Министерство образования и науки РФ

                   Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

         Всероссийский заочный финансово-экономический институт

                            Кафедра философии и социологии

                                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                        по философии на тему:

ТЕМА 17.  Правовая сфера жизни общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 Преподаватель

Студент

 

 

 

 

Владимир – 2009

                            План работы

                                                                                                                      Стр.

Введение………………………………………………………...............3

1.     Сущность права: традиционный и либеральный подходы……….4

2.     Взаимоотношение права и политической власти………………....7

3.     Объясните понятие «правовое государство».

Охарактеризуйте  современное правовое состояние нашего общества…………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………..24

Введение

В юридической литературе, трудах философов и мыслителей много внимания уделяется проблеме построения идеального (правового) общества и государства. Во многих исследованиях, на протяжении многих лет и веков эта проблема подверглась детальной разработке. Но имеются еще и спорные вопросы,, требующие дополнительного изучения.

Выбирая тему контрольной работы, я остановилась на проблеме правовой сферы жизни общества. Во-первых, идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Во-вторых, данная проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств стремятся стать правовыми. Так, например, в Конституции РФ Россия провозглашается правовым государством (ст. 1), хотя это явно не соответствует действительности. Россия находится на пути к созданию правового общества и государства, и путь этот будет долгим и тернистым. Формально же получается, что мы живем в правовом государстве.

Порой правовое общество отождествляется с любым человеческим обществом или государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого правового общества, путей его становления и потенциальных возможностей.

1.     Сущность права: традиционный и либеральный подходы

Философия права начинается с выяснения сущности и природы права.

                                 Определение права

ПРАВО – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.1  Право – система общеобязательных социальных норм. Право обеспечивает юридическую регламентацию общества и  отношений внутри него.

Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни; главное его назначение – регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.

                       Два подхода в определении сущности права

В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный («запретительный») и либеральный, опирающийся на идею «естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности».

Традиционный подход

Либеральный подход

Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством.

«Запрещено всё то, что не разрешено».

В праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а его права и свободы.

Право – право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения.

«Разрешено все то, что не запрещено».

_____________________

1Правоведение: учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2003. – 560 с.

Либеральный подход к сущности права возник во второй половине 18 в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и др. Основой права признаются права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, даже целесообразных требований момента.

Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и полной ответственности за свою судьбу.

Принципиальное методологическое различие традиционной и либерально-просветительской  концепций сущности права заключено в исходном пункте их построения. В первом случае конечной целью функционирования права считается поддержание общего правопорядка, сохранение устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в государстве. В либерально-просветительской же трактовке во главу угла ставятся права и свободы отдельной личности.

Обе концепции имеют свою «правоту», они взаимодополнительны.

В современных условиях бесспорно преобладающей является либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции удалось четко выделить понятие правового государства, основные правообразующие признаки.

                       Причины появления института права

Социальный институт права обязан своим появлением процессам разделения труда и развития товарного производства. Они ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимозависимости. Зависимость эта носит совершенно безличный, анонимный характер. Преобладание безличных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека. Тут появляется право, как  особая социальная реальность. Общество как бы гарантирует индивиду, что, затратив усилия на производство нужного обществу товара или услуги, тот может рассчитывать на удовлетворение своих собственных потребностей. Действия по принципу «ты – мне, я – тебе» перестают быть только личным делом непосредственно участвующих, а берутся обществом за основу наведения порядка. Общество пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том случае, когда все члены этого общества будут действовать по одним и тем же правилам. Правила эти действуют не только в сфере производства, ведь взаимозависимость  индивидов в обществе проявляется во всех сферах  их жизнедеятельности.

                                 Сущность права

Сущность, субстанцию права составляют не правила поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее  выражение права, его историческая форма.

                       Классовый характер права

Важной особенностью исторического развития права следует признать его классовый характер. Кастово-сословно-классовая диф­ференциация населения в определенные исторические эпохи яв­ляется неизбежной. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие  именно через взаимодействие этих противоположностей, неизбежным было принятие людьми факта, выразившегося в формировании достаточно жестких стереотипов поведения.

В качестве еще одной важной особенности функционирования сферы права необходимо отметить ее теснейшую связь с политическим устройством, именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером, охранителем правопорядка.

2.     Взаимоотношение права и политической власти

Определение политикильности и полной ответственнотисимости каждого индивида, его полной самостоятельности и полной ответственноти

ПОЛИТИКА (греч. politike - искус­ство управления государством) — сфера общественной деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами. Суть политики – определить формы, задачи и содержание деятельности государства. Политика бывает внутренней и внешней. Внутренняя политика охватывает одно государство, внешняя – межгосударственные отношения.

Государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.1

Осуществление  политической  деятельности   немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет

собой совокупность элементов, являющихся официально   признанными   исполнителями   политической   власти.  Сюда входят государственный аппарат, политические партии, проф­союзы,   различные   общественные   организации   (церковь,   по­скольку в нашем обществе она отделена от государства, не вхо­дит в политическую организацию).

В  системе  политической  организации  общества особо  важное  место принадлежит государству.

_________

1Правоведение: учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2003. – 560 с.

Связь права с политикой и государством

     Суть взаимоотношения права и политической власти сводится к трем основным положениям:

- категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

- верховенство закона;

- разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной).

Государство -  результат истори­ческого развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, классы под влиянием про­грессирующего развития производительных сил, сопровождав­шегося выделением разных видов труда и образованием институ­та частной собственности. Дифференциация, усложнение общественной жизни требовали общего органа управления, который обеспечивал бы функционирование экономически разрозненного общества, как единого целого. Для осуществления этих функций требовались определенные органы — администра­тивно чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т. д., в совокупности и представляющие собой государство. Итак, государство — это организация политической власти экономи­чески господствующего класса.

Важнейшая функция государства – хозяйственно-экономическая. Культурно-воспитательная функция также всегда присуща любому государству. К основным признакам государства относят наличие публичной власти, т.е. особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством; суверенитета, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны. Государство  осуществляет внутренние и внешние функции. Существенный признак государства – его неразрывная связь с правом. Отношение между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни регулируются государством с помощью особых законов, которые являются официальным выражением норм права и  объявляются обязательными для всех. Т.о., право – это форма регулирования поведения людей, совокупности норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков; это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Правообразующие принципы в историческом контексте

Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, традицией, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Когда общество раскололось на классы, возникли противоположные интересы, которые необходимо было регламентировать. Через право, оформленное законом, государство осуществляет свою законодательную деятельность.

Государства различаются, прежде  всего, в зависимости от того, интересы какого класса  они   защищают,   каков   экономический базис общества, на котором они зиждутся. Следовательно, тип государства выражает его классовую сущ­ность. Истории известны три основных типа эксплуататорского государства:  рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Любое рабовладельческое государство было диктатурой рабовладельцев.  Рабы не участвовали в государственной жизни общества, не имели политических и юридических прав.  Лишь в результате острой борьбы, на последней стадии рабовладения, в правовых документах стал появляться запрет на убийство рабов. Право, как и государство, своим главным назначением имело защиту частной собственности от тех, у кого ее не было.

На смену рабовладельческому государству пришло государ­ство феодальное. На ранней стадии развития феодализма тер­ритория государства состояла из множества независимых княжеств, герцогств и графств. Постепенно власть короля или царя усиливалась, а власть князей, герцогов и графов ослабевала. Этого требовало развитие экономики. Государства эпохи феодализма образуют единый тип, все они — неограни­ченная  власть феодалов. Феодальное государство прикрепляло крестьян к помещичь­ей земле и жестоко расправлялось с теми из них, кто не хотел ра­ботать на помещика. Феодальное право предоставляло помещику возможность продавать или покупать работника, требовать от него бесплатной работы. Этому соответствовало почти полное бесправие крестьянина, который не мог без разрешения поме­щика жениться, приобрести имущество, купить землю.

Буржу­азное государство являло собой новый, более прогрессив­ный в сравнении с феодальным тип государства. Буржуазное государство заинтересовано в уничтожении сословности: разви­тие капиталистического способа производства требует свобод­ной конкуренции и в силу этого — формального равенства людей перед законом. Принцип наследования государственной власти заменяется при капитализме принципом выборности на руководящие государственные посты. Ограничение политических прав угнетенных классов при феодализме сменяется в условиях капитализма формальным предоставлением им юридических прав и участием в выборах органов государственной власти. Шедшая к власти буржуазия  провоз­гласила буржуазно демократические свободы, равенство и народовластие, опирающееся на суверенитет народа. Это выражалось в отстаивании прав личности, прав человека и гражданина. Буржуазные декларации и консти­туции вместе с тем неукоснительно отстаивают и охраняют капиталистическую частную собственность и экономическое неравенство. Буржуазное государство характе­ризуется централизацией власти, а право имеет своей целью оберегать частную собственность, блюсти неповинную на  ней эксплуатацию наемной  рабочей силы и подавлять  революционное движение трудящихся.

Социалистическое государство - принципиально новый исторический тип государства. Оно выступает как орудие унич­тожения эксплуатации человека человеком, построении бесклас­сового общества. Социалистическое право выра­жает волю всего парода, регулирует хозяйственную и другие общественные отношения, охраняет социалистический порядок, устанавливает права и обязанности граждан и должностных лиц, стоит на страже общественной  и личной собственности. Истории известны и государства переходного типа со сложной социально-классовой структурой.

