Рынок ЦБ как альтернативный источник финансирования экономики страны

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Формирование и развитие рынка ценных бумаг в России........................... 4

1.1. Формирование и развитие рынка ценных бумаг в России..................... 4

1.2. Особенности развития рынка ценных бумаг в России............................ 9

2. Проблемы развития рынка ценных бумаг и формирование стратегии развития рынка ценных бумаг в России.......................................................................... 12

2.1. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России............................. 12

2.2. Стратегия развития рынка ценных бумаг России на 2004–2008 гг..... 15

Заключение........................................................................................................ 17

Список использованной литературы............................................................... 18

Введение

Российский рынок ценных бумаг в настоящее время представляет собой бурно развивающую сферу финансового рынка страны. Сегодня эта часть рынка еще не до конца сформирована с точки зрения законодательства, налогообложения и структуры. Именно поэтому, я считаю данную тему очень интересной для написания работы, здесь есть над чем подумать, что сравнить, даже делать предположения на ближайшее будущее.

Как и любой другой, рынок ценных бумаг очень сложен по своей структуре, а тем более в условиях развивающихся и совершенствующихся рыночных отношений.

Прогнозы специалистов о развитии российского рынка ценных бумаг довольно оптимистичны, несмотря на большие трудности связанные с защитой инвесторов и законодательной основой. О предполагаемых направлениях развития рынка ценных бумаг говорится в третьей главе моей работы.

Цель работы: рассмотреть рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики страны.

Для раскрытия поставленной цели, в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:

-         описать формирование и развитие рынка ценных бумаг в России;

-         выявить особенности развития рынка ценных бумаг в России

-         обозначить проблемы развития рынка ценных бумаг в России

-         обознпачить основные направления стратегии развития рынка ценных бумаг России на 2004–2008 гг.

В учебных пособиях и монографиях, а также в источниках периодической печати очень подробно освещен рынок ценных бумаг.

1. Формирование и развитие рынка ценных бумаг в России

1.1. Формирование и развитие рынка ценных бумаг в России

Формирование рынка ценных бумаг в России – сложный процесс, прошедший в своем развитии несколько этапов. Изучение проблемы создания в нашей стране инвестиционного механизма, системы бирж представляет большой интерес, особенно для меня, как студента экономической специальности, так как формирование рынка ценных бумаг – явление неординарное, совершенно новое для страны молодого капитализма. Анализ особенностей формирования рынка ценных бумаг – исключительно важная задача для государства, так как выявление ошибок и курьезов позволит избежать их в будущем. Анализируя развитие рынка ценных бумаг в России, можно выявить его особенности и с их учетом оценить его перспективы на будущее.

При рассмотрении истории развития рынка ценных бумаг в России можно выделить три больших этапа.

Первый этап – «Зарождение фондового рынка» [1991 – 1993]. В это время происходило активное формирование до этого времени полностью отсутствовавшего фондового рынка. Это было объективным процессом, связанным с необходимостью замены института централизованного перераспределения денежных средств на систему рыночных инвестиционных механизмов. Первым шагом на пути к созданию рынка ценных бумаг в России можно считать появление фондовых бирж, произошедшее в начале 1991 года, когда было создано более десяти специализированных фондовых бирж. Основой для их работы послужило постановление правительства РСФСР (декабрь 1991) «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в России». В данном постановлении были описаны функции бирж, а также организационная оформленность, правовая база функционирования, структура сделок. В июле 1995 года был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».

Появление бирж явилось нормальной реакцией на переход страны к рыночной экономике. Для любой рыночной экономики характерна некая пирамида, где основанием служит торговля, ибо никакое производство не может существовать без развитых каналов сбыта. Второй этаж – фондовый рынок, который является механизмом привлечения инвестиций. И только вершина пирамиды – производство, которое не может существовать как без развитых торговых коммуникаций, так и без фондового рынка. К 1991 году торговля была хорошо развита, а фондовый рынок отсутствовал. Именно поэтому он получил колоссальный потенциал для развития и начал развиваться гигантскими темпами. В то же время производство было переразвито. Появление конкуренции сделало неконкурентоспособными большинство предприятий. Гипертрофированная пирамида перевернулась, и производство не могло удержаться на неустойчивом основании еще недостаточно развившегося фондового рынка. В результате этого произошла резкая перекачка денег из сферы производства в сферу финансовых институтов, что сопровождалось сверхприбылями в финансовой сфере и акцентированием внимания на спекулятивных сделках. При этом, фондовый рынок не мог нормально функционировать без нормальной законодательной базы, а федерального закона о рынке ценных бумаг до сих пор не существовало.

