Содержание

1. Понятие АТР, его место в мировой экономике. 3

2. Ресурсный потенциал АТР, его особенности. 6

3. АТЭС, ее роль в развитии стран АТР. 10

4. Интеграционные процессы в АТР, тенденции развития. 17

Список литературы.. 27

Приложения. 28

1. Понятие АТР, его место в мировой экономике

Если руководствоваться только чисто географическим подхо­дом с акцентом на азиатский континент, то по большому счету в АТР уже сложился «азиатский четырехугольник»: Япония — Ки­тай — НИС — АСЕАН. АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация, включающая Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Син­гапур, позже — Бруней и Вьетнам. (В экономических публикациях, в ряде материалов ЮНКТАД, МБРР введено понятие АСЕАН-4, т. е. первые четыре страны.).

Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатс­кой солидарности, поиска общеазиатских ценностей. В связи с этим видение интеграционных процессов в АТР отличается от подхода к оценкам европроцессов. Анализ внутрирегионального взаимодействия и особенно связей в рамках «азиатского четы­рехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне.

Начиная с 60-х годов в национальных хозяйственных системах стран АТР наблюдались стабильно высокие темпы роста, причем основ­ные экономические показатели их развития существенно пре­восходили среднемировые значения. В рассматриваемый пери­од все страны АТР имели чрезвычайно высокие темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП). Аналогичная тенден­ция наблюдалась в сфере внешней торговли: за 1990-1995 гг. практически все государства региона смогли удвоить как внеш­неторговый оборот, так и золотовалютные запасы.

В результате за сравнительно небольшой промежуток време­ни государства региона смогли не только выдвинуться в лиди­рующую группу в международных сравнениях хозяйственных результатов, но и постоянно увеличивали свой экономический потенциал. Динамичное развитие АТР, особенно его восточно-азиатской части, дало аналитикам серьезные основания, чтобы утверждать, что в скором времени этот регион станет основ­ным мировым финансовым и торговым центром, вытеснив с главных ролей североамериканскую и европейскую экономи­ческие системы. Действительно, как показывает статистика, значение АТР в мировом хозяйстве растет чрезвычайно быст­рыми темпами. В 1967 году ВНП, созданный в регионе, состав­лял 38%, в 1987 году он достиг 45%, а уже к 2003, по данным Экономической комиссии ООН для Азии, на его долю приходилось 60% мирового ВНП (4,5 трлн. долл.) и 40% мировой торговли (1,1 трлн. долл.).[1]

Помимо высоких темпов экономического развития и увели­чения товарооборота страны АТР выделялись также и по ряду других характеристик, связанных прежде всего с прогрессив­ными изменениям в технологии производства. Существенный прогресс в сфере НТП позволил им не только перестроить и рационализировать хозяйственную систему, но и существенно увеличить производительность труда. Достижения, полученные ими в этой области, стали хрестоматийными примерами воз­можностей экономического развития в XX веке.

Эффективное развитие реального сектора экономики со­здало надежную основу для финансового благополучия стран АТР. Экономический рост в совокупности с отдельными осо­бенностями институциализации хозяйственных систем госу­дарств региона обусловили высокую норму сбережений, т.е. позволили сформировать финансовую базу для поддержания высокой динамики развития на перспективу. В целом АТР по уровню сбережений значительно опережает другие регионы мировой экономической системы. Так, например, по группе стран, входящих в семерку наиболее промышленно развитых, средний уровень сбережений по отношению к ВНП составлял 8.1% в 2002 г. и 7.8% в 2003 г. В АТР в этот период, по оценкам Международного валютного фонда, средний уровень сбере­жений был свыше 13% ВНП. Естественно, это привело к бо­лее высоким размерам банковских депозитов и резервов. В ре­зультате к 2004 г. 41% всех банковских резервов мира был со­средоточен в семи ведущих странах Восточной Азии по срав­нению с 17% в 1980 г.[2]

Экономическое развитие стран АТР и особенно восточно-азиатских стран вплоть до середины 90-х годов не внушало каких-либо серьезных опасений и позволяло достаточно уве­ренно прогнозировать на коротком периоде дальнейшее уве­личение экономического потенциала стран АТР и возраста­ние их роли в мировой экономике.

