Содержание
Раздел 1. 3
1.Соотношение понятий "культура" и "цивилизация". 3
2. Теория культурно-исторических типов и «локальных» цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин). 4
3. Что обозначает термин "менталитет"?. 6
Раздел 2. 8
1. Заупокойный культ древних египтян. 8
2. Что обозначает термин "титанизм"?. 9
3. Основные течения в христианстве. Каким образом они отразились на социокультурном процессе Европы.. 10
Раздел 3. 12
1. Почему в Древнерусском государстве было принято христианство? Православие? Какое это имело значение для Руси?. 12
2. Основные научные открытия в России конец ХIХ - нач. ХХ вв. Виднейшие представители отечественной науки того времени. 13
3. В чем особенность развития русской культуры в постреволюционный период?. 15
Список использованной литературы... 17
Раздел 1.
1.Соотношение понятий "культура" и "цивилизация"
Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих различные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее значение. Так, римский оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией. Он считал, что «философия есть культура души».[3.с.48] Под культурой стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово «культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский.
Значение научного понятия термин «культура» приобрел в XVII – XVIII вв. В науке Нового времени формируется представление, что между природой и личностью существует особый мир человеческой деятельности, который называют «культурой». [1.с.24]
В современной науке сформировано более 300 определений культуры, что свидетельствует о многообразии подходов к изучению культуры.
Такие разнообразные толкования понятия «культуры» неизбежно сталкивают его с другим многозначным понятием – цивилизация. Этимология слова «цивилизация» восходит к латинскому civis (гражданин), что характеризует принадлежность к гражданской (городской) жизни. Римляне под цивилизацией понимали развитость городского уровня жизни, подчеркивающего их превосходство в бытовом и политическом отношениях и отличающего их от примитивных окружающих варварских племен. [2.с.18]
Долгое время термин «цивилизация» использовался для обозначения свойств воспитанности, вежливости, утонченности в противовес грубости и «темноты». С конца XVII века этот термин широко вошел в европейскую философскую литературу. Он характеризовал в основном единство всемирной истории, прогресс всего человечества. Развитие культуры рассматривалось как прогресс цивилизации. Центральным местом в построении такой теории была идея «естественного состояния» человека, с его правом на жизнь, свободу и собственность.
Распространенным в XIX веке стало понимание цивилизации через количественное накопление тех факторов, которые возвышают цивилизованное общество над доцивилизованным. Этот подход восходит к Л. Моргану.
Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация» продолжил Н. Бердяев. Культура, в его представлении, заражена пороком цивилизации. Цивилизация рассматривалась им как сфера действия масс, выражала рост производительных сил, господство «экономического реализма», под которым подразумевалось материалистическое понимание истории.
Последователем О. Шпенглера в изучении отдельных цивилизаций стал А. Тойнби. Он также считал цивилизацию концом культуры.
Понятие «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Эти понятия взаимодополняющие. Культура характеризует человека, меру его развития, цивилизация определяет социальное бытие самой культуры. Современная цивилизация – результат длительной эволюции локальных цивилизаций, которые затем были разрушены более сильными. [1.с.78]
2. Теория культурно-исторических типов и «локальных» цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин).
В культурологи наблюдается многообразие подходов, направлений и школ. Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, то есть макроисторическое исследование. О. Шпенглер называет такие феномены развитыми культурами, А. Тойнби цивилизациями, П. Сорокин метакультурами.
Все эти социальные и культурные суперсистемы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной группой. Они выходят за пределы географических или расовых границ. Однако, подобно глубинным течениям, они определяют шире цивилизационной схемы. И каждый по-своему прав. Ибо нет современной науки без учета и обоснования статуса наблюдателя.
О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап это культура, которой на смену приходит цивилизация. [2.с.38]
В рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация означает омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация переход не к лучшему, а к худшему состоянию общества.
Концепция Шпенглера стала широко известной, правда с ней больше полемизировали, чем соглашались. Например, великий гуманист А.Швейцер оценил теорию Шпенглера как попытку узаконить право на существование цивилизации, свободной от нравственных норм, цивилизации, свободной от гуманистических духовных принципов. По мнению Швейцера, распространение в обществе идеи о неизбежности бездушной механической цивилизации способно только внести в общество пессимизм и ослабить роль моральных факторов культуры.
