Содержание

Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов 3

Правовой режим внебюджетных средств учреждений_ 6

Задача_ 8

Список литературы_ 10

Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Ранее налоговое законодательство не имело упорядоченной системы способов обеспечения исполнения налоговых обязательств. Между тем, в практике налогообложения широко применялись такие способы как залог (см., например, п.27 Инструкции ГТК РФ и ГНС РФ от 30.01.93 NN 01-20/741, 16 "О порядке применения НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ"), административный арест (ст.11 Закона о федеральных органах налоговой полиции).

Способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, включенные в Налоговых кодекс, в зависимости от целевого назначения их использования могут быть классифицированы следующим образом:

1. Способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налога в случае изменения сроков осуществления налоговых платежей:

  • залог имущества (ст.73 НК РФ);
  • поручительство (ст.74 НК РФ).

Эти способы обеспечения исполнения обязательств заимствованы Налоговым кодексом из гражданского законодательства. В этой связи, при регламентации вопросов, связанных с их практическим использованием, кодекс содержит отсылки к гражданско-правовым нормам.

2. Способ обеспечения исполнения обязательств в установленные налоговым законодательством сроки - пеня (ст.75 НК РФ).

Пеня начисляется в случае просрочки уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налога вне зависимости от применения других мер обеспечения исполнения обязательств и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Правовая природа пеней в налоговом законодательстве является в последнее время предметом обсуждения у специалистов в области налогового права. Не так давно мало у кого вызывал сомнение тот факт, что пени, предусмотренные подп."в" п.1 ст.13 Закона об основах налоговой системы, как на практике, так и в теории рассматриваются как одна из мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Процентная ставка пени, предусмотренная кодексом, составляет одну трехсотую действующей в период просрочки ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,1 процента в день. Однако в любом случае сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.

Иную точку зрения по данному вопросу высказал Конституционный суд РФ в Постановлении от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст.11 Закона РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции". По мнению КС РФ пеня представляет собой дополнительный платеж к сумме недоимки как компенсацию потерь государственной казны в результате не дополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

В Налоговом кодексе РФ пеня прямо названа одним из способов обеспечения исполнения налоговых обязательств. Между тем нельзя не отметить, что пеня не может в полной мере обеспечить устранение тех негативных последствий, которые может повлечь за собой неисполнение плательщиком своей основной обязанности.

Так, например, при установлении залоговых отношений, в случае выявления факта неплатежеспособности плательщика, его долги перед бюджетом могут быть погашены посредством реализации заложенного имущества. Если же в подобной ситуации в качестве способа обеспечения исполнения обязательства используется пеня, то компенсация убытков бюджета произведена не будет.

3. Способы обеспечения исполнения решений налоговых органов о взыскании налога или сбора:

а) приостановление операций по счетам плательщика (ст.76 НК РФ).

Право приостанавливать операции юридических и физических лиц по счетам в банке было предоставлено органам налоговой инспекции и полиции уже давно (см. п.6 ст.7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе", ч. 5 ст.11 Закона о федеральных органах налоговой полиции). Однако ранее данная мера не рассматривалась как средство обеспечения поступления налоговых платежей в бюджет. Приостановление операций по счету могло иметь место в случае не представления налогоплательщиками документов, необходимых для исчисления и уплаты налога. Таким образом, была возможна ситуация, когда фактически налогоплательщик не имеет долгов перед бюджетом (налоги уплачены своевременно), но не представил своевременно налоговые расчеты, а при этом его операции по счетам в банках могли быть приостановлены. Кроме того, необходимо отметить, что данная процедура не имела достаточной правовой регламентации. В частности, Закон о ГНС не определяет срок, в течение которого расходные операции плательщика по счету могут быть приостановлены (применительно к органам налоговой полиции этот срок не должен быть более одного месяца).

В соответствии с требованиями Налогового кодекса приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке возможно только в случае неисполнения последним обязанностей по уплате налогов. Таким образом решение о приостановлении операций может быть принято только одновременно с вынесением налоговым органом решения о взыскании налога. Срок на который операции по счетам могут быть приостановлены ограничивается тремя месяцами в календарном году.

б) арест имущества налогоплательщика (налогового агента) производится либо для обеспечения исполнения решения о взыскании налога (уплате недоимки), либо для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (ст.77 НК РФ). Обращаем Ваше внимание, что в данном случае следует различать арест имущества, как способ исполнения налоговых обязательств, и арест имущества как один из этапов обращения взыскания на имущество в рамках исполнения решения о принудительном взыскании налога (ст.45 Закона об исполнительном производстве).

Данная процедура может производится только в случае, если налогоплательщик в установленный срок не исполнил обязанность по уплате налога в установленный срок и у налоговых органов или таможенных органов есть достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество. Арест имущества налогоплательщика возможен только при наличии санкции прокурора и производится с участием понятых.

