СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАН И РОЛЬ АНАЛИЗА В РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.. 5
1.1. Планирование как функция управления. 5
1.2. Состав бизнес- плана. 6
1.3. Основные показатели финансового плана и порядок его расчета. 8
1.4. Исходные данные для финансового плана, их систематизация. 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА.. 13
ГЛАВА 3. СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ООО «ФОРТУНА» 19
3.1. Исходные данные бизнес - планирования ООО «Фортуна». 19
3.2. Бюджет продаж и производства. 22
3.2. Смета прямых материальных затрат и ее анализ. 24
3.3. Смета прямых расходов на оплату труда. 28
3.4. Сметный расчет прибыли и ее анализ. 29
3.5. Смета денежных средств, ее анализ. 31
3.6. Смета активов и пассивов, ее анализ. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 37
ВВЕДЕНИЕ
Любое предпринимательское дело в современной России невозможно осуществить без разработки широкой программы по реализации какой- либо предпринимательской деятельности. Это по существу разработка на предстоящий год планов по реализации сделок. Таким образом, планирование, направленное на реализацию предпринимательской деятельности называется бизнес- планом. Обычно предприниматель заключает в течение года или некоторого периода определенное количество сделок, поэтому бизнес - планирование в современной России носит непрерывный характер. Составление плана является фундаментом для ведения любых форм предпринимательской деятельности. Без наличия бизнес - планирования сегодня предпринимателю невозможно было бы найти кредитора, инвестора или банкира, который бы дал на определенное время кредит и денежные средства.
Бизнес- план носит название планово - организуемых мероприятий, направленных на получение предпринимательской цели и максимально возможной прибыли. Финансисты банка и прочие инвесторы, рассматривая бизнес- план предпринимателя, уделяют очень большое внимание экономическим и конечным результатам реализуемого проекта. Поэтому в резюме бизнес - плана дается экономическое обоснование достижению фирмой высоких экономических целей и результатов с наименьшими издержками, то есть достижение невысокой себестоимости продукции или услуг при максимизации чистой прибыли и наименьших финансовых и трудовых затратах.
Таки образом, залогом успешного будущего предпринимательской деятельности выступает успешная разработка бизнес- плана перед осуществлением какой- либо деятельности. В связи с актуальностью рассматриваемого вопроса данная тема были использована в целях исследования в данной работе.
Целью данной работы является исследование экономического анализа в разработке и мониторинге бизнес- плана предприятия.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть планирование как функцию управления предприятием
2. рассмотреть состав бизнес- плана
3. рассмотреть основные показатели бизнес- плана и порядок его расчета
4. рассмотреть исходные данные для бизнес- плана и их систематизацию
5. рассмотреть обзор методик составления бизнес- плана предприятия
6. разработать бюджет продаж и производства предприятия
7. разработать смету прямых материальных затрат и провести ее анализ
8. разработать смету прямых расходов на оплату труда и ее анализ
9. провести расчет прибыли и ее анализ
10. рассчитать смету денежных средств
11. рассчитать сумму активов и пассивов организации
В качестве объекта исследования в работе выступает ООО «Береза».
В качестве предмета исследования в работе выступает экономический анализ.
В качестве основных методов выступают методы экономического анализа.
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАН И РОЛЬ АНАЛИЗА В РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
1.1. Планирование как функция управления
Сущность планирования представляется двумя аспектами[1]:
- общий или экономический аспект: планирование – это упорядоченный основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем;
- управленческий аспект: план- это результат упорного , основанного на обработке процесса по разработке проекта, который определяет параметры для достижения конечных целей.
Таким образом, сущность планирования выражается в его конечной цели. Высшая цель планирования - быть действенным механизмом и инструментом для достижения целей предприятия, то есть своевременно выявлять средства, альтернативы, шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.
С экономической точки зрения планирование- механизм, который заменяет цены и рынок. С управленческой точки зрения планирование- часть менеджмента, которую можно определит как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей.
Основные принципы планирования:
1) Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь систематичный характер;
2) Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции;
3) Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно и в рамках установленного цикла;
4) Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;
5) Принцип точности означает, что план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью.
1.2. Состав бизнес- плана
Бизнес- план начинается с раздела, где дается вполне описание производственной продукции, услуг данной ниши рынка, то есть, что будет предложено реальному покупателю. При этом указывается, какова доля данной фирмы на рынке в соответствии с разрабатываемым бизнес- планом[2].
В бизнес - плане обязательно показывается, почему продукт этой фирмы будет конкурентоспособен по сравнению с аналогичной продукцией других фирм, то есть какими отличительными чертами обладает продукция.
В бизнес - плане рассматривается, будет ли предлагаемая продукция защищена патентами и свидетельствами и будет ли в процессе ее изготовление использовано новое оборудование.
Коммерческий банк или инвестор также должен знать используемые технологии при производстве данного продукта.
В бизнес - плане также необходимо представить расчеты по полной себестоимости продукции с расчетом всех элементов затрат по статьям.
В бизнес- плане должны содержаться полные характеристики предлагаемой продукции: производственная мощность, дизайн, товарный знак, вид упаковки, качество сервисного обслуживания.