2. Ресурсный потенциал АТР, его особенности

АТР — район больших экономических и социальных кон­трастов, но жители этого региона имеют много общих интересов; вместе с другими народами развивающихся стран они ведут борьбу за национальную независимость и преодоление экономической отсталости, доставшейся им в наследство от эпохи колониализма.

Регион обладает богатейшими запасами нефти. В ее недрах находится около 50 млрд. т разведанного «черного золота», что составляет около 60% всех нефтяных запасов капиталистического мира. До 70-х годов добыча нефти в странах Юго-Западной Азии почти полностью контролировалась крупнейшими капиталистическими монополиями, получавшими от этого колоссальные при­были. Все нефтедобывающие страны, действуя в рамках Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), регулируют цены на нефть, защищая свои инте­ресы в противоборстве с международными монополиями. Важнейшим истори­ческим событием в жизни народов Юго-Западной Азии явилось установление национального контроля над иностранными нефтедобывающими компания­ми. В результате чего Ирак, например, полностью национализировал иност­ранные компании, а Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ и Бах­рейн приобрели (путем выкупа акций) большую часть собственности иност­ранных нефтяных монополий.[3]

В недрах имеются также огромные запасы природно­го газа (около 10 триллионов куб. м, т.е. 20 % всех запасов мира), обнаружены и добываются хромитовые, железные, медные, марганцевые, свинцовые, цин­ковые, сурьмяные, молибденовые руды, фосфориты, бокситы.

Страны АТР производят ценное сельскохозяйственное сырье. Некоторые виды сельскохозяйственной продукции стран АТР за­нимают видное место на международном рынке. Так, Турция является мировым поставщиком мохеровой шерсти, или «тифтика» (шерсти ангорской козы), из которого вяжутся трикотажные изделия. Афганистан — крупный экспортер луч­ших сортов каракуля и каракульчи. Мировой известностью пользуется сорт кофе мокко (получивший свое название по йеменскому центру кофейных планта­ций — городу Моха). Свыше 80% мирового производства фиников приходится на Ирак. Большой известностью пользуется турецкий и иракский твердый ячмень (для пивоварения и производства макаронных изделий), а также экспортируемые из Турции изюм, орех фундук, валонея и лакрица (лекарственные растения). Иран на мировом рынке известен не только как крупнейший поставщик нефти, но и как экспортер хлопка и сушенных фруктов (сабзы, миндаля и др.) и т.д. Извест­ностью пользуются некоторые изделия кустарно-ремесленного производства: ков­ры (Иран), трикотажные и текстильные изделия (Сирия).

Страны этого региона обладают благоприятными природными условиями и богатыми ресурсами для создания многоотраслевой национальной промыш­ленности. В индустриализации и использовании природных богатств наибо­лее заметных результатов добились Турция, Ирак, Сирия, Иран. В хозяйствен­ном развитии этих и ряда других государств региона большую помощь оказы­вал Советский Союз.

В Центральной и Восточной Азии расположено крупнейшее в мире госу­дарство по количеству населения — Китай. Он богат различными природны­ми ресурсами. Многие районы отличаются немалыми запасами полезных ис­копаемых. Инфраструктура, также как и государство в целом, развивается исключительно неравномерно. Основное население и объекты инфраструкту­ры сосредоточены в восточной части страны.

Основу топливного баланса Китая составляет уголь, на долю которого при­ходится свыше 70% потребляемых энергетических ресурсов. Вторым по зна­чению первичным источником энергии является нефть. Ее доля в топливно-энергетическом балансе страны составляет 23%, природного газа — 3%, гид­роэнергии — 4%. КНР располагает рядом небольших промышленных установок для получения жидкого топлива из угля.

Учтенные запасы угля оцениваются в 600 млрд. т. Угли большей частью хорошего качества (более 2/3 запасов — битуминозные, частично — коксую­щиеся). Многие месторождения отличаются значительной мощностью, неглу­боким горизонтальным или пологим залеганием пластов, удобным для разра­ботки. Подавляющая часть учтенных ресурсов угля сосредоточена в Северном Китае. Залежи угля часто располагаются вблизи месторождений железной руды.

