Содержание

Содержание. 2

Вопрос 3. Аналитико-прогностическая деятельности руководителя образовательного учреждения. 4

Вопрос 4. Планирование в управлении функционированием и развитием образовательного учреждения. Роль руководителя образовательного учреждения в планировании деятельности образовательного учреждения. 6

Вопрос 5. Процесс принятия управленческого решения и его эффективность в системе управления образовательным учреждением. 9

Список литературы.. 13

Вопрос 3. Аналитико-прогностическая деятельности руководителя образовательного учреждения

Модернизация системы управления современными образовательными системами в связи с этим должна идти в направлении максимальной активизации инициативы и творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса и обеспечения им максимальной свободы в действиях.

В то же самое время эта активность не должна осуществляться произвольно, она должна социально регулироваться и направляться. Осуществить это можно на основе аналитико-прогностической деятельности руководителя образовательного учреждения.

Аналитико-прогностическая функция выступает как одна из основных функций руководителя образовательного учреждения, помогает сориентироваться в информационном полях внутренней и внешней среды, определять коммуникационные цели и стратегические задачи образовательного учреждения, планировать операции, предвидеть и прогнозировать проблемы и ситуации.

Реализация этой функции требует руководителя образовательного учреждения определенного уровня аналитической подготовки, системного подхода, знаний социологического и социально-психологического характера и умения пользоваться существующими методами и методиками конкретных социальных исследований.

Основными этапами аналитико-прогностической деятельности являются: - постановка целей и задач;

- анализ текущей ситуации;

- выявление проблемных зон;

- финансирование, материальное обеспечение;

- создание новых программ;

- разработка целевого проекта;

- реализация;

- координирование и контроль.[2. с. 43]

Таким образом,  аналитико-прогностическая деятельность руководителя образовательного учреждения помогает проанализировать различные ситуации, спрогнозировать этапы развития на будущее и избежать множество проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности образовательного учреждения.

Вопрос 4. Планирование в управлении функционированием и развитием образовательного учреждения. Роль руководителя образовательного учреждения в планировании деятельности образовательного учреждения

Планирование в управлении функционированием и развитием образовательного учреждения заключается в определении перспективных направлений, развитие образовательных организаций с учетом различных требований и перспектив будущего. .[4. с. 11]

Планируемая деятельность должна соответствовать программе развития районной образовательной системы. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что число образовательных учреждений, реализующих различные программы углубленного изучения различных предметов, должны соответствовать запросам населения и возможностям учащихся. Следует иметь в виду, что определенная часть населения предпочитает обучать своих детей по базовым программам.

В основе планирования сети образовательных учреждений должны лежать социологические данные по результатам изучения желания родителей и результаты педагогического анализа возможностей обучающихся, их склонностей, способностей, состояния здоровья и жизненных планов. Формирование сети должно обеспечить благоприятные условия для обучения и воспитания всех категорий учащихся.

Существуют следующие типы государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, имеющих определенный набор принятых к реализации образовательных программ:

o дошкольные (общеразвивающие; ухода, присмотра, оздоровления; компенсирующие; комбинированные; в т.ч. учебно-воспитательные комплексы "Детский сад-школа"; центры эстетического воспитания, творческого развития личности, физкультурно-оздоровительные, интегрированного воспитания, консультативно-практические и др.);

o общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), в том числе школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, школы-гимназии, общеобразовательные лицеи, территориальные учебно-педагогические комплексы и другие. Образовательное учреждение может иметь статус экспериментальной площадки, который носит временный характер и присваивается на период эксперимента;

o учреждения дополнительного образования (дворцы, дома творчества юных; экологические, эстетические, технические центры; детские спортивные школы, специализированные спортивные школы и клуб физической подготовки);

o специальные (коррекционные) для детей с нарушением в развитии (с недостатками слуха, зрения, речи; с нарушениями интеллекта; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития);

o центры трудового обучения и профориентации (ШУПП, МУПК, центр школьной информатики).

Тип и вид образовательного учреждения определяется совокупностью принятых к реализации в нем образовательных программ.

Присвоение учреждению статуса экспериментальной площадки осуществляется тем органом управления образованием, в структуре которого экспертный совет принял положительное решение по итогам первичной экспертизы. Временный статус еще не означает изменения вида образовательного учреждения и не дает ему права на смену вывески, замену печати и не отражается в статистической отчетности района.

Присвоение экспериментальной площадке статуса гимназии, лицея осуществляется Комитетом по образованию в рамках аттестации образовательных учреждений по итогам проведенных экспертиз.

Организационно-правовая норма и статус образовательного учреждения фиксируется в его Уставе. Образовательное учреждение приобретает права юридического лица с момента регистрации Устава. [9. с.51]

Огромная роль в образовательных учреждениях в планировании деятельности образовательного учреждения отводится руководителям. Прежде всего руководитель образовательного учреждения должен быть компетентным в своей области, обладать организаторскими и лидерскими качествами, уметь руководить персоналом.

В планировании деятельности образовательного учреждения руководитель организует функции по организации планирования и по контролю, за его исполнением. Руководитель образовательного учреждения должен уметь поддерживать инициативу своих работников, стремиться к развитие у них творческого потенциала.

Таким образом, планирование и развитие образовательных учреждение имеет огромное значение, также как роль руководителя в организации данных процессов в образовательных учреждениях.

Вопрос 5. Процесс принятия управленческого решения и его эффективность в системе управления образовательным учреждением

Работа руководителей– заключается в принятии решений и решении проблем. Нет ничего более важного для эффективного управления образовательным учреждением.

Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса. .[6. с. 87]

 Можно выделить два типа элементов качественного процесса принятия решений:

1.                   Ряд последовательных шагов. К ним относятся инициирование процесса, диагностика, формирование и выбор альтернатив, реализация и оценка.

2.                   Учет важнейших факторов. К ним относятся такие вопросы, как право принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Каждый компонент может быть связан с одним или всеми компонентами.

Принятие взвешенных, адекватных управленческих решений в сфере образования в настоящее время невозможно без наличия актуальной, достоверной информации о состоянии сферы образования, а также эффективных средств анализа этой информации. Задачи сбора, хранения и обработки данных, характеризующих состояние образовательных ресурсов по всей территории России, являются актуальными, и от того, насколько быстро и качественно они решаются, напрямую зависит состояние конкретных образовательных объектов и сферы образования в целом. .[7. с. 13]

Данная статья содержит результаты научных и прикладных исследований, полученных в ходе работ по созданию и внедрению информационных систем в сфере образования, проводимых начиная с 1998 г. в ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций “Информика”, а затем в ГосНИИ информационных образовательных технологий “Госинформобр” (государственные контракты № 1367 от 09.07.2003 и № 1452 от 03.12.2004г.). .[8. с. 73]

Целью проводимых работ являлась разработка совокупности методов и средств, повышающих эффективность сбора, обработки и анализа больших объемов разносортных данных в рамках системы образования РФ.

Достижение поставленной цели предусматривало решение следующих задач:

·  разработка концепции построения многоуровневой территориально распределенной информационно-справочной системы сферы образования;

·  проведение анализа возможностей современных информационных технологий, выбор платформы и средств построения системы;

·  разработка прототипа информационно-справочной системы регионального уровня (региональной ИСС);

·  анализ возможностей систематизации информационных потоков и методологии поддержки принятия управленческих решений в высшем образовательном учреждении;

·  разработка прототипа автоматизированной информационной системы высшего учебного заведения (АИС ВУЗ);

·  разработка подсистем объектов управления АИС ВУЗ.

Концепция проектирования единой информационной системы, охватывающей всю территорию России, основана на необходимости создания сети региональных центров по сбору и обработке информации, а также возможности интеграции автоматизированных информационных систем образовательных учреждений в рамках региональной ИСС. Таким образом, региональная ИСС является основным звеном многоуровневой иерархической территориально-распределенной системы сбора данных и анализа состояния образовательных ресурсов.

При разработке программного обеспечения (ПО) применялись современные информационные технологии создания распределенных систем сбора, хранения и обработки данных (распределенные БД и хранилища данных), многомерного анализа данных (технология OLAP), геоинформационные технологии (ГИС-технологии), системы планирования ресурсов предприятия (ERP-системы).

Программное обеспечение создавалось с учетом общесистемных требований, предъявляемых к современным информационным системам:

·  открытость – достигается за счет использования стандартных интерфейсов, протоколов, средств разработки;

·  интегрируемость – возможность интеграции в единую информационную среду, возможность включения в свою структуру новых элементов;

·  расширяемость – возможность наращивания функциональных возможностей не выходя за рамки принятой концепции развития и характеристик технической базы;

·  масштабируемость – возможность переноса системы в образовательные учреждения различного размера (от нескольких сотен обучающихся до нескольких десятков тысяч);

·  адаптируемость – наличие механизмов, позволяющих настраивать систему под потребности конкретного учебного заведения;

·  переносимость – способность системы работать на различных платформах.

Современные фирмы-производители ПО предоставляют довольно широкий спектр программных средств создания информационных систем (ИС) от небольших узкоспециализированных приложений до солидных инструментариев автоматизированной разработки информационных систем (CASE-средства), однако ни одна из фирм-разработчиков подобных средств не предоставляет законченного решения в рамках отрасли. В связи с этим возникает проблема интеграции современных информационных технологий в составе единой ИС и настройка средств ИС для решения конкретных задач. Процесс принятия решения в чистом виде может подразделяться на следующие составные части:

1.    Изучение ситуации, предшествующей принятию решения;

2.    Взвешивание различных вариантов решения;

3.    Выявление последствий и перспектив при различных вариантах решения;

4.    Оценка и сравнение перспектив при различных вариантах решения;

5.    Выбор решения из разных вариантов;

6.    Принятие решений;

7.    Разработка мероприятий по выполнению принятого решения;

8.    Контроль за его исполнением.[3. с. 23]

 Следует подчеркнуть, что решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты.

Таким образом, процесс принятия  управленческого решения и его эффективность в системе управления образовательным учреждением играет огромную роль в его развитии и функционировании.

Список литературы

1.                Белова ВЛ. Воспитание познавательной, творческой и общественной активности подростков во внешкольных учреждениях: Методические рекомендации. - Орел, 1988. – 124 с.

2.                Беспалько ВЛ. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.3. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей // От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных документов и нормативных материалов для дополнительного образования детей - М., 2000.4. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы в учреждении дополнительного образования.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», -2001. – 214 с.

5. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сборник научных трудов / Редколегия: М.В. Коваль и др. -М., 1985.6. Вульфов Б.3., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной работы. - М., 1978. 7. Дополнительное образование детей / под ред. Лебедева О.Е.- М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС,2000.-256 с.8. Дополнительное образование в нормативных документах общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. – 2002. - №39. Дополнительное образование детей. Словарь – справочник./ Автор – составитель Д.Е.Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.10. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.