Любой инвестор начинает читать бизнес- план с резюме или заключения. Поэтому качественно составленное резюме оказывает благоприятное воздействие на инвестора.
Бизнес- план состоит из нескольких разделов. Рассмотрим ниже каждый из них[3].
Самый первый лист- это титульный лист, на котором указывается название организации и ее основные данные.
Далее следует введение или вводная часть. В ней излагаются описание, сущность проекта, дается полное описание производимой продукции или вида услуг, обосновывается эффективность создания данного предприятия. Кроме этого, раскрывается ожидаемый эффект.
В следующем разделе излагается сущность проекта. В нем описывается товар как таковой, его особенные отличительные свойства и какими он характеристиками обладает: наличие патента, товарного знака, лицензии и на продажу. Если же товар идет на экспорт, то чем он отличается от импортных товаров. В этом же разделе приводится схема размещения площадей фирмы, расчет потребности в квалифицированных кадрах. В заключение раздела обосновывается, почему фирма может получить прибыль и иметь экономический успех
В разделе «Производственный план» дается подробное описание всего технологического производственного процесса, приводится расчет потребности в оборудовании и различных машинах. Здесь же показывается стоимость этого оборудования, указываются поставщики данных машин, разрабатываются альтернативные пути поставки сырья, материалов для производства. Кроме этого, приводится расчет себестоимости готовой продукции, каким образом фирма может обеспечить экологическую безопасность населения.
В «Организационном плане» указывается, на каких формах собственности создана данная фирма. В нем также указывается основные партнеры организации. Если фирма - акционерное общество, то обосновывается выпуск акций. В заключении приводится распределение обязанностей между членами Совета Директоров.
В «Маркетинговом плане» указывается ниша на рынке, на которую ориентируется организация, обосновывается, почему товар фирмы является конкурентоспособным, описывается система управления качеством товара. Здесь же приводятся схемы, обосновывающие использование в производственном процессе различных инноваций. В маркетинговом плане дается обоснование используемым методам сбыта готовой продукции.
В разделе «Финансовые риски» перечисляются основные виды рисков, с которыми может столкнуться организация в процессе своей деятельности и приводится их оценка. Разрабатываются основные направления их уменьшения или устранения.
В разделе «Финансовый план» определяется эффективность проекта, определяется расходная и доходная часть плана, а также основные экономические показатели.
1.3. Основные показатели финансового плана и порядок его расчета
Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы[4].
Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся соответственно с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребление, резервный фонд).
Налог на добавочную стоимость и акцизы в плане движения средств не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Как в доходной, так и в расходной частях плана отражаются поступления (притоки) и расходы (оттоки) денежных средств по трем видам деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой. Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин разделов доходной и расходной частей.
С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.
Благодаря плану движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств. В плане должны быть представлены источники покрытия дефицита, в этом случае план считается окончательно составленным.
Разработка плана движения денежных средств происходит в несколько этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам) и норм амортизационных отчислений.
На втором этапе на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы ( в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции.
На следующем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения: себестоимости сравниваемой продукции; цен на реализуемую продукцию предприятия; цен на покупные материалы и комплектующие; оценки основных средств и капиталовложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией)[5].
Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Для предприятия целесообразно задействовать все производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это является неотъемлемой частью составления годового производственного плана.
Следующим документом является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год.
Так как в России небольшой опыт разработок финансовых планов большой интерес вызывают зарубежные методики планирования. Например, "метод разработки финансового плана на нулевой основе". Каждый вид деятельности в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование. Для этого менеджеры должны подготовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем прибыли от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. Если окажется, что у какой-то сферы деятельности низкий рейтинг, то может оказаться целесообразно перевести ресурсы в более эффективную сферу.
Заключительным документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах в активах и пассивах в результате планированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.
В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. Особое внимание при этом уделяется следующему:
· выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют от улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;
· определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;
· наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года
1.4. Исходные данные для финансового плана, их систематизация
Для осуществления финансового планирования необходимо задаться следующими исходными данными[6]:
1. Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы. К примеру, главный маркетолог предприятия должен обосновать, что в планируемом году продажи возрастут на 10 процентов.
2. Предположения относительно коэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.
3. Ставки процентов по заемному капиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.
4. Коэффициент дивидендных выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
Структура бизнес- плана - это схема систематизации результатов прединвестиционных исследований. Схема систематизации разделов, используемых в российской и зарубежной практике, в общих чертах одинаковы, но могут различаться по форме представления и расположения частей. Главное требование к структуре бизнес-плана заключается в том, чтобы каждое заинтересованное лицо легко нашло то, что ему нужно[7].
Таким образом, окончательно типовая структура бизнес-плана должна содержать, как минимум, следующие разделы: титульный лист, резюме, основные показатели проекта, содержание, основные сведения о держателе проекта, краткое описание проекта, план маркетинга, производственный и организационный план реализации проекта, финансовый план, анализ коммерческой эффективности проекта.
2. РЕЗЮМЕ
Объем данного раздела не должен превышать несколько страниц (лучше 1-2), Представляемый текст должен быть предельно прост и понятен не специалисту.
Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным разделам. В этом разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности предприятия.
