5122103(Интег) К.р. Конституционное право

Вопрос 1. Определение Конституции[1] Российской Федерации. Основные черты, особенности и функции Конституции РФ.

Конституция - писанный основной закон государства (Российской Федерации), принятый на всенародном голосовании, закрепляющий основы государственного, политического и общественного устройства[2], которому в этом качестве присущи определенные (юридические) свойства, в полной мере раскрывающие его сущность. Основные свойства Конституции Российской Федерации:

·                   Верховенство - одно из формальных проявлений государственного суверенитета России. Одновременно верховенство Конституции РФ не может использоваться органами и должностными лицами федеральной власти для умаления государственно-правового статуса субъектов Федерации. Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июля 1996 г., "федеральный законодатель и в сфере своей компетенции не вправе разрешать вопросы, затрагивающие конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, без учета конституционных принципов федеративного устройства. Тем более недопустимо произвольное сужение правовых возможностей субъектов федерации»[3].

·            Высшая юридическая сила,

·            Учредительный и базовый для текущего законодательства характер,

·            Особый порядок внесения поправок, пересмотра и отмены,

·            Стабильность. Это объясняется наличием в их тексте более общих, гибко применяемых положений, установлением запрета изменения отдельных положений (о правах и свободах личности, форме правления и государственно-территориального устройства и проч.), усложненной процедурой внесения поправок и пересмотра конституции. Формально-юридическая стабильность конституции зависит от степени соответствия ее положений реальному устройству политической, экономической и духовной жизни общества, уровня согласия основных социально-политических сил, качества изложения текста конституции.

·            Прямое действие. Это новое положение ч.1 ст.15 Конституции для отечественной конституционно-правовой теории и практики. Правда, Конституция не поясняет, что понимается под прямым действием, и не оговаривает его условия. Очевидно, прямое действие норм Конституции предполагает непосредственное регулирование ими возникающих общественных отношений. Однако, как и в зарубежном конституционном праве, здесь не все так просто. Положение части 1 ст.15 Конституции РФ не имеет абсолютного значения (из-за абстрактного характера ряда норм, наличие в нормах оговорок и ограничений и т.д.)

·            Специализированная охрана конституции.

·            Конституция Российской Федерации действует на всей территории Российской Федерации в пределах ее государственных границ (приравненной к ней территории) и в отношении всех проживающих на этой территории лиц - граждан Российской Федерации, иностранных государств (за исключением подпадающих под правило экстерриториальности) и лиц без гражданства)[4].

В совокупности упомянутые основные черты задают определенные ориентиры развития системы права.

Основные черты  Конституции Российской Федерации:

·                   Неразрывно сочетает в себе свойства юридических текстов, политических документов и идеологических установок.

·                   Будучи принятой в условиях острого противостояния различных политических сил, неясности общественных ориентиров на более или менее длительную перспективу, Конституция не могла не включать некоторые структурные и содержательные несогласованности, недоговоренности и даже противоречия. Так отсутствуют в тексте Конституции глава о "гражданском обществе" или общественном строе, избирательной системе, финансово-бюджетном устройстве, нет деления гл.2 на статьи о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах, об обязанностях личности. Отмечается неправомерность того, что глава о статусе Президента РФ помещена перед главой о Федеральном Собрании. Еще больше критических замечаний звучит по поводу содержания отдельных глав и положений (отсутствие конкретизированных обязанностей личности, неопределенность статуса Президента РФ в механизме разделения властей, ограниченность полномочий Государственной Думы Федерального Собрания и т.п.)

·                   Однако, по мнению зарубежных исследователей, она отвечает требованиям современной конституционной доктрины и основным чертам конституций демократических государств. «В трехтомном издании "Конституции государств Европы" отмечается: "По своей структуре и содержанию Конституция 1993 г. близка к конституциям развитых демократических государств с президентской формой правления". Центральное место в Конституции РФ занимают "основы конституционного строя" (ст.1-16), являющиеся новеллой в российской конституционной доктрине и практике. Как система конституционных принципов она разработана в европейской континентальной доктрине»[5].

