Содержание

Введение..................................................................................................... 3

1. Сущность и методы управления природопользования. Характеристика

    экономических  методов управления природопользования............... 4

2. Планирование и прогнозирование природопользования.

    Государственные природоохранные программы.............................. 11

3. Экономическое стимулирование рационального природопользования.

     Понятие и методы............................................................................... 13

Заключение.............................................................................................. 16

Использованная литература................................................................... 17

Введение

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик,  производящих продукцию,  необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые  пытаются обойти природоохранные нормы под видом того,  что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда,  в которой он живет.  Но в современном рыночном мире  бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами,  с помощью экономических рычагов. Сейчас в  нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

Наиболее слабым  звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность  предприятий  в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования  предприятий показывает,  что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования природных  ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности сказывается незначительно.  Это  же можно  сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предприятий,  которые имеют достижения в рациональном использовании  природных  ресурсов и соблюдении экологических нормативов.

1. Сущность и методы управления природопользования. Характеристика экономических  методов управления природопользования

В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют  разработка и  целенаправленное  использование  экономического механизма воздействия на производство,  который должен создать условия для  повышения  непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении  рационального  использования,  охраны и воспроизводства природных ресурсов.  В основе этого механизма должны положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов  управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства  посредством такого изменения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по обеспечению рационального природопользования. Экономические методы включают в себя планирование,  хозяйственный расчет и экономическое стимулирование.

Эти  методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование,  кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т. п.

В условиях рынка,  когда работа предприятия оценивается по показателям прибыльности и  рентабельности,  бесплатность природных  ресурсов  очень  часто порождает бесхозяйственное отношение к ним.  До настоящего времени практически нет платежей  за  природные  ресурсы исключение составляет плата за забираемую воду для промышленных целей,  плата  при отпуске  лесозаготовителям  запасов леса.  В горнодобывающей промышленности для частичного погашение затрат  на  геологоразведочные  работы  установлены ставки возмещения затрат на эти работы,  которые можно рассматривать  как  разновидность платы за природные ресурсы. При этом по большинству полезных ископаемых не обеспечивается полное возмещение затрат на геологоразведочные работы.

Проведение геологоразведочных  работ,  строительство  и эксплуатация  горного  предприятия возможны лишь при условии предоставления специализированным организациям и предприятиям  отвода  земельных  участков.  В  настоящее время порядок установления компенсационных выплат регламентируется  постановлением «О возмещении убытков землепользователям от потерь сельскохозяйственного производства  при  отводе  земель  для государственных  или общественных нужд».  В нем указывается, что предприятия,  организации, учреждения, которым отводятся для  строительства  и  несельскохозяйственных нужд земельные участки, за сельскохозяйственными угодьями, возмещают (помимо  возмещения убытков землепользователям) потери сельскохозяйственного производства,  связанные с изъятием этих участков в размере стоимости освоения равновеликой площади земель с учетом проведения работ на вновь осваиваемых  землях:  мероприятий  по  их  окультуриванию  и повышению плодородности почв[1].

В компенсационных ставках не учитываются потери, возникающие при изъятии земельных участков в других сферах народного  хозяйства (затрат,  связанных с воспроизводством леса, дичи, грибов, ягод, воды, зверей и др.).

В основе  установления  всех  этих платежей (кроме процентной ставки)  лежит  «затратный»  метод,  т.  е.  принцип восполнения  затрат  государства  на  воспроизводство  соответствующих природных ресурсов.  Это позволяет  уловить  лишь часть приносимой дифференциальной ренты (издержек их замещения).

Один из  главных  принципов  начального  этапа рыночной системы -равные условия работы для всех предприятий,  различающихся  географическим  положением,  техническим уровнем производства и рядом других факторов. Различие в объективных факторах, определяющих уровень производства, приводит к различным трудовым и материальным затратам на производство продукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.

Таким образом,  рентабельность  и  возможность  самофинансирования  предприятий  зависит  от  объективных (природно-географических) и  субъективных  факторов,  характеризующихся  уровнем общественного развития (спросом на продукцию, объемы производства продукции,  уровень технического оснащения, уровень технологии и т. д.). В этих условиях необходимо решить проблему устранения влияния природных факторов  на показатели предприятия, чтобы гарантировать им равные экономические возможности социального  и  технического  развития.

Кроме рассмотренных  природных ресурсов имеется некоторое количество природных ресурсов, используемых предприятиями  и  организациями  бесплатно.  К ним относятся сельскохозяйственные земли, запасы угля и горючих сланцев, окружающая среда  как  место  для размещения производственных отходов и др.

Плата за  природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного   природного   ресурса  на  народнохозяйственном  уровне, обеспечивать  возможность  изъятия  дифференциальной  ренты, возникающей  из-за  различий  в  естественной продуктивности этих ресурсов.

