимательства.
К тому же страховой риск относится преимущественным образом к объекту, вне прямой зависимости от вида деятельности. Страховка дома, автомобиля обычно не учитывает способов использования страхуемого объекта.
При оценке же предпринимательского риска нас прежде всего интересует не судьба всего объекта, а мера опасности и степень потенциального ущерба в условиях конкретной сделки м сопровождающих ее видов деятельности.
К примеру, страхуя предприятие или дом от пожара, страховое агентство анализирует только опасность возгорания объекта и меру возникающего при этом имущественного урона, который придется компенсировать. Соответственно устанавливаются и страховые платежи.
Предприниматель же вынужден изучать риск, возникающий при производстве, закупке, продаже продукции и при всех других видах деятельности предприятия. Ведь его интересует не компенсация риска, а предотвращение ущерба, но это уже совсем иное дело.
Нельзя сказать, что в нашей экономике руководителю вообще не приходилось рисковать. Конечно, приходилось.
Хозяйственные руководителя всех уровней знают, что такое производственный, сбытовой, снабженческий риск в плановой экономике. Но это не тот или совсем не тот риск, что в экономике рыночного типа.
В директивной экономике приходилось иметь дело с риском невыполнения государственного плана, нарушений договорных обязательств, недопоставок продукции и т. д. , обусловленных чаще всего несоблюдением правил и норм хозяйственной деятельности. В рыночной экономике первостепенными элементами риска являются непредвидимость конъюнктуры рынка, спроса цен и поведения потребителя.
Следовательно, наши привычные знания и навыки поведения применительно к формам хозяйственного риска, характерным для централизованно управляемой экономики, явно недостаточны, чтобы уметь преодолевать опасности экономики рыночного типа. К тому же приходится иметь дело с “наложением” факторов рыночного и нерыночного типа.
Это и предопределило суть дальнейшего изложения материала, его концентрацию на основах методики оценки хозяйственного риска, главным образом производственного предпринимательства, отдельные положения которой относятся к любому предпринимательскому риску вне зависимости от того, кто является субъектом предпринимательской деятельности.
Однако сначала сформулируем и уточним терминологическую базу теории предпринимательского риска. Это необходимо вследствие того, что используемые в быту в даже в бизнесе и менеджменте понятия, относящиеся к рисковому предпринимательству, весьма часто расплывчаты и нечетки.
Прежде всего определим исходное, базисное понятие “риск”, имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле слова.
Под предпринимательским будем понимать риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.
В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дела с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов.
В итоге предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.
Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Сказанное выше характеризует категорию “риск” с качественной стороны, но создает основу для перевода понятия “предпринимательский риск” в количественное. Действительно, если риск - это опасность потери ресурсов или дохода, то существует его количественная мера, определяемая абсолютным или относительным уровнем потерь.
В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.
В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.
Применительно к предприятию в качестве базы для определения относительной величины риска целесообразно брать стоимость основных фондов и оборотных средств предприятия или намеченные суммарные затраты на данный вид предпринимательской деятельности, имея в виду как текущие затраты, так и капиталовложения, или расчетный доход (прибыль) [7, с. 311-320].
Э.Альтман тщательно исследовал финансовое состояние более тридцати обанкротившихся американских фирм, сопоставил их с аналогичными по размеру фирмами в данной отрасли, которым удалось сохранить платежеспособность. В результате этой работы была создана пятифакторная модель прогнозирования банкротства, опубликованная в 1968 году. Сводный (итоговый) коэффициент вероятности банкротства Z вычисляется с помощью пяти первичных показателей, отражающих различные аспекты производственно-финансовой деятельности фирм и обладающих наибольшими возможностями для прогнозирования их устойчивости. Каждый из пяти первичных показателей имеет самостоятельное аналитическое значение.
Показатель х1 - отношение оборотного капитала к средней за анализируемый период сумме активов. Иногда отечественные аналитики используют в числителе «рабочий капитал» или как его еще называют «чистый оборотный капитал» - разность между оборотным капиталом и текущими (краткосрочными) обязательствами. Данный аналитический измеритель позволяет оценивать эффективность использования активов.