В духе общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека почти в 70 статьях Конституции РФ (всего 137) устанавливаются основные права и свободы личности, гарантии их реализации и обязанности. Впервые признаны естественные права и свободы человека как субъективные права, защищаемые судом и ограничиваемые лишь законом. Важное значение приобретает ключевое положение о том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). В главе 2 установлен стандартизированный в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., другими авторитетными международно-правовыми актами перечень личных, политических, социально-экономических и культурных прав, гарантий их реализации и обязанностей

·                   Так же, как в иных федеративных государствах, Конституция в Российской Федерации определяет основы федеративного государственно-территориального устройства, включая принципы федерализма, состав субъектов Федерации, порядок разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее составными частями, соответствующими органами государственной власти. В силу наслоившихся экономико-географических, национально-этнических, внутри- и геополитических причин в отличие от "классических" зарубежных федераций "в России федеративные отношения недостроены и неразвиты"[6].Это нашло отражение в "суверенизации" отдельных ее субъектов; нечеткости разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между ними и местным самоуправлением.

Один из стержневых вопросов Конституции РФ - вопрос о власти - решается посредством организации государственной власти, в основу которой положена модель республики смешанного типа.

·                   На этом фоне сегодня остро стоит вопрос о повышении роли Федерального Собрания, и прежде всего его "нижней" палаты - Государственной Думы, в контроле за деятельностью федерального Правительства и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти

·                   Организационно-правовое обновление судоустройства и судопроизводства на основе Конституции РФ 1993 г. позволило России в этой сфере стать полноправным членом сообщества развитых стран мира. Введение конституционного правосудия, судов присяжных и мировых судей, расширение деятельности арбитражных судов осуществляется с учетом собственных потребностей и опыта стран континентального и англосаксонского права.

Функции:

Одни социальные связи и явления конституционные нормы призваны закреплять; для других они служат непосредственным основанием их возникновения и развития. Одновременно они охраняют общественные отношения, провозглашая цели общественного развития, выступают в качестве своеобразного нормативного ориентира.Собственно юридический аспект действия Конституции проявляется в ее регулятивных функциях:

учредительная,

правонаделительная,

созидательная,

охранительная функции[7].

Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Именно эту функцию преимущественно выполняют объединенные в отдельную группу нормы, закрепляющие основы конституционного строя (гл.1 Конституции РФ), статус Российской Федерации и ее субъектов (ст.65-70), общий статус Президента Российской Федерации (ст.80-82, ч.1 ст.87, ст.91), Федерального Собрания (ст. 94, 95), Правительства (ст.110), других федеральных органов (ч.1 ст.125, ст.126-129). Учредительной функции соответствует особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающееся от традиционных средств правового регулирования: дозволения, предписания и запрета. Не предусматривая точно определенных прав и обязанностей конкретных субъектов, они имеют всеобщий, универсальный характер, одновременно обращены ко всем либо ко многим видам субъектов и обычно не порождают конкретных правоотношений. Например: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст.10 Конституции РФ).

Правонаделительная функция служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Речь прежде всего идет о нормах, которые наделяют участников конституционных правоотношений соответствующей компетенцией (ст.83-89, 101, 102, 114, 125). Конституционные нормы, выполняющие данную функцию, являются обязывающими. Они воздействуют на поведение соответствующих субъектов посредством дозволений и предписаний. Реализуются же как в общих, так и в конкретных правоотношениях (в форме соблюдения), но преобладающей формой реализации указанных норм в деятельности государственных и общественных органов, их должностных лиц выступает применение.

Спецификой целей и средств воздействия отличается охранительная функция. Она характеризует Конституцию, во-первых, с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, во-вторых, указывает на механизм ее "самообеспечения", "самозащиты". Конституция устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты. В качестве таковых выступают высшие социальные ценности: человек, его права и свободы (ст.2 и 18), народовластие (ст.3), суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории. Охранительная функция (ст.4) проявляется в установлении верховенства Конституции в системе нормативных и правоприменительных актов (ч.1 и 2 ст.15). Важную роль в осуществлении охранительной функции Конституции выполняют гарантирующие нормы (ст.8, 12, 17, ч.1 ст.19, 69, 133), запреты (ст.21, ч.1 ст.74) и др[8].

Созидательная функция  Конституции проявляется в установлении ею целей и задач развития общества и государства. Провозглашение Российской Федерации демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч.1 ст.1) исходит как из сущего, так и из должного; определяет высшие стратегические цели и задачи развития российской государственности, прежде всего связанные с обогащением ее демократического правового потенциала. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст.2) с учетом содержащихся в ст.18 дополнений обращено не только к нашей повседневной действительности, но имеет и программный характер. Данную функцию выполняет ряд других конституционных норм (ст.37, ч.2 ст.40, ч.2 ст.41, ч.2 ст.65, ст.79)[9].

Вопрос 2.

В Российской федерации институт Уполномоченного по правам человека был введен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[10]. В соответствии с Главой II указанного закона Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Вопрос 3.

