5122103(Интег) К.р. Административные права

Введение 3

Глава 1. Административное регулирование правового статуса отдельных участников строительного процесса. 4

1.1. Заказчик 4

1.2. Подрядчик 8

Глава 2. О техническом регулировании в строительстве. 13

Заключение. 21

Список литературы_ 23

 

Введение

Процесс правообразования всегда связан с формированием социально-экономических предпосылок и условий. Поэтому фундаментальные изменения, произошедшие в экономическом, политическом устройстве России в 90-е гг. не могли не повлечь коренного изменения законодательства, в том числе административного, гражданского.

На сегодняшний день Россия поставила перед собой цель ускоренного развития экономики, характерным признаком которого во всех странах и во все времена являлось увеличение темпов и объемов строительства. Однако согласно данным статистики в настоящее время в строительной отрасли наблюдается стагнация, грозящая перейти в падение.

Целью настоящей работы является выявление и комплексное рассмотрение правовых теоретических и практических проблем в сфере административно-правового регулирования правоотношений в строительном комплексе.

Глава 1. Административное регулирование правового статуса отдельных участников строительного процесса.

Многообразие производственных связей является одной из особенностей строительной отрасли, обусловлено это, прежде всего,  значением и характером процесса строительства. Действительно, в создании любого строительного объекта принимают участие десятки, а при строительстве крупных сооружений и сотни проектных, научно-исследовательских, строительно-монтажных организаций, заводы-изготовители основного технологического оборудования, поставщики инженерного оборудования и строительных материалов, государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, банки, инвесторы и другие субъекты. Так, между указанными участниками строительного процесса устанавливаются правоотношения, различные по своей природе, содержанию. Интересно то, что административное право регулирует в строительном комплексе правоотношения такого характера, которые традиционно находились в сфере действия гражданского права, в том числе отношения по договору строительного подряда.

Так, согласно п.1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Рядом нормативно-правовых актов устанавливаются определенные требования к указанным участникам.

1.1. Заказчик

Особые требования к заказчику в строительстве предъявляются, в случае если он является индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, но только  тогда, когда функции заказчика переданы ему застройщиком по договору об оказании услуг, в частности по агентскому договору, инвестором по инвестиционному договору. Из содержания п.3 ст.47 Градостроительного кодекса видно, что в таком случае  заказчик – это лицо, уполномоченное застройщиком на выполнение ряда его функций. При этом, заказчик  не обладает вещными правами на земельный участок, на котором ведётся строительство. Проанализировав содержание Гл.6 Градостроительного кодекса, можно сделать вывод, что в отношениях с государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, поставщиками оборудования и материалов,  с  проектными, строительными организациями и иными подрядчиками, архитекторами, инженерами   заказчик обладает такими  полномочиями как если бы он был застройщиком. Очевидно, что иное положение заказчика ставило бы под удар стабильность гражданского оборота в рассматриваемой отрасли, поскольку, во-первых, усложнило бы законодательное регулирование правоотношений по договору строительного подряда, во-вторых, увеличило бы количество возможностей для недобросовестного поведения контрагентов.

Таким образом, заказчик - выполняет функции по обеспечению проведения строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации[1].

В силу ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"[2] виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации подлежат лицензированию.

Таким образом, в соответствии со ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – ФЗ «О лицензировании»), абз.2. п.1. Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I  и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом[3] (далее  - Положение) в договоре строительного подряда на стороне заказчика может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которых является выполнение функций заказчика, только в случае, если у указанных лиц есть лицензия на осуществление этой деятельности.

Очевидно, что такое требование, получило неоднозначную оценку как со стороны непосредственных участников строительного комплекса, в частности задействованных в процессе строительства, так и со стороны исследователей договора строительного подряда.[4] Такое требование рассматривается многими как нецелесообразное и противоречащее действующему законодательству по следующим причинам:

·        Указанное требование ограничивает право на занятие предпринимательской деятельностью, значительно останавливает, тем самым, развитие строительного комплекса.

·        Требования Положения, предъявляемые к соискателю лицензии, одинаковы как для заказчика-застройщика, так и для подрядных строительных организаций, таким образом, заказчик может осуществить строительство своими силами, не привлекая подрядчиков.

