Содержание

Нормативное регулирование оценочной деятельности в России. 3

Задача 1. 10

Задача 2. 11

Задача 3. 12

Задача 4. 13

Задача 5. 14

Список литературы.. 15

Нормативное регулирование оценочной деятельности в России

Законодательную и нормативную базу оценочной деятельности составляют Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ, утвердившего Стандарты оценки и Положение о лицензировании оценочной деятельности, ряд распоряжений и приказов Минимущества России, касающихся повышения квалификации оценщиков, предоставления информации лицензированным оценщикам, утверждения некоторых методических рекомендаций.

На практике оценщики используют широкий спектр законодательных документов (Гражданский, Налоговый, Земельный кодексы РФ, законы, регулирующие деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, регистрацию сделок с недвижимостью, обязательное страхование гражданской ответственности и др.), а также нормативных актов (Правила по ведению бухгалтерского учета – ПБУ и др.).

Федеральный Закон № 135-ФЗ от 29.06.98 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определил правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки и случаи обязательной оценки объектов, которые охватывают почти все операции с недвижимым имуществом. К объектам оценки отнесены материальные объекты (вещи) и нематериальные объекты, а также права на них [6]. 

В этом Законе дано понятие оценочной деятельности, определены субъекты оценочной деятельности и объекты оценки. Законом также предусмотрено право РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц на проведение независимой оценки любых принадлежащих им объектов независимо от установленного порядка статистического и бухгалтерского учета. Обязательное проведение оценки осуществляется в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

В Законе подробно расписано содержание договора на оказание услуг в области оценочной деятельности, разъяснены основные требования к содержанию отчета об оценке объекта, а также расписаны права, обязанности и ответственность оценщика в процессе выполнения оценочной деятельности.

В соответствии с требованиями данного закона оценочная деятельность подлежит контролю и лицензированию. Контроль и регулирование оценочной деятельности (статья 18) осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Лицензирование оценочной деятельности (статья 23) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что в настоящее время не определен уполномоченный Правительством орган по контролю за оценочной деятельностью и не утвержден порядок лицензирования оценочной деятельности, выдача лицензий оценщикам не производится.

В этой связи, при проверке соответствия оценщиков закона, можно руководствоваться требованиями о наличии полиса страхования гражданской ответственности оценщика и наличием документа о специальном образовании в области оценки.

Закон об оценочной деятельности определяет основные термины в области оценки, в том числе понятия «оценочная деятельность», «субъекты оценочной деятельности», «объекты оценки», «рыночная стоимость». В Законе определен круг сделок, для которых необходимо проведение оценки объектов оценки.

Из статьи 1 Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из этого закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. То есть, регулирование оценочной деятельности находится в совместном ведении правительства Российской Федерации и ее субъектов [1].

В статье 2 Федерального закона №135-ФЗ записано, что закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности для ограниченных целей - совершения сделок с объектами оценки.

Отсюда следует, что, во-первых, регулирование оценочной деятельности, не связанное с совершением сделок, регулируется иными законами, а, во-вторых, субъекты РФ вправе в соответствии с определенными этим законом основами регулирования, осуществлять собственное регулирование.

В качестве основ такого регулирования в части разграничения полномочий между Россией и ее субъектами закон №135-ФЗ определил, что:

-         Правительством РФ и администрациями субъектов РФ создаются федеральный и региональные уполномоченные органы по контролю за осуществлением оценочной деятельности;

-         стандарты оценки, обязательные к применению, утверждаются Правительством РФ (стандарты - это не ГОСТы по закону о стандартизации, а правила для определения конкретных видов стоимости объектов оценки);

-         уполномоченные органы, в том числе и региональные, согласовывают проекты стандартов оценки и перечень требований, предъявляемых к учреждениям образования по подготовке оценщиков, а также согласовывают образовательные программы таких учреждений;

-         порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством РФ, при этом в соответствии с договором между РФ и Москвой последняя вправе до принятия федеральных актов осуществлять лицензирование на территории Москвы.

Вторая глава Закона содержит определение основания для проведения оценки объектом оценки, которым является договор на проведение оценки, требования к отчету и оговаривает права и обязанности оценщика, требования к независимости оценщика и страхованию гражданской ответственности оценщиков.

Третья глава Закона посвящена регулированию оценочной деятельности, в частности функциям уполномоченных органов, роли самореглируемых организаций оценщиков, общим требованиям к стандартам оценки, профессиональному обучению оценщиков и требованиям к лицензированию оценочной деятельности.

Для обеспечения единого правового и методологического пространства на всей территории Российской Федерации нормативные акты органов управления субъектов Российской Федерации, затрагивающие оценочную деятельность, должны проходить согласование в Мингосимуществе России [7, с.38].

Основными механизмами регулирования оценочной деятельности в России являются [5]:

-         лицензирование оценщиков;

-         аттестация специалистов в области оценочной деятельности;

-         система стандартов и положений оценочной деятельности;

-         утверждение учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной деятельности;

-         сертификация услуг;

-         страхование гражданской ответственности оценщиков.