Второй период – «Развитие бирж» [1993 – 1995]. На этом этапе биржи в основном ориентировались на фьючерсный рынок. Данный рынок впервые появился на  Московской товарной бирже. Торгуя срочными контрактами (фьючерсами), биржа приобретает огромное значение не только для производителей и посредников, но и для всего народного хозяйства, ведь только через фьючерс биржа становится тем ценовым барометром, на который ориентируются и государственные органы и предприниматели. В то же время в торговле ценными бумагами биржи пока еще не играют такой важной роли, как в западных странах.

Данный период с одной стороны характеризуется продолжающимся сверхбыстрым развитием фондового рынка и получением сверхприбылей от спекулятивных сделок, что свидетельствует о недоразвитости этого рынка. С другой стороны, происходило увеличение интереса к долгосрочному инвестированию средств, что проявилось в активизации операций с приватизационными чеками и активном инвестированием средств в топливно-энергетический комплекс. Нужно сказать, что инвесторы, вкладывавшие деньги в производство «обожглись», поэтому уже не стремились поддерживать приходящие в упадок предприятия. Пирамида стремилась к равновесию. Фондовый рынок расширялся, производство сокращалось. Сокращение производства было еще обусловлено неправильной политикой государства. Отсутствовал институт банкротства. Появились многочисленные задержки платежей. Государство все еще питалось реанимировать устаревшие предприятия, которые рынку были не нужны. Для функционирования производства требовалась законодательная база. Все эти недостатки и вызвали необходимость появления указа президента 1995 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».

С апреля 1995 года начитается третий период – «Активизация инвестиционной политики» [1995-...]. Началась крупномасштабная продажа акций приватизированных предприятий, которая производилась на денежных аукционах и конкурсах. Как правило, фирмы, специализировавшиеся на торговле акциями, покупали акции со спекулятивными целями или выполняя заказ клиента.

Законодательная база по-прежнему отсутствовала. До 1996 года операции с ценными бумагами регулировались указами Президента России, нормативными актами министерств и ведомств, постановлениями правительства, которые иногда противоречили друг другу. Федеральный закон и система государственного надзора за его исполнением отсутствовали, что усиливало криминогенность рынка ценных бумаг, незащищенность инвесторов. Отсутствие законодательного регулирования лишало рынок ценных бумаг своей основной функции – быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса в хозяйственной жизни страны.

Только в апреле 1996 года был принят закон «О рынке ценных бумаг», который должен был способствовать стабильному развитию рынка. В законе учитывалась практика российского рынка ценных бумаг 1990 – 1994 годов и нормативные акты, изданные за это время. Закон признавал смешанную модель фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты.

Большое развитие получает рынок государственных ценных бумаг. Это облигации, предназначенные для привлечения на нужды государства временно свободных средств инвесторов. Такое привлечение денег в бюджет не является инфляционным. До августовского кризиса 1998 года такой способ размещения средств считался наиболее надежным.

Наиболее развитым рынком государственных долговых обязательств стал рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Быстрое развитие рынка ГКО объясняется несколькими причинами. Во-первых, вложение средств в государственные краткосрочные обязательства приносит большие прибыли. А во-вторых, покупка ГКО всегда надежна, подкрепляется авторитетом государства, которое гарантирует своевременное погашение обязательств. Именно одновременное существование этих двух факторов и отличает рынок ГКО от рынка акций, где высокая доходность в большинстве случаев сопряжена с большим риском потерять вложенные средства. Наконец, достоинством рынка ГКО является то, что это совершенно открытый, наблюдаемый рынок. Правомерность сделок на нем контролируется представителями биржи, центрального банка, министерства финансов.

Рынок государственных ценных бумаг был движением навстречу между государством, пытавшимся получить в свое распоряжение значительные финансовые средства, и заимодателями, стремящимися выгодно вложить свои деньги. Однако полученные от продажи ценных бумаг деньги, часто использовались для латания дырок в бюджете или на предвыборные компании, которые, как известно, никакой денежной прибыли не дают. Интересы государства часто приносились в жертву сиюминутным выгодам. Такая ситуация не могла продлиться долго. Мнимое процветание экономики очень быстро сменилось затяжным августовским кризисом 1998 года. Неправильное регулирование рынка ГКО – ОФЗ привело к следующим последствиям:

1. В 1997 году доля нерезидентов на рынке ГКО – ОФЗ превысила 30%. Следовательно, при оценке рыночной стоимости всего рынка примерно в 60 млрд. долларов нерезиденты владели около 20 млрд. долларов. А эта сумма превышает общий объем золотовалютных резервов Банка России.

