Содержание

Характеристика государственного строя Афинской и Римской республик     3

Задача________________________________________________________ 10

Список литературы____________________________________________ 12

Характеристика государственного строя Афинской и Римской республик

История государства и права Древней Греции , как одна из составляющих дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм.

     Политическая история Аттики являет собой классический образец возникновения государства. Энгельс пишет:  "Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами  государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть", которая  была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше  чем в Древних Афинах".

В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца  I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период.  О синойкизме Энгельс сказал следующее: " Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и была передана в ведении пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя..."

Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в  VIII-VII веках до н.э.

Родовая знать создала особую группу, носившую название эвпатридов, т.е. "имеющих благородных отцов". Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их  немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.

Замкнутый господствующий  верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты -  крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.

Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми "не чистого происхождения" и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.

 Низший слой аттического общества составляли лишенные каких  бы то ни было прав рабы.

Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С.И.Радциг считает, что потомки  последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты , избранные из эвпатридов, управляли Афинами.

 Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.

Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и для всего его рода.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.

В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание -–экклесия. Как полагают историки в экклесии ("собрании вызванных лиц") могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не допустить к участию в нем неугодных ей общинников.

Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.

Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.

В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Однако, драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.

Положение крестьян в Аттике VII-VI веков до н.э. было крайне тяжелым. Главной бедой деревни было ростовщичество, которым занималась часть эвпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила в собственность кредитора, хотя юридически ей продолжал владеть должник. Оставшиеся без земли крестьяне вынуждены были брать деньги под залог личной свободы. В случае, если долг не уплачивался вовремя, кредитор мог продать в рабство и должника, и членов его семьи.

 Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени".        Она освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство.

 Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон  поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.

Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч. "тимэ" – имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан.

Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.

 Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в 300 медимнов.

 Оба этих класса получали право замещать все важнейшие государственные должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса.

Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгитьы 2 200 медимнов годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов.

Деление на имущественные разряды преследовало не только политические, но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность военной службы.

При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.

Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и на совет ареопагов.

Кроме того феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяжных – гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.

Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в "Сравнительных описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств". Ни демос  ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый  широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.

Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных округа:

город Афины и его пригороды;

внутренняя центральная полоса;

береговая полоса.

Каждый округ состоял из 10 триттийю 3 триттии , по одной от каждого округа, составляли филу, и ,таким образом, составлялись 10 фил. Такая территориальная организация позволяла смешать население, разъединить роды, а следовательно ослачить эвпатридов.

Триттии распадались на мелкие сельские единицы – демы, каждый из которых  являлся административной , военной и политической единицей. В демах происходили выборы членов суда присяжных и в совет пятисот, который пришел на смену прежнему совету четырехсот. В совет пятисот выбиралось по 50 человек от каждой филы.

 Кроме того, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов, которые по очереди выполняли функции главнокомандующих войсками.

Для предотвращения возможности установления тирании Клисфен ввел процедуру остракизма, которая могла удалить из Афин сроком на 10 лет любого гражданина, который по мнению общества мог представлять угрозу гражданским свободам.

Реформы  Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой демократии. "После Клисфена Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне".

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

Задача

Ответ:

На мой взгляд, суд удовлетворит требование иска мужа Мари Лебран. В подтверждении этого приведу следующие нормы Французского Гражданского Кодекса 1804 года. Прежде всего, – титул v «О браке» в статье 217 устанавливает следующее правило: «Жена, даже не обладающая общностью имущества с мужем или при наличии раздельности её имущества, не может дарить, отчуждать, закладывать, приобретать по безвозмездному или возмездному основанию без участия мужа в составлении акта или без его письменного согласия».

Титул ii “О дарениях между живыми и о завещаниях” в статье 905 говорится: «Замужняя женщина не может совершать дарение между живыми без содействия ими специального согласия её мужа или без разрешения суда…»;

Титул iii «О договорах или о договорных обязательствах», вообще в статье 1108 раскрывает четыре условия, которые являются существенными для действительности соглашения. Среди них нас будет интересовать следующее:

-«способность заключать договор»

Такой способности у Мари Лебран (как и у несовершеннолетних лиц лишённых дееспособности) не было, так как она является замужней женщиной, и эта «неспособность» установлена в законе. Правило об этом будет отменено лишь 18 февраля 1938 года.

На основании вышеизложенного сделаем вывод: иск мужа Мари Лебран будет удовлетворён.

Анализируя условия действительности договора по Гражданскому Кодексу Франции 1804 года придём к следующему: данный договор признаётся недействительным, то есть практически не заключённым (недействующим) с момента его заключения

Согласно ст. 337 ФУК, устанавливалась ответственность за прелюбодеяние, совершенное женой, однако обвинение носило частный характер. Муж мог прекратить исполнение приговора, изъявив согласие взять жену к себе обратно.

Список литературы

1.     Новицкий И.Б. Римское право: Учебник.  М., 1999 г.

2.     Петерский И.С., Новицкий И.Б. Частное римское право, М., 1994 г.

3.     Хвостов В.М. Система римского права: учебник. М., 1996.

4.     Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М. 1995г.

5.     Ключевский В.0. Русская история. Полный курс лекций в З-х книгах. Кн.1.М. 1995г.

6.     Рогов В.А. История государства и права России. М. 1995г.