Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Контрольная Работа
по дисциплине
«Экономическая теория»
тема:
«Методы регулирования занятости и пути преодоления безработицы в России»
Преподаватель:_____________________________
Факультет:
Группа: №_____________
№зачетной книжки:
Москва 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................. 3
1. Безработица (измерение, структура, типы). Причины возникновения безработицы.
1.1 Общие сведения о безработице.................................... 4
1.2 Виды безработицы........................................................ 5
2. Безработица в современной России
2.1 Структура безработицы............................................... 7
2..3 Методы снижения уровня безработицы..................... 13
Заключение..................................................................................... 21
Список используемой литературы................................................ 22
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
В связи с разразившимся в 2008 году экономическим кризисом проблема безработицы приобрела особую актуальность, так как массовые увольнения и стагнация в производственной сфере вызывают существенную диспропорцию между спросом и предложением на рынке труда. Целью данной работы является изучение природы возникновения безработицы, ее основных видов и форм, анализ динамики безработицы и особенности ее развития в России. Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить природу безработицы с точки зрения разных экономических концепций;
- охарактеризовать основные виды и формы безработицы;
- изучить основные методы измерения безработицы;
- проанализировать специфику факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику безработицы;
- дать оценку состоянию рынка труда в России.
Объектом исследования является само явление «безработица». Предметом исследования – научные труды различных авторов по теме «безработица».
Изученность проблемы безработицы и ее освещенность в настоящий момент недостаточна, так как в последние месяцы происходят значительные изменения уровня безработицы, что связано со значительными изменениями в реальном секторе экономики и разнообразием факторов, характеризующих уровень безработицы.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую сильное воздействие на каждого человека. БЕЗРАБОТИЦА (ИЗМЕРЕНИЕ, СТРУКТУРА, ТИПЫ). ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.
1.1. Общие сведения о безработице
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Занятость измеряется количеством взрослых работников с 16 лет и старше, которые имеют работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Из закона «О занятости населения Российской Федерации»:
«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам».
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самостоятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, оправданным. Это называется «естественный уровень безработицы», но о нем речь пойдет позже.
Безработица возникает тогда, когда часть активного населения не может найти работу, становится резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.
Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы.
1.2. Виды безработицы
Безработицу делят на естественную и вынужденную.
Естественная безработица
Естественная норма безработицы – это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.
Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной.
1.Фрикционная безработица.
Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в течение некоторого времени он остается без работы. Это люди: добровольно меняющие работу; ищущие работу из-за увольнения по инициативе администрации; сезонные рабочие; молодежь, впервые ищущая работу.
2. Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, т. е. не просто не желает работать.
3. Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на рынке труда. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда.
Вынужденная безработица
Вынужденная безработица, которая называется или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил.
1. Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг друга технологическими принципами функционирования производства, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация. В данной весьма упрощенной модели отчетливо прослеживается замена ручного труда механизированным трудом, на смену которому приходит его автоматизация.
2.Структурная безработица.
С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят изменения, которые в свою очередь изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или прекращается совсем. В то же время спрос на другие профессии, включая и новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Рабочая сила на такие перемены реагирует медленно, ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Рабочие не обладают новой рабочей силой, которую можно быстро продать, их опыт и навыки устарели и стали не нужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. Возникает безработица, именуемая «структурной».
Следует отметить, что разрыв во времени между формированием новой рабочей силы и ее продажей порождает ситуацию, при которой наряду с огромной безработицей существует огромная потребность в рабочей силе.
3.Циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса.
4.Застойная безработица характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Это нищие, бродяги, инвалиды и т. д. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.
5. Региональная безработица связана с целым комплексом фактором исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств.
6. Скрытая безработица.
В условиях, когда спрос на рабочую силу почти отсутствует, многие люди, потеряв надежду ее найти, не идут на биржу труда и не регистрируются. Поэтому эта часть безработных остается вне поля зрения официальной статистики и считается скрытой.
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Следует так же отметить, что полная занятость населения не исключает наличия в экономике фрикционной и структурной безработицы. Значит, полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.
ГЛАВА 2. БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
2.1. Структура безработицы в современной России
Рассматривая вопрос динамики безработицы в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических условий, влияющих на ее формирования. Если обратиться ко времени построения социалистического государства (ведь говоря об эпохе «перестройки» следует помнить, что экономически активное население было воспитано в духе построения социализма), стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.
Рыночной экономике требовались активные работники, желающие развиваться, самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации, обучаться. Что предполагает наличие людей с другими установками. Следовательно, возникла задача формирования самостоятельного агента рыночной экономики, к чему не было приспособлено экономически активное население того времени. Отсутствие инициативы и негативное отношение к малому предпринимательству препятствовали формированию новых рабочих мест, способствуя безработице.
При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных.
1 июля 1991 года началась официальная регистрация безработных в городах России. Российская система службы занятости, созданная в соответствии с принятым в 1991 году законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» стала посредником в поиске работы гражданами и работников работодателями. В 1995 году число безработных увеличилось почти вдвое по сравнению с 1992 (по результатам обследования населения по проблемам занятости число безработных в стране составило 6,6 млн. человек). В 1998 году число безработных превысило 7 миллионов человек, что не могло не сказаться на уровне экономической активности населения. С 1998 года уровень безработицы стал снижаться
Для
рассмотрения состояния и структуры безработицы в России в настоящее время
обратимся к обследованию населения, проведенного в мае 2007г. По данным
обследования населения по проблемам занятости по сравнению с маем 2006г.
