Тема 2 . Методика создания автоматизированных систем (АИС) и технологий (АИТ)

2.1. Структурная и функциональная организация АИС и АИТ

Производственные и хозяйственные предприятия, фирмы, корпо­рации, банки, органы территориального управления, представляют собой сложные системы. Они состоят из большого числа элемен­тов, реализующих производственные и управленческие функции. Такие экономические объекты имеют многоуровневую структуру, а также обширные внешние и внутренние информационные связи.

Будучи важнейшей функцией, управление ориентировано на  достижение стоящих перед каждой системой целей, на создание условий их выполнения.

Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и функционирующей в системе управления информации, а  также поступающих по каналам прямой и обратной связи сведений из внешней среды. Таким образом, важнейшая функция любой системы управления — получение информации, выполнение про­цедур по ее обработке с помощью заданных алгоритмов и про­грамм, формирование на основе полученных сведений управленческих решений, определяющих дальнейшее поведение системы.

Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия или полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции производст­венного процесса, процесса управления. АИС можно рассматривать как человеко-машинную систему с автома­тизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах человеческой деятельности.

В зависимости от технологического и функционального аспек­тов рассмотрения АИС может быть разбита на несколько состав­ляющих элементов (рис. 2.1).

Используя технологический аспект рассмотрения, в АИС выде­ляют аппарат управления, а также технико-экономическую ин­формацию, методы и средства ее технологической обработки. Вы­делив аппарат управления, оставшиеся элементы, технологически тесно взаимоувязанные, при условии единого системного исполь­зования экономико-математических методов и технических средств управления образуют автоматизированную информационную тех­нологию данных (АИТ).

Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает сле­дующие процедуры:

§  сбор и регистрацию данных;

§  подготовку ин формационных массивов;

§  обработку, накопление и хранение дан­ных; формирование результатной информации;

§  передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (расчетов) — к потребителям информации для принятия управлен­ческих решений.

Как правило, экономическая информация подвергается всем процедурам преобразования, но в ряде случаев некоторые процедуры могут отсутствовать. Последовательность их выполнения так­же бывает различной, при этом некоторые процедуры могут повто­ряться. Состав процедур преобразования и особенности их выпол­нения во многом зависят от экономического объекта, ведущего ав­томатизированную обработку информации.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в раз­личных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм, где производятся сбор и регистрация первич­ной учетной информации,  отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта. Не менее сложна эта проце­дура и в финансовых органах, где происходит оформление движе­ния денежных ресурсов.

Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи с помощью других средств коммуникаций. Дистанционная передача по кана­лам связи сокращает время передачи данных, однако для ее осуще­ствления необходимы специальные технические средства, что удо­рожает процесс передачи. Предпочтительным является использо­вание технических средств сбора и регистрации, которые, собирая автоматически информацию с установленных на рабочих местах датчиков, передают ее в ЭВМ для последующей обработки, что повышает ее достоверность и снижает трудоемкость.

Машинное кодирование - процедура машинного представления (записи) информации на машинных носителях в кодах, принятых в ПЭВМ. Такое кодирование информации производится путем пе­реноса данных первичных документов на магнитные диски, ин­формации с которых затем вводится в ПЭВМ для обработки.

Хранение и накопление экономической информации вызвано многократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостью ком­плектации первичных данных до их обработки. Хранение и накоп­ление информации осуществляется в информационных базах, на машинных носителях в виде информационных массивов, где дан­ные располагаются по установленному в процессе проектирования порядку.

Обработка экономической информации производится на ПЭВМ, как правило, децентрализованно, в местах возникновения первич­ной информации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов той или иной управленческой службы (отдела материально-технического снабжения и сбыта, отдела главного технолога, конструкторского отдела, бухгалтерии, планового отдела и т.п.). Обработка, однако, может производиться не только авто­номно, но и в вычислительных сетях, с использованием набора ПЭВМ программных средств и информационных массивов для решения функциональных задач.