Показатель х2 - отношение нераспределенной прибыли (по западной терминологии, накопленного капитала - той части капитала корпорации, которая
образовалась за счет нераспределенной прибыли прошлых лет) к совокупным (средним за период) активам. Специалисты Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей рекомендуют расширенное наполнение числителя данного отношения: «резервы + фонды специального назначения и целевое финансирование + нераспределенная прибыль». Показатель х2 характеризует уровень рентабельности активов.
Показатель хЗ - результат отношения балансовой прибыли к средней за период величине активов. Выполняет функции обобщающего измерителя рентабельности, который учитывает все сферы и направления деятельности бизнеса; показывает комбинированный эффект управления активами и финансами.
Показатель х4 получают отношением рыночной стоимости обычных и привилегированных акций к бухгалтерской стоимости долговых обязательств. Российские банковские аналитики заменяют числитель этого показателя на стоимость основных фондов и нематериальных активов. Характеризует уровень покрытия обязательств, во-первых, рыночной стоимостью собственного капитала (у Э.Альтмана) и, во-вторых, основной частью внеоборотных активов. Отражает также степень финансовой независимости объекта анализа.
Показатель х5 — это итог деления объема продаж (выручки от реализации продукции, работ и услуг) на среднюю за период сумму активов. Коэффициент общей оборачиваемости активов показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход.
Эти пять показателей и весовые коэффициенты формируют обобщающий коэффициент вероятности банкротства Э.Альтмана:
Z =Х1 х1,2 + Х2 х 1,4 + ХЗ х 3,3 + Х4 х 0,6 + Х5 х 1,0
В зависимости от полученной величины Z прогнозируется вероятность банкротства:
до 1,8 - очень высокая. Необходимы кардинальные и быстрые меры;
от 1,9 до 2,7 - высокая. Сигнал близкой опасности. Необходимы срочный и глубокий анализ причин и профилактические мероприятия;
от 2,8 до 2,9 - возможная. Принять к сведению и усилить аналитическую работу;
3 и более - очень мала. Принять к сведению продолжать обычную аналитическую работу.
Практическое применение модели Э.Альтмана может сопровождаться двумя типами ошибок. Во-первых, прогнозируется сохранение платежеспособности субъекта хозяйствования, а в действительности наступает банкротство. Или, во-вторых, модель прогнозирует банкротство, а фирме удается сохранить платежеспособность.
По мнению Э.Альтмана, с помощью данной модели прогноз банкротства на горизонте в один год можно установить с точностью до 95%. При этом ошибка первого вида имеет место в 6 %, а ошибка второго типа в 3 %. Спрогнозировать банкротство за два года удается с точностью до 83 %, при наличии первой ошибки в 28 %, а второй — в 6 %.
В этой связи логично отметить, что метод Э.Альтмана используется не только в США, но и в Канаде, Бразилии, Австралии, Японии, где к тому же были проведены специальные исследования применимости и надежности модели. Исследования показали и доказали возможность применения метода во всех
перечисленных странах. По поводу применения модели Альтмана в России в научной литературе нет единого мнения, хотя существуют адаптированные к российским условиям модели скорректированных коэффициентов. Однако из-за недостаточности статистических данных эти модели не могут получить достоверное эмпирическое подтверждение [3, с. 99].
1.4. Капитал и его виды
Фирма представляет собой фактор производства, называемый капиталом.
Труд фирма может нанять, землю – взять в аренду, а вот капитал обычно принадлежит ей.
Капитал, пожалуй, самое многозначное и загадочное слово из тех, что употребляют экономисты. В понятие капитала включают изготовленные людьми блага, которые можно использовать для производства других благ. Это так называемый физический капитал. Без него невозможно произвести продукт, и поэтому часть продукта, а точнее, часть выручки от его продажи по справедливости должна принадлежать владельцу капитала. Но в рыночной экономике все блага, в том числе и те, что составляют физический капитал, приобретаются за деньги. Деньги, использованные или предназначенные для приобретения физического капитала («вложенные в производство») в будущем также должны принести своему владельцу доход. Они называются денежным, или финансовым, капиталом.
Вот другая трактовка того же понятия.
Капитал – это все, что приносит прибыль, средства производства и другие ресурсы, используемые в производстве и приносящие доход.
