Проблемы здравоохранения в условиях рыночных отношений

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                         Стр.

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................................ 5

1.1. Финансово-экономическая система в здравоохранении......................... 5

1.2. Структура рынка услуг здравоохранения.............................................. 8

1.3. Специфические черты рынка услуг здравоохранения.......................... 10

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ......................................................................................................... 16

2.1. Проблемы управления здравоохранением в современной России...... 16

2.2. Актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области.... 18

2.3. Проблемы движения и восполнения медицинских кадров в Свердловской области........................................................................................................... 23

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ....................................... 31

3.1. Совершенствование организации оказания медицинской помощи...... 31

3.2. Повышение качества медицинской помощи.......................................... 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 38

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. Кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения.

Поэтому в современных условиях развития экономики любой страны первоочередной задачей становится поддержание и развитие системы здравоохранения, которые при динамичном развитии позволят повысить уровень качества жизни.

За многолетнюю историю развития здравоохранения в развитых странах так и не представлены системы здравоохранения в чистом виде. В основном они имеет смешанную форму, в которой присутствуют элементы одной системы и фрагменты другой.

Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами.

Имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. В отрасли растет социальная напряженность. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг.

В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения и развития здравоохранения.

Система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения в России все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.

Изложенные обстоятельства определили актуальность выбранной темы работы и круг изучаемых в ней проблем.

Цель работы: обозначить проблемы здравоохранения в условиях рыночных отношений.

Поставленная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

–       раскрыть теоретические аспекты здравоохранения в системе рыночных отношений;

–       обозначить актуальные проблемы здравоохранения в свердловской области;

–       рекомендации по совершенствованию управления развитием системы здравоохранения.

Структура работы состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе "Теоретические аспекты здравоохранения в системе рыночных отношений" описана финансово-экономическая система в здравоохранении, раскрыта структура рынка услуг здравоохранения, обозначены специфические черты рынка услуг здравоохранения.

Во второй главе "Актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области" определены проблемы управления здравоохранением в современной России, обозначены актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области, выявлены проблемы движения и восполнения медицинских кадров в Свердловской области.

В третьей главе "Рекомендации по совершенствованию управления развитием системы здравоохранения" описаны направления совершенствования организации оказания медицинской помощи, определены мероприятия по повышению качества медицинской помощи.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальные исследования и прикладные работы в области управления здравоохранением, современное российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы.

Управление здравоохранением исследовали следующие ученые Вялков А.И., Лисицин Ю.П., Полунина Н.В., Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Шейман И.M. и др.

В периодической печати проблемы здравоохранения раскрывали Шейман И.M., Виленский А.В., Вялков А.И., Канаева О.А., Кононенко Т., Путило Н.В., Чубарова Т.В., Шишкин С. и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Финансово-экономическая система в здравоохранении

С восстановлением принципов рыночной экономики значительно возрастает роль финансовых ресурсов, так как это единственный вид ресурсов (кроме трудовых ресурсов и предметов труда), который можно достаточно быстро трансформировать в другие виды ресурсов.

Являясь частью общегосударственной финансовой системы России, в условиях рыночной экономики система финансов в здравоохранении включает в себя следующие звенья (источники финансирования):

-           бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

-           внебюджетные целевые фонды (в том числе Федеральный и территориальные фонды ОМС);

-           финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, направляемые в здравоохранение;

-           средства добровольного медицинского страхования (в том числе личные средства граждан);

-           средства, получаемые в ЛПУ за счет предоставленных платных услуг (личные средства граждан);

-           кредиты, ссуды, субсидии, субвенции, дотации, налоговые взаиморасчеты;

-                      доходы от инвестирования (депозитные вклады, государственные ценные бумаги);

-           спонсирование юридических и физических лиц;

-           иные источники, не запрещенные законодательством[1].

Перечисленные составляющие системы финансов здравоохранения присущи как федеральному уровню, так и уровням субъектов РФ и местного самоуправления.

Для сравнения можно привести данные о финансовых источниках, существовавших в первые годы Советской власти (по материалам Государственного архива): а) ассигнования органов управления здравоохранения на содержание лечебных учреждений (государственный и местный бюджет); б) средства фондов медицинской помощи застрахованным; в) средства, поступающие по договорам с предприятиями на оказание медицинской помощи; г) дополнительные ассигнования на оказание медицинской помощи застрахованным за счет экономии по другим страховым фондам; д) в отдаленной сельской местности некоторые медицинские пункты содержались за счет средств местного населения.

В настоящее время денежные средства, поступающие из различных источников, можно разделить на 2 группы:

1. Централизованные денежные средства: бюджет; Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС (средства ОМС); государственные кредиты, ссуды и др.

2. Децентрализованные денежные средства: финансовые ресурсы предприятий, направляемые в здравоохранение; средства добровольного медицинского страхования; средства, получаемые в ЛПУ за счет предоставления платных медицинских услуг, доходов от инвестирования (депозитные вклады, государственные ценные бумаги).

К централизованным относятся денежные средства, используемые для решения общих социальных задач на соответствующей территории; децентрализованные средства используются в масштабах конкретного медицинского учреждения.

С учетом многообразия финансовых источников и ресурсов в здравоохранении необходимо поставить вопрос об интеграции финансовых ресурсов, прежде всего централизованных денежных средств, а в перспективе (при составлении финансовых планов) – и децентрализованных денежных потоков.

Совокупность входящих в состав финансов здравоохранения (финансы – это экономические отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств) структурно-функциональных звеньев образует финансовую систему здравоохранения.

Финансовый механизм в здравоохранении – это система взаимодействия элементов, выраженная в планировании, организации и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Основные структурные элементы финансового механизма можно систематизировать следующим образом:

1. Финансовое право: Конституция РФ; Законы РФ; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; решения законодательных органов власти субъектов РФ.

2. Нормативное обеспечение: отраслевые приказы и распоряжения; инструкции; нормы; нормативы; методические указания; распоряжения финансовых органов и органов Госналогслужбы; другие нормативные документы.

3. Финансовые методы: анализ; планирование; прогнозирование; инвестирование; кредитование; налогообложение; ценообразование (методики расчетов за предоставляемые услуги); материальное стимулирование; медицинское страхование (ОМС и ДМС); аренда; лизинг; взаимоотношения с органами государственного управления, финансовыми органами, хозяйствующими субъектами (инструкции, договоры).