Принятие решения в автоматизированной системе организационного управления, как правило, осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но в по­следнем случае на основе тщательного анализа результатной ин­формации, полученной на ПЭВМ. Задача принятия решений ос­ложняется тем, что специалисту приходится искать из множества допустимых решений наиболее приемлемое, сводящее к минимуму потери ресурсов (временных, трудовых, материальных и т.д.).

Содержательный аспект рассмотрения элементов АИТ позволяет выявить подсистемы, обеспечивающие технологию функционирования.

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автома­тизирующих информационное обслуживание пользователей, реше­ние задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Технологическое обеспечение АИТ по составу однородно для различных систем, что позволяет реализовать прин­цип совместимости систем в процессе их функционирования. Обя­зательными элементами обеспечения АИТ являются информаци­онное, лингвистическое, техническое, программное, математиче­ское, правовое, организационное и эргономическое.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокуп­ность проектных решений по объемам, размещению, формам ор­ганизации информации, циркулирующей в АИТ. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классифика­торов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носите­лях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. ЛО включает информационные языки для описа­ния информационной базы АИТ (документов, показателей, реквизитов и т.п.), языки управления данными информационной базы АИТ, языковые средства информационно-поисковых систем, языковые средства автоматизации проектирования АИТ, систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс тех­нических средств, обеспечивающих работу АИТ. Центральное место сре­ди всех технических средств занимает ПЭВМ. Структурными эле­ментами технического обеспечения наряду с техническими средст­вами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.         

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность про­грамм, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих ус­тойчивую работу комплексов технических средств. В состав про­граммного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению программного обеспечения и персонал, зани­мающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИТ.

Математическое обеспечение (МО) — это совокупность матема­тических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ АИТ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управле­ния, методы и средства решения типовых задач управления, мето­ды оптимизации исследуемых управленческих процессов и приня­тия решений (методы многокритериальной оптимизации, матема­тического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИТ содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, тексто­вые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, про­ектировщики АИТ.

Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в ус­ловиях функционирования АИС. В процессе решения задач управ­ления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работ­ников управленческих служб и персонала АИТ с техническими средствами и между собой.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ. Правовое обеспечение на этапе разра­ботки АИС и АИТ включает нормативные акты, связанные с дого­ворными отношениями разработчика и заказчика в процессе соз­дания АИС и АИТ, с правовым регулированием различных откло­нений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимо­стью обеспечения процесса разработки АИС и АИТ различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирова­ния АИС и АИТ включает права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других тех­нических средств, порядок создания и использования математиче­ского и программного обеспечения.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функциони­рования АИТ, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИТ входят:

§  комплекс различной документации, со­держащей эргономические требования к рабочим местам, инфор­мационным моделям, условиям деятельности персонала, набор наиболее целесообразных способов реализации этих требо­ваний и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации;

§  комплекс методов, учебно-методической документа­ции и технических средств, обеспечивающих обоснование форму­лирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала АИТ;

§  ком­плекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффектив­ность деятельности человека в АИТ.

2.2. Теоретические и организационные принципы создания АИС и АИТ.

Проектирование имеет целью обеспечить эффективное функ­ционирование АИС и взаимодействие АИТ со специалистами, использующими в сфере деятельности конкретного экономического объекта ПЭВМ и развитые средства коммуникации для выполнения своих профессиональных задач и принятия управленческих  решений.

Именно качественное проектирование обеспечивает создание такой системы, которая способна функционировать при постоянном совершенствовании ее технических, программных, информационных составляющих, т. е. ее технологической основы, и расширять спектр реализуемых управленческих функций и объ­ектов взаимодействия.

Первоначально сформулированные академиком В.М. Глушковым научно-методические положения и практические рекоменда­ции по проектированию автоматизированных систем в настоящее время сложились как основополагающие принципы создания АИС: системности, развития, совместимости, стандартизации и унифи­кации, эффективности.