Здесь же помещается информация, дающая представление о предприятии, а также все необходимые данные, характеризующие его коммерческую деятельность.
За разделом «Резюме» следует раздел «Основные характеристики проекта», который дополняет или уточняет все сказанное разработчиками проекта в предыдущем разделе.
К заполнению данного раздела - фактически это одна страница- приступают в конце работы над бизнес-планом, когда, как мы уже говорили, достигнута полная ясность по остальным разделам.
3. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕРЖАТЕЛЕ ПРОЕКТА.
Фактически, именно с этого раздела начинается сбор и подготовка данных для бизнес-плана. Собираемая информация на предприятии - держателя проекта для данного раздела должна состоять из двух основных блоков:
3.1 .Реквизиты держателя проекта.
3.2 Финансовое состояние.
В зависимости от предыстории держателя проекта раздел 3.2 может претерпевать существенную трансформацию. Особенно этот тезис касается средних и крупных проектов.
3.1. Реквизиты держателя проекта, включают в себя: наименование, организационную форму, юридический адрес, ИНН, платежные реквизиты, фамилию руководителя, контактный телефон, сведения об основной продукции.
3.2. Финансовое состояние. Данный блок бизнес-плана состоит из информации о финансовом состоянии держателя проекта и составляется по результатам анализа содержания бухгалтерской отчетности предприятия за предшествующие периоды. То есть, инициатор проекта должен предоставить разработчику проекта документы бухгалтерской отчетности (форма №1, форма № 2) за предшествующий год работы предприятия держателя проекта. На основе полученной информации желательно провести анализ изменения показателей ликвидности и платежеспособности. В заключении блока следует сделать вывод о финансовом состоянии по шкале — хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.
4. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Данный раздел должен включать следующие пункты:
4.1. Характеристика коммерческой идеи проекта
4.2. Описание организационно - правовой формы предприятия, реализующего проект.
4.3. Характеристика социальных и экологических последствий реализации проекта.
5. ИНФОРМАЦИЯ О ФИНАНСОВОМ ОКРУЖЕНИИ ПРОЕКТА.
Работа в стандарте Project Expert требует сбора внешней финансовой информации. Исходные данные должны включать информацию о планируемых поступлениях и выплатах, их объемах и времени осуществления платежей. Данные могут быть получены из различных источников, например[8]:
Отчет об исследовании рынка;
Технический проект;
Информационные отчеты о результатах биржевых торгов;
Информационные агентства и пресса.
Принимая во внимание, что в процессе расчетов будут использованы реальные цены, особое внимание следует уделить разработке прогноза инфляции по различным составляющим поступлений и затрат, который основывается на анализе ретроспективной информации о динамике изменений значений прогнозируемых факторов.
Информация, которую придется собрать и подготовить держателю проекта для расчета в стандарте Рroject Expert, состоит из нескольких блоков (лучше, если данную информацию будет собирать и подготавливать специалист-разработчик бизнес-плана):
Информация о финансовом окружении - описание налогов, инфляции, курсов валют и других характеристик того окружения, в котором реализуется проект, 6. ПЛАН МАРКЕТИНГА
При составлении плана маркетинга от держателя проекта ( под руководством разработчика проекта ) возникает потребность в сборе и подготовке специфической информации.
1. Анализ рынка сбыта. Первая часть анализ рынка сбыта включает в себя диагностику состояния рынка продукции, планируемой к производству, если она не является уникальной, или обоснование целесообразности ее производства с точки зрения удовлетворения ею объективно существующей потребности, если продукция уникальна.
Кроме того, в анализе рынка сбыта необходимо отметить свойства товаров, планируемых к реализации, имеющих экономический смысл: сроки хранения, наличие сезонных колебаний в спросе на данные товары и т.д., так как они влияют на конкретный набор инструментов маркетинга, применяемых в рамках проекта.
Вторая часть анализа рынка сбыта включает в себя количественные параметры, описывающие сегменты рынка, на которых планируется функционирование фирмы в рамках разрабатываемого проекта: величину сбыта продукции и, по возможности, ее динамику (если имеется соответствующая статистика).
Третья часть анализа рынка сбыта должна включать в себя информацию о дальнейших планах держателя в связи с реализацией инвестиционного проекта: планируется ли увеличение объемов сбыта, какими средствами предполагается его достичь; планируется ли расширение ассортимента продукции, территории сбыта и другие планы держателя проекта, а также комментарий о целесообразности осуществления планируемых мер.
2. Характеристика основных конкурентов. Цель этого параграфа - дать максимально объективную информацию о существующих и потенциальных конкурентах фирмы - держателя проекта. Если продукция, которую планируется производить в рамках инвестиционного проекта, уникальна, то разработчику проекта необходимо сделать вывод о целесообразности реализации проекта с точки зрения удовлетворения новой продукцией объективно существующих потребностей.
3. Характеристика условий сбыта. При разработке этого параграфа необходимо дать оценку условий сбыта продукции, имеющихся на момент планирования. Условия сбыта включают в себя: наличие коммуникаций сбыта (складов, торговых точек); наличие транспортных коммуникаций; наличие договоров на поставку продукции; наличие или отсутствие рекламной кампании, стимулирующей сбыт товара и методы ее проведения (реклама на телевидении, радио, печати, пропаганда товара посредством информационных сообщений в СМИ и др.) Данную информацию должен представлять держатель проекта. Кроме того, в данном параграфе необходимо представить информацию о дальнейшем развитии условий сбыта продукции предприятия.
