Содержание

Введение..................................................................................................................... 3

1. Политическое объединение Руси при Иване III и Василии III. Ликвидация ордынского ига......................................................................................................... 4

2. Судебник 1497 г. Социальная структура общества. Аппарат власти и управления................................................................................................................ 6

3. Значение и особенности образования единого Российского государства... 10

Заключение.............................................................................................................. 13

Список литературы................................................................................................ 14

Введение

Конец XV в. столетия – это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством – закономерный итог исторического развития. Объединение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом материального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы экономики. Например, урожайность в передовых странах Западной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (то есть одно посаженное зерно давало соответственно урожай в 5-7 зерен). Это в свою очередь позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали национальные связи.

Процесс собирания земель и укрепления своей власти, начатый первыми московскими князьями, успешно продолжали их преемники. Этому способствовало стабильное положение внутри самого Московского княжества, в котором на протяжении полутора веков не было серьезных усобиц. Лишь в 1433 г. здесь вспыхивает феодальная война между молодым московским князем Василием Васильевичем (внуком Дмитрия Донского) и его дядей Юрием Дмитриевичем, князем звенигородским. Эта война, которую начал Юрий, неожиданно захватив Москву, продолжалась около двадцати лет. После смерти Юрия борьбу за московское княжение стали вести его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Война изобиловала многими жестокостями. Московское боярство, не желая делиться своими привилегиями со знатью, окружавшей Юрия и его детей, оказало поддержку своему князю. Шемяка в конце концов был разбит и умер в 1453 г. Междоусобная война была тяжелым испытанием для Московского княжества, однако оно вышло из нее без больших потерь. Процесс превращения Москвы в политический центр раздробленных русских земель, в столицу нового мощного государства стал уже необратимым.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение завершения процесса образования российского Централизованного государства.

1. Политическое объединение Руси при Иване III и Василии III. Ликвидация ордынского ига

Иван III еще при жизни своего отца был объявлен в 1451 г. его соправителем. С 12 лет начал ходить в военные походы. Позднее Иван III стал первым из московских князей, который перестал лично водить полки и не участвовал в сражениях. Расчетливый и беспощадный политик, искусный дипломат, он был организатором московских побед, продумывая даже мелочи: так, в поход на Новгород он отправил не только военных, но и дьяка с летописями, чтобы документально продемонстрировать новгородцам их «неправды», должным образом отредактированные.

При Иване III процесс «собирания земель» Северо-Восточной Руси вступил в завершающий этап. По завещанию отца Иван III получил большую часть владений - 16 городов, тогда как четырем его братьям, удельным князьям, досталось только 12. Материальные возможности и военная сила Москвы были подавляющими: в 1463 г. был присоединен Ярославль, в 1474 г. ростовские князья продали Ивану III вторую половину Ростова (первую половину присвоил еще Иван Калита). В 1471-1478 гг. после упорного сопротивления (московский великий князь ходил на новгородцев войной в 1471 и 1477 гг. и миром в 1475 г.) покорился Новгород; республиканское правление было уничтожено, и московская территория сразу увеличилась в два раза. В 1485 г. соединенное московское войско осалило Тверь, и последний тверской князь бежал в Литву. В 1489 г. присоединена Вятская земля. При Василии III в 1510 г. была ликвидирована независимость Пскова, в 1514 г. у Литвы отвоеван Смоленск, в 1521 г. присоединена Рязань.[1]

В 1485 г. Иван III принял титул государя всея Руси.

В 1497 г. появился новый знак государственной власти - большая печать с официальным изображением герба - двуглавого орла. Вопреки распространенным представлениям, державный орел не является гербом Византии, а скорее всего взят из государственной символики Священной Римской империи.

В 1480 г. было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угра. Во главе ордынских войск стоял Ахмед-хан, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмед-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно.

Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери - защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

К началу XVI в. была в целом ликвидирована старая политическая система - федерация больших и малых княжеств, где  великое княжение являлось коллективной собственностью всего рода московских князей. Но следы ее в виде уделов сохранялись до конца XVI в.