В соответствии с пп. к) ст. 83 Конституции РФ полномочный представитель Президента РФ назначается непосредственно самим Президентом РФ.

Вопрос 4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ.

В целях максимальной охраны прав и свобод личности основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне.  Конструкции конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в форме гарантии, например "гарантируется свобода массовой информации" (ч. 5 ст. 29), "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту" (ч. 1 ст. 39). Другие - в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона, например "право частной собственности охраняется законом" (ч. 1 ст. 35), "материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ч. 1 ст. 38).

М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе условно подразделяют конституционные гарантии на две группы - общие и специальные (гарантии правосудия). Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, они называют конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права[11]. Эта гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, которая сформулирована в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60 и 61 Конституции РФ.

К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относят:

конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (например, Конституционный Суд, принимающий и рассматривающий жалобы граждан по поводу нарушения их конституционных прав и свобод);

судебную защиту прав и свобод;

законную самозащиту человеком своих прав и свобод;

административно-правовую защиту прав и свобод;

международную защиту прав и свобод(например, Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, Комиссия по правам человека).

К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относят:

гарантию подсудности;

право на юридическую помощь;

презумпцию невиновности;

запрет повторного осуждения за одно и то же преступление;

недействительность незаконно полученных доказательств;

право на пересмотр приговора;

гарантию от самообвинения;

права потерпевших;

запрет обратной силы закона.

Как видно, большая часть специальных конституционных гарантий лежит в области уголовно-процессуального права.

Вопрос 5. Роль Правительства РФ в обеспечении законности, прав и свобод человека.

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально - экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства. Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти. (ст. 19 ФЗ «О Правительстве РФ»)

Вопрос 6. Сравнительный анализ норм главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» с точки зрения их развития и конкретизации в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина».

1. Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство - это не просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, которая должна быть выражена в актах международного уровня, в Конституции, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в верховенстве Конституции и в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); оно только обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием (ст. 18).

 Провозглашенная в этой же ст. 1 Конституции РФ демократический характер Российского государства подтверждается признанием демократических прав и свобод , предусмотренных международными актами ( например, Пакты о правах человека 1966г.):

право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27), гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28), каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст.29), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст.34) и т.д.

2. В соответствии со ст. 2 человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (ст. 55, 56 и др.).

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину Российской Федерации, и лицу, не являющемуся таковым. Конституция определяет круг носителей таких прав словами "все", "каждый", "лицо" ("...имеет право" и т.п.) или словом "никто" ("...не должен подвергаться") (ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации, статьи Конституции прямо указывают на это (ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 63).

Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения; как сказано в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже у государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17).

Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (ст. 33, 45-57, 59, 60, и др.)[12].

3. Что касается ст. 3 Конституции, то независимость органов государственной власти внутри страны в Российской Федерации ограничена конституционно признанием того, что:

источником государственного суверенитета является народный суверенитет (ч. 1 ст. 3 Конституции);человек, его права и свободы есть высшая ценность, которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать (ст. 2) от нарушения, в частности от нарушения государственными органами (ст. 45, ч. 2 ст. 46 и др.), притом что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а не дарованы государством (ч. 2 ст. 17); ограничение же этих прав и свобод государством может иметь место только в определенных исключительных случаях (ч. 5 ст. 13, ст. 55, ч. 1 ст. 56 и др.);права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).Кроме того, согласно ст.52 права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. А также в соответствии со ст. 53 каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Содержание положения о народном суверенитете также емко раскрывается в ст.32, 33 Конституции РФ.

4. Статья 4 раскрывается в ст.61-63, согласно которым, в частности, гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

5. Институт гражданства, изначально упоминаемый в ст. 6, более подробно раскрывается в ст.59, 61-63.

6. Декларируемый в ст.7 социальный характер государства раскрывается в ст.37-43, в которых признается право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы, запрет принудительного труда, провозглашается защита государством материнства и детства, семьи, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей[13]. Кроме того, содержаться положения о том, что

медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Также гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.

7. Провозглашенные ст.8 единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности подкрепляются  правами, установленными в ст. 27 (свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства), ч. 1 ст. 34 (свободное использование каждым своих способностей и имущества для такой деятельности), ст. 35 (право частной собственности и наследования), ст. 36 (право собственности на землю и свободу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами), ст. 37 (свобода труда), ст. 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др., могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Для иностранцев и лиц без гражданства, пользующихся правами и несущих обязанности наравне с гражданами России, федеральным законом или международным договором могут быть установлены дополнительные ограничения (ч. 3 ст. 62).