·        Что касается функций контроля за строительным процессом, предоставления и корректировки технической документации – законом заказчику предоставлена возможность передать их осуществление  в первом случае инженеру (инженерной организации) (ст. 749 ГК РФ), кроме того, на стройплощадке осуществляется ещё и авторский надзор со стороны архитекторов и разработчиков проектной документации (п.4.1 Свода правил «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений. СП 11-110-99.[5]); во втором случае, – проектной организации (п.2 ст.53 Градостроительного кодекса РФ[6]).

·        На сегодняшний день на законодательном уровне отсутствует точный перечень видов строительной деятельности, поэтому спорным является отнесение деятельности заказчика-застройщика к строительной.

Ясно, что наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на осуществление функций заказчика-застройщика необходимо, только если указанные функции переданы им застройщиком по договору об оказании услуг, в частности по агентскому договору, инвестором по инвестиционному договору. Если же заказчиком по договору строительного подряда выступает сам инвестор или застройщик, то лицензия не требуется, поскольку тогда выполнение функций заказчика нельзя рассматривать как осуществление предпринимательской деятельности.

Особенностью также является то что, значительная часть прав и обязанностей участников строительного процесса императивно определена источниками административного права, так Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, организовывает формирование приемочной комиссии. Заказчик должен обеспечить вынос на площадку геодезической разбивочной основы силами местного органа архитектуры и градостроительства или по его поручению — специализированной организацией, принять ее по акту. Согласно п.6.6. СНиП «Организации строительства» заказчик выполняет технический надзор за строительством, в частности осуществляет:

- проверку наличия у подрядчика документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний;

- контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее подрядчику;

- контроль исполнения подрядчиком предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления;

- контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ условиям договора и календарному плану строительства;

Для осуществления технического надзора заказчик, при необходимости, формирует службу технического надзора, обеспечивая ее проектной и необходимой нормативной документацией, а также контрольно-измерительными приборами и инструментами.

1.2. Подрядчик.

Поскольку выполнение функций по возведению зданий, монтажу сетей и производству других строительных работ возложено на контрагента заказчика по договору строительного подряда  - подрядчика, очевидно, что требования, предъявляемые к нему должны быть несколько жестче.

Так,  ст. 17 ФЗ «О лицензировании» предусматривает, что строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом подлежит лицензированию. Так, п.1 Положения определяет порядок лицензирования деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы и индивидуальными предпринимателями (при осуществлении строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения). Деятельность по строительству зданий и сооружений включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно - технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика - застройщика.

При такой формулировке требований существуют  две сложности:

-       Может ли физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, привлекаться к выполнению строительных работ по договору строительного подряда, например в качестве субподрядчика, для выполнения штукатурно-малярных работ? По логике законодателя получается, что может, если его деятельность не будет носить предпринимательского характера.[7]

-       На данный момент законодательно не определён точный перечень строительных работ, подлежащих лицензированию. Так, Постановление правительства отсылает в этом вопросе к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029 - 2001[8], однако данный документ опубликован не был. Получается, что лицензия требуется не на отдельные виды строительных работ как считает Богачёва Т.В.[9], на все виды работ, осуществляемых при строительстве, в частности  штукатурно-малярные, облицовочные, благоустройство территории застройки[10], целесообразность чего представляется достаточно спорной.

При заключении договора  заказчику следует требовать у подрядчика (генподрядчика) представления лицензии, разрешающей осуществление строительства зданий и сооружений с указание непосредственно осуществляемого по договору вида строительной деятельности в приложении к лицензии.[11]

-                       Что касается административного регулирования прав и обязанностей подрядчика, то они  детально регламентированы не только Гражданским Кодексом РФ, но и ведомственными нормативными актами, поскольку, во-первых, строительная деятельность представляет собой повышенную опасность в процессе её осуществления; во-вторых, осуществление строительной деятельности требует специальных знаний и навыков, именно поэтому подрядчик должен иметь лицензию на её осуществление, и именно поэтому он должен контролировать весь строительный процесс, учитывая то, что качество выполнения одной отдельной операции может повлиять на качество результата всей работы, причём велика вероятность отсутствия последующей возможности внести какие-то исправления; в-третьих, строительный процесс является многоэтапным, достаточно затратным, и зачастую, необратимым, поэтому подрядчик должен все операции детально документировать, особенно с учётом того, что впоследствии эта информации может понадобиться в процессе эксплуатации полученного результата.

