Содержание

Введение. 3

1. Сущность и функции государства. Элементы государства. 4

2. Формы государственного правления и государственного устройства. 7

3. Современное российское государство, его характеристика. 10

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что государство в настоящее время является одним из крупнейших звеньев организации социальной жизни общества и правильная его организация влияет на благополучие общества. При определении  понятия государства важно учитывать не только субъективный фактор, заключающийся в возможности неодинакового восприятия одних и тех же государственно-правовых  явлений разными людьми, но и объективные обстоятельства. Речь идет о сложности и многогранности государства  как явления  и о неизбежности многовариантного определения его понятия.

Термин «государство»  иногда используется в самом широком смысле  «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъектов, а также  - нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. По мнению Кельзена  неудовлетворительное состояние политической теории, являющийся в основе своей теорией государства в значительной мере предопределяется  тем фактором, что исследователи государства и права нередко «используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе; уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Наиболее важной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Поэтому сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности государства кА формы организации социальной жизни.

1. Сущность и функции государства. Элементы государства

Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами:

-             отношение власти и подчинения;

-             монопольными использованием насилия теми, кто владеет властью;

-             относительным постоянством;

-             институциональным измерением.[1]

Основными элементами государства являются: территория, население, власть. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средствах свою власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующее между политической элитой и остальной частью общества. Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Государство… - это отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент.

Место и роль государства в политической системе общества определяется его функциями. «Функции составляют меру свободы человека и общества, в них как бы указание гражданам, в чем и насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит только от их усилий. Функции социального государства должны принципиально отвергать две крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его регулирующей деятельности». Государство сильно благополучием своих граждан, а не унификацией их бедности.

Обычно функции государства разделяются на внешние и внутренние.

К внешним функциям относятся:

-             Защита страны от внешних нападений, предотвращение возникновения новых войн;

-             Защита государственных интересов на международной арене;

-             Развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, международными организациями;

-             Реализация принципов коллективной безопасности в международных отношениях.

Внутренние функции включают в себя:

1. Государственное регулирование экономики. В условиях перехода к рынку в нашей стране все больше распространяется мнение, что государство не должно вмешиваться в экономику, тем более осуществлять планирование. Приводят на это счет и такое, например, высказывание: «Чем больше государство планирует, тем труднее становится планировать индивиду» (Ф.А. Хайек). Безусловно, старая практика планирования и регулирования всего и вся при командно-административной системе было противоестественной и справедливо подвергнута критике. Однако, то не означает, что государство вообще должно отказаться от функции регулирования экономики. Ни одно их современных обществ не выступает против этого направления деятельности государства. Но здесь возникают две проблемы: границы политического влияния на экономику и возможные его последствия. «Политическая власть может причинять экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве». Отсюда вывод: государственная власть должна очень благоразумно и осторожно влиять на экономику. В основе принципиального подхода к этой проблеме в странах рыночной экономики лежат идеи Д. Кейнса, суть которых сводится к следующему: государство регулирует экономику таким образом, чтобы обеспечить полную занятость рабочей силы путем перераспределения прибыли и чтобы покупательская способность потребителей развевалась  пропорционально развитию средств производства. Для этого государство использует такие рычаги, как налоги, бюджет, инвестиции, кредит.

2. Социальная функция. Она заключается в создании условий для нормальной жизни людей: жилищных, экологических, продовольственных, в организации образования, здравоохранения, преобразования социальных структур, регулирования семейно-брачных отношений, предоставлении пособий определенным слоям населения и др.

3. Обеспечение правопорядка, пресечение административного произвола. Государство призвано осуществлять не только карающие меры, но и создавать условия, препятствующие росту преступности, бюрократическому насилию. Важнейшими моментами работы здесь выступают деятельность по созданию коллективов, ассоциаций по месту жительства, всемерное развитие самоуправления, периодическая ротация кадров, в том числе и административно-управленческого персонала, организация государственного и общественного контроля.

4. Культурно-воспитательная функция. С упразднением Коммунистической партии, которая выполняла эту функцию в условиях командно-административной системы, со снижением экономических возможностей страны эта функция оказалась при власти «демократов» на задворках государства. идет безудержная коммерциализация культуры, не спасающая ее от потери приобретенных ранее позитивны позиций, продолжается снижение нравственного здоровья общества, разрушения памятников культуры, снижается уровень научных исследований, образовательной и профессиональной подготовки детей и юношества. При всех экономических трудностях государство не вправе забывать, что общество без культуры – это заготконтора.

5. Защита существующего строя. Государство должно иметь надежную систему защиты завоеванных свобод и демократии, принимать все дозволенные законом меры для предотвращения гражданской войны.