В марксистской экономической теории в противоположность подобной трактовке это не вещь, а скрытые за вещной оболочкой производственные отношения между владельцами средств производства – капиталистами и наемными рабочими; самовозрастающая стоимость или стоимость, которая в результате эксплуатации наемного труда приносит владельцу средств производства прибавочную стоимость.
Для того чтобы финансовый капитал превратился в физический, как правило, требуется много времени. Нужно построить цеха и другие необходимые здания, заказать и установить оборудование и т.д. таким образом. До того, как будет произведен и продан продукт, требуется сделать крупные денежные затраты. Они окупятся нескоро, потому что здания и оборудования служат несколько лет и их цена включается в цену продукта постепенно: если станок служит 5 лет, то каждый год окупается только 1/5 его стоимости (если, конечно, новый продукт придется по вкусу потребителям и фирма получит ожидаемый ею доход). Такие затраты на приобретение физического капитала называются инвестициями, или капиталовложениями.
Для осуществления инвестиций нужен финансовый капитал. Откуда фирма берет деньги на приобретение факторов производства и организацию производственного процесса? Во-первых, используются личные средства владельцев фирмы – так называемый собственный капитал. Но, как правило, этого бывает недостаточно даже для очень крупных фирм, и деньги приходится так или иначе занимать. Средства, которые фирма берет взаймы, называются заемным капиталом.
Различают также основной и оборотный капитал.
Первый представляет собой затраты на средства производства, участвующих в производстве в течение нескольких циклов, например, здания, сооружения, оборудование, машины.
Второй – расходы на ресурсы, полностью расходуемые в течение одного производственного цикла, например, затраты на сырье и полуфабрикаты.
Существует также капитал авансированный, капитал акционерный и капитал амортизационный.
Капитал авансированный – первоначальный денежный капитал, выделенный для организации дела, обещающего принести в будущем прибыль. Расходуется, как правило, на покупку средств производства, наем рабочей силы. Это понятие несколько перекрещивается с понятием «основного капитала», но имеет естественно менее широкое применение.
Капитал акционерный – капитал акционерного общества. Образуемый при его организации за счет продажи выпущенных акций. Этот капитал является собственностью акционерного общества.
Капитал амортизационный – средства, предназначенные для восстановления и расширения используемых в производстве основных фондов. Данный вид капитала образуется за счет амортизационных отчислений [7, с. 120-125].
2. Практическая часть
2.1. Краткая характеристика ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз"
Открытое акционерное общество «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 года №1403 “Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения”, от 1 июля 1992 года № 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, зарегистрировано
Постановлением мэра г. Охи от 24.03.1994г. № 172 и зарегистрировано отделом регистрационной деятельности администрации г. Южно-Сахалинска от 23.12.99г. с номером 2304 в связи с изменением места нахождения юридического лица.
Открытое акционерное общество «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» является правопреемником государственных прав и обязанностей производственного объединения по добыче нефти и газа «Сахалинморнефтегаз», в том числе его прав пользования землей, недрами, природными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным предприятием договоров.
Поиск и разработка нефти - основной вид деятельности предприятия. В настоящее время Открытое акционерное общество «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» – современное предприятие, успешно сотрудничающее с известными компаниями мирового нефтебизнеса. Мощным импульсом для развития предприятия стало его участие в реализации шельфовых проектов Сахалинской области.
Целью создания предприятия является извлечение прибыли путем осуществления следующих основных видов деятельности:
· Производство (добыча, переработка), транспортировка и реализация первичных энергоресурсов, товаров народного потребления и производственно-технического назначения.
· Разведка, эксплуатационное, разведочное и другие виды бурения, разработка нефтяных и газовых месторождений на суше и континентальном шельфе.
· Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы.
· Инженерно-технические изыскания: топографо-геодезические, инженерно-геологические, гидрометеорологические, экологические и морские изыскания.
Место нахождения:
Российская Федерация,
Основными потребителями общества являются предприятия внутреннего рынка.
Так как ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» является структурным подразделением ОАО «Роснефть», основными клиентами данного предприятия как в отношении продукции, так и в отношении оказываемых услуг, являются:
- ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз";
- Эксон-Мобил Сахалин;
- Администрация Сахалинской области;
- и другие предприятия и организации.
Поставщиком, на долю которого приходится 31 % от общего объема поставок товарно-материальных ценностей является Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть». Данный источник поставок доступен и в будущем не планируется выбор альтернативного.
