МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

Воронов Алексей Владимирович

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Специальность 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством»

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

 

Владивосток - 2000 г.

Работа выполнена на кафедре коммерческой деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

 

 

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки научного системного обеспечения совершенствования деятельности фармацевтических предприятий на основе современных методов управления с использованием инструментария маркетинга и логистики

Российский фармацевтический рынок за ъеряод с 199! по 1999 год прошел несколько этапов развития Произошла его трансформация из регулируемой государством системы с центра ничсвэнкыи распределением аделикаадектпе мере- систему медицинского снабжения во времена СССР в структуру, позволившую ликвидировать дефицит лекарств, приблизить лекарство к потребителю через расширение количества розничных фармацевтических предприятий, но, одновременно, имеющую неоправданно высокие запасы лекарственных препаратов

Главной отличительной чертой современного фармацевтического рынка в РФ является его завершившийся переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя», на котором производитель, посредник и продавец должны учитывать полностью весь спектр запросов клиентов В настоящее время на рынке лекарственных препаратов продолжается внедрение новых подходов к работе фирмами-производителями, оптовиками и розничными предприятиями

Фармацевтический рынок выдержал испытание финансовым кризисом в августе 1998 года, после кризиса появился ряд благоприятных тенденций в его развитии Органы государственной власти осознали стратегическую важность планирования объемов производства медикаментов и снабжения ими потребителей, отечественные предприятия начали активное освоение выпуска импортозамещающих готовых лекарственных средств (ГЛС), увеличилась доля рынка, принадлежащая крупнейшим российским оптовым фармацевтическим фирмам, изменился размер средней торговой наценки оптовых и розничных фармацевтических предприятий Как у государства, так и у коммерческих структур появилось понимание того, что оптимальное значение торговой наценки способствует как развитию рынка, так и решению ряда задач, традиционно возлагаемых на фармацевтический бизнес

Аптечные предприятия после кризиса оказались в тяжелом положении, связанном с падением спроса на лекарства, уменьшением собственных оборотных средств и ужесточением правил предоставления товарного кредота оптовиками Сложившаяся

4

ситуация потребовала от аптечных предприятий освоения новых направлений и методов совершенствования своей деятельности.

Проблемой исследования является совершенствование коммерческой деятельности аптечного предприятия с использованием маркетингового и логистического инструментария на региональном уровне (на примере Приморского края).

Все вышеперечисленное представляет как научный, так и практический интерес и обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является совершенствование коммерческой деятельности розничного фармацевтического предприятия с использованием маркетингового и логистического инструментария в условиях современного развития рынка лекарственных средств.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

- Проведено исследование особенностей и тенденций развития отечественного фармацевтического рынка до и после финансового кризиса в августе 1998 года.

- Исследованы основные субъекты рынка лекарственных средств на уровне Приморского края и выявлены особенности и тенденции развития этого рынка в конце 90х годов.

- Рассмотрены возможности использования инструментария маркетинга и логистики, как важнейших дисциплин, позволяющих повысить эффективность коммерческой деятельности предприятия.

- Уточнен понятийный аппарат в области логистики, применительно к фармацевтическому рынку.

- Разработана методика оптимизация закупок лекарственных средств в зависимости от сезонного изменения спроса.

- Разработана стратегия продвижения лекарственного средства на региональном

уровне.

Объектом исследования являются розничные фармацевтические предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Приморского края.

Предметом исследования являются маркетинговые и логистические методы совершенствования коммерческой деятельности аптечных предприятий, действующих в Приморском крае.

5

Теоретической и методологической основой исследования служат труды ведущих российских и зарубежных ученых, статистические данные, аналитические обзоры, научно - методические публикации представленные в периодической печати, нормативные и законодательные документы.

В работе были учтены наиболее важные положения, разработанные российскими и зарубежными учеными.

Исследованию проблем фармацевтического рынка и действующих на нём предприятий посвятили свои работы следующие авторы:

О.А Васнецова, Карева Н.И., В.И. Криков, С А. Лагунова, Е.А. Максимкина, В.И. Прокопишнн, М.В. Рыжкова, А.Ю. Юданов, М. Brown, N. Evanson, I.E. Fincham, R.A. Gosselin, M.C Smith, J.B. Thomas, A.I. Wertheimer.

