Содержание
1. Понятие АТР, его место в мировой экономике. 3
2. Ресурсный потенциал АТР, его особенности. 6
3. АТЭС, ее роль в развитии стран АТР. 10
4. Интеграционные процессы в АТР, тенденции развития. 17
Список литературы.. 27
Приложения. 28
1. Понятие АТР, его место в мировой экономике
Если руководствоваться только чисто географическим подходом с акцентом на азиатский континент, то по большому счету в АТР уже сложился «азиатский четырехугольник»: Япония — Китай — НИС — АСЕАН. АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация, включающая Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже — Бруней и Вьетнам. (В экономических публикациях, в ряде материалов ЮНКТАД, МБРР введено понятие АСЕАН-4, т. е. первые четыре страны.).
Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. В связи с этим видение интеграционных процессов в АТР отличается от подхода к оценкам европроцессов. Анализ внутрирегионального взаимодействия и особенно связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне.
Начиная с 60-х годов в национальных хозяйственных системах стран АТР наблюдались стабильно высокие темпы роста, причем основные экономические показатели их развития существенно превосходили среднемировые значения. В рассматриваемый период все страны АТР имели чрезвычайно высокие темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП). Аналогичная тенденция наблюдалась в сфере внешней торговли: за 1990-1995 гг. практически все государства региона смогли удвоить как внешнеторговый оборот, так и золотовалютные запасы.
В результате за сравнительно небольшой промежуток времени государства региона смогли не только выдвинуться в лидирующую группу в международных сравнениях хозяйственных результатов, но и постоянно увеличивали свой экономический потенциал. Динамичное развитие АТР, особенно его восточно-азиатской части, дало аналитикам серьезные основания, чтобы утверждать, что в скором времени этот регион станет основным мировым финансовым и торговым центром, вытеснив с главных ролей североамериканскую и европейскую экономические системы. Действительно, как показывает статистика, значение АТР в мировом хозяйстве растет чрезвычайно быстрыми темпами. В 1967 году ВНП, созданный в регионе, составлял 38%, в 1987 году он достиг 45%, а уже к 2003, по данным Экономической комиссии ООН для Азии, на его долю приходилось 60% мирового ВНП (4,5 трлн. долл.) и 40% мировой торговли (1,1 трлн. долл.).[1]
Помимо высоких темпов экономического развития и увеличения товарооборота страны АТР выделялись также и по ряду других характеристик, связанных прежде всего с прогрессивными изменениям в технологии производства. Существенный прогресс в сфере НТП позволил им не только перестроить и рационализировать хозяйственную систему, но и существенно увеличить производительность труда. Достижения, полученные ими в этой области, стали хрестоматийными примерами возможностей экономического развития в XX веке.
Эффективное развитие реального сектора экономики создало надежную основу для финансового благополучия стран АТР. Экономический рост в совокупности с отдельными особенностями институциализации хозяйственных систем государств региона обусловили высокую норму сбережений, т.е. позволили сформировать финансовую базу для поддержания высокой динамики развития на перспективу. В целом АТР по уровню сбережений значительно опережает другие регионы мировой экономической системы. Так, например, по группе стран, входящих в семерку наиболее промышленно развитых, средний уровень сбережений по отношению к ВНП составлял 8.1% в 2002 г. и 7.8% в 2003 г. В АТР в этот период, по оценкам Международного валютного фонда, средний уровень сбережений был свыше 13% ВНП. Естественно, это привело к более высоким размерам банковских депозитов и резервов. В результате к 2004 г. 41% всех банковских резервов мира был сосредоточен в семи ведущих странах Восточной Азии по сравнению с 17% в 1980 г.[2]
Экономическое развитие стран АТР и особенно восточно-азиатских стран вплоть до середины 90-х годов не внушало каких-либо серьезных опасений и позволяло достаточно уверенно прогнозировать на коротком периоде дальнейшее увеличение экономического потенциала стран АТР и возрастание их роли в мировой экономике.
