Содержание

1. Поясните значение экологического мониторинга.. 3

2. Стратегия решения вопроса прекращения загрязнения природной среды... 8

Закон 28. 14

Закон 58. 14

Список литературы... 16

1. Поясните значение экологического мониторинга

Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде) для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за элементами окружающей природной среды в пространстве и времени. Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему мониторинга.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает несколько основных процедур:

-             выделение (определение) объекта наблюдения;

-             обследование выделенного объекта наблюдения;

-             составление информационной модели для объекта наблюдения;

-             планирование измерений;

-             оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;

-             прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

-             представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.[1]

  Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

-             о состоянии окружающей среды;

-             о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т. e. об источниках и факторах воздействия);

-             о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

-             о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации.

Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при ее движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяются с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки. Последний представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределенных данных, характеризующих экологическую обстановку на определенной территории, совместно с картоосновой местности. Разрешающая способность информационного портрета зависит от масштаба используемой картоосновы.

  В 1975г. была организована Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в последнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем: изучение климатических изменений, дальнего переноса загрязняющих среду веществ, гигиенических аспектов среды, исследования Мирового океана и ресурсов суши. Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга, а также международные и национальные системы мониторинга. Одна из главных идей мониторинга – выход на принципиально новый уровень компетентности во время принятия решений локального, регионального и глобального масштабов.[2]

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

-             импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);

-             региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);

-             фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).

При движении экологической информации от локального уровня (город, район, зона влияния промышленного объекта и т. д.) к федеральному масштаб картоосновы, на которую эта информация наносится, увеличивается, следовательно, меняется разрешающая способность информационных портретов экологической обстановки на разных иерархических уровнях экологического мониторинга. Так, на локальном уровне экологического мониторинга в информационном портрете должны присутствовать все источники эмиссий (вентиляционные трубы промышленных предприятий, выпуски сточных вод т. д.). На региональном уровне близко расположенные источники воздействия «сливаются» в один групповой источник. В результате этого на региональном информационном портрете небольшой город с несколькими десятками эмиссии выглядит как один локальный источник, параметры которого определяются по данным мониторинга источников.

На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных источников эмиссии на этом уровне могут играть роль промышленные районы, достаточно крупные территориальные образования. При переходе от одного иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

-             источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду — выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т. д.;

-             переносы загрязняющих веществ — процессы атмосферного переноса; процессы переноса и миграции в водной среде;

-             процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ — миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов; биохимический круговорот и т. д.;

-             данные о состоянии антропогенных источников эмиссии — мощность источника эмиссии и месторасположение его, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду.[3]

В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.

Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т. д.), грунтовых вод, взвесей и данных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

Урбанизованная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т. д.

Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

  Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.

Наблюдение в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип организации — природно-экосистемный.

Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются:

-             оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем;

-             выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории;

-             исследование изменений экологического климата (многолетнего экологического состояния) территорий.

2. Стратегия решения вопроса прекращения загрязнения природной среды

В целях обеспечения экологически безопасного устойчивого развития осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений. Хозяйственная деятельность ориентируется на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России.

Основные направления деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития:

-             экологически обоснованное размещение производительных сил;

-             экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

-             экологически безопасное развитие сельского хозяйства;

-             неистощительное использование возобновимых природных ресурсов;

-             рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;

-             расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;

-             совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.[4]

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, предусматриваются следующие основные направления деятельности:

-             создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

-             развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

-             улучшение качества продуктов питания;

-             обеспечение населения качественной питьевой водой;

-             предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

-             обеспечение радиационной безопасности населения;

-             предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

-             экологическое воспитание и образование населения.

В целях преодоления обострившихся противоречий между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов и ландшафтов при решении территориальных экономических проблем на основе оптимизации режимов природопользования и защиты окружающей среды предусматриваются следующие основные направления деятельности:

выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров;

преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;

сохранение природного комплекса различных экосистем;

В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются следующие основные направления деятельности:

-             сохранение биоразнообразия;

-             охрана озонового слоя;

-             предотвращение антропогенного изменения климата;

-             охрана лесов и лесовосстановление;

-             развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;

-             обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

-             решение проблем Мирового океана.[5]

Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране вызвана ухудшение состояния природы на всем земном шаре.

Охрана природы может быть связана с решением экологических проблем на разных уровнях – местном, национальном (в границах государства) и общемировом. Современная деятельность государств позволяет оценить изменения в состоянии природы и разработать основные правила использования природных богатств с тем, чтобы обеспечить рост производства и в то же время не допускать нарушений.

Многие страны объединяют свои усилия в решении экологических проблем. Заключены международные соглашения об охране птиц, о защите вод и воздушного бассейна, об охране вод Балтики, Средиземного моря от загрязнения. Результаты международного соглашения ряда стран об охране белого медведя в Арктике оказались очень успешными. Действует и международный договор по сохранению природного комплекса Антарктиды.