Помимо уделов, в рамках московских владений находились на правах вассалов московского князя князья Стародубские, Мстиславские, Одоевские, Воротынские и др., перешедшие вместе со своими землями на московскую службу из Литвы. Эти «служебные» или «служилые» князья оставались полными хозяевами своих владений, сохраняли в полном объеме княжеские права в своих землях. Самостоятельную структуру представляла и церковь: митрополит и епископы владели значительными вотчинами и имели своих бояр и светских слуг, которых наделяли землей.[2]

В присоединенных княжествах - например, в Ярославском, - местные князья перестали быть суверенными государями, но сохранили свои вотчины уже как «пожалование» великого князя. На этих землях по-прежнему действовала их администрация (волостели и таможенники), князья собирали дань и вершили суд. Сами же эти территории сохраняли многие права и особенности. Новгородская земля имела свою денежную систему (новгородская деньга была вдвое тяжелее московской) и свою единицу налогообложения - «обжу». Новгород сохранил административно-территориальное кончанское деление, администрацию и судебные порядки: тамошние землевладельцы должны были нести военную службу в пределах своей территории, а купцы имели монопольное право на торговлю с Ливонией. После присоединения Смоленска в 1514 г. жалованная грамота давала горожанам целый ряд налоговых привилегий. На территории государства действовали разные нормы взимания даней.

2. Судебник 1497 г. Социальная структура общества. Аппарат власти и управления

В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства - Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Главной задачей Ивана III и его наследников с 80-х годов стало «государственное строительство»: превращение совокупности бывших княжеств, земель и городов в единое государство. Быстрое объединение территорий со своим укладом жизни и правовыми нормами при относительно низком уровне экономического развития и торговых связей делало новую державу внутренне непрочной, рыхлой, поскольку еще не созрели условия для единства многочисленных бывших уделов, городов и разнородных слоев знатных и незнатных вотчинников и «вольных слуг».[3]

Выход был найден в строительстве централизованного аппарата управления и развитии условной формы феодального землевладения, то есть такой формы обеспечения военной и гражданской службы, которая ставила землевладельца-помещика в прямую зависимость от государя и центральных властей.

Базой для формирования новой системы управления стало великокняжеское хозяйство - дворец и государев двор. В начале XVI в. «двор» уже включал не только старые боярские, но и княжеские роды Рюриковичей, переходивших на московскую службу (князья ярославские – Курбские, Сицкие; оболенские – Долгоруковы, Репнины; суздальские – Шуйские; ростовские - Темкины, Лобановы), а также отпрысков литовской династии Гедиминовичей - князей Голицыных, Куракиных, Хованских, Трубецких.

В 1517 г. впервые в источниках появляется термин «дума» - пять - десять бояр и столько же окольничих выступали ближайшими советниками государя. Представители знатных боярских и княжеских фамилий получали чины - звания бояр, окольничих, оружничих, стольников. Постепенно все феодалы - от вчерашнего владетельного князя Рюриковича до рядового «сына боярского» - переходили на положение непосредственных «служилых людей» московского великого князя. Для крупных русских феодалов были не характерны громадные владения-латифундии, их вотчины были разбросаны по многим землям, что делало их сторонниками великокняжеской политики.

Отношения между родами и назначения по службе регулировались местничеством - порядком, определявшим назначения членов служилых фамилий на военные и прочие государственные должности и ставившим одного выше, а другого ниже на то или иное число «мест». Дети, племянники и внуки одного боярина должны были находиться на службе в таком взаимоотношении с потомками другого, в котором когда-то служили их предки. «Отеческая честь» зависела от происхождения: было принято, что «за службу жалует государь поместьем и деньгами, а не отечеством», и это заставляло московских князей назначать на ответственные должности людей «родословных».