2. Ресурсный потенциал АТР, его особенности
АТР — район больших экономических и социальных контрастов, но жители этого региона имеют много общих интересов; вместе с другими народами развивающихся стран они ведут борьбу за национальную независимость и преодоление экономической отсталости, доставшейся им в наследство от эпохи колониализма.
Регион обладает богатейшими запасами нефти. В ее недрах находится около 50 млрд. т разведанного «черного золота», что составляет около 60% всех нефтяных запасов капиталистического мира. До 70-х годов добыча нефти в странах Юго-Западной Азии почти полностью контролировалась крупнейшими капиталистическими монополиями, получавшими от этого колоссальные прибыли. Все нефтедобывающие страны, действуя в рамках Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), регулируют цены на нефть, защищая свои интересы в противоборстве с международными монополиями. Важнейшим историческим событием в жизни народов Юго-Западной Азии явилось установление национального контроля над иностранными нефтедобывающими компаниями. В результате чего Ирак, например, полностью национализировал иностранные компании, а Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ и Бахрейн приобрели (путем выкупа акций) большую часть собственности иностранных нефтяных монополий.[3]
В недрах имеются также огромные запасы природного газа (около 10 триллионов куб. м, т.е. 20 % всех запасов мира), обнаружены и добываются хромитовые, железные, медные, марганцевые, свинцовые, цинковые, сурьмяные, молибденовые руды, фосфориты, бокситы.
Страны АТР производят ценное сельскохозяйственное сырье. Некоторые виды сельскохозяйственной продукции стран АТР занимают видное место на международном рынке. Так, Турция является мировым поставщиком мохеровой шерсти, или «тифтика» (шерсти ангорской козы), из которого вяжутся трикотажные изделия. Афганистан — крупный экспортер лучших сортов каракуля и каракульчи. Мировой известностью пользуется сорт кофе мокко (получивший свое название по йеменскому центру кофейных плантаций — городу Моха). Свыше 80% мирового производства фиников приходится на Ирак. Большой известностью пользуется турецкий и иракский твердый ячмень (для пивоварения и производства макаронных изделий), а также экспортируемые из Турции изюм, орех фундук, валонея и лакрица (лекарственные растения). Иран на мировом рынке известен не только как крупнейший поставщик нефти, но и как экспортер хлопка и сушенных фруктов (сабзы, миндаля и др.) и т.д. Известностью пользуются некоторые изделия кустарно-ремесленного производства: ковры (Иран), трикотажные и текстильные изделия (Сирия).
Страны этого региона обладают благоприятными природными условиями и богатыми ресурсами для создания многоотраслевой национальной промышленности. В индустриализации и использовании природных богатств наиболее заметных результатов добились Турция, Ирак, Сирия, Иран. В хозяйственном развитии этих и ряда других государств региона большую помощь оказывал Советский Союз.
В Центральной и Восточной Азии расположено крупнейшее в мире государство по количеству населения — Китай. Он богат различными природными ресурсами. Многие районы отличаются немалыми запасами полезных ископаемых. Инфраструктура, также как и государство в целом, развивается исключительно неравномерно. Основное население и объекты инфраструктуры сосредоточены в восточной части страны.
Основу топливного баланса Китая составляет уголь, на долю которого приходится свыше 70% потребляемых энергетических ресурсов. Вторым по значению первичным источником энергии является нефть. Ее доля в топливно-энергетическом балансе страны составляет 23%, природного газа — 3%, гидроэнергии — 4%. КНР располагает рядом небольших промышленных установок для получения жидкого топлива из угля.
Учтенные запасы угля оцениваются в 600 млрд. т. Угли большей частью хорошего качества (более 2/3 запасов — битуминозные, частично — коксующиеся). Многие месторождения отличаются значительной мощностью, неглубоким горизонтальным или пологим залеганием пластов, удобным для разработки. Подавляющая часть учтенных ресурсов угля сосредоточена в Северном Китае. Залежи угля часто располагаются вблизи месторождений железной руды.