2. Появилась опасность стихийного оттока средств нерезидентов с рынка. Это было связано с отменой ограничений на минимальные сроки конвертации средств, полученных от продажи или погашения ГКО – ОФЗ.

3. Возникла исключительно сильная взаимосвязь между рынком ГКО – ОФЗ и российским внутренним валютным рынком. Это было связано с заключением российскими коммерческими банками с иностранными инвесторами форвардных сделок на покупку иностранной валюты.

Несмотря на тяжелое современное состояние послекризисного рынка ценных бумаг, все же имеются основания для оптимизма в отношении будущих тенденций. В дальнейшем можно прогнозировать повышение курса акций по нескольким причинам. Главным фактором роста курса станет их недооцененность. Необходимо также учитывать развитую инфраструктуру рынка ценных бумаг в России, которая обеспечит совершенность эмиссии, достижение информационной прозрачности. Большое влияние на рост курса акций окажет проведение мероприятий по ликвидации финансового кризиса путем реструктуризации займов в пользу более долгосрочных заимствований с меньшими процентами, уменьшение бюджетного дефицита, совершенствование сбора налогов. Но это безусловно не приведет мгновенно к промышленному росту в результате вложений в реальный сектор экономики. Для этого необходимы большие стимулы, такие как налоговые льготы банкам и предприятиям. И, конечно, для выхода из кризиса в первую очередь необходимо достижение политической стабильности.

Однако будут существовать и негативные факторы, тормозящие развитие рынка. Это усиление недоверия иностранных инвесторов; инфляция, вызывающая рост процентных ставок; трудности, испытываемые банковской системой. Эти проблемы требуют комплексно подхода. Необходимы разработка прогноза и новой финансовой стратегии в области процентных ставок, курса рубля и темпов инфляции, создания новых статей бюджетного дохода, улучшение обслуживания государственного долга.

Необходимо отметить, что существование рынка ценных бумаг является необходимым условием функционирования экономики всех развитых стран. Главной проблемой, требующей незамедлительного решения, является проблема законодательной базы. Законодательная основа до сих пор несовершенна, в ней много пробелов. Как пишет исследователь Сидоров К.А., «Развитие рынка ценных бумаг может стать важным фактором устойчивости развития российской экономики. В то же время отсутствие законодательного урегулирования многих важных проблем, связанных с ценными бумагами и управлением акционерными обществами, наоборот, могут порождать неустойчивость во всей экономике»[1]. Продолжая эту мысль, я могу сказать, что нормальное, стабильное функционирование инфраструктуры рынка ценных бумаг может обеспечить бескризисное положение нашей экономики на долгие годы.

1.2. Особенности развития рынка ценных бумаг в России

Приватизация, проводившаяся в России в начале 90-х годов прошлого века, является основой многих процессов в экономике, протекающих в настоящее время, в том числе на рынке ценных бумаг. Особенностью развития рынка ценных бумаг в России является именно то, что исторически он возник на основе процессов приватизации государственных предприятий со всеми вытекающими особенностями и сложностями их экономического развития, а не на базе вновь созданных акционерных обществ и финансовых инструментов.

Кроме того, к особенностям формирования рынка ценных бумаг в России можно отнести отсутствие вплоть до 1996 года законодательной базы. После принятия законов о рынке ценных бумаг и акционерных обществах, а также с началом функционирования региональных государственных регистрирующих и контролирующих органов (в том числе Красноярского регионального отделения ФКЦБ России) рынок ценных бумаг начал развиваться в системе определенных ограничений и правовых рамок. В этом плане формирование рынка ценных бумаг в России мало чем отличается от формирования рынка, например, в США, где рынок ценных бумаг достаточно долго существовал без сколько-нибудь развитой законодательной базы, и только начиная с 30-х годов ХХ века начал формироваться в жестких рамках законодательства. Тем не менее даже такой длительный период формирования рынка ценных бумаг в США не может гарантировать его устойчивого развития, о чем свидетельствуют последние скандалы, связанные с недостоверностью представления финансовой отчетности рядом корпораций.

