Содержание

1. Теоретическая часть.. 3

1.1. Финансовый анализ. 3

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции. 6

1.3. Концепция предпринимательского риска. Пятифакторная модель Альтмана. 10

1.4. Капитал и его виды.. 18

2. Практическая часть.. 21

2.1. Краткая характеристика ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз"  21

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз". 23

Список литературы... 28

ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................................

1. Теоретическая часть

1.1. Финансовый анализ

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчётов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчёты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчёты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твёрдо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учёта, приведение форм бухгалтерского учёта, приведение форм бухгалтерской отчётности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнёра, определение степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Основным (в ряде случаев единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнёра является бухгалтерская отчётность, которая стала публичной. Отчётность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учёта и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнёрами – пользователями информации о деятельности предприятия.

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой  группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.

Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчётности, используя данные производственного учёта в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей бухгалтерской отчётности -  это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчётности. Это – аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

В определённых случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчётность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (денные производственного и финансового учёта).

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

1)           анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

2)           анализ финансового состояния предприятия;

3)           анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Основной целью финансового анализа являются получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчётах с кредиторами и дебиторами.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также и от задач субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информацией.

Цели анализа достигаются в результате решения определённого взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учётом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором в конечном счёте является объём и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчётность предприятия – это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятии учётных процедур.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчётов – это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Основными функциями финансового анализа являются:

·              объективная оценка финансового состояния объекта анализа;

·              выявление факторов и причин достигнутого состояния;

·              подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

·              выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Результаты финансового анализа способствуют росту информированности администрации предприятия и других пользователей экономической информации (субъектов анализа) о состоянии интересующих объектов [7, с. 177-180].

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность  промышленной продукции  зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы [4,с. 148].

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление промышленной продукции. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости промышленной  продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации промышленных товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного промышленного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную промышленную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия промышленного  товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства промышленный  товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению [10, с. 59].

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность промышленной продукции. Итак, конкурентоспособность  зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность  промышленных товаров.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой промышленной продукции.

Под конкурентоспособностью  промышленного товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов [9, с. 258].

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств промышленной продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.

Оценка конкурентоспособности промышленной продукции  начинается с определения цели исследования:

- если необходимо определить положение данного промышленного  товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

- если целью исследования является оценка перспектив сбыта промышленного  товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой промышленной продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

- рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков промышленной продукции;

- анализируются направления развития аналогичных разработок;

- рассматриваются сферы возможного использования промышленной продукции;

- анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается промышленная продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая промышленный  товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности [8,с . 158].

Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности промышленной продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество промышленной продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой промышленной продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой промышленной продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности промышленной продукции для решения рыночных задач [1, с. 140].

Однако факт высокой конкурентоспособности самого  промышленного изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

1.3. Концепция предпринимательского риска. Пятифакторная модель Альтмана

Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть предпринимательским. Выясним истоки и причины такого риска и формы его проявления для того, чтобы далее уяснить методы оценки риска и способы его предотвращения.

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.

В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется “сверху” в приказном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.

Конечно, жесткая система централизованных установок и предписаний сковывала инициативу, подавляла интерес и творческое начало. Но она вносила явную или по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”.

Хотя и не с полной уверенностью, но можно было предвидеть объемы производства, поставок, продаж, цены и соответственно прибыль, доходы. Словом, действовать в заданных условиях.

Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

Следовательно, хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска.

При таком подходе в рыночной экономике можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

Из сказанного следует первое правило поведения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.

К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.

Отмечу, что теория предпринимательского риска лишь частично сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска.

Значит, в рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.

Отмечу, что имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке и где методы определения степени риска отработаны и теоретически, и практически. Это прежде всего страхование имущества, здоровья и жизни, а также лотерейное и игорное дело.

Понятно, что в данном случае речь идет об узких, крайне специфических видах предпринимательской деятельности. Применяемые по отношению к таким видам деятельности методы оценки риска обычно не удается использовать в других областях и сферах предпринимательства.