Северный Китай — единственный район, который располагает значитель­ными излишками угля для снабжения других, менее обеспеченных топливом частей страны. Самое крупное в Северном Китае и во всей стране месторож­дение находится вблизи города Датун (провинция Шаньси). Датунский уголь потребляется на железных дорогах, промышленных предприятиях Северного и Восточного Китая. Следует назвать также старейшие в стране Кайлуаньские копи (провинция Хэбэй), которые поставляют коксующийся уголь для метал­лургических предприятий Северного, Северо-Восточного и Восточного Ки­тая. Северный Китай располагает и разработками антрацита, идущего в дру­гие районы, в большой мере в Шанхай.

Китай принадлежит к числу богатых нефтью стран мира. Уже в 50-х годах были выявлены крупные запасы нефти в Северо-Западном Китае — в провин­ции Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в Цайдамской впадине (Тибетское нагорье). Началась и вскоре принесла обильные плоды разведка месторождений нефти в Северо-Восточном Китае на низменности, образован­ной реками Сунгари и Ляохэ. В последующие годы открыты значительные зале­жи нефти в провинциях Шаньдун, Хэбэй; ведется интенсивное исследование прибрежных районов континентального шельфа Бохайского залива. Желтого и Южно-Китайского морей. Информация по импорту нефти и нефтепродуктов в Китай в январе-ноябре 2004 г. содержится в приложении 1

Состояние производственной инфраструктуры АТР оп­ределяется несколькими основными факторами: географическим положением стран, уровнем их развития, производственной специализацией. Так в странах расположенных на материке ведущими видами транспорта являются железнодо­рожный, речной, автомобильный, в то время как в островных государствах мор­ской транспорт. Ряд стран (Сингапур, Филиппины), используя свое положение на перекрестке морских путей имеют сильно развитую морскую инфраструкту­ру и представляют соответствующие услуги международному сообществу. Боль­шинство же государств специализируется на производстве натурального каучу­ка, добыче полезных ископаемых, включая нефть (Индонезия, Бруней, Малай­зия и др.), выращивании продуктов тропического сельского хозяйства. Только Малайзия дает 45% мирового производства натурального каучука. Она же зани­мает первое место в мире по добыче оловянной руды.

3. АТЭС, ее роль в развитии стран АТР

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии, На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в кото­рую входит один из четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бру­ней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом боль­шинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2006 г. снизить тамо­женные пошлины стран-участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в 2003 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЗС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправи­тельственная организация, объединяющая 21 государство региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филип­пины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг. (Сянган), Тайвань, Мексика; Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудниче­ства в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регио­не интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализа­ция торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако, выгоды получат, прежде всего, наиболее конкурентоспособные страны.[4]

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Ти­хоокеанском регионе (АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных осо­бенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести сле­дующие:

- во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосудар­ственного сотрудничества. Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудниче­ству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительства­ми и получали от них всестороннюю поддержку;

- во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существен­но разными уровнями экономического развития, разными культура­ми и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономи­ческие державы XX в. — США и Япония, а также экономический ги­гант XXI в. — Китай.

Что касается Японии, то АТЭС является единственной междуна­родной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непро­стые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий;

- в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональ­ные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли;

- в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» региона­лизма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интег­рацию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объедине­ния и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внут­ри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные эко­номические связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно от­нести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, при­нятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответст­вии с ним будет создана зона свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение Таможенных тарифов будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению орга­низации. В этих условиях повысится роль других, более интегриро­ванных региональных группировок, тем более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» — южно-китайская эко­номическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и ЕС, что будет препятствовать быстрой либера­лизации мировой торговли и может ограничить рамки интеграцион­ных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр миро­вого экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана.

В середине 2004 года на страны АТЭС приходилось 38,2% населе­ния мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС, например, соответ­ственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и стра­ны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта техно­логий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональ­ных сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма бы­стрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участ­никами АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).[5]

По некоторым данным среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до 2004 г. составляли 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении значительно опережали своих промышленно более развитых западных партнеров. Высокие темпы экономичес­кого развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет лидером экономического роста мира.

С учетом нерешенных проблем возможны три варианта раз­вития АТЭС в ближайшие годы. Согласно первому варианту дан­ная организация будет следовать по пути, начертанному в Богорской декларации. Однако из-за ее расплывчатости сохраняются возможности для обхода и фактического невыполнения достиг­нутых договоренностей.