Северный Китай — единственный район, который располагает значительными излишками угля для снабжения других, менее обеспеченных топливом частей страны. Самое крупное в Северном Китае и во всей стране месторождение находится вблизи города Датун (провинция Шаньси). Датунский уголь потребляется на железных дорогах, промышленных предприятиях Северного и Восточного Китая. Следует назвать также старейшие в стране Кайлуаньские копи (провинция Хэбэй), которые поставляют коксующийся уголь для металлургических предприятий Северного, Северо-Восточного и Восточного Китая. Северный Китай располагает и разработками антрацита, идущего в другие районы, в большой мере в Шанхай.
Китай принадлежит к числу богатых нефтью стран мира. Уже в 50-х годах были выявлены крупные запасы нефти в Северо-Западном Китае — в провинции Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в Цайдамской впадине (Тибетское нагорье). Началась и вскоре принесла обильные плоды разведка месторождений нефти в Северо-Восточном Китае на низменности, образованной реками Сунгари и Ляохэ. В последующие годы открыты значительные залежи нефти в провинциях Шаньдун, Хэбэй; ведется интенсивное исследование прибрежных районов континентального шельфа Бохайского залива. Желтого и Южно-Китайского морей. Информация по импорту нефти и нефтепродуктов в Китай в январе-ноябре 2004 г. содержится в приложении 1
Состояние производственной инфраструктуры АТР определяется несколькими основными факторами: географическим положением стран, уровнем их развития, производственной специализацией. Так в странах расположенных на материке ведущими видами транспорта являются железнодорожный, речной, автомобильный, в то время как в островных государствах морской транспорт. Ряд стран (Сингапур, Филиппины), используя свое положение на перекрестке морских путей имеют сильно развитую морскую инфраструктуру и представляют соответствующие услуги международному сообществу. Большинство же государств специализируется на производстве натурального каучука, добыче полезных ископаемых, включая нефть (Индонезия, Бруней, Малайзия и др.), выращивании продуктов тропического сельского хозяйства. Только Малайзия дает 45% мирового производства натурального каучука. Она же занимает первое место в мире по добыче оловянной руды.
3. АТЭС, ее роль в развитии стран АТР
В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии, На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2006 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в 2003 г.
Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЗС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона.
АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг. (Сянган), Тайвань, Мексика; Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.
АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако, выгоды получат, прежде всего, наиболее конкурентоспособные страны.[4]
Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:
- во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;
- во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай.
Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий;
- в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли;
- в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи.
В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».
Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.
Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение Таможенных тарифов будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.
Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других, более интегрированных региональных группировок, тем более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона.
Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами.
Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана.
В середине 2004 года на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).[5]
По некоторым данным среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до 2004 г. составляли 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении значительно опережали своих промышленно более развитых западных партнеров. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет лидером экономического роста мира.
С учетом нерешенных проблем возможны три варианта развития АТЭС в ближайшие годы. Согласно первому варианту данная организация будет следовать по пути, начертанному в Богорской декларации. Однако из-за ее расплывчатости сохраняются возможности для обхода и фактического невыполнения достигнутых договоренностей.
Второй (наиболее вероятный) вариант закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем экономических взаимоотношений в бассейне Тихого океана. Однако в этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В таких условиях возрастет значение других, более целенаправленных региональных группировок, например, АСЕАН.
Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и Западной Европе, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой экономики и угрожать раздроблением глобальной системы экономических связей на региональные блоки. В Азии в этом случае особое значение приобретет формирование зоны свободной торговли в АСЕАН или расширение сотрудничества в рамках АТЭС, но главным образом между ее азиатскими участниками.
Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить свободный режим торговли к 2010 г. для развитых стран региона и к 2020 г. — для всех остальных членов АТЭС. Определено 15 секторов торгово-экономических отношений, в которых либерализация начинается прежде всего. При этом в девяти секторах (оборудование и услуги по охране окружающей среды, рыболовство, выпуск игрушек, лесоводство, драгоценные камни и украшения, химия, телекоммуникационные продукты, оборудование и услуги для энергетики, медицинское оборудование) конкретные меры по либерализации либо были приняты уже в 1998 г., либо имеют перспективу реализации в 1999 г. Далее на очереди снятие барьеров в таких секторах, как производство растительного масла, каучука, удобрений, гражданских самолетов, автомобилестроение.
Участие России в гигантской по размерам и обороту зоне свободной торговли имеет для нее исключительно важное значение — вероятные материальные выгоды могут исчисляться миллиардами долларов в год.
4. Интеграционные процессы в АТР, тенденции развития
К числу наиболее значительных факторов, обеспечивших быстрое развитие стран АТР, следует отнести эффективное использование ими широкого круга механизмов межстранового взаимодействия: многопозиционного экономического сотрудничества, партнерского учета хозяйственных, политических и социальных интересов, согласования позиций на мировых рынках и т. д. В условиях быстро меняющейся в мире обстановки этот процесс был крайне сложен: созданию единой группировки в районе Азиатско-тихоокеанского бассейна в первую очередь препятствовали чисто географические особенности данного региона. В его границах существует большое количество стран, отличных друг от друга не только культурными и этническими особенностями, но прежде всего структурой хозяйства и уровнем развития. Кроме того, следует иметь в виду, что проблемы взаимодействия в регионе находятся в зависимости не только от экономических целей расположенных здесь государств, но и от военно-политических амбиций наиболее крупных и развитых из них.
Умелое маневрирование в этом сложном процессе позволило за исторически короткие сроки создать систему внутрирегионального разделения труда, обеспечившую мощные импульсы роста для всех ее участников. При этом страны, входящие в АТР, не только создали быстро растущие экономики и расширили рынки, но одновременно смоделировали ситуацию, когда их зависимость от торговли со странами, находящимися за пределами данного региона, получила устойчивую тенденцию к сокращению, и напротив, внутрирегиональные связи резко интенсифицировались. В настоящее время средний показатель взаимного внешнеторгового оборота стран региона составляет 63% их общего объема, тогда как у стран ЕЭС он меньше 60%.
Показательно, что этот процесс наблюдается не только в целом по АТР, но и по отдельным странам, входящим в него. Так, объем внутрирегионального экспорта стран Восточной Азии вырос с 228 млрд. долл. в 1995 г. до 516,1 млрд. долл. в 2004 г., а импорта - соответственно с 233 млрд. долл. до 499 млрд. долл. Это составляет 39,3% общего объема экспорта и 40,3% объема импорта этих стран.[6]
Рост значения АТР в мировой торговле отразился на переориентации связей на этот регион крупнейшей мировой державы — США, для которой тихоокеанский рынок стал основным во внешней торговле. Если ранее ее основные товарные потоки направлялись в Европу, то к середине 2004 года объем торговли США со странами АТР на 40% превышает размеры торговли со странами ЕЭС, а американский экспорт в Японию превосходил объемы вывоза товаров и услуг во Францию, Италию и ФРГ, вместе взятые.
Для всех стран АТР заметную роль стала играть внутрирегиональная диверсификация хозяйственных связей. Наращивая объемы производства, они одновременно расширяли круг контрагентов за счет освоения рынков стран-партнеров по экономическому сообществу. Таким образом, их развитие все меньше зависело от конъюнктуры, складывающейся в отдельных национальных экономиках, и все больше ориентировалось на общерегиональную ситуацию.
Так, в объеме экспорта Южной Кореи доля США и Японии в 1993 г. составляла соответственно 33,7% и 21,6%, а в 2001 г. — уже 26,5% и 17,8%. В том же направлении происходили изменения показателей в экспорте Тайваня: в 1993 г. - 47,7% и 13,7%, а в 2001 г. - 29,3 и 12%. Аналогичные процессы наблюдались и в других странах региона.