К тому же страховой риск относится преимущественным образом к объекту, вне прямой зависимости от вида деятельности. Страховка дома, автомобиля обычно не учитывает способов использования страхуемого объекта.

При оценке же предпринимательского риска нас прежде всего интересует не судьба всего объекта, а мера опасности и степень потенциального ущерба в условиях конкретной сделки м сопровождающих ее видов деятельности.

К примеру, страхуя предприятие или дом от пожара, страховое агентство анализирует только опасность возгорания объекта и меру возникающего при этом имущественного урона, который придется компенсировать. Соответственно устанавливаются и страховые платежи.

Предприниматель же вынужден изучать риск, возникающий при производстве, закупке, продаже продукции и при всех других видах деятельности предприятия. Ведь его интересует не компенсация риска, а предотвращение ущерба, но это уже совсем иное дело.

Нельзя сказать, что в нашей экономике руководителю вообще не приходилось рисковать. Конечно, приходилось.

Хозяйственные руководителя всех уровней знают, что такое производственный, сбытовой, снабженческий риск в плановой экономике. Но это не тот или совсем не тот риск, что в экономике рыночного типа.

В директивной экономике приходилось иметь дело с риском невыполнения государственного плана, нарушений договорных обязательств, недопоставок продукции и т. д. , обусловленных чаще всего несоблюдением правил и норм хозяйственной деятельности. В рыночной экономике первостепенными элементами риска являются непредвидимость конъюнктуры рынка, спроса цен и поведения потребителя.

Следовательно, наши привычные знания и навыки поведения применительно к формам хозяйственного риска, характерным для централизованно управляемой экономики, явно недостаточны, чтобы уметь преодолевать опасности экономики рыночного типа. К тому же приходится иметь дело с “наложением” факторов рыночного и нерыночного типа.

Это и предопределило суть дальнейшего изложения материала, его концентрацию на основах методики оценки хозяйственного риска, главным образом производственного предпринимательства, отдельные положения которой относятся к любому предпринимательскому риску вне зависимости от того, кто является субъектом предпринимательской деятельности.

Однако сначала сформулируем и уточним терминологическую базу теории предпринимательского риска. Это необходимо вследствие того, что используемые в быту в даже в бизнесе и менеджменте понятия, относящиеся к рисковому предпринимательству, весьма часто расплывчаты и нечетки.

Прежде всего определим исходное, базисное понятие “риск”, имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле слова.

Под предпринимательским будем понимать риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.

В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дела с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов.

В итоге предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Сказанное выше характеризует категорию “риск” с качественной стороны, но создает основу для перевода понятия “предпринимательский риск” в количественное. Действительно, если риск - это опасность потери ресурсов или дохода, то существует его количественная мера, определяемая абсолютным или относительным уровнем потерь.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.

Применительно к предприятию в качестве базы для определения относительной величины риска целесообразно брать стоимость основных фондов и оборотных средств предприятия или намеченные суммарные затраты на данный вид предпринимательской деятельности, имея в виду как текущие затраты, так и капиталовложения, или расчетный доход (прибыль) [7, с. 311-320].

Э.Альтман тщательно исследовал финансовое состояние более тридцати обанкротившихся американских фирм, сопоставил их с аналогичными по размеру фирмами в данной отрасли, которым удалось сохранить платежеспособность. В результате этой работы была создана пятифакторная модель прогнозирования банкротства, опубликованная в 1968 году. Сводный (итоговый) коэффициент вероятности банкротства Z вычисляется с помощью пяти первичных показателей, отражающих различные аспекты производственно-финансовой деятельности фирм и обладающих наибольшими возможностями для прогнозирования их устойчивости. Каждый из пяти первичных показателей имеет самостоятельное аналитическое значение.

Показатель х1 - отношение оборотного капитала к средней за анализируемый период сумме активов. Иногда отечественные аналитики используют в числителе «рабочий капитал» или как его еще называют «чистый оборотный капитал» - разность между оборотным капиталом и текущими (краткосрочными) обязательствами. Данный аналитический измеритель позволяет оценивать эффективность использования активов.