-                       Подрядчик обязан извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков (п.6. ст.52 Градостроительного кодекса РФ).

-                       Подрядчик должен обеспечивать доступ на территорию стройплощадки и возводимого объекта представителям заказчика, органам государственного контроля (надзора), авторского надзора и местного самоуправления, предоставлять им необходимую документацию.

-                       Подрядчик ведет исполнительную документацию:

А) комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;

Б)геодезические исполнительные схемы, выполненные в соответствии с требованиями действующей нормативной документации.

В) общий журнал работ (п.5.14 СНиП «Организация строительства», п.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ).

-                       Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований. Так, подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ. Кроме того, согласно п.5.5. СНиП «Организации строительства» подрядчик обеспечивает безопасность работ для окружающей природной среды, при этом:

- обеспечивает уборку стройплощадки и прилегающей к ней пятиметровой зоны; мусор и снег должны вывозиться в установленные органом местного самоуправления места и сроки;

- производство работ в охранных заповедных и санитарных зонах выполняет в соответствии со специальными правилами;

- не допускается несанкционированное сведение древесно-кустарниковой растительности;

- не допускается выпуск воды со строительной площадки без защиты от размыва поверхности;

- обеспечивает складирование и хранение материалов и изделий в соответствии с требованиями стандартов и ТУ (технические условия) на эти материалы и изделия.

- выполняет обезвреживание и организацию производственных и бытовых стоков.

В случае обнаружения в ходе работ объектов, имеющих историческую, культурную или иную ценность, исполнитель работ приостанавливает ведущиеся работы и извещает об обнаруженных объектах учреждения и органы, предусмотренные законодательством .

-                       Помимо обязанности  осуществлять входной контроль технической документации, подрядчик должен осуществлять и производственный, операционный контроль, а также приёмку геодезической разбивочной основы, предоставляемой ему заказчиком (п.6.1 СНиП «Организация строительства», п.4 ст.52 Градостроительного кодекса РФ).

Глава 2. О техническом регулировании в строительстве.

Особую роль в административном регулировании играет новый Федеральный закон «О техническом регулировании»[12].

В техническом регулировании применительно к строительной отрасли в нашей стране происходят революционные преобразования. Наступает период, когда изменения уже выходят в производственную сферу, где особенно трудно менять менталитет. Наряду с работой по созданию новой системы технического регулирования, нужна большая разъяснительная работа с каждым участником производства всех уровней и профессий.

Революционность Федерального Закона Российской Федерации «О техническом регулировании» состоит в том, что государство этим Законом снимает с себя ответственность за качество и целиком возлагает ее на производителей, потребителей продукции и общественность, оставляя за собой регулирование лишь в одной сфере – обеспечении безопасности.

Рассмотрим основные принципы Закона «О техническом регулировании» и чем они отличаются от действовавших до июля 2003 года.

1. Закон сокращает количество критериев, по которым определялась обязательность требований, предъявляемых к продукции, процессам ее производства и обращения. Число этих критериев сокращено до трех, это: защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

То есть бязательными могут быть требования по всем видам безопасности (их в Законе названо одиннадцать). Речь идет не о технике безопасности, не о безопасных условиях труда, а о безопасности самой продукции: механической (конструктивной), пожарной, промышленной, электрической, биологической, химической, взрывобезопасности, безопасности зданий, строений, сооружений, строительных материалов и изделий.

2.Закон устанавливает только два вида нормативных актов, это:

технический регламент, содержащий обязательные требования по выше названным критериям;

документы в области стандартизации добровольного применения, в их числе: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической социальной информации (которые для некоторых, определенных Законом, целей носят   обязательный характер);стандарты организаций.