Международный союз охраны природы и природных богатств ведет Красную книгу, в которую заносятся виды животных и растений, находящихся на грани исчезновения.

Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его  история насчитывает уже более ста лет. Первоначально объектом заключения договоров и конвенций была охрана тех или иных животных.

Однако в середине 20-го века с осознанием того, что нельзя сохранить какой-нибудь вид, включая человека, разрушив среду его обитания, на первое место выходят совместные усилия по предотвращению загрязнения и разрушения окружающей природной среды. Так, в 1954 году была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, а в 70-х годах – и другими отходами, включая радиоактивные. Важнейшее значение имел Московский договор (1963 г.) о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

В настоящее время заключено около 200 различных международных соглашений и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы, а в некоторых случаях – в серьезных изменениях в экономике.

Например, выполнение требований Конвенции по сохранению озонового слоя может нанести болезненный удар по химической промышленности России. Не удивительно, что достигнутые договоренности (особенно при многостороннем сотрудничестве) иногда годами не могут вступить в силу.

На Конвенции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (КОСР-92) ряд соглашений был принят в значительно более мягком варианте, чем предполагалось, а по некоторым вопросам к единому мнению вообще не удалось прийти. в том же 1992 г. в СНГ вместо широкомасштабного Соглашения о взаимодействии в области охраны окружающей природной среды пришлось принять более узкий и менее действенный Рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества».

Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координации совместных усилий по охране природы и привлечения внимания общественности к экологическим проблемам. Они могут быть межгосударственными (межправительственными) или неправительственными (общественными).

Важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. Занимается мониторингом окружающей природной среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения наиболее острых проблем современности, таких как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв и т.п.

Отдельными сторонами природоохранной деятельности занимаются и другие отделения ООН, такие как ЮНЕСКО (экологическое воспитание и образование населения, охрана всемирного культурного и природного наследия). Комиссия по мирному использованию космического пространства, Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции и др.

Медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Контроль за соблюдением правил строительства и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ- Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой ООН в 1957 г. В настоящее время в него входит120 государств.

Для России и других стран, входящих в СНГ, особое значение имеет создание Межгосударственного экологического совета (1992 г.), координирующего природоохранную деятельность и оказывающего содействие в разрешении экологических споров между Россией, Беларусью, Молдовой и рядом других государств Содружества.

Среди международных неправительственных организаций важнейшей является МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), учрежденный в 1948 г., основными направлениями деятельности которого являются издание Красных книг о редких и исчезающих видах организмов, организация заповедников и национальных природных парков, экологическое просвещение и т.п.

Вопросами сохранения биологического разнообразия  активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).

Громадный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес «Римский клуб» - международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые помогли бы избежать грозящей в скором времени экологической катастрофы.

Самой известной международной организацией является «Гринпис» - «Зеленый мир», главным направлением деятельности которой является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды. Всего в мире действует несколько сотен природоохранных организаций.

Закон 28

Правило конструктивной эмерджентности – надежная система может быть сложена из под систем, не способных к индивидуальному существованию.

Вообще, эмерджентность – это новое свойство (информация), появившееся в результате объединения элементов в систему. Предполагается, что элементы до объединения не обладали подобным свойством. Например, объединение атомов в молекулу приводит к появлению совершенно новых свойств. Объединение кварков в нуклоны, нуклонов в атомное ядро - все это резкие скачки в новое качество. Но объединение людей в разные группы уже не приводит к  таким резким скачкам в качестве. Группа всегда работает лучше одного человека, но способностью работать обладает и один человек.

Данный закон природы показывает, что существуют подсистемы, которые выполняют только функции, возложенные на нее большей системой и сами по себе не имеют смысла. Их можно назвать «вспомогательными системами».

Например, любой орган человека: без человека он не сможет существовать, но для жизни человека он необходим.

Закон 58

Принцип преломления действующего фактора в иерархи систем (и внутри системы). Фактор, действующий на систему, преломляется через всю иерархию ее надсистем.

Данный закон показывает определенную зависимость всех элементов системы.

Так, например, солнечное воздействие на человека было бы губительным, при прямом  облучении, но преломляясь через иерархию надсистем – атмосфера, помещение, особенности физиологии организма – оказывает полезное и приятное воздействие.

И так в любой системе. Этот принцип необходим для того, что бы снизить губительное воздействие на конкретную систему внешних факторов. Система получает лишь то что способна вынести и в чем способна существовать.

Список литературы

1.     Дубнищева Т.Я. Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2004.

2.     Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004.

3.     Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2002.

4.     Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2003.

5.     Концепции современного естествознания. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003.


[1] Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. – с. 212.

[2] Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2002. – с. 385.

[3] Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – с. 168.

[4] Дубнищева Т.Я. Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2004. – с. 614.

[5] Концепции современного естествознания. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 247.