Содержание
Введение 3
1. Прибыль – как экономическая категория 5
1.1 Теория прибыли_ 5
1.2 Виды и норма прибыли_ 7
2. Значение и роль прибыли в условиях рыночной экономики_ 12
2.1 Экономическая сущность прибыли_ 12
2.2 Условия максимизации прибыли в различных экономических структурах 20
2.3 Роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики_ 27
2.4 Распределение прибыли_ 32
Заключение 34
Список литературы_ 36
Введение
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников. Прибыль - одна из самых распространенных категорий современной экономики. Каждый человек имеет слово "прибыль" в своем активном словарном запасе.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности. Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственности, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибылей.
Получение прибыли и ее максимизация - главная цель экономической деятельности любого предприятия. В то же время прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др. На эти факторы также можно воздействовать посредством принятия определенных управленческих решений. Перечисленные аспекты обусловили актуальность выбранной темы «Прибыль и ее роль в рыночном хозяйстве».
Обозначив актуальность темы, определим цель работы – рассмотреть многоаспектность прибыли и исследовать ее роль в условиях рыночного хозяйства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую теорию прибыли;
- рассмотреть виды и нормы прибыли;
- выявить экономическую сущность прибыли;
- определить условия максимизации прибыли;
- выявить роль прибыли в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть направления распределения прибыли.
1. Прибыль – как экономическая категория
1.1 Теория прибыли
Экономическая сущность прибыли волновала умы известных экономистов еще задолго до возникновения рыночного хозяйства. Так, например, Адам Смит (1723-1790 гг.) называл прибыль вычетом из продукта рабочего. Стоимость, созданная трудом рабочего, распадается на две части. Одну из них получает рабочий в форме заработной платы, а другая образует прибыль капиталиста. По А. Смиту прибыль – это результат того, что рабочий работает сверх нормы, необходимой для создания эквивалента его заработной платы.[1]
Выдающийся представитель английской классической политической экономии Рикардо (1772-1823 гг.) рассматривал прибыль как избыток стоимости над заработной платой. Стоимость, созданная рабочим, больше его заработной платы, откуда следовало, что прибыль есть продукт неоплаченного труда рабочего.[2] Рикардо признавал только один способ увеличения прибыли – повышение производительности труда.
В современной трактовке чистая прибыль рассматривается как остаток после того, как совершены выплаты владельцем всех факторов производства (процент, рента, заработная плата), включая издержки упущенных возможностей или так называемые неявные издержки. В условиях совершенной конкуренции совокупный продукт сводится к выплатам факторам производства то есть в этих условиях экономической (чистой) прибыли не существует. Однако такой взгляд на прибыль существовал не всегда, и его эволюция была тесно связана с эволюцией взглядов на предпринимательство. Понятие предпринимателя, выполняющего функцию, полностью отличную от функций капиталиста и управляющего, формализовал в середине восемнадцатого века французский экономист Р. Кантимон. Он показал, что расхождение между рыночным спросом и предложением создают возможности покупать дешево и продавать дорого. И людей, использующих возможности извлечения прибыли в этих условиях, Кантильон назвал предпринимателями, т.е. индивидами, желающими купить по известной цене и продать по неизвестной. Более того, он отметил, что эти действия не обязательно требуют производственной деятельности и не обязательно поглощают личные средства предпринимателя. По Кантильону, предпринимательская прибыль - это вопрос предвидения и желания брать на себя риск, а само предпринимательство - экономическая функция особого рода, состоящая в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках. Эта идея Кантильона получила дальнейшее развитие в работах американского экономиста Ф.Найта. Что касается представителей классической политической экономии, то ни Смит, ни Рикардо функций предпринимателя не выделяли, очевидно, считая, что процессы производства и капиталовложений являются более или менее автоматическими, не требующих принятия решений относительно оценок риска и всякого рода предвидения.