3. Право принятия технических регламентов дано Законом только высшим органам власти Российской Федерации путем принятия соответствующих: Законов Российской Федерации; Постановлений Правительства Российской Федерации (до принятия соответствующих федеральных законов); Указов Президента Российской Федерации (в исключительных случаях и до принятия соответствующих федеральных законов); международных договоров, когда это требуется.

При этом право разработки технических регламентов предоставлено всем, в том числе физическим лицам, общественным организациям, но в порядке, установленном Законом.

К сожалению, их разработка осуществляется неудовлетворительно. Только шестого ноября 2004 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена программа разработки 74 основных регламентов по безопасности. В том числе два для строительной отрасли:

«О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения», со сроком представления Правительству Российской Федерации в декабре 2005 года;

«О безопасности строительных материалов и изделий», со сроком представления правительству Российской Федерации в апреле 2006 года.

Всего же до 2010 года предполагается разработать до пятисот технических регламентов, в том числе более сорока для строительной отрасли.

Право принятия добровольно применяемых документов в области стандартизации дано национальному органу по стандартизации, а стандартов организаций – самим организациям.

Здесь также положение дел неудовлетворительное. Только 22 октября 2004 года создан технический комитет по стандартизации в строительстве – ТК-465. В комитете создано пять подкомитетов, определено более шестидесяти членов комитета. По информации руководителей этого комитета к разработке нормативов еще не приступали.

Но не только принципы нормирования меняет Закон. Он же устанавливает и такой метод технического регулирования, как оценка соответствия – это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования[13].

Закон устанавливает несколько форм оценки соответствия:

государственный контроль (надзор); аккредитация; испытания; регистрация; подтверждение соответствия; приемка и ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых закончено; иные формы.

При этом обязательный характер носят только те формы оценки соответствия, которые указаны в соответствующих технических регламентах для конкретных целей.

Основные принципы трех из всех названных форм оценки соответствия прописаны непосредственно в Законе «О техническом регулировании», это:

подтверждение соответствия; аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении продукции (исключительно на стадии обращения), а также в отношении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Все это исключительно в части соблюдения требований технических регламентов, по правилам и методам, содержащимся в технических регламентах.

Государственный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; подведомственных им государственных учреждений. До реформы органов государственной власти в России было более шестидесяти органов государственного надзора. Все они перечислены в Кодексе об административных правонарушениях. В новой структуре органов власти их осталось двенадцать. В сфере строительства они не сократились, а лишь укрупнились методом слияния.

Нынешний Ростехнадзор объединил шесть прежних структур, это: экологический, атомный, энергетический, архитектурно-строительный, жилищный и горно-технический надзоры. Положение о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзоре) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 401[14]. Эта служба подчинена непосредственно Правительству Российской федерации, а не министерствам, как все остальные службы надзора. И это очень правильно сделано.

Поскольку структура всех органов надзора предусмотрена двухуровневая, то логично надеяться, что и на уровне субъекта Российской Федерации службы надзора, аналогичные Ростехнадзору, должны подчиняться непосредственно правительству субъекта Российской Федерации, а там, где нет правительства, администрации субъекта Российской Федерации, а не ее структурным подразделениям. Они не должны входить в ведомственные департаменты, комитеты, управления, отделы.

Формирование федеральной службы Ростехнадзора в настоящее время завершается, и бывшая инспекция Госархстройнадзора бывшего Госстроя России вошла в ее состав, включая руководителя.

Впереди серьезная работа по формированию органов государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями нового Градостроительного Кодекса Российской Федерации[15], Федерального закона «О техническом регулировании», другими законодательными актами, регламентирующими надзорную деятельность.

Особо следует сказать о такой форме оценки соответствия, как приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Закон «О техническом регулировании» лишь назвал такую форму оценки соответствия, но не установил, как она должна осуществляться.

Градостроительный Кодекс внес определенную ясность по этой проблеме, но не прописал процедуры. О процедурах можно узнать из Строительных Норм и Правил 12-01-2004 «Организация строительства»[16], которые, как и Градостроительный Кодекс, введены в действие с 1 января 2005 года.