Доля закупок по импорту составляла - 26 % от общего объема всех поставок.
Далее будет проведён анализ основных технико-экономических показателей.
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз"
В рамках доступной и имеющейся информации проведём анализ технико-экономических показателей.
В таблице 1.1. представлен анализ основных технико-экономических показателей.
Таблица 1.1.
Основные технико-экономические показатели
Показатель |
Расчет |
на 01.01.2003 |
на 01.01.2004 |
Изменение |
1. Объём реализованной продукции |
из табл. 2.4. |
8380809 |
7174122 |
-1206687 |
2. Численность работников |
из приложения 4 |
6 427 |
6 427 |
0 |
3. Выработка |
стр.1/стр.2 |
1304,00 |
1116,25 |
-187,75 |
4. Производительность труда |
стр.10/стр.2 |
108,81 |
220,80 |
112,00 |
5. Средняя заработная плата |
ФОТ(приложение 4)/стр.2 |
62,69 |
62,69 |
0 |
6. Средняя годовая стоимость основных средств |
из формы № 1 (0,5*(н.г.+к.г.)) |
31,34 |
31,34 |
0 |
7. Себестоимость |
из формы № 2 |
6214930 |
6089354 |
-125576 |
8. Уровень затрат на 1 рубль реализованной продукции |
стр.1/стр.7 |
0,74 |
0,85 |
0,11 |
9. Рентабельность |
стр.10/стр.1 |
0,08 |
0,20 |
0,11 |
10.Чистая прибыль |
из формы № 2 |
699307 |
1419111 |
719804 |
Согласно табл. 2.1. объём реализованной продукции за 2004 год сократился на 1206687 тыс. руб., а чистая прибыль увеличилась на 719804 тыс. руб. (при снижении себестоимости на 125576 тыс. руб.). Выработка снизилась на 187,75 тыс. руб., а производительность труда возросла на 112 тыс. руб.
Рентабельность увеличилась на 11 %.
Теперь более подробно проанализируем финансово-экономическое состояние предприятия, чтобы дать более полную оценку.
В табл. 2.2. представлены показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Таблица 2.2.
Показатели финансово-экономической деятельности эмитента
Показатели финансово-экономической деятельности |
|
|
Абсолютное отклонение |
Темп прироста |
Стоимость чистых активов эмитента, тыс. руб. |
7 512 706 |
7 948 013 |
435 307 |
105,79 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % |
106,4 |
360,2 |
253,80 |
338,53 |
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % |
13,7 |
298,5 |
284,80 |
2178,83 |
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, руб. |
2,8 |
0,3 |
-2,50 |
10,71 |
Уровень просроченной задолженности, % |
1,1 |
0,2 |
-0,90 |
18,18 |
Оборачиваемость чистых активов, раз |
1,1 |
0,9 |
-0,20 |
81,82 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз |
7,2 |
7,3 |
0,10 |
101,39 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
6,8 |
13,5 |
6,70 |
198,53 |
Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения, % |
27,8 |
34,3 |
6,50 |
123,38 |
Согласно приведенным данным в табл. 2.2. величина чистых активов в 2004 году увеличилась на 435307 тыс. руб. или на 5,79 %.
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и
резервам увеличилось в три раза и составило в
О существенном росте краткосрочных заёмных средств говорит увеличение показателя отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам на 285 %.
Покрытие платежей по обслуживанию долгов сократилось почти на 90 %.
Показатели оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности увеличились, это говорит о повышении деловой активности предприятия, но оборачиваемость чистых активов снизилась почти на 20 %.
Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения увеличилась на 6.5 %.
В табл. 2.3. приведены показатели ликвидности.
Таблица 2.3.