численность занятого населения увеличилась на 3,1%, численность безработных
сократилась на 19,8%. Уровень безработицы в мае
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце мая 2007г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,6 млн. безработных. По сравнению с маем 2006г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1%. В мае 2007г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 2,5 раза.
В общей численности безработных 1,6 млн. человек (35,4%) не имели опыта трудовой деятельности. В мае 2007г. по сравнению с маем 2006г. среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 5,1 процентных пункта. Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, представлен на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности на май 2007. Источник: Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 0,8 млн. человек (29,2%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию и 0,8 млн. человек (28,9%) - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с маем 2006г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, сократилась на 4,7 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, сократилась на 1,4 процентных пункта.
Среднее время поиска работы безработными в мае 2007г. составило 8,9 месяца и по сравнению с маем 2006г. увеличилось на 0,1 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 42,6% безработных (в мае 2006г. – 41,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 54,1%, и увеличилась за последний год на 1,0 процентный пункт. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы увеличилась на 0,9 процентных пункта и составила 34,6%. Динамика численности занятого населения и безработных в РФ представлена на графике 3.
*) До ноября 2005г. - без учета Чеченской Республики; с ноября 2005г. – с учетом Чеченской Республики.
График 3. Динамика численности занятого населения и безработных в РФ в 1999-2007.
Источник: Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
Средний возраст безработных составил 33,7 года, занятого населения – 39,8 года. Молодежь до 25 лет составляет 31,8% среди безработных и 11,5% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 11,1 %.
Около 11% безработных имели высшее образование и 18% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили соответственно 25,9% и 25,6%.
На рисунке 1 показан уровень безработицы по регионам РФ в среднем на конец сентября 2007 года. (Источник: www.gks.ru).
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ наблюдается в Москве и составляет 1,1%. Не превышает 5% уровень безработицы в Санкт-Петербурге (1,9%), в Агинском Бурятском автономном округе(2,4%), Московской области (2,8%), Республиках Мордовия и Татарстан, в Липецкой, Челябинской, Тульской, Самарской, Ивановской, Ярославской, Калининградской, Тверской, Вологодской, Костромской, Рязанской, Сахалинской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком, Ненецком и Чукотском автономных округах (2,9% - 5,0%).
Самый высокий уровень безработицы по данным обследования отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 69,0% и 54,5%; в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Тыва и Кабардино-Балкарской уровень безработицы составляет от 20% до 23%.
В таблице 1 представлена группировка субъектов Российской Федерации по уровню безработицы в среднем за май 2006-февраль 2007гг.
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению |
Количество регионов в интервале |
В % к общему числу регионов |
Численность безработных в регионах, попавших в интервал, тыс. человек |
В % к общей численности безработных |
до 5,0 |
22 |
25.6 |
701 |
14.2 |
от 5,1 до 8,0 |
37 |
43.0 |
2434 |
49.3 |
от 8,1 до 11,0 |
17 |
19.8 |
821 |
16.6 |
от 11,1 до 15,0 |
4 |
4.5 |
149 |
3.0 |
от 15,1 и более |
6 |
7.0 |
831 |
16.8 |
Итого |
86 |
100 |
4936 |
100 |
Таблица 1. Группировка субъектов Российской Федерации по уровню безработицы в среднем за май 2006-февраль 2007гг. Источник: Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
Такая дифференциация в уровне безработицы в различных субъектах РФ объясняется тем, что в некоторых районах России отсутствуют вакансии. Размер минимального пособия по безработице в РФ в 2007 году составляет – 720 рублей, максимального – 2880 рублей[2].
2.2. Методы снижения уровня безработицы в России.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Рассмотрим подробнее данные методы:
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. (Схема 1.)
Схема 1. Виды государственной политики в области безработицы.
Данные виды политики государства тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности определяют влияние на уровень занятости населения.
Обращаясь к методам минимизации безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной классификации.
Макроэкономическая политика:
ü Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
§ стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
§ льготное налогообложение,
§ поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
§ льготное кредитование (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п.
Социальная политика:
ü Выплата пособия по безработице признанным безработными,
ü Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
ü Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
ü Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
ü Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
ü Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
ü Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
ü Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
ü Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества»[3] создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.
ü Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
ü
Информационная
помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от
ü Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам:
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда. Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.
Официальное
признание безработицы в России произошло в
Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной служба занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы за последние три года.
Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2005
2. Иохин В.Я., Экономическая теория: Учебник.-М.:ЮРИСТЬ, 2002.
3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И., Макроэкономика: Учебник.-М.: Высшее образование, 2006
4. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. ЮНИТИ 2002г.
5. Мелкумян А. Проблемы безработицы. "Экономист" 2005г. №8
6. Жеребин В. Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян //www.demoscope.ru
7. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru
8. Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица" на российском рынке труда //www.demoscope.ru
9. Малеева О. Тает поток на заводской гудок "Экономика и жизнь", 10 декабря 2005 года //www.demoscope.ru
10. Cальникова В. Спрятанная безработица. "Трибуна", 03.08.2007// www.demoscope.ru
11. Соколова М., Ткач А. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов «Парламентская газета», 17 мая 2007 года //www.demoscope.ru
12. В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21 августа 2007 //www.gazeta.ru
13. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.
[1] В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21 августа 2007 //www.gazeta.ru
[2] Постановление Правительства РФ N 831 «О размерах
минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год» от 29
декабря
[3]
Бункина М.К., Семенов В.А.. Макроэкономика. 3-е издание, М.: Дело и Сервис,