Для реализации такого подхода необходимо решить следующие задачи: преодолеть заниженность оптовых и закупочных цен на продукцию природоэксплуатирующих отраслей с целью регулирования ресурсосбережения в народном  хозяйстве;  обеспечить расширенное  воспроизводство  природно-ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета; осуществить выравнивание условий  хозяйствования  при  формировании  хозрасчетного дохода нормально  работающих  предприятий,  использующих  природные ресурсы разного качества и местоположения.

Плата за ресурсы предназначена для регулирования  взаимоотношений государства и хозрасчетного предприятия по поводу конкретного природного фактора. Цель ее введения заключается  в  создании экономических условий для функционирования отдельных предприятий природозксплуатирующих отраслей и стимулирование  рационального использования природных ресурсов, т.  е. создание такого механизма экономического стимулирования их использования,  который обеспечит повышение эффективности всего общественного производства путем перехода на интенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости национального дохода[2].

Платежи предприятий    за    использование    природных ресурсов,  устанавливаемые на основе дифференциальной ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долговременного действия, характеризующие доход, получаемый предприятием  на основе использования им природных богатств находящихся в государственной собственности.

В связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий трудового коллектива предприятия, а путем использования предоставленного  ему  природного источника повышенной продуктивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели.

Стимулирующая функция введения платы за пользование,  в том  числе  на  охрану  и  восстановление природных ресурсов посредством изъятия  у  предприятий  рентных  доходов  через систему  платежей  за  природопользование  реализуется государственная форма собственности на природные ресурсы и  своевременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий,  использующих  природные  ресурсы  разного  богатства и местоположения.

На основе  этих  способов  определения дифференциальной ренты предложены конкретные методы установления ставок  платежей за природопользование, учитывающие специфику отдельных видов природных ресурсов.

Исходя из роли в обеспечении производственного процесса предлагается разделить все эксплуатируемые природные ресурсы на  две группы:  природные ресурсы универсального значения и специализированные природные ресурсы.

Для промышленных  предприятий к природным ресурсам универсального назначения относятся водные ресурсы и прилегающие  территории,  используемые  для размещения в них отходов производства.

Природные ресурсы     специализированного    назначения используются при получении конкретных видов продукции  ограниченным кругом отраслей, специализированных на производстве соответствующей продукции. К ним относятся полезные ископаемые  по  их видам,  служащие материальной основой промышленности, сельскохозяйственные земли, лесные ресурсы.

Для природных ресурсов универсального назначения дифференциальную ренту и соответственно платежи за их использование  целесообразно  устанавливать  в виде издержек замещения этих ресурсов.  Они могут быть приняты равными нормам затрат на   увеличение  обеспеченности  народного  хозяйства  соответствующими видами ресурсов.  Например,  дифференцированные по районам и качественным характеристикам республик нормативы на освоение новых земель, увеличение водоотстоя, нормативы затрат на охрану окружающей среды и т. п.

Установление платежей за природные ресурсы  универсального назначения должно предшествовать разработке прейскурантов новых цен, поскольку плата за эти виды ресурсов учитывается  при  формировании цен практически на все эти виды продукции и услуг и включается в себестоимость их производства.

При разработке  системы  платежей за специализированные виды природных ресурсов сохраняются платежи,  обеспечивающие формирование  фондов воспроизводства этих ресурсов в необходимых случаях вводятся рентные платежи из прибыли  предприятий, эксплуатирующих специализированные природные источники.

Для обеспечения функционирования такого механизма,  во-первых,  необходимо начинать определение платежей за воспроизводство  природных  ресурсов с сопоставления расчетной выручки  от  реализации   данного   вида   минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с суммой нормативных затрат на добычу (переработку) и включаемых в  систему  нормативных накоплений.  В  величину нормативных накоплений включают все удорожания (удешевления) в установленном  порядке,  а  также проектируемые плата за природные ресурсы универсального назначения,  кроме платежей за воспроизводство соответствующего специализированного ресурса.

Если размер  дифференциального  дохода  от эксплуатации данного специализированного отраслевого ресурса, рассмотренный  при проектируемом уровне оптовых цен,  недостаточен для возмещения в полном объеме затрат на его воспроизводство  на величину  разницы  должен быть повышен проектируемый средний уровень цены.

Во-вторых, следует   рассматривать  как  нижний  предел уровня оптовых цен (расчетной выручки от реализации) по  одному  виду  минералъно-сыръевого  ресурса сумму,  включающую нормативные затраты на добычу данного  вида  минеральносырьевого  ресурса,  платежи за природные ресурсы универсального назначения,  используемые при его добыче, платежи за воспроизводство  данного специализированного ресурса,  нормативные накопления, учитываемые в цене.