4. Обоснование цены на продукцию. В данном параграфе описывается метод ценообразования, принятый держателем проекта. Существуют три основных метода ценообразования:
· ценообразование по принципу «издержки производства плюс средняя прибыль»,
· ценообразование на основе сложившихся на рынке цен
· ценообразование с учетом уникальности производимого товара.
7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Сбор информации для данного раздела является основополагающим и должен содержать следующее[9]:
· информацию о технологии производства, предусмотренного в рамках данного проекта;
· информацию об объемах производства и о возможных объемах сбыта продуктов,
· предусмотренных данным проектом;
· инвестиционные затраты (основывается на организационных расчетах, исходя из первых двух статей);
· предполагаемые (или точно определенные) цены на производимые в рамках проекта товары;
· план по персоналу;
· себестоимость производимой продукции с учетом объемов производства.
8. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
Данный раздел призван познакомить (в общих чертах) держателя проекта с основными принципами финансирования проектов в бизнесе.
Основными формами и методами финансирования инвестиционных проектов являются:
· выпуск акций;
· кредитование;
· лизинговое финансирование;
· ипотечные ссуды.
Каждая из используемых форм финансирования обладает определенными достоинствами и недостатками. Поэтому в любом инвестиционном проекте должна быть проведена тщательная оценка последствий инвестирования различных альтернативных схем и форм финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собранные и подготовленные держателем проекта исходные данные позволят разработчику произвести расчет бизнес-плана инвестиционного проекта в стандарте Project Expert независимо от его отраслевой принадлежности. Используя Project Expert, держатель проекта получит безупречно подготовленный отчет, полностью соответствующий международным стандартам.
ГЛАВА 3. СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ООО «ФОРТУНА»
3.1. Исходные данные бизнес - планирования ООО «Фортуна»
Технология составления бюджета предприятия ООО «Фортуна» демонстрируется с помощью очень простого примера, который описывает соотношения между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета. В качестве упрощающих факторов принята следующая система допущений[10]:
· бюджетные таблицы составляются на основе деления года на кварталы,
· предприятие производит и продает один вид продукта,
· предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость,
· все непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматически учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых они определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями),
· налог на прибыль рассчитывается по упрощенной схеме – прибыль оценивается по итогам работы компании за год, а затем равномерно делится на четыре части.
Отметим, что такие упрощения не носят принципиальный характер, а служат исключительно целям обеспечения простоты и наглядности технологии бюджетирования.
Итак, пусть на предприятии начата подготовка краткосрочного финансового плана на следующий плановый год (2006 г.). В соответствии со сложившейся традицией финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта.
Совокупность собранной информации представлена ниже. Следует отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером предприятия.
В качестве первого блока исходных данных используется прогноз объемов продаж и цен (таблица 3.1)
Таблица 3.1
Прогноз объемов продаж ООО «Фортуна» на 2006 год
Прогноз сбыта и цен |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Ожидаемый объем |
10,000 |
30,000 |
40,000 |
20,000 |
Ожидаемая цена единицы продукции (тыс. руб.) |
20.00 |
20.00 |
20.00 |
20.00 |
Доля оплаты деньгами в данном квартале составляет 70% от объема выручки, оставшиеся 30% оплачиваются в следующем квартале. Планируемый остаток запасов готовой продукции на конец планового периода (квартала) составляет 20% от объема продаж будущего периода. Запасы готовой продукции на конец года планируются в объеме 3,000 единиц продукции. Требуемый объем материала на единицу продукции составляет 5 кг, причем цена одного килограммы сырья оценивается на уровне 60 коп. Остаток сырья на конец каждого квартала планируется в объеме 10% от потребности будущего периода. Оценка необходимого запаса материала на конец года составляет 7,500 кг. Оплата поставщику за сырье производится на следующих условиях: доля оплаты за материалы, приобретенные в конкретном квартале, составляет 50% от стоимости приобретенного сырья. На оставшиеся 50% сырья поставщик предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена в следующем квартале. Оплата прямого труда производится на следующих условиях: затраты труда основного персонала на единицу продукции составляют 0.8 часа. Стоимость одного часа вместе с начислениями составляет 7.50 тыс. руб.
Накладные издержки представлены переменной и постоянной частями в отдельности. Планирование переменных издержек производится исходя из норматива 2 тыс. руб. на 1 час работы основного персонала. Постоянные накладные издержки оценены на уровне 60,600 тыс. руб. за квартал, причем из них на амортизацию приходится 15,000 тыс. руб.
Величина затрат на реализацию и управление также планируется в виде двух частей – переменной и постоянной. Норматив переменной части составляет 1.80 тыс. руб. на единицу проданного товара. Планируемые объемы постоянных административных и управленческих затрат приведены ниже в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Планируемые объемы затрат ООО «Фортуна» на 2006 год
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
|
Реклама |
40,000 |
40,000 |
40,000 |
40,000 |
Зарплата управляющих |
35,000 |
35,000 |
35,000 |
35,000 |
Страховка |
1,900 |
37,750 |
||
Налог на недвижимость |
18,150 |
Предприятие ООО «Фортуна» планирует закупку оборудования на сумму 30,000 тыс. руб. в первом квартале и 20,000 тыс. руб. – во втором квартале.
