Содержание

Введение. 3

1.Формы международного движения капиталов. Причины прямых и портфельных инвестиций. 4

2.Оценка объемов инвестиций. Государственная поддержка прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). 7

3.     География вывоза капиталов. 9

4.Виды портфельных инвестиций. 10

5. Россия на мировом рынке капиталов. 12

Заключение. 15

Литература. 16

Введение

 

«Инвестиция» в переводе с английского  означает  капиталовложение».   Следовательно слова  «инвестиции»  и  «капиталовложения» во многом являются синонимами. Инвестиции — капитал вложенный в производство, т. е. стоимость, врастающая благодаря своему функционированию системе   обеспечивающей  использование  живого труда.

Законодательное определение понятия иностранных инвестиций имеет чрезвычайно большое значение, поскольку оно очерчивает круг лиц и отношений которые регулируются соответствующими правовыми нормами. Как правило, в разных странах объем этого понятия устанавливается законодателем в соответствии с проводимой им инвестиционной политикой.

Иностранные инвестиции являются иностранным капиталом — соб­ственностью в различных видах и формах, вывезен­ным из одного государства и вложенным в предпри­ятие или дело на территории другого государства. Однако, на наш взгляд, было бы неправильным сво­дить инвестиционные отношения только к отноше­ниям собственности. Вопрос о собственности не име­ет решающего значения для определения инвести­ций. Известно, например, что права требования, имеющие денежную оценку, различные виды «ин­теллектуальной собственности», не образуют у их обладателей собственности в материальном смысле» но могут входить в состав инвестиций. Инвестирова­ние осуществляется также в различных формах, не требующих вложения собственности: страхований лицензионные договоры и др.

1.Формы международного движения капиталов. Причины прямых и портфельных инвестиций.

Собственность не всегда является продуктом инвестирования еще и потому, что доходом от инвестиционной деятельности также могут быть права требования, права по использованию продуктов творчества и т. п. В случае, если инвестирование осуществ­ляется в виде трудового участия в творческой дея­тельности, отношения собственности иногда вообще не возникают[1].

Инвестор необязательно являет собой предприни­мателя (например, физическое лицо, получающее дивиденд по ценной бумаге). Кроме того, иностран­ное инвестирование может составлять лишь отдель­ный и во многом абстрактный момент предпринима­тельской деятельности и само по себе такой деятель­ности не образовывать (например, покупка товара за рубежом для перепродажи внутри страны). Поэтому неправильным представляется и широко распрост­раненное утверждение о существовании инвестиций только в двух формах — ссудной и предпринима­тельской (если под последней понимать только пря­мые и портфельные инвестиции).

Рассмотрим инвестирование (экспорт капитала) как многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:

1.  Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).

2.  Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).

3.  Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.

Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.

В 70 — 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что привело к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный рынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объем увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основная доля этих сумм приходится на межбанковские операции.

В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на денежный рынок и рынок собственно капиталов.

1.  Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.

2.  Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.

В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора в управлении объектом, в кото­рый вложен его капитал. Именно прямые инвести­ции ассоциируются с созданием и функционирова­нием за рубежом совместных компаний и предприя­тий со 100%-ным иностранным капиталом. Через вывоз прямых инвестиций инвестор может либо уч­редить за рубежом новую фирму (самостоятельно или совместно с местным партнером), либо купить существенную долю (обычно не менее 10%) в уже Действующем за рубежом предприятии или полно­стью поглотить его. За рубежом подобные предпри­нимательские структуры обычно имеют статус зару­бежных филиалов родительских компаний (дочер­ние или ассоциированные компании), в отличие от России, где под филиалами понимают то, что на За­паде называют отделениями.

Портфельные инвестиции такого контроля обыч­но не дают и бывают, как правило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами. Таким образом, осуществление портфель­ных инвестиций ограничивается чаще всего покупкой незначительного количества ценных бумаг пред. приятии, банков и других участников инвестицион­ного процесса.

2.Оценка объемов инвестиций. Государственная поддержка прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ).

В Законе об иностранных инвестициях в РФ[2] га­рантии от неблагоприятного изменения российского законодательства для иностранного инвестора на­шли закрепление в ст. 9. Их основное содержание сводится к следующему: новые федеральные законы и нормативные акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, а также вносимые в действующие федеральные за­коны и иные нормативные правовые акты РФ изме­нения и дополнения не применяются в отношении иностранного инвестора и коммерческой организа­ции с иностранными инвестициями, если такие доку­менты приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность указанных субъектов по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответ­ствии с федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами РФ на день начала финан­сирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций[3].

Нетрудно заметить, что рассматриваемый норма­тивно-правовой акт связывает действие «дедушки­ной» оговорки с осуществлением приоритетных ин­вестиционных проектов, под которыми в соответ­ствии со ст. 2 Закона понимаются проекты, суммарный объем иностранных инвестиций в кото­рые составляет не менее 1 млрд. рублей, или проек­ты, в которых минимальная доля (вклад) иностран­ных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей. Ука­занные проекты должны быть внесены в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Вместе с тем абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона устанавлива­ет, что гарантии стабильности условий инвестирова­ния распространяются на коммерческие организа­ции с иностранными инвестициями, «если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составля­ют свыше 25%». При этом не имеет значения, осу­ществляет соответствующая организация приоритет­ный инвестиционный проект или нет.