§  Принцип системности является важнейшим при создании, функционировании и развитии АИС. Он позволяет подойти к ис­следуемому объекту как единому целому, выявить на этой основе многообразные типы связей между структурными элементами, обеспечивающими целостность системы; установить направления производственно-хозяйственной деятельности системы и реали­зуемые ею конкретные функции.

§  Принцип развития заключается в том, что АИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функ­ций системы и видов ее обеспечении. Предусматривается, что ав­томатизированная система должна наращивать свои вычислитель­ные мощности, оснащаться новыми техническими и программны­ми средствами, быть способной постоянно расширять и обновлять круг задач и информационный фонд, создаваемый в виде системы баз данных.

§  Принцип совместимости заключается в обеспечении способно­сти взаимодействия АИС различных видов, уровней в процессе их совместного функционирования. Реализация принципа совмести­мости позволяет обеспечить нормальное функционирование эко­номических объектов, повысить эффективность управления народ­ным хозяйством и его звеньями.

§  Принцип стандартизации и унификации заключается в необхо­димости применения типовых, унифицированных и стандартизи­рованных элементов функционирования АИС. Внедрение в прак­тику создания и развития АИС этого принципа позволяет сокра­тить временные, трудовые и стоимостные затраты на создание АИС при максимально возможном использовании накопленного опыта в формировании проектных решений и внедрении автома­тизации проектировочных работ.

§  Принцип эффективности заключается в достижении рацио­нального соотношения между затратами на создание АИС и целе­вым эффектом, получаемым при ее функционировании.

Проблемы проектирования автоматизированных информаци­онных систем в экономике связаны, с одной стороны, с общими теоретическими основами развития экономики и конкретного эко­номического объекта (предприятия, фирмы, организации, органа регионального управления, банка, налоговой службы и т.п.), а с другой — со спецификой технологии компьютерной обработки данных. Поэтому рассмотренные базовые принципы дополняются организационно-технологическими принципами, без которых невозможна разработка новых информационных технологий.

Принцип абстрагирования заключается в выделении существен­ных аспектов системы и от­влечении от несущественных с целью представления проблемы в более простом, общем виде, удобном для анализа и проектирова­ния.

Принцип формализации заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы, использованию формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов.

Принцип концептуальной общности заключается в неукоснитель­ном следовании единой методологии на всех этапах проектирова­ния автоматизированной системы и всех ее составляющих.

Принцип непротиворечивости и полноты заключается в наличии всех необходимых элементов во вновь создаваемой системе и со­гласованном их взаимодействии.

Принцип независимости данных предполагает, что модели дан­ных должны быть проанализированы и спроектированы независи­мо от процессов их обработки, а также от их физической структу­ры и распределения в технической среде.

Принцип структурирования данных предусматривает необходи­мость иерархической организации элементов информационной базы системы.

Принцип доступа конечного пользователя заключается в том, что пользователь должен иметь средства доступа к базе данных, кото­рые он может использовать непосредственно (без программирова­ния).                     

Принцип автоматизации проектирования имеет целью повысить эффективность самого процесса проектирования и создания АИС, обеспечивая при этом со­кращение временных, трудовых и стоимостных затрат за счет вне­дрения индустриальных методов.

                              

2.3. Стадии, этапы создания, внедрения и функционирования АИС, АРМ и АИТ в экономике.

Жизненный цикл (ЖЦ) — период создания и использования АИС (АИТ), охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизиро­ванной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.

Жизненный цикл АИС и АИТ позволяет выделить четыре основные стадии:

1.      предпроектную,

2.      проектную,

3.      внедрение

4.      функционирование.

От качества проектировочных работ зави­сит эффективность функционирования системы. Поэтому каж­дая стадия проектирования разделяется на ряд этапов и преду­сматривает составление документации, отражающей результаты работы.