Так что в рассмотрении концепций предпринимательства следует сразу перейти от Кантильона к Ж.Б.Сэю, который, с одной стороны, различал предоставление предприятию капитала, а с другой стороны, многочисленные функции надзора, руководства, контроля и оценки. Вознаграждением за первую функцию является процент, а прибыль выступает как вознаграждение за рациональное соединение всех факторов производства. Сэй обращал внимание на творческий характер этой функции в отличие от рутинных, повседневных операций по управлению производством, фактически разграничивая функции предпринимателя и простого управляющего.
Как составная часть в современную теорию прибыли входит взгляд на природу прибыли, высказанный американским экономистом Ф.Найтом (1885-1972) в своей известной книге "Риск, неопределенность, прибыль" (1921), где он рассматривает прибыль как доход за несение бремени неопределенности. При этом Найт проводит четкое различие между понятиями "риск" и "неопределенность". По его мнению, значительная часть рисков в экономическом процессе исчислима, является объектом страхования и потому становится статьей издержек производства, вычитаемой из прибыли. Прибыль же, по Найту, вытекает из подлинной неопределенности и представляет собой непредвиденную разницу между ожидавшимися и реальными поступлениями от продаж как следствие угадывания цены. Следовательно, прибыль может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Неопределенность порождает несоответствие между действительным и ожидаемым доходом и количественным выражением этого несоответствия и является прибыль (убыток).
1.2 Виды и норма прибыли
Экономическая теория различает нормальную и экономическую прибыль. Нормальная прибыль представляет доход на факторы, которые предоставлены самим предпринимателем: неявные заработная плата, рента, процент. Если исключить из экономической нормальную прибыль, то останется так называемая бухгалтерская прибыль. Последняя представляет разницу между совокупными доходами и совокупными явными издержками фирмы.[3]
Создание бухгалтерской прибыли связано с функционированием трех факторов:
- физического капитала;
- предпринимательских способностей;
- труда.
Физический капитал постепенно утрачивает стоимость и физическую субстанцию. Он не может присоединить к новому продукту ничего, кроме амортизации. Предельный денежный продукт в процессе производства создается предпринимательскими способностями и трудом. Последний в силу высокой производительности способен создавать доход, превышающий заработную плату. Присвоение прибыли осуществляется капиталистом как предпринимателем и как собственником физического капитала.
На величину прибыли могут влиять многие обстоятельства. Помимо общих закономерностей она находится под воздействием частных и случайных причин.
Многие экономисты, прежде всего Й. Шумпетер, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий.
История крупнейших состояний прошлого демонстрирует значительный элемент удачи при образовании многих из них. Открытие месторождений нефти, патенты, маркетинговые и спекулятивные успехи являются примерами случайности в системе прибылей и убытков. При рассмотрении прибыли всегда нужно иметь ввиду неопределенность и риск.
В рискованных отраслях долгосрочные издержки производства должны включать наряду с заработной платой и процентом премию, которая компенсировала бы возможные убытки. Вероятно, компенсация в известных пределах необходима, но это не может служить основанием для сведения роли прибыли к выполнению этой задачи.
Некоторые экономисты характеризуют прибыль, как «монопольный доход». В условиях несовершенной конкуренции имеет место ограничение предложения факторов производства. Их нехватка может быть обусловлена самой природой. Несовершенная конкуренция приводит к появлению так называемого умышленного дефицита. Часть того, что называется прибылью, представляет доход, полученный в результате умышленного или искусственного создания дефицита факторов производства.
Таким образом, проблемы прибыли в экономике рассматриваются не с позиций отношения «наемный рабочий – предприниматель», а с точки зрения некоторых условий ее возникновения (например, дефицит ресурсов). Частично рассматриваются некоторые функции, выполняемые прибылью – стимулирование научно-технического прогресса, компенсация убытков.
В хозяйственной практике существуют следующие методы расчета нормы прибыли:[4]
1) отношение прибыли к объему продаж
р
р´ = , где (1)
объем продаж
р´ - норма прибыли;
р – прибыль.
Этот вариант характеризует отношение прибыли к потребленному в производстве капиталу.
2) отношение прибыли к акционерному капиталу
р
р´ = (2)
акционерный капитал
Этот вариант представляет измерение прибыли относительно собственного капитала фирмы.
3) отношение прибыли к активам
р
р´ = (3)
активы
Эта пропорция характеризует степень возрастания всего использованного капитала.