Лицензирование оценочной деятельности должны осуществлять и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и Министерство государственного имущества Российской Федерации.

Основной сферой деятельности государственных оценщиков является оценка имущества (недвижимости) для целей налогообложения, оценка земель для целей налогообложения, оценка для целей определения (согласования) тарифов для естественных монополий.

В основу государственного регулирования оценочной деятельности положены следующие принципы:

-         оценочная деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности;

-         оценка является самостоятельным научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований;

-         становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений и правового регулирования предпринимательской деятельности;

-         недопустимо как копирование зарубежного опыта, так и создание «принципиально новых» подходов;

-         развитие оценочной деятельности возможно только на основе общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории России;

-         мероприятия по развитию оценочной деятельности должны отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ;

-         эффективное развитие может быть только при соблюдении принципа баланса прав, обязанности и ответственности всех участников оценочного процесса, при наличии добросовестной конкуренции независимых оценщиков.

Госстандарт России выпустил два из шести ГОСТов Единой системы оценки имущества (ЕСОИ): Термины и определения. ГОСТ Р 51195.0.01-98 и Основные положения ГОСТ Р 51195.0.02-98, которые определяют основные стандарты оценки. В данных документах зафиксирована возможность применения разных баз оценки (под базой оценки понимается вид стоимости имущества, в содержании которой реализуется цель и метод оценки). База оценки может основываться на следующих видах стоимости - рыночная, восстановительная, замещения, инвестиционная, ликвидационная, действующего предприятия, стоимость при существующем использовании.

Требования стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об объекте как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Начиная с сентября 1999г. в соответствии с поручением Правительства РФ от 20.09.99 г. №932 Министерством государственного имущества России совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков велась разработка проектов стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности. Результатом этой работы стали «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», которые были утверждены 06.07.01 г. Постановлением Правительства РФ №519. Согласно этому Постановлению разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке было возложено на Министерство имущественных отношений РФ.

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, включают три раздела [7, с.21-22].

Первый раздел содержит общие положения, в которых говорится, что настоящие стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.

Второй раздел включает виды стоимости объектов оценки, подходы к оценке и методы оценки. В этом разделе даны определения следующих видов стоимости: рыночная, стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров, стоимости замещения и воспроизводства, стоимость при существующем использовании, инвестиционная стоимость, стоимость для целей налогообложения, ликвидационная стоимость, утилизационная стоимость, специализированная стоимость. Раздел содержит определение трех основных подходов к оценке: затратного, доходного и рыночного. Далее даны определения метода оценки, даты проведения оценки, цены, аналога объекта оценки, срока экспозиции объекта оценки, цены, итоговой величины стоимости объекта оценки, экспертизы отчета объекта оценки.

Третий раздел содержит требования к проведению оценки и этапы проведения оценки, требования к независимости оценщика. В разделе определены необходимые действия оценщика на различных этапах процесса оценки, включающие сбор, обработку и анализ информации, использование оценочной методологии для расчета стоимости объекта оценки и вывод итоговой величины.

Наиболее известными и часто используемыми в практической деятельности стандартами оценки саморегулируемых организаций оценщиков в России являются стандарты Российского общества оценщиков (РОО).

Практика применения закона выявила на сегодняшний день ряд недостатков, главным из которых является отсутствие единого порядка лицензирования оценочной деятельности в РФ (вышеуказанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ № 285 только лишь 11.04.2001).

Вышеуказанные проблемы возникают из-за того, что наиболее важные функции по регулированию оценочной деятельности оказались в совместном ведении Правительства РФ, федеральных органов управления и уполномоченных органов.

Такое положение дел обусловлено также известной разобщенностью оценочных организаций, неспособных пока достаточно эффективно отслеживать развитие законодательной и нормативной базы в сфере оценки и осуществлять согласованные действия по продвижению законодательных инициатив, призванных защитить оценочное сообщество и рынок оценочных услуг.

Задача 1

Безрисковая ставка доходности в реальном выражении составляет 5%. Акции оцениваемой компании характеризуются уровнем риска, равным 1,25 (Коэффициент бета). Среднерыночная ставка доходности в реальном выражении составляет 17%. Используя модель оценки капитальных активов, оцените риск всего портфеля инвестиций на рынке.

Требуемая ставка дохода (дисконта) R на собственный капитал определяется по формуле:

где безрисковая ставка дохода;

коэффициент бета – мера систематического риска, вызываемого макроэкономическими и политическими факторами в стране;

среднерыночная ставка дохода;

рыночная премия соответственно для малых предприятий и за риск, характерный для отдельного предприятия;

С – страновой риск.

В нашем случае  неизвестны, поэтому формула упрощается:

.

Таким образом, риск всего портфеля инвестиций на рынке составляет 20%.

Рыночная премия  за риск вложения своего капитала: (Rm – Rf) = 12%.

Премия за риск в акции именно этого предприятия = (R – Rf) = 15%.