4. Финансовые инструменты', доход субъекта; финансовые санкции; тарифы на медицинские услуги; арендная плата; дивиденды; целевые внебюджетные фонды; инвестиции; форма расчетов (в том числе зачеты по налогам); кредиты; ссуды; дотации; субвенции; субсидии; дифференцированная система оплаты труда.

5. Информационное обеспечение: компьютеризация отрасли; разработка и внедрение современных программных продуктов; подключение к сети Интернет.

6. Кадровое обеспечение, финансовые менеджеры (экономисты, финансисты). Сложность финансовой системы определяется неоднородностью составляющих ее элементов, их структурным разнообразием (особенно финансовых ресурсов и источников), сложностью взаимодействия между ними и внешней средой[2].

В здравоохранении при анализе макроэкономических факторов (факторы внешней среды), влияющих на формирование и использование бюджета медицинского учреждения, учитывают:

-           спрос и предложение медицинских услуг,

-           рынок ресурсов,

-           сегментацию рынка по группам потребителей,

-           производство и издержки.

1.2. Структура рынка услуг здравоохранения

Можно выделить основные элементы, характерные для рынка услуг здравоохранения:

-           по объекту купли-продажи: рынок медицинских услуг, лекарственных средств, медицинского оборудования, научно-методических разработок в области медицины, труда медицинских работников;

-           по степени ограниченности конкуренции: монополистический рынок, олигополистический, монопольный, монопсонический, свободный;

-           по отраслевому признаку: терапевтический, стоматологический, гинекологический и т.д.;

-           по отношению к закону: легальный, нелегальный;

-           по территориальному признаку: региональный, национальный, международный.

При характеристике структуры рынка услуг здравоохранения по действию механизма рынка выделяют 3 главных его элемента: спрос, предложение, цена. Определим экономическое содержание названных категорий применительно к рынку медицинских услуг (рис. 1).

Спрос – количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене. Спрос – это платежеспособная потребность в медицинских услугах. Величина спроса зависит от уровня доходов людей, изменений в структуре населения, численности пациентов в стране, изменения их предпочтений, в том числе от «форсирования» спроса на медицинские услуги (врачи своими диагнозами и рекомендациями способны стимулировать спрос на конкретные медицинские услуги).

Предложение – это количество медицинских услуг, которое врачи могут оказать в определенный период времени по определенной цене. На предложение влияют такие факторы, как количество врачей, стоимость медицинского оборудования, технология лечения, налоги, новые конкуренты.

Рис. 1. Факторы спроса и предложения на рынке медицинских услуг[3]

При соответствии спроса предложению следует говорить о рыночном равновесии.

Спрос выражает экономические интересы пациента, который заинтересован получить медицинскую услугу надлежащего качества по низкой цене, а предложение – экономический интерес врача, которому выгодно продать услугу дороже.

Если мысленно наложить один график на другой (см. схему 3), то в точке пересечения кривых спроса и предложения (Т) мы получим значение равновесной цены (Р'), где спрос будет равен предложению, т.е. все, что врачи в качестве услуг поставят на рынок, будет востребовано, причем цена в данный момент устроит и врачей, и пациентов. Q' – равновесное количество медицинских услуг по цене Р', которое будет приобретено пациентами в данный момент времени и будет поставлено врачами в тот же период.

Сумма денег, за которую пациент готов купить, а врач продать данную медицинскую услугу, называется равновесной (или продажной) ценой. Важно при этом отметить, что цена услуги не может подняться выше цены спроса и не должна опускаться ниже цены предложения, так как в первом случае пациенты не смогут оплатить медицинскую услугу (верхней границей цены спроса является доход пациента), а во втором – врачи своими услугами даже не окупят затрат, т.е. цена предложения не должна опускаться ниже себестоимости медицинской услуги. Между верхней границей (цена спроса) и нижней (цена предложения) может существовать большое многообразие цен на медицинские услуги.

Механизм рынка отражает влияние последнего на процесс производства медицинских услуг. Цена – это главный сигнал рынка для решения вопроса о том, куда вкладывать деньги, снижать ли затраты, повышать ли качество медицинских услуг и товаров медицинского назначения, расширять ли комплекс услуг.

1.3. Специфические черты рынка услуг здравоохранения

В целом рынок услуг здравоохранения имеет много специфических черт:

-           Особенности динамики спроса на медицинские услуги (в частности спрос ослабевает в летний период, и увеличивается – в осенне-зимний).

-           Особенности территориальной сегментации рынка, которая зависит от структуры заболеваемости населения данного региона.

-           Относительно высокая скорость оборачиваемости капитала, поскольку производство медицинских услуг, как правило, представляет собой короткий цикл (менее года, а чаще – менее месяца).

-           Высокая изменчивость рыночной конъюнктуры вследствие совпадения процессов производства и потребления медицинских услуг, когда состояние рынка зависит от сложившегося на данный момент спроса на медицинские услуги (эпидемии, экологические катастрофы, вызывающие всплеск заболеваемости, реклама модных методик лечения и т.п.).

-           Особенности процесса оказания медицинской услуги, которые обусловлены личным контактом производителя (медицинского работника) и потребителя (пациента). Это, с одной стороны, делает возможным «форсирование» спроса на конкретные медицинские услуги, при недовольстве потребителя, а с другой стороны, может уменьшить спрос, подорвать имидж учреждения здравоохранения.

-           Сложная структура спроса на услуги здравоохранения, связанная с необходимостью их персонификации и индивидуализации.

-           Результат медицинской деятельности может быть определен только после потребления услуги, он с трудом выражается в стоимостной форме, что может привести к неэффективности рыночных отношений.

-           «Асимметричность» информации на рынке медицинских услуг, что особенно проявляется в системе медицинского страхования[4].

Пациент намного лучше знаком со своим состоянием здоровья, чем любая страховая компания, даже если она проводит медицинское освидетельствование. Так же и учреждение здравоохранения, производящее медицинские услуги, лучше пациента знает о своих возможностях. Кроме того, недостаток медицинских знаний делает пациента как потребителя уязвимым по отношению к врачу, и врач может диктовать условия экономических взаимоотношений. Следовательно, здесь возникают неравные конкурентные условия и нарушается действие механизма рынка. Однако и врачи как производители медицинских услуг могут быть уязвимы по отношению к пациентам. Недостаток медицинских знаний может привести к потере врачом потребителей, приносящих доход.

Асимметричность информации делает важными поддержание репутации и стандартизацию на рынке любых услуг. (Так, если вы плохо информированы о качестве обслуживания в данном ресторане, вам лучше пойти в кафе Макдональдс, где вы получите стандартный набор знакомых продуктов и одинаковый по всей стране уровень обслуживания.) Хорошую репутацию и успех на рынке медицинских услуг имеет то лечебное учреждение, которое предлагает обслуживание в соответствии со стандартом медицинской помощи и соблюдает протоколы ведения больных. На других рынках возможен коммерческий успех в результате предложения именно новинки, в здравоохранении же чаще бывает наоборот: стремление врача обеспечить стандарт медицинской помощи больше привлекает пациента и защищает его права как потребителя.

- Финансовые и моральные потери. Дополнительная моральная нагрузка на рынке здравоохранения (с асимметричной информацией) ведет к дополнительным финансовым потерям. Например, если пациент застраховал свое здоровье на все случаи, он может посещать доктора чаще, чем при ограниченном договоре. И если у страховой компании нет возможности наблюдать за пациентом и отслеживать каждый его шаг (как правило, это именно так), то выплата по страховке окажется больше ожидаемой. Страхующая сторона может меньше заботиться о предотвращении потерь после заключения договора, чем до этого. Кроме того, страховая компания больше заинтересована иметь дело с относительно здоровыми людьми и не идти на так называемые «плохие риски», т, е. страховать тяжелобольных людей, лечение которых связано с высокими затратами. Отбор рисков с социальной точки зрения недопустим, снижает социальную эффективность здравоохранения и требует вмешательства государства. Это явление можно охарактеризовать как «изъян» рынка услуг здравоохранения.

-           Влияние врача и на спрос, и на предложение.

Например, врачи, будучи «агентами» ЛПУ, могут назначать пациентам процедуры, соответствующие их собственным предпочтениям, а не социально-экономическим задачам медицинского учреждения. То, что врач одновременно выступает и со стороны спроса, и со стороны предложения медицинских услуг (ставит диагноз, а следовательно определяет спрос пациента на конкретную услугу, и сам же готов удовлетворить этот спрос), оказывает значительное влияние на конъюнктуру рынка услуг здравоохранения.

-           Нерациональное потребительское поведение – пациент стремится получить максимальный объем услуг (настоять на дополнительных и на самом деле ненужных услугах, получении дорогого лекарства и т.п.).

Данный фактор увеличивает спрос на медицинские услуги.

Говоря о необходимости развития рынка услуг здравоохранения и характеризуя его особенности, не надо забывать о главных принципах – доступности и равенства в получении медицинской помощи. Это усиливает роль государства в регулировании рынка медицинских услуг.

Роль, которую рыночные механизмы могут и должны играть в социально ориентированной системе здравоохранения, остается противоречивой. Использование рыночных механизмов в здравоохранении рискует создать условия, в которых качественное медицинское обслуживание окажется недоступным, поэтому рынок услуг здравоохранения должен быть регулируемым. Государство может использовать финансовые, кредитно-денежные и административные методы регулирования рынка услуг здравоохранения, механизмы планирования и прогнозирования.

Объектами регулирования могут быть: структура лечебной сети, объемы медицинской помощи, соплатежи населения, движение трудовых, материальных и финансовых ресурсов, процесс формирования рыночной среды, формы конкурентной борьбы и т.п.

Например, государство может утвердить принципы конкурентного размещения заказа на оказание медицинской помощи, определить правила проведения конкурса на заключение договоров с лечебными учреждениями.

В этих договорах могут быть отражены:

а) требование к применению стандарта медицинской помощи, на основе которого проверяется ее качество;

б) формы отчетности, делающие затраты лечебного учреждения прозрачными;

в) обязательное регулирование процесса ценообразования;

г) порядок мониторинга степени выполнения договорных обязательств;

д) требование к ограничению монополии медицинских организаций.

В деятельности государства важна роль стратегического и текущего планирования. Планирование является механизмом создания единой системы здравоохранения на всех уровнях управления. Это не отменяет рынок, а создает условия для более рационального его функционирования.

Стратегическое планирование определяет конкретные цели развития здравоохранения и способы их достижения, объемы ресурсов – трудовых, материальных, финансовых. Стратегическая перспектива составляет, как правило, 8-10 лет. Стратегический план развития отрасли должен быть сбалансирован с планами регионов и муниципальных образований. Текущее планирование осуществляется на основе бизнес-плана, составляемого на менее длительный срок (1-3 года), и должно увязать объемы и структуру медицинской помощи с минимальным, но гарантированным объемом финансовых средств.

В целом использование рыночных механизмов в здравоохранении требует от государственных органов не меньшей, а большей компетентности. Это не уход государства как регулирующего органа с рынка медицинских услуг, а изменение функций государства, перераспределение обязанностей в рамках существующей структуры, децентрализация власти.

Выделяют следующие типы децентрализации (табл. 1).

В целом регулирование рынка услуг здравоохранения со стороны государства неизбежно и обязательно, хотя методы этого регулирования зависят от экономической конъюнктуры.

Таблица 1

Типы децентрализации[5]

Тип децентрализации

Определение

Деконцентрация (административная децентрализация)

Передача функций (политическая децентрализация)

Делегирование полномочий

Приватизация

Функция принятия решений передается на более низкий административный уровень

Функция принятия решений передается на более низкий политический уровень

Функция исполнения передается на более низкий организационный уровень

Функция исполнения передается от государства частному собственнику

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Проблемы управления здравоохранением в современной России

Здравоохранение России переживает тяжелый период социально-экономических преобразований, становления рыночных отношений, как в отрасли, так и в стране в целом.

Предыдущий пятнадцатилетний период для здравоохранения по своему многообразию и необычности подобен широкомасштабному организационному эксперименту с его неотложными мерами, поливариантностью решений и технологий их реализации.

Это время можно определить как период адаптации системы управления в здравоохранении к деятельности в условиях социально-экономической нестабильности в стране.

В конце девяностых - начале 2000 года в России предпринимались усилия по выводу здравоохранения из кризиса, однако принимаемые меры носили несистемный, фрагментарный характер, негативно воспринимались медицинской общественностью и населением.

В стране отсутствует политика приоритетности развития здравоохранения. Ни в одном государственном документе не зафиксировано, что здоровье людей является высшей ценностью общества.

Отсутствие такого подхода к здоровью расхолаживает внимание государственных деятелей всех рангов, работодателей, специалистов медицины и самих людей на решение проблем здравоохранения, невольно заставляет государство определять экономические задачи первичными, а задачи по укреплению здоровья – вторичным.

В преддверии демографического коллапса с учетом негативных показателей общественного здоровья нужно срочно определять стратегию спасения отрасли как государственной системы. При этом меры программы действий должны носить строго целенаправленный, неотложный характер.

В программу неотложных мер по обеспечению стабильной деятельности здравоохранения, помимо действий по устранению негативных явлений, необходимо обязательно заложить алгоритм действий по разработке государственного стратегического плана развития здравоохранения России на ближайшие 10 лет.

1. Сформировать цели программы в виде основных показателей здоровья населения;

2. Сформировать государственную доктрину развития здравоохранения (обязательные условия, при которых здравоохранение сможет достичь поставленные цели):

—    Здоровьецентрическая направленность деятельности системы здравоохранения;

—    Структурная эффективность здравоохранения;

—    Постоянная направленность субъектов системы на улучшение качества медицинской помощи;

—    Хозяйственная самостоятельность медицинских организаций;

—    Гарантированность государства в выделении средств на здравоохранение не менее 5% ВВП;

—    Ответственность работодателей за восстановление ресурсов здоровья работающих;

—    Самодеятельность населения в охране собственного здоровья.

3. Сформулировать конкретные гарантии государства на предоставление населению медицинской помощи за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней;

4. Сформировать типовые характеристики структуры (организаций) здравоохранения, их мощности, технической оснащенности, обеспеченности эффективными организационными и медицинскими технологиями;

5. Определить потребности в квалифицированных специалистах, лекарственных средствах и медицинских изделиях, научном и финансовом обеспечении;

6. Разработать и принять правовые основы введения финансово-хозяйственной самостоятельности государственных (муниципальных) организаций здравоохранения;

7. Сформулировать предложения по развитию законодательной базы здравоохранения. Прежде всего, принять закон «О здравоохранении в Российской Федерации». Без этого закона дальше развивать здравоохранение невозможно.

8. Разработать подпрограммы реформирования здравоохранения:

—    повышение качества медицинской помощи;

—    государственные гарантии и система ОМС;

—    структура и кадры; медицинское образование;

—    общественное здоровье и профилактика заболеваний;

—    медицинская наука;

—    участие населения в охране здоровья.

Предлагаемые неотложные меры по обеспечению стабильности деятельности отечественного здравоохранения и алгоритм действий по формированию государственного стратегического плана развития отрасли на десятилетний период представляются нами в качестве основы, с позиций которой, с участием широкой медицинской общественности, законодательных и исполнительных государственных органов может быть разработана программа мер по выводу Российского здравоохранения из затянувшегося кризиса.

2.2. Актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области

Первая и самая значимая отрасль здравоохранения не существует как единое целое. Ее целостность ликвидировал закон о местном самоуправлении. На сегодня мы имеем федеральное здравоохранение с его сетью учреждений, 89 систем здравоохранения субъектов Федерации, и целую россыпь муниципальных. Кроме того, набирают силу ведомственное и частное здравоохранение. В системе здравоохранения Свердловской области – 7 федеральных НИИ, 35 областных и около 300 муниципальных медицинских учреждений, 77 ведомственных, негосударственных и смешанной формы собственности, и почти 2 сотни частных практик.

Таким образом, в отрасли сформировались многоукладность и раздробленность. Это усложняет управляемость и сужает возможности проведения целенаправленной государственной политики в области охраны здоровья.

Вторая особенность современного здравоохранения - его удорожание. C ликвидацией железного занавеса в страну широким потоком хлынули современные диагностические и лечебные технологии. Их появление, с одной стороны, повысило качество диагностики, улучшило результаты лечения, сократило время восстановления утраченного здоровья. А с другой - привело к удорожанию стоимости медицинской помощи на несколько порядков.

Следующая проблема - это дефицит финансирования, т.е. несоответствие реальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам.

Четвертая - это затратная модель здравоохранения с избыточным коечным фондом. Слабое оснащение доперестроечного здравоохранения, отсутствие эффективных лекарств и передовых технологий компенсировались большим количеством больниц, целой армией врачей и сильной поликлиникой. За последние 10 лет профилактическая составляющая здравоохранения ослабла, и из профилактического оно стало лечебным. А в наследство нам осталась раздутая коечная сеть и большое количество неэффективно работающих больниц.

Пятая проблема - это рост уровня заболеваний, характерных для нестабильных периодов жизни общества, в том числе ВИЧ-инфекции, алкоголизма, наркомании, и сложная демографическая ситуация, которая характеризуется:

-высокой общей смертностью населения, особенно в сельских территориях;

-падением рождаемости;

-сокращением продолжительности жизни населения области (сегодня она равна 70 лет у женщин и 57 лет у мужчин);

-смертность превышает рождаемость почти в 2 раза (в структуре причин на 1 месте сердечно-сосудистые заболевания, на втором - травмы и отравления, на третьем - онкологические заболевания);

-регистрируется сверхсмертность трудоспособного населения от травм и отравлений, особенно мужчин и особенно на селе.

Программа госгарантий - это реформирование здравоохранения и восстановление вертикали управления; это способ перераспределения финансовых средств здравоохранения и повышение эффективности использования ресурсов. Это перенос акцентов со специализированной медицины - на общую, со стационарной помощи - на амбулаторную, с лечения заболеваний - на их профилактику, с количества медицинских услуг - на их качество. Программа призвана обеспечить доступность медицинской помощи самым широким слоям населения.

Министерство здравоохранения реализует 11 целевых программ, среди которых "Вакцинопрофилактика", "Профилактика туберкулеза, ЗППП, ВИЧ-инфекции...", "Развитие службы медицины катастроф...", "Совершенствование материально- технической базы лечебно-профилактических учреждений".

Благодаря губернаторской программе "Кардиохирургия" получила второе дыхание кардиохирургическая служба ОКБ ¹1. В 1999 году из-за недостатка финансирования центр сердца и сосудов практически остановил работу, функционируя с минимальной хирургической активностью - 300 операций в год. Сегодня объемы оперативных вмешательств возросли до 2,5 тысяч. Специалисты центра проводят аортокоронарное шунтирование, операции с искусственным кровообращением не хуже коллег из Германии и США.

Следующее направление из дорогостоящих видов помощи - онкология и онкогематология. Современный онкологический центр как головное учреждение, межрайонные онкодиспансеры, сеть районных онкологов в сочетании с удовлетворительной финансовой поддержкой трех гематологических отделений значительно улучшили оказание помощи больным.

С 2001 года отдельной строкой в бюджете прописана поддержка центров "искусственной почки". На территории области функционирует 8 центров гемодиализа, которые оказывают помощь пятистам больным. Проводится трансплантация почки. В 2001 году проведено 11 таких операций.Программа поддержки центров - это принципиально иное качество гемолиализа, это возвращение ранее прикованного к постели больного к полноценной жизни, и даже к труду.

Таким образом, вышеперечисленные программы обеспечили доступность высокотехнологичной медицинской помощи для самых тяжелых и дорогостоящих больных.

В 2001 году принято постановление о дальнейшей реализации программы "Мать и дитя" и ее расширении. Речь идет о создании 5 перинатальных центров по межтерриториальному принципу на базе крупных родильных домов области. Внедряются мониторинг хода беременности, отбор беременных высокого риска на сложные роды. Планируется дальнейшее совершенствование службы оказания помощи новорожденным.

Параллельно с программой "Мать и дитя" началась реализация программы "Интенсивная помощь" - для тех, кому требуется помощь в реанимационно-анестезиологических отделениях.

Разработаны протоколы ведения больных и стандарты лечения. Создана технология обеспечения реанимационных отделений лекарствами и расходными материалами. Определена финансовая емкость программы и система ее контроля. В программе участвуют 35 лечебно-профилактических учреждений. Уже сегодня можно говорить о положительных результатах эксперимента:

-неотложные больные получают квалифицированную медицинскую помощь в срок и в полном объеме;

-ликвидирован дефицит лекарств и расходных материалов в реанимационных отделениях;

-снижается количество летальных исходов в тех больницах, которые вступили в программу первыми.

В дальнейшем планируется:

-Распространить опыт на все реанимационные отделения области.

-Присоединить к программе остальные звенья интенсивной и неотложной помощи - приемные отделения больниц, службу "скорой", кабинеты неотложной помощи в поликлиниках.

Следующий приоритет - организация государственной централизованной системы лекарственного обеспечения. Это программы:

-"Доступные лекарства" для 750.000 жителей Свердловской области, относящихся к льготным категориям;

-программа организации лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом, туберкулезом, психическими и онкологическими заболеваниями - она охватывает свыше 200.000 пациентов,

-С 1997 года в области реализуется Программа централизованного обеспечения питанием детей 1-2 года жизни, которых в области 80.000.

-С 2001 года областной бюджет взял на себя обязательства по оплате зубопротезирования ветеранов и инвалидов. Освоено свыше 100 млн. рублей.

-За четыре последних года сокращено и перепрофилировано свыше 7.000 неэффективно работающих коек.

-С 20 до 15 дней сократилось пребывание больного на койке.

Появились и развиваются стационарозамещающие виды помощи. С 1998 года их объемы возросли в 3 раза.

Из всех видов медицинской помощи наибольшее внимание уделяется амбулаторно-поликлинической. Правительством Свердловской области принята Концепция ее развития. В результате внедрения Концепции планируется:

—    изменить способ оплаты поликлиник от финансирования по смете - на финансирование по посещениям;

—    вернуть в амбулаторное звено профилактику и диспансеризацию; повысить заработную плату медицинских работников поликлиник.

Сейчас новая модель финансирования внедряется и апробируется в 30 поликлиниках области.

Итак, основными проблемами в развитии здравоохранения являются следующие:

-           оснащение лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием;

-           дальнейшее повышение профессионализма специалистов и сохранение кадрового потенциала области;

-           увеличение количества социально обусловленных заболеваний, таких как туберкулез, СПИД, наркомания[6];

-           улучшение качества медицинской помощи населению при сохранении достигнутых объемов и доступности ее получения;

-           продолжающийся рост доли заболеваний органов дыхания, кровообращения, травм и отравлений;

-           увеличение финансирования органов здравоохранение и выделение дополнительных средств на покупку медикаментов.

2.3. Проблемы движения и восполнения медицинских кадров в Свердловской области

В управлении процессами привлечения и рационального распределения медицинских кадров важнейшая роль принадлежит решению такого вопроса, как оценка дополнительной потребности в специалистах в связи с их перемещением из одного лечебно-профилактического учреждения в другое, сменой специальности или профессии в целом, выходом на пенсию. Для оценки величины дополнительной потребности в той или иной категории специалистов необходимо знать следующие величины:

-           общую потребность отрасли в специалистах;

-           количество фактически работающих по данной специальности;

-           количество специалистов, выбывающих из отрасли в связи с выходом на пенсию, сменой профессии или смертью.

На практике существующие системы мониторинга о составе персонала в здравоохранении дают четкий ответ только по одной из этих трех позиций: количество фактически работающих сотрудников в учреждениях здравоохранения с учетом распределения их по категориям персонала и специальностям, территориального размещения.

Об общей величине потребности в кадрах достаточно трудно судить объективно. С одной стороны, это может быть разница между количеством штатных должностей и физических лиц, занимающих эти должности. В этом случае, например, в Свердловской области для полного укомплектования учреждений здравоохранения необходимо принять на работу более 11 тысяч врачей и 18 тысяч средних медицинских работников. В тоже время 92-93 % должностей врачебного персонала и 94-96 % должностей среднего медицинского персонала фактически заняты и используются для расширения сферы профессиональных обязанностей и, соответственно, повышения уровня оплаты труда.

Еще одна величина, которую можно использовать для оценки потребности в кадрах – количество занятых должностей. В здравоохранении Свердловской области с 2000 г. количество вакансий составляло 740-936 для врачебного и 974-1086 для среднего медперсонала. Эта величина примерно в 10 раз меньше, чем количество должностей, не занятых физическими лицами (табл. 2). Она более приближена к реальной потребности отрасли в специалистах, но и ее нельзя признать точной, учитывая существующий крайне высокий уровень совмещения: для врачей средний уровень совмещения к 2003 году достиг 1,85, для средних медработников – 1,48. Однако последние достаточно часто выполняют функции младшего медперсонала, здесь уровень совместительства наиболее высок – 1,96. Вероятнее всего, неудовлетворенная потребность отрасли в медицинских кадрах несколько превышает количество имеющихся вакансий.

В сложившейся в здравоохранении системе отчетности о кадровом составе отсутствуют сведения о прибытии и выбытии специалистов из отрасли.

Таблица 2

Характеристика штатного расписания в учреждениях здравоохранения Свердловской области[7]

Категория персонала

Год

Кол-во штатных должностей

Кол-во занятых должностей

Кол-во фмз.лиц на штат. должн.

Кол-во вакансий

Врачи

2000

22605,75

21293,75

12236

1312

2001

22735,75

21318,5

11775

1417,25

2002

22904,50

21509,25

11713

1395,25

2003

22919,75

21748,25

11746

1171,5

Средний мед. персонал

2000

55174,75

53175,75

36296

974

2001

55262,0

53298,75

35322

1086

2002

54802,25

52469,25

35809

1418,75

2003

54282,5

52436,5

35534

1078

Только с 1998 года начала складываться система наблюдения за движением персонала и трудоустройством выпускников высших и средних медицинских учебных заведений (отчетные формы №50, 51). Однако содержащиеся в этой системе показатели дают лишь обобщенные величины, характеризующие перемещение специалистов как внутри отрасли (т.е. передвижения из одной организации в другую), так и за ее пределы в целом, что не позволяет судить об интенсивности этих процессов раздельно.

Представленные в табл. 3 показатели свидетельствуют о достаточно стабильной ситуации в отрасли: уровень текучести не превышает 10 %, количество специалистов, ушедших на пенсию, – меньше 1 % от общей численности работающих.

Таблица 3

Движение медицинские кадров в учреждениях здравоохранения Свердловской области[8]

Показатель

Врачи

Средние медработники

2001

2002

2003

2001

2002

2003

Среднесписочный состав

13076

13072

13037

38944

39395

39037

Прибыло

1079

1095

1195

2546

3069

2729

Выбыло

1069

970

1328

2767

2523

2637

В том числе: уход на пенсию

109

72

66

314

146

164

высвобождение

11

13

9

42

67

100

по собственному желанию

686

634

543

1878

1716

1766

по другим причинам

263

251

710

533

594

607

Текучесть, %

8,2

7,4

10,2

7,1

6,4

6,8

Однако среди увольняющихся по другим причинам значительная часть специалистов уходит из здравоохранения и меняет профессию. О том, насколько значительна эта группа, можно судить лишь косвенно, привлекая материалы о количестве впервые поступающих на работу в учреждения здравоохранения области выпускников медицинской академии и медицинских училищ, а также дипломированных специалистов, приезжающих в Свердловскую область из других регионов России.

По данным специальной отчетной формы о наблюдении за трудоустройством выпускников высших и средних медицинских учебных заведений, их количество в последние 3 года имело тенденцию к росту (табл.4), что связано с увеличением численности принимаемых на обучение студентов и учащихся. Следует обратить внимание на существенное расхождение сведений о количестве принятых на работу выпускников вузов в этой таблице с материалами другой учетной формы о численности медицинских кадров (ф. № 17), в которой содержатся сведения о численности врачей-интернов, по сути, являющихся выпускниками медицинской академии и проходящих первичную специализацию. Их количество практически в 2 раза превышает приведенные в табл. 4.3. значения. Так, численность врачей-интернов в 2001 г. составляла 361 чел., в 2002 – 378, в 2003 – 402 чел.

Таблица 4

Количество выпускников вузов и средних медицинских учебных заведений, принятых на работу в учреждения здравоохранения Свердловской области[9]

Категория персонала

2001

2002

2003

Врачи

158

189

201

Средние мед. работники

647

779

718

Существенным источником восполнения кадрового дефицита являются специалисты с других территорий Российской Федерации и стран СНГ. На территориях Восточного управленческого округа Свердловской области именно приглашенные специалисты составляют в последние годы большую часть поступающих на работу. В лечебно-профилактических учреждениях Северного и Южного управленческих округов в составе принятых на работу соотношение между выпускниками медицинской академии и прибывшими с других территорий примерно равное.

За счет принимаемых на работу специалистов происходит значительное омоложение кадрового состава (рис. 2). В то же время, среди увольняющихся с работы врачей по сравнению с работающими, выше доля не только пожилых – лиц пенсионного возраста, но и молодых специалистов до 40 лет, на долю которых за последние 4 года приходится половина всех случаев увольнения из учреждений здравоохранения.

Рис. 2 Возрастная структура работающих врачей, уволенных и принятых на работу, в среднем за 2000-2003 гг., %

За счет этих двух процессов формируются современные тенденции в возрастном составе врачебного персонала. Приведенные на рис. 3 фактические данные свидетельствуют о снижении количества врачей молодого возраста (до 39 лет) и увеличении численности врачей старше 50 дет, в том числе пенсионного возраста.

Средний возраст врачей наиболее низкий в Алапаевском районе (38 лет), а самый высокий – в Кировграде (49 лет). Высокий удельный вес врачей пенсионного возраста (более 20 %), особенно в сочетании с высоким или низким удельным весом молодых врачей косвенно может свидетельствовать о проблемах привлечения и/или удержания специалистов на тех или иных территориях.

Рис. 3 Распределение врачей, работающих в учреждениях здравоохранения Свердловской области, по возрасту

Список территорий, требующих особого внимания для оценки состояния кадров, приведен в табл. 4.

Таблица 4

Особенности возрастного состава врачей в муниципальных образованиях Свердловской области[10]

«Мало молодых, много пожилых»

«Много молодых, много пожилых»

«Много молодых, мало пожилых»

Ачитский район Камышловекий район Кировград

Байкаловский район Нижняя Салда Полевской Туринский район

Таборинский район

Возрастная структура врачей имеет свои особенности и в зависимости от специальности. Высокий (более 20 %) удельный вес врачей пенсионного возраста характерен для офтальмологов, отоларингологов, диетологов, пульмонологов, ревматологов, фтизиатров, проктологов, врачей по ЛФК и спорту, ряда специальностей диагностического профиля (рентгенологов, лаборантов, патологоанатомов, врачей по функциональной диагностике). Молодые врачи чаще работают по специальностям, появившимся сравнительно недавно (стоматологи, генетики, врачи по ультразвуковой диагностике, психотерапевты) или характеризующихся более тяжелыми и напряженными условиями труда (нейрохирурги, анестезиологи).

По результатам анализа движения врачебных кадров в 1997 году было установлено, что распределение выпускников по специальностям существенно не отличалось от структуры врачебного персонала в целом и не учитывало внутренних перемещений персонала. Одним из следствий такого распределения выпускников явилось сокращение численности врачей, оказывающих первичную врачебную помощь: терапевтов, педиатров и хирургов. В связи с этим был изменен заказ Министерства здравоохранения Свердловской области на структуру первичной последипломной специализации выпускников. В результате количество выпускников, принятых на работу по этим трем специальностям в 1998 году, возросло с 26,8 % в 1997 году до 38,6 %. Данные изменения оказались недостаточными для поддержания численности терапевтов, однако количество педиатров и хирургов в 1998 году стабилизировалось. Таким образом, система государственного заказа реально может быть использована в качестве инструмента управления медицинским персоналом области. Этому способствует и целевая форма обучения студентов в вузах.

Учитывая, что средние медицинские работники обучаются за счет средств муниципальных и областного бюджетов, а реально в сектор здравоохранения попадает только 30 % выпускников медицинских училищ, есть основания для сокращения объемов подготовки специалистов за счет госзаказа, формируя его, однако, (общий объем и структуру) с учетом реальных потребностей системы здравоохранения и других секторов, финансируемых из бюджета. Подобная идея уже начала реализовываться, но нуждается в более серьезном обосновании. Из числа выпускников средних учебных заведений 1998 года 22 человека оплатили обучение, из них 13 человек по специальности «лечебное дело», 1 – «фармация» и 8 – зубные врачи. В 1998 г. на обучение принято 1975 человек, в том числе 251 человек (12,7%) – с полным возмещением затрат на обучение. Удельный вес учащихся, возмещающих затраты на обучение по специальностям, выглядит следующим образом: сестринское дело – 9,0 %, лечебное дело – 9,9%, акушерское дело – 4,2 %, медико-профилактическое дело – 0 %, лабораторная диагностика – 1,6 %, ортопедическая стоматология – 100 %, зубные врачи – 69,8 %, фармация – 18,5 %.

Большое значение для привлечения и закрепления медицинских кадров имеют меры социального характера: предоставление жилья, введение муниципальной надбавки к заработной плате, льготы на оплату коммунальных услуг, оплата обучения в интернатуре и некоторые другие. За счет этих мер в 2003 году удалось в 14 муниципальных образованиях Свердловской области увеличить количество врачей, в 15 муниципальных образованиях – увеличить численность среднего медицинского персонала. В Екатеринбурге за счет введения в 2003 году муниципальной надбавки участковым врачам в размере 100 % от тарифной ставки увеличилось количество участковых врачей-терапевтов на 5,5 % и участковых врачей-педиатров на 11,4 %. В области за счет средств целевой программы успешно развивается служба общей врачебной практики в сельской местности. Таким образом, условия труда, престиж той или иной специальности являются существенными факторами, оказывающими влияние на внутренние перемещения врачебного персонала.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1. Совершенствование организации оказания медицинской помощи

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д.

Необходимо возродить межрегиональные и межрайонные специализированные медицинские центры.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения.

3.2. Повышение качества медицинской помощи

Повышению качества медицинской помощи способствует внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.

Требуется принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Требуется повысить роль научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения.

Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц лечебно-диагностические комплексы, включающие в себя муниципальные сельские медицинские учреждения, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, создавать межрайонные клинико-диагностические центры.

Необходимо осуществить интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.

При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор. Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.

Основным направлением деятельности в деле лекарственной помощи являются лекарства, в т.ч. льготное обеспечение населения при оказании медицинских услуг в рамках государственных гарантий. На этапе амбулаторного лечения – обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан, для которых установлены льготы; упорядочение льгот, формирование списков лекарственных средств. На этапе стационарного лечения – бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренной в территориальной программе государственных гарантий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведения теоретического и методологического исследования можно сделать следующие выводы.

Здравоохранение включает деятельность по сохранению, улучшению и обеспечению и укрепления здоровья различных групп населения.

Ни в одной из достаточно развитых стран система здравоохранения не представлена в чистом виде, а в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система.

В сложившихся условиях приобретают важное значение: формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию; обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7 процентов внутреннего валового продукта; развитие негосударственного сектора в здравоохранении; совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения; разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека; проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений – максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат; повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки; повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы; привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой; повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

На фоне структурных преобразований в обществе, продолжающегося ухудшения состояния здоровья населения, стесненных финансовых возможностей отрасли, здравоохранению удалось в основном сохранить на необходимом уровне объемы медицинской помощи населению без снижения качества ее оказания, удовлетворить потребности населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах, а также обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие и контроль за окружающей средой.

В настоящее время наблюдается децентрализация управления и финансирования, недостаток средств и нежелании населения заботиться о своем здоровье.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая работа медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный характер, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т.д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Российское здравоохранение находится в сложной ситуации, так как финансирование отрасли зависит от состояния экономики страны.

К конце 20 в. здравоохранение стало представлять собой развитую сеть многопрофильных и специализированных учреждений.

Основные проблемы развития здравоохранения г.Челябинска: оснащение лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием; дальнейшее повышение профессионализма специалистов и сохранение кадрового потенциала области; увеличение количества социально обусловленных заболеваний, таких как туберкулез, СПИД, наркомания; улучшение качества медицинской помощи населению при сохранении достигнутых объемов и доступности ее получения; продолжающийся рост доли заболеваний органов дыхания, кровообращения, травм и отравлений; увеличение финансирования органов здравоохранение и выделение дополнительных средств на покупку медикаментов.

Таким образом, важнейшими направлениями деятельности Управления здравоохранения и Администрации города являлись и являются – сохранение и развитие ресурсной базы здравоохранения и приведение ее к потребности населения в медицинской помощи. В этих целях в 2003 г. проводилось сокращение невостребованных круглосуточных коек, их перепрофилирование, введение в состав крупных многопрофильных учреждений небольших поликлиник, строительство и реконструкция ряда лечебно-профилактических учреждений.

Очень много было сделано для укрепления материально-технической базы ЛПУ, лекарственного обеспечения населения.

Большое внимание уделялось работе по профилактике и лечению социально-обусловленных заболеваний, в результате чего за последние 3 года в основном была обеспечена эпидемиологическая стабилизация.