Показатели ликвидности
Показатели ликвидности |
|
|
Абсолютное отклонение |
Темп прироста |
Собственные оборотные средства, руб. |
-4 768 354 |
-4 244 621 |
523 733,00 |
89,02 |
Коэффициент финансовой зависимости |
1,1 |
3,6 |
2,50 |
327,27 |
Коэффициент автономии собственных средств |
0,5 |
0,2 |
-0,30 |
40,00 |
Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами, руб/руб |
-3,1 |
-3 |
0,10 |
96,77 |
Индекс постоянного актива |
1,6 |
1,5 |
-0,10 |
93,75 |
Текущий коэффициент ликвидности |
3,1 |
1 |
-2,10 |
32,26 |
Быстрый коэффициент ликвидности |
1,4 |
1 |
-0,40 |
71,43 |
Собственные оборотные средства эмитента в отчетном периоде увеличились на 523733 тыс. руб. в сравнении с предыдущим периодом. Коэффициент финансовой зависимости в отчетном периоде составил 3,6. Коэффициент автономии собственных средств в отчетном периоде составил 0,2. Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами в отчетном периоде составил - 3, что в сравнении с предыдущим периодом на 0,1 больше. Индекс постоянного актива в отчетном периоде составил 1,5. Коэффициент текущей ликвидности в отчетном периоде составил 1, что в сравнении с предыдущим периодом на 2,10 меньше в связи с уменьшением объема оборотных активов. Быстрый коэффициент ликвидности в отчетном периоде составил 1.
В таблице 2.4. представлены данные об объёмах реализации ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» за последние 2 года в абсолютном выражении, рассчитана структура доходов.
Таблица 2.4.
Объём сбыта ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» за 2003-2004 гг.
Виды деятельности |
Доходы тыс.руб.2003 год |
Структура доходов, в % |
Доходы тыс.руб.2004 год |
Структура доходов, в % |
Добыча и сбыт нефти |
4740406 |
56,6 |
4766085 |
66,4 |
Добыча и сбыт газа |
715220 |
8,5 |
803607 |
11,2 |
Сбыт нефтепродуктов |
2384747 |
28,5 |
733743 |
10,2 |
Прочие (услуги) |
540436 |
6,4 |
870687 |
12,1 |
Итого |
8380809 |
100 |
7174122 |
100 |
На рис. 2.1. представлена динамика объёма сбыта ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» за последние 2 года.
Рис. 2.1. Динамика объёма сбыта ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» за 2003-2004 гг.
Согласно рис. 2.1. за 2004 год сумма сбыта по прочим видам деятельности предприятия возросла в абсолютном выражении на 330251 тыс. руб. и составила 870687 тыс. руб. (рост на 62,07 %). Доходы по добыче и реализации нефти и газа, а также по сбыту нефтепродуктов снижаются [9, с. 180-195].
Рассмотрим распределение прибылей и убытков в соответствии с годовым отчётом за 2004 год ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» (см. табл. 2.5.).
Таблица 2.5.
Распределение прибылей и убытков ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз»
Статья расходования |
Ед.изм. |
Размер средств |
Чистая прибыль к распределению |
тыс. руб. |
699 307 |
Финансирование капитальных вложений, |
тыс. руб. |
|
Покрытие убытков прошлых лет |
тыс. руб. |
|
Пополнение оборотных средств |
тыс.руб. |
611 544 |
Выплаты дивидендов |
тыс. руб. |
87 763 |
в том числе: |
||
по обыкновенным акциям |
тыс. руб. |
17 687 |
по привилегированным акциям |
тыс. руб. |
70 076 |
Количество привилегированных акций |
штук |
20 253 250 |
Дивиденд на одну привилегированную акцию |
руб. |
3,46 |
Количество полностью оплаченных обыкновенных акций, находящихся в обращении |
штук |
60 987 925 |
Дивиденд на одну обыкновенную акцию |
руб. |
0,29 |
Согласно табл. 2.5. ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» получает достаточно большую прибыль и распределяет её среди своих акционеров, как по обыкновенным, так и по привилегированным акциям.
Список литературы
1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 536 с.: ил.
2. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: Теория, практика и интерпретация /Финансы и статистика, 2002.
3. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учебник.- СПб.: Питер, 2003.- 480 с.: ил.
4. Донцова Л,В. Никифорова Л.А. Комплексный анализ деятельности предприятия. - М.: «ДИС", 2000.(риск)
5. Ивасенко А.Г., Михайлова Е.М., Пепеляева Л.В. Пути выхода предприятия из состояния банкротства., Новосибирск, 2000
6. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы / Учеб. пособие., - М, 2002
7. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
8. Максютов А.А. Экономический анализ: Учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 543 с.
9. Мишин Б.А. Уровень качества. Социально- экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. – М, 1999.
10. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 1998
11. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 1998.