Задача 2

Стоимость чистых материальных активов предприятия составляет 40 тыс. долларов США. Годовой доход этого предприятия составляет 18 тыс. долларов  США, в том числе оплата услуг владельца предприятия составляет 8 тыс. долларов США. Ставка дохода на чистые материальные активы – 18 %, ставка доходов на нематериальные активы – 20 %. Рассчитайте рыночную стоимость предприятия. 

Стоимость предприятия рассчитывается исходя из стоимости ее активов (материальных и нематериальных):

PVпр = PVчма + PVна

где PVпр – рыночная стоимость предприятия;

PVчма – стоимость чистых материальных активов;

PVна – стоимость нематериальных активов.

Рассчитаем стоимость нематериальных активов. Для этого составим уравнение, исходя из того, что годовой доход предприятия определяется доходами от чистых материальных активов и нематериальных активов:

Кна * PVна + PVчма * Кчма = Y – Z,

,

где доход предприятия;

 доход от нематериальных активов;

 ставка капитализации для чистых материальных активов;

 ставка капитализации для нематериальных активов.

Стоимость нематериальных активов составила 14 тыс. долларов.

PVпр = PVчма + PVна = 40 + 14 = 54

Рыночная стоимость предприятия равна 54 тыс. долларов США.

Задача 3

Для компании «ВЕСТА» рассчитайте доход от операционной деятельности на основе представленного консолидированного отчета о прибылях и убытках (в долларах США):

Валовая прибыль

230000

Операционные расходы:

Износ и амортизация

28000

Комиссионные

96804

Доходы в виде дивидендов

6205

Расходы в виде процентов

4785

При расчете дохода от операционной деятельности компании «ВЕСТА» к операционным доходам отнесем:

-         комиссионные компании – 96804;

-         доходы в виде дивидендов – 6205.

К операционным доходам отнесем:

-         износ и амортизационные отчисления – 28000;

-         расходы в виде процентов – 4785.

Получаем доход от операционной деятельности:

96804 + 6205 – 28000 – 4785 = 70 224 долл. США.

Общий доход (с учетом валовой прибыли):

230 000 + 70 224 = 300 224 долл. США.

Таким образом, доход от операционной деятельности компании «ВЕСТА» составляет 70 224 долларов США.

Задача 4

По заказу совета директоров акционерного общества открытого типа произведена оценка рыночной стоимости компании. По методу рынка капитала стоимость компании составила 3 млн. долларов США. Для предприятий данной отрасли рынок предполагает скидку на неконтрольный характер – 20%, скидку на недостаток ликвидности – 30%, в том числе скидку, рассчитанную на основе затрат по выходу на открытый рынок ценных бумаг для компании с аналогичным размером капитала – 15%. Оцените стоимость 80%-го пакета акций данной компании.

Необходимо рассчитать стоимость компании без скидок, то есть 50%:

Таким образом, стоимость компании без учета скидок на неконтрольный характер (20%) и на недостаток ликвидности (30%) составит 6 млн. долл. США.

Так как 80% акций является контрольным пакетом, то необходимо добавить премию за контрольный характер (30%):

 млн. долл.

Также необходимо сделать скидку, на основе затрат по выходу на открытый рынок, то есть:

 млн. долл. – эта стоимость соответствует 100% акций.

Рассчитаем 80% пакет акций:

млн. долл.

Таким образом, стоимость 80% пакета акций акционерного общества открытого типа составляет 5,52 миллиона долларов США.

Задача 5

В конце каждого из последующих  четырех лет фирма предполагает выплачивать дивиденды в размере: 2 долл., 1,5 долл., 2,5 долл., 3,5 долл. Какую цену готовы вы заплатить за акцию данной фирмы, если ожидается, что в дальнейшем дивиденды будут расти на 5 % в год, а требуемая ставка дохода составляет 19%?

Из условия задачи следует, что акции пройдут две стадии: успешного и нормального роста. Определим сегодняшнюю ценность потока дивидендов на стадии успешного роста по формуле:

где Dn – величины дивиденда;

z – требуемая норма доходности.

Далее определим сегодняшнюю ценность потока дивидендов при нормальном росте, равном 5% в год по формуле:

,

где Dо – базовая величина дивиденда;

 - темп роста дивидендов;

z – требуемая норма доходности.

 (долл.)

Далее определяем окончательную стоимость акции:

PV = PV1 + PV2 = 26,25 + 5,96 = 32,21 (долл.)

Таким образом, мы готовы при заданных условиях заплатить за акцию 32,21 доллара.

Список литературы

1.     Федеральный закон РФ от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

2.     Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. №519 «Об утверждении стандартов оценки»

3.     Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов по экон. спец. – М.: ЮНИТИ; ФИНАНСЫ, 1999. – 254с.

4.     Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 720с.

5.     Грязнова А.Г., Федотова М.А., Ленская С.А. и др. Оценка бизнеса: Учеб. для вузов по экон. спец. / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 509с.

6.     Козионова Л.Е. Оценка бизнеса – интересы, конфликты и размышления // http://unison.yaroslavl.ru/articles/article-6.shtml

7.     Оценочная деятельность в экономике: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 304 с.

8.     Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятий (бизнеса): Учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2003. – 128 с.