Показатель х2 - отношение нераспределенной прибыли (по западной терминологии, накопленного капитала - той части капитала корпорации, которая

образовалась за счет нераспределенной прибыли прошлых лет) к совокупным (средним за период) активам. Специалисты Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей рекомендуют расширенное наполнение числителя данного отношения: «резервы + фонды специального назначения и целевое финансирование + нераспределенная прибыль». Показатель х2 характеризует уровень рентабельности активов.

Показатель хЗ - результат отношения балансовой прибыли к средней за период величине активов. Выполняет функции обобщающего измерителя рентабельности, который учитывает все сферы и направления деятельности бизнеса; показывает комбинированный эффект управления активами и финансами.

Показатель х4 получают отношением рыночной стоимости обычных и привилегированных акций к бухгалтерской стоимости долговых обязательств. Российские банковские аналитики заменяют числитель этого показателя на стоимость основных фондов и нематериальных активов. Характеризует уровень покрытия обязательств, во-первых, рыночной стоимостью собственного капитала (у Э.Альтмана) и, во-вторых, основной частью внеоборотных активов. Отражает также степень финансовой независимости объекта анализа.

Показатель х5 — это итог деления объема продаж (выручки от реализации продукции, работ и услуг) на среднюю за период сумму активов. Коэффициент общей оборачиваемости активов показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход.

Эти пять показателей и весовые коэффициенты формируют обобщающий коэффициент вероятности банкротства Э.Альтмана:

Z =Х1 х1,2 + Х2 х 1,4 + ХЗ х 3,3 + Х4 х 0,6 + Х5 х 1,0

В зависимости от полученной величины Z прогнозируется вероятность банкротства:

до 1,8 - очень высокая. Необходимы кардинальные и быстрые меры;

от 1,9 до 2,7 - высокая. Сигнал близкой опасности. Необходимы срочный и глубокий анализ причин и профилактические мероприятия;

от 2,8 до 2,9 - возможная. Принять к сведению и усилить аналитическую работу;

3 и более - очень мала. Принять к сведению продолжать обычную аналитическую работу.

Практическое применение модели Э.Альтмана может сопровождаться двумя типами ошибок. Во-первых, прогнозируется сохранение платежеспособности субъекта хозяйствования, а в действительности наступает банкротство. Или, во-вторых, модель прогнозирует банкротство, а фирме удается сохранить платежеспособность.

По мнению Э.Альтмана, с помощью данной модели прогноз банкротства на горизонте в один год можно установить с точностью до 95%. При этом ошибка первого вида имеет место в 6 %, а ошибка второго типа в 3 %. Спрогнозировать банкротство за два года удается с точностью до 83 %, при наличии первой ошибки в 28 %, а второй — в 6 %.

В этой связи логично отметить, что метод Э.Альтмана используется не только в США, но и в Канаде, Бразилии, Австралии, Японии, где к тому же были проведены специальные исследования применимости и надежности модели. Исследования показали и доказали возможность применения метода во всех

перечисленных странах. По поводу применения модели Альтмана в России в научной литературе нет единого мнения, хотя существуют адаптированные  к российским условиям модели скорректированных коэффициентов. Однако из-за недостаточности статистических данных эти модели не могут получить достоверное эмпирическое подтверждение [3, с. 99].

1.4. Капитал и его виды

Фирма представляет собой фактор производства, называемый капиталом.

Труд фирма может нанять, землю – взять в аренду, а вот капитал обычно принадлежит ей.

Капитал, пожалуй, самое многозначное и загадочное слово из тех, что употребляют экономисты. В понятие капитала включают изготовленные людьми блага, которые можно использовать для производства других благ. Это так называемый физический капитал. Без него невозможно произвести продукт, и поэтому часть продукта, а точнее, часть выручки от его продажи по справедливости должна принадлежать владельцу капитала. Но в рыночной экономике все блага, в том числе и те, что составляют физический капитал, приобретаются за деньги. Деньги, использованные или предназначенные для приобретения физического капитала («вложенные в производство») в будущем также должны принести своему владельцу доход. Они называются денежным, или финансовым, капиталом.

Вот другая трактовка того же понятия.

Капитал – это все, что приносит прибыль, средства производства и другие ресурсы, используемые в производстве и приносящие доход.