По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. К одному из них можно отнести американского антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. [5.с.22]
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений, очень близки.
3. Что обозначает термин "менталитет"?
Определение «менталитета» с позиций исторической психологии звучит следующим образом. Менталитет - это обобщение всех характеристик отличающих ум, образ мышления.
Менталитет - устойчивое умонастроение, система представлений, характерная для определенной группы людей, определяющая их способы понимания окружающей действительности и способы поведения в этой действительности. В России этот термин часто применяется в некорректном смысле и сводиться к тому, что называется "национальным характером".[5.с.22]
Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французская историческая школа «Анналов». М. Блок и Л. Февр, которые ввели в лексикон понятие «менталитет» обращали внимание своих коллег на тот пласт сознания, который в силу своей слабой отрефлектированности не получал прямого отражения в источниках, а потому и постоянно ускользает из поля зрения историков.
На сегодняшний день, ученые-обществоведы переходят к комплексным трактовкам понятия менталитет. Этот подход объединяет историко-психологическую и социокультурную трактовки данного термина. Эта точка зрения исходит из положения о человеке, как части культуры. Представляющей собой совокупность практикуемых данным обществом основных способов производства и взаимодействия с природой, деятельности социальных институтов и других регуляторов современной жизни, а также включающая в себя верования, иерархию ценностей, мораль, особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта через поколения.
Раздел 2
1. Заупокойный культ древних египтян
Заупокойный культ египтян имел огромное значение для народа Египта. Идеальным считалось состояние, когда все души человека составляют вечное единство, что достигается лишь после смерти при соблюдении всех условий ритуала погребения. Одним из таких условий был суд Осириса, через который проходил всякий, вступающий в загробный мир. Перед судом Анубис проверяет правильность пеленания мумии, взвешивает сердце предстающего перед ним человека на весах, на одну чашу которых клалось сердце, на другую — фигурка богини Маат или (по другим преданиям) перо. Если весы не колебались, то считалось, что человек вел праведную жизнь, достойную загробного мира. Если же Маат перевешивала, то умершего бросали на съедение чудищу, имеющему туловище льва и голову крокодила: самое страшное наказание для человека — перестать существовать как на земле, так и в загробном мире.
В зале суда покойный обращался с речью к Осирису и к каждому из 42 богов (судей), оправдываясь в грехе, подвластном этому богу. В его речи обязательно были слова: "Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной Правды". Дело в том, что имя считалось священным, и знание имени божества служило своеобразным "пропуском", который "уменьшает", "отбирает" силу противодействия данного божества. В тексте непременно присутствовала еще одна фраза, подобная заклинанию: "Я не делал зла",— говорит усопший каждому из 42 богов. В Древнем царстве тексты такого рода молитв-заклинаний писали 1на стенах .пирамиду затем на их основе был составлен сборник "Книга мертвых" свиток папируса, насчитывающего около 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги богатых, чтобы у них была возможность обратиться к нему во время суда. Свиток стоил дорого, поэтому людям несостоятельным не оставалось ничего другого, как вести действительно праведный образ жизни.
Кроме того, в усыпальницах фараонов высекались тексты, которые Должны были "обеспечить" нерушимость пирамиды, а вместе с тем и Нерушимость царского имени. В этой же связи считалось, что чем удивительнее по величине и прочности была Пирамида, тем на злее длительное время можно было сохранить имя царя.
При жизни фараон был земным богом, после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Поэтому, чтобы умершему фараону и его душам можно было жить и кормиться, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и обеспечивалась жертвоприношениями и Жрецами. Даже в самых древних захоронениях, которые еще ни вид усеченной пирамиды — масштабы абраб. "каменная скамья"), Обязательно имелась стела, похожая на дверь. На ней писали имя и звание усопшего, чтобы через эту дверь вводил и выходил его дух Ка, собирал жертвоприношения, которые лежали на каменной плите перед стелой. Этот алтарь сначала находился в открытом дворике за небольшой оградой. В поздние времена это место культа перенесли внутрь усыпальницы, в специальное помещение, украшенное рельефами и надписями. Рядом с молельней стали делать еще одно помещение — сердаб, в котором стояла статуя умершего, служившая для сохранения земной формы усопшего. Ей обязательно придавалось портретное сходство с ним на случай пропаяем или гибели мумии. [4.c.85]
2. Что обозначает термин "титанизм"?