Методологические основы изучения и анализа маркетинговых методов к деятельности фирмы осветили в своих работах следующие отечественные и зарубежные авторы:

• А. Вайсман, Н.И. Герчикова, Е.П. Голубков, В.А. Гончарук, П.Р. Диксон, Е. Дихтль, Ф. Котлер, В.Д. Маркова, Р. Моррис, С.Б. Пахомов, А.Н. Романов, Д. Эванс, Т. Ambler, P. Cateora, G. Churchi!!, J. Davidson, C. Phillips.

Проблемы, связанные с управлением предприятием как системой транспортных потоков и связанные с этим логистическим подходом вопросы рассматривают в своих работах следующие авторы

Б.А. Аникин, В.И. Воронов, М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов, Б.С. Козина, И.Т. Козлова, Ю.М. Неруш, А. А Смехов, С.А. Уваров, W. Capacino, A.T. Kearny, J.W. Langford, A.D. Little, A.S. Levine, J Magee, D. Resenfield, J.F. Robeson.

Вместе с тем, отраженные в научной и учебной литературе пути совершенствования деятельности фармацевтического предприятия на основе маркетинговых методов нуждаются в дополнении. К сожалению, использование логистических методов розничными фармацевтическими предприятиями пока не нашло своего полного отражения в научной литературе.

В процессе исследования применялись общенаучные методы, такие как абстрагирование и еистематщация, описание и сравнение, статистический анализ и математическое моделирование.

Информационными источниками исследования явились законы РФ, постановления Правительства РФ, законы Приморского края и другие нормативно-правовые документы по регулированию фармацевтической деятельности, статистические

данные и аналитические материалы касающиеся мирового и российского фармацевтического рынка за 1992-1999 гг., атакже данные, полученные из Internet

Для получения и анализа информации, касающейся исследования фармацевтического рынка Приморского края, автором были разработаны два типа анкет со специальными вопросами для опроса заведующих аптеками и посетителей аптек, был проведен полотный опрос в июне-июле 2000 года

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

определены тенденции развития фармацевтического рынка Приморского края во второй половине 90х годов,

- предложена оригинальная классификация розничных фармацевтических предприятий в зависимости от типа, специализации и организационно-правовой формы;

- разработана методика формирования нового для фармацевтического рынка РФ типа предприятия - аптечной сети, предложен инструментарий организации движения лекарственных препаратов на основе маркетинговых и логистических методов;

- разработана методика управления запасами групп лекарственных препаратов, характеризующихся сезонными изменениями спроса

Практическая значимость результатов исследования определяется' целесообразностью применения методов маркетинга и логистики для совершенствования коммерческой деятельности аптечных предприятий, возможностью использования материалов диссертационного исследования в преподавательской деятельности.

Проведенное автором исследование фармацевтического рынка Приморского края имеет прикладное значение и его результаты могут быть использованы розничными фармацевтическими предприятиями для определения направлений совершенствования своей деятельности.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в учебном процессе для подготовки специалистов в сферах коммерции и фармацевтического бизнеса.

Апрабяцнн результатов исследовании.

Теоретические и практические результаты исследования нашли отражение в учебном пособии «Международные аспекты логистики» (в соавторстве), рекомендованном Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (УМО) в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей вузов региона.

Отдельные положения диссертационной работы нашли практическое применение в

работе фармацевтических фирм ООО «Фармацевтическая компания Тихоокеанская» и МП

t ' '• «Аптека №200», что подтверждено актами внедрения. - .

