1.  Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации

1.1.   Информационные процессы в экономике и проблемы информатизации общества в России. Информационный ресурс – основа информатизации экономической деятельности.

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческого общества основным предметом труда оставались материальные объекты. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами.  В настоящее время информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и следовательно, по отношению к нему могут быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, насколько он доступен, возможно ли его использование?

Современное человечество живет в период, характери­зующийся небывалым увеличением информационных потоков,  как в экономике, так и в социальной сфере. Наиболь­ший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов.

 Современная экономика предъявляет повышенные требования к своевременности, досто­верности, полноте информации, без которой невозможна эффек­тивная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность. Роль информации в общественной жизни сущест­венно меняется. Информация приобретает опре­деляющий характер.

Создание индустрии информатики и превра­щение информационного продукта в товар приводит к социальным изменениям в обществе, трансформируя его из индустриального в информационное. Информация охватывает все стороны жизни общества — от материального производства до соци­альной сферы. Качественно новое обслуживание информационных процессов человеческой деятельности связано с использованием современной персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, созданием сетей ЭВМ.

Информационный потенциал становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный, оборонный и образовательный потенциал.

В понятие информационный потенциал общества включается не только весь индустриально-технологический комплекс средств информатики отдельной страны, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов.

В связи с этим общество на уровне государства должно решить ряд проблем информатизации:

§  Создание и использование систем массового информационного обслуживания потребителей информации в различных сферах деятельности

§  Создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации

§  Обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры потребителей информации

Высокая потребность в информации для целей управления выдвинуло на первый план создание компонентов информационной инфраструктуры.

Информационная инфраструктура включает в себя  вычислительную технику, средства коммуникации, методическое и программное обеспечение, технологии, вспомогательные виды деятельности.

Не менее важным направлением решения проблемы всеобщей компьютерной грамотности населения является развитие сети пе­реподготовки кадров с широким привлечением российских спе­циалистов в области информатики и вычислительной техники, а также специалистов международных учебных центров.

Внедрение компьютерных тех­нологий во все сферы экономической деятельности человека дает возможность оптими­зировать и рационализировать управленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации.

В период информатизации общества формирование и производст­во информации становится важнейшим для ее полноценного при­менения.

 «Информация» оп­ределяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах. При изучении инфор­мации учитываются закономерности ее создания, преобразова­ния и использования в различных сферах человеческой деятель­ности.

Информация подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности:

§  научная,

§  техническая,

§  производственная,

§  управ­ленческая,

§  экономическая,

§  социальная,

§  правовая и т.п.

Каждый из видов информации имеет свои технологии обработки, смы­словую ценность, формы представления и отображения на фи­зическом носителе, требования к точности, достоверности, опе­ративности отражения фактов, явлений, процессов.

Предметом дальнейшего рассмотрения будет управленческая и экономическая информация, важнейшими свойствами которой являются:

§  достоверность и полнота;

§  ценность и актуальность;

§  ясность и понятность.

Информация достоверна, если она не искажает истинное поло­жение дел. Недостоверная информация может привести к непра­вильному пониманию или принятию неправильных решений.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и при­нятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие ре­шений или может повлечь ошибки.

Ценность информации зависит от того, какие задачи реша­ются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях.

Если ценная и ак­туальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится ясной и по­нятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием.

Под инфор­мационной совокупностью понимается группа данных, характери­зующих объект, процесс, операцию. По структурному составу ин­формационные совокупности можно разделить на:

• реквизиты;

• показатели;

• документы.

Элементарными неделимыми единицами экономической ин­формации являются реквизиты, выражающие определенные свой­ства объекта.

Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания.

 Реквизиты-признаки характеризуют качест­венные свойства описываемого объекта (время и место действия, фамилия, имя, отчество исполнителя, наименование работы и т.д.).

 Реквизиты-основания дают количественную характеристику явле­ний, выраженную в определенных единицах измерения (сумма вклада в рублях, ставка налога в процентах и т.д.).

Отдельно взятые реквизиты-признаки и реквизиты-основания экономического смысла не имеют, поэтому применяются только в сочетании друг с другом. Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл, образует показатель.

На основе показателей строятся документы. Документы, ис­пользуемые в процессе управления, планирования и учета, мо­гут включать один или несколько показателей с обязательным указанием лица, ответственного за содержащуюся в них информацию.

1.2.   Информационные системы управления экономическими объектами, их классификация, сферы функционирования ИС различных классов.

Слово «система» происходит от греческого «systema», что озна­чает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целост­ность, единство.

Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

Практически каждый эко­номический объект можно рассматривать как систему, стремящую­ся в своем функционировании к достижению определенной цели. В качестве примера можно назвать систему образования, энергети­ческую, транспортную, экономическую и др. Для системы характерны следующие основные свойства:

§  сложность;

§  делимость;

§  целостность;

§  многообразие элементов и различие их природы;

§  структурированность.

Сложность системы зависит от множества входящих в нее ком­понентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсис­тем или элементов, выделенных по определенному признаку, отве­чающему конкретным целям и задачам.

Целостность системы означает, что функционирование множе­ства элементов системы подчинено единой цели.

Многообразие элементов системы и различия их природы связа­но с их функциональной специфичностью и автономностью. На­пример, в материальной системе объекта, связанной с преобразо­ванием вещественно-энергетических ресурсов, могут быть выделе­ны такие элементы, как сырье, основные и вспомогательные мате­риалы, топливо, полуфабрикаты, запасные части, готовая продук­ция, трудовые и денежные ресурсы.

Структурированность системы определяет наличие установлен­ных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.          

Управление — важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, органи­зации, территории).                                       

Систему, реализующую функции управления, называют систе­мой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой сис­темой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.                                 