Планируемая к выплате сумма дивидендов составляет 40,000 в год, равномерно распределенные по кварталам. Предприятие имеет возможность брать банковскую ссуду под 10% годовых. Причем выплата процентов производится одновременно с частичным погашением основной суммы долга при начислении процента только на погашаемую часть ссуды.
Дополнительно примем, что ставка налога на прибыль составляет 30%.
Состояние активов и пассивов предприятия на начало планового периода представлено в виде баланса (см. табл. 3.3, приложение 1).
3.2. Бюджет продаж и производства
Бюджет продаж с графиком получения денег от потребителя. Данный бюджет составляется с использованием прогноза продаж, цен на готовую продукцию и коэффициентов инкассации. Для рассматриваемого примера ООО «Фортуна» бюджет продаж представлен в табл. 3.4 (приложение 2)
Первые две строки табл. 3.4 просто переписываются из исходных данных. Строка выручка получается перемножением объема реализации на цену. При составлении графика поступления денег учитывается, что выручка от продаж текущего периода приходит в виде денег только на 70%, оставшаяся часть поступает в следующем периоде[11].
В первом периоде предприятие ООО «Фортуна» планирует получить деньги по счетам дебиторов в размере 90,000 тыс. руб. Это значение берется из начального баланса предприятия. Дополнительно, в первом периоде предприятие получает деньгами 70% выручки первого периода в объеме 200,000 тыс. руб., что составляет 140,000 тыс. руб. В итоге, ожидаемая сумма поступлений в первом периоде составляет 230,000 тыс. руб. Во втором периоде предприятие ожидает получить 30% от выручки первого квартала и 70% процентов от выручки второго периода. В сумме это составляет 480,000 тыс. руб. Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели бюджета. В соответствии с этим бюджетом предприятие не получит в плановом году 30% выручки четвертого квартала, что составляет 120,000 тыс. руб. Эта сумма будет зафиксирована в итоговом прогнозном балансе предприятия на конец года.
План производства продукции ООО «Фортуна» составляется исходя из бюджета продаж с учетом необходимой для предприятия динамики остатков готовой продукции на складе. План производства помещен в табл. 3.5 Рассмотрим план производства на первый период. Предприятие планирует продать 10,000 единиц продукции. Для обеспечения бесперебойного снабжения готовой продукцией предприятие планирует остаток продукции на конец первого периода в объеме 20% от объема реализации второго периода (см. исходные данные), что составляет 6,000 штук. Таким образом, требуемый объем продукции составляет 16,000 штук. Но на начало первого периода на складе имеется 2,000 единиц готовой продукции. Следовательно, объем производства первого периода должен составить 16,000 – 2,000 = 14,000 изделий.
Таблица 3.5
План производства продукции ООО «Фортуна» на 2006 год
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
За год |
|
Ожидаемый объем продаж (шт.) |
10,000 |
30,000 |
40,000 |
20,000 |
100,000 |
Запасы на конец квартала (шт.) |
6,000 |
8,000 |
4,000 |
3,000 |
3,000 |
Требуемый объем продукции (шт.) |
16,000 |
38,000 |
44,000 |
23,000 |
103,000 |
Минус запасы на начало периода (шт.) |
2,000 |
6,000 |
8,000 |
4,000 |
2,000 |
Объем производства продукции (шт.) |
14,000 |
32,000 |
36,000 |
19,000 |
101,000 |
Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели производственного плана. Необходимо лишь подчеркнуть, что планируемые запасы на конец первого периода являются планируемыми запасами начала второго периода. Что касается суммы запасов на конец последнего периода (они же на конец года), то это число прогнозируется индивидуальным образом и обосновывается при составлении блока исходных данных всего процесса бюджетирования.
3.2. Смета прямых материальных затрат и ее анализ
Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат состоит из двух частей: расчета объемов потребного для производства сырья (план приобретения сырья) и графика оплаты этих покупок. Данный бюджет представлен в табл.3.6 (приложение3 ).
Данный бюджет базируется на производственном плане, а не на плане продаж. Используя норматив потребления сырья на единицу продукции (5 кг.), оценивается планируемый объем сырья для производства продукции данного периода. Для обеспечения бесперебойной поставки сырья в производство, финансовый менеджер планирует запас сырья на конец периода в размере 10% от потребности в сырье следующего периода. Для первого квартала это значение составляет 160,000х10%=16,000. Зная потребный объем сырья для выполнения плана первого квартала 70,000 кг., оцениваем общий потребный объем сырья: 70,000 + 16,000 = 86,000 кг. Но на начало первого квартала на складе имеется 7,000 кг. сырья. Следовательно, закупить следует 86,000 – 7,000 = 79,000 кг. сырья. Поскольку 1 кг. сырья стоит 60 коп., общая сумма затрат, связанная с приобретением сырья составляет 47,400 тыс. руб. Аналогичным образом рассчитываются плановые издержки на сырье для всех остальных периодов. Заметим только, что планируемый объем запасов сырья на конец последнего периода оценивается индивидуально, а не в составе общей процедуры. В нашем случае – это 7,500 кг., приведенные в составе блока исходных данных.