Основные положения и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на юбилейной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Дальним Восток России: проблемы и перспективы вхождения в современный экономический рынок» (Владивосток, 1997г.); межвузовской конференции «Дальний Восток России- актуальные проблемы и перспективы вхождения в современный экономический рынок» (Владивосток. 1998г.); международной конференции «Современные вопросы менеджмента в России и США. Аспекты преподавания и исследования» (Владивосток, 1999г.); международной конференции «Экономика Дальнего Востока, проблемы, перспективы, направления развития» (Владивосток, 2000г.), межрегиональной научно-практической конференции «Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза» (Владивосток, 2000); конференции «Таможня XXI века» •(Владивосток, 2000 г ).

Часть результатов данного исследования была внедрена в учебный процесс студентов Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса, обучающихся по специальности 061400 «Коммерция», а так же студентов Владивостокского Государственного Медицинского Университета.

Публикации. По результатам выполненных в диссертации исследований и разработок опубликовано 12 печатных работ, общим объемом 1,9 п.л

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Основной текст изложен на 122 страницах, включает 5 таблиц и 36 рисунков. Библиографический список содержит 141 наименование.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, осуществлена общая постановка проблемы, определены цели и задачи, объект и предмет диссертационной работы, показана научная новизна, практическая значимость и наиболее существенные результаты диссертации.

В первой главе «Теоретические предпосылки маркетингового и логистического обеспечения коммерческой деятельности фармацевтического предприятия» на основе системного подхода выявлены отраслевые особенности фармацевтического бизнеса, раскрываются основные теоретические положения маркетинговых и логистических методов которые применимы к деятельности фармацевтической фирмы

g

Во второй главе «Организационно-методические вопросы функционирования субъектов российского фармацевтического рынка в переходный период» рассмотрены вопросы, связанные с состоянием, динамикой и особенностями развития субъектов российского рынка лекарственных препаратов, отражено влияние на их деятельность августовского кризиса 1998 года. Представлено исследование деятельности субъектов фармацевтического рынка Приморского края, проведено анкетирование посетителей и директоров аптек.

В третьей главе «Методы совершенствования коммерческой деятельности фармацевтического предприятия» предложен метод формирования аптечной сети, разработана методика управления товарными запасами групп лекарственных препаратов, характеризующихся сезонным изменением спроса, разработан маркетинговый план продвижения на рынок лекарственного препарата и выявлены основные направления взаимодействия фирм-производителей ГЛС и розничных фармацевтических предприятий

В заключении приводятся речупьтаты исследования, сдечаны выводы и даны рекомендации по результатам проведенного исследования

В приложении приведены анкеты, разработанные автором и данные, полученные при расчете потребности аптеки в лекарственных препаратах с сезонным изменением потребления.

2. Основное содержание работы

Фармацевтический рынок является сложной структурой, в которой происходят взаимодействия между потребителями (пациентами и медицинскими работниками), интересы которых представляют Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), органами здравоохранения различных стран, посредниками (оптовыми и розничными структурами, занимающимися реализацией медикаментов) и производителями лекарственных препаратов

Рынок фармацевтических препаратов отличается от других рынков в силу уникального сочетания ряда факторов, которые нам удалось выявить в результате проведенного исследования.

Первый из них - большая социальная значимость системы обеспечения лекарственными препаратами

Второй фактор - долговременная устойчивость рынка, сочетающаяся с обширностью рынка - потребителем лекарственных препаратов является каждый человек и большими перспективами роста рынка, поскольку- с>ществует несколько тысяч болезней,

для многих из которых специалисты в настоящее время еще не нашли препараты для эффективной терапии При этом, рынок лекарственных препаратов имеет высокую степень концентрации - например, из 14000 лекарственных препаратов, зарегистрированных в России, 200 наиболее популярных обеспечивают более 60% товарооборота аптек.

Третий фактор - высокая научная и финансовая емкость (при длительном сроке выхода на рынок - до 15 лет) нового продукта.

Четвертый фактор - постоянное стимулирование разработки оригинальных препаратов. Особенностью патентного права на химический состав лекарств является то, что по истечении определенного времени любое предприятие может начать выпуск копий (дженериков) оригинальных лекарственных препаратов, поэтому крупные фармацевтические фирмы заняты поиском новых формул лекарств.