В марксистской экономической теории в противоположность подобной трактовке это не вещь, а скрытые за вещной оболочкой производственные отношения между владельцами средств производства – капиталистами и наемными рабочими; самовозрастающая стоимость или стоимость, которая в результате эксплуатации наемного труда приносит владельцу средств производства прибавочную стоимость.

Для того чтобы финансовый капитал превратился в физический, как правило, требуется много времени. Нужно построить цеха и другие необходимые здания, заказать и установить оборудование и т.д. таким образом. До того, как будет произведен и продан продукт, требуется сделать крупные денежные затраты. Они окупятся нескоро, потому что здания и оборудования служат несколько лет и их цена включается в цену продукта постепенно: если станок служит 5 лет, то каждый год окупается только 1/5 его стоимости (если, конечно, новый продукт придется по вкусу потребителям и фирма получит ожидаемый ею доход). Такие затраты на приобретение физического капитала называются инвестициями, или капиталовложениями.

Для осуществления инвестиций нужен финансовый капитал. Откуда фирма берет деньги на приобретение факторов производства и организацию производственного процесса? Во-первых, используются личные средства владельцев фирмы – так называемый собственный капитал. Но, как правило, этого бывает недостаточно даже для очень крупных фирм, и деньги приходится так или иначе занимать. Средства, которые фирма берет взаймы, называются заемным капиталом.

Различают также основной и оборотный капитал.

Первый представляет собой затраты на средства производства, участвующих в производстве в течение нескольких циклов, например, здания, сооружения, оборудование, машины.

Второй – расходы на ресурсы, полностью расходуемые в течение одного производственного цикла, например, затраты на сырье и полуфабрикаты.

Существует также капитал авансированный, капитал акционерный и капитал амортизационный.

Капитал авансированный – первоначальный денежный капитал, выделенный для организации дела, обещающего принести в будущем прибыль. Расходуется, как правило, на покупку средств производства, наем рабочей силы. Это понятие несколько перекрещивается с понятием «основного капитала», но имеет естественно менее широкое применение.

Капитал акционерный – капитал акционерного общества. Образуемый при его организации за счет продажи выпущенных акций. Этот капитал является собственностью акционерного общества.

Капитал амортизационный – средства, предназначенные для восстановления и расширения используемых в производстве основных фондов. Данный вид капитала образуется за счет амортизационных отчислений [7, с. 120-125].

2. Практическая часть

2.1. Краткая характеристика ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз"

Открытое акционерное общество «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 года №1403 “Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения”, от 1 июля 1992 года № 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, зарегистрировано

Постановлением мэра г. Охи от 24.03.1994г. № 172 и зарегистрировано отделом регистрационной деятельности администрации г. Южно-Сахалинска от 23.12.99г. с номером 2304 в связи с изменением места нахождения юридического лица.

Открытое акционерное общество «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» является правопреемником государственных прав и обязанностей производственного объединения по добыче нефти и газа «Сахалинморнефтегаз», в том числе его прав пользования землей, недрами, природными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным предприятием договоров.

Поиск и разработка нефти -  основной вид деятельности предприятия. В настоящее время Открытое акционерное общество «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» – современное предприятие, успешно сотрудничающее с известными компаниями мирового нефтебизнеса. Мощным импульсом для развития предприятия стало его участие в реализации шельфовых проектов Сахалинской области.

Целью создания предприятия является извлечение прибыли путем осуществления следующих основных видов деятельности:

·        Производство (добыча, переработка), транспортировка и реализация первичных энергоресурсов, товаров народного потребления и производственно-технического назначения.

·        Разведка, эксплуатационное, разведочное и другие виды бурения, разработка нефтяных и газовых месторождений на суше и континентальном шельфе.

·        Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы.

·        Инженерно-технические изыскания: топографо-геодезические, инженерно-геологические, гидрометеорологические, экологические и морские изыскания.

Место нахождения:

Российская Федерация, 693010, г. Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская, 17.

Основными  потребителями общества являются предприятия внутреннего рынка.

Так как ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» является структурным подразделением ОАО «Роснефть», основными клиентами данного предприятия как в отношении продукции, так и в отношении оказываемых услуг, являются:

- ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз";

- Эксон-Мобил Сахалин;

- Администрация Сахалинской области;

- и другие предприятия и организации.