Управление связано с обменом информацией между компонен­тами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый мо­мент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом,  любой системе управления экономическим объ­ектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) это совокуп­ность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информаци­онной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управ­ленческих решений.                                         

Информационная система является системой информацион­ного обслуживания работников управленческих служб и выпол­няет технологические функции по накоплению, хранению, пе­редаче и обработке информации. Она складывается, формирует­ся и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на кон­кретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

 

1.3.   Понятие и классификация автоматизированных систем (АИС) и автоматизированных технологий (АИТ).

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации  и принятия управленческих решений.

 По видам процессов управления автоматизированные информаци­онные системы подразделяются на:

АИС управления технологическими процессами — это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологически­ми устройствами, станками, автоматическими линиями.

АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.

Для АИС организационного управления объектом служат произ­водственно-хозяйственные, социально - экономические процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:

§  банковские АИС;    

§  АИС фондового рынка;

§  финансовые АИС

§  страховые АИС

§  налоговые АИС

§  АИС таможенной службы

§  Статистические АИС

§  АИС промышленных предприятий и организаций

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Ме­тодической базой таких систем служат экономико-математичес­кие методы, технической базой — самая разнообразная вычис­лительная техника и технические средства для проведения экс­периментальных работ моделирования.

Обучающие АИС получают широкое распространение при под­готовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего — более высокого уровня иерархии.

   Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания ап­парата управления соответствующих ведомств.

Территориальные АИС предназначены для управления админи­стративно - территориальными районами. Деятельность террито­риальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хо­зяйственным органам.

Межотраслевые АИС являются специализированными система­ми функциональных органов управления национальной экономи­кой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюд­жета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятель­ности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распре­деления ресурсов.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) — сис­темно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе приме­нения развитого программного обеспечения, используемых средств вы­числительной техники и связи, а также способов, с помощью кото­рого информация предлагается клиентам.

АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности:

§  По способу реализации в АИС,

§  По степени охвата АИТ задач управления,

§  По классам реализуемых технологи­ческих операций,

§  По типу пользовательского интерфейса, вариан­там использования сети ЭВМ,

§  По обслуживаемой предметной об­ласти (рис. 1.2).

По способу реализации АИТ в АИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные АИТ прежде всего существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового исполь­зования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной от­четности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в ре­жиме реального времени.

Новая информационная технология — это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании паке­тов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата АИТ задач управления выделяют элек­тронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ ведется обработка данных с решением отдельных экономиче­ских задач, и автоматизацию управленческой деятельности.. К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики. К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие назва­ние электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ ориентированы на использование последних достижений в области новейших подходов к автомати­зации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания за счет полного автоматизированного набора управ­ленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

 Такие АИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения независимо от того, где они находятся, оказываются включенными в общую для них сеть.

Автоматизированные информационные технологии эксперт­ной поддержки составляют основу автоматизация труда специа­листов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических мето­дов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового по­ложения предприятия, фирмы, финансово-кредитной организа­ции вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие ба­зу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавли­вать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менедж­мента и маркетинга.

По классам реализуемых технологических операций АИТ включают в себя:

§  Текстовую обработку

§  Электронные таблицы

§  Автоматизированные банки данных

§  Обработку графической и звуковой информации

§  Мультимедийные и др. системы.

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа к информационным и вычислительным ресурсам:

§  Пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме;

§  Диалоговая АИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени;

§  Сетевая АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи.

1.4.   Автоматизированное рабочее место (АРМ) как средство автоматизации рабочего места конечного пользователя.

Деятельность работников сферы управления (бухгалтеров, спе­циалистов кредитно-банковской системы, плановиков и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий.  Тенденция к усилению децентрализации управления влечет  за собой распределенную обработку информации с децентрали­зацией применения средств вычислительной техники и совер­шенствованием организации непосредственно рабочих мест пользователей.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) можно определить как совокупность информационно – программно - технических ресур­сов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной  области.                                              

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработ­ке информации возлагаются на вычислительную технику, а эко­номист выполняет часть ручных операций и операций, требую­щих творческого подхода при подготовке управленческих реше­ний.

АРМ как инструмент для рационализации и интенсифика­ции управленческой деятельности создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций. Наиболее простои функцией АРМ является информационно-справочное обслужи­вание.

АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ яв­ляются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест, интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станций локальных сетях. АРМ имеют открытую архитектуру и легко адаптируются к проблемным областям.

В условиях реализации управленческого процесса цель внедрения АРМ является усиление интеграции управленческих функций, и каждое более или менее «интеллектуальное» рабочее место должно обеспечивать работу в многофункциональном режиме.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспе­чивает:

§  простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;

§  простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;

§  компактность размещения и невысокие требования к усло­виям эксплуатации;

§  высокую надежность и живучесть;

§  сравнительно простую организацию технического обслу­живания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функцио­нирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции.

Более сложной формой является АРМ с использованием ПЭВМ в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной (главной) ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПЭВМ под­ключаются по каналам связи к главной ЭВМ, при этом каждая ПЭВМ может работать и как самостоятельное терминальное устройство.                                       

Создание АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставлен­ными целями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении орга­низации информационного, технического, программного обес­печения.

Информационное обеспечение АРМ ориентируется на кон­кретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуриза­цию информации, которая позволяет осуществлять удобную и быструю корректировку данных в массивах.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных  режимов работы (автономный, работу с распределенной БД и т.д.). АРМ должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Программное обеспечение должно ориентироваться на профессиональный уровень пользователя, обеспечивать удобство работы человека за счет совершенствования программных средств.