Пятый - в отличии методов продвижения лекарственных препаратов от методов продвижения других товаров, поскольку законодательно разрешается рекламировать только узкий спектр безрецептурных препаратов Человек, назначающий лекарство (лечащий врач или провизор), не является его потребителем, а конечный потребитель, пациент, не может без помощи специалистов сделать правильный выбор лекарства, поэтому реклама большинства лекарственных препаратов предназначена специалистам.

Шестым фактором является нежелание людей тратить деньги на лекарственные препараты, поскольку лекарства воспринимаются потребителями как «не желаемая покупка», навязанная извне Одновременно, для группы жизненно важных препаратов, особенно там, где они закупаются за счет государства (страховых компаний) или стоимость их приобретения компенсируется государством (страховыми компаниями), цена зачастую является неэластичной или малоэластичной.

Главное отличие фармацевтического бизнеса от остальных областей коммерческой деятельности заключается в том, что в его основе лежит социально-этический маркетинг.

Российский фармацевтический рынок в настоящее время находится в стадия формирования, темпы его развития связаны с динамикой экономических реформ и уровнем развития экономики страны. В последние годы произошел рост количества частных фармацевтических фирм, как оптовых, так и розничных Количество оптовых фармацевтических фирм в РФ в настоящее время составляет порядка 3500, аптек - ПООО, аптечных пунктов - 40000.

Практика показывает, что фармацевтические фирмы, использующие в своей деятельности маркетинговые и логистические методы, являются более конкурентоспособными.

10

Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Совершенствование системы движения лекарственных препаратов от производителя к потребителю, сопровождающееся сокращением излишних товарных запасов, позволит высвободить значительные финансовые, материальные и кадровые ресурсы.

По официальным статистическим данным, объем отечественного фармацевтического рынка в 1999 году составил около 50 млрд. рублей. Потребление населением лекарственных препаратов в России гораздо ниже, чем в экономически развитых странах и составляло оно в 1999 году 14 долларов на человека в год. Сравнение подушевого потребления лекарственных средств в разных странах мира в 1999 году представлено на рисунке 1.

Рис. 1 Подушевое потребление лекарственных средств в разных странах мира (в долларах США), 1998 год

Основными причинами низкого подушевого потребления лекарственных препаратов в России являются недостаточное выделение денег на закупку лекарственных препаратов органами государственной власти и низкий уровень жизни населения, но нельзя исключать из внимания и то, что в РФ потребляются, в основном, устаревшие, не очень эффективные, а потому дешевые лекарственные препараты.

В РФ одна аптека обслуживает в среднем около 9500-10000 человек, что примерно в два раза больше, чем число населения, обслуживаемое аптекой в Европе. В Приморском крае одна аптека приходится на 11 000 человек. Недостаток аптек приводит к росту числа аптечных пунктов и киосков, что не всегда благоприятно сказывается на качестве снабжения населения ГЛС Сравнение количества населения, приходящегося на одну аптеку в разных странах, представлено на разработанной нами диаграмме (рисунок 2).

Рис. 2. Количество населения, обслуживаемое одной аптекой в различных странах.

Финансовый кризис в августе 1998 года привел к следующим последствиям для фармацевтического рынка РФ:

- снизился объема рынка;

- уменьшилось число мелких и средних дистрибьюторов;

- ужесточился государственный контроль деятельности фармацевтических фирм,

- активизировался процесс выпуска на рынок импортозамещающих ГЛС;

- уменьшился размер оптовых и розничных наценок на медикаменты;

- снизился ассортимент в аптеках, в первую очередь за счет безрецептурных ГЛС;

- выросло число розничных фармацевтических фирм за счет предприятий негосударственной формы собственности, усилилась конкуренция в сфере розничных продаж;

- усилился интерес крупных дистрибьюторов к вертикальной • интеграции (проникновение в сферу производства медикаментов и, особенно, в сферу.их розничной реализации);

- снизилось по душевое потребление медикаментов,

- уменьшился платежеспособный спрос населения.