Диверсификация географической структуры экспорта в этих странах происходила за счет увеличения доли поставок в АСЕАН, КНР, Индокитай. Например, доля КНР в экспорте Гонконга увеличилась в 1993 - 2001 гг. с 11,7 до 27,3%, а в экспорте Тайваня - с 2 до 6,1%. К 2004 г. товарооборот стран АСЕАН с Японией, Южной Кореей, Тайванем уже в 1,7 раза превосходит объем их торговли с США.
Важным отражением активизации интеграционных процессов в АТР явилось взаимное усиление внутрирегиональных инвестиционных потоков, которые в процессе развития региона расширили не только объемы, но и географию. Если до середины 80-х основными поставщиками инвестиционных ресурсов в страны АТР были США и Япония, то после 1985 г. произошло расширение круга участников инвестиционного процесса за счет подключения других стран региона, до этого являвшихся лишь реципиентами иностранного капитала.
В настоящее время процессы внутрирегионального взаимодействия стран АТР приобретают все большую интенсивность. По оценкам, проведенным специалистами «Mitsubishi Research Institute», в начале настоящего столетия объем потоков капиталов, товаров, информации и людей возрос в этой экономической зоне в 5-6 раз по сравнению с 1990 г.
Чтобы их обеспечить, необходимо развитие эффективной институциональной базы сотрудничества. В настоящее время она существует в виде ряда организаций, способствующих этому процессу, среди которых основную роль играют три института: АТЭС, СТЭС и ТЭС. Наряду с этим осуществляется ряд экономических проектов под эгидой ООН и других межправительственных организаций, способствующих созданию свободных экономических зон, осуществлению международных программ по развитию торговли, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, охране окружающей среды и др.
Следует отметить, что эти объединения создавались в довольно жестких дискуссиях политиков, экономистов и ученых различных стран, которыми были предложены различные варианты формирования «тихоокеанского сообщества». При этом в основе рассматриваемых программ лежали не только вопросы экономического взаимодействия, но и политического, и военного сотрудничества в регионе, что создавало много сложностей в определении взаимоустраивающих позиций. Кроме этого создание сообщества в рамках АТР сталкивается и с другими проблемами, такими как региональные конфликты, хрупкость демократических режимов, угроза экономической безопасности, распространение ядерных вооружений и т. д.
Основная часть этих трудностей преодолевается с большим напряжением. Это явилось причиной того, что пока взаимодействие стран АТР происходит преимущественно на основе двухсторонних соглашений. И в этом случае особенно интенсивно протекают процессы взаимодействия в этнически родственных странах или странах, имеющих примерно равный уровень развития.
Так, с 1994 г. вступил в силу договор о свободной торговле между североамериканскими странами, ликвидировавший таможенные тарифы, затрудняющие процесс взаимообмена, и предоставивший нормальные условия взаимного инвестирования. Формирование данного блока закрепило и расширило ранее существовавшие связи стран, подписавших документ.
Другое ядро интеграционных процессов образовалось в южной части Тихого океана. С 1965 г. между Австралией и Новой Зеландией действует соглашение о свободной торговле. С 1990 г. отменены все торговые пошлины и таможенные тарифы, фактически действует единый рынок рабочей силы.
Активно идут интеграционные процессы в рамках АСЕАН. В 1992 г., дополняя соглашения 1977 г., был принят рассчитанный на 15 лет план создания зоны свободной торговли. Кроме того, с 1981 г. действует соглашение о промышленной взаимодополняемости в частном секторе, предусматривающее реализацию специальных программ производства ряда промышленных товаров.
Второе направление сотрудничества представляют локальные многосторонние программы, разработанные в рамках различных субрегиональных объединений.