8. Право собственности на природные ресурсы в ст.9 характеризуется как совокупность правомочий любого собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться - ст. 35, (последнее означает право продавать, покупать, дарить, завещать, сдавать в аренду и т.п.) всеми видами природных ресурсов, ограниченное требованиями, кратко изложенными в ст. 7 (ч. 1 - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека), ст. 8 и 34 (свобода экономической деятельности), ст. 36 (ненанесение ущерба окружающей среде и ненарушение прав и законных интересов других лиц), ст. 58 (обязанность охранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам) и т.д.

9. Признание идеологического многообразия в ст.13, строго говоря, означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. Как и ч. 1, часть 2 этой статьи содержательно связана со ст. 14, 28-30, 44 Конституции РФ и др.

10. Так в ст.14 Российская Федерация провозглашается светским государством, что подразумевает: запрещение разжигания религиозной розни (ст. 13), ненависти или вражды (ст. 29); свобода совести и вероисповедания (ст. 28); равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19); недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29). Светскому характеру демократического государства, в котором человек, его права и свободы, в том числе свобода совести, являются высшей ценностью, признаваемой и защищаемой государством, не противоречит и право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ст. 59) по религиозным мотивам. Кроме того, предусмотренное в ст. 28 право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать религиозные и иные убеждения, иметь и распространять их и т.д. предполагает установленное в ч. 4 ст. 29 Конституции право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию (в данном случае - о любых религиях) любым законным способом.

Вопрос 7. Согласно Конституции РФ (ст.80) Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина

Вопрос 8. Роль Президента РФ как главы государства состоит в:

-принятии мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

-обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

-определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

- представлении Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

Детально указанные полномочия раскрыты в ст. 83-90  Конституции РФ.

Вопрос 9. Конституционные основы взаимоотношений Президента с Федеральным собранием.

Предполагалось, что конституционные основы взаимоотношений Президента с Федеральным собранием определят систему сдержек и противовесов с целью эффективного функционирования органов государственной власти. Однако на практике механизм не сработал. Итак, Президент РФ в ряде случаев (ст.83)обязан либо представлять на рассмотрение кандидатуры либо с согласия палат ФС назначать высших должностных лиц. Кроме того, Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии, распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, то же касается введения и чрезвычайного положения (ст.84, 87, 88)

Однако, Федеральное собрание в лице каждой палаты имеет конституционно-предусмотренные возможности ограничивать власть Президента. Так, Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации (ст.93). Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, чрезвычайного положения утверждается Советом Федерации (ст.108). Государственная Дума дает согласие на назначение высших должностных лиц, выдвижение обвинения против Президента.

Так, имел место такой конфликт между Президентом и Государственной Думой: В 1998 г, когда Президент РФ трижды вносил в Государственную Думу одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ, Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы о конституционности такой практики в своем постановлении пришел к выводу о праве Президента представлять одного и того же кандидата на должность Председателя Правительства дважды или трижды, либо представлять каждый раз нового кандидата [14].

Вопрос 10. Выборы палат Федерального собрания 12 декабря 1993 г.

Первый состав Совета Федерации был сформирован сроком на два года, что предусматривалось в ч. 7 раздела второго Конституции. Формирование состоялось посредством прямых выборов, проведенных на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г[15]., выборы в Государственную Думу проходили в соответствии с Положением о выборах депутатов в  Государственную Думу, утв. Указом Президента  РФ от 1 октября 1993 г. N 1557. Особенности указанных нормативных актов состоят в том, что во-первых, оба нормативных акта утверждались указами президента, и соответственно не представляли собой федеральных законов. Кроме того, они призваны были регулировать лишь однажды проводимые выборы – в 1993г. Фактически же оба акта регламентировали порядок выдвижения кандидатов, предвыборной агитации, финансирования кампаний, голосования, положение избирательных комиссий, округов. В последующем эти акты утратили силу.

Вопрос 11. Конституционно-правовая процедура отстранения Президента РФ от должности.

В процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, у каждой из которых различные полномочия: Государственная Дума выдвигает обвинение, Совет Федерации - принимает решение об отрешении.

В процедуре отрешения участвуют также Верховный Суд (он подтверждает наличие в действиях Президента признаков преступления), Конституционный Суд (он дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения) и специальная комиссия, образованная Государственной думой.

Привлечение к участию в процедуре отрешения органов различных ветвей власти соответствует принципу разделения властей.