С целью разработки методического обеспечения совершенствования коммерческой деятельности фармацевтического предприятия, выработки рекомендаций для специалистов, занимающихся фармацевтическим бизнесом, нами в июле 2000 года было проведено исследование деятельности оптовых фирм, действующих на фармацевтическом

12

рынке Приморского края. Исследование проводилось путем анкетирования руководителей розничных фармацевтических предприятий. Данные опроса показали, что, на сегодняшний день, многими оптовыми фирмами, действующими в Приморском крае, недооцениваются роли маркетинга и логистики, а так же степень их влияния на деятельность предприятия Наиболее высокую оценку получила деятельность приморских филиалов компаний Сиа-Интернейшнл, Протек и Инвакорп, поскольку, по мнению руководителей розничных фармацевтических предприятий, они обладают лучшим маркетинговым и логистическим обеспечением своей деятельности.

В ближайшие годы основным направлением развития розничного фармацевтического рынка РФ станет появление и развитие розничных фармацевтических предприятий в форме аптечных сетей. В настоящее время в большинстве регионов аптечные сети или отсутствуют, или находятся .в процессе своего становления и еще не смогли полностью реализовать свой потенциал развития. Появление аптечных сетей'станет важным фактором обострения конкуренции на розничном рынке лекарственных препаратов.

• Для общества организация розничных фармацевтических предприятий в форме аптечных сетей важна тем, что она позволяет ускорить переход к цивилизованной форме торговли лекарствами, отказаться от реализации лекарственных препаратов в аптечных киосках. За счет особых условий закупки лекарственных средств аптечными сетями, цены на эти препараты в них, могут быть значительно ниже, чем в аптеках, самостоятельно закупающих лекарственные препараты.

Хорошие перспективы аптечных сетей обусловлены значительными преимуществами, которые дает аптекам консолидация.

Нами были выявлены следующие положительные последствия создания аптечных сетей:

- объединение закупок «сетевых» аптек позволяет получать большие оптовые скидки и отсрочки платежей у дистрибьюторов, крупные сети, зачастую, могут обеспечивать прямые поставки от производителей на выгодных для себя условиях;

- консолидация бизнеса позволяет получать более благоприятные условия кредитования и других финансовых услуг;

- многие элементы деятельности аптек - закупки, складирование, финансы и учет, маркетинг, управление персоналом, могут быть централизованы, что приводит как к выраженному снижению издержек, так и более качественному осуществлению данных функций;

13

- активная реклама торговой марки аптечной сети позволяет привлечь в аптеки сети значительное количество дополнительных посетителей;

- возможно создание на базе информационно-логистической системы аптечной сети единой справочной системы, позволяющей своевременно информировать потребителей о наличии и ценах препаратов, как в аптеках данной сети, так и в других городских аптеках

В состав аптечных сетей целесообразно включать не только обычные аптеки, но и новые для нашего рынка аптечные магазины (супермаркеты), где покупатели имеют открытый доступ к безрецептурным лекарственным препаратам, парафармацевтическим товарам, гигиеническим средствам, косметике, минеральным водам и т.д. Ассортимент подобных магазинов может быть расширен за счет групп товаров, которые, как правило, пока не продаются в аптеках. Примером может служить диетическое питание для больных сахарным диабетом.

Лучшим подходом к формированию аптечной сети является открытие новых аптек, расположенных в местах скопления людей на пересечении транспортных потоков и с удобной парковкой, а также включение в аптечную сеть удачно расположенных муниципальных аптек.

Предлагаемый нами алгоритм организации аптечной сети включает в себя следующие блоки задач:

1. Проведение предварительного исследования рынка лекарственных препаратов (изучение региональных нормативных документов, регламентирующих занятие аптечной деятельностью, определение платежеспособного спроса населения, перспективных1 для размещения аптек мест, наличие конкурентов, анализ ассортиментной политики и уровня цен в аптеках конкурентов, наличие надежных поставщиков, возможность аренды или строительства помещения для размещения аптек и склада в выбранных местах).

2. Расчет экономической эффективности работы аптечной сети.

3. Принятие решения об открытии аптечной сети с определением количества входящих в её состав аптек и очередностью их открытия.