Но с другой стороны, местничество основываюсь на прецедентах, («случаях») и роды, долго и верно служившие московским князьям, укрепляли свои позиции. Унаследованную «отеческую честь» необходимо было постоянно поддерживать службой. Учитывались заслуги и предков, и самого претендента, поэтому наложение великокняжеского наказания-опалы, бегство с поля боя или отъезд в Литву одного представителя семьи могли сказаться на местническом положении всего рода и принести его к «закосненью». Верховным судьей же в местнических спорах был сам государь: «Чей род любится - тот род и высится».

Из состава «двора» выбирались наместники и волостели, которых великий князь ставил во главе новых территориальных единиц -  уездов, делившихся на волости и станы. При отсутствии готового аппарата управления наместники приезжали на службу со своим «двором» - вольными слугами и холопами. Деятельность наместников на такой должности - кормлении регулировалась специальными грамотами, определявшими объем полномочий и размер содержания - корма, который должно было предоставлять (деньгами и натурой - мясом, рыбой, овсом) местное население. Наместник творил суд по уголовным и гражданским делам и взимал в свою пользу штрафы и судебные пошлины («присуд»), собиравшиеся его тиунами и доводчиками. Но во избежание злоупотреблений он должен был судить только с участием местных выборных сотских и добрых людей, а его решения могли быть обжалованы в Москве.

С начала XVI в. из отдельных поручений - приказов, дававшихся конкретным лицам, стали вырастать специальные государственные учреждения - Посольский, Разрядный, Конюшенный и т. д. приказы. В них работали чиновники –дьяки и подьячие. Таким образом, рубеж XV-ХVI вв., счал временем рождения российской бюрократии - профессионалов-управленцев, назначавшихся «сверху вниз» и не подлежавших контролю со стороны управляемых. Образованные и талантливые дьяки - Федор Курицын при Иване III, Иван Висковатый и братья Щелкаловы при Иване IV - являлись ближайшими советниками государя и занимали почетное место в Боярской думе (думные дьяки).

При Иване III складывается и общегосударственная система связи - ямская гоньба. В повинность крестьян или особой категории потомственных ямщиков входила перевозка от одной станции - яма до следующей казенных грузов и людей: гонцов, послов, воевод.

В едином государстве утверждаются и единые нормы судоустройства и судопроизводства, закрепленные в Судебнике 1497 г. Этот документ подробно классифицировал виды преступлений (тогда впервые были запрещены взятки - посулы), регламентировал проведение судебного поединка - поля, нормы судебных пошлин и порядок выдачи судебных актов. Впервые вводился принцип опроса представителей местного населения под присягой в случае отсутствия против подозреваемого бесспорных улик; при этом голоса феодалов и прочих «добрых христиан» были равноценны. Судебник несколько облегчал положение холопов: теперь по закону бежавший из плена холоп или порядившийся в городское хозяйство феодала человек освобождались от холопского статуса. В отношении всех частновладельческих крестьян Судебник установил вместо существовавших ранее на разных территориях различных сроков крестьянских переходов от одного владельца к другому унифицированный порядок и единый срок «выхода»: уйти можно было за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (14 ноября) при условии уплаты пожилого от 25 денег до 1 рубля. В повседневной практике Иван III и его дьяки систематически ограничивали при выдаче жалованных грамот судебные права крупных землевладельцев: из их ведения изымались самые тяжкие преступления – «душегубство, разбой и татьба с поличным».

Становление новой армии и администрации, как и активная внешняя политика, требовали средств, поэтому к концу XV в. сложилась новая система налогообложения. С 60-х годов XV в. стали составляться писцовые книги - валовые описания пахотных земель и крестьянских дворов по каждому уезду и каждому владению, на основании которых исчислялись поземельные прямые налоги: с определенного количества земли (сохи) собиралась в казну определенная сумма, которую раскладывали между собой сами крестьяне-общинники. Основные прямые налоги получили в XVI в. названия «дани», «ямских» и «полоняничных денег».

Косвенные налоги собирались путем установления государственной монополии на продажу таких товаров, как соль и «хлебное вино» (низкоградусная водка), появившиеся в России в начале XVI в.