Поставщиком, на долю которого приходится 31 % от общего объема поставок товарно-материальных ценностей является Открытое акционерное общество  «Нефтяная компания «Роснефть». Данный источник поставок доступен и в будущем не планируется выбор альтернативного.  

Доля закупок  по импорту составляла - 26 % от общего объема всех поставок.

Далее будет проведён анализ основных технико-экономических показателей.

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз"

В рамках доступной и имеющейся информации проведём анализ технико-экономических показателей. 

В таблице 1.1. представлен анализ основных технико-экономических показателей.

Таблица 1.1.

Основные технико-экономические показатели

Показатель

Расчет

на 01.01.2003

на 01.01.2004

Изменение

1. Объём реализованной продукции

из табл. 2.4.

8380809

7174122

-1206687

2. Численность работников

из приложения 4

6 427

6 427

0

3. Выработка

стр.1/стр.2

1304,00

1116,25

-187,75

4. Производительность труда

стр.10/стр.2

108,81

220,80

112,00

5. Средняя заработная плата

ФОТ(приложение 4)/стр.2

62,69

62,69

0

6. Средняя годовая стоимость основных средств

из формы № 1 (0,5*(н.г.+к.г.))

31,34

31,34

0

7. Себестоимость

из формы № 2

6214930

6089354

-125576

8. Уровень затрат на 1 рубль реализованной продукции

стр.1/стр.7

0,74

0,85

0,11

9. Рентабельность

стр.10/стр.1

0,08

0,20

0,11

10.Чистая прибыль

из формы № 2

699307

1419111

719804

Согласно табл. 2.1. объём реализованной продукции за 2004 год сократился на 1206687 тыс. руб., а чистая прибыль увеличилась на 719804 тыс. руб. (при снижении себестоимости на 125576 тыс. руб.). Выработка снизилась на 187,75 тыс. руб., а производительность труда возросла на 112 тыс. руб.

Рентабельность увеличилась на 11 %.

Теперь более подробно проанализируем финансово-экономическое состояние предприятия, чтобы дать более полную оценку.

В табл. 2.2. представлены показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

Таблица 2.2.

Показатели финансово-экономической деятельности эмитента

Показатели финансово-экономической деятельности

2003 г.

2004 г.

Абсолютное отклонение

Темп прироста

Стоимость чистых активов эмитента, тыс. руб.

7 512 706

7 948 013

435 307

105,79

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %

106,4

360,2

253,80

338,53

Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, %

13,7

298,5

284,80

2178,83

Покрытие платежей по обслуживанию долгов, руб.

2,8

0,3

-2,50

10,71

Уровень просроченной задолженности, %

1,1

0,2

-0,90

18,18

Оборачиваемость чистых активов, раз

1,1

0,9

-0,20

81,82

Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз

7,2

7,3

0,10

101,39

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

6,8

13,5

6,70

198,53

Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения, %

27,8

34,3

6,50

123,38

         Согласно приведенным данным в табл. 2.2. величина чистых активов в 2004 году увеличилась на 435307 тыс. руб. или на 5,79 %.

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам увеличилось в три раза и составило в 2004 г. 360,2 %, это может быть связано с привлечением дополнительных ресурсов со стороны, это свидетельствует о возможной опасности ухудшения финансового состояния предприятия.

О существенном росте краткосрочных заёмных средств говорит увеличение показателя отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам на 285 %.

Покрытие платежей по обслуживанию долгов сократилось почти на 90 %.

Показатели оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности увеличились, это говорит о повышении деловой активности предприятия, но оборачиваемость чистых активов снизилась почти на 20 %.

Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения увеличилась на 6.5 %.

В табл. 2.3. приведены показатели ликвидности.

Таблица 2.3.

Показатели ликвидности

Показатели ликвидности

2003 г.

2004 г.

Абсолютное отклонение

Темп прироста

Собственные оборотные средства, руб.

