Содержание

Налоговая политика на транспортных предприятиях................................. 3

Налогообложение операций по перевозке грузов и пассажиров................. 8

Список литературы.......................................................................................... 15

Налоговая политика на транспортных предприятиях

В течение 2004 года предприятиями транспортного комплекса было внесено налоговых платежей в сумме 19, 8 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - 8, 3 млрд. руб., что в 2, 3 раза больше, чем в 2003 году.

Увеличение объема налоговых поступлений объясняется как объективными изменениями экономических условий, в которых работают транспортные предприятия, так и проводимыми мероприятиями по повышению уровня собираемости налогов.

Диаграмма “Налоговые платежи предприятий транспортного комплекса и объемы финансирования из федерального бюджета "Диаграмма “Поступление налоговых платежей от предприятий транспортного комплекса в течение 2004 года" Анализ показывает, что налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий транспортного комплекса возрастают и при этом не только существенно превышают бюджетное финансирование транспорта, но и оказываются сопоставимыми с налоговыми поступлениями ведущих промышленных отраслей.

Такое положение, безусловно позитивное с точки зрения наполнения бюджета, имеет и ряд принципиальных отрицательных аспектов.

Высокая налоговая нагрузка на транспортные организации влечет за собой вынужденный рост транспортных тарифов, ограничивает инвестиционные возможности транспорта, сдерживает развитие отраслей транспортного машиностроения, снижает конкурентоспособность российских перевозчиков на международном рынке транспортных услуг.

В конечном итоге, все дополнительные издержки транспорта перекладываются на граждан России и товаропроизводителей, сдерживая экономическое развитие и способствуя инфляционным процессам.

Кроме Того, недостатки системы налогообложения препятствуют применению в России финансовых схем и механизмов, общепринятых в странах рыночной экономики.

Так, практика налогообложения ввоза судов, используемых на условиях договора бербоут - чартера, практически исключает реализации таких договоров в России.

В настоящее время, согласно условиям контрактов на строительство нового флота, в залоге у иностранных банков находятся более 100 российских судов, зарегистрированных в иностранных реестрах. По окончании указанных контрактов, в соответствии с условиями лицензий Центрального Банка Российской Федерации они должны быть возвращены в Российскую Федерацию. В большинстве зарубежных стран, учитывая возможность регистрации судовладельцем своего судна в любом национальном реестре, в подобных случаев таможенных пошлин, как правило, не взимают. Очевидная невозможность выплаты судовладельцами НДС и таможенной пошлины при ввозе судна по договору бербоут - чартера приведет к тому, что все эти суда сохранят иностранную регистрацию и, более Того, будут избегать захода в российские порты, чтобы не быть зафиксированными таможенными органами в качестве ввезенных на таможенную территорию России.

Бюджетная система Российской Федерации в связи с этим не получит ни таможенных платежей, ни налоговых доходов от последующей эксплуатации судна. Общие ее потери можно оценить в 1, 0 - 1, 2 млрд. Долл. США в течение срока эксплуатации этих судов.

Повышенная налоговая нагрузка препятствует реализации в России и судостроительных проектов. Сопоставление структуры затрат отечественной и иностранной верфи объясняет заинтересованность инвесторов в реализации судостроительных проектов за рубежом.

Таким образом, несовершенство системы налогообложения фактически вынуждает отечественных судовладельцев к строительству, регистрации и эксплуатации судов вне России.

Диаграмма “Сравнение структуры затрат российской и иностранной верфи "Высокая фискальная нагрузка негативно влияет на конкурентоспособность российских международных автомобильных перевозчиков, которые вынуждены приобретать по импорту магистральные тягачи. Сопоставление только налоговых условий ввода подвижного состава в эксплуатацию показывает, что российские перевозчики оказываются в заведомо невыгодном положении в сравнении со всеми основными конкурентами.