Перспективным опытом согласованного развития стран АТР является формирование так называемых «естественных экономических территорий»23 в пределах государств-соседей, позволяющих реализовать экономические преимущества различных стран. Первым образцом такой зоны стал возникший в конце 80-х годов «треугольник развития» Сингапур - Джохар (Малайзия) - Батам (Индонезия), в рамках которого сочетаются сингапурские высокие технологии, техника среднего уровня Малайзии и трудоемкие отрасли промышленности Индонезии. В начале 90-х гг. аналогичная зона, но с участием Малайзии, Таиланда и Индонезии была создана в районе Малаккского пролива.
Третье направление сотрудничества включает ряд соглашений и проектов, которые реализуются странами АТР в общерегиональных рамках. Они разрабатываются и принимаются на уровне основных интеграционных институтов, среди которых выделяются проекты, сформированные под эгидой АТЭС. Эта организация, с точки зрения масштабности разрабатываемых проектов и количества подписанных соглашений, несомненно является самой значительной и авторитетной в регионе. Так, форум АТЭС 1996 г. в Осаке принял решение о либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов в 15 областях, включая энергетику, экологию, телекоммуникации и др. Все страны, входящие в эту организацию, приняли обязательства по реализации таких программ в национальных масштабах.
В планах этой организации превращение АТР в свободный рынок товаров и услуг, который намечено создать к 2010 году для развитых, а к 2020 г. для всех стран региона.
Существенным препятствием в реализации общерегиональных проектов и программ является сложившийся в Азиатско-тихоокеанском межстрановом сообществе асимметричный характер развития. В настоящее время безусловными лидерами в этой экономической зоне остаются США и Япония. На них приходится более 80% совокупного ВНП всего тихоокеанского бассейна (включая страны Латинской Америки). Причем эти страны имеют сравнительно равные показатели экономического развития, существенно отличающиеся от других стран этого же региона, позволяющие им определять возможные направления внутрирегиональной интеграции в рамках АТР с целью поддержания своего превосходства.
В связи с этим уже сейчас возникают споры, касающиеся содержания деятельности общерегиональных организаций. Так, в азиатских политических и деловых кругах распространено мнение, что стратегия США в отношении АТЭС сводится к тому, чтобы использовать ее в качестве инструмента для проникновения на рынки Азии, добиться расширения своего экспорта и тем самым создавать новые рабочие места у себя в стране. Задача тем более актуальна, что из 150 млрд. долл. внешнеторгового дефицита США самая большая доля приходится на восточноазиатские государства, и прежде всего на Японию и Китай.
Кроме того, часто указывается, что существует опасность использования АТЭС Соединенными Штатами в качестве рычага для получения торговых уступок от ЕС, а также для сдерживания реализации малайзийского проекта создания Восточ-ноазиатского экономического союза, исключающего присоединение «белых стран» вообще и США в частности.
Все эти проблемы есть реальное отражение неравномерности развития стран, входящих в АТР, и могут расцениваться как негативные последствия имеющейся асимметрии.
Однако наряду с ними интеграционная асимметрия является одновременно и позитивным фактором, определяющим возможности дальнейшего разделения труда в АТР, создания взаимодополняемых хозяйственных структур, использующих в комплексе преимущества в отдельных позициях входящих в нее стран.
В целом интеграционный процесс в АТР имеет сложный характер. Он специфичен по сравнению с моделями, которые используются в других регионах мира.
Во-первых, здесь в основу межстранового сотрудничества положено стимулирование контактов между деловыми кругами, а не межправительственные соглашения (подобно, к примеру, ЕС). Главная роль правительств состоит в снятии ограничений на движение товаров и капиталов, отказ от протекционизма26. В связи с этим весьма специфичны интеграционные институты, сформированные в АТР. Организационная структура и цели функционирования большинства межстра-новых организаций до сих конкретно не определены, они не имеют такой жесткой правовой базы, как, например. Европейский Союз.
Во-вторых, учитывая многообразие группировок и параллельное вхождение отдельных государств (США, Канада, Мексика, Чили и др.) сразу в несколько организаций, следует отметить довольно сложную структуру торгово-эко-номических отношений, затрудняющую полноценное взаимодействие в осуществлении отдельных проектов и регулировании деятельности различных стран.