4. Регистрация создаваемого предприятия в органах местного самоуправления и государственной налоговой инспекции.

5. Заключение договора на аренду и проведение ремонта (переоборудования) помещений с целью приспособления их к нуждам аптеки (склада лекарственных средств) или строительство новых зданий. Возможно включение в сеть уже работающих частых аптек и аптечных пунктов.

14

6 Набор квалифицированного персонала (провизоров и фармацевтов) Оснащение помещений необходимым оборудованием

7 Выбор поставщиков лекарственных препаратов, медицинской техники и других ассортиментных групп.

8. Получение заключений санитарно-эпидемической службы, пожарной охраны

9. Прохождение аптекой (аптечным складом) аккредитации с цеЛЬю определения соответствия условий и места их деятельности установленным требованиям, предъявляемым к аптекам.

10. Получение аптекой (аптечным складом) лицензии

11. Открытие первой аптеки

12. Уточнение дальнейших действий аптечной сети с учетом опыта открытия первой аптеки и результатов ее деятельности.

13 Открытие аптечного склада и очередных аптек.

В ходе диссертационного исследования была разработана структура аптечной сети, состоящая из аптек, функционирующих по типу аптечньк магазинов, аптечного склада, центра управления, использующего компьютеризированную информационную логистическую систему.

В управлении закупками различных ассортиментных групп, в разработанной структуре аптечной сети особое место отводится отделу информации и маркетинга, занимающемуся обработкой коммерческих предложений оптовых фармацевтических фирм и фирм-производителей, информации о продажах лекарственных препаратов в аптеках сети и в аптеках, принадлежащих другим фирмам, маркетинговой деятельности фирм-производителей. К задачам этого отдела так же должно относиться определение потребности аптечной сети в лекарственных препаратах на ближайший период с учетом наиболее важных факторов (сезонность применения препарата, проведение рекламной кампании и пр.) Анализ коммерческих предложений оптовиков и фирм-производителей своей целью должен иметь поиск наиболее оптимальных условий по закупке лекарственных препаратов (низкая цена, наличие регионального сертификата качества, подходящие условия оплаты, доставка транспортом продавца в точно определенные сроки).

Для обеспечения эффективной работы отдела информации и маркетинга необходимо оснащение всех подразделений аптечной сети компьютерной техникой и загрузка её соответствующим программным обеспечением, позволяющим оперативно реагировать на изменение спроса. В рамках отдела информации и маркетинга должны осуществляться контакты со средствами массовой информации, разрабатываться маркетинговая политика

15

предприятия, а так же координироваться работа с врачами-партнерами аптек, входящих в сеть. На рисунке 3 представлена разработанная модель аптечной сети и схема распределение товарных и информационных потоков внутри и вне неё.

Ряс. 3 Структура предлагаемого варианта аптечной сети и распределение товарных-и

информационных потоков

На базе информационного отдела нами предлагается создать службу, которая располагала бы информацией о наличии лекарственных препаратов во всех аптеках города и ценах на них, с целью привлечения пациентов, которые находятся в поиске нужного препарата. Наличие у работников предприятия сведений о ценах на ГЛС в других аптеках может быть использовано в конкурентной борьбе с целью формирования наиболее низких цен.

Величина торговой наценки на препараты, постоянно находящиеся в ассортименте, которые покупатель может приобрести, как и в обычной аптеке, должна быть ниже существующей на сегодняшний день 30% наценки аптек, что бы повысить

16

привлекательность аптек, входящих в сетевую структуру Для привлечения большинства покупателей, необходимо повысить привлекательность аптеки через предоставление услуг, важных для покупателей В частности, в рамках предоставления дополнительЬых'услуг, автором предлагается создание на базе аптек, входящих в сеть, службы предварительного заказа лекарственных препаратов на основе предварительной оплаты их пациентом В этом случае торговая наценка должна быть минимальной и являться абсолютно прозрачной для покупателя, делающего заказ Предоплата пациентом лекарств должна быть основана на том, что лекарственное средство в назначенное время будет находиться в аптеке, и пациент сможет его забрать Это позволяет пациенту - сократить расходы на приобретение лекарств, аптеке - повысить свою привлекательность для покупателей через возможность приобретения лекарственных препаратов по более низким ценам, снизить товарный запас, привлечь дополнительные оборотные средства, увеличить скорость их оборота, повысить свою конкурентоспособное гь