Диаграмма “Налоговые условия приобретения по импорту магистрального тягача". Несовершенство системы налогообложения вызывает негативные последствия и на внутреннем рынке транспортных услуг, создавая, в частности, основу для неоправданных конкурентных преимуществ. Так, порядок, при котором постановка на учет автомобилей юридическими лицами предусматривает уплату налога на приобретение автотранспортных средств, а физическими лицами – не предусматривает, привел к тому, что все большее количество автомобилей регистрируется как собственность физических лиц. При этом для определенной части предпринимателей и предприятий создается конкурентное преимущество и одновременно снижается эффективность государственного надзора и контроля за осуществлением автотранспортной деятельности. Диаграмма “Доля грузовых автомобилей зарегистрированных как собственность физических лиц.

"С учетом изложенного, деятельность Министерства транспорта Российской Федерации по совершенствованию налоговых механизмов направлена, прежде всего, на снижение налоговой нагрузки на предприятия транспортного комплекса, создание условий для обновления основных фондов и повышения инвестиционной активности, создание равных налоговых условий для деятельности конкурирующих транспортных предприятий, повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков на международных рынках транспортных услуг.

В течение 2004 года работа в области реализации налоговой политики проводились по следующим основным направлениям: Разработка, согласование и сопровождение предложений, учитывающих специфику транспортного комплекса России, при рассмотрении проекта второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Разработка предложений по изменению действующей нормативно - правовой базы в области налогообложения, направленных на создание благоприятных условий для функционирования предприятий транспорта. Контроль за внесением предприятиями транспортного комплекса налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

В течение 2004 года Минтранс России совместно с Научным Центром комплексных транспортных проблем проводил активную работу по доработке и подготовке ко второму чтению в Государственной Думе Российской Федерации проекта главы 30 второй части Налогового кодекса “Налог на прибыль (доход) организаций”. При участии предприятий и ассоциаций транспортного комплекса разработан и передан на рассмотрение в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по бюджету, налогам, банкам и финансам перечень поправок по данному налогу.

В Налоговом кодексе было впервые определено понятие сезонных отраслей и видов деятельности. По предложению Минтранса России в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации, был включен морской и внутренний водный транспорт в части перевозок пассажиров и грузов, а также погрузочно - разгрузочных работ, осуществляемых в районах с ограниченным сроком навигации.

В конце 2003 года в составе правительственного пакета бюджетообразующих законов в Государственную Думу Российской Федерации были внесены 19 налоговых законопроектов. Проведен анализ 16 из них с точки зрения специфики транспортного комплекса. В процессе анализа были выявлены положения законопроектов, которые могли бы резко отрицательно сказаться на финансовом положении транспортных предприятий. Например, абсолютно неприемлемым для предприятий с сезонным характером производственной деятельности являлось положение о переходе на ежедекадную уплату налога на добавленную стоимость.

На основе проведенного анализа сформированы соответствующие предложения, которые представлены в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по бюджету, налогам, банкам и финансам. Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации об освобождении от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость морских и речных судов, зафрахтованных и эксплуатируемых российскими судовладельцами по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартер) с условием последующего выкупа судна по истечении срока действия договора и перехода права собственности российскому фрахтователю.

Важным вопросом при разработке системы налогообложения является проблема определения налоговой нагрузки на предприятия транспортного комплекса. В настоящее время не существует общепринятой методики исчисления налоговой нагрузки, соответственно нет и официальной статистики этого показателя. С целью определения совокупного налогового бремени используются разрозненные измерители, которые в косвенной форме дают представление о налоговом бремени. В то же время, работа по снижению налоговой нагрузки на предприятия требует точной оценки влияния изменения Того или иного налога на общую налоговую нагрузку.

В настоящее время начата работа по разработке методики определения налоговой нагрузки на предприятия транспортного комплекса. Данная методика позволит резко повысить эффективность работы по совершенствованию налогового законодательства.

Налогообложение операций по перевозке грузов и пассажиров

Постановка на учет в налоговом органе

Согласно п.1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

В случае применения автотранспортными предприятиями обычной системы налогообложения исчисление и уплата налогов осуществляется с учетом особенностей, изложенных ниже.

Налог на добавленную стоимость

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, работ услуг на территории Российской Федерации. Перевозки пассажиров и грузов являются услугами, таким образом, облагаются налогом на добавленную стоимость.