Арест может быть наложен на любое имущество налогоплательщика, но только в том объеме, который необходим для исполнения обязательства по уплате налога. В этой связи следует отметить, что очередности наложения ареста на имущество налогоплательщика кодекс не устанавливает. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества с описью имущества и определением его стоимости.

 

Правовой режим внебюджетных средств учреждений

Данные средства не расходуются учреждениями самостоятельно, относительно них принимаются соответствующие положения о порядке зачисления и расходования данных средств. Примером может служить «Положение о порядке зачисления и расходования средств, полученных  бюджетными учреждениями, финансируемыми из городского бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» г. Томска.

В отношении данных средств действует следующий порядок.

Доходы бюджетных учреждений, полученные из внебюджетных источников, и их расходы указываются в качестве отдельного приложения к решению о бюджете на очередной год без распределения по кодам экономической классификации.

         Распорядитель бюджетных средств представляет в соответствующий департамент финансов сметы доходов и расходов с поквартальной разбивкой в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера, оттиском печати бюджетных учреждений и утвержденные распорядителем бюджетных средств.

Без утвержденной сметы доходов и расходов бюджетных учреждений расходование внебюджетных средств запрещается.

Смета доходов и расходов бюджетных учреждений составляется в строгом соответствии с разрешением, выданным департаментом финансов на открытие текущего счета, по формам, утвержденным приказом департамента финансов.

Действие утвержденных смет доходов и расходов прекращается 31 декабря текущего года.

В доходную часть сметы включается общая сумма ожидаемых в финансовом году поступлений по каждому источнику образования внебюджетных средств, в денежной форме, за вычетом средств, планируемых на уплату налогов.

Смета доходов и расходов составляется с учетом остатка внебюджетных средств на начало планируемого финансового года.

Распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения.

В этом случае распорядитель бюджетных средств направляет в департамент финансов администрации г. Томска письмо о предлагаемых изменениях в смету доходов и расходов бюджетного учреждения с указанием оснований для внесения изменений и Справку-уведомление, которая согласовывается департаментом финансов администрации г. Томска.

Согласованная департаментом финансов администрации г. Томска Справка-уведомление является основанием для внесения изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения.

Средства бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской деятельности, безвозмездных поступлений и целевые средства зачисляются на счет департамента финансов по учету внебюджетных средств, открытый в учреждении ГРКЦ ГУ ЦБ Банка России по соответствующему региону или кредитной организации на балансовом счете №40603 «Счета предприятий находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации» с отличительным признаком «2» в четырнадцатом разряде номера текущего счета.

Средства бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступившие на счет департамента финансов, подлежат зачислению на лицевые счета по учету внебюджетных средств соответствующих бюджетных учреждений.

Учет доходов и расходование средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляется на лицевых счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Внебюджетные средства бюджетного учреждения поступают в безналичной форме на текущий счет департамента финансов, в наличной форме в кассу бюджетного учреждения, затем сдаются в банк на текущий счет департамента финансов.

Расходование внебюджетных средств осуществляется со счета департамента финансов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в ГРКЦ ГУ Банка России по соответствующему региону..

Расходы осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, и учитываются на лицевых счетах по учету внебюджетных средств.

 

Задача

По случаю праздника дня пограничника капитан Иванов И.П. за отличное руководство личным составом получил в подарок от командования частью японский телевизор.

Органы налоговой инспекции Министерства по налогам и сборам включили стоимость подарка в налогооблагаемую сумму доходов капитана Иванова И.П. Последний обратился к военному прокурору гарнизона с жалобой. Прокурор вынес протест на решение налогового органа.

Какими нарушениями со стороны налогового органа был вызван протест?

Решение

Согласно ст.217 НК РФ пункт 28 – не подлежат налогообложению подарки, не превышающие стоимостью  4000 руб. Следовательно, если стоимость телевизора, превысит сумму 4000 руб., с суммы превышения и будет взиматься налог.

Таким образом, действия налоговой инспекции в отношении капитана Иванова И.П. неправомерны, протест внесен правильно.

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ / Правовая система Консультант.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2005, с изм. от 01.07.2005) / Правовая система Консультант.

3.     Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» / Под ред.А.В. Толкушкин. – Издательство Юрайт. – 2003.

4.     Постатейный комментарий к части второй налогового кодекса Российской Федерации / По ред. А.Н. Гуев – Издательский Дом ИНФРА-М. – 2002.

5.     Финансовое право. Учебник / Отв. ред проф. Н.И. Химичева. - М.. БЕК, 2004.

6.     Эриашвили Н.Д., Финансовое право. – Закон и право. – Москва. – 2000. – 356 с.