I стадия — предпроектное обследование:

1-й этапсбор материалов для проектирования — формирование требований, изучение объекта проектирования, раз­работка и выбор варианта концепции системы;

2-й этапанализ материалов и формирование документации — создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе ана­лиза материалов обследования, собранных на первом этапе.

II стадия — проектирование:

1-й этаптехническое проектирование, где ведется поиск наи­более рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а ре­зультаты работы отражаются в техническом проекте;

2-й этапрабочее проектирование, в процессе которого осуще­ствляется разработка и доводка программ, корректировка структур баз данных, создание документации на поставку, установку техни­ческих средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя системы обширного инструкционного мате­рила, оформленного в виде должностных инструкций исполнителям-специалистам.

III стадия — ввод системы в действие:

1-й этапподготовка к внедрению — установка и ввод в экс­плуатацию технических средств, загрузка баз данных и опытная эксплуатация программ, обучение персонала;

2-й этаппроведение опытных испытаний всех компонентов системы перед передачей в промышленную эксплуатацию, обуче­ние персонала;

3-й этапсдача в промышленную эксплуатацию; оформляется актами приема-сдачи работ.

IV стадия промышленная эксплуатация — кроме повседнев­ного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.

На каждом этапе ЖЦ формируется определенный набор доку­ментов и технических решений, при этом для каждого этапа ис­ходными являются документы и решения, полученные на пре­дыдущем этапе. Этап завершается проверкой предложенных решений и документов на их соответствие сформулированным требованиям и начальным условиям.

2.4. Методы ведения проектировочных работ

Создание автоматизированных информационных систем и техно­логий в экономике может осуществляться по двум вариантам.

Пер­вый вариант предполагает, что этой работой занимаются специали­зированные фирмы, имеющие профессиональный опыт подготов­ки программных продуктов конкретной ориентации (бухгалтерский промышленный учет, бухгалтерский учет в банках, автоматизация конкретных банковских операций и т.п.), их продажи и дальней­шего сопровождения в организациях, эксплуатирующих постав­ленные программные средства и системы.

Если АИС и АИТ со­здаются по второму варианту, проектированием и созданием разработок  в   этой   области   занимаются  проектировщики-программисты, находящиеся в штате предприятий и организаций, где осуществляется переход на использование новых технических средств, создаются новые информационные технологии и систе­мы.

В процессе разработки автоматизированных систем, рабочих  мест и технологий проектировщики сталкиваются с рядом взаимо­связанных проблем:

§  Проектировщику сложно получить исчерпывающую инфор­мацию для оценки формулируемых заказчиком (пользователем) требований к новой системе или технологии.

§  Заказчик нередко не имеет достаточных знаний о проблемах автоматизации обработки данных в новой технической среде, что­бы судить о возможности реализации тех или иных инноваций. В то же время проектировщик сталкивается с чрезмерным количест­вом подробных сведений о проблемной области, что вызывает трудности моделирования и формализованного описания реали­зуемых в новых условиях информационных процессов, решения функциональных задач.

§  Спецификация проектируемой системы из-за большого объ­ема и технических терминов часто непонятна заказчику, а чрез­мерное ее упрощение не может удовлетворить специалистов, со­здающих систему.

Радикаль­ное решение этих проблем дают современные структурные методы, среди которых центральное место занимает методология струк­турного анализа.

Структурным анализом называется  метод исследования системы, который начинается с ее общего обзора и затем детализи­руется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней.

Структурный анализ предусматривает разбиение системы на уровни абстракции с ограниченным числом элементов на каж­дом из уровней (обычно от 3 до 6—7). На каждом уровне выделя­ются лишь существенные для системы детали. Данные рассматри­ваются в совокупности с операциями, выполняющимися над ними. Используются строгие формальные правила записи элементов ин­формации, составления спецификации системы и последователь­ное приближение к конечному результату.               

Методология структурного анализа базируется на ряде общих принципов.