При необходимости  установления  требуемых ценовых пропорций  между  взаимозаменяемыми  видами  минеральносырьевых ресурсов  и  стимулирования  ресурсосбережения проектируемый уровень оптовой цены может быть повышен по  сравнению  с  ее нижним  пределом.  В  этом  случае  возникает дополнительный рентный доход, который в полном объеме подлежит отчислению в федеральный  и региональные бюджеты в форме платежей из прибыли природоэксплуатирующих предприятий.

Рентные платежи по своей зкономической пользе представляют собой форму изъятия у предприятий дифференциальной ренты,  которая  образуется  в результате устойчивых и незначительных колебаний индивидуальных издержек,  объясняемых различиями в природно-географических условиях производства. Они должны устанавливаться для предприятий и групп  предприятий) природоэксплуатирующих  отраслей  в  случаях,  когда у соответствующих предприятий (групп) при установленном уровне оптовых   (закупочных)  платежей  за  универсальные  природные ресурсы и  платежей  за  воспроизводство  специализированных природных  ресурсов  образуется  избыточный  доход  за  счет использования  относительно  более  благоприятных  природных источников.

Таким образом, в систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения;  платежи за  воспроизводство  специализированных  природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более  благоприятных видов специализированных ресурсов.

Эти виды платежей должны устанавливаться,  как  правило из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов,  1 га земли,  1 м2 воды)  и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.

Рассмотренные платежи   за   использование    природных ресурсов  (в  пределах  установленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами (санкциями) за нарушение установленных нормативов и лимитов природопользования.

2. Планирование и прогнозирование природопользования. Государственные природоохранные программы

Одним из  элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области  природопользования  и  охране окружающей  среды  является планирование природопользования.

Основная цель планирования состоит в обеспечении  экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны.

В условиях  рыночных отношений цели планирования сохраняются. Новый подход к самостоятельности предприятий, переходящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения,  роли,  функций и  методов планирования. В настоящее время происходит процесс становления и поиска наиболее эффективных форм и методов  планирования рационального природопользования.

С переходом на экономические методы управления  качественно  меняются задачи и функции планирования природопользования. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей  среды  и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение законодательства об охране природы[3].

Основными экономическими стимулами воздействия на  природоохранную  и  ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному  использованию  природных ресурсов являются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение (или не  выполнение) плановых целей,  а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение  удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в  системе  хозрасчетного  управления  производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия,  благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства.  Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить  заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат.  Увеличение  издержек  производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру  обеспечиваемой ею прибыли.

Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых  затрат  к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов,  а также расходов по охране окружающей среды,  социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная   эффективность   использования  современных достижений науки и техники,  мероприятий по сбережению  природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья,  топлива и энергии.

Кроме того,  при  установлении  цен  на  топливно-сырьевые  ресурсы  необходимо  учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на  этих  принципах позволит предприятиям в условиях самофинансировани обеспечить осуществление природоохранных  мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т.  п.

По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование  финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает  из  их  сущности как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих  реализацию  экономических интересов всех участников хозяйственного производства.

3. Экономическое стимулирование рационального природопользования. Понятие и методы.

Затраты на   мероприятия   по   экономии   материальных ресурсов на производстве в целом сводятся к ограничению  добычи топлива,  сырья и других материальных ресурсов.  Причем эффективность таких затрат возрастает.  К основным направлениям  организации  работы  по ресурсосбережению в промышленности относятся экономическое  стимулирование  рационального использования материальных ресурсов,  разработка прогрессивной нормативной базы, создание системы управления материальными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования.

В современных условиях существенно возрастает роль экономического   стимулирования    в    обеспечении    процесса ресурсосбережения.  Расширение  хозяйственной  самостоятельности основного звена промышленности -- предприятия --  открывает   принципиально   новые   возможности  для  повышения действенности экономического стимулирования на снижение  материальных затрат. В настоящее время конкретные виды материальных ресурсов,  на зкономию  которых  могут  выплачиваться премии,  определяются непосредственно на предприятиях и объединениях[4].

В целях повышения заинтересованности рабочих, руководящих работников,  специалистов и служащих предприятий и организаций  в  эффективном  использовании ресурсов в промышленности применяется система материального поощрения за  экономично-рациональное использование сырьевых, топливно-энергетических и других  материальных  ресурсов.  Рабочие,  мастера, технологи,  конструкторы и другие специалисты премируются за экономию конкретных видов материальных ресурсов против установленных технически обоснованных (среднепрогрессивных) норм расхода.  Разрешается выплачивать премии в размере до  суммы экономии материальных ресурсов в зависимости от вида и стоимости. Премии рабочим за экономию материальных ресурсов выплачиваются  сверх  предельных  премий.  При этом сохраняется действующий порядок премирования за экономию топлива,  энергии  и  других  ресурсов в случаях,  когда установлены более высокие размеры поощрения.