Для решения вопросов, связанных с отрешением установлена необходимость квалифицированного большинства в 2/3 голосов в каждой палате. Это вызвано особой важностью решаемых вопросов.

Выдвижение обвинения, причем только в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, Думой требует серьезного обоснования и ответственности в инициировании этого процесса. Требуется инициатива не менее одной трети от общего числа депутатов Думы. Для постановки такого вопроса требуется собрать подписи не менее 150 депутатов. Депутаты обязаны указать конкретные признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту страны, а также обосновать причастность его к этому преступлению. После этого Дума обязана образовать специальную комиссию. В ее задачу входит оценка как соблюдения процедурных правил (наличия кворума для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов и др.), так и фактической обоснованности обвинения. Причем, в целях объективности комиссия должна включать в себя представителей разных фракций и депутатских групп. Таким образом, Дума не рассматривает сразу вопрос об обвинении Президента, а отдает его как бы на экспертный анализ. По возлагаемым на специальную комиссию задачам она похожа на следственную парламентскую комиссию, поскольку имеет право заслушивать на своих заседаниях любых лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу обвинения, рассматривать соответствующие документы, заслушивать представителя Президента Российской Федерации[16].

Результатом деятельности данной комиссии является заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу обвинения, а также о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.

Только после этого Государственная Дума собирается на свое заседание, которое может быть объявлено закрытым, и рассматривает как предложение о выдвижении обвинения против Президента, так и заключение специальной комиссии. Основной доклад о выдвижении обвинения делает один из депутатов, подписавших "обвинительный" документ. Содоклад делает председатель специальной комиссии.

Более конкретно порядок решения всех вопросов такого рода определен в регламентах палат Федерального Собрания.

В ч. 3 ст.93 установлены временные сроки, в течение которых должна быть проведена процедура отрешения - после выдвижения обвинения Думой она должна завершиться не позднее чем в трехмесячный срок. Если в течение такого срока решение не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. Установление этого срока обусловлено тем, что процедура отрешения делает неустойчивым и неопределенным положение Президента, что может отрицательно отражаться на функционировании всей системы государственной власти. Важно, что в соответствии с п.4 ст. 109 Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Вопрос 12. Как назначается Председатель Правительства РФ?

Ст.111 определяет порядок решения одного из ключевых вопросов организации исполнительной власти - назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Часть 1 данной статьи исходя из статьи 83 Конституции Российской Федерации однозначно определяет, что Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Дача такого согласия предусмотрена ст. 103 Конституции.

Предложение о назначении лица на пост главы Правительства вносится в Государственную Думу Президентом. Государственная Дума вправе только выразить согласие или несогласие. Сама Государственная Дума по своей инициативе выдвинуть кандидата на этот пост не вправе.

Внесение кандидатуры в Думу должно происходить в определенные сроки: 1) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; 2) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; 3) в течение недели со дня отклонения кандидата на этот пост Государственной Думой.

Установлен определенный срок и для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства - в течение недели.

 Конституция определяет порядок разрешения разногласий между Президентом и парламентом по поводу кандидатуры на пост главы Правительства: если Государственная Дума троекратно отклонит предложенные Президентом кандидатуры, то осуществляется одно из полномочий Президента - право роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Естественно, что в этом случае Президент самостоятельно решает вопрос о назначении Председателя Правительства.

Вопрос 13. Какова процедура формирования Правительства?

Процедура определяется ст.112, 113 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"[17]. Так, Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.  Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Соответственно, Президент РФ и назначает на должность указанные лица.

Вопрос 14. В чем состоят конституционные полномочия Правительства?

Полномочия федерального Правительства распространяются на такие основные сферы жизни общества, как экономическая, социально-культурная, оборона страны, внешняя политика, обеспечение законности, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, государственная безопасность. Таким образом, Правительство выступает в качестве органа общей компетенции, т.к. ему поручено руководство практически всеми отраслями хозяйства, социально-культурной и административной сфер, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Так согласно ст. 114 Конституции Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Вместе с тем приведенный в ст.114 Конституции перечень полномочий не является исчерпывающим, так как в ней указывается, что на Правительство могут быть возложены федеральными законами и указами Президента иные полномочия[18]. В самой Конституции имеются положения, предопределяющие необходимость решения Правительством отдельных вопросов государственного управления. Например, из содержания ст. 71 и 72 Конституции вытекают такие полномочия Правительства, как разработка и утверждение федеральных программ в области экономического, экологического, социального и культурного развития страны определение порядка осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и др.

В Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" указано, что Правительство в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере (ст. 13); обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества (ст. 14).