Второй (наиболее вероятный) вариант закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем экономических взаимоотноше­ний в бассейне Тихого океана. Однако в этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В таких условиях возрастет значение других, более целенаправленных региональ­ных группировок, например, АСЕАН.

Третий вариант не исключает возобладания протекционист­ских настроений в США и Западной Европе, что будет препятст­вовать быстрой либерализации мировой экономики и угрожать раздроблением глобальной системы экономических связей на ре­гиональные блоки. В Азии в этом случае особое значение приоб­ретет формирование зоны свободной торговли в АСЕАН или рас­ширение сотрудничества в рамках АТЭС, но главным образом между ее азиатскими участниками.

Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить сво­бодный режим торговли к 2010 г. для развитых стран региона и к 2020 г. — для всех остальных членов АТЭС. Определено 15 сек­торов торгово-экономических отношений, в которых либерали­зация начинается прежде всего. При этом в девяти секторах (обо­рудование и услуги по охране окружающей среды, рыболовство, выпуск игрушек, лесоводство, драгоценные камни и украшения, химия, телекоммуникационные продукты, оборудование и услуги для энергетики, медицинское оборудование) конкретные меры по либерализации либо были приняты уже в 1998 г., либо имеют пер­спективу реализации в 1999 г. Далее на очереди снятие барьеров в таких секторах, как производство растительного масла, каучука, удобрений, гражданских самолетов, автомобилестроение.

Участие России в гигантской по размерам и обороту зоне сво­бодной торговли имеет для нее исключительно важное значение — вероятные материальные выгоды могут исчисляться миллиардами долларов в год.

4. Интеграционные процессы в АТР, тенденции развития

К чис­лу наиболее значительных факторов, обеспечивших быстрое развитие стран АТР, следует отнести эффективное использо­вание ими широкого круга механизмов межстранового взаи­модействия: многопозиционного экономического сотрудниче­ства, партнерского учета хозяйственных, политических и со­циальных интересов, согласования позиций на мировых рын­ках и т. д. В условиях быстро меняющейся в мире обстановки этот процесс был крайне сложен: созданию единой группи­ровки в районе Азиатско-тихоокеанского бассейна в первую очередь препятствовали чисто географические особенности данного региона. В его границах существует большое количе­ство стран, отличных друг от друга не только культурными и этническими особенностями, но прежде всего структурой хо­зяйства и уровнем развития. Кроме того, следует иметь в виду, что проблемы взаимодействия в регионе находятся в зависи­мости не только от экономических целей расположенных здесь государств, но и от военно-политических амбиций наиболее крупных и развитых из них.

Умелое маневрирование в этом сложном процессе позво­лило за исторически короткие сроки создать систему внутрирегионального разделения труда, обеспечившую мощные им­пульсы роста для всех ее участников. При этом страны, входящие в АТР, не только создали быстро растущие экономики и расширили рынки, но одновременно смоделировали ситуа­цию, когда их зависимость от торговли со странами, находя­щимися за пределами данного региона, получила устойчивую тенденцию к сокращению, и напротив, внутрирегиональные связи резко интенсифицировались. В настоящее время сред­ний показатель взаимного внешнеторгового оборота стран ре­гиона составляет 63% их общего объема, тогда как у стран ЕЭС он меньше 60%.

Показательно, что этот процесс наблюдается не только в целом по АТР, но и по отдельным странам, входящим в него. Так, объем внутрирегионального экспорта стран Восточной Азии вырос с 228 млрд. долл. в 1995 г. до 516,1 млрд. долл. в 2004 г., а импорта - соответственно с 233 млрд. долл. до 499 млрд. долл. Это составляет 39,3% общего объема экспорта и 40,3% объема импорта этих стран.[6]

Рост значения АТР в мировой торговле отразился на пере­ориентации связей на этот регион крупнейшей мировой дер­жавы — США, для которой тихоокеанский рынок стал основ­ным во внешней торговле. Если ранее ее основные товарные потоки направлялись в Европу, то к середине 2004 года объем торговли США со странами АТР на 40% превышает размеры торговли со странами ЕЭС, а американский экспорт в Япо­нию превосходил объемы вывоза товаров и услуг во Фран­цию, Италию и ФРГ, вместе взятые.