В-третьих, перспективы создания высокоорганизованной экономической группировки в АТР могут быть отнесены на далекую перспективу. Это обусловлено и масштабами региона, и существенными внутренними противоречиями. Следует учитывать, что в интеграционное объединение входят и державы, построившие экономику классического капитализма (США, Япония), и развивающиеся государства с переходной экономикой (Юго-Восточная Азия), и страны, которые официально придерживаются коммунистической идеологии (Китай, Вьетнам, КНДР).[7]
В связи с этим иногда высказывается мнение, что АТР не следует рассматривать как интеграционное объединение, что происходящие здесь процессы следует интерпретировать как «ложную интеграцию»27. Учитывая масштабы и разнородность региона, действительно трудно рассчитывать на быстрый прогресс «классической» экономической интеграции. Однако вышеуказанные объективные основания достаточно убедительно доказывают существование общего интеграционного вектора в этом регионе мира, что подтверждается также и эффективным развитием субрегиональных интеграционных группировок на Тихом океане (АСЕАН, НАФТА, торговый союз Австралии и Новой Зеландии и пр.). С этой точки зрения весьма перспективной представляется субрегиональная группировка в Северо-восточной Азии (Кольцо Японского моря). Последняя группировка наиболее привлекательна и доступна для России и особенно для российского Дальнего Востока.
Список литературы
1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов – н – Д.: Феникс, 2004.
2. Булатов А.С. Мировая экономика. – М.: БЕК, 2003.
3. Ишаев В.И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. – Владивосток: Дальнаука, 2004.
4. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. – СПб.: Изд-вл Михайлова В.А., 2004.
5. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2003.
6. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой - М.: ЮНИТИ, 2004.
7. Сергеев П.В. Мировая экономика. – М.: Юриспруденция, 2005.
8. Минакир П., Деваева В. Роль АТР в экономике ДВ РФ // Проблемы ДВ 2003, №1.
Приложения
Приложение 1
Импорт нефти и нефтепродуктов в Китай в январе-ноябре 2004 г. (тыс. баррелей в сутки) |
|
В с е г о |
989 |
В том числе: |
|
нефть |
567 |
нефтепродукты, |
422 |
включая: |
|
дизтопливо |
68 |
мазут |
259 |
Приложение 2
Основные показатели работы CNPC и Sinopec по итогам 2004 г. |
||
Компания |
Доходы, млн. долларов |
Добыча, тыс. баррелей в сутки |
CNPC |
481 |
2150 |
Sinopec |
409 |
710 |
Приложение 3
Торговля стран ЕС со странами АТР
|
Приложение 5
Динамика экономического развития некоторых странАТР
Страны |
Население млн.чел |
ВНП (по ППС) |
||
Общий, млрд. долл. |
На душу населения, долл. |
Темпы прироста в 2000-2004 гг.,% |
||
Бруней Вьетнам Индонезия Малайзия Сингапур Таиланд Филиппины Юж. Корея |
0,3 77 200 21 3 61 73 47 |
7,2 128,3 690,7 229,3 89,6 399,3 269,2 65 |
29 090 1670 3450 10 920 29 000 6590 3670 12 445 |
… 8,6 7,5 8,7 8,5 7,5 3,3 8,8 |
[1] Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов – н – Д.: Феникс, 2004. – с. 249.
[2] Минакир П., Деваева В. Роль АТР в экономике ДВ РФ // Проблемы ДВ 2003, №1. – м. 21.
[3] Булатов А.С. Мировая экономика. – М.: БЕК, 2003. – с. 348.
[4] Ишаев В.И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. – Владивосток: Дальнаука, 2004. – с. 104.
[5] Минакир П., Деваева В. Роль АТР в экономике ДВ РФ // Проблемы ДВ 2004, №1. – с. 25.
[6] Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. – СПб.: Изд-вл Михайлова В.А., 2004. – с. 511.
[7] Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой - М.: ЮНИТИ, 2004. – с. 429.