Экономия материальных ресурсов конкретных видов определяется по итогам работы за квартал по сравнению  с  теоретически  обоснованными нормами расхода,  утвержденными в установленном порядке.  Сумма экономии,  полученная в отмеченном периоде, уменьшается на сумму допущенного перерасхода в предыдущем периоде календарного года по тому же виду материальных ресурсов, но не более чем на 50 %.

Важнейшее условие действенности системы  экономического стимулирования - достоверная оценка трудового вклада каждого работника в обеспечение экономии  материальных  ресурсов.

При  организации премирования необходимо точно выделить круг лиц,  от которых зависит снижение затрат материалов, топлива и энергии.

Сумма премии  за  экономию  материальных  ресурсов   по участку,  агрегату распределяется руководителем структурного подразделения по  согласованию  с  профсоюзной  организацией между  рабочими и специалистами с учетом их личного вклада в осуществление мероприятий по экономии.

Существует специальная шкала размеров доли экономии или перерасхода)  материальных затрат,  на которую увеличиваются (или уменьшаются) фонды поощрения. Шкала позволяет нивелировать  разную стоимость материальных ресурсов на неодинаковую сумму экономии, приходящейся на 1 руб. заработной платы. При таком  премировании большие требования предъявляются к научной обоснованности расхода материальных ресурсов,  обеспечению их систематического обновления, а также становится недопустимым применение технически необоснованных норм.

В целях усиления экономических стимулов для предприятий и повышения материальной заинтересованности их коллективов в более полном использовании производственных отходов, вторичных ресурсов установлено, что прибыль практически полученная от реализуемых товаров и изделий производственно-технического назначения,  изготовленных из отходов производства, остается  в  распоряжении  предприятий  независимо  от  их формы собственности.  Размер отчислений зависит от  уровня  рентабельности (к издержкам производства при рентабельности до 25%  - полностью,  а в части,  превышающей 25 %, - в  размере прибыли при условии, если стоимость отходов, израсходованных на производство указанных товаров и изделий, составляет 50 % от  стоимости всего сырья и материалов,  не считая вспомогательных материалов)[5].

Кроме фонда заинтересованности существуют и другие специальные фонды премирования,  например, за сбор, хранение, и отгрузку лома, отходов черных и цветных металлов.

Результативность материального  стимулирования  зависит от достоверности первичной информации. Одно из прогрессивных направлений решения этой задачи -- внедрение на предприятиях нормативного метода учета затрат на производство.

Выплату премий можно производить только в случае уменьшения выделяемых предприятию фондов на материальные ресурсы.

Данное требование справедливо при  прочих  равных  условиях.

Так,  некоторое  увеличение фондов допустимо при опережающем росте объема производства,  изменении ассортимента и др. Подобный  подход  побуждает  предприятия  к разработке целевых программ ресурсосбережения,  ориентирует на улучшение конечных результатов материалопотребления.

Заключение

Наряду с разработкой и внедрением системы материального стимулирования экономии сырья, топлива, материалов и энергии предусмотрены санкции за  нерациональное  их  использование.

Так введена имущественная ответственность предприятий за перерасход сырьевых,  топливно-энергетических и других материальных ресурсов и за использование их не по назначению.

Под перерасходом материально-технических ресурсов понимается  потребление  их в производственных целях и размерах, превышающих потребность по нормам, установленным отраслевыми министерствами или ведомствами,  а также самими предприятиями.  К перерасходу не относится повышенный расход материальных ресурсов, вызванный проведением мероприятий по повышению технических характеристик выпускаемой продукции.

На предприятия, допустившие перерасход материалов (природных ресурсов), возлагается обязанность перечислить в бюджет двукратную стоимость израсходованных ресурсов в месячный срок по истечении квартала,  в котором допущен перерасход. С момента  совершения платежа в бюджет предприятие вправе потребовать возмещения убытков поставщиками и снабженческо-сбытовой организацией, поставка продукции которой с отступлениями от условий договора послужила причиной допущенного перерасхода и применения мер хозяйственной ответственности.

При использовании предприятием выделенных  ему  материальных  ресурсов  не  по  назначению оно уплачивает в бюджет трехкратную стоимость.

Использованная литература

1.     Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация., М., Мысль,1988 г.

2.     Белова И. Охрана окружающей среды. Учебник для технических ВУЗов, 1991 г.

3.     Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. "Охрана окружающей среды"

4.     Чернова Н.М., Былова А.М. "Экология".

5.     Яншин А.Л. , Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М., Мысль,1991 г.


[1] Белова И. Охрана окружающей среды. Учебник для технических ВУЗов, 1991 г., стр. 98

[2] Яншин А.Л. , Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М., Мысль,1991 г., стр. 96

[3] Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. "Охрана окружающей среды", стр. 127

[4] Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация., М., Мысль,1988 г., стр. 202

[5] Чернова Н.М., Былова А.М. "Экология", стр. 129