Еще одной особенностью функционирования рынка ценных бумаг в России, напрямую вытекающей из специфики приватизации, является ограниченный набор инструментов. Если не брать во внимание государственные ценные бумаги, то в основном на рынке представлены акции приватизированных предприятий, векселя (как правило, тех же акционерных обществ). Гораздо реже – облигации, коммерческие бумаги, ипотечные облигации. Это свидетельствует о том, что несмотря на более чем десятилетний период становления рынка ценных бумаг в России и его достаточную динамичность, он все еще находится в "зачаточном" состоянии с точки зрения освоения инструментов.

Не оправдались надежды большинства населения Российской Федерации, которые имелись в период начала процессов приватизации, в части участия в качестве инвесторов. Этому способствовали как объективные, так и субъективные причины. Субъективные причины это – многочисленные скандалы, связанные с процессами акционирования, финансовые "пирамиды" и т.п., что вызвало отторжение и неверие в перспективы вложения средств частных инвесторов с использованием инструментов рынка ценных бумаг.

К объективным причинам можно отнести слабую ориентацию инструментов рынка ценных бумаг на привлечение средств населения, в частности, слабое развитие инвестиционных фондов, недостаточное количество профессиональных участников рынка ценных бумаг, активно работающих с населением, отсутствие компаний по доверительному управлению ценными бумагами. Рынок ценных бумаг оказался "разорванным". Сформировались крупные корпорации, активно скупающие ценные бумаги как средство управления капиталом, а также рассматривающие их как краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Одновременно существовало и существует значительное количество миноритарных акционеров, которые даже при большом желании не в состоянии активно работать на рынке ценных бумаг, поскольку отсутствует развитый класс профессиональных участников рынка ценных бумаг и инфраструктурных организаций, деятельность которых была бы направлена на работу с населением.

С учетом этих особенностей, а также, имея в виду мировые тенденции развития финансового рынка, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России и ее региональные отделения предпринимают в настоящее время ряд мер по созданию более эффективных механизмов развития рынка ценных бумаг, по усилению прозрачности акционерных обществ и профессиональных участников, созданию способов защиты различных групп инвесторов, независимо оттого, каким пакетом акций они владеют. В частности, разработан и рекомендован к применению "Кодекс корпоративного поведения". Ведется активная работа по усилению административной ответственности акционерных обществ и должностных лиц, нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов инвесторов. Принят ряд мер, направленных на стимулирование развития институтов коллективного инвестирования средств населения (в том числе обучение и широкое информирование населения), на сокращение инвестиционных рисков, на развитие доступных для широких слоев и простых инструментов рынка ценных бумаг.

2. Проблемы развития рынка ценных бумаг и формирование стратегии развития рынка ценных бумаг в России


2.1. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России

Основными проблемами развития самого рынка ценных бумаг являются организационные, кадровые и методологические[2].

1. Организационные проблемы связаны с отсутствием развитой инфраструктуры рынка и слабым информационным обеспечением.

2. Кадровые проблемы предопределены небольшим сроком развития рынка ценных бумаг и недостаточным числом высокопрофессиональных специалистов.

3. Методологические проблемы вызваны непроработанностью методик осуществления многих фондовых операций и отдельных процедур на рынке ценных бумаг.

Существуют различные программы развития фондового рынка (7) и уже разработано достаточное количество законов, регулирующих его. Однако в результате непоследовательности экономических реформ сложилась ситуация, при которой потенциальные участники фондового рынка не проявляют достаточной активности. Многие потенциальные эмитенты не заинтересованы в том, чтобы выпускать ценные бумаги с целью привлечения дополнительных средств, а инвесторы - вкладывать средства в эти предприятия. Отчасти это объясняется, как уже говорилось выше, отсутствием опыта привлечения средств посредством фондового рынка и неразвитостью его инфраструктуры. Но можно выделить и более существенные причины. В их числе необходимо отметить:

1. Отрицательные результаты приватизации: распыление акционерного капитала среди мелких ("миноритарных") акционеров, которые не могут реально участвовать в управлении предприятием; скупка государственных предприятий по заниженным ценам и отсюда незаинтересованность в их развитии (в настоящее время в РТС котируются акции более 300 российских эмитентов, в то время как в системе NASDAQ (внебиржевой рынок США), несколько тысяч. Для успешного размещения своих ценных бумаг необходимо полно раскрывать требуемую информацию о деятельности компании, включая и данные о финансовых потоках. Другой проблемой, является то, что передел собственности в России еще не закончен. Менеджеры и собственники ведут борьбу за предприятия и до ее окончания на рынок ценных бумаг выходить не спешат. А те, кто уже получил полный контроль над предприятием, не продают акции, стремясь его сохранить).