4) отношение прибыли к чистому воспроизводимому осязаемому капиталу фирм
р
р´ = (4)
осязаемый воспроизводимый капитал
Это характеризует прибыльность элементов вещественного капитала (здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы).
Различные методы расчета нормы прибыли отражают разные относительные оценки доходности капитала.
В рыночной экономике действует тенденция к образованию средней нормы прибыли, которую открыли представители классической школы политической экономии А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс. В ХХ веке проблемой средней прибыли занимались многие известные экономисты. Английский экономист Дж. Робинсон писала: «Средние издержки должны включать среднюю прибыль на единицу выпуска».[5]
Усреднение прибыли есть результат ее выравнивания вследствие внутри- и межотраслевой конкуренции. Норма прибыли (отношение прибыли к капиталу) может быть низкой или высокой. Капиталы привлекаются в отрасли с высокой и отвлекаются из отраслей с низкой нормой прибыли. В одних отраслях с низкой нормой прибыли из-за утечки капитала сокращается объем производства, уменьшается предложение, изменяется соотношение между спросом и предложением, растут цены на выпускаемую продукцию, а вместе с ними и нормы прибыли. Наплыв капитала в другие отрасли (с высокой нормой прибыли) ведет к расширению производства товаров, увеличению предложения. Из-за превышения предложения над спросом цены падают, а вместе с ними и нормы прибыли. Переливы капитала из одной отрасли в другую в конце концов приводят к выравниванию прибылей.
Усреднение нормы прибыли не означает формирования одинаковой нормы прибыли для всех корпораций и сфер производства.
Правило выравнивания прибылей действует, но на практике встречает определенные препятствия, к которым можно отнести:
- меры государственного регулирования;
- барьеры стратегического сдерживания;
- неравномерность развития отдельных отраслей.
Прибыльность в значительной мере зависит от уровня издержек, которые в силу тех или иных причин могут быть высокими или низкими. Через переливы капитала, изменение цен и прибылей устанавливаются и поддерживаются пропорции в народном хозяйстве.
Развитие рыночного хозяйства предполагает становление частной собственности и формирование частного капитала. Очевидно, что собственник не станет работать себе в убыток и вкладывать личные средства в убыточное производство, поэтому прибыль в условиях рынка становится индикатором, показывающим, стоит продолжать заниматься данным бизнесом или нет.
В следующей главе рассмотрим современное понятие прибыли и ее роль в условиях рыночного хозяйства, порядок ее формирования и распределения.
2. Значение и роль прибыли в условиях рыночной экономики
2.1 Экономическая сущность прибыли
Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.[6]
В этом показатели находят отражение все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому прибыль выступает как конечный, оценочный показатель. Для предприятия значение прибыли велико, так как она является одним из основных собственных финансовых ресурсов предприятия.
Прибыль - эта важнейшая категория рыночных отношений, она обладает тремя функциями:
1. экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности;
2. стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
3. одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы. Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.
Экономическая - прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
Конечно, одним универсальным показателем прибыли невозможно оценить деятельность коммерческой фирмы. Поэтому при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется система показателей. В целом, результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.
Стимулирующая. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.
Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.[7]
Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.
На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера:
- организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью;
- конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- уровень производительности труда;
- затраты на производство и реализацию продукции;
- уровень цен на готовую продукцию;
- и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Не действует в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствует о расстройстве экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, рост инвестиций в реальный сектор экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.
По большому счету, принципы собственника и участника являются взаимозависимыми. Если компания не приносит соответствующего дохода для удовлетворения потребностей своих акционеров, то она не будет иметь доступа к дополнительному акционерному капиталу для роста и расширения своей деятельности. Если компания не получает хорошую прибыль, то она не сможет привлечь заемные средства и использовать прибыль для реинвестирования; она также не будет обладать достаточными ресурсами для удовлетворения потребностей участников. Следовательно, прибыль имеет существенное значение для удовлетворения потребностей участников деятельности компании. Получение высоких прибылей совместимо с принципом участника, а максимизация прибыли в ущерб другим участникам не соответствует этому принципу.
Прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов:
- виды доходов и расходов, их оценка;
- момент признания конкретного расхода;
- степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др.
Видов доходов и расходов, равно как и способов их агрегирования, достаточно много, однако с позиции текущей деятельности структура и значимость отдельных их видов существенно различаются. Так, основным видом дохода выступает выручка от реализации продукции, она и доминирует в составе общих поступлений. Что касается текущих расходов, то здесь ситуация несколько иная – число значимых по удельному весу и различающихся по содержанию видов расходов гораздо больше. К примеру, расходы по оплате труда принципиально отличаются от расходов по выплате процентов за пользование банковским кредитом. Поскольку для оценки и калькулирования себестоимости продукции принято обособлять сущностно различающиеся виды расходов, появляется множественность показателей прибыли как результат последовательного вычитания очередного вида расходов из общей суммы доходов.
Любое действие в отношении предприятия, в том числе и в плане раскрытия информации о нем, определяется интересами лиц, оказывающими или могущими оказать значимое влияние на это предприятие. Прежде всего к ним относятся поставщики капитала и государство. Поэтому можно выделить две основные причины публичной дифференциации расходов и вызываемой тем самым множественности прибыли:
- интересы отдельных групп пользователей;
- степень централизованной регулируемости расчета итоговой прибыли.
Деятельность любого предприятия в той или иной степени входит в сферу интересов множества лиц. В основном эти интересы касаются принятия решения о целесообразности взаимодействия с данным предприятием, то есть участия (прямого или косвенного) в генерировании им дохода и, как результат, получения своей части этого дохода. И на момент принятия подобного решения, и в ходе участия в деятельности предприятия заинтересованное лицо оценивает целесообразность своего выбора по некоторым критериям – чаще всего показателям прибыли и рентабельности.
Участие лиц, имеющих отношение к предприятию и взаимодействующих с ним, в распределении общих поступлений, которые затем и делятся между этими лицами, заключается в получении заработной платы, процентов, обязательных платежей, дивидендов и т.д. Приведенные на схеме притоки и оттоки финансовых ресурсов разноплановы по многим параметрам, но именно в этих потоках как раз и заключены вознаграждения всех заинтересованных лиц. Несмотря на множественность этих лиц, их можно сгруппировать в несколько групп и увязать с конкретными показателями прибыли.
Для пояснения логики обособления этих групп будем исходить из последовательности формирования конечного финансового результата – чистой прибыли (Рисунок 1).
Приведенная на рисунке 1 схема является универсальной и предназначена лишь для объяснения логики формирования чистой прибыли и отражения интересов лиц, влияющих на деятельность предприятия.
Как следует из рисунка 1, укрупненно алгоритм распределения текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно уменьшается на величину:
- затрат труда и материалов (материальные расходы);
- процентов за пользование кредитами и займами;
- уплачиваемых налогов и обязательных платежей;
Остаток прибыли распределяется между владельцами коммерческой организации. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя. При этом значимость каждого из них различна для различных категорий лиц, заинтересованных в деятельности данной коммерческой организации.[8]
Безусловно, алгоритмы распределения доходов на практике более сложны в отношении расчетной базы, последовательности начисления, порядка выплаты и т.д., однако, с позиции методологии и логики данных процедур приведенные рассуждения представляются достаточно обоснованными.
Приведенная схема распределения доходов коммерческой организации составлена с учетом интересов четырех крупных групп, имеющих прямое или косвенное отношение к ее деятельности.
Первая группа – это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы – прибыль до вычета процентов и налогов.
Вторая группа – это государство, которое заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Предоставляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распорядительных документов и в определенном смысле способствуя ему с помощью различных льгот, протекции, финансирования и подобных им, государство рассчитывает в свою очередь на получение определенного дохода посредством системы налогообложения. С позиции интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку именно она служит тем источником, из которого государство получает свою долю от общих доходов коммерческой организации. Чем больше значение этого показателя, тем больше и отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.