Особенность правосознания

Правосознание представляет собой совокупность представлений и чувств, выражающих отношение к праву и правовым явлениям общественной жизни.

В структурном отношении правосознание представлено в двух формах: 1) в форме правовой идеологии; 2) в форме правовой психологии. Правовая идеология (система официальных представлений о праве) – совокупность представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству, существующему политическому режиму, государственной власти. Правовая психология (система неофициальных представлений о праве) – совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, связанных с правовыми явлениями в обществе.

В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно  выделить три основные функции правосознания: 1)познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом; 2) оценочная функция правосознания состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность; 3) регулятивная функция правосознания состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.

По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов правосознание можно разделить следующим образом:

- обыденное (массовое) правосознание;

- специализированное (профессиональное) правосознание;

- научное (теоретическое) правосознание.

Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Специализированное, профессиональное правосознание складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

Само профессиональное юридическое правосознание с учетом внутрипрофессиональных различий можно подразделить на внутрипрофессиональные группы – правосознание ученых-юристов и правосознание юристов-практиков, и подгруппы – правосознание судей, правосознание работников прокуратуры, правосознание работников милиции, правосознание адвокатов и т.д.

Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам правосознание можно разделить на следующие виды:

- индивидуальное правосознание;

- групповое правосознание;

- общественное правосознание.

При этом предполагается, что правосознание, как и сознание вообще, присуще лишь человеку, а групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных людей, образующих соответствующие группы и общество в целом.

3. Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте современное правовое состояние общества.

Специфику права выражают признаки, четко выделенные либерально-просветительской концепцией права еще в 18 в. К этим правообразующим принципам были отнесены: равенство, свобода, справедливость.

Равенство, свобода, справедливость составляют суть права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и прочих нормативных актов.

Объективный принцип равенства проявляется (или не проявляется) в том или ином законе. Правовой принцип равенства означает всего лишь применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественным, семейном и прочих отношениях) индивидам.

По мнению Гегеля, «система права есть царство реализованной свободы». Т.е., правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы  и притязания в цивилизованной форме, не подвергаясь опасности произвола, самоуправства или ущемления прав личности со стороны государства  или других индивидов. Но свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Значит и здесь неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет вовсе. Право поэтому выступает мерой свободы индивидов, оно указывает ее рамки, пределы, выход за которые нарушает свободу другого, а значит, подрывает правопорядок.

Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Правовая справедливость и есть соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.

                        Отличие закона и права

Закон и право отличаются друг от друга. Одной из существенных особенностей права является объективный, естественноисторический характер его развития. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика.

                        Правое государство

    Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.1

 

_______

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М., 1993.

Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политикоправовые идеи и институты Древней Греции и Рима.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. видные мыслители 18 – 19 вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

В русской политикоправовой мысли тема правового государства поднималась в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышева, А.И. Радищева, П.и. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведо и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и др. Большинство из низ принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине 19 в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.

Советская государственноправовая наука идею правового государства считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

                    Признаки правового государства

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяют следующие:

1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства – Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность в праве иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ.; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Правовое государство это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие, государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

    Правовое состояние общества в современной России

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство.

Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80х гг., особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ). В октябре 1991 г. Верховным советом РФ была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом РФ в 1991 г. Декларация прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства, предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права становление новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными  и исполнительными органами субъектов РФ нормативноправовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации феодальных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция РФ, Договор об общественном согласии.

Т.о., основная задача состоит в том, чтобы наконец преодолеть застарелый порок российской власти тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должно сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

Заключение

Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового общества и государства можно прийти к выводу о том, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например, Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, что оно реально существует, «это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом». Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество государств становятся на путь демократизации отношений между государством и личностью.

Таким образом, концепция правового общества и государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны, не лишена реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.

                   Список используемой литературы:

1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1995.

2. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч.1 и П. М., 2002.

3. Борисов О.А., Головкин Р.Б. Основы Конституции РФ. Учебное пособие для абитуриентов. Владимир, 1997.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

5. Енгибарян Р.В. «Теория государства и права». Учебное пособие. М.: Юристъ, 1999.

6. Ильин И.А, Наши задачи. Париж; М., 1992. Т.2.

7. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 19993.

8. Коваленко А.И. Теория государства и права. М., 1994.

9. Комментарии к Конституции РФ. М.: Бек, 1996.

10. Конституция РФ.

11. Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994.

12. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995.

13. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Гардарики, 1999.

14. Правоведение: учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2003.  

15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995.

16. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

17. Тихонравов Ю.В. Основы философии и права. М., 1997.

18. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. -  3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.