2. Налоговый пресс, который приводит к невыгодности инвестирования в предприятия, так как большая часть прибылей забирается государством, региональными и местными органами власти. Для изменения такого положения, по нашему мнению, необходимо оставлять предприятию не менее 60 процентов прибыли.

3. Нестабильность экономики в целом, невыполнение государством своих обязательств, отсутствие разграничения регулирующих функций между его финансовыми структурами.

При этом у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат такие факторы, как:

- большое число созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ;

- значительное число перспективных предприятий, акции которых пока явно недооценены;

- интерес многих предприятий к дополнительным эмиссиям ценных бумаг;

- желание многих региональных и муниципальных органов власти осуществить выпуски своих займов (облигаций) и ряд других.

Значительные перспективы роста российского рынка связаны с разумной политикой финансирования дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг. В условиях высоких рисков необходима мобилизация в первую очередь внутренних источников инвестиций, и в особенности денежных средств населения. Необходимо развивать российский рынок ценных бумаг, повышать его надежность и степень доверия к рынку инвесторов посредством усиления контроля со стороны государства. Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться путем прямого вмешательства в этот сектор экономики:

- регулирование дает "правила игры" для цивилизованной конкуренции между участниками рынка, которая в конечном результате приводит к расширению и улучшению качества предлагаемых инвесторам услуг;

- регулирование создает условия, позволяющие населению с уверенностью вкладывать средства, а участникам рынка - безбоязненно расширять свой бизнес;

- регулирование обеспечивает высокие стандарты поведения участников, минимизируя риск мошенничества и злоупотреблений.

На наш взгляд приоритетными направлениями политики государства на рынке ценных бумаг в настоящее время являются:

- активное развитие регионального и создание единого рынка ценных бумаг в рамках СНГ;

- создание подразделений ФКЦБ в каждом субъекте Федерации;

- налоговое стимулирование (сокращение числа налогов и дифференцированный подход при налогообложении)[3];

- сочетание торговли крупными и мелкими пакетами бумаг;

- обслуживание в первую очередь инвестиционных проектов в производстве и жилищном строительстве.

Немаловажное значение имеет политика ФКЦБ, направленная на снижение регулятивных и временных издержек, которые несут малые и средние компании, прибегая к выпуску ценных бумаг. Они выступают в качестве наиболее инновационного и динамичного сегмента бизнеса. Если объем эмиссии незначителен, является разовым и предназначен для распространения среди малого числа инвесторов, то следует упростить процедуру регистрации.

Эти и другие меры в комплексе помогут повысить эффективность работы рынка ценных бумаг, его конкурентоспособность среди других развивающихся фондовых рынков мира, а также обеспечить устойчивый экономический рост в стране.

2.2. Стратегия развития рынка ценных бумаг России на 2004–2008 гг.

Приоритетной задачей является значительное увеличение объемов денежных ресурсов, направляемых в реальный сектор российской экономики через рынок ценных бумаг, в т.ч.

          привлечение ежегодно через внутренний рынок ценных бумаг инвестиций в реальный сектор в объеме, составляющем несколько десятков млрд. долл. США;

     устойчивый рост капитализации российского рынка акций до 50 - 60% ВВП при не менее чем 2-кратном снижении рыночного риска и волатильности, являющихся в настоящее время одними из самых высоких в мире;

     российский рынок акций должен занимать не менее чем 8 - 10 - процентную долю в совокупном объеме формирующихся рынков мира;

          рост объемов рынка корпоративных облигаций, выпускаемых предприятиями реального сектора, до 25 -30 млрд. долл. США, создание рынка коммерческих бумаг реального сектора, обеспечивающего привлечение в реальный сектор инвестиций на сумму до 10 млрд. долл. США;

     должно быть обеспечено существенное превышение объемов сделок на внутреннем рынке акций над внешними рынками депозитарных расписок, предотвращен уход торговой активности на зарубежные рынки;

     должна быть усилена роль внутренних розничных инвесторов, их доля на рынке должна быть доведена до не менее 20 - 30% объемов рынка, а с учетом институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, страховых компаний) – до 30-40% объемов рынка:

     на рынок корпоративных ценных бумаг должны быть привлечены не менее 15-20% сбережений, находящихся внутри страны в наличной иностранной валюте.