Закон возлагает на Правительство комплекс полномочий в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.

Таким образом полномочия Правительства РФ в сфере экономики, перечисленные в пп. "а", "б" и "г" ст.114 Конституции, получили детальную конкретизацию в федеральном конституционном законе.

В соответствии со ст.115 Конституции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, которое является обязательным в Российской Федерации.

Вопрос 15. каковы возможности досрочного прекращения полномочий Правительства РФ и Государственной Думой РФ?

Государственная Дума может быть распущена согласно ст.109 Конституции Президентом РФ после трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ (ст.111) либо повторного выражения в течение трех месяцев недоверие Правительству РФ со стороны Государственной Думы.

Что касается досрочного прекращения полномочий Правительства, то во-первых, в случае досрочного прекращения полномочий Президента и избрания нового Президента, тогда Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия согласно ст. 116 Конституции.

Кроме того, Правительство само может подать в отставку, а также Президент может принять решение об отставке в случае выражения им недоверия Правительству, и отказа в доверии со стороны Государственной Думы, и наоборот, в случае выражения недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы (ст. 117 Конституции)

Вопрос 16. Что такое судебная система и как она формируется?

Конституция РФ утвердила в системе государственной власти страны разделение властей и самостоятельное положение судебной власти как независимой, суверенной отрасли, равновеликой законодательной и исполнительной отраслям государственной власти. Судебная власть - система органов государственной власти, созданных с целью осуществления судебной власти в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и представленных судами общей юрисдикции, арбитражными и конституционными судами.  В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Определение Конституцией РФ начал организации судебной власти, основных ее признаков, средств реализации отразило федеральные основы построения современного Российского государства, распределение содержания и пределы нормотворческой компетенции в сфере судоустройства, формы его законодательного регулирования.

Основы правового регулирования этой отрасли государственной власти содержатся в Конституции РФ, в федеральных конституционных и федеральных законах, основным среди которых является Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"[19], Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ»[20]

Вопрос 17. В чем отличие федерального конституционного закона от федерального закона?

Согласно ст. 108 Конституции  федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, к которым относятся случаи: п1. ст.56, п.2. ст.65, п.5. ст.66,п.1 ст.70, п..1. ст.76, пп.в п.1 ст.86, п.3 ст.87, ст.88, пп.д п.1 ст.103, п.2 ст.114, п.3 ст.118,п.3. ст.128, п.2. ст.135, ст. 136, ст.137.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Соответственно по остаточному принципу определяется круг отношений, которые регулируются федеральными законами. Согласно п.3 ст. 76 Конституции федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вопрос 18.

Верховенство права – неотъемлемое свойство правового государства, означающее, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону в широком смысле, т.е. праву. Федеральные конституционные законы и федеральные законы не должны противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить законам, а Постановления Правительства должны приниматься во исполнения указов и законов и так далее в соответствии с иерархией нормативно-правовых актов. Все нормативно-правовые акты, действия и бездействия не должны противоречить праву, в том числе его основополагающим принципам, таким как законность, равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей, справедливость, гуманность и т.д. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением, применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения. Все конфликты должны разрешаться в рамках права. Предполагается установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенной страной, которая определяется в соответствии с рождением по принципу крови или земли или в результате натурализации, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей лица и страны гражданства. Гражданство - это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Первоначально в суверенном государстве гражданство не влекло за собой права участвовать в политике. Выделяются три типа прав, связанных с развитием понятия гражданства:

1. Гражданские права. Они завоевывались длительное время. Гражданские права означают свободу каждого человека жить, где он хочет, свободу слова и вероисповедания, право владеть собственностью и равные права перед законом.

2. Политические права включают право участвовать в выборах и быть избранным на государственные должности. В большинстве стран это право получили мужчины лишь в начале 20-го века. Женщинам пришлось завоевывать это право дольше.

3. Третий вид прав Т. Маршалл определил как социальные права. Это права индивида на социальное обеспечение по болезни, социальную защиту в случае безработицы, а также установленный минимум заработной платы. Социальные права гарантируют человеку государством определенный уровень благосостояния[21].

Конституционное право РФ как отрасль права – основополагающая отрасль права, представленная совокупностью совокупность правовых норм и правовых доктрин, регулирующих, регулирующих фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т. е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В РФ и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется и термин государственное право. Отличается императивным методом регулирования.

