Экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Экономическая сущность страхования...................................................... 4
2. Функции страхования.................................................................................. 8
3. Социально-экономическая природа страхового фонда и принципы его формирования................................................................................................. 11
Заключение...................................................................................................... 17
Список литературы........................................................................................ 19
Введение
Сегодня рынок страхования является самым динамично развивающимся. Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.
В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.
Цель работы: описать экономическую сущность страхования и его роль в рыночной экономике.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть экономическую сущность страхования;
2. обозначить функции страхования;
3. описать социально-экономическую природу страхового фонда и принципы его формирования.
1. Экономическая сущность страхования
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы: связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности)[1].
Страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц). Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению до наступления страхового случая.
Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 15 процентов, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов[2].
Указанный выше размер (указанная выше квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.
Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении.
Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.
Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации.
Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации, указанный выше.
Общества взаимного страхования. Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом РФ.
Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.
Страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия документа о государственной регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя.
Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное.
Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории РФ от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.
2. Функции страхования
Страхованию как одному из самостоятельных звеньев финансовой системы присущи все основные функции категории финансов, но в определенных специфических проявлениях.
Так, распределительная функция финансов проявляется в страховании через такие специфические черты, как предупреждение, восстановление и сбережение.
Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Страховые резервы, образуемые за счет страховых взносов, инвестируются в промышленность, строительство, социально-экономические, экологические и иные программы, в государственные ценные бумаги и т.д. За счет этих средств, в частности, могут производиться строительство, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и т.п. служб.
Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.
Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на дожитие, когда категории «страхование» в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении.
Контрольная функция как основная функция финансов присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов. Данная функция проявляется одновременно с распределительной и является одним из оснований осуществления финансового страхового контроля (надзора) в сфере страхования.
Наличие специфических черт и функций, присущих страхованию, свидетельствуют о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений.
Как самостоятельное звено финансовой системы Российской Федерации страхование представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств, за счет которых осуществляется финансирование убытков и потерь, связанных с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Роль и значение страхования многогранны. Страхование играет важную роль в обеспечении постоянного функционирования хозяйствующих субъектов и нормальной работы граждан-предпринимателей. Оно способствует также выравниванию потерь в личных доходах граждан и семейном бюджете, связанных с наступлением чрезвычайных событий и иных страховых случаев.
Учитывая и то, что при страховании часть временно свободных денежных средств юридических лиц и граждан изымается из наличного денежного обращения, страхование имеет определенное значение и для регулирования денежного оборота и укрепления валюты России. Немаловажную роль играет страхование для решения проблем, связанных с госкредитными отношениями в нашей стране и погашением внутреннего государственного долга. Ведь предприятия-страховщики, располагая временно не используемыми достаточными средствами страхового фонда, имеют возможность в значительных размерах приобретать облигации государственных внутренних займов. Основная же роль страхования заключается в формировании страхового фонда для покрытия непредвиденных расходов.
Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.
Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.
Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор застраховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее – его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор – Федеральную, службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.
3. Социально-экономическая природа страхового фонда и принципы его формирования
Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд. Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.
Страховые фонды страховых компаний являются важнейшим источником денежных средств для возмещения ущерба и выплат страхового обеспечения (страховой суммы) по договорам личного страхования при наступлении страховых случаев. Кроме того, временно свободные средства страховых резервов, как свидетельствует опыт зарубежных страховых компаний, представляют второй по размерам после банковского капитала источник инвестиций в экономику государств.
Однако, как ни обширен диапазон объектов и событий, охватываемых страхованием, оно все-таки не включает в сферу своей страховой защиты все и вся. Страховые организации осуществляют страховую защиту объектов лишь от потенциально возможных, случайных событий. При этом не любой конкретный объект принимается ими на страхование и от таких событий с неблагоприятными последствиями. Например, не подлежат страхованию наличные деньги (кроме специального вида страхования банковских рисков), документы, а также имущество в зоне, которой по предупреждению соответствующих служб и органов власти угрожает стихийное бедствие (наводнение, землетрясение, сель и т.п.).
Не все страховые организации берутся страховать драгоценные металлы и камни, изделия из них, произведения искусства, различные коллекции или другое дорогостоящее имущество, подверженное высокой степени риска утраты, уничтожения (например, автомобиль «Мерседес», хранящийся во дворе многоквартирного дома без гаража и охранной сигнализации, или дом, построенный в сейсмически опасной зоне с нарушением соответствующих повышенных требований строительных норм и правил).