Расчет графика выплат производится аналогично графику получения денег. В первом квартале предприятие планирует погасить кредиторскую задолженность, имевшую место на начало года (см. начальный баланс), которая составляет 25,800 тыс. руб. В соответствии с договоренностью с поставщиком сырья (см. блок исходных данных) предприятие должно оплатить за поставки сырья первого квартала 50% стоимости закупок, что составляет 23,700 тыс. руб. В итоге, в первом квартале планируется заплатить 49,500 тыс. руб. Во втором квартале предприятие планирует погасить задолженность по закупке сырья в первом квартале и уплатить 50% стоимости сырья, приобретенного во втором квартале и т.д. При планировании четвертого квартала мы предполагаем кредиторскую задолженность на конец года в объеме 50% от стоимости сырья, планируемого к закупке в четвертом квартале. Эта сумма составляет 27,900 тыс. руб. и помещается в итоговом балансе предприятия в статье кредиторская задолженность.
Бюджет производственных накладных затрат составляется с использованием агрегированных финансовых показателей. Дело в том, что состав накладных издержек зачастую велик, и производить планирование накладных издержек по элементам затрат есть неоправданно большой аналитический труд. Поэтому все накладные издержки предварительно делятся на переменные и постоянные, и планирование переменных накладных издержек осуществляется в соответствии с плановым значением соответствующего базового показателя. В рассматриваемом примере в качестве базового показателя использован объем затрат прямого труда. В процессе предварительного анализа установлен норматив затрат прямого труда - 2 тыс. руб. на 1 час работы основного персонала. Это предопределяет состав показателей в таблице бюджета накладных затрат, представленных в табл. 3.7 (приложение 4)
Исходя из планируемого объема затрат прямого труда и норматива переменных накладных затрат планируются суммарные переменные накладные издержки. Так, в первом квартале при плане прямого труда 11,200 часов при нормативе 2 тыс. руб./час сумма переменных накладных затрат составит 22,400 тыс. руб. Постоянные издержки в соответствии с исходными данными составляют 60,600 тыс. руб. в месяц. Таким образом, сумма накладных издержек в первом квартале составит по плану 83,000 тыс. тыс. руб. Планируя денежную оплату за накладные издержки, из общей суммы накладных издержек следует вычесть величину амортизационных отчислений, которые не являются денежным видом издержек, т.е. за амортизацию предприятие никому не платит.
Оценка себестоимости продукции необходима для составления отчета о прибыли и оценки величины запасов готовой продукции на складе на конец планового периода. Себестоимость складывается из трех компонент: прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки. Расчет себестоимости для рассматриваемого примера продемонстрирован в табл. 3.8.
Таблица 3.8
Расчет себестоимости единицы продукции ООО «Фортуна» на 2006 год
Статьи |
Количество |
Затраты |
Всего |
Затраты на единицу продукции: |
|||
основные материалы (кг) |
5 |
0.60 |
3.00 |
затраты прямого труда |
0.8 |
7.50 |
6.00 |
Накладные затраты |
0.8 |
5.00 |
4.00 |
Себестоимость единицы продукции |
13.00 |
Первые две компоненты себестоимости определяются с помощью прямого расчета. В частности, если на единицу продукции приходится 5 кг. сырья по цене 60 коп. за один килограмм, то компонента прямых материалов в себестоимости единицы продукции составляет 3 тыс. руб. Для оценки величины накладных издержек в себестоимости единицы продукции следует сначала “привязаться” к какому-либо базовому показателю, а затем рассчитать эту компоненту себестоимости. Поскольку переменные накладные издержки нормировались с помощью затрат прямого труда, суммарные накладные издержки также будем “привязывать” к затратам прямого труда. Необходимо оценить полные, а не только переменные, накладные издержки. Для этого сопоставим общую сумму накладных издержек за год ( она составляет 404,000 тыс. руб.) с общей суммой трудозатрат (80,800). Нетрудно установить, что на один час прямого труда приходится 404,000/80,800 = 5 тыс. руб. накладных затрат. А поскольку на единицу продукции тратится 0.8 часа, стоимость накладных затрат в единице продукции составляет 5х0.8=4.0 тыс. руб., что и отмечено в табл. 3.8
Суммарное значение себестоимости единицы продукции составило по расчету 13 тыс. руб. Теперь несложно оценить величину запасов готовой продукции в конечном балансе предприятия. Поскольку финансовый менеджер запланировал 3,000 остатков готовой продукции на конец года, в балансе предприятия на конец года в статье товарно-материальные запасы готовой продукции будет запланировано 39,000 тыс. руб.