СНиП отсылает нас к Территориальным Строительным Нормам, где они имеются. Таким образом руководствоваться сегодня надо всеми этими документами, учитывая принцип недопустимости несоответствия требований нижестоящих документов требованиям вышестоящих и более поздно принятых документов.

Иерархия здесь такова: Градостроительный Кодекс, Закон «О техническом регулировании», СНиП 12-01-2004, ТСН (если он есть).

По вопросам приемки СНиП дает лишь два уточняющих обстоятельства, весьма полезных для дела приемки.

Первое, это то, что застройщик (заказчик) принявший объект без проведения процедур оценки соответствия, лишается права ссылаться впредь на недостатки, которые могли быть выявлены при оценке соответствия (явные недостатки).

Второе, это то, что эксплуатация (в том числе заселение) объекта, а также работа по доведению до окончательной готовности квартир, до завершения приемки недопустимы.

Это следует учитывать всем участникам строительной деятельности при осуществлении процедур приемки объектов в эксплуатацию.

Закон устанавливает ответственность как всех участников деятельности по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований технических регламентов, так и всех участников деятельности по оценке соответствия.

Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность:

за нарушение требований технических регламентов;

за неисполнение предписаний и решений органов государственного контроля (надзора).

Кроме этого, в случае, если в результате несоответствия причинен вред или возникла угроза причинения вреда, изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения вреда. Эта обязанность не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица несут ответственность: за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, за совершение противоправных действий (бездействий).

Органы по сертификации и их должностные лица несут ответственность за нарушения правил выполнения работ по сертификации, если такие нарушения повлекли за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

При этом ответственность не только в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и в соответствии с договором о проведении работ по сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры), эксперты несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений также в соответствии с законодательством и договорами.

Закон содержит и раздел о переходных положениях, в котором указывается, что технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления Закона в силу, с 1 июля 2003 года до 1 июля 2010 года.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Обязательные требования нормативных актов и документов, в отношении которых технические регламенты в семилетний срок не будут приняты, прекратят свое действие.

Исходя из положений Закона, полномочия по обеспечению безопасности и качества строительной продукции разделяются между участниками строительной деятельности и органами, регулирующими эту деятельность, следующим образом.

Министерства разрабатывают нормы, высшие органы власти утверждают их, агентства оказывают помощь в их реализации, органы надзора контролируют соблюдение норм.

Производители (продавцы) продукции (а в строительной отрасли это: подрядные строительно-монтажные организации; предприятия, организации и производства строительных материалов и изделий; проектные, изыскательские и научно-исследовательские организации) обеспечивают изготовление и выпуск в обращение качественной и безопасной продукции.

При этом, производители (продавцы) продукции обеспечивают осуществление строительного контроля в ходе строительства объектов и подтверждение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров (контрактов) в формах подтверждения соответствия, установленных Законом.

И все это своими силами или за свой счет.

Большая роль в обеспечении безопасности и качества строительной продукции принадлежит заказчикам в строительстве. В большинстве случаев заказчик сегодня не сам потребляет строительную продукцию, а активно участвует в ее создании и продает потребителям. Поэтому полномочия этой категории участников строительной деятельности такие же, как у производителей продукции в части, выполняемых ими работ, качество и безопасность которых также должны быть подвергнуты процедурам подтверждения соответствия.

Не снимаются с заказчика и функции по техническому надзору за соответствием строительной продукции требованиям, установленным обязательными нормами, нормативами добровольного применения, договорами (контрактами). Сохранено право заказчика - привлекать для осуществления надзора за реализацией требований проектов и норм авторский надзор проектных организаций.

Только комплексная реализация всех предусмотренных действующим законодательством мер позволит гарантировать потребителям безопасность и надлежащее качество строительной продукции.

Заключение.

Строительный комплекс является важнейшей составляющей экономики страны. Только стабильное развитие и безопасное функционирование этой отрасли способно обеспечить реальный рост ВВП, в том числе в смежных отраслях, повышение благосостояния людей. Ключевую роль в этом играет создание системы технического регулирования в строительном комплексе.