Титанизм - это термин, который характеризует культуру Возрождения. [4.c.35]
Титанизм — термин, обозначающий масштабность духовного потенциала гуманистов эпохи Возрождения, соотносимый с мощью древних титанов.
Титанизм личности относится ко многим деятелям Возрождения, таким, как основатель и крупнейший представитель северного Возрождения А. Дюрер; итальянский историк, поэт, философ и дипломат Макиавелли, гуманист Пико Мирандолла и других.
Таким образом, титанизм представляет собой одно из интереснейших направлений в культуре.
3. Основные течения в христианстве. Каким образом они отразились на социокультурном процессе Европы
Христианство возникло в Палестине в I веке нашей эры, находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи.
Христианство прежде всего провозгласило равенство всех людей как грешников.
Одним из течений в христианстве является православие. Впервые встречается у христианских писателей II века. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах.
Католицизм, протестацизм возник в в III - V веках. Распространен в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.
Католицизм – одно из основных направлений в христианстве, противопоставившее себя православию после разделения церквей в 1054 г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западной Европы. Также и значительно в недавном времени возник Баптизм, Евангелизм. [6.c.65]
Христианство для Европы становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Этому способствовал, прежде всего, его мировоззренческий аспект, трактующий человека вне зависимости от социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремится к совершенству тернистым путем отказа от бренного, земного и бесконечной любви к Создателю и любви к ближнему по примеру Иисуса Христа. Одновременно христианство вовсе не отбрасывало, а на первоначальном этапе скорее синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох, что облегчало обращение в него различных народов.
Основные течения в христианстве определили социальнокультурное развитие Европы, религиозные течения отразились как в литературе, искусстве, так и в архитектуре, что имеет огромное историческое и культурное значение и по сей день.
Раздел 3.
1. Почему в Древнерусском государстве было принято христианство? Православие? Какое это имело значение для Руси?
Принятия христианства на Руси имело огромное значение, православие определило социокультурное развитие России на многие века. Именно в православии отразились некоторые языческие особенности русской религии.
Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в христианство». Прежде чем делать это, он решился войти в отношения с греками, так как для будущего русской церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но Владимир поступил иначе: он отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал отношения.
Русские принадлежали к семейству европейских народов, но оказывались в нем «изгоем». Все другие европейские государства были уже христианскими и начали жить той новою, гражданскою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая отделяла их от народов языческих, как особый нравственный мир. Что бы войти им в этот мир ничего не оставалось, как последовать примеру других.
Религиозная реформа круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. [7.c.25]
Таким образом, принятие христианство имело огромное значение для развития Руси и определило основные его направления.
2. Основные научные открытия в России конец ХIХ - нач. ХХ вв. Виднейшие представители отечественной науки того времени.
Основные научные открытия в России конец ХIХ - начале ХХ веках - величайших научно-технических достижений и открытий. Даже беглое перечисление некоторых из них дает представление о гигантском прогрессе, который достигнут наукой и техникой за последнее время.
Быстро развивается полупроводниковая техника, которая обещает произвести переворот в радиоэлектронике, продвинуть далеко вперед гелиоэнергетику, приборостроение, автоматику.
Даже начальные шаги такой области знания, как кибернетика, кажутся "чудом" неискушенному человеку. Быстродействующие электронные вычислительные машины производят сложнейшие расчеты за ничтожно малое время. Удивительны достижения наук, которые изучают вещество и помогают переделывать его. Ядерная физика открывает все новые элементарные частицы и все глубже проникает в сокровенные тайники материи.
И можно представить себе картину неслыханного расцвета производительных сил, созидания во имя мира и прогресса.
Советское руководство понимало
необходимость сохранения и развития научного потенциала страны. Видным ученым,
предоставлялись условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое
политическое вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали
исследования, начатые еще до революции. Один из основоположников русской
научной школы физиологов растений, К. А. Тимирязев, автор трудов по фотосинтезу,
агрономии, истории науки. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла
деятельность академика И. В. Мичурина, селекционера, автора более чем 300
сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные
авиаконструкторы. В
Если сделать экскурс в историю, то видно, что сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших в области гуманитарных и общественных наук, из-за их неразрывной связи с идеологией и политикой. Многие из них оказались за границей (П. Н. Милюков, П. Б. Струве,П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев и многие, многие другие).
