Стратегическое планирование как составляющая эффективного управления аптечным предприятием З. Н. Мнушко, проф.; И. В. Пестун, доц., Национальный фармацевтический университет Е. В. Тутутченко, зав. аптекой г. Донецк; В связи с развитием конкуренции на фармацевтическом рынке, обусловленной влиянием ряда факторов [1, 2], аптечные учреждения и фармацевтические компании, имеющие розничные сети, должны прилагать все больше и больше усилий для выживания, а для успешного бизнеса простого выживания недостаточно, нужно еще и расти. В условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесточайшей конкуренции преуспевающие компании и высокоэффективные предприятия умеют адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка, владея искусством стратегического планирования [3]. Стратегическое планирование — это особый вид научной и практической деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегии поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование предприятий в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся внешним условиям [4]. Стратегический подход позволяет управлять ситуацией. Разработка и реализация стратегии предполагает системный и систематический анализ ситуации на рынке и на предприятии, позволяющий следить за изменением факторов, влияющих на бизнес. Это дает возможность руководителю в процессе управления предприятием в реальном времени использовать новые рыночные возможности, усиливая свою конкурентную позицию, с одной стороны, и минимизировать риски, возникающие в ходе развития предприятия, с другой стороны. Так, по данным литературных источников [5, 6], работа фармацевтических компаний, фирм и аптек в условиях рыночной экономики связана с трудностями, различными критическими ситуациями, и поэтому для фармацевтической отрасли характерны все виды рисков, присущие любой другой коммерческой деятельности, а также риски, вызванные особенностями самой отрасли и товара. Выявление, идентификация факторов риска и оценка степени их угрозы в рамках управления на основе стратегического планирования в значительной степени позволяют уменьшить потери субъектов фармацевтического рынка, связанные с рисками. В отечественной научной фармацевтической литературе больше внимания уделяется проблемам стратегического планирования химико-фармацевтических заводов и фармацевтических компаний [7, 8]. Относительно работы аптечных учреждений и розничных сетей имеют место сообщения исследования факторов, влияющих на бизнес аптеки [9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]. Стратегическое планирование — трудоемкий и достаточно дорогостоящий процесс, поэтому доступно в полном объеме крупным розничным сетям. Однако и средние аптеки, для того чтобы выжить, должны применять менее затратные варианты стратегического планирования. Стратегическое планирование предполагает несколько этапов:
Стратегическое планирование предусматривает выработку стратегии с помощью формализованной процедуры. Существенными являются вопросы, в какой форме зафиксировано стратегическое решение и в какой форме оно будет контролироваться. «Бизнес сегодня» и «бизнес завтра» должны описываться по одной схеме, иначе сложно выработать программу перехода. Стратегия должна иметь определенную внутреннюю структуру, которая возникает в результате расщепления общей стратегической цели (миссии) на локальные, но взаимосвязанные цели и задачи. Возникает вопрос, каким образом лучше всего производить это расщепление, каковы критерии оценки бизнеса и выполнения намеченных целей? Для решения поставленных вопросов мы предлагаем в качестве инструмента оценки эффективности деятельности аптек и аптечных сетей, формулирования стратегии применять сбалансированную систему показателей (ССП), которая предусматривает структуру описания стратегии в рамках четырех составляющих бизнеса (рис.).
Обоснование предлагаемого нами подхода заключается в следующем. Стратегия — это не абстрактная вещь, это сильная деловая концепция плюс набор реальных действий, который способен привести ее (бизнес-концепцию) к созданию реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Реальное конкурентное преимущество базируется на каком-то конкретном навыке, который данное предприятие умеет делать лучше других, и на привилегированных нематериальных активах. К привилегированным нематериальным активам можно отнести:
В течение последних десятилетий наблюдается четкая смена тенденций развития: от экономики, основанной на материальных активах и сфокусированной на конечном продукте, к созданию компании, ориентированной прежде всего на нематериальные активы — знания и услуги. Сегодня нематериальные активы составляют 75% рыночной стоимости средней фирмы [16]. Создание именно этих нематериальных активов и постоянное расширение потенциальных возможностей являются решающими для успеха аптек и аптечных сетей в условиях жесткой конкуренции [17, 18, 19, 20, 21, 22]. Поэтому в условиях развивающихся рынков, а современный фармацевтический рынок Украины относится к этой категории, когда внешняя среда меняется очень быстро, нефинансовая информация, базирующаяся на оценке нематериальных активов, приобретает все большее значение при разработке и реализации стратегии, в вопросах усовершенствования и повышения эффективности системы управления аптечными учреждениями. Для оценки эффективности деятельности аптеки (розничного бизнеса компании) в настоящее время применяется система финансовой отчетности. Недостаток системы оценки эффективности предприятия с помощью финансовой отчетности в том, что она рассматривает, как краткосрочные затраты, инвестиции в развитие способностей персонала, создание баз данных и информационных систем, связи с клиентами, систему качества, гибкость предприятия во взаимоотношениях с потребителями и партнерами, а также в инновационные продукты и услуги. Таким образом, финансовая система отчетности не предоставляет инструмента оценки и управления стоимостью, создаваемой при расширении возможностей нематериальных активов. Использование только системы финансовой отчетности для оценки деятельности аптеки приводит к тому, что все усилия руководства и топ-менеджмента нацелены главным образом на краткосрочные финансовые показатели, а инвестированию в неосязаемые активы и управлению ими — факторам будущего финансового успеха аптеки — отводится второстепенная роль. Поэтому мы и рекомендуем ССП в качестве инструмента оценки деятельности аптек и аптечных сетей в рамках стратегического планирования. ССП сохраняет финансовые показатели, чтобы подводить итоги сделанного, одновременно дополняя их нефинансовыми критериями трех составляющих — потребительской, внутренних бизнес-процессов, а также составляющей обучения и роста, которые являются факторами успеха и опережающими индикаторами будущих финансовых результатов. Часть показателей являются общими, характерными для любой аптеки (компании), другая часть — специфическими, которые формулируются, исходя из стратегии аптеки (компании). Примеры показателей финансовой деятельности ССП:
Примеры показателей результативности работы с потребителями:
Примеры показателей результативности внутренних бизнес-процессов:
Примеры показателей ССП обучения кадров и развития предприятия:
С использованием ССП можно решить только часть вопросов, возникающих в процессе стратегического планирования. В последующих публикациях предполагается обсудить решение и других вопросов, целесообразных для практических работников аптек и аптечных сетей в процессе стратегического планирования. Литература 1. Бронникова О. Ресурсы роста фармацевтического рынка Украины // Провизор. — 2005. — № 4. — С. 18–20. 2. Паршина Н. И., Ветютнева Н. А. Сравнительный анализ систем обеспечения качества лекарственных средств в развитых странах и СНГ // Фармац. журн. — 2003. — № 5. — С. 3–6. 3. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Пер. с англ. / Общ. ред. д. э. н. Третьк О., к. э. н. Волковой Л., Каптуревского Ю. — СПб: Питер Ком, 1999. — 896 с. 4. Прокопчук Л. О., Козырев А. А. Стратегическое планирование // Конспект лекций: соотв. гос. образов. стандарту высш. проф. образования. — СПб: изд-во Михайлова В. А., 2000. — 59 с. 5. Мнушко З. Н., Евтушенко Е. Н. Риски в работе аптек и методы их профилактики // Провизор. — 2004. — № 20. С. 5–8. |
||||