Наряду с этим не все граждане в состоянии оплатить хотя и осознанную ими и необходимую страховую защиту своих имущественных интересов. Например, добровольное медицинское страхование, страхование дополнительной негосударственной пенсии, банковских вкладов и многих других страховых услуг. Чрезвычайные стихийные события или масштабные по охвату объектов имущества, людей аварии, катастрофы, военные действия также часто оказываются вне перечня рисков, принимаемых на страхование.
Однако государство, заботясь о нормальном существовании и развитии общества, во избежание «провалов на дно пропасти» из-за непредвиденных, разрушительных событий предпринимает разнообразные меры с целью ограничения и если не устранения, то уменьшения, отрицательных последствий таких событий и для членов общества, и для производительных сил, и для окружающей природной среды.
Такие меры вместе со специальными способами государственной социальной защиты населения должны обеспечивать общественное воспроизводство его материально-вещественных элементов и квалифицированной рабочей силы. Для осуществления защитных мер в РФ формируются следующие резервные и иные фонды, включая фонды социального назначения:
1.1. Государственные стратегические страховые резервы формируются государством в соответствии с постановлениями Правительства РФ по ограниченной номенклатуре сырья, материалов, топлива, различных видов продукции и продовольствия. В состав стратегических резервов включаются и финансовые (золотовалютные) резервы.
Материально-вещественная часть этих резервов находится в ведении Российского агентства по государственным резервам. В соответствии с нормативными сроками хранения различных материальных резервов они периодически заменяются новыми. Финансовые резервы находятся в распоряжении Минфина РФ. Стратегические резервы государства предназначены для ликвидации последствий крупных аварий, землетрясений, наводнений, на случай войны и т.п.
1.2. Централизованные государственные фонды социальной зашиты населения включают государственный пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды формируются по установленным законами нормативам отчислений (в процентах от фонда оплаты труда предприятий, организаций, учреждений и от заработной платы работающих — только в пенсионный фонд) с отнесением их сумм на издержки производства предприятий, расходы организаций, учреждений.
Для распоряжения этими фондами созданы специальные органы в центре и на местах. Общая направленность использования средств этих фондов определяется самим их наименованием. Конкретные же направления расходования фондов (кроме пенсионного) весьма многочисленны и разнообразны.
1.3. Фонд обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке РФ (ЦБ РФ) — Федеральный резервный фонд ЦБ РФ формируется в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности». Каждый коммерческий банк по установленным ЦБ РФ нормативам (в процентах) для разных видов рублевых и инвалютных депозитных вкладов (до востребования, срочных и др.) производит отчисления в Федеральный резервный фонд исходя из сумм, привлекаемых в эти вклады.
Формирование и использование средств Федерального резервного фонда ЦБ РФ направлено на достижение двух основных целей: постоянное обеспечение необходимого уровня ликвидности коммерческих банков и регулирование ЦБ денежной массы.
1.4. Федеральный фонд обязательного страхования банковских вкладов граждан должен создаваться в соответствии со ст. 38 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
Необходимость создания этого фонда обусловлена существующим положением, характеризующимся потерями вкладов граждан в связи с банкротствами многих банков.
В США и Канаде, например, созданы такие фонды и в соответствии с законодательными актами за счет этих фондов страхованию подлежит сумма в пределах до 100 тыс. долл. Сумма вклада, превышающая эту предельную величину, остается не застрахованной. В странах Европейского Союза (ЕС) устанавливается максимальная сумма вклада, подлежащая страхованию, в размере 20 тыс. ЭКЮ.
Для формирования фонда страхования банковских вкладов граждан коммерческие банки производят отчисления в этот фонд по установленному нормативу (в процентах) от суммы вклада, не превышающей предельной его величины, подлежащей страхованию.
1.5. Фонды самострахования создаются децентрализованно юридическими и физическими лицами для обеспечения нормального существования и развития при наступлении непредвиденных событий с неблагоприятными для них последствиями.
На предприятиях промышленности, в строительно-монтажных организациях имеются резервные машины, механизмы, оборудование, создаются и финансовые резервы (резервные фонды). Торговые организации не могут работать без создания определенных (нормативных) объемов товарных запасов и финансовых резервов.