2. Формы государственного правления и государственного устройства

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия главы государства ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, осуществляет независимое правосудие, муниципальное самоуправление.[2]

В президентской республике, например, США, президент является одновременно главой правительства, премьер-министром, осуществляющим подбор министров и контроль за их деятельностью. Законодательная и исполнительная власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены. Эта разделенность обеспечивается не только внепарламентским методом избрания президента и правительства, но и отсутствием у правительства прямой ответственности перед парламентом. В то же время парламент имеет свои солидные полномочия по контролю за деятельность. Правительства и президента, вплоть до отклонения законопредложений.

Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом их числа лидеров партии, одержавшей победу, и имеет ответственность перед парламентом. Парламентская республика менее распространена, чем президентская, и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии, Исландии и некоторых других странах.

Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.

К первому типу относятся такие формы правления (на пример, современная Французская республика), при которых президент получает значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент государства в таких системах выбирается на прямых выборах; он существенно влияет на создание правительства и назначения на ключевые посты. Но правительство не только зависит от президента, но ответственно и перед парламентом, может быть сменено последним.

Второй тип: в Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: их каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение: соотношение их взаимосвязи иерархических структур государства.

Существуют две основные формы: унитарна и федеративная.

Для унитарного государства (Италия, Франция, Дания, Швейцария и др.) свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Федеративная форма государственного устройства (Австралия, Австрия, Индия, Россия, США, ФРГ и др.) это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление.

Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-правовом отношении. Правд, во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право рецессии) из союза. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, то есть ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции, издание законодательных актов. Иметь собственную правовую и судебную систему. Для федерации характерно наличие двойного гражданства, двух палатная структура парламента.

Существуют и довольно своеобразные, рыхлые объединения государств. Во-первых, это конфедерации, в которые объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности – военной, внешнеполитической и др. Эти объединения крайне нестабильны. Они либо распадаются после решения поставленных задач, либо развиваются в федерацию: чему пример – США, Швейцария и др.

Во-вторых, существуют и объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. Это прежде всего Британское содружество наций и Франкофония, основывающиеся на общности языка, элементов культуры, наличие некоего наднационального аппарата.

3. Современное российское государство, его характеристика

В понятие конституционные основа российского государства входят закрепленные конституцией характеристики государства. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14-как светское.[3]

Демократическое государство

Демократизм Российской Федерации находит выражение,  прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) Представительная демократия- осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены, исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления). В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию.

б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических режимов. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.

Федеративное государство

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких правовых, равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Конституция закрепила федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21-республики, 1-автономная область, 10-автономные округа и 57-края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

Правовое государство

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Основные признаки:

а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах соответствующих естественному праву.

б) Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

г) Приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.[4]

Социальное государство

В конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Это, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием является «достойная жизнь».

Однако ч.2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

- охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного минимального размера, оплаты труда;

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социальных служб;

- установление государственных пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты.

Светское государство

Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает ее в следующих положениях:

- никакая религия не может устанавливаться в качестве  государственной или обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Республиканская форма правления

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве: ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Республиканской форме правления присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Российская Федерация относится к числу стран с президентской формой правления.

Основы организации государственной власти и местного самоуправления

Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть.

Верховенство государственной власти - прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства. Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:

- суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;

- Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

- Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

Разделение властей

Конституция фиксирует этот принцип как одну из основ, конституционного строя. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной, и судебной властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Более чем скромное наполнение столь сложного и важного принципа порождает вопросы, ответы на которые даются конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти. Следует помнить, что все эти высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей.

Органы государственной власти

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

- Президент Российской Федерации;

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

- Правительство Российской Федерации;

- Суды Российской Федерации.[5]

Конституция устанавливает предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов, а также определяет полноту государственной власти субъектов Федерации.

Местное самоуправление

Одна из форм осуществления народом людьми своей власти. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления.

Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена сущность государства как форма организации социальной жизни.

Можно сделать вывод, что государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классов, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально – экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И. Ф. Ракитская).

Форма  правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Под формой правления понимается организация власти характери­зуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве.  Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен­но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все госу­дарства по форме правления делятся на монархии и республики.

Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14-как светское.

Список литературы

1.           Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005.

2.           Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2004.

3.           Дегтярев А.А. Основы конституционного права. - М.: Наука, 2002.

4.           Иноземцев В.Л. Конституционное право: Учеб. Пособ. / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Финстатинформ, 2004.

5.           Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - М.: Дрофа, 2003.

6.           Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Инфра-М, 2004.


[1] Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - М.: Дрофа, 2003. – с. 58.

[2] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 169.

[3] Дегтярев А.А. Основы конституционного права. - М.: Наука, 2002. – с. 101.

[4] Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005. – с. 246.

[5] Иноземцев В.Л. Конституционное право: Учеб. Пособ. / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Финстатинформ, 2004. – с. 157