Для всех стран АТР заметную роль стала играть внутрирегиональная диверсификация хозяйственных связей. Наращи­вая объемы производства, они одновременно расширяли круг контрагентов за счет освоения рынков стран-партнеров по экономическому сообществу. Таким образом, их развитие все меньше зависело от конъюнктуры, складывающейся в отдель­ных национальных экономиках, и все больше ориентирова­лось на общерегиональную ситуацию.

Так, в объеме экспорта Южной Кореи доля США и Япо­нии в 1993 г. составляла соответственно 33,7% и 21,6%, а в 2001 г. — уже 26,5% и 17,8%. В том же направлении происходили изменения показателей в экспорте Тайваня: в 1993 г. - 47,7% и 13,7%, а в 2001 г. - 29,3 и 12%. Аналогичные процессы наблюдались и в других странах региона.

Диверсификация географической структуры экспорта в этих странах происходила за счет увеличения доли поставок в АСЕ­АН, КНР, Индокитай. Например, доля КНР в экспорте Гон­конга увеличилась в 1993 - 2001 гг. с 11,7 до 27,3%, а в экспорте Тайваня - с 2 до 6,1%. К 2004 г. товарооборот стран АСЕАН с Японией, Южной Кореей, Тайванем уже в 1,7 раза превосхо­дит объем их торговли с США.

Важным отражением активизации интеграционных про­цессов в АТР явилось взаимное усиление внутрирегиональных инвестиционных потоков, которые в процессе развития региона расширили не только объемы, но и географию. Если до середины 80-х основными поставщиками инвестицион­ных ресурсов в страны АТР были США и Япония, то после 1985 г. произошло расширение круга участников инвестици­онного процесса за счет подключения других стран региона, до этого являвшихся лишь реципиентами иностранного капитала.

В настоящее время процессы внутрирегионального взаи­модействия стран АТР приобретают все большую интенсив­ность. По оценкам, проведенным специалистами «Mitsubishi Research Institute», в начале настоящего столетия объем по­токов капиталов, товаров, информации и людей возрос в этой экономической зоне в 5-6 раз по сравнению с 1990 г.

Чтобы их обеспечить, необходимо развитие эффективной институциональной базы сотрудничества. В настоящее время она существует в виде ряда организаций, способствующих это­му процессу, среди которых основную роль играют три инсти­тута: АТЭС, СТЭС и ТЭС. Наряду с этим осуществляется ряд экономических проектов под эгидой ООН и других межправи­тельственных организаций, способствующих созданию свобод­ных экономических зон, осуществлению международных про­грамм по развитию торговли, транспортной и телекоммуни­кационной инфраструктуры, охране окружающей среды и др.

Следует отметить, что эти объединения создавались в до­вольно жестких дискуссиях политиков, экономистов и ученых различных стран, которыми были предложены различные ва­рианты формирования «тихоокеанского сообщества». При этом в основе рассматриваемых программ лежали не только вопро­сы экономического взаимодействия, но и политического, и военного сотрудничества в регионе, что создавало много слож­ностей в определении взаимоустраивающих позиций. Кроме этого создание сообщества в рамках АТР сталкивается и с другими проблемами, такими как региональные конфликты, хрупкость демократических режимов, угроза экономической безопасности, распространение ядерных вооружений и т. д.

Основная часть этих трудностей преодолевается с большим напряжением. Это явилось причиной того, что пока взаимо­действие стран АТР происходит преимущественно на основе двухсторонних соглашений. И в этом случае особенно интен­сивно протекают процессы взаимодействия в этнически род­ственных странах или странах, имеющих примерно равный уровень развития.

Так, с 1994 г. вступил в силу договор о свободной торговле между североамериканскими странами, ликвидировавший та­моженные тарифы, затрудняющие процесс взаимообмена, и предоставивший нормальные условия взаимного инвестиро­вания. Формирование данного блока закрепило и расширило ранее существовавшие связи стран, подписавших документ.

Другое ядро интеграционных процессов образовалось в южной части Тихого океана. С 1965 г. между Австралией и Но­вой Зеландией действует соглашение о свободной торговле. С 1990 г. отменены все торговые пошлины и таможенные та­рифы, фактически действует единый рынок рабочей силы.

Активно идут интеграционные процессы в рамках АСЕАН. В 1992 г., дополняя соглашения 1977 г., был принят рассчи­танный на 15 лет план создания зоны свободной торговли. Кроме того, с 1981 г. действует соглашение о промышленной взаимодополняемости в частном секторе, предусматривающее реализацию специальных программ производства ряда про­мышленных товаров.

