Содержание

Задание № 1____________________________________________________ 3

Задание № 2____________________________________________________ 7

Задание № 3___________________________________________________ 13

Задание № 4___________________________________________________ 14

Список литературы____________________________________________ 16

Задание № 1

Дайте характеристику принципа разделения властей. Проанализируйте, как этот принцип (ст. 10 Конституции РФ) реализуется в механизме Российского государства.

Ответ:

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

 С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

 Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.[1]

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.[2]

 Но даже если соблюдено тербование разделения властей, задействована система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового государства.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.[3]

Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

Таким образом, ст. 10 Конституции закрепляет функциональный ("государственная власть осуществляется:") и организационный ("государственная власть осуществляется на основе:", "органы законодательной исполнительной и судебной власти самостоятельны") аспекты разделения государственной власти. Кроме того, в ст. 10 установлено, что данный принцип распространяется на всю систему государственной власти в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также иных территориальных образований (см., например: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края//ВКС. 1996. N 1). Данный принцип определяет организацию и функционирование государственной власти во всех субъектах Российской Федерации, которые нередко модифицируют его с учетом исторических, национальных и иных особенностей.

Вместе с тем сопряжение закрепленного в ст. 10 принципа конституционного строя Российской Федерации с организацией и функционированием именно государственной власти, рассматриваемое сквозь призму ст. 12 Конституции, означает, что он не распространяется на местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти.

Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную конкретизируется в последующих главах и статьях Конституции, определяющих полномочия и характер взаимодействия Президента, Федерального Собрания и его палат, Правительства и судов Российской Федерации, а также разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, в федеральных конституционных и федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

Задание № 2

Дайте научно-теоретическую характеристику системы российского права. Каково место публичного и частного права в ней? Приведите примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.

Ответ:

Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.

Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.

Внешним выражением системы права является система законодательства. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней:

1) между элементами нормы права; 2) между нормами, объединенными в правовые институты; 3) между институтами соответствующей отрасли права; 4) между отдельными отраслями права.

Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм[4]. Основная цель этого понятия — объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана.

Преобразования в российском обществе в 90-е гг. XX в. не представляют собой возвратного движения от социалистического права к романо-германскому праву. Скорее речь идет о приспосабливании правовой системы к новым экономическим, политическим и социально-культурным условиям развития российского общества.

Некоторые авторы включают российскую правовую систему в более широкую систему - славянскую правовую семью[5]. Выделение славянской правовой семьи осуществляется на основе специфики их социальных, культурных и государственных основ жизни. В качестве таковых обычно рассматривают:

·        коллективные формы жизнедеятельности и правосознания, основанные на идеях соборности и общинности;

·        приоритет духовного над материальным началом жизни, проистекающий из православия;

·        отсутствие развитой правовой культуры.

По определению русского правоведа Новгородцева, "русский дух выражает себя в вечном стремлении к чему-то высшему, чем право и государство". В подобных размышлениях существует рациональное зерно. Однако противопоставлять национальную самобытность России мировым тенденциям развития права не представляется корректным. Они обрекают российское общество на очередную изоляцию. Сложность в другом: формирование развитой юридической традиции, согласно которой право рассматривается в качестве фундаментальных основ общества, не происходит путем автоматического перенесения идей субъективных прав в российские условия. Стремление некоторых авторов заниматься реконструированном новой глобальной правовой доктрины для России оборачивается "изобретением велосипеда".

Практическая задача состоит в том, каким образом интегрировать положительный опыт мирового правового развития, отвечающий потребностям и состоянию современного российского общества. Решение подобной задачи осложняется господством в массовом сознании правового нигилизма. По этой причине рецепция всего позитивного из различных Правовых систем наталкивается на низкий уровень правовой культуры как государственного чиновника, руководителя, так и обывателя.

Осознание важности права в качестве фундаментальной основы общества произойдет лишь тогда, когда верховенство и гарантии индивидуальных прав и свобод личности станут повседневной заботой государства, будет обеспечен примат закона и равенство перед ним каждого. Подобное оказывается возможным при наличии независимой, действительно автономной судебной власти.

Инкорпорация идеи субъективных прав и свобод в российскую культуру осложняется тем, что она не корреспондирует с основными постулатами православия, отрицающими и принижающими роль материального начала в жизни человека. Право призвано согласовывать корпоративные и индивидуальные устремления. В связи с этим механизм преодоления культурных противоречий на пути формирования правовой традиции в России должен переносить универсальные ценности и принципы права, облекая их в привычные для всех национальные формы. При этом произойдет заметное расширение круга источников права, субъектов законотворчества (учитывая федеральный характер государства). Следует достаточно широко использовать судебный прецедент, заимствовать новые правовые институты, позволяющие более адекватно регулировать сферу частноправовых отношений, и т. д.

Поскольку любая отрасль права характеризуется однородностью регулируемых ею общественных отношений, она может быть либо частно-правовой либо публично-правовой отраслью права. Однако абсолютно «чистых» отраслей частного или публичного права практически не встречается. В любой отрасли публичного права имеются частно-правовые элементы. Точно так же в любой отрасли частного права есть публично-правовые нормы, обеспечивающие защиту общественных интересов.