 В качестве двух базовых принципов используются принцип декомпозиции и принцип иерархического упоря­дочивания.

Первый принцип предполагает решение трудных про­блем структуризации комплексов функциональных задач путем разбиения их на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения.

Второй принцип декларирует, что уст­ройство этих частей также существенно для понимания при де­тальном формализованном их описании.

На предпроектной стадии проводится изучение и анализ всех особенностей объекта проектирования с целью уточнения требова­ний заказчика, их формализованного представления и документи­рования.

Целью анализа на этой стадии является преобразование общих, неясных знаний о требованиях к будущей системе в точные (по возможности) определения. Так, на этом этапе определяются:

  • архитектура системы, ее функции, внешние условия, распре­деление функций между аппаратными средствами и про­граммным обеспечением;
  • интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
  • требования к программным и информационным компонен­там системы, необходимые аппаратные ресурсы, требования к базе данных, физические характеристики компонентов систе­мы, их интерфейсы.

Методы, используемые на стадии предпроектного обследова­ния, подразделяются на методы изучения и анализа фактического состояния объекта (технологии), методы формирования заданного состояния, методы графического представления фактического и заданного состояний (рис. 2.2).

1. Методы изучения и анализа фактического состояния экономи­ческого объекта или технологии. Эти методы позволяют выявить уз­кие места в исследуемых процессах и включают:

устный или письменный опрос

Устный опрос производится по за­ранее составленному вопроснику на рабочем месте специалиста с записью ответов и позволяет в форме несложной беседы понять технологию работы и опыт опрашиваемого. Недостатком этого метода является разнородность результатов опроса.

письменное анкетирование

         С помощью перечня вопросов дает полную и основательную информацию. При достаточно большом количестве анкет практикуется их обработка на ЭВМ. Сущест­венное влияние на качество результатов оказывают четкость, не­двусмысленность вопросов, поэтому разработка перечня вопросов предполагает знание принципиальной проблемной ситуации.

наблюдение, измерение и оценка

С помощью этих методов соби­раются сведения о параметрах, признаках и объектах в соответст­вующей сфере исследования. Важные для изучения параметры, признаки и объекты точно оцениваются сотрудниками и регистри­руются в карточках или в формулярах. Накопление сведений и анализ результатов при достаточно большом количестве наблюде­ний выполняется на ЭВМ.

групповое обсуждение

Проводится проектировщиками, програм­мистами совместно с пользователями или заказчиками с целью обобщения и обсуждения всех важных для решения проблем во­просов и определения необходимых задач.

• анализ задач

Суть этого метода состоит в вертикальной и гори­зонтальной структуризации задач и их распределении между ис­полнителями на основе заданной структуры объекта. Задачи расчленяются до такой степени, чтобы имелась возможность определить результаты, решения, полномо­чия, алгоритмы, входную и выходную информацию. Анализ за­дач — это первый этап и предпосылка описания задач, которые яв­ляются основой для построения технологии получения результатов, разработки должностных инструкций и планов распределения функций при работе в новых технологических условиях.

• анализ процесса

Используется для подготовки решений, касающихся реорга­низации технологии информационных процессов. С помощью анализа процесса решения задач разрабатываются необходимые изменения, которые должны быть внесены в информационную технологию.

В целом методы изучения и анализа фактического состояния управленческой деятельности и существующей технологии реше­ния задач предназначены для установления и оценки процессов, функций, предъявляемых к работникам требований, последова­тельности выполнения технологических операций и средств труда, продолжительности и сроков выполнения работ, потоков инфор­мации. Они способствуют сбору необходимых материалов и фор­мированию необходимой исходной основы для проектирования АИС и АИТ.

2.      Методы формирования заданного состояния.

Основываются на теоретическом обосновании всех составных частей и элементов АИС исходя из целей, требований и условий заказчика. К данным методам относятся:

§ Метод моделирования процесса управления.