Бюджет административных и маркетинговых затрат. Данный бюджет составляется с помощью такого же подхода, что и бюджет производственных накладных издержек. Все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда, как это было ранее. Норматив переменных затрат составляет 1.80 тыс. руб. на единицу проданных товаров. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных. Окончательный вид бюджета содержится в табл. 3.9 (приложение 5)
В методическом смысле данный бюджет не вызывает проблем. Сложнее всего обосновать конкретные суммы затрат на рекламу, зарплату менеджмента и т.п. Здесь возможны противоречия, так как обычно каждое функциональное подразделение старается обосновать максимум средств в бюджете. В то же время, бюджет всего может “не выдержать”, говорят “бюджет не резиновый”. Методическая проблема состоит в том, как оценить результат бюджета для различных вариантов объемов финансирования всех функциональных подразделений предприятия. Здесь на помощь приходит сценарный анализ, который, исповедуя по существу идеологию гибкого планирования, рассматривает возможные варианты бюджета для различных составляющих финансирования. Из всех вариантов выбирается тот, который наиболее приемлем исходя из стратегии руководства предприятия.
3.3. Смета прямых расходов на оплату труда
Бюджет затрат на оплату труда основного персонала составляется исходя из принятой на предприятии системы оплаты. Как бы сложна ни была система оплаты, ее плановый расчет всегда можно формализовать в виде соответствующих таблиц. В настоящем примере используется простейшая сдельно-повременная система оплаты. В соответствии с этой системой имеется норматив затрат прямого труда на единицу готовой продукции, который составляет 0.8 часа. Один час затрат прямого труда оплачивается исходя из норматива 7.5 тыс. руб. за час. В итоге, планируется бюджет времени и денежных затрат на оплату прямого труда, который представлен в табл. 3.10[12].
В том случае, когда бюджетирование проводится на более детальном временном базисе, например, каждый месяц, суммы денег, которые учтены как издержки (начислены) и суммы денег, которые будут уплачены, не обязательно совпадают. В частности, если оплата труда производится, например, 10 числа каждого месяца, то сумма заработной платы, которая начисляется в феврале, будет запланирована к выплате в марте.
Таблица 3.10
Бюджет затрат прямого труда ООО «Фортуна» на 2006 год
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
За год |
|
Объем производства продукции (шт.) |
14,000 |
32,000 |
36,000 |
19,000 |
101,000 |
Затраты труда основного персонала (час) |
0.8 |
0.8 |
0.8 |
0.8 |
0.8 |
Итого затраты труда персонала (час) |
11,200 |
25,600 |
28,800 |
15,200 |
80,800 |
Стоимость одного часа (тыс. руб./час) |
7.50 |
7.50 |
7.50 |
7.50 |
7.50 |
Оплата основного персонала (тыс. руб.) |
84,000 |
192,000 |
216,000 |
114,000 |
606,000 |
3.4. Сметный расчет прибыли и ее анализ
Ранее отмечались два базиса планирования предприятия: ресурсный базис и денежный базис. В рамках ресурсного базиса происходит планирование прибыли предприятия, наличие которой является необходимым условием способности предприятия генерировать деньги. Отчет о прибыли вставлен в общую систему именно для целей проверки этого необходимого условия. Помимо этого, в отчете о прибыли оценивается величина налога на прибыль, которая затем используется в составе отчета о движении денег. Отчет о прибыли для рассматриваемого примера помещен в табл. 3.11
В этом отчете выручка от реализации получается путем умножения общего объема продаж за год (100,000 единиц продукции) на цену единицы продукции. Себестоимость реализованной продукции определяется путем умножения рассчитанной в табл. 3.9 себестоимости единицы продукции на суммарный объем проданной продукции. Общие и маркетинговые затраты были рассчитаны в табл. 3.10
Таблица 3.11
Плановый отчет о прибыли (без дополнительного финансирования) ООО «Фортуна» на 2006 год
Выручка от реализации продукции |
2,000,000 |
Себестоимость реализованной продукции |
1,300,000 |
Валовая прибыль |
700,000 |
Общие и маркетинговые затраты |
537,800 |
Прибыль до процентов и налога на прибыль |
162,200 |
Проценты за кредит |
- |
Прибыль до выплаты налогов |
162,200 |
Налог на прибыль |
48,660 |
Чистая прибыль |
113,540 |
В данном отчете о прибыли величина процентов за кредит принята равной нулю. Это справедливо, так как в процессе предшествующего бюджетирования вопросы кредитования предприятия не рассматривались. Потребность в дополнительном финансировании должна обнаружиться при составлении отчета о денежных средствах. В этом смысле вариант планового отчета о прибыли, помещенный в табл. 3.11, следует считать предварительным, так как в процессе бюджетирования денег, возможно, обнаружится потребность взять банковскую ссуду, и тогда величина чистой прибыли уменьшится.
Бюджет денежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все “хорошие и плохие новости” предприятия. Хорошие новости – это поступления денег, плохие – уплаты денег. Итог есть денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным. В 3.12 приведен бюджет денежных средств для рассматриваемого примера. Читателю предоставляется возможность проследить и проверить, как данные каждого отдельного бюджета попадают в итоговый бюджет денежных средств.