Административно регулирование строительного комплекса, в частности, статуса,  прав и обязанностей его участников, обуславливается тем что, во-первых, строительная деятельность представляет собой повышенную опасность в процессе её осуществления; во-вторых, осуществление строительной деятельности требует специальных знаний и навыков, именно поэтому подрядчик должен иметь лицензию на её осуществление, и именно поэтому он должен контролировать весь строительный процесс, учитывая то, что качество выполнения одной отдельной операции может повлиять на качество результата всей работы, причём велика вероятность отсутствия последующей возможности внести какие-то исправления; в-третьих, строительный процесс является многоэтапным, достаточно затратным, и зачастую, необратимым.

За невыполнение требований в строительном комплексе, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[17] предусматривает в главе 9 соответствующую административно-правовую ответственность, в частности, за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, за нарушение требований нормативных документов в области строительства, за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию.

Экспертный совет совета по строительству, архитектуре и строительной индустрии отмечает, что развитие законодательства о техническом регулировании строительного комплекса осуществляется темпами, не в полной мере обеспечивающие исполнение требований Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон). Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрены средства на финансирование разработки технических регламентов. Однако до настоящего времени в Государственную Думу не внесено ни одного проекта техническою регламента в строительстве. Следует учитывать, что в 2010 году действие переходного периода1 заканчивается.

Какие задачи ставит сейчас Правительство области по развитию строительного комплекса? Во-первых, и главное, - закрепить достигнутую стабилизацию объёмов капитальных вложений, удержать набранные темпы. В условиях крайней ограниченности бюджетных средств одним из важнейших направлений является работа по разработке и реализации программ, способствующих привлечению внебюджетных финансовых ресурсов, прежде всего в сферу жилищного строительства.

Список литературы

 

             I.      Нормативные акты

1.    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

2.    Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. – М., 2005.

3.    Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. – М., 2005.

4.    Градостроительный кодекс РФ  от  29.12.2004. // Российская газета. - 30.12.2004. - №290.

5.    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ //Российская газета.-  31.12.2001. - №256.

6.    Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ//Российская газета. -  31.12.2002. - №254.

7.    Федеральный закон от 08.08.2001  «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Российская газета. – 10.08.2001. - №152-153.

8.    Постановление Госстроя России от 19 апреля 2004 г. № 70 «О строительных нормах и правила «Организация строительства». // Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. – 2004. – №3.

9.    Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» //Российская газета. -  11.08.2004 - №170.

10.                       Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства». // Российская газета. – 04.04.2002. - №60.

11.                       Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утв. Постановлением Госстроя от 5 марта 2004 г. N 15/1. // Бюллетень Минюста России. – 2004. – №5.

12.                       Постановлением Госстроя РФ от 10.06.1999 N 44 «Об одобрении и вводе в действие свода правил «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений. СП 11-110-99». // Бюллетень строительной техники. – 1999. –  N 7.

13.                       Письмо Пенсионного фонда РФ «О договорах строительного подряда» от 11 июля 2001 г. NВП-09-25/5745// Справочная правовая система Консультант.

14.                       Методическое руководство по составлению и оформлению договоров строительного подряда, утв. Письмо Пенсионного фонда РФ от 29 октября 1998 г. N АБ-09-11/9288. // Справочная правовая система Консультант.

15.                       Общероссийский классификатор основных фондов  ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359. – М.: ИПК Издательство стандартов, 1995.

16.                       Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст. // Справочная правовая система Консультант.

17.                       Постановление Госкомстата РФ от 03.10.1996 N 123 "Об утверждении инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству". // Справочная правовая система Консультант.

          II.      Монографии и учебные пособия.

 

1.     Брагинский М.И Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. – М.: Стройиздат, 198. – 144 с.

2.     Комментарий к градостроительному кодексу РФ. / Под ред. А.Н. Королева, О.В. Плешаковой. – М.,Юстицинформ, 2004 // Справочная правовая система Консультант.

3.     Юшкевич С.П. Договор строительного подряда. – М.: Ось-89, 2002. – 240 с.

       III.      Периодическая литература.

1.    Гончаренко Н. Строим по договору. // Закон. – 2001.  –  №7. – С. 68- 74.