 В процессе изучения объекта проектирования строятся экономико-организационные и информационно-логические модели, которые включают задачи, структуры и ресурсы объекта. Они отражают хозяйственные и управленческие отношения, а также связанные с ними информа­ционные потоки.

§ Метод структурного (модульного) проектирования позволяет раз­работать проект из четко разграниченных блоков (модулей), между которыми устанавливаются связи посредством входной и выходной информации, а также показывается иерархия их подчиненности.

§ Метод декомпозиции модулей предусматривает дальнейшее раз­биение подкомплексов задач на отдельные задачи, показатели.

§ Анализ и моделирование информационных процессов предназна­чен для выявления и представления в каждом случае взаимосвязи между результатом, процессом обработки и вводом данных. Он используется также для анализа и формирования информационных связей между рабочими местами работников управления. С этой целью описываются входная и выход­ная информация, а также алгоритм обработки информации применительно к каждому рабочему месту. Путем обнаружения и последовательного соединения многочисленных цепочек об­работки и передачи данных формируются сложные информаци­онные процессы, и осуществляется учет потребности в инфор­мации отдельных пользователей.

 

3. Методы графического представления фактического и задан­ного состояний предусматривают использование для наглядного представления процессов обработки информации в форме блок-схем, графиков прохождения документов и т.д. Графические ме­тоды являются составной частью любого проекта и необходимы для практической работы, поскольку выполняют роль вспомога­тельного средства при описании внедрения новых технологий. К наиболее известным из них относятся блок - схемный метод, методы стрелочных диаграмм, сетевых графиков, таблиц после­довательности операций прохождения процессов. Различия ме­тодов выражаются в степени их реализации на ПЭВМ, нагляд­ности, глубине отражаемых процессов.

2.5. Особенности проектирования АИТ

При проектировании автоматизированная информационная технология рассматривается в пяти взаимосвязанных аспектах.

1. Техническом — как аппаратно-коммуникационный ком­плекс, имеющий конкретную конфигурацию и служащий для обработки и передачи информации.

2. Программно-математическом — как набор статистических, математических, инфологических, алгоритмических и прочих машинно-ориентированных моделей, а также реализующих их компьютерных программ.

3. Методическом — как совокупность средств реализации  функций управления по отношению к экономическому объ­екту — предприятию, объединению, региональному хозяйству.

4. Организационном — как описание документооборота и регламента деятельности аппарата управления.

5. Пооперационном — как совокупность технологических, ло­гических и арифметических операций, реализуемых в автома­тическом режиме.

Исходя из реальных условий конкретной предметной области формулируются основные требования к АИТ. Перечислим наибо­лее общие из них, характерные для современных АИС.

1)      Соблюдение принципа системности при проектировании проце­дур накопления и обработки данных. Такой принцип предполагает подразделение информационных потоков на внешние и внутрен­ние по отношению к объекту управления, учет структурно-динамических свойств протекающих в нем процессов, моделирова­ние прямых и обратных связей с окружающей средой.

2)      Использование децентрализованных средств сбора и предвари­тельной обработки данных согласно принятой декомпозиции задач и распределения управленческих функций, что достигается с по­мощью технологии «клиент — сервер», позволяющей системе функционировать в многозадачном режиме.

3)      Охват основных этапов жизненного цикла управления, выработка альтернатив принятия решений, выбор наибо­лее рационального варианта управленческой стратегии, монито­ринг и контроль исполнения решений.

4)      Способность к адаптации всей системы и гибкое приспособле­ние АИТ к изменениям рыночной среды, возможность быстрого переключения на разные режимы использования аппаратных и те­лекоммуникационных средств.

5)      Ориентация АИТ на реализацию единой информационно-логической модели объекта управления в сочетании с необходимыми процедурами обработки данных и вывода результатов.

6)      Синхронизация процессов переработки и выдачи информации с процессами принятия решений на всех уровнях за счет использова­ния диалогового и планового (в масштабе реального времени) ре­жимов эксплуатации АИТ.