Третья группа – это владельцы коммерческих организаций. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, то есть один из показателей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли. Поскольку основную долю в группе собственников составляют владельцы обыкновенных акций, ключевым индикатором служит прибыль, доступная к распределению среди владельцев обыкновенных акций.
Четвертая группа включает в себя работников коммерческой организации и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и путем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, проценты по текущим кредитам и займам, возможность сбыта своей продукции данной организации и т.д.). Вознаграждения этой группы лиц из общей суммы текущих поступлений скрыты в себестоимости продукции и других расходах.
Таким образом, можно выделить как минимум четыре показателей прибыли, играющую определенную роль в деятельности предприятий (Рисунок 2):
- валовая (маржинальная) прибыль;
- прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль);
- чистая прибыль;
- реинвестированная прибыль.
Условия максимизации прибыли в различных экономических структурах вытекают из интересов пользователей прибыли, перечисленных выше. Механизм максимизации также различен. К примеру, коммерческое предприятие может максимизировать маржинальную прибыль путем снижения издержек производства. Государство – путем ставок налогообложения прибыли.
Таким образом, прибыль – это главный результат предпринимательской деятельности, то ради чего, собственно и осуществляют свою деятельность коммерческие структуры.
Прибыль - основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней, приращения капитала хозяйствующего субъекта, социального развития и роста благосостояния собственников. В рыночной экономике одной из целей предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финанасово-хозяйственной деятельности. Поэтому максимизация прибыли - это первостепенная задача любого хозяйствующего субъекта.
2.2 Условия максимизации прибыли в различных экономических структурах
Как мы уже выяснили, прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений). Прибыль выполняет две важнейшие функции:
- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия.
Прибыль является основным показателем эффективности производства.
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом):[9]
П = Д – И,
Где П – прибыль;
Д – доходы;
И – издержки производства
Для максимизации прибыли важным является выявление факторов, повлиявших на размер прибыли. Наиболее важное значение имеет анализ «затраты -выручка-прибыль» предполагает использование трех элементов:
- маржинальный доход;
- относительный доход;
- передаточное отношение, или операционный (производственный) рычаг.
Маржинальный доход (МД) – это разница между выручкой от продаж (В) и переменными затратами на ее производство (ПЕР):[10]
МД = В – ПЕР
Относительный доход (СОД) – это маржинальный доход (МД), выраженный в процентах по отношению к выручке от продаж (В)
СОД = (МД / В) *100
Передаточное отношение (ПО) – это отношение маржинального дохода (МД) к прибыли от реализации продукции (Пр):
ПО = МД / Пр
Маржинальная прибыль выше там, где выше удельный вес постоянных затрат. Это объясняется тем, что в условиях научно-технического прогресса постоянные затраты растут более высокими темпами, чем переменные, в основном за счет использования более производительного и соответственно более дорогого оборудования, что дает снизить переменные затраты за счет повышения производительности труда
Большие или меньшие потенциальные возможности предприятий определяются с помощью передаточного отношения, то есть рычага, называемого операционным или производственным. Передаточное отношение выражает взаимосвязь между переменными и постоянными затратами, и оно тем выше, чем выше постоянные затраты по отношению к переменным. При равном росте объема реализации более высокие темпы роста прибыли будут у тех предприятий, у которых больше передаточное отношение (ПО), так как:
D Пр = ПО * D В,
где D Пр – темпы роста прибыли в планируемом периоде, %;
D В - темпы роста выручки от продаж в планируемом периоде, %.
Маржинальный метод анализа взаимосвязи «затраты -выручка-прибыль» позволяет:
- рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации;
- определить соотношение затрат, цены и объема реализации продукции;
- достаточно точно планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды продукции и производства.
Одно из важнейших преимуществ маржинального метода состоит в том, что с его помощью можно определить так называемый уровень нулевой прибыли, то есть тот объем реализации, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков. Условием уровня нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от продаж равна переменным (ПЕР) и постоянным (ПОС) затратам:
В = ПЕР + ПОС
Объем реализации в натуральном выражении при уровне нулевой прибыли можно определить по следующей формуле:
ОР нат = ПОС / МД ед,
где ОР нат - объем реализации в натуральном выражении;
ПОС – постоянные затраты;
МД ед – маржинальный доход на единицу продукции.