Видную роль в отечественной гуманитарной науке стали играть те ученые, которые еще до революции придерживались марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является фигура М. И. Покровского, историка и политического деятеля. Он один из первых применил теорию К. Маркса для исторического исследования, основателем целой исторической школы.
Таким образом, наука ХIХ - начале ХХ веков смогла сделать огромный прорыв во всех отраслях науки.
3. В чем особенность развития русской культуры в постреволюционный период?
В постреволюционный период советской культуры произошли события, не только изменившие ее инфраструктуру, но и показавшие всему миру, что эти изменения носили типологический и масштабный характер: после 1917 года именно в России произошла первая лобовая встреча двух цивилизаций - одной, уходящей корнями в христианскую нравственность (русская классическая культура), и другой - названной впоследствии большевистской, типологически открывающей ряд тоталитарных культур XX века. Поэтому представляется возможным ввести ракурс, который позволил бы рассмотреть историю русской литературы советского периода как целостную систему, механизм которой порожден важнейшим процессом в социокультурной жизни XX века, - “восстанием масс” (Ортега-и-Гассет).
Важнейшим следствием его воздействия на общественное сознание стал парадоксальный процесс демократизации культуры, вызвавший к жизни не только активность “писателей-рабочих”, но и деформировавший художественное творчество писателей из образованных слоев. С этой точки зрения оказывается важным исследование проблемы литературных репутаций различных писателей; особого внимания требуют внутренние противоречия “левого” искусства, нередко отождествляемого с “русским авангардом”; внимания требует феномен амбивалентности русской советской литературы и борьба в ней на уровне поэтики “слова” и “противослова”, “идеи” и “образа”.
Наиболее адекватным решению этих задач представляется историко-культурный подход, который позволяет выявить исторический генезис процессов, протекавших в русской литературе после революции. Он позволяет также сосредоточить внимание на эсхатологических и утопических мотивах в русской культуре предреволюционных лет, проследить, как происходила “сшибка” утопии и реальности, как протекала смена кода в русской культуре, как формировались модели революционной культуры и как происходил процесс оттеснения гуманистической ценностной системы русской классики на периферию.
Анализ этих вопросов невозможен без постановки теоретических проблем, объясняющих длительную жизнь многих произведений (И. Бабель, М. Зощенко, Б. Пастернак, М. Булгаков и др.) во времени, их непреходящий смысл. В качестве теоретических проблем, которые могли бы стать ключевыми, автором избрана проблема художественного образа, извечной борьбы в нем “живописи” и “истолкования”, обострившейся в XX веке и особенно - в советских условиях, а также идеи М.М. Бахтина об уровнях художественного “высказывания”.
В силу того, что инфраструктура советской культуры сложилась уже в 20-е годы, оказывается возможным на материале этого периода раскрыть процесс становления и стабилизации литературы тоталитарного общества, избегая грубой политизации, отождествления литературы советского периода с тоталитарной литературой.
Отождествление политических, идеологических процессов с процессом художественного познания реальности приводит к тому, что вся русская литература советского периода зачастую сводится к литературе социалистического реализма. Между тем 1917 год не был “рождением” новой культуры; он был точкой встречи, разветвления “старой” и “новой” культур.
После революции русская культура, как свойственно переломным временам, менялась, и в то же время обнаруживала устойчивость в своей приверженности ценностям русской классической литературы. Поэтому представляется необходимым начать курс с анализа кризиса в русской культуре 10-20-х гг. XX века, завершив его анализом процесса саморазрушения “замкнутой культуры” - культуры социалистического реализма.
Список использованной литературы
1. Введение в философию: учебник для вузов. В 22.42 / Фролов И. Т. и др. – М.,1990 – 639 с
2. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов – М., 1994 – 317 с.
3. Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1998. – 239с.
4. Гуревич П.С. Культурология: Учебник – М., 1999 – 288 с.
5. Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990. -523 с.
6. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова и др. – М.,1999 – 368 с.
7. Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994.
8. Левяш И. Я. Культурология: Курс лекций. – Мн., 1998 – 544 с.
9.
Чекалкин
С.В. “Космос - завтрашние заботы”.
Издание “Знание”