Единство государственной власти – 1)один из основных принципов организации власти в социалистических (и ряде др. государств). Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные без исключения. Наконец, этот принцип  не признает разделения органов гос. власти и органов местного самоуправления. 2) социальное единство власти, единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов, обусловленное обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, как того требует ст. 2 Конституции РФ. Единство системы государственной власти в качестве одного из основополагающих принципов российского федерализма закреплено ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Принцип единства системы государственной власти служит цементирующим началом федерализма и его унитарной компонентой, сдерживающей дезинтеграцию. Единство государственной власти обусловлено ее безраздельной принадлежностью одному субъекту — народу. Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Все институты и должностные лица государства приобретают свои полномочия на осуществление государственной власти в результате свободно выражаемой воли народа, которая придает легитимность, правомерность власти государства.[22]

Конституция – писанный (иногда не в виде единого акта, как например в Англии) основной закон государства, принятый на всенародном голосовании, закрепляющий основы государственного, политического и общественного устройства, которому в этом качестве присущи определенные (юридические) свойства.

Конституционные принципы правосудия – правосудие осуществляется только судом, не допускается создание чрезвычайных судов, судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, судьи несменяемы, судьи неприкосновенны, разбирательство дел во всех судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждый имеет право на пользование родным языком. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Презумпция невиновности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Муниципальное право – подотрасль конституционного права, включающая систему норм, регулирующих организацию местного самоуправления.

Народный суверенитет – принцип, согласно которому не допускается какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа страны, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета данной страны. Суверенитет страны связывается не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального народа страны - носителя и единственного источника власти в стране. Поэтому государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за свои действия и решения перед народом страны, они должны соответствующим образом отчитываться за свои действия. Возникновение этого принципа стало возможным лишь в период буржуазных революций, когда было появилось понятие народа и монарх больше не рассматривался как посланник бога на земле и в таком качестве являющийся единственным носителем и источником власти.

Основы конституционного строя – первичная нормативная база, определяющая сущность, форму государства, источник государственной власти и способы осуществления народовластия, принципы федеративного устройства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Политическое многообразие – свойство политического устройства демократического государства, подразумевающее в том числе многообразие политических партий. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды. В то же время государство обязуется соблюдать по отношению к партиям, их деятельности нейтралитет: оно не может провозглашать какую-либо одну партию в качестве ведущей, основной силы политической системы общества, создавать какие-либо льготы и преимущества для деятельности одних партий перед другими.

Чрезвычайное положение – водимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации[23].

Право на жизнь – неотъемлемое, принадлежащее по рождению, основное право человека, признаваемое и защищаемое государством, в том числе в соответствии с нормами международного права (в частности, Всеобщей декларации прав человека 1948г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г.). Реализация права осуществляется путем отмены смертной казни, развитии государственного регулирования в области экологии, техники безопасности на производстве и т.д.

Правосудие – специфическое направление реализации государственной власти, в частности судебной власти, которое осуществляется посредством соблюдения строго регламентированного законом порядка и норм судопроизводства и выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений с целью защиты конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосудия - судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция рассматривает конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство как средство осуществления судебной власти. Согласно Конституции различные ветви судебной власти при выполнении своих функций используют присущие им процедуры рассмотрения подведомственных им дел. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Предмет конституционного права – специфические общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Приоритет прав и свобод человека – принцип, согласно которому права и обязанности человека и гражданина являются непосредственно действующими, признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Законодательство должно применяться, а его содержание должно определяться и толковаться в соответствии с правами и обязанностями человека. На их защиту и соблюдение должна быть направлена деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и должностных лиц.

Разделение властей – принцип в теории права и реализованный на данный момент в государственном устройстве демократических правовых стран, подразумевающий четкое разделения публично-правовых полномочий государства на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных "сдерживающих" друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов, с целью более эффективного разрешения задач поставленных перед государством.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) - на монарха и правительство (кабинет министров), судебная власть является независимой от исполнительной и законодательной. Вопрос о иерархии или равенстве видов публично-властной деятельности и реализующих их государственных органов остается дискуссионным. Основателями этого принципа считаются английский философ-материалист Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.

Свобода вероисповедания  подразумевает, прежде всего, свободу выбора и изменения религии. Рассматриваемое понятие уже понятия «свобода совести». Признание права каждого свободно действовать в соответствии с избранными религиозными императивами означает свободу быть членом уже существующих религиозных объединений, основывать новые, беспрепятственно осуществлять культовые обряды, издавать и распространять религиозную литературу, получать образование в религиозных учебных заведениях. Однако это не лишает государство права и обязанности регулировать порядок организации и функционирования религиозных организаций.