Этот же показатель в денежном выражении определяется следующим образом:
ОРруб. – объем реализации в денежном выражении;
ОД – относительный доход.
Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и т.п.).
Прибыль является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия.
В то же время прибыль - понятие не однозначное. Так, нормальную прибыль можно рассматривать как элемент внутренних издержек: она есть та минимальная плата за предпринимательский талант и работоспособность, которая удерживает предпринимателя именно в данной сфере бизнеса. Сегодня такая концепция принята и отечественной экономической наукой, хотя и не служит практике государственного управления.
Большинство наших экономистов по-прежнему отмечает, что целью предпринимательской фирмы является максимизация прибыли. Однако в действительности современная западная экономическая литература предлагает варианты оптимизации хозяйственной деятельности фирмы, но в их основу принцип максимизации прибыли не заложен. В условиях устоявшихся рынков важнее не максимизация прибыли, а устойчивость объема продаж (оплачиваемых, разумеется). То есть решение задачи удержания на возможно большем временном интервале определенного уровня прибыли. На взгляд автора данной работы, исходя из постулата современной экономической теории об ограниченности природных ресурсов и неограниченности человеческих потребностей, более осознанный подход к данной проблеме состоял бы в оптимизации прибыли за счет направления усилий в сторону управления затратами и формированием прибыли. К сожалению, сегодня нашими экономистами, как и предпринимателями, делается упор на вопросы распределения и использования прибыли и упускается из виду сам процесс формирования прибыли, управления прибылью в целом.
Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.
Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действии или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. Уровень прибыли и уровень предпринимательского риска находятся между собой в прямо пропорциональной зависимости.
Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат, а также с действующим порядком ее налогового регулирования.
Таким образом, максимизация прибыли осуществляется путем выбора видов затрат при заданной производственной функции, заданных ценах выпуска и ценах затрат факторов производства. Любая структура должна выбрать такую траекторию, которая бы позволила получать максимальную текущую прибыль, благодаря рациональному выбору производимого или продаваемого товара (продукции), его объема, цены, предложения, региона реализации, партнеров и т.д.
Различают следующие виды прибыли:
- прибыль бухгалтерская – прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды;
- прибыль валовая – часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов;
- прибыль нормальная - издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль. Представляет минимально необходимую прибыль для возмещения неучтенных издержек самого предпринимателя (затрат его труда, использования личного имущества);
- прибыль чистая (остаточная) – прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений, обязательных платежей;
- прибыль экономическая – разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки. Исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.
Таким образом, прибыль играет главенствующую роль в условиях рыночной экономики, которая будет рассмотрена в следующем разделе.
2.3 Роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики
Рассмотрим, какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики (Рисунок 2).
Рисунок 2. Роль прибыли в условиях рыночной экономики
1) Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.
Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.
Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства. Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.
2) Прибыль предприятия создаст базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.
3) Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.
4) Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях- тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
5) Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
6) Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.
7) Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.
Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от «теневой» деятельности предприятий и тому подобному.
Рассмотрим, полностью ли лишены «позитива» эти виды прибыли с позиций экономического развития общества в целом.
Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций (так называемых «арбитражных сделок», основанных на разнице в ценах покупки и продажи), является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска и служит действенным механизмом выравнивания уровня цен на отдельных региональных рынках. В рамках организованного биржевого рынка - товарного, фондового, валютного - спекулятивные сделки служат основным механизмом страхования ценового риска для предпринимателей, избегающих этого риска.
Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так называемая «сверхприбыль» от монопольной деятельности), создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.
Прибыль, полученная предприятием от «теневой» деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие «правила игры» в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а соответственно и объема «теневой» прибыли) является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода.
Таким образом, прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации, а также государства в целом. Поэтому важно определить состав прибыли. Об этом и пойдет речь в следующем разделе.