Качественные цели.

     Обеспечение роста внутреннего спроса на долгосрочные вложения в ценные бумаги, прежде всего за счет сбережений населения;

     сокращение зависимости внутреннего рынка ценных бумаг от действий спекулятивных инвесторов, в т.ч. крупных иностранных участников;

     переход к более эффективному, чем в истекшее десятилетие, рынку ценных бумаг, обеспечивающему один из самых высоких для формирующихся рынков уровень информационной прозрачности, честности и справедливости ценообразования, защиты инвесторов;

          снижение уровня риска фондового рынка, повышение его ликвидности, обеспечение его устойчивого функционирования при предупреждении финансовых кризисов и вызванных ими макроэкономической нестабильности;

     реструктурирование отрасли ценных бумаг, направленное на создание эффективной архитектуры рынка, преодоление его фрагментарности, обеспечение финансовой устойчивости в функционировании его институтов;

     диверсификация собственности в российской экономике, переход к массовой модели инвестирования в процессе формирования среднего класса;

     рост конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг в сравнении с зарубежными формирующимися рынками – конкурентами, снижение регулятивных издержек, повышение роли государства и саморегулирования в стимулировании развития рынка как инструмента долгосрочных инвестиций для модернизации экономики.

Заключение

Рынок ценных бумаг начал формироваться в России около 15 лет назад. Несмотря на его молодость, он пережил взлеты и падения сравнимые по размаху с зарубежными рынками, что повлекло за собой серьезные экономические последствия.

Возникновение РЦБ РФ было во многом обусловлено внеэкономическими причинами, что определило западную модель его формирования. Являясь составной частью мирового РЦБ, фондовый рынок РФ в то же время имеет свои особенности, связанные с рядом причин.

Рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п.

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.

Список использованной литературы

1.      ФЗ «О рынке ценных бумаг». – М.: Омега-л, 2003.

2.      Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. – М.: Бек, 1999.

3.      Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. – М.: Финансы и Статистика, 1998.

4.      Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: введение в фондовые операции. – Самара: СамВен, 2001.

5.      Анесянц С.А. Основы функционирования рынка ценных бумаг. – М., 1998.

6.      Басова А.И., Галанова В.А. Рынок ценных бумаг – М.: «Финансы и статистика», 1999.

7.      Белых Л.П. Основы финансового рынка: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

8.      Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2002.

9.      Делягин М. Современные политические факторы развития фондового рынка //Рынок ценных бумаг, –2000. – №12. – с.10-14.

10. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки – М.: «Банки и биржи». Издательство объединение ЮНИТИ, 1999.

11. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Практикум по российскому рынку ценных бумаг. – М., Бек, 2002.

12. Килячков А.А., Чалдаева Л.Д. Рынок ценных бумаг и биржевое дело – М.: Юристъ, 2002.

13. Колесникова В.И., Торкановский В.С. Ценные бумаги: Учебник – М.: «ВЛАДОС», 2000.

14. Кравченко П.П. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №2

15. Лейкина Е.С. Рынок ценных бумаг. – М., 1998.

16. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России. – М.: Альпина, 2002.

17. Морозов А.Ю. Ценные бумаги. – М., 2001. – С.390.

18. Савенков В.П. Ценные бумаги в России. Практическое пособие. – М.: Банковский деловой центр, 2000.

19. Фельдман А.А, Дотугов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. - М., 1997.

20. Сидоров К. А. Рынок ценных бумаг и устойчивое развитие экономики России// Сборник тезисов докладов международной конференции стран СНГ «Молодые ученые – науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и новые решения» – М.: АМИ, 1999.


[1] Сидоров К. А. Рынок ценных бумаг и устойчивое развитие экономики России// Сборник тезисов докладов международной конференции стран СНГ «Молодые ученые – науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и новые решения» – М.: АМИ, 1999г. – Часть 1, с. 74

[2] Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 16

[3] Есть, например, мнение о том, что ставку налога на прибыль необходимо установить в размере 5-10%, поскольку более 80% организаций значительно занижают фактическую прибыль при составлении отчетности.  Кравченко П.П. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №2