Проблемы здравоохранения в условиях рыночных отношений

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Теоретические и методологические аспекты управления здравоохранением 5

1.1. Понятие, предпосылки и история становления здравоохранения в России 5

1.2. Принципы, формы и системы здравоохранения................................... 15

2. Актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области........... 24

2.1. Проблемы управления здравоохранением в современной России...... 24

2.2. Актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области.... 26

3. Совершенствование управления развитием системы здравоохранения.... 32

Заключение........................................................................................................ 35

Список использованной литературы............................................................... 40

Введение

В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. Кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения.

Поэтому в современных условиях развития экономики любой страны первоочередной задачей становится поддержание и развитие системы здравоохранения, которые при динамичном развитии позволят повысить уровень качества жизни.

За многолетнюю историю развития здравоохранения в развитых странах так и не представлены системы здравоохранения в чистом виде. В основном они имеет смешанную форму, в которой присутствуют элементы одной системы и фрагменты другой.

Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами.

Имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. В отрасли растет социальная напряженность. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг.

В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения и развития здравоохранения.

Система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения в России все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.

Изложенные обстоятельства определили актуальность выбранной темы работы и круг изучаемых в ней проблем.

Цель работы: обозначить проблемы здравоохранения в условиях рыночных отношений.

Поставленная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

– раскрыть понятие, предпосылки и историю становления здравоохранения в России;

– обозначить принципы, формы и системы здравоохранения;

– обозначить проблемы управления здравоохранением в современной России;

– определить актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области;

– описать совершенствование управления развитием системы здравоохранения.

Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальные исследования и прикладные работы в области управления здравоохранением, современное российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы.

Управление здравоохранением исследовали следующие ученые Вялков А.И., Лисицин Ю.П., Полунина Н.В., Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Шейман И.M. и др.

В периодической печати проблемы здравоохранения раскрывали Шейман И.M., Виленский А.В., Вялков А.И., Канаева О.А., Кононенко Т., Путило Н.В., Чубарова Т.В., Шишкин С. и др.

1. Теоретические и методологические аспекты управления здравоохранением

1.1. Понятие, предпосылки и история становления здравоохранения в России

В понятие «здравоохранение» входит деятельность медицинских учреждений, связанная с охраной здоровья, диагностикой, лечением и профилактикой здоровья. Известно, что элементы такой деятельности имели место уже в глубокой древности, еще до древних цивилизаций, первых государств и городов, когда проявлялась та или иная забота общины, племени, рода о больных и каких-то мерах предупреждения заболеваний или повреждений. К ним можно отнести и лечебные манипуляции, их проведение и организацию[1].

Под здравоохранением понимают социальную функцию общества и медицины по охране и укреплению здоровья[2].

Лишь к середине XIX в. на основе элементов здравоохранения и первых опытов общественного попечения о здоровье отдельных групп населения стали создаваться формы организации здравоохранения различной общественной, государственной, частной собственности – началось создание системы здравоохранения.

Земская реформа 1864 г. в России, хотя и охватила лишь часть территории государства – 34 губернии, стала важной мерой – можно сказать, она сыграла роль огосударствления здравоохранения, так как затронула, наконец, организацией медицинской помощи и сельское население, которое до этого времени было практически полностью лишено такой помощи. Реформа создала действующую структуру, организацию медицинской помощи, включающую участковость, разъездную врачебную помощь, обеспечение фельдшерами, элементы бесплатности и др. Для своего времени это была весьма прогрессивная система, отсутствующая (или недоступная) в большинстве стран. Земская система по своему замыслу должна была сосуществовать и сотрудничать с так называемой фабрично-заводской медициной, получившей стимул к развитию также в середине 60-х годов, в том числе с известного постановления 1866 г., обязывающего владельцев промышленных предприятий за их счет организовывать и содержать больницы, лечебницы из расчета одна-койка на 100 работающих. Эти и другие события в пореформенной России не могли не сказаться и на городской медицине, где приказы общественного призрения изжили себя и управление медицинскими, богоугодными и другими учреждениями было передано органам городского самоуправления (думам). В России вплоть до Октябрьской революции 1917 г. не существовало единой общегосударственной системы (организации) здравоохранения. Делом, как тогда говорили, охраны общественного здоровья занимались многие ведомства и учреждения – и общественные, и государственные, и частные, и благотворительные. В их числе – соответствующий департамент Министерства внутренних дел, военное ведомство, Российский Красный Крест, учреждения фабрично-заводской, земской, страховой медицины и др. Попытки временного правительства создать общенациональный орган здравоохранения не были реализованы.

Несмотря на все недостатки земской, городской, фабрично-заводской медицины – невыполнение правительственных постановлений об организации лечебниц, препятствия развитию земского народнического движения, созданию новых медицинских учреждений, таких как земские санитарные бюро, преследования прогрессивных ученых и практиков – борцов за реформу и др., эти реформы подготовили условия для создания общенациональной системы здравоохранения, охватывающей если не все, то значительную часть и городского, и сельского населения, в том числе некоторые районы так называемых национальных окраин. Общественное демократическое движение, особенно выраженное с середины XIX в., простимулировавшее земские реформы и ставшее политическим фактором, наряду с реформами способствовало появлению таких новых форм в обеспечении медицинской помощью трудящихся, как страхование здоровья, организация больничных, страховых касс в России (начиная с первой кассы в 1858 г.), и даже специального правительственного постановления по социальному страхованию 1912 г., включавшего и медицинское страхование.

Именно с создания системы здравоохранения, которая осуществилась в разных странах в XIX в., преимущественно во второй половине и начинается история здравоохранения.

Как показывает исторический опыт, создание систем здравоохранения стало возможно лишь в условиях развитого капитализма, со второй половины XIX в. И все же они носили и до сих пор носят, как правило, ограниченный характер, поскольку не предоставляют равноправных возможностей обеспечения медицинской помощью, не обеспечивают правом на охрану и улучшение здоровья каждого гражданина вне зависимости от социального статуса, национальности, пола, возраста, места жительства, цвета кожи. Все системы здравоохранения носили отпечаток приверженности к интересам той или иной группы населения, правящей партии, отражали экономические, социальные и политические стремления части общества.

Так как не существовало единой общегосударственной системы (организация) здравоохранения, то попытки временного правительства создать общенациональный орган здравоохранения не были реализованы.

Отдельные меры по контролю за личной гигиеной, профилактические меры в общине, забота о здоровье людей уже при первобытно-общинном строе могут рассматриваться лишь как предпосылки создания системы здравоохранения, направленной на охрану здоровья населения. Этот вывод корреспондируется с принятыми определениями здравоохранения как системы социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.

В конце 20-х годов в стране появились новые учреждения – санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) – форпосты борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями, организующие центры по оздоровлению окружающей среды, массовое развитие которых началось в 30-е годы.

В 30-е годы началось преимущественно экстенсивное развитие здравоохранения – расширение материально-технической базы, подготовка большего числа медицинских работников. В условиях недостаточности ресурсов и остаточного принципа финансирования это приводило к неудовлетворительному обеспечению медицинских учреждений оборудованием, медикаментами, к уравниловке в оплате труда медицинского персонала, что в свою очередь способствовало дефектам в качестве оказания медицинской помощи. Именно в этот период получила развитие диспансеризация, внедрение которой не получило дальнейшего развития вследствие ограниченных возможностей материально-технической базы здравоохранения, недостатка медицинского персонала, его неподготовленности к осуществлению в полном объеме элементов диспансерного наблюдения. Более того, при отсутствии необходимых условий, прежде всего ресурсов, диспансеризация в Москве и Ленинграде была объявлена всеобщей, но, к сожалению, она была сведена лишь к регистрации заболеваний и так называемых патологических поражений, выявленных в лучшем случае при медицинских осмотрах работающего контингента. Не хватало сил и средств для динамического наблюдения за выявленными больными.

Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 декабря 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой соответствующих учреждений на всей территории страны. В эти годы можно говорить об организации служб охраны материнства и младенчества с сетью детских консультаций и поликлиник, а также женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.), стационаров, детских противотуберкулезных санаториев, домов ребенка и др. Высокими темпами увеличивалось число медицинских учреждений. В 1928 г. в них насчитывалось 247 тыс. больничных коек, а в 1940 г. – 791 тыс. Начала создаваться медицинская и фармацевтическая промышленность, которой не существовало в дореволюционной России.

Потребность населения в квалифицированной медицинской помощи требовала усиления подготовки кадров врачей и других медицинских работников. Необходимость подготовки врачей, профессионально и квалифицированно разбирающихся в проблемах педиатрии (наука о здоровом и больном ребенке), продиктовала организацию в 1930 г. первого в мировой практике педиатрического факультета при 2-м медицинском институте (ныне Российский государственный медицинский университет). В настоящее время в стране подготовку педиатров осуществляют 36 педиатрических факультетов и самостоятельная Санкт-Петербургская педиатрическая академия.

В результате экстенсивного развития здравоохранения значительно увеличилось число медицинских учреждений и медицинских работников, созданы службы здравоохранения в национальных республиках. Основные количественные показатели материально-технической базы здравоохранения в 1940 г. в СССР не уступали таковым в экономически развитых странах: 155,8 тыс. врачей, что в 2 раза больше, чем в 1928 г. (70 тыс.); 791 тыс. больничных коек, что в 3 раза больше, чем в 1928 г. (2457 тыс.) – это половина, если не больше, всех врачей и больниц в Европе. Была значительно расширена материально-техническая база медицинской науки.

Произошли изменения в основных показателях состояния здоровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания, значительно уменьшилась распространенность малярии и других инфекционных и паразитарных болезней, резко снизилась общая смертность (до 17,3 случая на 1000 населения в 1939 г.), возросла средняя продолжительность жизни.

К 1940 г. в стране была построена государственная система здравоохранения в соответствии с принципами, обсужденными и провозглашенными еще на I съезде медико-санитарных отделов в июне 1918 г., к которым относятся:

— социально-профилактическое направление здравоохранения;

— его государственный характер;

— плановое развитие, единство системы медицины;

— активное участие населения в деятельности органов и служб здравоохранения по охране и улучшению здоровья;

— активное внедрение достижений науки в практику здравоохранения;

— интернациональный по духу характер здравоохранения, готового на бескорыстную помощь народам других стран.

В период Великой Отечественной войны в тылу были мобилизованы резервы здравоохранения для создания целостной системы эвакуационных госпиталей, руководство которыми было возложено на Главное управление эвакогоспиталями и Госпитальный совет Наркомздрава СССР, а также на соответствующие органы на местах. При областных и краевых партийных комитетах были созданы комитеты помощи по организации медицинского обслуживания больных и раненых воинов. Нарком здравоохранения Г.А. Митерев был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по противоэпидемической работе, что позволило сосредоточить в руках единого органа все меры борьбы за предотвращение эпидемий, за санитарное благополучие. Во всех республиках, областях, городах и районах организовывались чрезвычайные противоэпидемические комиссии. В оказание медицинской помощи воинам и больным самоотверженно включались население и общественные организации.

Война потребовала мобилизации сил ученых-медиков для решения неотложных проблем лечения раненых и больных, создания научно обоснованной организации медицинской помощи. Советские ученые успешно выполняли эту задачу. Были выдвинуты предложения по лечению ран, травм, восстановлению боеспособности, предложены эффективные медикаментозные средства, прежде всего сульфаниламидные препараты, отечественный пенициллин и другие антибиотики, разработаны методы переливания крови и кровезамещающих жидкостей, борьбы с шоком и послераневыми осложнениями и др. Многосторонний опыт советских медиков во время войны был обобщен в специальном двадцатитомном издании, опубликованном в соответствии с постановлением правительства.

Благодаря согласованной работе медицинских организаций фронта и тыла, помощи военных и гражданских учреждений впервые в истории массовых войн удалось предотвратить возникновение эпидемий, сравнительно быстро ликвидировать антисанитарные последствия войны и разрушения. Было возвращено в строй более 72 процентов раненых и свыше 90 процентов больных солдат и офицеров. Перед органами здравоохранения тыла, помимо задач оказания медицинской помощи воинам, направляемым в госпитали, встала неотложная проблема медицинского обеспечения гражданского населения и прежде всего рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах широко развертывались медико-санитарные части, опыт организации которых был накоплен еще до войны; расширилась сеть здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев (профилакториев) и др.

Война нанесла громадный ущерб народному хозяйству страны и населению. Полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Уничтожено и разграблено 20 тыс. больниц, поликлиник, санэпидстанций и других медицинских учреждений. СССР потерял в Великой Отечественной войне свыше 27 млн. человек.

Особое внимание было обращено на помощь детям, многие из которых потеряли родителей, были эвакуированы в тыл. Для них создавались молочные кухни, "пищевые станции", увеличилось число домов ребенка, яслей, возникли так называемые ясли на дому. Эти и другие меры спасли жизни сотен тысяч детей. В июле 1944 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства".

Для усиления научных медицинских исследований еще во время войны (в 1944 г.) была создана Академия медицинских наук СССР – штаб и центр медицинской науки, объединяющий крупнейшие исследовательские институты страны. Первым президентом Академии медицинских наук был выдающийся советский хирург академик Н.Н.Бурденко.

С 1948 г. при министре здравоохранения СССР Е.И.Смирнове осуществилась реформа перестройки структуры организации здравоохранения, исходившая из идеи повышения квалификации врачей, особенно участковых, которых обязывали часть времени работать в больницах; объединения больниц и поликлиник, создания в районах объединенных, так называемых центральных (ЦРБ), и просто объединенных (номерных) больниц. Учитывалась также реформа санитарно-эпидемиологической службы, согласно которой районные СЭС приобретали характер самостоятельных учреждений. В последующем вся служба санэпиднадзора стала самостоятельной, ее вывели из подчинения Минздраву и был создан Государственный комитет по санэпиднадзору.

В целом к 1950 г. разрушенная войной экономика была восстановлена. Число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не только достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В 1950 г. в стране насчитывалось 265 тыс. врачей (включая зубных) и 719,4 тыс. средних медицинских работников, работало 18,8 тыс. больничных учреждений с общим числом коек 1010,7 тыс. В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

Были приняты многочисленные постановления, предусматривающие дальнейшее развитие здравоохранения, в каждом из которых декларировалось возрастание заботы о здоровье людей. Однако ассигнования на нужды здравоохранения были несоизмеримы с теми суммами, которые шли на другие престижные отрасли народного хозяйства. Более того, с каждым годом удельный вес этих средств сокращался, и если в конце 50-60-х годов из госбюджета на здравоохранение выделялось чуть более 6 процентов всех средств, то спустя 30 лет, в 90-е годы, – не более 4 процентов, а в расчете на валовой национальный продукт – не более 3 процентов. Такое положение резко отличалось от положения в других экономически развитых странах, где расходы на здравоохранение составляли от 6 до 10 процентов, а то и более в расчете от валового национального продукта. Несмотря на ограниченность средств на социальную сферу, в том числе на здравоохранение, продолжалась политика экстенсивного роста материально-технической базы здравоохранения. Ограничение средств привело к тому, что строились дешевые, плохо оборудованные лечебно-профилактические учреждения, ударными темпами готовились медицинские кадры, квалификация которых все более отставала от современных международных стандартов.

Тактика здравоохранения не была сбалансирована со стратегическими задачами, а они бесспорно заключались в интенсивном, повсеместном развитии учреждений здравоохранения, подготовке и переподготовке медицинских кадров всех уровней, претворении в жизнь социально-профилактического направления по охране и улучшению здоровья населения. Необходимость изменения стратегии и тактики диктовалась также резкими, происходившими буквально на глазах одного поколения изменениями общественного здоровья, его типа или, как мы его назвали, профиля, когда на первый план вышли хронически протекающие, обычно неэпидемические болезни (сердечно-сосудистые, онкологические, травмы, аллергические, нервно-психические и др.), которые не могли быть предотвращены с помощью традиционных методов профилактики и санитарно-гигиенических мер охраны внешней среды. Потребовалось массированное воздействие всех сил и средств общества, в том числе здравоохранения, на экологическую ситуацию, доведенную до грани, до катастрофы. Неотложными стали меры, касающиеся всех, а не только медиков, по формированию здорового образа жизни как наиболее действенного способа борьбы с хронической патологией.

Уже в 60-70-е годы при министрах здравоохранения С.В.Курашове и Б.В. Петровском были предприняты первые шаги к переходу на современный интенсивный путь развития отрасли. Акцент сделан на преимущественное развитие так называемых первичных звеньев – амбулаторно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более), на первичную специализацию уже на вузовском (додипломном) этапе медицинского образования (в субординатуре) по основным профилям и в интернатуре на после-дипломном этапе.

В период застоя, наступившего в 80-е годы, когда появились крупномасштабные новые тревожные явления в верхних эшелонах власти вплоть до коррупции, оторванность от нужд и потребностей народа, признаки национального размежевания и др., не были критически оценены эти и подобные тревожные явления, а нерешительность, равнодушие ряда руководителей органов и учреждений здравоохранения еще более усугубили состояние здоровья населения.

Повысилась смертность мужчин трудоспособного возраста, сократилась средняя продолжительность предстоящей жизни, не уменьшалась в сравнении с другими странами младенческая смертность, возросло число нервно-психических заболеваний, случаев алкоголизма, наркомании.

В 80-х годах в стране был проведен эксперимент по усилению экономической самостоятельности органов и учреждений здравоохранения, в частности, позволяющий главным врачам более свободно оперировать финансовыми средствами, распределением средств по смете лечебно-профилактических учреждений. Этот ограниченный по масштабам эксперимент стал предтечей реформы введения нового хозяйственного механизма (НХМ), развивающего хозрасчетные отношения, устанавливающего новые экономические принципы распределения средств (не на учреждения, а в расчете на жителей территорий); усиливающего экономическую самостоятельность регионов и районов; разрешающего платные медицинские услуги; обязывающего определять заработную плату по количеству и качеству труда медиков. НХМ вызвал изменения в структуре управления лечебно-профилактическими учреждениями, в частности создание в ряде регионов так называемых территориальных медицинских объединений (ТМО). К сожалению, и эта экономическая реформа, означающая попытку перехода на современный интенсивный путь развития здравоохранения, оказалась реализованной не в полной мере.

Без мощной материально-технической базы развития здравоохранения и медицинской науки невозможно достичь современного уровня охраны и улучшения здоровья народа. В стране к началу 90-х годов было действительно больше, чем где бы то ни было, больничных коек (свыше 3,6 млн.), подготовлено свыше 1,3 млн. врачей, созданы сотни институтов и вузов.

Таким образом, в настоящее время основное внимание обращено на повышение качества медицинской помощи, которое достигается внедрением технологий, основанных на достижениях научных разработок в области медицины, биологии, техники и других отраслях народного хозяйства. Поэтому предстоит резкий скачок к новому качеству общества, новому мышлению и соответственно к новой стратегии и тактике в здравоохранении, к использованию эффективных экономических, организационных, медицинских технологий лечебно-профилактическими учреждениями.

1.2. Принципы, формы и системы здравоохранения

История здравоохранения указывает, что оно развивалось не хаотически, спонтанно, а в соответствии с наиболее рациональными, адекватными социально-экономическим и политическим условиями и потребностями охраны, укрепления здоровья населения и его отдельных групп, т.е. в соответствии с определенными предпосылками, исходными позициями, характерными для каждого исторического периода, определенными теоретическими и организационными принципами, которые складывались в процессе формирования административных, экономических, политических и прочих структур общества и его систем здравоохранения.

Действительно, при становлении и развитии здравоохранения в любой стране, если ее правительство, общественные структуры берут на себя ответственность за реализацию социальной политики в области здравоохранения, используются приведенные и другие основные принципы охраны здравоохранения. Главными исходными позициями (принципами) являются государственная и общественная ответственность за охрану и укрепление здоровья, профилактическая направленность, участие населения в здравоохранении.

Разработанные в нашей стране принципы были теоретической и организационной основой здравоохранения после 1917 г. и до настоящего времени не потеряли своего значения. Вместе с тем в связи с коренными социально-экономическими и политическими переменами, созданием рыночной экономики в жизни нашего общества сегодня нужно видеть и новые процессы, новые принципы, которые не отменяют, а дополняют и реформируют прежние.

К основным принципам здравоохранения в Российской Федерации относятся следующие:

­         ответственность общества и государства за охрану и укрепление здоровья населения;

­         создание общественной системы здравоохранения, интегрирующей деятельность учреждений и организаций всех форм собственности, всех форм и структур (государственных, муниципальных, частных, страховых и др.), гарантирующих охрану и укрепление здоровья населения;

­         обеспечение государством и обществом всех граждан общедоступной, квалифицированной медицинской помощью, бесплатной по ее основным видам;

­         сохранение и развитие социально-профилактического направления здравоохранения на основе санитарно-гигиенических, противоэпидемических, общественных и индивидуальных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья населения. Личная (персональная) ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

­         интеграция науки и практики здравоохранения, использование достижений науки в практике здравоохранения;

­         активное участие широких слоев населения в осуществлении программ по охране здоровья;

­         подготовка медицинских кадров, соблюдающих нормы и правила врачебной этики и медицинской деонтологии.

Классификация систем, структур и форм здравоохранения определяется в первую очередь социально-экономическими факторами. Среди этих факторов первостепенное значение приобретают ресурсы, средства обеспечения здравоохранения, иными словами источники, из которых складывается бюджет отрасли (государственный бюджет, страховые фонды, частные ассигнования, общественные средства и др.). Ориентируясь на названный критерий (источники средств обеспечения здравоохранения), системы здравоохранения можно разделить на три группы:

­         преимущественно государственная (общественная система), наиболее демонстративно представленная в Великобритании;

­         преимущественно страховая система, наиболее полно и четко представленная в таких европейских странах, как Германия, Франция;

­         преимущественно частная система, наиболее характерная для здравоохранения США.

Именно здравоохранение в названных странах будет рассмотрено в качестве примера основных систем здравоохранения в настоящее время. Во многих государствах существуют и развиваются смешанные системы и различные организационные формы; кроме названных стран, к обозначенным системам принадлежат другие государства.

В таких странах, как Италия, Норвегия, Бельгия, Канада и др., с преимущественно государственной системой, большая часть всех средств на здравоохранение поступает из государственного бюджета (или госбюджета и региональных, общественных средств), формируемых за счет обязательных налогов с населения и предпринимателей. Пока и Российская Федерация относится к этой группе стран, так как, несмотря на реформу введения обязательного, социального медицинского страхования и создания общественной модели здравоохранения, основу которого составляет бюджетно-страховая медицина, большая часть средств на здравоохранение идет из государственного бюджета и ресурсов субъектов Федерации.

К преимущественно страховой системе, кроме Германии и Франции, принадлежит большинство стран Европы, некоторые государства Латинской Америки, Япония и др., в которых проживает более 1 млрд. человек, т.е. свыше четверти всего населения мира. Помимо США, труднее назвать страны, где господствуют частная медицина и частное добровольное медицинское страхование.

В приведенной классификации современных систем здравоохранения не случайно указано – "преимущественная" система, так как нигде в мире нет "чистой" системы, без элементов других систем. Например, во всех странах, даже с государственной системой здравоохранения, имеются частные организации и учреждения, осуществляющие добровольное, частное медицинское страхование. Более того, даже в странах с частной и страховой медициной есть государственные, бюджетные учреждения здравоохранения. Поэтому следует говорить только об удельном весе, преобладании того или иного источника обеспечения всего или большинства населения.

Анализ здравоохранения в развивающихся странах показал, что в них трудно найти какую-либо изолированную систему здравоохранения. Низкий уровень социально-экономического развития этих стран в сравнении с экономически развитыми государствами не позволяет пока обеспечивать все или большинство населения из одного и даже всех возможных источников средств. В этих странах наряду с государственными секторами (учреждениями) здравоохранения обычно имеют место частные, внебюджетные медицинские учреждения, которыми пользуются состоятельные граждане. Кроме того, в последнее время в ряде развивающихся стран вводится медицинское страхование. Однако правильнее всего по признаку недостаточного социально-экономического развития и соответственно ему низкого уровня обеспеченности здравоохранения учреждениями, кадрами, современными технологиями, оборудованием, медикаментами и др. говорить о четвертой системе модели – здравоохранении развивающихся стран. Однако вследствие того, что в них имеют место элементы всех трех систем, можно и не выделять их в особую систему, а просто говорить о формах, службах здравоохранения в развивающихся странах.

Здравоохранение в Великобритании имеет характерные черты стран с преимущественно государственной службой здравоохранения.

Система здравоохранения имеет специфическую для Великобритании структуру, состоящую из 3 секторов:

— врачи общей практики, амбулаторно-поликлинические учреждения, аптеки, фармацевты, зубные врачи (не стоматологи), глазные врачи (не офтальмологи), т.е. персонал и учреждения, работающие в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);

— госпитали, больничные службы, амбулатории при госпиталях, врачи-специалисты, в том числе стоматологи и офтальмологи, и другой персонал стационаров;

— общественные, подведомственные муниципалитетам медицинские (родовспоможение и др.) службы здравоохранения, включая санитарно-гигиенические, организации так называемых социальных медицинских работников (сестер по уходу, патронажных и др.). Кроме того, ряд ведомств, министерство труда и, конечно, военное и другие имеют медицинские учреждения и персонал, например санитарных инспекторов промышленных предприятий, которые также являются государственными служащими.

Как правило, в странах со страховой медициной органы управления, медицинские учреждения и службы здравоохранения имеют следующий уровень подчинения:

— центральный (федеральный, общегосударственный) – министерство (департамент, комитет, совет) здравоохранения и непосредственно подчиненные ему учреждения (крупные центры, больницы);

— региональный (областной, провинциальный и т.п.), на котором работают муниципальные, общественные и частные медицинские учреждения);

— местный (районный, волостной, уездный и т.п.), на котором действуют главным образом частные, благотворительные, некоторое число общественных, муниципальных – преимущественно сельских учреждений и отдельные врачи или их группы (групповая практика).

При медицинских учреждениях на этом, а подчас и региональном уровне, помимо ведомственной и местной администрации, действуют и попечительские советы из представителей общественности, предпринимателей, профсоюзов, властей, населения. Обычно большая часть коечного фонда и медицинского персонала занята на втором и третьем уровнях. В странах со страховой медициной, как и в большинстве экономически развитых, низового, до-врачебного уровня (медицинские пункты, посты и т.п. со средним и младшим персоналом) не бывает, и всю медицинскую помощь, в том числе ПМСП, осуществляют врачи и средний медицинский персонал.

Наиболее характерной страной, где имеет место страховая медицина, является Германия. Данная система стала развиваться в стране с 1883 г., когда были приняты соответствующие страховые законы (законы О.Бисмарка). Медицинское страхование – это часть общегосударственной системы социального страхования, которая обеспечивает не только медицинскую помощь при болезни, уходе, профилактике, несчастном случае, родовспоможении, но и лечение у врачей общей практики, специалистов, в амбулаториях, на дому, стационарах, а также стоматологическую помощь, обеспечение медикаментами и др. В странах, имеющих медицинское страхование, расходы на нужды здравоохранения составляют от 7,5 до 14 процентов от ВВП. Как правило, в условиях медицинского страхования средства на здравоохранение слагаются из трех основных источников: из фондов медицинского страхования, средств работодателей и личных средств застрахованных и отчислений из государственного бюджета.

Все операции по страхованию здоровья осуществляют более 1200 страховых (больничных, как их называли) касс, объединенных в ассоциации, которые контролируют деятельность касс и расходование средств врачами. Традиционно сохраняется несколько видов (форм) касс:

— местные (преимущественно для неработающих, членов семей застрахованных), расположенных по месту жительства;

— производственные (по месту работы), морские, горняцкие, сельскохозяйственные, эрзац-кассы (главным образом для служащих).

В целом страхованием охвачено более 90 процентов населения. Состоятельные граждане обычно пользуются добровольным страхованием, хотя они могут быть застрахованными и системой социального, государственного страхования (примерно 3 процента). Представляет интерес простая и эффективная методика контроля использования страховых средств, а также деятельности медицинских учреждений и отдельных врачей. Врачебные и страховые ассоциации устанавливают на конкретный срок своего рода тариф, который периодически пересматривается, за определенные медицинские услуги в условных единицах или пунктах. Страховые врачи и организации не должны выходить за пределы такого лимита, подвергаемого жесткому контролю.

Структура управления и организации медицинской помощи в Германии характерна для экономически развитых стран, где здравоохранение основывается на медицинском страховании. Общенациональный контроль осуществляет Федеральное министерство здравоохранения и социальной помощи. В регионах ("землях") имеются соответствующие министерства, их органы и учреждения. Муниципальные учреждения подведомственны местным органам власти, советам, комитетам и т.п. Все медицинские учреждения работают на трех административных уровнях: федеральном, региональном, местном. Медицинская администрация не распространяет свою юрисдикцию на страховые кассы и их ассоциации, хотя работает в тесном контакте с ними. Более того, в числе ведомств, контролирующих страховые организации, помимо профсоюзов, врачебных ассоциаций, ассоциаций страховых касс, действуют министерства труда, здравоохранения, науки и др.

Во Франции, как и в других странах со страховой медициной, источники обеспечения медицинской помощи те же. В системе социального страхования существует более 20 ее различных видов, в том числе медицинское страхование (по болезни, временной нетрудоспособности, несчастному случаю, беременности и родам и др.), на которое затрачивается не менее 75 процентов всех расходов на здравоохранение. Остальные затраты компенсируются частными средствами, добровольным медицинским страхованием. Всего на здравоохранение в последние годы тратится более 500 млрд. франков. Систему социального страхования, включающую в себя более 90 страховых кампаний, контролирует общенациональная организация, имеющая свои отделения в регионах (департаменты). Врачи и медицинские учреждения заключают с нею договоры по страховому медицинскому обслуживанию. Стоимость медицинских услуг, которую постоянно пересматривают, регулирует правительство. Компенсация затрат за медицинскую помощь в системе социального страхования осуществляется, как отмечалось, не полностью – примерно на 75 процентов; этой системой охвачено 80 процентов всего населения. Обычно пациент оплачивает все услуги или их часть, которые возвращают пациенту страховые организации: за медицинскую помощь 75 процентов, за медикаменты 70-90 процентов. Общенациональная страховая организация, ассоциации страховых кампаний (касс) и врачебные профсоюзы, министерства труда, социальной защиты, здравоохранения контролируют страховые организации и врачей, работающих в условиях медицинского страхования.

Структура организации и управления в стране типовая, как и в других государствах: министерство здравоохранения и семьи, департаменты здравоохранения в регионах, муниципальные органы, инспекции в районах. Медицинские учреждения расположены на трех административных уровнях: общенациональный, региональный, местный. В региональных и местных учреждениях, частной, индивидуальной или групповой практике работает 2/з всех учреждений, коечного фонда медицинского персонала. Наиболее характерной фигурой здравоохранения Франции считается частный врач общей практики – семейный врач.

К основному медицинскому учреждению относят госпиталь с амбулаторией или без нее. На местах (в районах, волостях и т.п.) организуются небольшие пункты или центры здравоохранения с койками или без них, обычно без врачей, со средним и младшим медицинским персоналом. Здравпункты или центры имеют в поселениях медицинские посты, где работают медицинские сестры, санитары и оказывается главным образом первая помощь.

Основу служб здравоохранения составляют учреждения первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) – здравпункты, центры, посты, диспансеры (так иногда называют центры и пункты), т.е. в основном амбулаторно-поликлинические учреждения доврачебного этапа. Врачи сосредоточены в госпиталях, начиная с сельского районного. Большинство больниц, кроме частных, расположенных обычно в городах, находится на государственном бюджете, размеры которого в десятки – сотни раз меньше по сравнению с экономически развитыми странами, где в последние годы на здравоохранение из всех источников тратят более 1000 долларов в год на человека против нескольких долларов в развивающихся странах (обычно от 5 до 50).

2. Актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области

2.1. Проблемы управления здравоохранением в современной России

Здравоохранение России переживает тяжелый период социально-экономических преобразований, становления рыночных отношений, как в отрасли, так и в стране в целом.

Предыдущий пятнадцатилетний период для здравоохранения по своему многообразию и необычности подобен широкомасштабному организационному эксперименту с его неотложными мерами, поливариантностью решений и технологий их реализации.

Это время можно определить как период адаптации системы управления в здравоохранении к деятельности в условиях социально-экономической нестабильности в стране.

В конце девяностых - начале 2000 года в России предпринимались усилия по выводу здравоохранения из кризиса, однако принимаемые меры носили несистемный, фрагментарный характер, негативно воспринимались медицинской общественностью и населением.

В стране отсутствует политика приоритетности развития здравоохранения. Ни в одном государственном документе не зафиксировано, что здоровье людей является высшей ценностью общества.

Отсутствие такого подхода к здоровью расхолаживает внимание государственных деятелей всех рангов, работодателей, специалистов медицины и самих людей на решение проблем здравоохранения, невольно заставляет государство определять экономические задачи первичными, а задачи по укреплению здоровья – вторичным.

В преддверии демографического коллапса с учетом негативных показателей общественного здоровья нужно срочно определять стратегию спасения отрасли как государственной системы. При этом меры программы действий должны носить строго целенаправленный, неотложный характер.

В программу неотложных мер по обеспечению стабильной деятельности здравоохранения, помимо действий по устранению негативных явлений, необходимо обязательно заложить алгоритм действий по разработке государственного стратегического плана развития здравоохранения России на ближайшие 10 лет.

1. Сформировать цели программы в виде основных показателей здоровья населения;

2. Сформировать государственную доктрину развития здравоохранения (обязательные условия, при которых здравоохранение сможет достичь поставленные цели):

—    Здоровьецентрическая направленность деятельности системы здравоохранения;

—    Структурная эффективность здравоохранения;

—    Постоянная направленность субъектов системы на улучшение качества медицинской помощи;

—    Хозяйственная самостоятельность медицинских организаций;

—    Гарантированность государства в выделении средств на здравоохранение не менее 5% ВВП;

—    Ответственность работодателей за восстановление ресурсов здоровья работающих;

—    Самодеятельность населения в охране собственного здоровья.

3. Сформулировать конкретные гарантии государства на предоставление населению медицинской помощи за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней;

4. Сформировать типовые характеристики структуры (организаций) здравоохранения, их мощности, технической оснащенности, обеспеченности эффективными организационными и медицинскими технологиями;

5. Определить потребности в квалифицированных специалистах, лекарственных средствах и медицинских изделиях, научном и финансовом обеспечении;

6. Разработать и принять правовые основы введения финансово-хозяйственной самостоятельности государственных (муниципальных) организаций здравоохранения;

7. Сформулировать предложения по развитию законодательной базы здравоохранения. Прежде всего, принять закон «О здравоохранении в Российской Федерации». Без этого закона дальше развивать здравоохранение невозможно.

8. Разработать подпрограммы реформирования здравоохранения:

—    повышение качества медицинской помощи;

—    государственные гарантии и система ОМС;

—    структура и кадры; медицинское образование;

—    общественное здоровье и профилактика заболеваний;

—    медицинская наука;

—    участие населения в охране здоровья.

Предлагаемые неотложные меры по обеспечению стабильности деятельности отечественного здравоохранения и алгоритм действий по формированию государственного стратегического плана развития отрасли на десятилетний период представляются нами в качестве основы, с позиций которой, с участием широкой медицинской общественности, законодательных и исполнительных государственных органов может быть разработана программа мер по выводу Российского здравоохранения из затянувшегося кризиса.

2.2. Актуальные проблемы здравоохранения в Свердловской области

Первая и самая значимая отрасль здравоохранения не существует как единое целое. Ее целостность ликвидировал закон о местном самоуправлении. На сегодня мы имеем федеральное здравоохранение с его сетью учреждений, 89 систем здравоохранения субъектов Федерации, и целую россыпь муниципальных. Кроме того, набирают силу ведомственное и частное здравоохранение. В системе здравоохранения Свердловской области – 7 федеральных НИИ, 35 областных и около 300 муниципальных медицинских учреждений, 77 ведомственных, негосударственных и смешанной формы собственности, и почти 2 сотни частных практик.

Таким образом, в отрасли сформировались многоукладность и раздробленность. Это усложняет управляемость и сужает возможности проведения целенаправленной государственной политики в области охраны здоровья.

Вторая особенность современного здравоохранения - его удорожание. C ликвидацией железного занавеса в страну широким потоком хлынули современные диагностические и лечебные технологии. Их появление, с одной стороны, повысило качество диагностики, улучшило результаты лечения, сократило время восстановления утраченного здоровья. А с другой - привело к удорожанию стоимости медицинской помощи на несколько порядков.

Следующая проблема - это дефицит финансирования, т.е. несоответствие реальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам.

Четвертая - это затратная модель здравоохранения с избыточным коечным фондом. Слабое оснащение доперестроечного здравоохранения, отсутствие эффективных лекарств и передовых технологий компенсировались большим количеством больниц, целой армией врачей и сильной поликлиникой. За последние 10 лет профилактическая составляющая здравоохранения ослабла, и из профилактического оно стало лечебным. А в наследство нам осталась раздутая коечная сеть и большое количество неэффективно работающих больниц.

Пятая проблема - это рост уровня заболеваний, характерных для нестабильных периодов жизни общества, в том числе ВИЧ-инфекции, алкоголизма, наркомании, и сложная демографическая ситуация, которая характеризуется:

- высокой общей смертностью населения, особенно в сельских территориях;

- падением рождаемости;

- сокращением продолжительности жизни населения области (сегодня она равна 70 лет у женщин и 57 лет у мужчин);

- смертность превышает рождаемость почти в 2 раза (в структуре причин на 1 месте сердечно-сосудистые заболевания, на втором - травмы и отравления, на третьем - онкологические заболевания);

- регистрируется сверхсмертность трудоспособного населения от травм и отравлений, особенно мужчин и особенно на селе.

ПРОГРАММЫ ГОСГАРАНТИЙ

Программа госгарантий - это реформирование здравоохранения и восстановление вертикали управления; это способ перераспределения финансовых средств здравоохранения и повышение эффективности использования ресурсов. Это перенос акцентов со специализированной медицины - на общую, со стационарной помощи - на амбулаторную, с лечения заболеваний - на их профилактику, с количества медицинских услуг - на их качество. Программа призвана обеспечить доступность медицинской помощи самым широким слоям населения.

Министерство здравоохранения реализует 11 целевых программ, среди которых "Вакцинопрофилактика", "Профилактика туберкулеза, ЗППП, ВИЧ-инфекции...", "Развитие службы медицины катастроф...", "Совершенствование материально- технической базы лечебно-профилактических учреждений".

Благодаря губернаторской программе "Кардиохирургия" получила второе дыхание кардиохирургическая служба ОКБ ¹1. В 1999 году из-за недостатка финансирования центр сердца и сосудов практически остановил работу, функционируя с минимальной хирургической активностью - 300 операций в год. Сегодня объемы оперативных вмешательств возросли до 2,5 тысяч. Специалисты центра проводят аортокоронарное шунтирование, операции с искусственным кровообращением не хуже коллег из Германии и США.

Следующее направление из дорогостоящих видов помощи - онкология и онкогематология. Современный онкологический центр как головное учреждение, межрайонные онкодиспансеры, сеть районных онкологов в сочетании с удовлетворительной финансовой поддержкой трех гематологических отделений значительно улучшили оказание помощи больным.

С 2001 года отдельной строкой в бюджете прописана поддержка центров "искусственной почки". На территории области функционирует 8 центров гемодиализа, которые оказывают помощь пятистам больным. Проводится трансплантация почки. В 2001 году проведено 11 таких операций.Программа поддержки центров - это принципиально иное качество гемолиализа, это возвращение ранее прикованного к постели больного к полноценной жизни, и даже к труду.

Таким образом, вышеперечисленные программы обеспечили доступность высокотехнологичной медицинской помощи для самых тяжелых и дорогостоящих больных.

В 2001 году принято постановление о дальнейшей реализации программы "Мать и дитя" и ее расширении. Речь идет о создании 5 перинатальных центров по межтерриториальному принципу на базе крупных родильных домов области. Внедряются мониторинг хода беременности, отбор беременных высокого риска на сложные роды. Планируется дальнейшее совершенствование службы оказания помощи новорожденным.

Параллельно с программой "Мать и дитя" началась реализация программы "Интенсивная помощь" - для тех, кому требуется помощь в реанимационно-анестезиологических отделениях.

Разработаны протоколы ведения больных и стандарты лечения. Создана технология обеспечения реанимационных отделений лекарствами и расходными материалами. Определена финансовая емкость программы и система ее контроля.В программе участвуют 35 лечебно-профилактических учреждений. Уже сегодня можно говорить о положительных результатах эксперимента:

-неотложные больные получают квалифицированную медицинскую помощь в срок и в полном объеме;

-ликвидирован дефицит лекарств и расходных материалов в реанимационных отделениях;

-снижается количество летальных исходов в тех больницах, которые вступили в программу первыми.

В дальнейшем планируется:

-Распространить опыт на все реанимационные отделения области.

-Присоединить к программе остальные звенья интенсивной и неотложной помощи - приемные отделения больниц, службу "скорой", кабинеты неотложной помощи в поликлиниках.

Следующий приоритет - организация государственной централизованной системы лекарственного обеспечения. Это программы:

-"Доступные лекарства" для 750.000 жителей Свердловской области, относящихся к льготным категориям;

-программа организации лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом, туберкулезом, психическими и онкологическими заболеваниями - она охватывает свыше 200.000 пациентов,

-С 1997 года в области реализуется Программа централизованного обеспечения питанием детей 1-2 года жизни, которых в области 80.000.

-С 2001 года областной бюджет взял на себя обязательства по оплате зубопротезирования ветеранов и инвалидов. Освоено свыше 100 млн. рублей.

За четыре последних года сокращено и перепрофилировано свыше 7.000 неэффективно работающих коек.

С 20 до 15 дней сократилось пребывание больного на койке.

Появились и развиваются стационарозамещающие виды помощи. С 1998 года их объемы возросли в 3 раза.

Из всех видов медицинской помощи наибольшее внимание уделяется амбулаторно-поликлинической. Правительством Свердловской области принята Концепция ее развития. В результате внедрения Концепции планируется:

—    изменить способ оплаты поликлиник от финансирования по смете - на финансирование по посещениям;

—    вернуть в амбулаторное звено профилактику и диспансеризацию; повысить заработную плату медицинских работников поликлиник.

Сейчас новая модель финансирования внедряется и апробируется в 30 поликлиниках области.

Итак, основными проблемами в развитии здравоохранения являются следующие:

- оснащение лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием;

- дальнейшее повышение профессионализма специалистов и сохранение кадрового потенциала области;

- увеличение количества социально обусловленных заболеваний, таких как туберкулез, СПИД, наркомания[3];

- улучшение качества медицинской помощи населению при сохранении достигнутых объемов и доступности ее получения;

- продолжающийся рост доли заболеваний органов дыхания, кровообращения, травм и отравлений;

- увеличение финансирования органов здравоохранение и выделение дополнительных средств на покупку медикаментов.

3. Совершенствование управления развитием системы здравоохранения

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д.

Необходимо возродить межрегиональные и межрайонные специализированные медицинские центры.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения.

Повышению качества медицинской помощи способствует внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.

Требуется принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Требуется повысить роль научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения.

Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц лечебно-диагностические комплексы, включающие в себя муниципальные сельские медицинские учреждения, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, создавать межрайонные клинико-диагностические центры.

Необходимо осуществить интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.

При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор. Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.

Основным направлением деятельности в деле лекарственной помощи являются лекарства, в т.ч. льготное обеспечение населения при оказании медицинских услуг в рамках государственных гарантий. На этапе амбулаторного лечения – обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан, для которых установлены льготы; упорядочение льгот, формирование списков лекарственных средств. На этапе стационарного лечения – бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренной в территориальной программе государственных гарантий.

Заключение

В ходе проведения теоретического и методологического исследования можно сделать следующие выводы.

Здравоохранение включает деятельность по сохранению, улучшению и обеспечению и укрепления здоровья различных групп населения.

Ни в одной из достаточно развитых стран система здравоохранения не представлена в чистом виде, а в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система.

В сложившихся условиях приобретают важное значение: формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию; обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7 процентов внутреннего валового продукта; развитие негосударственного сектора в здравоохранении; совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения; разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека; проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений – максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат; повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки; повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы; привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой; повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

На фоне структурных преобразований в обществе, продолжающегося ухудшения состояния здоровья населения, стесненных финансовых возможностей отрасли, здравоохранению удалось в основном сохранить на необходимом уровне объемы медицинской помощи населению без снижения качества ее оказания, удовлетворить потребности населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах, а также обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие и контроль за окружающей средой.

В настоящее время наблюдается децентрализация управления и финансирования, недостаток средств и нежелании населения заботиться о своем здоровье.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая работа медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный характер, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т.д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Российское здравоохранение находится в сложной ситуации, так как финансирование отрасли зависит от состояния экономики страны.

К конце 20 в. здравоохранение стало представлять собой развитую сеть многопрофильных и специализированных учреждений.

Основные проблемы развития здравоохранения г.Челябинска: оснащение лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием; дальнейшее повышение профессионализма специалистов и сохранение кадрового потенциала области; увеличение количества социально обусловленных заболеваний, таких как туберкулез, СПИД, наркомания; улучшение качества медицинской помощи населению при сохранении достигнутых объемов и доступности ее получения; продолжающийся рост доли заболеваний органов дыхания, кровообращения, травм и отравлений; увеличение финансирования органов здравоохранение и выделение дополнительных средств на покупку медикаментов.

Таким образом, важнейшими направлениями деятельности Управления здравоохранения и Администрации города являлись и являются – сохранение и развитие ресурсной базы здравоохранения и приведение ее к потребности населения в медицинской помощи. В этих целях в 2003 г. проводилось сокращение невостребованных круглосуточных коек, их перепрофилирование, введение в состав крупных многопрофильных учреждений небольших поликлиник, строительство и реконструкция ряда лечебно-профилактических учреждений.

Очень много было сделано для укрепления материально-технической базы ЛПУ, лекарственного обеспечения населения.

Большое внимание уделялось работе по профилактике и лечению социально-обусловленных заболеваний, в результате чего за последние 3 года в основном была обеспечена эпидемиологическая стабилизация.

Одним из основных индикаторов уровня социально-экономического положения общества является состояние здоровья матери и ребенка, этому вопросу уделялось особое внимание, итогом чего является снижение детской смертности, наметилась тенденция к повышению рождаемости.

Для решения наиболее острых проблем здоровья населения активно используется программно-целевой метод управления. В течение последних лет городской Думой утверждены и реализуются 9 целевых комплексных программ.

В реализации программы Госгарантий участвуют все муниципальные учреждения города, а также учреждения с другой формой собственности, работающие по договору с Управлением здравоохранения и ФОМСом (клиника ЧГМА, стоматологические поликлиники). Кроме того, некоторые виды медицинской помощи предоставляются в областных учреждениях

Несмотря на трудности, связанные с ограниченным финансированием отрасли, была обеспечена доступность медицинской помощи в необходимом объеме и с сохранением высокого уровня качества.

В 2004 г. необходимо сделать акцент на проведение дальнейшей реструктуризации коечного фонда, сокращение дорогостоящей стационарной помощи, расширение стационарзамещающих технологий и медицинской помощи на догоспитальном этапе, продолжать внедрение обслуживания населения по принципу «Врача общей практики», проводить работу по переводу лечебно-профилактических учреждений на финансирование за пролеченного больного

Подводя итоги и планируя действия отрасли на 2004 год, необходимо отметить, что состояние здоровья населения, являясь зеркалом, отражающим события социально-экономического характера, в 2003 году существенных изменений не претерпело. Наиболее острой проблемой является высокая смертность населения, которая превышает рождаемость, высока заболеваемость сердечно- сосудистой системы, алкоголизмом, наркоманией; вызывает беспокойство ситуация с ВИЧ-инфекцией.

Важным направлением в деятельности Управления здравоохранения Администрации города остается выполнение мероприятий по реализации Программы государственных гарантий, обеспечивающих предоставление жителям города бесплатной медицинской помощи.

Все более актуальными становятся проблемы сотрудничества в деятельности здравоохранения, обеспечения сбалансированности различных программ медицинской помощи, способов оплаты, стимулирующих оптимизацию структуры и качества предоставляемых медицинских услуг, соответствующую заинтересованность работников здравоохранения.

Наряду с внедрением новых медицинских технологий в процесс лечения необходимо активно формировать заинтересованность граждан в сохранении своего здоровья и их ответственности за состояние собственного здоровья и здоровье своих детей. Залогом успеха в улучшении состояния здоровья жителей города должен стать переход от системы, ориентированной на лечение заболеваний к приоритету профилактики и сохранения здоровья.

Список использованной литературы

1.           Акопян А.С. и др. Экономические проблемы здравоохранения – М.: ИНФРА-М, 200. – 191 с.

2.           Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. Стратегия улучшения систем здравоохранения в бывших социалистических странах. /Г.Жаркович с соавт. – М.: Федеральный фонд ОМС, 2002. – с.139 с.

3.           Вялков А.И. Основные задачи по развитию здравоохранения России в 2001-2005 годах и на период до 2010 года //Проблемы управления здравоохранением. – 2001. – №1. – с.36-51.

4.           Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. – М.: Гэотар медицина, 2003. – 329 с.

5.           Григорьев И.Ю., Григорьев Ю.И. Правовые проблемы здравоохранения и пути их решения // Вестн. новых мед. технологий. 2002 . Т. 9, № 4. - С. 100-101

6.           Доклад О ходе реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года. – М., 2001. – 89 с.

7.           Калашников В.В. Концепция и методология совершенствования экономических механизмов управления территориальным здравоохранением: Дис... д-р мед. наук /Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением РАМН (НИИСГЭиУЗ РАМН. – 1999. – 42 с.

8.           Канаева О.А. Здравоохранение России: есть ли выход из кризиса? //Вестн. СПб. ун-та. Сер. 5 Экономика. – 2000. – Вып. 3 – С. 50-59.

9.           Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387).

10.      Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387).

11.      Лисицин Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: Медицина, 2002. – 416 с.

12.      Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке. – М.:  Медицина, 2002. – 216 с.

13.      Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. – 2002. – № 2. – с.41-49.

14.      Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.

15.      Управление в здравоохранении России и США: Сборник научных трудов. – Новосибирск 2003. – 456 с.

16.      Шейман И.M. Реформа управления и финансирования здравоохранения. – М., 2003. – 320 с.

17.      Шишкин С. Дилеммы реформы здравоохранения. //Вопросы экономики. – 1998. – № 3. – С. 90-104.

18.      Экономические проблемы здравоохранения /Под ред. Кучеренко В.З. – М.: Инфра-М, 2003. – 191 с.

19.      Экономика здравоохранения: Учебное пособие /Под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЭД, 2004. – 272 с.


[1] Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – с.56

[2] Лисицин Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: Медицина, 2002. – с.169

[3] Вялков А.И. Основные задачи по развитию здравоохранения России в 2001-2005 годах и на период до 2010 года //Проблемы управления здравоохранением. – 2001. – №1. – с.36-51.