Отметим ряд особенностей данного бюджета. Это, во-первых, упрощенный характер схемы уплаты налога на прибыль, принятый в данном примере. Величина налога на прибыль, определенная в рамках планового отчета о прибыли, делятся на четыре равные части, каждая часть учитывается в бюджете денежных средств каждого квартала. Усложнить эту схему и сделать ее адекватной реальному состоянию дел не представляется сложным. Этот вопрос рассматривается в рамках анализа деловой ситуации. Во-вторых, заявленный в общей процедуре бюджетирования инвестиционный бюджет, представлен в табл. 3.12 одной строкой затрат на покупку оборудования (приложение 6).
Как видно из анализа данных табл. 3.12, полученный бюджет является дефицитным. Таким образом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию. Технологически, в таблицу бюджета вводится дополнительный блок – “финансирование”, в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получение кредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения.
3.5. Смета денежных средств, ее анализ
Работа финансового менеджера по обоснованию суммы кредитования предусматривает подбор данных в блоке “финансирование” так, чтобы реализовать принцип разумного избытка денежных средств, т.е. планировать денежный счет на некотором допустимом уровне, который в рамках рассматриваемого примера не должен быть ниже 30,000 тыс. руб. Особенностью этой работы является необходимость обеспечить согласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о прибыли. Эта необходимость связана с тем, что сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время, сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется в бюджет денежных средств. Такой подбор “вручную” сделать затруднительно, и следует воспользоваться заранее разработанным программным средством.
В табл. 3.13 (приложение 7) и 3.14 (приложение 8) приведены согласованные плановый отчет о прибыли и бюджет денежных средств, как результат работы финансового менеджера по подбору бюджетных показателей.
3.6. Смета активов и пассивов, ее анализ
Завершает систему бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описания состояния активов и пассивов компании на конец планового периода. Табл. 3.15 иллюстрирует плановый баланс предприятия (приложение 9).
Опишем формирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется в виде итогового значения бюджета денежных средств. Дебиторская задолженность определяется как 30% выручки четвертого квартала, на которую предприятие планирует предоставить отсрочку платежа. Запасы сырья определяются как величина остатков сырья в размере 7,500 кг. по цене сырья 0.60 тыс. руб, что составляет 4,500 тыс. руб. Запасы готовой продукции определяются как произведение остатков готовой продукции на конец года на себестоимость готовой продукции: 3,000х13=39,000 тыс. руб. Статья “сооружения и оборудование” рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммы закупок оборудования. Амортизация в соответствии с исходными данными составляет 15,000 в квартал, т.е. 60,000 в год. Это значение следует добавить к накопленной амортизации на начало периода.
Величина кредиторской задолженности получается в виде 50% от стоимости закупок четвертого квартала, которая рассчитана в бюджете 22. Наконец, сумма нераспределенной прибыли на конец года получается с помощью следующей формулы:
Нераспределенная прибыль на начало года + Чистая прибыль за год – Выплаченные дивиденды.
Отметим, что сумма активов и пассивов баланса совпадает, что является подтверждением правильности составления бюджета. Для специалиста, который составляет бюджет первый раз, и этот бюджет оказывается достаточно сложным (несколько видов продукции, сложная структура затрат), факт совпадения сумма активов и пассивов выглядит как “финансовое чудо”, хотя это чудо является результатом использования системы двойной записи, принятой в бухгалтерии.
Отметим также тот факт, что в рассматриваемом случае предприятие планирует закончить год без финансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным. Предприятие может закончить год с частично не погашенным банковским кредитом, и тогда в статье баланса “банковский кредит” появится некоторое значение, которое “не разбалансирует” баланс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.
Сущность планирования выражается в его конечной цели. Высшая цель планирования - быть действенным механизмом и инструментом для достижения целей предприятия, то есть своевременно выявлять средства, альтернативы, шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.
Бизнес- план начинается с раздела, где дается вполне описание производственной продукции, услуг данной ниши рынка, то есть, что будет предложено реальному покупателю. При этом указывается, какова доля данной фирмы на рынке в соответствии с разрабатываемым бизнес- планом.
Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов.
Структура бизнес- плана - это схема систематизации результатов прединвестиционных исследований. Схема систематизации разделов, используемых в российской и зарубежной практике, в общих чертах одинаковы, но могут различаться по форме представления и расположения частей.
Технология составления бюджета предприятия ООО «Фортуна» демонстрируется с помощью очень простого примера, который описывает соотношения между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 456с.
2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2002. – 392 с.
4) Гуляев В.Г. Организация бизнеса. - М.: Нолидж, 2002 – 372 с.
5) Деловое планирование: Учеб. пособ/ Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 478 с
6) Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2002. – 351 с.
7) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.
8) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.
9) Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2003. – 188 с.
10) Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2002. – 319 с.
11) Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – 150 с.
12) Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2002. – 111с.
13) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
14) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.
15) Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2002. – 558с.
16) Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2002. – 656 с.
17) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
[1] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 456с
[2] Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2002. – 558с
[3] Гуляев В.Г. Организация бизнеса. - М.: Нолидж, 2002 – 372 с.
[4] Деловое планирование: Учеб. пособ/ Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2003 . – 478 с
[5] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с
[6] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 456с
[7] Гуляев В.Г. Организация бизнеса. - М.: Нолидж, 2002 – 372 с
[8] Гуляев В.Г. Организация бизнеса. - М.: Нолидж, 2002 – 372 с
[9] Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2002. – 319 с
[10] Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с
[11] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с
[12] Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – 150 с