Вместе с тем каждый из этих двух типов правового регулирования эффективен лишь тогда, когда он применяется к тем общественным отношениям, которые по своей природе нуждаются именно в данном типе правового регулирования. Исторический опыт показывает, что наиболее эффективное развитие отношений в сфере производства происходит тогда, когда к ним применяется частно-правовой тип правового регулирования. Предпринятае в нашей стране попытки публично-правового регулирования этих отношений потерпели неудачу. Выяснилось, что преобладание публично-правовых элементов в регулировании товарно-денежных отношений губительно сказалось на развитаи последних. Так, внедрение в советское гражданское законодательство таких элементов публично-правового регулирования, как планово-административные акты, привело к тому, что почти полностью был парализован такой важнейший элемент частно-правового регулирования, как договор.

Таким образом, невозможность эффективного публично-правового регулирования из единого центра всех многочисленных и многообразных отношений в сфере производства была доказана не только теоретически, но и подтверждена практически на опыте нашей страны и других социалистических стран.

Неэффективность публично-правового регулирования товарно-денежных отношений обусловлена в первую очередь тем, что подобное регулирование, передавая все в данной сфере в руки государства, понижает частную заинтересованность и частную инициативу и при известных условиях способно привести к полному подавлению личности. Однако это не означает, что в сфере производства должно иметь место только частно-правовое регулирование, исключающее какое-либо вмешательство государства и применение публично-правовых элементов в регулировании общественных отношений. Еще в 1917 г. И. А. Покровский отмечал, что попытка полного осуществления лозунга частно-правового регулирования, исключающего государственное вмешательство, наряду с освобождением огромной индивидуальной энергии, приводит к внесению в соответствующую область общественной жизни известного элемента случайности и неопределенности, расширению пропасти между богатыми и бедными, капиталистами и рабочими. Последние оказываются в жесткой зависимости от первых и в результате этого, будучи юридически свободными и равныйи, становятся экономически несвободными и неравными.

Природа рыночных отношений не предполагает сама по себе социальную защищенность человека. Чтобы обеспечить эту социальную защищенность, се необходимо ввести извне. В этом одно из важнейших направлений деятельности государства и права как средства сохранения стабильности общества. Вот почему публично-правовое вмешательство в экономику необходимо, ибо оно несет в себе социальную защищенность человека.

Именно это и не было учтено в нашей стране в ходе осуществления экономических реформ, направленных на внедрение почти исключительно частно-правовых начал в регулирование рыночных отношений. Это и послужило одной из причин кризисных явлений, как в экономической, так и в социальной сферах.

Задание № 3

Найдите в официальных источниках различные виды нормативных правовых актов РФ. Выпишите их названия, укажите время принятия, вступления в силу и официальный источник.

Ответ:

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.)

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Текст Семейного кодекса опубликован в "Российской газете" от 27 января 1996 г. Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1, ст. 16

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года

Текст части первой опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

Кодекс введен в действие с 1 января 1997 г.

Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954, "Российской газете" от 18 (ст.ст. 1 - 96), 19 (ст.ст. 97 - 200), 20 (ст.ст. 201 - 265), 25 (ст.ст. 266 - 360) июня 1996 г.

Задание № 4

Найдите в нормативных актах и выпишите: а) оперативную норму; б) норму со сложной диспозицией; в) императивную норму; г) норму временного действия. Выбор обоснуйте.

Ответ:

Оперативная норма

Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта. Такие нормы содержатся, например, в ст. 1 и 2 Федерального закона Российской Федерации "О введении чпсти второй Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Ст. 411 (ст. 1: «Ввести в действие часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации… с 1 марта 1996 года»; ст. 2 «Признать утратившими силу с 1 марта 1996 года: … (следует перечень)».

Императивную норма

Императивные (категорические) нормы права. Правила, содержащиеся в императивных нормах права (как обязывание, запрет, так и дозволение), не могут быть изменены соглашением сторон. Большая часть норм права является императивной.

Например, ч. 1,2 ст. 486 ГК РФ гласят: «Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства».

«Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью» (см., напр., ст. 428, 429, ч. 2 ст. 454, ч. ст. 455 и многие аналогичные статьи ГК РФ).

Норма со сложной диспозицией

Сложная или описательная диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения. Например: ст. 249 ГК РФ ‘’Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению’’.

Норма временного действия

Временными нормами являются такие, которые выражены вактах временного действия, в переходных положениях конституций и др.

Например, О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Список литературы

                    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М; 1993.

                    Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.

                    Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.

                    Хропанюк В. Н. Теория государства и права - М.: 1996г.

                    Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов . М., 2001


[1] Теория права и государства : Курс лекций / Под ред. Н.А.Катаева и В.В.Лазарева.- Уфа,1994.-С.109-111

[2] Теория государства и права.- ч.1 / Под ред. Венгерова А.Б..- М., 1995.-С,75.

[3] Государственное право буржуазных и освободившихся стран.- Учеб.- М., 1988.-С.45

[4] Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Инфра-М, 1998. с. 314.

[5] Синюков В.Н. Российская правовая система. – Саратов, 1994.