При определении ставки НДС при обложении услуг по транспортным перевозкам следует исходить из того, что в общем случае применяется ставка 20%, за исключением случаев, установленных ст. 164 НК РФ.

В частности, в соответствии с пп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ к налоговой базе применяется налоговая ставка 0% при перевозке экспортируемых или импортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками, либо товаров, помещенных под таможенный режим транзита через территорию Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ та же налоговая ставка применяется при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации и оформление перевозки осуществляется на основании единых международных перевозочных документов (билетов, квитанций и т. п.). При этом согласно п. 6 ст. 164 НК РФ по операциям, предусмотренным вышеупомянутыми подпунктами п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы отдельную налоговую декларацию, утвержденную приказом МНС России от 26.12.2001 № БГ-3-03/572.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) оказание на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:

·         городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной нормы к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

·         автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Согласно Уставу автомобильного транспорта, к пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно.

Налоговая база по НДС при осуществлении транспортных перевозок определяется с учетом особенностей, указанных в ст. 157 НК РФ. Согласно указанной статье при осуществлении перевозок (за исключением перевозок в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 149) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога и налога с продаж). При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.

При возврате до начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы в подлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки, в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующем расстоянию, которое осталось проследовать пассажирам. В этом случае при определении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам.

Налог с продаж

В соответствии со ст. 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, работы, услуги на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Статья 349 НК РФ признает объектом налогообложения операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Согласно п. 1 ст. 350 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключение такси), а также услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом.

Таким образом, для коммерческих перевозчиков льгот по налогу с продаж не предусмотрено (при осуществлении перевозок в черте города).

Специальные налоговые режимы

Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года вводятся в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 НК РФ).

Автотранспортные предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении следующих условий:

·         если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация (индивидуальный предприниматель) подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета НДС и налога с продаж);

·         средняя численность работников организации (индивидуального предпринимателя) за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике, не превышает 100 человек;

·         стоимость амортизируемого имущества организации, находящегося в ее собственности, не превышает 100 млн. рублей

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими автотранспортные услуги, упрощенной системы налогообложения происходит в общеустановленном порядке предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Однако это правило действует только в отношении тех организаций (индивидуальных предпринимателей), которые используют для перевозки пассажиров и грузов не более 20 автомобилей. Это возможно только в том случае, если данный вид деятельности содержится в перечне в соответствии с законом того субъекта федерации, где осуществляет свою деятельность автотранспортное предприятие.

Виды автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов обобщены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в группе 60 "Деятельность сухопутного транспорта", включая:

1) Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в том числе:

- внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

- пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

- междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

- международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

2) Деятельность такси.

3) Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта.

4) Деятельность автомобильного грузового транспорта, в том числе:

- деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;

- деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные законом субъекта федерации на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК) не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Транспортный налог

Переход на упрошенную или вмененную системы налогообложения не освобождает налогоплательщика (как физическое так и юридическое лицо) от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Несомненно, самым значимым в этой группе налогов является введенный в действие с 1 января 2003 года транспортный налог (глава 28 НК РФ).

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Перечень объектов налогообложения и транспортных средств не являющихся объектом налогообложения изложен в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год.

В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в размерах, указанных в п. 1 данной статьи.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов, но не более чем в пять раз.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Более подробно вопросы установления транспортного налога на территории Сибирского Федерального округа рассмотрены в статье "Транспортный налог на территории Сибирского федерального округа в цифрах".

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ. – М., 2006.

2.     Руководящий документ Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (утв. Минтрансом РФ 29 апреля 2003 г.).

3.     Гаврилова Н.А. О транспортном налоге // Налоговый вестник. – 2004. – №1. – С. 32-34.

4.     Захарьин В.Р. Комментарий к Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным Минтрансом России 29.04.2003 // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. – 2004. – №1. – С. 14-18.

5.     Киселева Т. Не забудьте про транспорт // Расчет. – 2004. – №1. – С. 35.

6.     Талалаева Ю.Н. Транспортный налог. Особенности его исчисления и уплаты // Консультант бухгалтера. – 2002. – №12. – С. 8-12.