3. Значение и особенности образования единого Российского государства

Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533).

Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель».

При Иване III и его сыне Василии III были сформулированы 2 основные идеи, оставшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий: идея богоизбранности государя и независимости Московского государства. Для того чтобы эта идеология закрепилась в русских умах, созидатели этой идеологии создали учение о древнем происхождении власти великого князя, будто она шла от самого римского императора Августа. Об этом думали и раньше, но только при Иване III Москва со страниц летописей заявила, что власть свою великий князь получил от самого Бога, от давних киевских прародителей. Также в конце XV в. великокняжеская власть стремилась противостоять претензиям церкви на превосходство над "царством". По указу Ивана IV род Рюриковичей был продлён назад. В начале XVI в. игумен Филофей выдвинул теорию "Москва - третий Рим". Это утверждение было признано служить возвеличению Московских государей (основная цель).

При Иване III появились 2 общегосударственных ведомства: Казна и Дворец. Это были первые органы государственной власти в новом едином Московском княжестве. Дворец ведал личными землями князя, а Казна была хранилищем денег, драгоценностей и бумаг. Политическое управление ориентировалось на Великого князя, власть которого никем и ничем не ограничивалась. Сам титул "государь" обозначает самодержавную власть.

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боярами-кормленщиками», так как за управление уездами получали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.[4]

Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами - по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вологодчине.[5]

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены завершения процесса образования российского Централизованного государства.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-              Раскрыты особенности политического объединения Руси при Иване III и Василии III. Ликвидация ордынского ига;

-              Рассмотрены: Судебник 1497 г.,  социальная структура общества, аппарат власти и управления

-              Рассмотрено значение и особенности образования единого Российского государства.

Московские князья были озабочены не только расширением пределов своего государства и борьбой за его независимость, но и укреплением хозяйства, созданием сильной системы управления, большого войска. Стремясь обеспечить себя служилыми людьми, московские князья начинают жаловать им поместья — земли, которые, в отличие от вотчин, оставались в собственности государства и давались во временное пользование за службу, прежде всего военную. В своем Судебнике (1497) Иван III сделал первый шаг по пути прикрепления крестьян к земле: право перехода от одного хозяина к другому ограничивалось теперь двумя неделями в году — неделей до Юрьева дня (26 ноября) и неделей после. Московские князья принимают меры и по укреплению своей власти: все чаще употребляется титул государь, разрабатывается особый торжественный ритуал, охватывающий все стороны жизни князя. Постепенно налаживается система органов центрального управления, состоящая из Казны, которая вела финансовые, внешнеполитические и другие дела общегосударственного характера, и Дворцов — новгородского, тверского и пр., с помощью которых князья из центра управляли вновь присоединенными землями. Для управления отдельными уездами, на которые делилась теперь обширная территория нового государства, из центра назначались наместники. Они обладали всей полнотой власти на местах и жили за счет кормления — различных сборов с местного населения.

Список литературы

1.           Антонов с.Н. История России: Монголы и Русь. – Тверь: Леан, 2004.

2.           Беллин Ю.В. История России X – XV век. – М.: Филинъ, 2002.

3.           Иванченко Н.С. Русская история. – М.: Инфра-М, 2004.

4.           История России с древнейших времен / Учебник для ВУЗов под ред. Александрова Н.В. – СПб.: Питер, 2003.

5.           Угольников Е.А. Ключевые события в Русской истории. – М.: Дело, 2003.


[1] Иванченко Н.С. Русская история. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 205.

[2] Беллин Ю.В. История России X – XV век. – М.: Филинъ, 2002. – с. 380.

[3] Антонов С.Н. История России: Монголы и Русь. – Тверь: Леан, 2004. – с. 275.

[4] Иванченко Н.С. Русская история. – М.: Инфра-М, 2004. – c. 214.

[5] История России с древнейших времен / Учебник для ВУЗов под ред. Александрова Н.В. – СПб.: Питер, 2003. – с. 256.