Нами был проведен расчет экономического эффекта от сокращения количества персонала, основных фондов и более рационального использования складских помещений при объединении аптек в сеть Зависимость экономического эффекта от сокращения дублирующих должностей при объединении аптек в сеть приведена на рисунке 4

Рис. 4 Зависимость экономического эффекта от сокращения количества персонала в аптеках сети от изменения числа входящих в её состав аптек (в МРОТ)

Учитывая особенности потребления ГЛС, их условно подразделяют на три вида препараты специфического действия (применяемые при 1-2 заболеваниях), препараты с нормируемым потреблением (психотропные препараты, этиловый спирт и тд) и препараты широкого спектра действия (применяемые для лечения многих заболеваний)

17

При расчете уровня потребности в препаратах, наиболее трудоемкой операцией считается определение потребности в лекарственных препаратах широкого спектра действия, поскольку потребность в них зависит от очень большого количества факторов, наиболее значимым из которых является сезонность потребления

Нами была разработана методика управления товарными запасами групп лекарственных препаратов, характеризующихся сеточным изменением спроса Расчет производился для одной аптеки, но возможно использование данной методики и для планирования потребности в сезонных лекарственных препаратах аптечными сетями и

оптовыми фармацевтическими предприятиями

Расчет потребности в сезонных препаратах основывается на анализе уровня заболеваемости за аналогичный период прошлых лет, популярности препаратов, анализа уровня продаж сезонных препаратов в межсезонный период

В ходе работы были произведены расчеты вариантов сезонного изменения величины ежедневного товарного запаса аптеки для препаратов, применяемых при сезонных аллергических ринитах, простудных заболеваниях и инфекционных заболеваниях ЖКТ Аптеке предлагается формировать свой товарный запас препаратов широкого спектра действия с сезонным изменением потребления исходя из двухдневной потребности в них с понедельника по четверг, на пятницу заказывать четырехдневный запас препаратов, что гарантирует постоянное наличие в аптеке достаточного количества препаратов, но не допустит затоваривания ими

Сезонная потребность в ГЛС, в реальных условиях, должна прибавляться к средней внесезонной потребности в этих препаратах, что связано с применением лекарств широкого спектра действия при не сезонных заболеваниях Постоянно в наличии в аптеке должна быть как минимум одна упаковка сезонного лекарственного препарата

Распределение числа пациентов, страдающих сезонным аллергическим ринитом (поллинозом), выглядит так, как это представлено на рисунке 5 Характерным для Приморского края, является наличие двух пиков наибольшей частоты заболеваемости поллинозом в мае и августе Расчет частоты заболеваемости поллинозами по дням произведен с использованием кривой Гаусса путем решения системы уравнений (1 и 2)

*dt = 0,25

(1)

IS

(2)

где s -дисперсия, k - нормирующий коэффициент, m -пик заболеваемости.

Рис. 5 Распределение числа больных сезонным аллергическим ринитом, обратившихся в аптеку, в зависимости от дня (в %)

Расчет потребности аптеки в антшистаминных препаратах, применяющихся при сезонных аллергических ринитах, так же производится с использованием кривой Гаусса и формул 2 и 3 Распределение закупок аптекой сезонных противоаллергических препаратов представлено на примере препарата супрастин (рис. 6). За ноль берется средний уровень внесезонной потребности в препарате.

Кис. 6 Распределение дневной потребности аптеки в препарате супрастин в зависимости от сезонности спроса

19

Рост производства ГЛС в России и активизация отечественными фармацевтическими предприятиями выпуска импортозамещающих лекарственных препаратов требуют внедрения в практику новых, не использовавшихся ранее методов. В связи с этим, нами разработан маркетинговый план продвижения на рынок нового лекарственного препарата В качестве примера взят препарат, являющийся лекарственным средством безрецептурного отпуска Представленный в диссертационной работе маркетинговый план может быть использован аптеками для формирования системы взаимодействия с медицинскими представителями фирм-производителей ГЛС, поскольку их сотрудничество может привести к оптимизации пеятельности обеих сторон.