Свобода совести – одна из основных духовных свобод, подразумевающая свободу каждого в выборе религии или в отказе от исповедования какой-либо религии, тесно связанный с принципом терпимости и лежащий в основе светского государства.

Суверенитет государства – неотъемлемый признак государства, который означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье. За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" и т.д.

Судебная власть – самостоятельная, независимая ветвь государственной власти, осуществляемой посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, отвечающей требованиям самостоятельности, исключительности, подзаконности и полноты. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти.

Судебная система – система органов государственной власти, созданных с целью осуществления судебной власти в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и представленных судами общей юрисдикции, арбитражными и конституционными судами.

Участие народа или народных представителей в законодательстве – две основные формы народовластия, обусловленные народным суверенитетом. Непосредственное осуществление власти народа посредством (референдума или выборов) является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации. В соответствии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Список литературы

 

                  I.                        Нормативные акты

1.                Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета. - 1993 г.  - N 237.

2.                Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»  от 30.05.2001 N 3-ФКЗ//Российская газета. - 02.06.2001. - №105.

3.                Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"//Российская газета. – 1997. - №51. – ст. 5712.

4.                Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Российская газета. – 1997. - №43-44.

5.                Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" //Российская газета. – 1997. - №1. – ст.1

6.                Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" //Российская газета. - 1993 г.- 19 октября.

               II.                        Судебная практика

1.     Постановление КС РФ от 15 июля 1996 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.  - 1996.  - N 29. -  Ст.3543.

            III.                        Учебные пособия и монографии

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность -  М., 2000. – 248с.

2.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1996. – 415с.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Л.А. Окунькова. – М., 1996. – 418с.

4.Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления).  - М., 1994. – 261с.

5.Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. - М., 1998.  – 294с.

 IV.      Периодическая литература

 

1.                Бондарь. Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества// Журнал российского права. – 2003. - №11 – С.25 – 37.

2.                "Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений" (интервью с В.И. Лафитским)// "Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2003 г. – С.24-28.

3.                Ген Н.Л. Специфика конституционных норма и особенности их реализации. //Журнал российского права. - 2001 г. - №11. – С.7-С.16

4.                Нарутто С. В.Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в  Российской Федерации  //Правоведение. -1999. - № 4. - С. 27-34.

5.                Невинский В.В.Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом //Журнал российского права. - 2003 г. - №11. – С.12-С.21.

6.                Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2000. 11 июля.

7.                Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость// Журнал российского права. – 2003. - №11 – С.17. – 24.


[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета. - 1993 г.  - N 237.

[2] См.: "Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений" (интервью с В.И. Лафитским)// Законодательство и экономика. -   2003 г. - №12.

[3] См.: Постановление КС РФ от 15 июля 1996 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.  - 1996.  - N 29.  - Ст.3543.

[4]См.: Невинский В.В.Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом //Журнал российского права. - 2003 г. - №11. – С.15.

[5] Цит. по: Невинский В.В.Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом //Журнал российского права. - 2003 г. - №11. – С.14.

[6]Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. -2000. - 11 июля.

[7] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Л.А. Окунькова. – М., 1996. – С.15.

[8] См.: Бондарь. Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества// Журнал российского права. – 2003. - №11 – С.28.

[9] См.: Ген Н.Л. Специфика конституционных норма и особенности их реализации. //Журнал российского права. - 2001 г. - №11. – С.10.

[10] Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Российская газета. – 1997. - №43-44.

[11] См.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 1996. - С. 226.

[12] См.: Невинский В.В.Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом //Журнал российского права. - 2003 г. - №11. – С.17.

[13]См.: Бондарь. Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества// Журнал российского права. – 2003. - №11 – С.27.

[14] Собрание законодательства РФ. -  1998. -  N 52. - Ст. 6447.

[15] Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" //Российская газета. - 1993 г.- 19 октября.

[16] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Л.А. Окунькова. – М., 1996. – С.261.

[17]Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"//Российская газета. – 1997. - №51. – ст. 5712.

[18] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Л.А. Окунькова. – М., 1996. – С.308.

[19]Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" //Российская газета. – 1997. - №1. – ст.1

[20] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ»

//Российская газета. -  23.07.1994. - №138-139.

[21]Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве в Российской Федерации» от 31 мая 2002 №62-ФЗ. / Под ред. В.И. Шкатуллы. – М., 2004. – С.3.

[22] См.: Нарутто С. В.Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в  Российской Федерации  //Правоведение. -1999. - № 4. - С. 27.

[23]Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»  от 30.05.2001 N 3-ФКЗ//Российская газета. - 02.06.2001. - №105.