Второе направление сотрудничества представляют локаль­ные многосторонние программы, разработанные в рамках раз­личных субрегиональных объединений.

Перспективным опытом согласованного развития стран АТР является формирование так называемых «естественных эко­номических территорий»23 в пределах государств-соседей, по­зволяющих реализовать экономические преимущества различ­ных стран. Первым образцом такой зоны стал возникший в конце 80-х годов «треугольник развития» Сингапур - Джохар (Малайзия) - Батам (Индонезия), в рамках которого сочета­ются сингапурские высокие технологии, техника среднего уровня Малайзии и трудоемкие отрасли промышленности Индонезии. В начале 90-х гг. аналогичная зона, но с участием Малайзии, Таиланда и Индонезии была создана в районе Малаккского пролива.

Третье направление сотрудничества включает ряд согла­шений и проектов, которые реализуются странами АТР в об­щерегиональных рамках. Они разрабатываются и принимают­ся на уровне основных интеграционных институтов, среди которых выделяются проекты, сформированные под эгидой АТЭС. Эта организация, с точки зрения масштабности разра­батываемых проектов и количества подписанных соглашений, несомненно является самой значительной и авторитетной в регионе. Так, форум АТЭС 1996 г. в Осаке принял решение о либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов в 15 областях, включая энергетику, экологию, телекоммуни­кации и др. Все страны, входящие в эту организацию, приня­ли обязательства по реализации таких программ в национальных масштабах.

В планах этой организации превращение АТР в свободный рынок товаров и услуг, который намечено создать к 2010 году для развитых, а к 2020 г. для всех стран региона.

Существенным препятствием в реализации общерегиональ­ных проектов и программ является сложившийся в Азиатско-тихоокеанском межстрановом сообществе асимметричный ха­рактер развития. В настоящее время безусловными лидерами в этой экономической зоне остаются США и Япония. На них приходится более 80% совокупного ВНП всего тихоокеанско­го бассейна (включая страны Латинской Америки). Причем эти страны имеют сравнительно равные показатели экономи­ческого развития, существенно отличающиеся от других стран этого же региона, позволяющие им определять возможные направления внутрирегиональной интеграции в рамках АТР с целью поддержания своего превосходства.

В связи с этим уже сейчас возникают споры, касающиеся содержания деятельности общерегиональных организаций. Так, в азиатских политических и деловых кругах распространено мнение, что стратегия США в отношении АТЭС сводится к тому, чтобы использовать ее в качестве инструмента для про­никновения на рынки Азии, добиться расширения своего эк­спорта и тем самым создавать новые рабочие места у себя в стране. Задача тем более актуальна, что из 150 млрд. долл. внеш­неторгового дефицита США самая большая доля приходится на восточноазиатские государства, и прежде всего на Японию и Китай.

Кроме того, часто указывается, что существует опасность использования АТЭС Соединенными Штатами в качестве ры­чага для получения торговых уступок от ЕС, а также для сдер­живания реализации малайзийского проекта создания Восточ-ноазиатского экономического союза, исключающего присое­динение «белых стран» вообще и США в частности.

Все эти проблемы есть реальное отражение неравномерно­сти развития стран, входящих в АТР, и могут расцениваться как негативные последствия имеющейся асимметрии.

Однако наряду с ними интеграционная асимметрия явля­ется одновременно и позитивным фактором, определяющим возможности дальнейшего разделения труда в АТР, создания взаимодополняемых хозяйственных структур, использующих в комплексе преимущества в отдельных позициях входящих в нее стран.

В целом интеграционный процесс в АТР имеет сложный характер. Он специфичен по сравнению с моделями, которые используются в других регионах мира.

Во-первых, здесь в основу межстранового сотрудничества положено стимулирование контактов между деловыми круга­ми, а не межправительственные соглашения (подобно, к при­меру, ЕС). Главная роль правительств состоит в снятии огра­ничений на движение товаров и капиталов, отказ от протек­ционизма26. В связи с этим весьма специфичны интеграцион­ные институты, сформированные в АТР. Организационная структура и цели функционирования большинства межстра-новых организаций до сих конкретно не определены, они не имеют такой жесткой правовой базы, как, например. Евро­пейский Союз.

Во-вторых, учитывая многообразие группировок и па­раллельное вхождение отдельных государств (США, Кана­да, Мексика, Чили и др.) сразу в несколько организаций, следует отметить довольно сложную структуру торгово-эко-номических отношений, затрудняющую полноценное взаи­модействие в осуществлении отдельных проектов и регули­ровании деятельности различных стран.

В-третьих, перспективы создания высокоорганизованной экономической группировки в АТР могут быть отнесены на далекую перспективу. Это обусловлено и масштабами регио­на, и существенными внутренними противоречиями. Следует учитывать, что в интеграционное объединение входят и дер­жавы, построившие экономику классического капитализма (США, Япония), и развивающиеся государства с переходной экономикой (Юго-Восточная Азия), и страны, которые официально придерживаются коммунистической идеологии (Ки­тай, Вьетнам, КНДР).[7]

В связи с этим иногда высказывается мнение, что АТР не следует рассматривать как интеграционное объединение, что происходящие здесь процессы следует интерпретировать как «ложную интеграцию»27. Учитывая масштабы и разнородность региона, действительно трудно рассчитывать на быстрый прогресс «классической» экономической интеграции. Однако вышеуказанные объективные основания достаточно убедитель­но доказывают существование общего интеграционного век­тора в этом регионе мира, что подтверждается также и эф­фективным развитием субрегиональных интеграционных груп­пировок на Тихом океане (АСЕАН, НАФТА, торговый союз Австралии и Новой Зеландии и пр.). С этой точки зрения весь­ма перспективной представляется субрегиональная группировка в Северо-восточной Азии (Кольцо Японского моря). После­дняя группировка наиболее привлекательна и доступна для России и особенно для российского Дальнего Востока.

Список литературы

1.           Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.  – Ростов – н – Д.: Феникс, 2004.

2.           Булатов А.С. Мировая экономика. – М.: БЕК, 2003.

3.           Ишаев В.И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. – Владивосток: Дальнаука, 2004.

4.           Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. – СПб.: Изд-вл Михайлова В.А., 2004.

5.           Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2003.

6.           Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой  - М.: ЮНИТИ, 2004.

7.           Сергеев П.В. Мировая экономика. – М.: Юриспруденция, 2005.

8.           Минакир П., Деваева В. Роль АТР в  экономике ДВ РФ // Проблемы ДВ 2003, №1.

Приложения

Приложение 1

Импорт нефти и нефтепродуктов в Китай в январе-ноябре 2004 г.

(тыс. баррелей в сутки)

В с е г о

989

В том числе:

 

нефть

567

нефтепродукты,

422

включая:

 

дизтопливо

68

мазут

259

Приложение 2

Основные показатели работы CNPC и Sinopec по итогам 2004 г.

Компания

Доходы, млн. долларов

Добыча, тыс. баррелей в сутки

CNPC

481

2150

Sinopec

409

710

Приложение 3

Торговля стран ЕС со странами АТР

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

 
 

Приложение 5

Динамика экономического развития некоторых странАТР

Страны

Население млн.чел

ВНП (по ППС)

Общий, млрд. долл.

На душу населения, долл.

Темпы прироста в 2000-2004 гг.,%

Бруней

Вьетнам

Индонезия

Малайзия

Сингапур

Таиланд

Филиппины

Юж. Корея

0,3

77

200

21

3

61

73

47

7,2

128,3

690,7

229,3

89,6

399,3

269,2

65

29 090

1670

3450

10 920

29 000

6590

3670

12 445

8,6

7,5

8,7

8,5

7,5

3,3

8,8


[1] Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.  – Ростов – н – Д.: Феникс, 2004. – с. 249.

[2] Минакир П., Деваева В. Роль АТР в  экономике ДВ РФ // Проблемы ДВ 2003, №1. – м. 21.

[3] Булатов А.С. Мировая экономика. – М.: БЕК, 2003. – с. 348.

[4] Ишаев В.И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. – Владивосток: Дальнаука, 2004. – с. 104.

[5] Минакир П., Деваева В. Роль АТР в  экономике ДВ РФ // Проблемы ДВ 2004, №1. – с. 25.

[6] Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. – СПб.: Изд-вл Михайлова В.А., 2004. – с. 511.

[7] Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой  - М.: ЮНИТИ, 2004. – с. 429.