Действие «дедушкиной» оговорки, предусмотрен­ной Законом об иностранных инвестициях в РФ, не распространяется на нормативные акты, которые касаются: 1) таможенных пошлин, вызванных при­менением мер по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли това­рами в соответствии с законодательством РФ; 2) ак­цизов и налога на добавленную стоимость на това­ры, производимые на территории РФ; 3) взносов в Пенсионный фонд РФ. Под действие этой оговорки также не подпадают нормативные правовые акты России и вносимые в них изменения и дополнения, которые принимаются в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Стабильность законодательных условий и режи­ма деятельности иностранного инвестора гарантиру­ется Законом только в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования за счет иностран­ных инвестиций. При этом дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимос­ти от их видов определяется в порядке, установлен­ном Правительством РФ (п. 2 ст. 9).

Вместе с тем Закон устанавливает, что в исклю­чительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иност­ранными инвестициями приоритетных инвестици­онных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммар­ным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей, срок окупаемости которых превы­шает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении для указанных субъектов сро­ка действия «дедушкиной» оговорки (п. 3 ст. 9).

В случае невыполнения иностранным инвестором или коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств по реализации приори­тетных инвестиционных проектов эти субъекты мо­гут быть лишены льгот, обеспечивающих стабиль­ность условий инвестирования. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставле­ния таких льгот, подлежит возврату в порядке, оп­ределяемом законодательством РФ (п. 5 ст. 9).

Завершая анализ содержания гарантий стабиль­ности условий инвестирования, закрепленных в За­коне об иностранных инвестициях в РФ, отметим, что они вряд ли приведут к росту объемов иностран­ных капиталовложений на территории России. Ско­рее наоборот: ограниченная предметная сфера дей­ствия данной стабилизационной оговорки, а также Наличие в Законе значительного количества не­оправданных, на наш взгляд, требований, необходи­мость выполнения которых напрямую связана с по­лучением соответствующих льгот, способны значи­тельно снизить интерес иностранных физических и Юридических лиц к осуществлению инвестицион­ных проектов в Российской Федерации.

3.  География вывоза капиталов.

Ведущими инвесторами[4] являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).

Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже  превышает их отток.

Например, в 1992 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9 трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд. долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд. долл, или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране.

4.Виды портфельных инвестиций.

Портфельными инвестициями. принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций. Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфель - совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полис и др.).

Принципами формирования инвестиционного портфеля являются безопасность и доходность вложений, их рост, ликвидность вложений. Рассмотрим более подробно понятие ликвидности. Под ликвидностью любого финансового ресурса понимается способность его участвовать в немедленном приобретении товара (работ, услуг). Ликвидность инвестиционных ценностей - это их способность быстро и без потерь в цене превращаться в наличные деньги.

Рассматривая вопрос о создании портфеля, инвестор должен определить для себя параметры, которыми он будет руководствоваться:

1) выбрать оптимальный тип портфеля. Возможны два типа портфеля:

а) портфель, ориентированный на преимущественное получение дохода за счет процентов и дивидендов;

б) портфель, направленный на преимущественный прирост курсовой стоимости входящих в него инвестиционных ценностей;

2) оценить приемлемое для себя сочетание риска и дохода портфеля и соответственно определить удельный вес портфеля ценных бумаг с различными уровнями риска и дохода.

К ним относятся денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные и фьючерсные контракты, свопы и т.д.

Ценные бумаги - это денежные документы, удостоверяющие права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ и несущему по нему обязательства. Из имеющих хождение на территории России ценных бумаг выделяют следующие: акции, долговые ценные бумаги, фьючерсы, коммерческие бумаги (чеки, коносаменты, закладные, залоговые свидетельства и другие) .

В соответствии с законодательством на территории РФ обращаются следующие виды ценных бумаг:

-акции акционерных обществ;

- любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на долю в собственных средствах общества и получение дохода от его деятельности;

-облигации-любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между их владельцем и лицом, выпустившим документ; -государственные долговые обязательства-любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления;

-производные ценные бумаги-любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу указанных выше ценных бумаг.

5. Россия на мировом рынке капиталов.

Главные причины привлекательности Российской Федерации и ее предприятий для иностранных кредиторов.

Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточно развитой промышленной державой, а Россия — преемник союза. Отсюда вытекает, что она обладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК, тяжелая промышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его существования большое внимание уделялось разработке новых технологий. Перспективные в плане прибыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы в промышленности.

Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и являются природные ресурсы России, основная часть которых была слабо исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего технологического оборудования.

До сих пор к относятся России как к недостаточно привлекательному инвестиционному рынку, отводя ей по уровню привлекательности место примерно выше Колумбии и Нигерии, но ниже Мексики, Китая, Польши и Чили. По международным стандартам оценка привлекательности России для иностранных капиталовложений колеблется между (ВВ-) и (ВВ) . Для примера, оценка США - (АА) , Ирландии, Франции и ФРГ - (А+) . Только в конце 2005 года начался подъем рейтинга России и составил на ноябрь (В+).

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс) , либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в в российскую авиационно-космическую промышленность) . России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:

1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;

2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.

Заключение

В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными.

В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ.

2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.).

3. Федеральный закон "О бюд­жете развития Российской Федерации",

4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции Федераль­ного закона от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ)

5.Положение о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно­хозяйственной значимости, утвержденное постановлением Пра­вительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1249 // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5709.

6. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 февраля, 30 июня 1995 г., 31 октября 1996 г., 20 августа 1997 г., 30 ноября 1998 г., 29 марта 1999 г., 14 ноября 1999 г., 28 сентября 2000 г., 22 мая 2002 г.)

7.Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992.

8."Большой экономический словарь". М., "Правовая культура", 1994 г.

9. Д. Сакс. "Рыночная экономика и Россия". М., "Экономика", 1995 г.


[1] Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992.-С.34

[2] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.).

[3] Положение о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно­хозяйственной значимости, утвержденное постановлением Пра­вительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1249 // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5709.

[4] 9. Д. Сакс. "Рыночная экономика и Россия". М., "Экономика", 1995 г.-С.45