Одним из основных индикаторов уровня социально-экономического положения общества является состояние здоровья матери и ребенка, этому вопросу уделялось особое внимание, итогом чего является снижение детской смертности, наметилась тенденция к повышению рождаемости.

Для решения наиболее острых проблем здоровья населения активно используется программно-целевой метод управления. В течение последних лет городской Думой утверждены и реализуются 9 целевых комплексных программ.

В реализации программы Госгарантий участвуют все муниципальные учреждения города, а также учреждения с другой формой собственности, работающие по договору с Управлением здравоохранения и ФОМСом (клиника ЧГМА, стоматологические поликлиники). Кроме того, некоторые виды медицинской помощи предоставляются в областных учреждениях

Несмотря на трудности, связанные с ограниченным финансированием отрасли, была обеспечена доступность медицинской помощи в необходимом объеме и с сохранением высокого уровня качества.

В 2004 г. необходимо сделать акцент на проведение дальнейшей реструктуризации коечного фонда, сокращение дорогостоящей стационарной помощи, расширение стационарзамещающих технологий и медицинской помощи на догоспитальном этапе, продолжать внедрение обслуживания населения по принципу «Врача общей практики», проводить работу по переводу лечебно-профилактических учреждений на финансирование за пролеченного больного.

Подводя итоги и планируя действия отрасли на 2004 год, необходимо отметить, что состояние здоровья населения, являясь зеркалом, отражающим события социально-экономического характера, в 2003 году существенных изменений не претерпело. Наиболее острой проблемой является высокая смертность населения, которая превышает рождаемость, высока заболеваемость сердечно- сосудистой системы, алкоголизмом, наркоманией; вызывает беспокойство ситуация с ВИЧ-инфекцией.

Важным направлением в деятельности Управления здравоохранения Администрации города остается выполнение мероприятий по реализации Программы государственных гарантий, обеспечивающих предоставление жителям города бесплатной медицинской помощи.

Все более актуальными становятся проблемы сотрудничества в деятельности здравоохранения, обеспечения сбалансированности различных программ медицинской помощи, способов оплаты, стимулирующих оптимизацию структуры и качества предоставляемых медицинских услуг, соответствующую заинтересованность работников здравоохранения.

Наряду с внедрением новых медицинских технологий в процесс лечения необходимо активно формировать заинтересованность граждан в сохранении своего здоровья и их ответственности за состояние собственного здоровья и здоровье своих детей. Залогом успеха в улучшении состояния здоровья жителей города должен стать переход от системы, ориентированной на лечение заболеваний к приоритету профилактики и сохранения здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.           Акопян А.С. и др. Экономические проблемы здравоохранения – М.: ИНФРА-М, 200. – 191 с.

2.           Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. Стратегия улучшения систем здравоохранения в бывших социалистических странах. /Г.Жаркович с соавт. – М.: Федеральный фонд ОМС, 2002. – с.139 с.

3.           Вялков А.И. Основные задачи по развитию здравоохранения России в 2001-2005 годах и на период до 2010 года //Проблемы управления здравоохранением. – 2001. – №1. – с.36-51.

4.           Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. – М.: Гэотар медицина, 2003. – 329 с.

5.           Григорьев И.Ю., Григорьев Ю.И. Правовые проблемы здравоохранения и пути их решения // Вестн. новых мед. технологий. 2002 . Т. 9, № 4. - С. 100-101

6.           Доклад О ходе реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года. – М., 2001. – 89 с.

7.           Калашников В.В. Концепция и методология совершенствования экономических механизмов управления территориальным здравоохранением: Дис... д-р мед. наук /Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением РАМН (НИИСГЭиУЗ РАМН. – 1999. – 42 с.

8.           Канаева О.А. Здравоохранение России: есть ли выход из кризиса? //Вестн. СПб. ун-та. Сер. 5 Экономика. – 2000. – Вып. 3 – С. 50-59.

9.           Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387).

10.      Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387).

11.      Лекции по организации и экономике здравоохранения. Научное издание /Под ред. А.Б. Блохина, Е.В. Ползика, В.П. Иваницкого, Р. Шиффа. – Екатеринбург: СВ-96. 2003. – 352 с.

12.      Лисицин Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: Медицина, 2002. – 416 с.

13.      Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке. – М.:  Медицина, 2002. – 216 с.

14.      Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. – 2002. – № 2. – с.41-49.

15.      Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2000. – 659 с.

16.      Скляр М.С., Кивелева Н.Н., Насыбуллина Г.М. Врачебный и сестринский персонал регионального здравоохранения (тенденции и прогноз). – Екатеринбург, 2005. – 92 с.

17.      Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.

18.      Управление в здравоохранении России и США: Сборник научных трудов. – Новосибирск 2003. – 456 с.

19.      Шейман И.M. Реформа управления и финансирования здравоохранения. – М., 2003. – 320 с.

20.      Шишкин С. Дилеммы реформы здравоохранения. //Вопросы экономики. – 1998. – № 3. – С. 90-104.

21.      Экономика здравоохранения: Учебное пособие /Под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЭД, 2004. – 272 с.

22.      Экономические проблемы здравоохранения /Под ред. Кучеренко В.З. – М.: Инфра-М, 2003. – 191 с.


[1] Экономика здравоохранения: Учебное пособие /Под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЭД, 2004. – с.72

[2] Экономика здравоохранения: Учебное пособие /Под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЭД, 2004. – с.73-74

[3] Экономика здравоохранения: Учебное пособие /Под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЭД, 2004. – с.75

[4] Экономика здравоохранения: Учебное пособие /Под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЭД, 2004. – с.75-76

[5] Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2000. – 659 с.

[6] Вялков А.И. Основные задачи по развитию здравоохранения России в 2001-2005 годах и на период до 2010 года //Проблемы управления здравоохранением. – 2001. – №1. – с.36-51.

[7] Скляр М.С., Кивелева Н.Н., Насыбуллина Г.М. Врачебный и сестринский персонал регионального здравоохранения (тенденции и прогноз). – Екатеринбург, 2005. – с.64

[8] там же стр. 65

[9] там же с. 66

[10] Скляр М.С., Кивелева Н.Н., Насыбуллина Г.М. Врачебный и сестринский персонал регионального здравоохранения (тенденции и прогноз). – Екатеринбург, 2005. – с.68