2.4 Распределение прибыли
Функционирование предприятий на началах коммерческого расчета приводит к тому, что прибыль выступает не только в качестве главного результата финансово-хозяйственной деятельности, но и источника удовлетворения разнообразных потребностей как самого предприятия, так и общества в целом. Прибыль — важный источник расширения производства и обеспечения других внутрихозяйственных потребностей; часто ее используют для материального стимулирования работающих и удовлетворения их социальных запросов; постоянно возрастает роль прибыли в формировании бюджетных, внебюджетных и благотворительных фондов.
В условиях, когда прибыль удовлетворяет разнообразные потребности, важной задачей становится разработка экономически обоснованной системы ее распределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системе распределения прибыли органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников.
предприятия свободны в распределении прибыли за исключением обязательных отчислений в резервный фонд, формирование которого в соответствии с законом обязательно для некоторых видов юридических лиц (АО), а также сумм санкций вносимых в бюджет за счет чистой прибыли (пени, платежи за загрязнение окр.среды и т.п.)
Основные направления распределения чистой прибыли:
1. Суммы, вносимые в бюджет в виде санкций в соответствии с действующим законодательством
2. Отчисления в резервный фонд
3. Средства, направляемые в фонд накопления (на пополнение ОС и на капитальные вложения)
4. Средства, направляемые в фонд потребления – на выплату работникам премий, мат помощи и т.п.
5. Средства, направляемые в фонд социальной сферы – строительство жилья, больниц и т.п.
6. Суммы, направляемые на выплату дивидендов
7. Платежи за сверхнормативные выбросы веществ загрязняющих окружающую среду.
Заключение
Прибыль является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия. Отсюда следует актуальность понятия прибыли как экономической категории. Не случайно, государство через законодательство регулирует порядок формирования и расходования прибыли.
В то же время прибыль - понятие не однозначное. Так, нормальную прибыль можно рассматривать как элемент внутренних издержек: она есть та минимальная плата за предпринимательский талант и работоспособность, которая удерживает предпринимателя именно в данной сфере бизнеса. Сегодня такая концепция принята и отечественной экономической наукой, хотя и не служит практике государственного управления.
Управляя издержками производства можно управлять размером прибыли в соответствии с планами организации. Это означает, что прибыль – величина зависимая и ее можно максимизировать, проведя соответственный факторный анализ элементов, от которых зависит размер прибыли.
Тем не менее, исходя из постулата современной экономической теории об ограниченности природных ресурсов и неограниченности человеческих потребностей, более осознанный подход к данной проблеме состоял бы в оптимизации прибыли за счет направления усилий в сторону управления затратами и формированием прибыли
Принятию управленческих решений должны предшествовать анализ и оценка исходной ситуации на предприятии, особенно если речь идет об основном источнике его жизнедеятельности - прибыли. Система отслеживания исходной экономической информации внутри предприятия должна быть максимально простой и конкретной. Например, можно осуществлять управление прибылью, определив, в каком именно звене производственной, либо финансовой деятельности предприятия она образуется. Технология дифференциации центров затрат и центров прибыльности на предприятии (контроллинг) - не что иное, как отражение на практике понимания прибыли как управляемой, а не случайной величины. Поэтому для того, чтобы управлять прибылью необходимо владеть знаниями о природе ее происхождения, факторах, влияющих на ее величину.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерная, арендная, частная и другие формы собственности, получив финансовую самостоятельность, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет, других обязательных платежей и отчислений.
Подводя итоги изложенному, можно сделать следующий вывод. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Список литературы
1. Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004
2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2004
3. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003
5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003.
6. Справочник финансиста предприятия / Коллектив авторов. М.: ИНФРА-М, 2004
7. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003
9. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Шеремет А.Д. Управленческий учет. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004
11. Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2003.
12. Экономика: краткий курс / Авт. Сост. Руденко В.И. – М.: Дашков и К0 , 2004
[1]Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 33
[2]То же, с. 47
[3]Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003. – с. 212
[4]Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003. – с. 213
[5]Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986 г. – с. 140
[6] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003 . – с. 262
[7]Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166
[8] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2004. с. 371
[9] Экономика: краткий курс / Авт. Сост. Руденко В.И. – М.: Дашков и К0 , 2004. с. 57
[10] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., до. и перераб. / Коллектив авторов. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 127