Аптека, применяя разработанную нами схему взаимодействия, можег использовать работу медицинских представителей в своих целях следующим образом'

- для получения через медицинских представителей бесплатной целевой рекламы среди врачей,

- для получения информации о ценах на лекарственные препараты и их наличии в других аптеках,

- для получения информации о наиболее выгодных предложениях о продажах лекарственных препаратов оптовиками;

- для выявления предпочтения врачей относительно назначаемых ими препаратов,

- для получения промоционных материалов и рекламного оборудования от фирмы производителя ГЛС,

- для проведения совместных рекламных акций для населения.

Общие выводы по диссертации

Современные условия развития фармацевтического рынка России'требуют от всех его участников внедрения в свою деятельность новых методов работы, способных повысить эффективность их деятельности. В диссертационном исследовании были разработаны методы повышения эффективности деятельности розничного фармацевтического предприятия (аптечной сети) на основе маркетинговых и логистических методов

В работе рассмотрена современная ситуация на отечественном фармацевтическом рынке и исследована деятельность субъектов российского рынка лекарственных препаратов, исследованы последствия финансового кризиса в августе 1998 года для субъектов российского фармацевтического рынка, проведено исследование состояния регионального фармацевтического рынка на примере Приморского края

20

Анализ опыта развития аптечных сетей в РФ позволил выделить их преимущества перед аптеками, разработать методику их формирования и определить направления совершенствования коммерческой деятеттьнгк-ти аптечных сетей.

Произведен расчет экономического эффекта от объединения аптек в аптечную сеть.

Разработана методика управления товарными запасами групп лекарственных препаратов, характеризующихся сезонным изменением спроса.

Предложены направления совместной работы аптек и медицинских представителей фирм-производителей ГЛС.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Современное состояние фармацевтического бизнеса//Юбилейная научно-Mei одическая конференция: Сб. науч. тр. - Владивосток, ВГУЭС, 1998. (авт. - 0,2 п.л.)

2. Совершенствование методов управления фармацевтическим бизнесом/ТМеждународная конференция «Современные вопросы менеджмента в России и США. Аспекты преподавания и исследования»: Сб. науч. тр.-Владивосток, ДВГТУ, 1999. (авт. - 0,4 п.л.)

3. Современное состояние российского фармацевтического рынка (в соавторстве)// РОССИЯ В XXI ВЕКЕ: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА. - 1999. - №1. (авт. - 0,4 п.л.)

4. Совершенствование методов управления запасами в фармацевтическом бизнесе//Международная конференция молодых ученых ВГУЭС: Сб. науч. тр. -Владивосток, ВГУЭС, 1999. (авт. - 0,2 п.л.)

5. Status of the Primorsky region pharmaceutical market (в соавторстве)//Международная конференция молодых ученых ВГУЭС: Сб. науч. тр. - Владивосток, ВГУЭС, 1999. (авт. - 0,1 п.л.)

6. Аспекты исследования потребительских предпочтений пациентов на примере Приморского края (в соавторстве)//Высокие интеллектуальные технологии развития профессионального образования и науки: Сб. науч. тр. - Владивосток, ВГУЭС, 2000. (авт. - 0,1 п.л.)

7. Маркетинговые исследования рынка лекарственных препаратов Приморского края (в соавторстве)//Высокие интеллектуальные технологии развития

21

профессионального образования и науки: Сб. науч. тр. — Владивосток, ВГУЭС, 2000. (авт.-0,1 п.л.)

8. Формирование модели управления запасами аптеки ня примере лекарственных препаратов с сезонным изменением спроса (в соавторстве)//Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Сб. науч. тр. - Владивосток, ВГУЭС, 2000. (авт. - 0,1 п.л.)

Конец формы


Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

Яндекс.Деньги

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

Яндекс.Деньги