Физические лица также создают своего рода фонды самострахования в виде сезонных (на зиму) запасов продовольствия, резервных бытовых приборов, технических средств, одежды, обуви, денежных сбережений.
Страхование — это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.
Страховые отношения, закрепленные в письменном договоре страхования как гражданско-правовая сделка, известны по крайней мере с эпохи позднего Средневековья. Тогда благодаря великим географическим открытиям заметно расширились горизонты морской международной торговли. Предпринимателям потребовались крупные капиталы, чтобы использовать новые горизонты открывшихся возможностей.
Исторически возникнув в связи с необходимостью обеспечить компенсации убытков, не подлежащих переложению на других лиц, страхование претерпело в ходе своего длительного развития существенные изменения и распространяется сейчас на многие случаи, когда наступление убытков связано с гражданско-правовой ответственностью их причинителя. В таких случаях страхование служит для потерпевшего дополнительной гарантией охраны его имущественных интересов. В дальнейшем наряду с имущественным страхованием, обеспечивающим возмещение убытков, связанных с утратой или повреждением материальных благ, появилось личное страхование, гарантирующее выплаты определенных денежных сумм при наступлении смерти, увечья, болезни, при дожитии до определенного возраста человека.
Страхование и предпринимательство тесно взаимосвязаны. Для предпринимательства характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск.
При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой предпринимательской деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих договорах страхования, ориентируют предпринимателей на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.
Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки: наличие перераспределительных отношений; наличие страхового риска (и критерия его оценки); формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков; сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов; солидарная ответственность всех страхователей за ущерб; замкнутая раскладка ущерба; перераспределение ущерба в пространстве и времени; возвратность страховых платежей; самоокупаемость страховой деятельности.
Заключение
Подводя итоги выполненной работы можно сделать следующие выводы. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы: связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).
Существенные условия договора страхования определенны в ст. 942 ГК. К ним относятся: страховой риск, страховой интерес, страховая сумма, срок договора страхования.
Сейчас страховые компании сами устанавливают размеры страховых тарифов, вкладывают временно свободные средства в ценные бумаги, банки. Для контроля за страховыми компаниями создан Росстрахнадзор, который выдает лицензии, может выезжать с проверками компаний на предмет соблюдения законодательства.
Проблемы развития страхового рынка: недостаточные масштабы рынка страхования, высокая инфляция мешала проявлению страхового интереса, порядок включения страховых взносов в с/с продукции, работ и услуг предприятий и организаций. Основная масса страховых взносов уплачивается из налогооблагаемой прибыли и не включается в с/с.
Недостатки страхового рынка: высокие тарифы, много мелких ненадежных страховых компаний с низкой финансовой устойчивостью. Чтобы повысить финансовую устойчивость должны развиваться перестраховочные операции. У нас только 1-2% страховых взносов попадает в перестрахование. Некоторые страховые компании работают без лицензии, предоставляют некачественные отчеты в Росстрахнадзор, часто несвоевременно.
Страховой рынок России к 2010 году может увеличиться в 5 раз и достигнуть 74,9 млрд долларов, такой прогноз содержится в материалах Всероссийского союза страховщиков - (ВСС). По мнению экспертов ВСС, такой сценарий является реалистическим и базируется на 25-процентном темпе увеличения страховых премий.
Прогноз ВСС содержит еще 2 варианта развития ситуации на страховом рынке - оптимистический и пессимистический. Первый из них проецирует достигнутые за последние 5 кварталов темпы роста поступлений страховых взносов на будущий период. В этом случае объем страховых взносов к 2010 году может составить 165 миллиарда долларов. Это соответствует размерам западноевропейского страхового рынка в 1984 году, отмечается в материалах ВСС.
Пессимистический сценарий исходит из 10-процентного роста страхового бизнеса (с учетом инфляции). В этом случае к 2010 году объем российского страхового рынка составит всего 37,5 млрд долларов. Это превышает нынешний показатель Бельгии, но уступает показателю Голландии, отмечается в материалах ВСС.
Список литературы
1. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.)
2. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни (утв. приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н)
3. Шахов В. В. Страхование: Учебник для вузов. — М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.
4. Цыганов А.А. Российская статистика как основа для регулирования и развития страхового рынка //Страховое дело. – 2004. – №5.
[1] Шахов В. В. Страхование: Учебник для вузов. — М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. – с.12
[2] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.)