2.    Доброчинская И. Нетипичные проблемы типового подряда. // Бизнес- адвокат. – 2004. - №15. // Справочная правовая система Консультант.

3.    Егиазаров В. Смета как способ определения цены договора подряда // Право и экономика. – 2001. - №10. – С.80-81.

4.    Корнийчук Г. Документальное оформление строительных работ. // Право и экономика. – 2004. - №10. – С. 21- 27.

5.    Михалычева Ю.Строительный подряд. // Экономико-правовой бюллетень. – 2004. – №5.// Справочная правовая система Консультант.

6.    Озеров П.С. Гражданско-правовое регулирование отношений строительного подряда: Автореф. дис…канд.юрид.наук / П.С. Озеров. – Краснодар, 2003. – 20с.

7.    Сухорукова В. Правовое регулирование в строительстве // Закон. – 2004. - №8. – С.3-8.

8.    Фаршатов И. Организационно-правовые предпосылки договора строительного подряда // Хозяйство и право. – 2002. – № 9. – С.63-72.

       IV.        Ресурсы Интернет

1.    Официальный сайт МЦЦС Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. – Режим доступа:  <www.mccs.ru> .

2.    Информационно-аналитический строительный портал.  - Режим доступа:  <I-STROY.RU>


[1]Однако, следует учесть, что заказчик не может самостоятельно вести строительство, в отличие от застройщика (п.3. си.52 Градостроительного кодекса). При этом, такое отличие может влиять только на отношения «заказчик-инвестор», «застройщик-инвестор», «заказчик – государственные органы исполнительной власти» , но не на договорные отношения строительного подряда.

[2] Российская газета. – 10.08.2001. - №152-153.

[3]Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства». // Российская газета. – 04.04.2002. - №60.

[4]См.: Озеров П.С. Гражданско-правовое регулирование отношений строительного подряда: Автореф. дис…канд.юрид.наук / П.С. Озеров. – Краснодар, 2003. – С.15;  Михалычева Ю.Строительный подряд. // Экономико-правовой бюллетень. – 2004. – №5. // Справочная правовая система Консультант; Корнийчук Г. Документальное оформление строительных работ // Право и экономика. – 2004. - №10. – С. 24.

[5]Постановлением Госстроя РФ от 10.06.1999 N 44 «Об одобрении и вводе в действие свода правил «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений. СП 11-110-99». // Бюллетень строительной техники. – 1999. –  N 7.

[6] Российская газета. – 30.12.2004. –№290.

[7]См.: Юшкевич С.П. Договор строительного подряда. – М., 2002. – С..25; Гончаренко Н. Строим по договору // Закон. – 2001. – №7. – С.69.

[8]Постановление Госстроя России от 06.11.2001 N 454-ст. // Справочная правовая система Консультант.

[9]См.: Богачева Т. Договор строительного подряда // Закон. – 2004. - №8. – С. 76.

[10]См.: Постановление Госкомстата РФ от 03.10.1996 N 123 "Об утверждении инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству". // Справочная правовая система Консультант.

[11]См.: Методическое руководство по составлению и оформлению договоров строительного подряда, утв. Письмо Пенсионного фонда РФ от 29 октября 1998 г. N АБ-09-11/9288. // Справочная правовая система Консультант; Письмо Пенсионного фонда РФ «О договорах строительного подряда» от 11 июля 2001 г. NВП-09-25/5745// Справочная правовая система Консультант; Доброчинская И. нетипичные проблемы типового подряда. // Бизнес- адвокат. – 2004. - №15.// Справочная правовая система Консультант.

[12]Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ//Российская газета. -  31.12.2002. - №254.

[13] См.: Информационно-аналитический строительный портал.  - Режим доступа:  <I-STROY.RU>

[14] Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» //Российская газета. -  11.08.2004 - №170.

[15] Градостроительный кодекс РФ  от  29.12.2004. // Российская газета. - 30.12.2004. - №290.

[16] Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. № 70 «О введении в действие Строительных Норм и Правил 12-01-2004 «Организация строительства».

[17] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ //Российская газета.-  31.12.2001. - №256.