-4 768 354

-4 244 621

523 733,00

89,02

Коэффициент финансовой зависимости

1,1

3,6

2,50

327,27

Коэффициент автономии собственных средств

0,5

0,2

-0,30

40,00

Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами, руб/руб

-3,1

-3

0,10

96,77

Индекс постоянного актива

1,6

1,5

-0,10

93,75

Текущий коэффициент ликвидности

3,1

1

-2,10

32,26

Быстрый коэффициент ликвидности

1,4

1

-0,40

71,43

Собственные оборотные средства эмитента в отчетном периоде увеличились на 523733 тыс. руб. в сравнении с предыдущим периодом. Коэффициент финансовой зависимости в отчетном периоде составил 3,6. Коэффициент автономии собственных средств в отчетном периоде составил 0,2. Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами в отчетном периоде составил - 3, что в сравнении с предыдущим периодом на 0,1 больше. Индекс постоянного актива в отчетном периоде составил 1,5. Коэффициент текущей ликвидности в отчетном периоде составил 1, что в сравнении с предыдущим периодом на 2,10 меньше в связи с уменьшением объема оборотных активов. Быстрый коэффициент ликвидности в отчетном периоде составил 1.

В таблице 2.4. представлены данные об объёмах реализации ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» за последние 2 года в абсолютном выражении, рассчитана структура доходов.

Таблица 2.4.

Объём сбыта ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» за 2003-2004 гг.

Виды деятельности

Доходы тыс.руб.2003 год

Структура доходов, в %

Доходы тыс.руб.2004 год

Структура доходов, в %

Добыча и сбыт нефти

4740406

56,6

4766085

66,4

Добыча и сбыт газа

715220

8,5

803607

11,2

Сбыт нефтепродуктов

2384747

28,5

733743

10,2

Прочие (услуги)

540436

6,4

870687

12,1

Итого

8380809

100

7174122

100

На рис. 2.1. представлена динамика объёма сбыта ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» за последние 2 года.

Рис. 2.1. Динамика объёма сбыта ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» за 2003-2004 гг.

Согласно рис. 2.1. за 2004 год сумма сбыта по прочим видам деятельности предприятия возросла в абсолютном выражении на 330251 тыс. руб. и составила 870687 тыс. руб. (рост на 62,07 %). Доходы по добыче и реализации нефти и газа, а также по сбыту нефтепродуктов снижаются [9, с. 180-195].

Рассмотрим распределение прибылей и убытков в соответствии с годовым отчётом за 2004 год ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» (см. табл. 2.5.).

Таблица 2.5.

Распределение прибылей и убытков ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз»

Статья расходования

Ед.изм.

Размер средств

Чистая прибыль к распределению

тыс. руб.

699 307

Финансирование капитальных вложений,

тыс. руб.

Покрытие убытков прошлых лет

тыс. руб.

Пополнение оборотных средств

тыс.руб.

611 544

Выплаты дивидендов

тыс. руб.

87 763

в том числе:

по обыкновенным акциям

тыс. руб.

17 687

по привилегированным акциям

тыс. руб.

70 076

Количество привилегированных акций

штук

20 253 250

Дивиденд на одну привилегированную акцию

руб.

3,46

Количество полностью оплаченных обыкновенных акций, находящихся в обращении

штук

60 987 925

Дивиденд на одну обыкновенную акцию

руб.

0,29

Согласно табл. 2.5. ОАО «НК «Роснефть» - Сахалинморнефтегаз» получает достаточно большую прибыль и распределяет её среди своих акционеров, как по обыкновенным, так и по привилегированным акциям.

 

 

 

Список литературы

1.     Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 536 с.: ил.

2.     Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: Теория, практика и интерпретация /Финансы и статистика, 2002.

3.     Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учебник.- СПб.: Питер, 2003.- 480 с.: ил.

4.     Донцова Л,В. Никифорова Л.А. Комплексный анализ деятельности пред­приятия. - М.: «ДИС", 2000.(риск)

5.     Ивасенко А.Г., Михайлова Е.М., Пепеляева Л.В. Пути выхода предприятия из состояния банкротства., Новосибирск, 2000

6.     Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы / Учеб. пособие., - М, 2002

7.     Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.

8.     Максютов А.А. Экономический анализ: Учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 543 с.

9.     Мишин Б.А. Уровень качества. Социально- экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. – М, 1999.

10.                       Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 1998

11.                       Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 1998.