7)      Использование безбумажного документооборота, естественно-профессионального языка для общения специалиста с ПЭВМ, электронных подписей, машинных архивов и библиотек, удален­ного доступа к массивам данных.

8)      Возможность обработки больших объемов информации в регла­ментном и произвольном режимах.

9)      Наличие экспертной поддержки, учет неполноты информации, возможность получения прогнозных данных.

Названные свойства АИТ обеспечиваются применением совре­менных высокоразвитых аппаратно-программных комплексов, средств связи и формулируются в процессе проектирования разра­ботчиками системы.

Существует множество инстру­ментальных средств, облегчающих создание АИТ. Например, мож­но назвать системы Oracle, Visual C++, CA-Visual Objects, а также CASE-технологии, позволяющие конструи­ровать сложные компьютерные системы из отдельных стандарти­зированных программных модулей.

Другой класс пользователей — специалисты проблемной облас­ти, которые применяют в своей деятельности программные средст­ва с широкими технологическими возможностями, такие как WinWord, CorelDraw, Excel, MS Project, MS Access.

Третий класс пользователей – это пользователи, общающиеся с компьютером на упрощенном естественном языке при помощи ориентированных на непрофессионалов программных продуктов.

2.6. Роль пользователя в создании АИС и АИТ.  

АИС создается для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в ее работе. Под функционированием АИС в данном случае подразумевается решение задач пользователем на основе информационного, программного обеспечения, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и подготовки процесса автоматизации обработки информациию.

При переходе на массовое использование в управлении персональных ЭВМ нужно конкретизировать цель автоматизации, разработать стратегию и тактику ее достижения. Внедрение средств автоматизации для совершенствования управления – достаточно сложная задача прежде всего потому, что автоматизированные системы носят человеко-машинный характер.

Опыт создания АИС и АИТ показывает, что только специалист наиболее полно и квалифицированно может дать описание выполняемой работы, входной и выходной информации. Участие пользователя не может ограничиваться лишь постановкой задач, он должен проводить и пробную эксплуатацию АИС и АИТ. Находясь за компьютером, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости  входную и выходную информацию, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов.

Участие пользователя в создании АИС и АИТ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий. При этом происходит  активное обучение пользователя, повышает уровень его квалификации как постановщика, разработчика. Все необходимые потребителю навыки работы в новой технологической среде совершенствуются и закрепляются в процессе опытной эксплуатации АИС и последующей работы. Однако до этого пользователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов, что ему поможет определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи и функции, квалифицированно сделать их постановку.

2.7.Технология постановки экономических задач.

Постановка задачи — это описание задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о ее сущно­сти, логике преобразования информации для получения результата. На основе постановки задачи программист должен представить логику ее решения и рекомендовать стандартные программные средства, пригодные для ее реализации.

Через постановку задачи устраняются трудности взаимодействия «пользова­тель — прикладной программист. Постановка задачи ведется на стадии проектирования компьютерных информационных систем. Для постановки задачи используются сведения, необходимые и доста­точные для полного представления ее логической и информацион­ной сущности. Такими сведениями располагает экономист, осуще­ствляющий решение задачи в условиях ручной обработки или с использованием компьютерной техники. При постановке задач пользователь, прежде всего, должен описать информационное обес­печение, алгоритмы их решения.  Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются многократно по своим последствиям, если их обнаруживают на конечных фазах создания или использования прикладных программных продуктов.

 Создание программного продукта может вестись и самим поль­зователем, причем это более предпочтительный вариант в отноше­нии простоты построения программы. Однако с точки зрения профессиональных программистов в таких программах может быть большое число погрешностей, так как они менее эффективны по машинным ресурсам, быстродействию и многим другим традици­онным критериям.

Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребности, ориентированные на определенные виды деятельно­сти (бухгалтерскую, финансовую, плановую и т.д.). Такое направ­ление является на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно до­полняется разработкой оригинальных прикладных программ.

При описании постановки задачи обращается внимание на ее объемно-временные характеристики. Они отражают объемы вход­ной и выходной информации (количество документов, строк, зна­ков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и выдачи информации.

В процессе описания постановки задачи важной является точность и полнота названий всех информационных единиц и их совокупностей. В условиях автоматизированной обработки кроме привычных для восприятия наименований по­казателей в документах (наименования строк и граф) имеют ме­сто нетрадиционные формы представления информации.

Чет­кость наименований информационных совокупностей и их идентификации, устранение синонимов в названи­ях экономических показателей обеспечивают более высокое ка­чество результатов обработки.

Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения.

Для каждого вида входной и выходной информации дается описание всех элементов информации, участвующих в автоматизи­рованной обработке. Описание строится в виде таблицы, в которой присутствуют:

§  наименование элемента информации (реквизита),

§  его идентификатор 

§  максимальная разрядность.

Наименование реквизита должно соответствовать документу или вытекать из него. Не допускаются даже мелкие погрешности в на­именованиях реквизитов.

Идентификатор представляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита. Идентификатор может строиться по мнемоническому принципу, использоваться для записи алгоритма и представлять собой сокра­щенное обозначение полного наименования реквизита. Идентифи­катор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя мо­жет включать и алфавитно-цифровые символы, общее их количе­ство обычно регламентировано.

Разрядность реквизита необходима для просчета объема зани­маемой памяти. Она указывается количеством знаков (алфавитных, цифровых и алфавитно-цифровых).

Постановка задачи выполняется в соответствии с планом.

Организационно-экономическая сущность задачи

§  наименование задачи, место ее решения;

§  цель решения;                       

§  назначение (для каких объектов подразделений и пользователей предназначена);

§  периодичность решения и требования к срокам решения;

§  источники и способы поступления данных;

§  потребители результатной информации и способы ее от­правки;

§  информационная связь с другими задачами.

Описание исходной (входной) информации:

§  перечень исходной информации;

§  формы представления (документ) по каждой позиции перечня; примеры заполнения документов;

§  количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);

§  описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);

§  точное и полное наименование, идентификатор, максималь­ная разрядность в знаках;

§  способы контроля исходных данных:

§  контроль разрядности реквизита;

§  контроль интервала значений реквизита;

§  контроль соответствия списку значений;

§  балансовый или расчетный метод контроля количественных  значений реквизитов;

§  метод контроля с помощью контрольных сумм и любые дру­гие возможные способы контроля.

Описание результатной (выходной) информации:

§  перечень результатной информации;

§  формы представления (печатная сводка, видеограмма, ма­шинный носитель и его макет и т.д.);

§  периодичность и сроки представления;

§  количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);

§  перечень пользователей результатной информацией (подраз­деление и персонал);                          перечень регламентной и запросной информации         

§  описание структурных единиц информации (каждого элемен­та данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;

§  способы контроля результатной информации;

§  контроль разрядности;

§  контроль интервала значений реквизита;

§  контроль соответствия списку значений;

§  балансовый или расчетный метод контроля отдельных пока­зателей;

§  метод контроля с помощью контрольных сумм и любые дру­гие возможные способы контроля.

Описание алгоритма решения задачи (последовательности дейст­вий и логики решения задачи):

  • описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;
  • описание связей между частями, операциями, формулами  алгоритма;
  • требования к порядку расположения (сортировке) ключевых (главных) признаков в выходных документах, видеограммах, например, по возрастанию значений табельных номеров;
  • алгоритм должен учитывать общий и все частные случаи ре­шения задачи.

Описание, используемой условно-постоянной информации:

§  перечень условно-постоянной информации (классификато­ров, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);

§  формы представления;

§  описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными записями);

§  способы взаимодействия с переменной информацией.